![Некоторые доказательства и объяснения существования души](/covers_330/71515690.jpg)
Полная версия
Некоторые доказательства и объяснения существования души
Вопрос о существовании души на основе околосмертных переживаний остается дискуссионным
Вопрос о существовании души на основе околосмертных переживаний остается дискуссионным:
для самих свидетелей это становится убедительным доказательством, описываемым как яркие и трансформирующие моменты жизни за пределами физической реальности.
Однако научный подход требует объективного анализа; эти личные истории хоть и вдохновляют, но не могут служить однозначными доказательствами из-за их субъективной природы.
5.4 Рэймонд Муди и Мелвин Морс. Сант Раджиндер Сингхджи о настоящем доказательстве
Рэймонд Муди и Мелвин Морс
![](/img/71515690/image14_676691151fcd2000073f79fb_jpg.jpeg)
Рэймонд Муди на семинаре в Париже. Эхабич – Собственная работа. CC BY-SA 4.0. Без изменений. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Муди,_Реймонд
Рэймонд Муди (род. в 1944-м г.), американский философ-психолог-врач, внес значительный вклад в область исследований околосмертных переживаний, предложив термин «NDE» и написав ряд книг, включая бестселлер «Жизнь после жизни».
Рэймонд Алан Муди-младший:
Рэймонд Алан Муди-младший (30 июня 1944 года рождения) – выдающийся американский мыслитель и ученый-психиатр, практикующий врач-писатель с мировым признанием. Его имя неразрывно связано с изучением околосмертных переживаний (NDE), термин введенный им самим в 1975 году после выпуска бестселлера «Жизнь после жизни». В центре его научной деятельности – глубокое анализирование личных свидетельств, описывающих уникальные субъективные переживания на грани жизни и смерти. Особое внимание Муди уделял случаям клинической кончины с последующим восстановлением пациентов, что послужило основой для разработки оригинальной психологической концепции NDE.
Мелвин Морс (род. в 1953-м г.), американский педиатр, известен своими работами в области паранормальных явлений у детей; его книга «Ближе к свету» стала хитом продаж и была поддержана Рэймондом Муди. Руководитель Института научного изучения сознания (ISSC) с 1979 года, Морс активно участвует в исследованиях человеческого сознания через призму околосмертных переживаний.
![](/img/71515690/image15_67669336ebc4e20007ec241a_jpg.jpeg)
Доктор Мелвин Морзе в день закрытия конференции IANDS 2022 г. Catbro1957 – Собственная работа. CC BY-SA 4.0. Без изменений. Источник: https://goo.su/C2GEmm
О книге «Ближе к свету»:
Исследование последних моментов жизни у детей – научно-популярное произведение 1991 года» авторов Мелвина Л. Морса и Пола Перри, открывающееся предисловием Рэймонда Муди. В книге собраны подлинные истории о предсмертных переживаниях 26 детей, что привело к ее статусу бестселлера в списках New York Times. «Ближе к свету»: ключевая книга, фиксирующая реальные свидетельства детских околосмертных опытов.
Изначально Морс предполагал факт влияния на возникновение таких переживаний медикаментов, но после тщательного изучения и получения достоверной информации о предсмертных состояниях, отказался от первоначальной гипотезы.
Исследование было впервые представлено в 1986 году в Американском журнале детских болезней. В 1991 году увидел свет «Ближе к свету» – объемное исследование и дополнительные описания околосмертного опыта у детей, ставшее значимым вкладом в область научной литературы.
Сант Раджиндер Сингхджи о настоящем доказательстве
Сант Раджиндер Сингхджи, глава миссии Савана Кирпала Рухани, работающий над продвижением внутреннего и внешнего мира, пишет [2]:
![](/img/71515690/image16_6766df706bb04200071c0b9b_jpg.jpeg)
Настоящее доказательство приходит, когда мы сами испытываем бессмертие своей души. Нам не нужно переживать травму околосмертного опыта, чтобы узнать, что находится за его пределами; мы можем испытать бессмертную природу души, когда идем внутрь. Мы можем научиться делать это, изучая, как святые и мистики из всех различных религий проводили свое внутреннее путешествие.
Мы можем изучить технику медитации, которую они использовали, и начать практиковать ее сами. Благодаря медитации для нас открывается совершенно новый мир. Медитация может помочь нам испытать нашу бессмертную душу, и мы можем войти через дверь, которая ведет нас в миры блаженства, света и любви внутри. медитация околосмертный опыт бессмертный душа.
![](/img/71515690/image17_6766e26f1fcd2000073f9064_jpg.jpeg)
VI По словам кардиолога, околосмертные переживания важны, но они не являются загробной жизнью
Данная глава подготовлена с использованием источников [3] и [4].
6.1 О Майкле Сабоме и его книге
О Майкле Сабоме
![](/img/71515690/image18_6766a8726bb04200071bfbf5_jpg.jpeg)
Книга Доктора Майкла Сабома «Воспоминания о смерти: медицинские размышления». Источник: https://goo.su/MuOU29C
Врач-кардиолог Майкл Сабом из США, Доктор Майкл Сабом (Michael Sabom), американский ученый в области кардиологии и профессор Медицинской школы при Атлантском университете в штате Джорджия, поднял глубокий философский вопрос своей работой 1992 года «Воспоминания о смерти: медицинские размышления». На странице 183 он спрашивает [4]:
«Может ли сознание человека, отделившись от физического мозга в моменты близости к смерти, быть тем самым непостижимым феноменом души, который согласно религиозным учениям продолжает существовать после биологической кончины?»
О книге Майкла Сабома
Книга «Воспоминания о смерти» из серии разнообразных исследований предлагает свежий взгляд на околосмертные переживания. Автор не ограничивается повторением известного или анекдотическим подходом, а сосредоточен на глубоком анализе содержания таких опытов, испытавших их личностях и клинических условиях возникновения.
Сабом проводил ревизию научных публикаций и популярной литературы в поисках объяснений. Собранные свидетельства о смерти становятся основой для переосмысления [4]:
«Познание, полученное у постели пациентов и в клинических стенах, заставило меня пересмотреть фундаментальные убеждения относительно природы человека, процесса его ухода из жизни и медицинской практики. Мое исследование открывает новые горизонты понимания глобальной сущности человеческого существования и смысла конечности.» M.B.S., Декатур (Джорджия), март 1981 года…
Майкл Сабом – вышедший на пенсию кардиолог. Он начал изучать околосмертные переживания (NDE) в 1970-х годах. Один конкретный случай укрепил его веру в существование внетелесного опыта.
6.2 Как Майкл Сабом заинтересовался околосмертными переживаниями. Один случай изменил всю систему его убеждений
Как Майкл Сабом заинтересовался околосмертными переживаниями
Майкл Сабом проходил ординатуру в 1970-х, когда социальный работник познакомил его с одной из первых книг, написанных о предсмертных переживаниях – или NDE. Он считал, что вся эта идея – полная чушь.
Но социальный работник бросил ему вызов, чтобы он расследовал это, а не просто отмахивался. Майкл Сабом спросил у врачей постарше, слышали ли они о околосмертных переживаниях, но они не слышали. Затем он начал спрашивать пациентов. Третий, с кем он говорил, пережил один из таких опытов, которые, как он был убежден, были поддельными.
Этого оказалось достаточно, чтобы Майкл Сабом действительно заинтересовался околосмертными переживаниями. Он сосредоточился на внетелесном опыте, когда люди сообщают о том, что парят над или около своего тела, при этом все еще имея возможность видеть и слышать, что происходит вокруг них. Это казалось настолько неправдоподобным, что он мог бы легко проделать в этом дыру.
Как ученый, он интересуется документацией.. Он провел следующие пять лет, собирая отчеты о внетелесном опыте и сравнивая их с медицинскими записями.
Один случай изменил всю систему убеждений Майкла Сабома
Пациентка по имени Пэм Рейнольдс изменила все. У Пэм была очень сложная, опасная аневризма, которая вот-вот должна была лопнуть. Из-за ее положения большинство врачей не стали бы оперировать, но нашелся один врач в Аризоне, который попытался ее спасти.
Перед операцией Пэм медикаментозно ввели в состояние, близкое к смерти [4]:
ее сердце и мозг не функционировали, температура была снижена примерно до 65 градусов, вся кровь была откачана из головы, а уши и глаза были заложены.
Несмотря на это, Пэм во время операции слышала и видела все. Позже она сказала: «Я выскочила из головы».
Когда Майкл Сабом позже брал интервью у Пэм о ее опыте, она описала пилу для костей, которую использовал врач, как электрическую зубную щетку. Это казалось абсурдным, но когда Сабом он попросил фотографию инструмента, который использовали врачи, он увидел, что она права.
Опыт Пэм был закреплен в хорошо документированной хирургии. Не было никакого логического объяснения, как она могла знать, что произошло. Разговор с ней убедил Майкла Сабома, что внетелесные переживания были реальным явлением.
6.3 Есть вещи, которые мы не можем объяснить. Узнав о околосмертных переживаниях, Майкл Сабом изменил свой подход к уходу за пациентами
Есть вещи, которые мы не можем объяснить
Случай с Пэм показывает, что мы можем доказать, что внетелесные переживания возможны. Это был подарок, что это произошло в такой контролируемой среде, поскольку подавляющее большинство внетелесных переживаний не могут быть подтверждены.
Как врач неотложной помощи, Майкл Сабом видел много путаницы в пожеланиях в конце жизни. Поддерживайте открытый разговор с семьей и часто навещайте больных.
Однако внетелесный опыт – это лишь часть типичного околосмертного опыта. Люди также сообщают о перемещении по туннелю, ощущении огромного удовольствия и о приветствиях умерших близких. Майкл Сабом думает об этом как о трансцендентальных аспектах околосмертного опыта. Эти аспекты сообщаются самими людьми и являются частными. Мы никогда не сможем их доказать – нам просто приходится верить людям на слово.
![](/img/71515690/image19_6767461d1fcd2000073fa76e_jpg.jpeg)
Узнав о околосмертных переживаниях, Майкл Сабом изменил свой подход к уходу за пациентами
Истории, подобные истории Пэм, убедили его, что он никогда не может быть полностью уверена, что пациент его не слышит. Он осознавала тот факт, что необдуманный комментарий во время операции или реанимации может быть вредным.
Когда он пытался перезапустить чье-то сердце, он не думал о околосмертных переживаниях или о том, парит ли душа пациента где-то над ним. Но потом он задавался вопросом.
Майкл Сабом также видел, как околосмертные переживания остаются с пациентами по мере их выздоровления. Пациенты, которые сообщают о околосмертных переживаниях, имеют больше воли к жизни, а также чувство покоя. У них часто появляется новый интерес к духовности
Майкл Сабом сказал примерно следующее [4]:
Я не думаю, что околосмертные переживания являются доказательством загробной жизни. Иногда люди указывают на околосмертные переживания как на доказательство загробной жизни. Я верю, что рай существует, но это не имеет никакого отношения к данному исследованию.
Существует разница между настоящей загробной жизнью и этими переживаниями почти мертвого человека. Околосмертные переживания все еще случаются в нашей повседневной жизни, но они связывают нас с духовным миром, с которым мы обычно не соприкасаемся.
Признание околосмертных переживаний растет, но многим людям все еще трудно их признать. Наша научная и медицинская подготовка основана на материальных доказательствах – мы хотим иметь возможность измерить что-то и подержать это в руках. Вы не можете сделать этого с околосмертными переживаниями или идеей о том, что есть сознание вне мозга, но я убедился, что это не делает эти явления менее реальными.
VII Реинкарнация как доказательство существования души
Данная глава подготовлена с использованием источников [5] и [6].
7.1 Понятие реинкарнации. Реинкарнация в религиозных учениях
![](/img/71515690/image20_6766f0491fcd2000073f9439_jpg.jpeg)
Понятие реинкарнации
Реинкарнация, перевоплощение, либо как это еще называют – духовная метаморфоза и посмертный трансфер, – насыщает философию и религиозные доктрины идеей вечного существования внеземной сущности после окончания земного бытия в физическом обличье. Согласно этим верованиям, нематериальное «я» человека остается неистребимым даже по завершении его телесного путешествия – душа продолжает свое бессмертное странствие через переселение из одного тела (будь то новорожденный человек или животное) в другое. В джайнизме, например, после кончины души подвергаются трансформации и преобразуются (согласно их кармическому балансу) в одно из четырех состояний бытия.
Вновь о перевоплощении – метафизическом процессе возрождения сущности:
невидимая часть живых существ, освобожденная от телесной оболочки, вновь воплощается в иной физической форме.
Вера во всеобщее бессмертие души подразумевает ее непрерывное перетекание из одного существа в другое – каждый раз после биологического ухода, где «переселение» – это мост между жизнями, символизирующий вечный круговорот души.
![](/img/71515690/image21_6766efc5ebc4e20007ec3d7f_jpg.jpeg)
В джайнизме душа после смерти переходит в одно из четырех состояний существования в зависимости от ее кармы.
Реинкарнация в религиозных учениях
Реинкарнация (пунарджанман) – ключевая идея в религиозных учениях Индии: индуизме, буддизме, джайнизме и сикхизме, глубоко пронизывающая их эзотерические доктрины.
В разноплановых проявлениях присутствует эзотерическая концепция перевоплощения в рамках многих ветвей иудаизма, отдельных языческих традиций (среди которых викканство), а также верований коренных американских народов и австралийских аборигенных сообществ. Хотя основная часть приверженцев этих убеждений разделяет представления о существовании потустороннего мира или загробной жизни, идея реинкарнации души (метемпсихоз) нашла отражение в учениях известных древнегреческих мыслителей – Пифагора, Сократа и Платона.
Большая часть конфессий в религиях авраамического типа не замечена в вере в реинкарнацию. Однако в этих религиях имеются ссылающиеся на реинкарнацию кластеры. В эти кластеры входят основные последователи (современные и исторические) таких общественных разновидностей как розенкрейцеры, растафарианцы, каббалисты, друзы, хасиды, алавиты и катары.
Актуальная научная работа освещает исторические взаимосвязи между духовными течениями различных эпох в контексте учения о перерождении души. Исследуются на эту тему представления неоплатоников, орфиков, герметистов и гностистов времен Древнего Рима, а также философские основы индийских религий. В последнее время отмечается возрастание интереса к идеям реинкарнации среди европейцев и североамериканцев, что отражено во многих современных научных публикациях.
7.2 Доказательства человеческой реинкарнации здесь
![](/img/71515690/image22_6767f25c6bb04200071c39e5_jpg.jpeg)
Уилл Фрэнкс в статье The Evidence for Human Reincarnation is Here пишет [5]:
Мы живем в удивительное время. Я никогда не думал, что напишу это, но: теперь у нас есть очень хорошие научные доказательства человеческой реинкарнации как естественного факта жизни. Да, вы можете прочитать это предложение еще раз. Эти доказательства в основном исходят из работы доктора Яна Стивенсона и его исследований детей, которые могут спонтанно вспомнить очень конкретные детали своей прошлой жизни. Затем эти детали сверяются с подробностями описываемой прошлой жизни (такими как люди, места и события), очень часто с поразительным совпадением.
Ян Претимэн Стивенсон:
Ян Претимэн Стивенсон (1918—2007 гг.) – ученый Канады и США, специалист в биохимии и психиатрии. Его научная деятельность сосредоточивалась на феномене сохранения воспоминаний о жизни предшествующих поколений среди детей, что поддерживало идею реинкарнации. До 2002 года он возглавлял уникальное подразделение в Виргинском университете – Отдел изучения паранормальных явлений. Стивенсон утверждал, что теория перевоплощения способствует глубокому пониманию генетических и средовых факторов развития человека. В течение 40 лет он провел обширное исследование более чем трех тысяч случаев у детей-реинкарнационистов, демонстрирующих знания о прошлых жизнях. Эти наблюдения привели его к уверенности в реальности реинкарнационных переживаний как формы существования личности после смерти. Стивенсон рассматривал реинкарнацию не столько с физической точки зрения, сколько как метафизический процесс сохранения индивидуального сознания.
Очень много совпадений
Настолько много совпадений, что на самом деле кажется, что эти люди действительно жили как другие люди, и представляют собой редкие случаи, в которых этот предыдущий жизненный опыт легко доступен через память. Это основано на работе доктора Яна Стивенсона и его исследованиях детей, которые могут спонтанно вспоминать очень конкретные детали своей прошлой жизни. Затем эти детали сверяются с подробностями описываемой прежней жизни (такими как люди, места и события), очень часто с поразительным совпадением.
Настолько много совпадений, что действительно кажется, что эти люди жили как другие люди, и представляют собой редкие случаи, когда этот предыдущий жизненный опыт легко доступен через память. Когда высокий процент этих жизненных подробностей подтверждается в качестве верных, предполагается связь между двумя разными человеческими жизнями.
Наша задача тогда сделать все возможное, чтобы объяснить эту связь в рамках нашей существующей парадигмы – то есть найти физический механизм, который мог бы связать эти две жизни, или раскрыть какой-то способ, которым эти дети получают данные подробности правильно случайно, возможно, на самом деле они просто извергают воображаемые фантазии.
Но дело в том, что Стивенсон продолжал находить случаи, когда существуют совпадения по большому количеству деталей жизни:
иногда до 25—30 правильно проверенных конкретных деталей, таких как имена людей, названия мест, жизненные события, обстоятельства смерти, географические данные и так далее.
Вероятность того, что все эти детали случайно окажутся верными, очень мала.
Обратимся к аналогии
Возьмем аналогию Уилла Фрэнкса [5]:
вы посещаете вечеринку, и через неделю мы с вами разговариваем об этом. После того, как вы описываете несколько деталей, я говорю: «Я был на той вечеринке!». «Ни в коем случае!» – отвечаете вы, «Я вообще вас там не видел. Докажите – расскажите, что произошло!». Представьте, что я затем продолжил описывать, как Майк (в желтой рубашке) пел песни с Энни (художницей, приехавшей из Франции) в саду, чтобы отпраздновать день рождения Вишала. Вишал танцевал с Аней и Рупертом, они забрались на стол и спели «All Night Long», а затем Вишал произнес речь о любви и сделал предложение Сильвии, своей невесте. Она сказала «да!»
Поскольку если бы вы сами были свидетелем всех этих событий, то вы, конечно, пришли бы к выводу, что я был на той же вечеринке. При таком уровне детализации единственным разумным выводом было бы, что да, я действительно был на той же вечеринке, что и вы. Вы могли бы заподозрить, что я получил информацию каким-то другим способом. Но если бы я также мог доказать вам, что я был в то время, где были и вы (например, с помощью фотографии в ресторане тем же вечером), то ваши сомнения наверняка бы рассеялись.
Теперь возвратимся к реинкарнации
Теперь возвратимся к реинкарнации в контексте исследований Стивенсона:
при таком уровне точности в отношении многих деталей жизни было бы неразумно не сделать вывод о том, что реинкарнация действительно происходит.
Стивенсон вспоминает особенно яркий случай ребенка, который «много рассказывал о жизни молодого школьника» [5]:
Он сделал несколько конкретных заявлений, которые в конечном итоге подтвердились. Он сказал, что жил в местечке под названием Балапития и ездил на поезде в школу в другом городе под названием Амбалангода. Он провел сравнения между имуществом семей. Он упомянул тетю по имени, которая готовила ему чили. Возможно, самым удивительным было то, что когда две семьи встретились, мальчик указал на какую-то надпись на стене, которая оказалась именем умершего мальчика, которого он помнил. Субъект сказал, что сделал это, когда цемент был мокрым». (New York Times)
Реинкарнация происходит
![](/img/71515690/image23_6766f4d0ebc4e20007ec3edb_jpg.jpeg)
Источник: https://www.shazam.com/song/1618676760/382-vidas
Реинкарнация человека… Да, это странно. Да, это необъяснимо. Но это происходит. Следующий вопрос – как это происходит. И никто даже близко не подошел к предложению физического механизма, который объяснил бы такое точное и четкое соответствие между всеми этими воспоминаниями и проверенными подробностями жизни. Если бы это был единичный случай, мы могли бы пропустить это мимо ушей как аномалию. Но Стивенсон собрал около 2500 случаев воспоминаний о прошлой жизни у детей из разных культур по всему миру.
Каковы шансы, что все эти тысячи конкретных деталей жизни окажутся верными по чистой случайности? Предположить, что все это просто совпадение, – это слишком громкое заявление, вам понадобится чертовски хорошее объяснение, почему все эти детали верны по чистой случайности.
Стивенсон скрупулезно учел многие из потенциальных механизмов передачи информации (например, предполагаемых родителей, которые уже собрали информацию об описываемой прошлой жизни), но все же доказательства остаются неизменными. Принимая во внимание все эти факторы и выявляя контролируемые случаи, в которых наблюдается подтвержденное отсутствие коммуникации между родителями ребенка, вспоминающего ребенка, и семьей его прошлой жизни, становится ясно, что здесь происходит что-то очень необычное.
Чтобы сказать, что это все совпадение, на самом деле требуется, чтобы мы придумали гораздо более сложное (или совершенно неопределенное) объяснение этого явления, чем очевидный и разумный вывод, который смотрит нам в лицо:
что действительно существует некий нефизический механизм, который связывает этих детей с жизнью, которую они описывают так точно и аккуратно.
Это имеет огромные последствия.
Давайте сначала ответим на вопрос: почему только некоторые дети? Почему не все?
Очевидно, что подавляющее большинство людей переживают своего рода «амнезию» до рождения, когда мы забываем свои предыдущие жизни – возможно, для того, чтобы сосредоточить всю нашу энергию на обучении, которое должно быть получено в этой текущей жизни. Интересно, что высокий процент детей, которые помнили свою прошлую жизнь, помнили ту, в которой способ смерти был либо насильственным, либо внезапным. Травма от этого, предположительно, оставила глубокий отпечаток в их психике, который сохранился даже в их следующем рождении, что позволило этим детям получить доступ к воспоминаниям о прошлой жизни.
У нас есть «неограниченное количество времени и жизней
![](/img/71515690/image24_676707561fcd2000073f9ac0_jpg.jpeg)
«Кристофер Бейч – Круги жизней. Реинкарнация и паутина жизней. Тут можно читать онлайн Кристофер Бейч – Круги жизней. Реинкарнация и паутина жизней – бесплатно полную версию книги (целиком) без сокращений. Жанр: Эзотерика, издательство София, год 2003. Здесь Вы можете читать полную версию (весь текст) онлайн без регистрации и SMS на сайте лучшей интернет библиотеки ЛибКинг или прочесть краткое содержание (суть), предисловие и аннотацию. Так же сможете купить и скачать торрент в электронном формате fb2, найти и слушать аудиокнигу на русском языке или узнать сколько частей в серии и всего страниц в публикации. Читателям доступно смотреть обложку, картинки, описание и отзывы (комментарии) о произведении. Эта книга – одна из лучших книг в мире на тему кармы и реинкарнации. Автор, серьезный ученый, просто и убедительно раскрывает разные стороны этих вопросов, сопровождая их тщательно проверенными примерами. Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся этой темой». Источник: https://libking.ru/books/religion-/religion-esoterics/288255-kristofer-beych-krugi-zhizney-reinkarnatsiya-i-pautina-zhizney.html