bannerbanner
Психология саморазвития
Психология саморазвития

Полная версия

Психология саморазвития

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 4

Таким образом, подлинное саморазвитие личности включает не только деятельностный компонент, но и рефлексивный (самооценивание, построение образа себя). Именно тогда саморазвитие будет связано с «готовностью изменить себя, не изменяя себе… », происходит в соответствии с внутренними целями личности.

Личность функционирует в постоянно меняющемся обществе, выстраивая и престраивая себя, она не может не прибегнуть к инструментам самоизменения, имеющимся в обществе, культуре. «Сама динамика саморазвития через идентификацию позволяет человеку удерживать целостность себя в растущем многообразии и многомерности пространств жизни» 50.

Сохранение человеком стабильного образа себя позволяет ему прерывать свой жизненный опыт для поиска новых решений; в результате опробования новых способов действия, решения новых задач, человек сам становится новым. В этом и проявляется свобода человека меняться. Р.Мэй пишет, что в наиболее общем виде свобода – это способность человека управлять своим развитием, тесно связанная с самосознанием, гибкостью, открытостью, готовностью к изменениям. Благодаря самосознанию мы можем прервать цепь стимулов и реакций, создать в ней паузу, в которой мы можем осуществить сознательный выбор нашей реакции. Создавая эту паузу, человек каким-то образом бросает свое решение на чашу весов, опосредует им связь между стимулом и реакцией и тем самым решает, какова будет реакция. По мере развития самосознания соответственно увеличивается диапазон выбора человека и его свобода.

Осуществляя саморазвитие, личность определяет его направление, делает личностно значимый выбор. Совершая такой выбор, человек выбирает не столько цели и средства, не то, как ему поступить сейчас, он выбирает себя в будущем, строит посредством выбора образ своей жизни, определяет ее смысл (Д.А.Леонтьев).


1.2.1. Саморазвитие как поиск смысла: саморазвитие и сознание


Итак, мы исходим из того, что одним из компонентов саморазвития, его базой является рефлексивная деятельность личности, осмысление ею себя, мира и своего места в этом мире. Таким образом, саморазвитие теснейшим образом связано с сознанием личности. Осмысление мира ложится в основу его «вероятностного видения», которое противопоставлено жестко детерминированной картине действительности 50, с. 241. В случае видения мира объемным, состоящим из альтернатив, человек может выбирать путь собственного развития.

Если вслед за В.В.Налимовым рассматривать действительность как Вселенную, содержащую в себе бесконечное число потенциальных смыслов, то личность можно рассматривать как некий фильтр, который пропускает определенные смыслы. Вероятно, этот процесс соответствует общей направленности личности. Личность, нацеленная на активное саморазвитие, будет искать пути, позволяющие ей продвигаться к ее целям.

В процессе поиска и выбора альтернатив личность полемизирует сама с собой, такой «спор является нервом верификации: логическое рассуждение есть спор с самим собой, то есть спор, воспроизводящий внутренние черты настоящего спора» 93, с. 220-221. Данное положение снова выводит нас на проблему рефлексивности личности: выбор пути в целом и направления саморазвития, в частности, происходит в результате общения личности как с реальными людьми, так и в контексте внурисознательного диалога.

Если случается событие, природа которого человеку непонятна, смысл случившегося неочевиден, то состояние неочевидности дестабилизирует личность: для обретения равновесия человеку нужно отыскать какой-то смысл – даже страшный, пугающий смысл позволит работать каким-либо механизмам – пугает сама неизвестность. Отсюда знаменитые формулы: «горе от ума», «многие знания-многие печали» – человек ищет ответы, узнает много травмирующей информации; и формула «счастье в неведении», меньше знаешь – лучше спишь» и др.

Стремление превратить неясное в понятное заставляет человека решать задачу на смысл. В случае, если не находится рационального объяснения, у человека «подгружаются иррациональные базы» – срабатывают исконные, свойственные культуре сценарии, актуализируются мифологические образы. Если научная картина мира не всегда способна дать ответы, то мифологическая картина мира может объяснить практически любое событие или явление.

В качестве примера рассмотрим описание человеком «встречи с потусторонним», которое кратко можно пересказать так: женщина занимается на кухне домашними делами, ее сын и муж спят, время идет к полуночи. Вдруг в пустой комнате сам собой включается телевизор. Женщина идет посмотреть, что случилось, проходя по коридору, видит, что на полу лужа – их заливают соседи. Женщина говорит: «Словно кто-то меня предупредил, что нас заливают, и мы вовремя перекрыли воду». Люди, которым она рассказывает эту историю, дают многочисленные рациональные объяснения (телевизор случайно поставили на таймер, на пульт наступила собака и др.), при этом женщина с готовностью отвергает все эти версии (пульт был направлен совсем в другую сторону, таймером никто никогда не пользовался и др.). Эта женщина – ученый, кандидат исторических наук, владеет английским языком, заведует кафедрой в университете, безусловно, у нее сформирована научная картина мира. Вместе с тем, в такой мистической обстановке (ночь, неожиданно включившийся телевизор, опасность затопления водой) у нее сразу же актуализируется мифологическое мировосприятие, сформировавшийся смысл («кто-то меня предупредил») с легкостью конкурирует с любыми рациональными объяснениями.

Данный пример можно экстраполировать и на сферу постановки личностью целей, на сферу внутренней детерминации и саморазвития: попытка что-либо менять – это всегда ситуация риска, неопределенности, поэтому даже рационально мыслящей личности сложно, нужно делать над собой усилие, актуализировать мотивацию достижения успеха. У личности, которой свойственна мотивация достижения неудачи, чаще срабатывают психологические защиты (отказ от деятельности, выбор заведомо удачного (беспроигрышного) варианта, опора на приметы, знаки, гороскопы и разного рода другие «подсказки», снимающие с личности ответственность за возможную неудачу).

Человек изначально находится в той или иной плоскости восприятия самых различных ситуаций, у него сформирована когнитивная готовность, нацеленность на определенного рода интерпретацию тех или иных событий.

Есть у человека и отношение к идее развития и саморазвития, это, вероятно, связано с такими личностными конструктами, как локус контроля, соотношение мотивов достижения успеха и избегания неудачи, толерантность к неопределенности, базовое доверие или недоверие к окружающему миру, характеристики самоотношения и др.

Можно также предположить, что актуализация тех или иных мотивов, специфика когнитивной и аффективной оценки каких-либо ситуаций зависит от того, какой тип сознания чаще всего актуализируется у личности – этот тип сознания, по всей вероятности, представляет собой однажды достигнутый и застывший уровень развития сознания, который личность практически не покидает.

Важно отметить, что не на любом уровне развития сознания личность способна видеть альтернативные пути собственного развития, осознанно выбирать путь и идти по нему. Е.В.Улыбина пишет: «Обыденное сознание выполняет функцию адаптации личности в окружающем мире – через упрощение воспринимаемой картины мира, создание разнообразных стереотипов, поддержку «веры в справедливый мир» (согласно концепции М Лернера), построение защит (Е. Уолстер) и прочее … Наряду с функцией адаптации обыденное сознание осуществляет и функции дезадаптации, создавая условия для вывода за пределы адаптивного поведения, преодоления сложившихся в социуме форм приспособления… Возможность принятия неадаптивности по отношению к социуму обеспечивает повышение субъективной значимости личностной автономии, авторства, субъектности как качества личности» 85, с. 7-8.

Если общество рассматривается как единый субъект, то индивид по определению не может избежать коллективных форм мышления, следовательно, направленность личности на саморазвитие будет зависеть и от того, как к этой идее относится общество. Как известно, на определенных этапах развития общества идея развития и саморазвития была табуирована, поскольку ставила под угрозу привычный ход вещей (В.В.Знаков, Д.А.Леонтьев, Е.В.Улыбина).

Исследователи отмечают, что обыденное сознание связано с образом правильного мира, стремлением человека жить в удобном, предсказуемом мире. Принятие позиции сильный – слабый снимает когнитивный диссонанс: среднестатистический человек комфортно чувствует себя в позиции слабого, ничего не определяющего перед лицом огромного, сложного мира. Фатализм снимает с личности ответственность за ход жизни, когда человек исходит из того, что все предопределено и ничего нельзя изменить. Вместе с тем, всегда появляются личности, не признающие такой предзаданности. Вспомним вопрос, задаваемый Родионом Раскольниковым: «Кто я? Тварь дрожащая или право имею? » (Ф.М.Достоевский).

Встречаясь с жизненными проблемами, человек делает выбор: предпочесть статус существа, лишенного сознания и, соответственно, выбора (статус животного, поведение которого определяется инстинктом) или предпочесть статус Человека, осмысливающего мир, осознанного меняющего мир и самого себя. Применительно к этому можно интерпретировать формулу Р.Декарта «Мыслю, следовательно, существую» так: подлинное существование человека невозможно без осмысления, понимания, планирования.

В таблице ниже представлен анализ разных уровней мышления, произведенный Е.В.Улыбиной, нами дополнено моделирование специфики сваморазвития, свойственное каждому типу мышления 85, с.41.

Таблица 1.

Особенности образа мира и процесса саморазвития при разных формах сознания


Уровень сознания.

Доминирующая форма репрезентации.

Особенности образа мира.

Идея саморазвития, его процесс


Миф (бессознательное).

Индекс.

Слитность, неразделимость частного и общего, амбивалентность содержания и невозможность существования противоречий в данной системе репрезентации. Стремление к снятию противоречий как функция мифа.

Идея саморазвития табуирована, поскольку может нарушить привычный ход вещей. Процесс саморазвития не осуществляется.


Обыденное сознание.

Символ.

Многозначность. Расщепление первоначального единства мира, но «избыток возможностей», совмещение противоположностей («и то, и другое одновременно»). Существует стремление к игнорированию несовместимости противоречий.

Идея саморазвития возможна, но не значима для личности. Отсутствует рефлексивная активность, необходимая для выбора альтернатив. Процесс саморазвития может функционировать, при этом оно в основном спонтанно, локально, прерывисто, отчасти конформно.


Рациональный уровень, рефлексивное сознание.

Знак.

Ориентация на однозначность, определенность понятий (терминов). Противоположности осознаются как несовместимые, выбор уже сделан. Стремление к построению непротиворечивой картины мира.

Личность осознает противоречие между желаемым Образом Я и реальными особенностями, механизмом устранения такого противоречия выступает процесс саморазвития; саморазвитие осуществляется относительно целенаправленно, непрерывно, согласовано с ценностями и смыслами личности.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
4 из 4