bannerbanner
Психология саморазвития
Психология саморазвития

Полная версия

Психология саморазвития

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 4

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что российский менталитет, с одной стороны, предполагает склонность придерживаться традиций (признак восточных цивилизаций), с другой стороны, вполне открыт идеям, приходящим из других культур (открытость новым идеям – это признак западных цивилизаций) и даже склонен в некоторой степени конформно подражать им. При этом нужно отметить, что инакость идей, присущая отдельным индивидам, всегда скорее осуждалась в российском обществе, а не поддерживалась.

Приход в русское общество новых идей нередко сопровождался полярным смещением ценностей: в ситуации нестабильности на смену традиционным ценностям приходят диаметрально противоположные. Так, историки описывают длительную веру русского человека в доброго царя и акты глумления над традиционными ценностями (осквернение Зимнего дворца и др.). Драматичным примером дискредитации традиционных, исконных ценностей является на сегодняшний день разрушение института традиционной семьи (уважение к страшим, обязательность брака, постоянство в отношениях). Например, теле-проект «Дом-2» служит образцом современных отношений, где партнеры по отношениям постоянно меняются, нет понимания и уважения, присутствуют гомосексуальные связи; целевой телеаудиторией такого проекта являются лица подросткового и ранне-юношеского возраста, в результате у них формируются искаженные представления о семье, супружеских отношениях, не формируется готовность взять на себя родительские роли. В данном случае «западные» жизненные сценарии и ценности усваиваются личностью некритично, у взрослеющей личности формируется иллюзия саморазвития как уникального пути, свободы, на самом деле, развитие детерминируется модой, искаженными ценностями.

Еще одним примером «перевернутости» ценностей может служить то, что если раньше нормой для подростков и юношей было учиться, уважать учителей, много читать, а редким исключением были учащиеся, регулярно прогуливающие уроки, курящие, нарушающие дисциплину, то сегодня ученики, которые много читают, в том числе помимо программы, остались в меньшинстве, а симптомом взрослости, популярности стало вызывающее поведение, курение и т.п. В практике одной из школ г.Петропавловска-Камчатского известен случай, когда родители выступили с инициативой сделать для старшеклассников комнату для курения, чтобы им не приходилось ходить на улицу и получать простудные заболевания. Таким образом, сама идея школы как образовательного и воспитательного учреждения дискредитируется родителями. Следовательно, усвоение ценности свободы, демократии, родившейся в западном мире, принимает в русском обществе искаженный, деформированный характер. Идея свободы, которая выступает базовым условием для осуществления личностью саморазвития, трансформируется в контекст для регрессирующего развития. Безусловно, это положение не распространяется на все социокультурное пространство, однако если в основе стремления изменить себя, чего-либо достичь лежит стремление прославиться, учащемуся проще совершить асоциальный поступок (например, ударить учителя, снять это не телефон и выложить в интернет). К настоящим достижениям путь гораздо сложнее (спортивные достижения, победа на предметных олимпиадах и др.), они менее заметны для сверстников, требуют увлеченности, существенных волевых усилий. При этом в данном случае речь идет о подлинном саморазвитии.

Еще одним из аспектов анализа идеи саморазвития в русском обществе может служить проблема ответственности, локуса контроля. Если рассмотреть два традиционных русских вопроса «Кто виноват?» и «Что делать», то, вероятно, первый все-таки связан с внешним локусом контроля (поиск чьей-то роли), а второй – с внутренним локусом контроля (какие действия необходимо предпринять для изменения, улучшения ситуации?). Насколько русскому сознанию свойственно видеть свою роль в свершающихся событиях? Русскому менталитету, как отмечалось выше, свойственна соборность (решать проблему всем миром; так, образ былинного богатыря в русском фольклоре всегда символизировал русский народ, отсюда огромная сила, умение сразу выпускать сотни стрел и т.д.). При этом можно обратиться к такой поговорке: если за дело отвечают все, значит – никто. Коллективность, соборность не давали возможности выделиться в условиях русского общества индивидуальности; индивидуализм всегда порицался. Кроме того, русский человек всегда верил в волшебное решение своих проблем – «надеялся на русский авось», в сказках эта идея выражается в появлении щуки, скатерти-самобранки и других волшебных персонажей или предметов, которые смогут сделать что-либо за человека, Иванушка-дурачок вдруг волшебным образом превращался в красавца. При этом не существовало идеи о том, что человек должен приложить усилия, работать над собой (вспомним про былинного богатыря, который 33 года на печи пролежал).

Обобщая вышесказанное, можно прийти к выводу о том, что глубокое осмысление своих особенностей, стремление к саморазвитию не могли сложиться в данных условиях в полном смысле этого слова.

Вместе с тем, формирование русской интеллигентности с присущей ей тенденцией к глубокому самоанализу, к разрешению вечных вопросов создало условия для осмысления роли личности в развитии общества. Безусловно, осмысление ситуации в плоскости деятельностной активности – это уже шаг к идее самодвижения, саморазвития.

В русской литературе возникает идея человека, прилагающего усилия к изменению себя, и образ лишнего человека (например, Чацкий А.С.Грибоедова, «лишний человек» у М.Ю.Лермонтова, Человек с большой буквы у Максима Горького (писатель создает серию «Жизнь замечательных людей»), чеховский человек, «по капле выдавливающий из себя раба» и др. Сравним с героями зарубежных авторов, в общем мире посторонних «Посторонний» Альбера Камю и «Замок» Франца Кафки).

На современном этапе развития российского общества идея самодетерминированной, активной, ищущей, достигающей личности приобрела высокую значимость. К личности предъявляются новые требования: она должна быть самостоятельной, ответственной, направленной на самосовершенствование, умеющей планировать и выстраивать свой жизненный путь, постоянно рефлексирующей, познающей, направленной не только на свои, но и на чужие интересы. В рамках современной психологической теории зрелой считается личность, способная обеспечивать себя (в материальном плане и в психологическом – самостоятельно принимать важные жизненные решения). Тем не менее, скажем, русская модель семьи сегодня предполагает небольшое количество детей и долгую заботу о них (в то время как на западе предполагается, что человек как можно раньше должен начать жить отдельно и обеспечивать себя, платить за обучение и др.). Финансовая зависимость от родителей дополняется и мировоззренческой зависимостью от них, это сказывается, например, на выборе предстоящих ЕГЭ школьником, профессии и учебного заведения абитуриентом.

Растущая личность сталкивается с ситуацией, когда заимствованные от родителей мировоззренческие позиции неадекватны социальной реальности, а способность в ситуации смысловой неопределенности, присущей современному российскому обществу, плохо сформирована. В результате развивающейся личности крайне сложно решать задачу по смысловой разметке окружающего мира.

О подобной ситуации И.А.Акчурин пишет: «Раньше, в традиционном обществе «социальный статус родителей почти автоматически определял как общественную, так и духовную судьбу почти каждого человека. Сейчас прогрессирующий развал и силовых, и идеологических структур традиционализма обеспечил определенную свободу в выборе своего будущего почти каждой личностью. И поэтому очень важными стали те культурологические архетипы, которые населяют ныне все эти новые «вселенные» индивидуального духовного развития и которые тем самым определяют становление и общее направление формирования новых поколений людей в посттрадиционном обществе … Каждое новое поколение в процессе своего духовного становления (и взросления) рано или поздно, но совершенно обязательно сталкивается с этой критически важной проблемой новой личностной идентификации – «жизнь делать с кого» – причем чаще всего (пока что) в совершенно мифологической или, по крайней мере, мифологически «зашифрованной» форме (типа архетипических образов – «от Геракла до Битлов» [45, с. 23-24]. Действительно, взрослеющему человеку необходим образец. Нужно сказать, что средства массовой информации предлагают огромное количество негативных образцов, при этом незрелое сознание подростка часто неспособно выбрать адекватный образец для активации саморазвития (вспомним, что современные дети меньше читают, меньше интересуются классической литературой, которая дает замечательные образцы Человека).

Общество, с одной стороны, предъявляет школе новую модель выпускника (например, в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (от 04.02.2010г.) указывается, что «главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире»). То есть государство дает заказ на создание условий для развития личности, нацеленной на познание, саморазвитие, приобретение разного рода компетентностей. С другой стороны, общество предлагает массу негативных образцов (например, как можно зарабатывать деньги, не имея образования, как сила берет верх над интеллигентностью и др.). В условиях такой противоречивости общества сложно ожидать приобщения многих людей к идее саморазвития. Вместе с тем, в нашей стране делаются изобретения, развивается спорт, то есть существует часть общества, состоящая из людей, осуществляющих саморазвитие. Такая черта – идти к реализации идеи – присуща ярким носителям русского менталитета. Вспомним гениальных ученых, сделавших свои открытия в ГУЛАГе и понимающих, что они достанутся власти, лишившей их свободы. При этом эти ученые готовы были работать и в таких условиях, поскольку идея движения, самоизменения была для них сверхзначимой.

Значимость идеи саморазвития для мирового сообщества выражается и в ключевых идеях современной психологической практики: активность, рефлексивность личности, ее способность осознанного и целенаправлено строить жизнь.

Н.Пезешкиан часто повторял: «Хочешь иметь то, чего никогда не имел, сделай то, чего никогда не делал». Клиент, обращаясь к специалисту за помощью, ожидает вмешательства в свою жизнь и, как следствие, ее улучшения, он верит в чудодейственные способности психолога, в некую «волшебную пилюлю», способную радикально изменить жизнь к лучшему. Идея о том, что ему самому придется разбираться в жизни, принимать решения, что-то перестраивать нередко заставляет клиента решить, что он обратился к неквалифицированному психологу, а также толкает на обращение к«профессионалам» другого рода (магам, гадалкам, экстрасенсам), которые создают иллюзию магического преобразования жизни).

Современная консультативная, психотерапевтическая практика опирается на активность клиента, стимулирует его самодетерминацию, саморазвитие, а также открывает границы личности для самоизменения и гармоничных взаимоотношений с миром людей и своим собственным миром.

Такая открытость новому опыту и смыслообмену с другими людьми позволяет личности развиваться в пространстве этого диалога. Обратимся к строкам Б.Пастернака:

Жизнь ведь тоже только миг,

Только растворение

Нас самих во всех других,

как бы им в дарение.

Резюмируя анализ генезиса идеи саморазвития в процессе развития человеческого общества, можно отметить, что феномен саморазвития «прошел путь» от табуированности к высокой значимости этой идеи. Вместе с тем, с условиях современного общества идеи самосовершенствования, осознанного самоизменения нельзя назвать распространенными в масштабах всего человечества.

Далее обратимся к подробному анализу сущности процесса саморазвития.


1.2. Определение и сущность саморазвития личности


Человек развивается не только по заложенной в нём биологической программе и под воздействием окружающей среды, но и в зависимости от его опыта, потребностей, интересов, способностей, в процессе саморазвития. Теоретический анализ научных источников по проблеме саморазвития личности, его механизмов, психологических и педагогических условий, связи с творческой деятельностью (К.А.Абульханова-Славская, А.Г.Асмолов, Д.Б.Богоявленская, Б.С.Братусь, А.В.Брушлинский, Е.Б.Весна, Л.С.Выготский, Э.В.Галажинский, П.Я.Гальперин, В.В.Загвязинский, О.В.Заславская, В.В.Знаков, Е.Н.Кабанова-Меллер, В.А.Кан-Калик, Б.М.Кедров, В.Е.Клочко, Л.Н.Куликова, Н.С.Лейтес, Д.А.Леонтьев, А.Н.Леонтьев, И.Я.Лернер, И.О. Логинова, О.В.Лукьянов, Х.И.Лийметс, Б.Ф.Ломов, М.М.Мамардашвили, А.М.Матюшкин, Р.С.Немов, В.Оконь, А.В.Петровский, В.А.Петровский, П.И.Пидкасистый, С.Л.Рубинштейн, В.В.Сериков, М.Н.Скаткин, М.И.Сеченов, В.И.Слободчиков, Н.Ф.Талызина, О.К.Тихомиров, Д.И.Фельдштейн, Г.А.Цукерман, И.С.Якиманская и др.; Дж.Бьюдженталь, Э.Деси, Э.Динер, А.Маслоу, Р.Мэй, Г.Олпорт, Р.Райан, К.Роджерс, М.Селигман, В.Франкл, Э.Фромм, К.Ясперс и др.) позволил выделить ряд ключевых моментов, касающихся сущности саморазвития личности.

Саморазвитие – сознательная деятельность человека, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности; это форма жизнетворчества человека, культивирования собственной уникальности путем расширения собственных возможностей. Саморазвитие предполагает наличие ясно осознанных целей деятельности, идеалов и личностных установок и предполагает два этапа: самопознание и самоизменение.

Современное общество ставит перед личностью задачу максимально активного, полного саморазвития. Вместе с тем, темп, насыщенность жизни, пассивность в области самоопределения ведут к тому, что личность не выполняет рефлексивную работу, не ставит внутренние цели развития. Следовательно, саморазвитие не имеет вектора, импульса, не осуществляется. В связи с этим перед психологическим сообществом стоит задача исследовать сущность саморазвития как процесса осознанного изменения личностью самой себя в соответствии с собственными целями и идеалами (смыслами, ценностями), описать социокультурные условия и психологические детерминанты саморазвития, его механизмы, а также способы и этические границы стимулирования саморазвития личности.

Гуманистический подход к личности предполагает, что саморазвитие – один из ключевых компонентов ее бытия; одним из базовых теоретических положений современной психологической науки является положение о субъектности личности, ее самодетерминирующей природе, креативной направленности. Анализ саморазвития в соотношении с тремя экзистенциалами человеческого существования – духовностью, свободой и ответственностью, – показал, что его сущность может быть понята следующим образом. Человек становится уникальной смысловой вселенной лишь в том случае, если он выходит за пределы биологического и социального существования (свобода). Ответственность представляет собой управление этими выходами за пределы – они должны быть направлены на благо и самого человека, и окружающих людей, и человеческого сообщества в целом. На пересечении свободы и ответственности рождается духовность. Формирование системы нравственных ориентиров является одной из важнейших задач осознанного самоизменения личности. Посредством деяний индивидуальность осуществляет личностные вклады в культуру (А.В.Петровский, В.А.Петровский), неся, таким образом, ответственность и за характер своего бытия, и за содержание культуры в целом.

Саморазвитие предполагает и открытие в себе чего-то нового, и формирование новых качеств, и приобретение новых умений и навыков.

Саморазвитие, с одной стороны, означает развитие личностью себя в направлении, определенном ее врожденными особенностями и способностями, с другой стороны, исследование и изменение себя в принципиально новых контекстах.

Саморазвитие – процесс, который развивается в течение жизни человека, его становление требует социокультурного образца. Вероятно, доля внутренней направленности личности на саморазвитие растет с возрастом, также как растет и осознанность саморазвития, его глубина, целостность.

П.Тиллих пишет: «Человек старается актуализировать все свои потенции, а эти потенции неисчерпаемы. …Человек призван сформировать свой мир и самого себя в соответствии с данными ему созидательными силами. …

Субъект этого творческого процесса – индивид, который в своем качестве индивида есть единственный представитель Вселенной. Особая роль отводится творческой личности, гению, в котором, как это сформулировал Кант, бессознательное творческое начало природы прорывается в сознание человека. Таких людей, как Пико делла Мирандола, Леонардо да Винчи, Джордано Бруно, Шефтсбери, Гёте, Шеллинг, вдохновляла идея соучастия в творческом процессе Вселенной. У них энтузиазм и рациональность слились воедино. Их мужество было мужеством быть собой и мужеством быть частью…

Глубинную цель созидания, его telos, составляют вовсе не орудия труда и технические средства, telos – это само созидание. Средства – нечто большее, чем просто средства; они воспринимаются как творения, как символы бесконечности возможностей, свойственных созидательной способности человека. Само-бытие созидательно по своей сути» [85].

Саморазвитие как сложный процесс осознанного самоизменения личности неоднороден, вероятно, мы можем говорить о видах саморазвития по самым разным критериям. Попытка описать разновидности протекания саморазвития личности представлена ниже.

С точки зрения целенаправленности саморазвития можно говорить о спонтанном и целенаправленном саморазвитии. В первом случае личность неожиданно решает поместить себя в тот или иной новый контекст, в рамках которого она предполагает приобрести нечто новое (например, человек, проходя мимо творческой студии, решает попробовать себя в новом качестве). В случае целенаправленного развития самоизменение становится результатом рефлексивной работы, осознанного принятия решения, планирования, когда человек приходит к выводу о недостаточной сформированности или отсутствии у себя значимых качеств и решает работать над ними, выбирает способ, ставит цели, определяет сроки. Целенаправленность означает наличие цели как некоего предвосхищаемого результата: человек понимает, как именно он хочет измениться; в случае спонтанного саморазвития цель, способы ее достижения проработаны в гораздо меньшей степени.

С точки зрения субъекта (субъектов), задающего, активирующего процесс саморазвития, определяющего его направление, саморазвитие может быть конформным (занимаюсь тем, что модно или одобряемо), нонконформным (занимаюсь агрессивным спортом родителям назло) и направленным изнутри (занимаюсь этим потому, что мне это важно). По сути, два первых варианта можно обозначить как ложное саморазвитие, поскольку в них отсутствует ориентированность развития личности на свои цели, ценности и смыслы; третий же вариант – изнутри направленное саморазвитие – можно считать истинным. Вместе с тем, не следует полагать, что истинное саморазвитие заведомо ведет к лучшему результату: в случае, если личность направляет свое самоизменение в соответствии с деструктивными, асоциальными тенденциями, она придет к более негативному результату, чем, скажем, в случае конформного саморазвития, внутренне не принимаемого личностью, но, например, направленного на получение образования, улучшение дисциплины и т.п. Судя по всему, каждый человек сочетает определенным образом эти варианты саморазвития, при этом какой-то вид преобладает, что в целом согласуется с общим показателем конформности личности.

По критерию непрерывности можно выделить точечное саморазвитие, осуществляющееся личностью время от времени (например, повышение квалификации раз в пять лет в соответствии с предусмотренным порядком, требованиями работодателя) и непрерывное (человек не мыслит жизни без чтения книг, самосовершенствования, обмена опытом и др.). Вероятно, данные виды саморазвития могут быть соотнесены с конформным (сотрудник повышает квалификацию, поскольку этого требуют правила) и истинным, направленным изнутри (его саморазвитие непрерывно, поскольку субъективно значимо). Тем не менее, могут быть случаи, когда человек нуждается в саморазвитии, но не имеет возможности его осуществлять (по финансовым, семейным и разного рода другим жизненным обстоятельствам), и напротив – вынужден осуществлять самоизменение более или менее регулярно (жесткая конкуренция в трудовом коллективе, уход от травмирующих обстоятельств и т.п.).

По критерию охваченности саморазвитием разных жизненных сфер можно выделить локальное саморазвитие (например, человек совершенствует свое тело, при этом практически не развивается духовно, или: преподаватель постоянно изучает свой предмет, при этом не уделяет внимания методической стороне образовательного процесса) и всеобъемлющее (например, в здоровом теле – здоровый дух, саморазвитие является разносторонним).

Рассматривая саморазвитие личности с точки зрения его результатов, можно говорить о продуктивном саморазвитии (дает результат, полезный для личности и не противоречащий, а скорее способствующий общественной пользе) и деструктивном (изменение, воспринимающееся личностью как прогресс, наносит ущерб обществу; в качестве примера можно взять распространенное в детством возрасте явление, когда воспитанник спортивной секции освоил новые приемы борьбы и «опробует» их на окружающих). Деструктивным саморазвитие может быть не только для социума, но и для самой личности, например, когда личность вкладывается в развитие какой-либо способности, навыка, при этом наносит себе вред. Вспомним великого художника из романа О.Уальда «Портрет Дориана Грэя», который бесконечно совершенствовал портрет прекрасной женщины, добавляя полутона, обновляя мазки – когда он показал картину своему другу, тот увидел лишь нагромождение линий и лишь в углу заметил очертания прелестной девичьей пятки. Так стремление к самосовершенствованию привело к уничтожению талантливого полотна. Другим примером является образ учительницы французского, которой в школе этот язык никогда не давался и она приняла решение все же выучить его в институте. Преподавая язык в школе, она транслировала детям и свою жизненную позицию: основываться во всех поступках на своих жизненных принципах, идти вперед и помогать другим – это, безусловно, пример продуктивного саморазвития. Несмотря на то, что такая позиция учительницы в условиях советского общества нанесла ей ущерб, она оставила в сознании детей эту идею.

Вероятно, можно говорить о видах саморазвития с точки зрения доминирующего мотива, так, в основе осознанного самоизменения личности может лежать мотив достижения успеха (хочу достичь многого), мотив избегания неудачи (совершенствуюсь, чтобы не допустить ошибки), мотив власти (высокоразвитые профессиональные навыки позволят занять мне высокую должность), мотив денег (развиваюсь, чтобы быть конкурентоспособным специалистом и хорошо зарабатывать) и др.

По критерию масштабности самоизменения можно выделить постепенное саморазвитие и интенсивное, революционное по характеру изменений саморазвитие. «В течение всей жизни человека происходят изменения его духовного мира – иногда практически незаметные, а иногда в виде внезапных «откровений», просветлений, а возможно, и «нравственных падений», меняющих всю суть человека» [73, с.5].

На наш взгляд, саморазвитие необходимо рассматривать не только как процесс совершенствования человеком самого себя: оно включает также существенный рефлексивный блок – личность непрерывно осмысливает собственные характеристики, позиции, оценивает меру соответствия или несоответствия собственным идеалам, сравнивает себя с другими людьми, ставит задачи по изменению себя. Мы полагаем, что истинное саморазвитие невозможно без глубокого осмысления личностью себя и своего места в мире.

О.В.Лукьянов 51, например, описывает самоидентичность личности как системную характеристику человека как открытой системы, способом существования которой является саморазвитие, заключающееся в способности человека удерживать непрерывность своего Я в потоке пространственно-временных трансформаций и проявляющее себя в критических ситуациях (в кризисах идентичности), в форме темпоральных отношений-проявлений (в виде эффектов дереализации, «сжатия во времени», «его уплотнения», концентрации на одном из временных полюсов… Через эти темпоральные проявления человек включается в действительность «переходов», узнает о нарушении процесса саморазвития как основания устойчивости своего бытия, возникновении угрожающего разрыва между образом мира и образом жизни (тюрьма, изгнание,… эмиграция,… и т.д.) или столь же угрожающего их сближения (старость, гасящая потенциал саморазвития – «безжизненная совершенная слитность субъективной деятельности со своим миром» [по 51, с.9].

На страницу:
3 из 4