bannerbanner
Книга как лекарство для детей
Книга как лекарство для детей

Полная версия

Книга как лекарство для детей

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 4

Боязнь остаться без чтения вслух

Читайте вместе в уютной тишине

Иногда дети думают, что, как только они научатся читать, взрослые им читать вслух перестанут.[22] И подсознательно оттягивают момент освоения азбуки, чтобы не лишиться этих чудесных безмятежных минут. Ведь когда еще они могут целиком и полностью завладеть вниманием взрослого и вместе с ним окунуться в волшебную историю? Важно уверить ребенка, что он не останется без книги перед сном, даже когда сам научится бегло читать. Чтение вслух приносит удовольствие не только детям, и было бы здорово, если бы всем нам читали вслух лет до сорока. Разумеется, это не значит, что не нужно поощрять стремление ребенка научиться читать. Мы рекомендуем воссоздать физическую и эмоциональную близость, присущую чтению вслух, при помощи не менее приятного совместного чтения про себя. Вы читайте свою книгу, а дети пусть читают свою. Главное, чтобы происходило это в одной комнате и в одно и то же время. В идеале, вы должны сидеть рядом.[23] Нигде не сказано, что читать про себя нужно в одиночестве. И еще рекомендуем попробовать читать одну и ту же книгу вместе, пусть даже для этого вам и придется добыть два экземпляра.

Боязнь мышей

См. Боязнь животных.

Боязнь насекомых

См. Боязнь животных.

Боязнь овощей

См. Привередливость в еде.

Боязнь пауков

См. Боязнь животных.

Боязнь подкроватных монстров

Норберт Ланда, иллюстрации Тима Уорнса. Охота на монстра

До чего же страшно в детской комнате ночью! Половицы загадочно поскрипывают, за дверью платяного шкафа клубится темнота, а под кроватью прячется огромный страшный монстр… Или все-таки нет?

Книжка Норберта Ланды рассказывает историю гусыни, которую однажды разбудил таинственный звук из-под кровати. «Пш-пш-пш, – доносилось снизу. – Пш-пш». Перепуганная гусыня собрала целый отряд из поросенка, медведя, волка и совы, и только вместе, вооружившись всем необходимым для охоты на монстра, они отважились приподнять край одеяла.

Прочтите эту книжку своему ребенку, чтобы показать: у страха глаза велики, – а если из-под кровати порой и доносятся странные шорохи, это наверняка кто-то маленький и совсем не злой.


Также см. Беспокойство; Боязнь темноты; Испуг.

Боязнь призраков

Многие дети отнюдь не желают избавляться от страха перед привидениями – ведь на вечеринках с ночевкой так здорово хором визжать, завидев в темноте «призрачный» рукав ночнушки! Если у вас в гостиной окажется компания детей, которых требуется как следует припугнуть, обратитесь к списку ниже. Некоторые истории в нем повествуют о добрых призраках, а от некоторых и в самом деле мурашки бегут по коже.

Десять лучших историй о призракахДобрые призраки

Крис Ридделл. Юная леди Гот и призрак мышонка.

Отфрид Пройслер. Маленькое привидение.

Нил Гейман, иллюстрации Криса Риддела. История с кладбищем.

Вера Бросгол. Призрак Ани.

Корнелия Функе. Рыцарь-призрак.

Алан Гарнер. Совы на тарелках.

Роберт Лоуренс Стайн. Добро пожаловать в мертвый дом.

Ева Ибботсон. Позвоните призраку.

Джон Бойн. Здесь обитают призраки.

Ширли Джексон. Призрак дома на холме.

Злые призраки

Также см. Боязнь подкроватных монстров; Боязнь темноты; Испуг; Ночевки у друзей; Трудности с засыпанием; Утрата веры в волшебство.


Боязнь темноты

Мартин Уодделл, иллюстрации Барбары Ферт. Почему ты не спишь?

Лина Жутауте. Тося-Бося и Темнота

Минна Макмастер, иллюстрации Юлии Дюрр. В темноте

Хелена Хараштова, иллюстрации Якуба Ценкла. Я не боюсь темноты!

Почти все дети хоть немного да боятся темноты – причем страх обычно вызывает не она сама, а те ужасные вещи, которые могут в ней таиться. Стоит дать воображению волю, и ребенка тут же окружают всевозможные буки, жути и чудовища. Как только они полезут из углов, бегите к шкафу за книжкой Мартина Уодделла «Почему ты не спишь?». Когда Медвежонок жалуется, что не может заснуть, Большой Медведь откладывает свою Медвежью Книгу (на самом интересном месте!)[24] и подходит узнать, что случилось. Медвежонок сидит в кроватке, ухватив себя за задние лапы – как делают дети, когда чем-то смущены. Наконец он признаётся, что боится темноты. «Какой темноты?»[25] – спрашивает Большой Медведь. «Той, что вокруг меня», – отвечает Медвежонок, и читатель практически видит, как он взволнованно раскачивается на странице взад-вперед. Большой Медведь приносит фонарик, и он немного рассеивает тьму, но в углах пещеры по-прежнему клубятся тени. Тогда Большой Медведь приносит еще два фонаря, один больше другого; при этом мы чувствуем его возрастающую усталость. Медвежонок тем временем проходит все стадии беспокойства и переутомления (см. Переутомление), с потрясающей точностью переданные Барбарой Ферт, – пока Большой Медведь не догадывается, как успокоить своего малыша… Эта утешительная, неторопливая и в высшей степени дремотная книжка скоротает затянувшийся отход ко сну и взрослому, и ребенку. А если повезет, ваш личный Медвежонок уснет задолго до ее конца.

Тосю-Босю – маленькую, но очень деятельную героиню Лины Жутауте – Темнота не столько пугает, сколько злит. И в самом деле, что это такое: Тося Темноты боится, а вот Темнота Тосю – ни капельки! Ужасно несправедливо. К сожалению, папа не может объяснить девочке, зачем нужна Темнота, а только что-то невразумительно бубнит себе под нос. Тогда Тося решает ее изловить: подкарауливает в шкафу, в ванной, под столом и кроватью… Но коварная темнота ускользает, стоит лишь попытаться рассмотреть ее получше при свете фонарика. Наконец, после целого дня безуспешной охоты, Тося открывает удивительную вещь: Темнота нужна не только затем, чтобы пугать маленьких детей. Еще в ней, например, живут звезды. А значит, она не такая уж плохая?.. Пример Тоси-Боси помогает ребенку понять, что бояться – нормально, что со страхом можно бороться и что Темнота может быть очень даже красивой и полезной.

Этому же учит книжка-картинка Минны Макмастер. Однажды в доме главного героя отключают электричество, и каждый уголок квартиры погружается во мрак. Темно становится в большой комнате, в детской, на кухне и в ванной, в папиной и маминой спальне… Даже у рыбок в аквариуме! Но изобретательная семья превращает это неудобство в увлекательную игру. Ведь оказывается, что в темноте привычные вещи гораздо интереснее: еда совсем другая на вкус, в пижаме куча дырок для рук и ног, а банный халат напоминает веселого монстра. Конечно, почитать на ночь при отключенном свете не получится, зато можно выстроиться змейкой и на четвереньках ползти на кухню за бутербродами; можно хором петь песни и играть в привидения; можно на ощупь чистить зубы в полном мраке… Можно перестать бояться темноты, став ее исследователем и испытателем! Переворачивая серые, черные и синие шершавые странички и открывая все новые виды игр с темнотой, даже самый боязливый ребенок постепенно увидит ее в позитивном свете (если можно так выразиться).


Также см. Беспокойство; Боязнь подкроватных монстров; Кошмары; Тревожность.

Боязнь теней

См. Боязнь темноты.

Боязнь что-то пролить

См. Неуклюжесть.

В

Вечно занятые родители

Элиза Роси, иллюстрации Эстель Меенс. Куда торопится мама?

Нил Гейман, иллюстрации Криса Ридделла. Коралина

Не подумайте, пожалуйста, что мы пытаемся пробудить во взрослых чувство вины. Воспитывать детей и одновременно работать, поддерживать порядок в доме, следить за собой и еще выкраивать время на новую серию любимого сериала (извините) очень непросто. Но ребенку необходимо знать, что в списке важных дел он стоит у вас не на последнем месте.

Мама Эрнеста и Маргариты, как и любая другая мама, вечно бежит, торопится и пытается все успеть. Она часто просит, чтобы Эрнест и Маргарита поиграли сами, пока она работает, а если малыши шалят, мама порой срывается на крик. Но «иногда маме кажется, что время летит слишком быстро»[26] – и тогда она перестает спешить. Мама, Эрнест и Маргарита играют вместе, поют на три голоса, пекут восхитительный кекс и любуются облаками. Мама наслаждается каждой минуткой и не думает о времени. И тогда оно словно останавливается… Светлая история, в которой, наверное, каждая мама узнает себя, для взрослых станет приятным лекарством от излишней торопливости, а для детей – напоминанием о том, что, как бы мама ни спешила, она все равно любит своих малышей.

Дети постарше узнают себя в Коралине, чьи родители хоть и работают из дома, но вечно сидят уткнувшись в компьютеры. В большом старом доме, куда они недавно переехали (см. Переезд), Коралина чувствует себя лишней. «Исследуй квартиру, – предлагает папа, даже не поворачивая голову от монитора. – Вот тебе лист бумаги и карандаш. Пересчитай все двери и окна. Сделай список всех предметов голубого цвета. Устрой экспедицию по поиску бака с горячей водой. А мне дай спокойно поработать».[27] Коралина послушно бродит по дому, считая окна и двери, – и в конце концов находит большую коричневую дверь в дальнем углу гостиной.

За этой дверью Коралина обнаруживает дом, точь-в-точь как их собственный, но все же немного другой. Там живет женщина, невероятно похожая на маму Коралины – но все же не такая. «Другая мама» худее и бледнее, а вместо глаз у нее черные пуговицы. У этой мамы хватает времени на то, чтобы пожарить изумительно вкусного цыпленка. Она живет с «другим папой», который отвлекается от компьютера, когда Коралина заходит в комнату. «Мы хотим любить тебя, играть с тобой, защищать тебя и делать твою жизнь интересной», – говорит другая мама. «Вот это совсем другое дело», – невольно думает Коралина.

И все же есть в «других» родителях что-то пугающее. Слишком сильно они хотят, чтобы Коралина осталась с ними. А когда девочка решает вернуться в настоящий дом, то обнаруживает, что ее родители исчезли… Эта жутковатая сказка найдет отклик у детей, чьи родители с головой ушли в работу, однако все то, на что Коралина готова пойти ради спасения мамы и папы, показывает, как сильно она их любит, несмотря на все их недостатки. В финале истории она сходит с ума от радости, когда к ней возвращается ее «настоящая, чудесная, раздражающая и восхитительная мама». И теперь, когда Коралина заходит к папе в кабинет, он поворачивается к ней, улыбается «добрыми серыми глазами» и выключает компьютер. Дайте эту книгу ребенку, а потом прочитайте сами. Все обиды забудутся, стоит лишь понять: главное – быть рядом друг с другом.


Также см. Зависимость от телевизора; Одиночество; Скука.

Воображаемый друг

Лорен Чайлд. Немножко невидимый (англ. Slightly Invisible)

Эрика С. Перл, иллюстрации Джулии Денос. Пятнашка (англ. Dotty)

Воображаемые друзья могут быть отличными спутниками в реальной жизни – они всегда рядом и готовы поддержать тебя во всех начинаниях. Но иногда дети их стыдятся, боясь, что их (или их воображаемых друзей) засмеют (см. Если ребенок стал жертвой травли). В этом случае ребенку поможет добрая история, в которой к невидимым друзьям относятся с похвальной серьезностью. У Лоры, знаменитой героини Лорен Чайлд, есть приятель Сорен Лоренсон, который, несмотря на свою полупрозрачность, выглядит вполне настоящим (во многом благодаря шведскому имени и нелюбви к грибам). Когда Лора обращает на него внимание, он становится четче, а когда на что-то отвлекается – бледнеет и сливается с фоном. И хотя его видят только Лора и читатель, он отлично развлекает девочку, пока ее старший брат Чарли занимается своими делами и просит сестренку не мешать.

Обычно воображаемые друзья маленькие и незаметные – но не всегда. Пятнашка, верная спутница маленькой Иды, напоминает огромную белую корову в красных пятнах, с полосатыми розовыми рогами и хвостом-метелкой. Впервые отправляясь в школу (см. Начальная школа), Ида берет с собой Пятнашку на длинном синем поводке – и с радостью обнаруживает, что многие дети тоже привели с собой фантастических существ, вызванных к жизни безграничной фантазией художницы Джулии Денос. Однако учебный год идет своим чередом – и воображаемые друзья других школьников начинают исчезать. Когда однажды весной одноклассница Катя замечает свисающий из кармана Иды синий поводок, у нее вырывается изумленный возглас: «Ты что, ДО СИХ ПОР в нее веришь?» Пятнашка тут же бросается на защиту своей хозяйки, и Ида получает отличное подтверждение тому, что нельзя быть слишком взрослым для воображаемого друга. Если ваш ребенок стесняется своих фантазий, поделитесь с ним этой историей – или любой книгой из списка ниже.

Десять лучших книг про воображаемых друзей

Дэн Сантат. Приключения Бикла.

Мак Барнет, иллюстрации Кристиана Робинсона. Лео. История одного привидения.

Мишель Кнудсен, иллюстрации Мэтта Фелана. Мэрилин и ее чудище.

Валерия Ординарцева, иллюстрации Полины Бахтиной. Видимое-невидимое.

Эдвард Ван де Фендел, иллюстрации Антона ван Хертбрюггена. Собачка, которой у Нино не было.

Квентин Гребан. Как воспитать домашнего мамонта.

Астрид Линдгрен. Малыш и Карлсон, который живет на крыше.

Николас Шуфф. Видимые-невидимые друзья.

Кэтрин Эпплгейт. Креншоу.

Франческа Заппиа. Я тебя выдумала.

Также см. Комплекс единственного ребенка; Нежелание вырастать; Отсутствие друзей; Смущение; Утрата веры в волшебство.

Вопросы о сексе

Бабетт Коул. Мама снесла яичко, или Откуда берутся дети

Катерина Януш. Как я появился на свет

Джуди Блум. Навсегда (англ. Forever)

Если вы не отваживаетесь в одиночку ступить на опасную территорию – или нуждаетесь в документальных доказательствах на случай, если дети, выслушав ваши объяснения, решат, что у вас поехала крыша, – вам поможет Бабетт Коул. Писательница подошла к делу с юмором: в книге «Мама снесла яичко» закомплексованные родители пытаются убедить своих отпрысков, что иногда детей просто находят под камнями, бывает, что их приносит динозавр, а еще их можно выдавить из специального тюбика. Тогда дети решают при помощи рисунков просветить папу и маму, как все бывает на самом деле: вот здесь дырочка, вот здесь трубочка, а вот так они могут соединяться. Простые и яркие карандашные иллюстрации помогают взглянуть на щекотливую тему спокойно, как на что-то обыденное. Советуем прочесть эту книгу детям, как только они начнут задавать те самые вопросы.

С подростками сложнее. Одно дело – разобраться с теорией и механикой секса, и совсем другое – впервые вступить в сексуальные отношения. Джуди Блум до сих пор входит десятку самых рекомендуемых авторов на эту тему. В то время как писатели прошлого укрывались за эвфемизмами,[28] а большинство современных авторов сосредотачиваются на романтическом элементе, Блум пишет о сексе довольно прозаично, срывая с него покров тайны. В ее книгах вы найдете ответы на вопросы, когда лучше начать, когда – сказать «нет», что вы почувствуете в процессе и что может пойти не так в эмоциональном и физическом плане. Лучшим произведением Блум, затрагивающим эту тему, считается «Навсегда». Автор спокойно и без излишней сентиментальности рассказывает о том, как взаимная симпатия перерастает в полновесные взрослые отношения.

Когда восемнадцатилетняя Кэтрин встречает Майкла, она решает, что уже готова к сексу. Она открыто обсуждает этот вопрос с разными людьми, включая самого Майкла, который начинает с довольно дикого поступка – знакомит Кэтрин с «Ральфом» (так парень называет свой член). Мама отвечает дочери предельно честно: «Секс – это серьезный шаг. После этого вы уже не сможете просто держаться за руки». Бабушка Кэтрин делится с ней советами по поводу контрацепции (вот уж чего мы не ожидаем от женщины ее возраста!), а лучшая подруга Эрика, признающая только физическую сторону секса, считает, что «неплохо разделаться с этим до колледжа».

Когда дело у Кэтрин и Майкла все-таки доходит до секса – на полу в спальне его сестры, – они оба воспринимают происходящее как романтический акт, навсегда соединяющий их друг с другом. Но, когда на лето им приходится расстаться, Кэтрин чувствует, что ее влечет к другому человеку. Она понимает, что с «навсегда» они погорячились. В отличие от современных книг для подростков вы не найдете у Блум физиологических подробностей, и тем не менее в истории Кэтрин и Майкла она пишет о том, что действительно волнует ее читателей.


Также см. Первая любовь; Первый поцелуй.

Вранье

См. Ложь.

Вторжение в личное пространство

См. Жажда уединения.

Вундеркинд

См. Опережение в развитии.

Вши

Астрид Линдгрен. Мадикен и Пимс из Юнибаккена

Если ваш ребенок сидит с полиэтиленовым пакетом на голове и в целом мире нет человека несчастнее, скорей бегите к книжному шкафу за историями о Мадикен из Юнибаккена. Вот уж для кого вши – не трагедия, а нескончаемый источник веселья и приключений. Подцепив паразитов от вредной Мии, Мадикен использует это как повод наконец-то с ней подружиться, а затем отправляется к деревенской поденщице Линус Иде, чтобы та исполнила ее вшам что-нибудь «не очень грустное под гитару».[29] Ведь это, наверное, так печально – быть маленькой вошью, которую не ждет ничего хорошего, а только неминучая смерть от сабадиллового уксуса! В итоге маме Мадикен приходится лечить от паразитов сразу четырех девочек, а те, ожидая избавления с полотенцами на головах, успевают и искупаться в речке, и поиграть в саду, и сочинить своим вошкам прощальную песню. «Ну скажи, разве это не здорово, Маттис! – говорит Мия. – Ты рада, что у тебя вши? Иначе ты никогда не покачалась бы на качелях». Читая уморительные рассуждения Мадикен и ее друзей, ваш ребенок очень быстро забудет о собственных огорчениях (только закрепите пакет понадежней, чтобы не сполз от взрывов хохота).

Выпрашивание смартфона

См. Зависимость от телевизора; Потребительская лихорадка.

Г

Глухота

В первые годы жизни слабослышащим детям нужны книжки-картинки с яркими четкими иллюстрациями и выразительными лицами героев, которые позволят им если и не услышать историю, то хотя бы «увидеть» ее. Когда же ребенок начнет читать самостоятельно, ему пригодится компания единомышленников, понимающих, каково это – сталкиваться с предубеждением окружающих, носить слуховой аппарат и пытаться прочесть вечерние новости по губам безэмоционального диктора.

Десять лучших книг для слабослышащих детей

Алан Макдоналд, иллюстрации Тима Уорнса. Мышка-трусишка.

Стив Смолман, иллюстрации Тима Уорнса. Утиная каша.

Рангхильда Скамелл, иллюстрации Майкла Терри. История с колючками.

Джим и Дебора Андервуд, иллюстрации Ренаты Ливски. Тихая книга.

Сиси Белл. СуперУхо.

Брайан Селзник. Мир, полный чудес.

Ирина Зартайская, иллюстрации Елизаветы Третьяковой. Я слышу.

Дарья Вильке. Тысяча лиц тишины (сборник «Грибной дождь для героя»).

Ной Гордон. Шаман.

Карсон Маккалерс. Сердце – одинокий охотник.

Также см. Когда ребенка не слышат; Когда ребенка не понимают; Непохожесть на других; Трудности с поиском друзей.

Гнев

Мерсер Майер. Я так рассердился

Элия Барсело. Хранилище ужасных слов

Диана Уинн Джонс. В собачьей шкуре (англ. Dogsbody)

Алекс Флинн. Дышащий под водой (англ. Breathing Underwater)

Со временем мы учимся обуздывать первоначальный порыв оскорбить или ударить человека, который вызвал у нас ярость. Но мы не рождаемся с этой способностью. Она – результат постепенной социализации, немаловажную роль в которой играют истории, показывающие способы перенаправления гнева в конструктивное русло. Одна из таких книг, написанная и проиллюстрированная Мерсер Майер, повествует о симпатичном лохматом монстрике, который однажды страшно рассердился на свою семью. И в самом деле, как сохранять спокойствие, когда на любое твое невинное желание отвечают категорическим отказом? Поселить в ванной лягушат – нельзя, залезть в кукольный дом сестренки – нельзя, полить дедушкины грядки или разрисовать дом – нельзя тем более. Неудивительно, что в какой-то момент у монстрика заканчивается терпение. «То нельзя, это нельзя, все нельзя! – говорит он. – Уйду я от вас».[30] Читатель с возрастающей тревогой, но не без любопытства следит за тем, как монстрик складывает в тележку любимые игрушки и насыпает в пакет печенье, чтобы не умереть с голоду во время своих трагических скитаний. Но тут к нему приходят друзья, которые зовут монстрика поиграть в мяч, и мама – о, чудо! – наконец-то отвечает согласием. Эта история не только достоверно изображает психологию ребенка, которому многие взрослые запреты искренне кажутся бессмысленными, но и подсказывает: любое «нельзя» становится менее горьким, если его подсластить альтернативным «можно».

На страницу:
3 из 4