Полная версия
XX век в социологических теориях общества
XX век в социологических теориях общества
Полякова Наталья Львовна
© Полякова Наталья Львовна, 2024
ISBN 978-5-0065-1847-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение: О социологических теориях общества
Эта книга – о книгах. О книгах и содержащихся в них идеях. Но это не просто книги и идеи. Это книги и идеи, которые выражают смысл социальной жизни, создают образ социальной эпохи, определяют направление социальной политики и в конечном счете – движение истории. Цель данной книги – реконструировать, свести вместе и представить в единой и целостной динамике те теории и основные констелляции идей, в которых нашли свое понимание главные социальные процессы и формы обществ XX века, запечатлелся грандиозный и многообразный социальный опыт XX века.
XX век в высшей степени богат не только конкретными историческими событиями и процессами, но и разнообразием социальных форм, быстро сменяющих друг друга. Это век, чрезвычайно насыщенный социальной инновативностью в широком смысле слова. Социология фиксировала реальный исторический процесс, социальную историю двадцатого столетия, прежде всего в форме последовательного ряда целостных социологических теорий общества. Экспликация и выстраивание социологических теорий общества в соответствующей исторической перспективе, их анализ, а также анализ методологических оснований, на которых строятся эти теории, позволяет создать картину реального социального движения, выявить его социологический смысл.
Что же такое «социологическая теория общества»? Теория общества является ключевым и центральным компонентом социологической теории в широком смысле слова. Все сколько-нибудь крупные и оригинальные социологи были и крупнейшими теоретиками общества, а сама оригинальность и значимость теоретической позиции проявлялась, прежде всего, в концептуализации того, что такое общество.
«Общество» – это то социологическое понятие, которое служит для обозначения социальной тотальности, описания социального состояния в его целостности. Вся история развития социологии свидетельствует о наличии в ней постоянной и настоятельной потребности в концептуализации общественного состояния в его целостности и обозначении этого целого через какие-то содержательные характеристики.
Теория общества господствовала1 в социологии не столько как определение ее исследовательского поля, сколько как принцип объяснения, вскрывающий смысл социальной тотальности. Она выполняет роль социальной картины мира, горизонта понимания, задающего смысл и ориентацию всем конкретным теоретическим построениям и эмпирическим исследованиям.
Анализ показывает, что любая теория общества имеет две стороны, или две составляющие: материальную и формальную. В зависимости от преобладания «материального» или «формального» содержания все теории общества можно разделить на формальные и материальные.
Под формальной теорией общества следует понимать теоретическое построение, в рамках которого устанавливаются фундаментальные компоненты и функциональные связи между ними, присущие всякому обществу, вне зависимости от его конкретного исторического вида и состояния.
Формальная концепция общества может получить содержательную или историческую спецификацию, становясь в таком случае материальной теорией общества, например, «теорией промышленного общества», «теорией массового общества», «теорией менеджериального общества» и т. п. Целью таких теорий является содержательная, или материальная спецификация конкретных исторических образований посредством выявления каких-то качественных доминант, определяющих и объясняющих содержание целого и, соответственно, всех его частей и процессов, причем не просто как системного или формального целого, а как содержательного материального целого. Материальные теории общества стремятся найти и разработать такую по возможности общую качественную, смысловую, ценностную характеристику, которая передавала бы основное социальное содержание социального действия и интеракции, ухватывала бы базисные ценностные ориентации. Такая характеристика призвана тем самым определить механизмы и принципы включения человека в общество, социальную структуру, систему социальной стратификации, характер социальных институтов, а также выявить базисный социальный конфликт. Когда классическая социология называла общество эпохи модерна «промышленным обществом», «капиталистическим» и т. д., она по существу и выделяла такие основополагающие содержательные, материальные характеристики. Точно так же базисную содержательную характеристику современного общества пытаются установить современные теории, ориентированные на постижение общества как целого, когда определяют его как «постмодерновое», «информационное» и т. п.
Следует при этом оговориться, что любая материальная концепция общества в имплицитном или эксплицитном виде содержит формальную концепцию общества, а ее авторы придерживаются соответствующей методологической позиции. Этим и объясняется тот факт, что конкретных материальных теорий, описывающих исторически конкретное общество, может быть много, и они будут различаться в зависимости от методологических оснований, на которых они разрабатываются. Примером могут служить теории капиталистического общества, созданные с одной стороны К. Марксом, с другой – М. Вебером, или теории развитого индустриального общества, созданные Р. Ароном, с одной стороны, а с другой – Т. Адорно и М. Хоркхаймером. Таких примеров в истории социологии, включая современный ее этап, множество.
Именно материальные концепции общества являются наиболее пригодным инструментом для концептуализации исторически конкретных социальных состояний, а также для понимания исторической трансформации этих состояний, процессов и форм. Социальная история может быть показана через историю последовательной смены различных теорий общества. Более того, существует известный, легко прослеживаемый параллелизм между реальным историческим процессом трансформации социальных форм и историей социологических теорий общества.
Анализ материальных теорий общества показывает, что в каждой из теорий, относящихся к конкретным этапам развития общества, не только наличествуют общие для них всех содержательные характеристики соответствующего общества, но и методологические подходы, которые не всегда получают эксплицитное выражение. Эти общие методологические позиции, однако, можно с очевидностью выявить и продемонстрировать, что мы, в числе прочего и попытаемся сделать. Присутствие же таких общих методологических оснований позволяет говорить о существовании некоторой методологической парадигмы социологического мышления, задействованной при описании общества как целостности и разработке соответствующих теоретических построений. Под социологической парадигмой мы понимаем определенную фундаментальную концептуализацию социальной реальности, базисные представления об обществе и индивиде, характере и природе социального взаимодействия и функционирования, которые лежат в основе всех этих теорий и являются общими для них. Выявление и формулирование этой методологической парадигмы является задачей не менее важной и значимой, чем экспликация соответствующих теорий общества.
В истории развития социологии в части социологических теорий общества можно выделить несколько периодов, совпадающих с соответствующими историческими периодами развития общества, его социальной, культурной и экономической сфер.
I период: конец XVIII – начало XX в.;
II период: начало XX в. – 70-е годы XX в.;
III период: 70-80-е годы XX в. – по настоящее время
Каждый из этих периодов имеет свою специфику и каждый концептуализировался рядом теорий, которые не просто сопоставимы и сравнимы, за ними с очевидностью предстает общее историческое и социальное содержание.
Первый период: конец XVIII – начало XX вв. Это период становления обществ модерна, характеризующихся как индустриальные, капиталистические, оформленные как национальные государства. В тот период происходит и становление социологии в качестве способа теоретического самопостижения и самопонимания этих обществ, в качестве средства их саморефлексии. Речь идет о периоде, известном в истории социологии как классическая социология.
Классическая социология XIX в. не была однородным и когерентным теоретическим образованием. Однако в рамках различных социологических построений, усилиями различных теоретиков была выработана социологическая теория промышленного капиталистического общества: теории капиталистического общества К. Маркса, М. Вебера, Г. Зиммеля, теории промышленного общества Э. Дюркгейма, Г. Спенсера и др.
Теории промышленного капиталистического общества, разработанные крупнейшими социологами в рамках классической социологии, могут быть объединены и реконструированы в качестве целостного теоретического образования. Обусловлено это, как представляется, двумя моментами. Во-первых, достаточно когерентной природой социальной реальности обществ XIX в. Во-вторых, общими методологическими позициями, которые лежат в основе материальных теорий обществ, создаваемых в рамках социологической классики.
Методологическую основу теории промышленного капиталистического общества составила «трудовая парадигма». Не вызывает сомнения, что в основе всех, самых различных классических социологических теорий лежала одна определенная парадигма концептуализации социальной реальности. Речь идет о понимании труда как базисного социообразующего фактора. Труд стал объектом и предметом социологического исследования с самого начала возникновения социологии как науки на рубеже XVIII—XIX веков. Более того, в силу основополагающего характера труда для формирования и функционирования обществ модерна он стал одной из базисных категорий большинства социологических теорий. Социология исходила главным образом из факта быстрого количественного роста труда в сфере промышленного производства, из его очевидной способности преобразовывать общество, определять классовую и социальную структуру обществ, образцы и типы социального действия. Осмысление трудовой деятельности, освободившейся от феодальных пут, регулируемой только рынком, ориентированной на конкретное приложение и понукаемой «кнутом голода», стало основой теоретических построений социологии. Сфера хозяйства, или экономика стала сферой, объясняющей все остальные социальные процессы и формы. В классической социологии сформировался экономический объяснительный принцип, а базисной теоретической моделью стала модель трудового общества2
Теория промышленного капиталистического общества как некая идеально-типическая модель – это вполне когерентная теория, дающая исчерпывающее представление об обществах XIX столетия, их основных характеристиках, социальной структуре, основных конфликтах, типе политической организации и культуре. Реконструируем основные ее моменты, опираясь на анализ теорий промышленного капиталистического общества, разработанных О. Контом, К. Марксом, Г. Спенсером. М. Вебером, Э. Дюркгеймом.
– Среди главных черт промышленного капиталистического общества следует, прежде всего, назвать индустриализм. Это означает, что экономическая сфера представляет собой производство товаров при помощи машинной технологии и неживых источников энергии, а ее основу составляет развитая система разделения труда, как в рамках самого производства, так и общества в целом. Именно эти черты промышленного общества легли в основу его концептуализации в рамках различных органицистско-функционалистских теорий, например, О. Конта, Э. Дюркгейма, Г. Спенсера и др.
– Промышленное общество является капиталистическим обществом. Эта черта промышленного капиталистического общества получила наиболее фундаментальное осмысление в социологических теориях К. Маркса и М. Вебера. Как капиталистическое, промышленное общество основано на частной собственности на материальные средства производства, на свободе рынка, на свободе труда, на рациональной технике, коммерческой постановке хозяйственной деятельности, биржевых операциях. Фундаментальным для капитализма является его внутренне противоречивый, конкурентный, конфликтный характер. Производственный процесс осуществляется как экономическая эксплуатация наемного труда. Особо подчеркивается экспансионистский характер капитализма, стремительная колонизация им территорий, общества и культуры, указывается на стремление к максимизации прибыли в качестве одной из черт, определяющей движение экономики в целом и мотивацию каждого конкретного социального агента.
– Промышленное капиталистическое общество – это гражданское сообщество, оно не является корпоративным. Оно не представляет собою единое социальное образование, интегрированное посредством политико-государственного механизма в единую иерархическую систему статусов, каковым является докапиталистический тип общества. Г. Спенсер, много внимания уделивший именно этому аспекту в исследовании промышленного общества, подчеркивал, что промышленное общество – это общество, в котором государство и вообще все политические институты отделены от экономики и от различных социальных институтов, осуществляющих внутреннюю интеграцию. Промышленное общество представляет собой первое в истории общество, в котором присутствует развитая гражданская сфера – сфера гражданского общества – с ее институтами общественного мнения, различными свободными объединениями граждан, разнообразными гражданскими организациями. Не меньше, чем Г. Спенсер об этом писали О. Конт, Э. Дюркгейм и другие представители социологической классики.
Система внутренней интеграции общества строится на основе обменно-функционалистской, т. е. профессионально-трудовой, а не статусной организации системы взаимодействий. Она предполагает формальное правовое равенство участников взаимодействий. Кроме того, взаимодействие должно быть добровольным и свободным, а обмен взаимными трудовыми услугами быть справедливым. На таком понимании справедливости должен основываться найм рабочей силы. Только в этом случае общество и его различные сферы не будут демонстрировать аномийные, кризисные явления, забастовки и революции.
– Промышленное капиталистическое общество – это классовое общество. Данное утверждение является общим для всей классической социологии. В общем и целом, в рамках классической социологии классы предстают как социальные группы, которые формируются в рамках экономики или системы общественного разделения труда и отличаются своим отношением к собственности на средства производства (т. е. владением или невладением ею), своим местом и ролью в системе производства (или общественного разделения труда), способом получения и размерами своего дохода. Именно классовая структура общества формирует политическую ситуацию, систему властных отношений в обществе, определяет основной социальный конфликт. Рассмотрение и анализ общества с точки зрения распределения классовых сил, классовый анализ как таковой становится одним из ведущих методологических подходов в социологии.
– В политическом отношении промышленное капиталистическое общество предстает как национальное государство. Нация – это тот совершенно новый тип социального и политического сообщества, который возникает в обществах модерна. Государство репрезентирует нацию и гражданское общество. Государство самым активным образом взаимодействует с гражданским обществом. Оно способствовало становлению капитализма политикой протекционизма, системой пошлин, налогов, охраной экономической территории. Как подчеркивал, к примеру, Вебер, буржуазия в современном смысле слова возникла из союза государства и капитала. Именно национальное государство создает условия для дальнейшего существования капитализма.
Представленная система концептуализаций, разработанных в рамках классической социологии, и ассоциировалась в первую очередь с понятием «промышленное капиталистическое общество» или «индустриальное общество». Она вобрала в себя весь социальный опыт XIX в. и стала той системой теоретических представлений, от которых первоначально отталкивалась социологическая мысль XX в. в осмыслении совершенно нового социального опыта, который принес с собою XX век.
Начало XX века оказалось связанным с радикальной трансформацией фундаментальных оснований социального порядка, появлением новых типов обществ, существенным образом отличающихся от обществ XIX в. Вместе с XIX веком уходят в прошлое общества, базирующиеся на принципах свободного рынка, ничем не ограниченной конкуренции, свободно действующем индивиде. Уходит в прошлое либералистская система взглядов на отношения индивида и общества, государства и общества, государства и экономики. XX век становится веком, принесшим совершенно новый социальный порядок, получивший название организованного (а не либерального) капитализма, государственно-монополистического капитализма, империализма. Осмысление этого нового социального порядка начало осуществляться в совершенно новых концептуальных схемах, методологических подходах и породило новые теории общества, специфической чертой которых является то, что их практически невозможно (в отличие от теорий общества классической социологии) объединить в какую-то одну идеальнотипическую модель. Социальный опыт XX в. оказался настолько вариативен и сложен, что сформировать какую-то общую социологическую модель оказалось практически невозможным делом, несмотря на очевидное наличие точек схождения.
В большинстве теорий общества, сформировавшихся в XX в., экономическая сфера продолжает представать как доминирующая. Она определяет сферу государства и политики, существенным образом влияет на подсистему культуры и социальную подсистему. В этот период общество осмысляется как государственно-монополистический, как организованный капитализм, как менеджериальное общество; как корпоративное общество, как массовое общество, наконец, как зрелый, или развитый капитализм и как развитое индустриальное общество. Эти последние теории, которые вбирали в себя все основные положения теорий организованного капитализма, менеджериального общества, массового общества и т.д., вновь воспроизводили «трудовую парадигму», предложенную классическими социологическими теориями. Однако сама сфера труда приобрела теперь радикально новые характеристики, поэтому и возникающие теории общества получили фундаментально иные черты. Речь шла в них уже о совсем иных обществах.
Важнейшие фундаментальные характеристики обществ XX в. – организованность, массовость, а главное – рефлексивнопроективный характер социальной практики. Именно они становятся главными темами социологического анализа, главными теоретическими перспективами на общество. Концептуализация этих характеристик приводит к оформлению двух фундаментальных идеально-типических теорий общества – массового общества и общества организованного капитализма. На этих двух моделях базируются все остальные варианты и переходные модели: менеджериального, корпоративного, тоталитарного, развитого индустриального обществ.
В конце 60-х – начале 70-х годов начинается новый этап социально-экономического развития. В обществе широко разворачивается телекоммуникационная революция, меняющая экономическую сферу и всю сферу труда в широком смысле слова. Претерпевает очень существенные изменения система ценностных ориентаций, вся сфера культуры и смыслов. Соответственно, возникают новые теории общества, которые ставят своей целью осмыслить и зафиксировать те социальные изменения, которые характеризуют этот этап развития общества. Они входят в историю социологии как теории постиндустриального общества, теории информационного общества, а затем – как теории постмодерна.
Они едины в том, что рассматривают современное социальное состояние как совершенно новый этап социально-экономического развития общества, кардинальным образом отличающийся от предшествующего этапа. Фундаментальным фактором, отличающим информационное и постмодернистское общество от индустриального и модернистского, является изменение характера труда, роли системы производства в обществе в целом, изменение принципов и характера рациональности, усиление роли научного знания. Информация рассматривается как системообразующий фактор нового общества, новой социальной реальности. Производство, сфера труда уже не считается фактором, полностью определяющим общественное устройство. Изменяется роль культуры, оформляется совершенно новая система массовых коммуникаций, позволяющая говорить о формировании «сетевого общества». В полной мере проявляется процесс глобализации.
Социальные трансформации, начавшиеся в 70-х годах XX в., оказались настолько радикальными, что потребовали не просто уточнения, изменения акцентов или смещения угла зрения на общество, например, через подчеркивание его массового или организационного характера. Эти трансформации заставили пересмотреть фундаментальные методологические основания социологической теории общества, определить отношение к теории общества, разработанной в рамках классической социологии XIX в., а затем в социологии XX в. Встала задача выработки новых теорий современного общества, адекватных новым социальным реалиям и способных заменить методологическую модель, на которой основывались все прежние теории общества. Мысль фиксирует действительность, придает ей форму, а главное – называет ее. Эти именования оформляют затем ориентиры практического действия. Такое оформление и называние всегда необходимы для ориентации в социально-историческом времени, но особенно необходимы они в современных условиях размытого, недостоверного и фрагментированного социального опыта, размытых и фрагментированных смыслов. Современное практическое действие требует очень четкой ориентации и понимания, что такое современность, которые даются только на основе теоретического социального знания. Предлагаемая вниманию читателя книга и является попыткой упорядочить и свести воедино разработанные социологией представления о развитии обществ в XX в., их специфических формах и закономерностях функционирования.
Часть I. Социологические теории общества начала XX века – 70-х годов XX века
Глава 1.
Социально-экономические условия становления обществ XX в.
Все теории общества XX в. являются фактически теоретическим отражением тех социально-экономических и культурных практик, которые стали формироваться и получили развитие в последней трети XIX – начале XX века.
Этот период оказался транзитивным, переходным этапом от первой фазы общества модерна3 к его второй фазе. Первая фаза в отечественной литературе традиционно называется эпохой домонополистического капитализма, вторая – монополистическим капитализмом, или организованным капитализмом, а также государственно-монополистическим капитализмом и империализмом. Все эти названия отражают и фиксируют те конкретные социальные, экономические и политические практики, которые формировались в конце XIX – начале XX веков для решения совершенно новых задач, с которыми столкнулись общества в эту эпоху.
Капитализм свободного рынка, сформировавшийся к концу XVIII века, достиг пределов своего развития в 60—70 гг. XIX в. и одновременно с этим вступил в полосу структурного кризиса, выход из которого был возможен только на основе пересмотра базисных принципов функционирования общества и экономики. Условия этого пересмотра и выбор возможных базисных принципов были заданы изменившимися объективными историческими обстоятельствами, явившимися результатом калейдоскопического соединения в единую картину ряда факторов, ни один из которых не следует игнорировать.
1.1. Закат свободного рынка и появление монополии как новой формы социальной организации
Новые технологии и новая промышленность. Фундаментальным изменением объективного исторического свойства явился резкий рост технических и производительных возможностей и новых типов промышленного производства. Крупнейшими технических прорывами стали новые способы выплавки стали (бессемеровский – 1855, мартеновский – 1864, томасовский – 1878), открытие анилиновых красителей (1856), высокопродуктивных методов производства серной кислоты и соды (1860-е годы), создание и внедрение паровой турбины (1884—89 гг.), способов применения электричества для обработки металлов (электросварка, электровыплавка стали, электролитный способ получения алюминия).
Колоссальные успехи были достигнуты в средствах связи, открывших новые возможности для экономики – это создание двигателя внутреннего сгорания (1897), аэроплана (1903), способов передачи электроэнергии на расстояние трехфазным переменным током (1891), изобретение телефона (1876—78), радиотелеграфа (1895—96) и др.
Бурный рост новых технических возможностей и новых производств привел к резкому увеличению объемов производства, который с 1870 г. по 1900 г. вырос в 3 раза, а с 1870 по 1913 гг. в 5 раз. Особенно бурно развивалась тяжелая индустрия, железнодорожный и морской транспорт. Протяженность железных дорог выросла с 1875 по 1917 гг. в 4 раза, а паровой флот практически был создан в рассматриваемый период, к 1913 г. и его тоннаж составил 33 млн. т.