![Некоторые доказательства и объяснения существования души](/covers_330/71515690.jpg)
Полная версия
Некоторые доказательства и объяснения существования души
![](/img/71515690/cover.jpg)
Некоторые доказательства и объяснения существования души
Маргарита Акулич
© Маргарита Акулич, 2024
ISBN 978-5-0065-2028-8
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предисловие
![](/img/71515690/image0_6765d79a1fcd2000073f4130_jpg.jpeg)
Наверное большей части людей на планете Земля хотелось бы верить в существование бессмертной души. Ведь если у нас имеются души, наше существование и развитие после завершения нашего жизненного пути продолжится. Мало кому хочется после завершения своего жизненного пути превратиться в не имеющий следов жизни и сознания тлен. Мне тоже не хочется, поэтому я собрала разные доказательства существования души. Скорее всего, их больше. Но что я собрала, то собрала. Также я поделилась собственными соображениями по поводу существования Бога и Души. Может все это кому-нибудь окажется значимым и интересным.
I Обретение вопросом о душе значимости. Существуют ли доказательства наличия души? Ученые-нейробиологи, отстаивающие наличие души. Неограниченность микромиром
1.1 Обретение глубинным вопросом о душе особой значимости. Существуют ли доказательства наличия души вне физического тела?
![](/img/71515690/image1_67658767ebc4e20007ebc44f_jpg.jpeg)
Обретение глубинным вопросом о душе особой значимости
Мы являемся лишь временным сочетанием плоти и крови; «душа» человека, если рассматривать ее строго с научной точки зрения, это не больше чем сложная система нейронных связей в мозге? Тогда, когда рассыпается эта структура – исчезаем ли мы сами? Этот глубинный вопрос приобретает особую значимость:
если человек равен сумме своих синапсов и химических процессов, то исчезает представление о вечном «я», отдельном от телесной оболочки, а смерть мозга становится равносильной полной смерти личности.
Существуют ли доказательства наличия души вне физического тела?
В научном сообществе разгорается дискуссия: существуют ли доказательства наличия души вне физического тела? В свете последних исследований, представленных в Psychology Today, ситуация меняет свой оборот. Вопрос существования души – не просто религиозный догмат, но и предмет научного интереса. Традиционная наука долго сводила «душу» к психологическим конструктам или биологическому функционированию мозга; жизнь и смерть объявлялись лишь метафорами для описания жизненных процессов в теле.
Но что, если это не так? Что если за пределами физических закономерностей скрывается более глубокая сущность – «жизнь» как субъективный опыт, который остается необъясненным с точки зрения строгой науки?
Вопрос души переходит в философскую плоскость:
что есть это «Я», которое ощущает и познает мир? Это не только биологическая загадка, но и кризис нашего понимания реальности – объективной и материалистической.
Наш современный взгляд на мир начинает трещать по швам. Возможно, пришло время пересмотреть устоявшиеся представления о природе человеческого сознания?
1.2 Выдающиеся ученые-нейробиологи, отстаивающие наличие души
Прежде всего стоит упомянуть выдающихся ученых-нейробиологов, отстаивающих наличие души Среди тех, кто выделяется в научном сообществе своим особым взглядом.
Марио Борегар
Марио Борегар (родившийся в 1962 году), занимающий должность ученого-когнитивиста нейробиолога на факультете психологии Аризонского университета, придерживается оригинальной точки зрения. Его отличает уверенность, что материальный мир не исчерпывает всего реального:
«В рядах растущего числа исследователей я убежденно заявляю – строгий материализм перестает быть наукой».
Такой подход ведет к радикальному выводу о фундаментальной разнице между сознанием и физиологией мозга, как двух принципиально различных сущностей.
Его исследования ставят перед собой задачу пересмотра традиционного восприятия науки через призму постматериалистического подхода; он утверждает не только о независимости научных принципов от механистической парадигмы, но и демонстрирует влияние эмоций на мозговую активность. Борегар выделяется тем, что доказывает не просто способность именно эмоциональных состояний воздействовать на нейронные процессы, а даже модифицировать эпигенетические программы.
![](/img/71515690/image2_676591a56bb04200071b9a65_jpg.jpeg)
Джеффри Шварц
Джеффри Майкл Шварц – американский медицинский специалист в области психиатрии, известный также как публицист. За более чем два десятилетия его научной деятельности набралось свыше ста работ по нейронаукам и психиатрии, где ключевые темы включают функциональную визуализацию мозга/нейроанатомию и когнитивно-поведенческий подход в лечении психопатологий с особым упором на механизмы обсессивно-компульсивного расстройства и разработку методов его психотерапевтического воздействия.
Он является доктором медицины и психиатром из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, чьи взгляды на душу как ключевой компонент человеческой идентичности кардинально отличаются от общепринятых представлений.
Шварц утверждает, что человек не сводится к своему мозгу; напротив, он видит в каждом индивидууме сущность более глубокую и самостоятельную по отношению к нейронным структурам. Подчеркивая феномен нейропластичности (способности мозга изменяться), Шварц подчеркивает нашу способность быть активными «архитекторами» собственного сознания, формирующими и перестраивающими собственные нейронные сети.
Таким образом, эти ученые предлагают радикально новый взгляд на природу человека через призму души как самостоятельной сущности.
1.3 Принцип «наблюдение порождает реальность» не ограничен микромиром. Обыденное восприятие жизни теряется
![](/img/71515690/image3_6765d99c6bb04200071bbce1_jpg.jpeg)
Принцип «наблюдение порождает реальность» не ограничен микромиром
В то время как официальная научная доктрина утверждает абсолютное объективное существование мира вне контекста созерцающего разума, фактические эксперименты ставят под сомнение этот постулат.
Рассмотрим феномен с двумя щелями. Частицы в присутствии наблюдателя демонстрируют поведение дискретных объектов, проходящих через одно из двух отверстий; однако без зрителя они распадаются на волновые структуры и способны одновременно проходить сквозь обе щели.
Этот парадокс подчеркивает квантовую природу материи – частицы существуют лишь как потенциалы вероятности до момента наблюдения, что было ключевым открытием Макса Борна в 1926 году. Это не более чем статистические предсказания; реальность проявляется только при вмешательстве сознания.
Макс Борн:
Макс Борн: немецкий теоретик физики и математик, стоявший у истоков квантовой механики. Родившись в Бреслау Прусской империи (ныне Вроцлав) в 1882 году, а скончавшийся в Гёттингене ФРГ в 1970-м, он стал одним из ключевых фигурантов физической науки XX века. Его вклад невозможно переоценить: от создания матричной механики до революционной вероятностной интерпретации волновой функции Шрёдингера и значительных достижений в квантовой теории рассеяния (борновское приближение).
Исследовал динамику кристаллов, термодинамические процессы твердых тел, жидкостей, газов; применял теорию относительности и упругости.
Борн оказал глубокое влияние не только на фундаментальную физику: его идеи пронизывали структуру атомов, молекул и физику материаловедения. Предпринял амбициозные шаги в построении нелинейной электродинамики (теория Борна – Инфельда). В Гёттингене и Эдинбурге возглавлял крупные научные коллективы, активно выступая с темами на пересечении науки с социальными вопросами и философией.
После Второй мировой войны стал одним из пионеров движения ученых за мир. Вознагражденный Нобелевской премией по физике в 1954 году, Борн был удостоен почетного членства во множестве международных научных обществ, включая Академию наук СССР (с 1934 года), а также Ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» (1959).
Современные физики расширили эти выводы на макроскопический уровень, изучив сложные системы атомных кластеров (430 атомов). Их исследования подтверждают:
принцип «наблюдение порождает реальность» не ограничен микромиром.
Обыденное восприятие жизни теряется
Обыденное восприятие жизни как случайного движения частиц и их рассеяния в пустоту теряется, если предположить существование более глубокой сущности – вечной души, определяющей судьбу физического тела. Этот подход объясняет фундаментальные квантовые аномалии:
принцип неопределенности, запутанность и тонкую настройку космических законов, обеспечивающих гармонию вселенной.
Таким образом, переосмысление роли наблюдателя в реальности открывает новые горизонты понимания мира – от квантовой физики до философии бытия человека.
![](/img/71515690/image4_676685011fcd2000073f758e_jpg.jpeg)
II Уникальные аспекты околосмертных переживаний
![](/img/71515690/image5_67659e4aebc4e20007ebcf31_jpg.jpeg)
Исследования околосмертных переживаний (A near-death experience – NDE), основанные на многочисленных научных наблюдениях, выявляют уникальные аспекты этих переживаний.
2.1 Аспект №1. Аспект №2
Аспект №1
Изученные случаи осознанного восприятия окружающего мира в бессознательном состоянии либо при наступлении клинической смерти.
Аспект №2
Исключительные примеры слепых людей, описывающих зрительные образы во время NDE.
2.2 Аспект №3. Аспект №4
Аспект №3
Необыкновенное явление встреч с ранее ушедшими из жизни родными и близкими в рамках этих переживаний.
Аспект №4
Радикальные изменения мировоззрения и поведения лиц, перенесших околосмертные состояния.
Такая совокупность данных ставит под сомнение традиционное понимание сознания как исключительно физического процесса.
Сложно объяснить данные явления без признания наличия нематериальной составляющей человеческой сущности, которая не укладывается в рамки биологических структур. Эти научные и медицинские свидетельства указывают на существование духовного компонента – души, тесно связанной с сознанием человека. Данное открытие подчеркивает глубинную связь между физическим и нематериальным аспектами человеческого бытия.
![](/img/71515690/image6_67659d2febc4e20007ebce89_jpg.jpeg)
III Заявление доктора Пима ван Ломмеля. Околосмертные переживания. Данные опросов Гэллапа
3.1 Заявление доктора Пима ван Ломмеля. Статистика
![](/img/71515690/image7_6765a0941fcd2000073f26f5_jpg.jpeg)
Доктор Пим ван Ломмель. На фото его изображение, сделанное с его согласия после выступления в Ульме (в Stadthalle) 22 февраля 2012 года, когда почти все гости разошлись. CC BY-SA 3.0. Без изменений. Источник: https://goo.su/skV7T4
Заявление доктора Пима ван Ломмеля
По заявлению доктора Пима ван Ломмеля, традиционное представление о мозге как единственном создателе сознания и памяти нуждается в корректировке:
«Изучение явления околосмертных переживаний подталкивает к новому восприятию – рассматривать мозг скорее не как источник, а как приемник этих состояний».
Примечание:
Питер ван Ломмель, рожденный 15 марта 1943 года в Нидерландах, выступает не только как писатель, но и как ученый-исследователь феномена околосмерти. В период обучения на медицинском факультете Утрехтского университета он сосредоточился на изучении кардиологии. В течение 26 лет (с 1977 по 2003) занимал должность врача-кардиолога в государственной клинике Рейнстейта, Арнем.
Вершиной его научного пути стало инициация масштабного исследования околосмертных переживаний (OSPE), начатого в 1988 году. Этот проект объединил 10 нидерландских медицинских учреждений и включал данные от 344 пациентов, перенесших клиническую смерть.
В 2001-м его фундаментальные исследования были опубликованы на страницах авторитетного медицинского издания The Lancet. В 2007 году увидело свет первое (голландское) издание книги «Сознание за пределами жизни: Научный анализ предсмертных переживаний», ставшей бестселлером в научной среде и среди общественности.
Статистика
Околосмертные переживания (NDE) обрели широкую известность благодаря статистике [1]:
согласно данным The Epoch Times и международным исследованиям, ежегодно около 200 тысяч американцев сталкиваются с такими явлениями.
Это свидетельствует о том, что NDE – не редкость в человеческом опыте.
3.2 Исследования Гэллапа
Исследование 1992 года
Исследования Гэллапа (1992 г.) и Фонда околосмертного опыта указывают на масштабность феномена [1]:
к 1992 году около 5% населения США, что составляет почти 13 миллионов человек, пережили Околосмертный опыт. Расчеты показывают, что с тех пор число американцев с околосмертными опытами увеличилось до примерно 19 миллионов.
Опрос 1982 года
Ранее проведенный в 1982 году опрос Гэллапа выявил следующее распределение типов NDE [1]:
около 15% переживших – внетелесные ощущения, почти 9% описывали встречу с другим миром, более чем у 8% были контакты со сверхъестественными существами. Негативный опыт отмечали лишь единицы (около 1%). Эти данные изложены в книге «Похождения в бессмертии» авторов Джорджа Гэллапа-младшего и Уильяма Проктора.
Таким образом, околосмертные переживания не только вызывают ревизию научных представлений о мозговой деятельности, но и демонстрируют их массовость в мировой практике.
![](/img/71515690/image8_676589561fcd2000073f1bf4_jpg.jpeg)
Иероним Босх. Восхождение в эмпирей. 1490. Дворец дожей. Венеция
IV Доказательства в книге «Жизнь после смерти: доказательства». Подтверждения данных медисследований. Мнение К. С. Льюиса. Требуется больше веры. Что говорит Библия
4.1 «Жизнь после смерти: доказательства». Подтверждение исследований околосмертных состояний
«Жизнь после смерти: доказательства»
![](/img/71515690/image9_6765c2cc1fcd2000073f37f3_jpg.jpeg)
Life After Death: The Evidence [FIRST EDITION, FIRST PRINTING]
D’Souza, Dinesh. Seller Image. Источник: https://www.abebooks.com/first-edition/Life-After-Death-Evidence-FIRST-EDITION/30369481736/bd
В работе «Жизнь после смерти: доказательства» Динеш Д'Соуза подчеркивает неординарный результат опроса среди врачей в США (2005 г.) [1]:
более чем две трети респондентов склоняются к вере в существование загробной жизни, что значительно превышает аналогичные показатели среди других представителей научного сообщества.
Подтверждение исследований околосмертных состояний Исследования медицинского характера, связанные с переживаниями людей на грани смерти (NDE), подкрепляют традиционное понимание человека как существа, состоящего из физической оболочки и нематериальной сущности души. Нередко такие опыты описываются как путешествия в светлую реальность за пределами земного бытия – аналог рая, полный блаженства. Однако встречаются также свидетельства о существовании более мрачных аспектов загробного мира.
4.2 Взгляд Клайва Стейплза Льюиса. Необходимость веры
Взгляд Клайва Стейплза Льюиса
Мнение философа и писателя 20-го века, Клайва Стейплза Льюиса (1898—1963), неоспоримо. Он утверждает:
«Вы – это не ваше тело. У вас ЕСТЬ тело. Вы – душа».
Примечание:
Льюис, ирландский автор мирового масштаба, известен своими произведениями в жанре фэнтези («Хроники Нарнии», «Космическая трилогия») и глубокими философскими трудами по христианству: «Письма Баламута», «Просто христианство» и другие.
Необходимость веры
![](/img/71515690/image10_6765b3551fcd2000073f2fce_jpg.jpeg)
В свете всех представленных доказательств, вера в существование души как самостоятельной сущности требует меньше усилий мысли, чем принятие концепции человека исключительно как биологической машины без глубинного сознания или личности за пределами физического тела.
На протяжении всего писания Библия называет людей «душами» – человеческими душами. Вместо того, чтобы называть людей телами, они считаются душами – и после смерти эти души покидают тела. Таким образом, человеческая душа – это часть человека, которая не является физической. Это часть каждого человека, которая длится вечно после того, как тело переживает смерть.
В Бытие 35:18 описывается смерть Рахили, «когда душа ее выходила» из ее тела. Из этого мы можем сделать вывод, что душа отличается от тела и что она продолжает жить после физической смерти тела.
Бытие 35:18 – «И когда выходила из нее душа (ибо она умирала), то нарекла ему имя Бенони; 7 а отец его назвал его Вениамином.
Исход 31:14 – «Соблюдайте субботу, ибо она свята для вас. Всякий, кто осквернит ее, да будет предан смерти. Кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего».
Пс 15:9—10 – От того возрадовалось сердце мое, и возвеселился весь организм мой, и плоть моя пребывает в безопасности.
Ибо Ты не оставишь души моей в преисподней и
не дашь святому Твоему увидеть тление.
Иезекииля 18:4 – Вот, все души – Мои: как душа отца, так и душа сына – Мои: душа согрешающая, та умрет.
В Евангелии от Марка 8:36—37 записано, что Иисус подчеркивал существование и огромную ценность души человека:
Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?
![](/img/71515690/image11_6765c36c6bb04200071bb336_jpg.jpeg)
Душа человека является центральной частью личности человека. Как сказал Джордж Макдональд:
«У вас нет души. Вы ЕСТЬ Душа. У вас есть тело».
Другими словами, личность не основана на наличии тела. Душа – вот что требуется.
![](/img/71515690/image12_6765e1241fcd2000073f44e2_jpg.jpeg)
Джордж Макдональд (10 декабря 1824 – 18 сентября 1905 года) выступал как видный шотландский литератор и поэт-писатель, а также служитель конгрегационалистской церкви. Этот автор стал революционером в сфере современной фантастической прозы эпохи Викторианства, оказав значительное влияние на творчество своего единомышленника – прославленного Льюиса Кэрролла. Помимо знаменитых сказочных произведений, Макдональд внес весомый вклад в христианскую богословскую литературу, сочинив ряд сборников духовных проповедей и трудов по вероучительным основам.
V Мистическая мантра: Наша душа бессмертна
Данная глава подготовлена с использованием источника [2].
5.1 Духовное восприятие вечности души раскрывается при внутреннем самосозерцании. В священных текстах различных религий прослеживается общая тема
Духовное восприятие вечности души раскрывается при внутреннем самосозерцании
Духовное восприятие вечности души раскрывается при внутреннем самосозерцании:
душа не подвержена смерти – продолжает существовать после физической кончины тела; ее бессмертие подтверждают древние и современные свидетельства религиозных традиций мира.
Страх перед смертью, испытываемый многими, коренится в тренде забывчивости о собственном вечном бытии. Соединившись с глубинным ядром своего существа, индивидуум способен постичь неизведанное – что же на самом деле ожидает его за феноменальным горизонтом жизни.
В священных текстах различных религий прослеживается общая тема
В священных текстах различных религий прослеживается общая тема:
душа преодолевает границы физического существования и продолжает свое путешествие.
Хотя каждая духовная система предлагает уникальные картины посмертного бытия, в них присутствует неоспоримая связующая нить – непрерывность души. Эти рассказы о бессмертии, пронизывающие историю человечества, отражают универсальное понимание истины через откровения духовных наставников и пророков.
5.2 Возникновение в конце XX века новых научных направлений приоткрывает занавес тайны. Наблюдения и преображения свидетелей
Возникновение в конце XX века новых научных направлений приоткрывает занавес тайны
.Исследования доктора Рэймонда Муди-младшего, проводимые с 1970-х годов, демонстрируют поразительное совпадение опыта клинически умерших и возвращенных к жизни людей:
они описывают наблюдение за своим телом извне – часто сверху.
Эти свидетельства подкрепляют древние представления о бессмертии души, предлагая современное подтверждение вечных вопросов человечества. Таким образом, на стыке духовных традиций и научного познания открывается перспектива переоценки фундаментальных убеждений об устройстве мира за пределами физического существования.
Наблюдения и преображения свидетелей
Свидетели наблюдали врачей со стороны в их нелегкой миссии возрождения жизни; голоса из комнат отчетливо доносились до них. Неожиданно они поглотились мрачным туннелем, где яркий свет стал последним опытом. Этот свет исходил с ослепительной силой, превосходящей все земные источники света, однако его природа была не агрессивной и жгучей:
он наполнял их теплом безграничной любви.
Встретив существо из света, они окунались в объятия такой любви, что ничто на земле не могло с ней сравниться.
Затем начинался ретроградный путь – мгновенное путешествие по всей жизни каждого:
события переплетались со всеми мыслями и чувствами участников.
При воспоминании о причинении боли другим, они ощущали эту боль сами; в контрасте с этим, любовь к ближнему наполняла их радостью чужого счастья.
Этот экскурс по жизни стал для многих катарсисом:
осознание глубинной ценности любви перевернуло их мировосприятие. Внезапно стало ясно, что богатство, власть и слава земные меркнут перед любовью к ближнему. После пересечения границы жизни важным оставалось лишь то, насколько искренней была забота о других.
Многие из них преобразились:
стремление стать более любящими, внимательными и добрыми стало их новой целью. Возвращаясь к земной жизни с новым пониманием ценностей, они приносили с собой уроки света – осознав, что любовь является единственной подлинной мерой человеческой значимости.
5.3 Опрос Гэллапа 1982 года. Вопрос о существовании души на основе околосмертных переживаний остается дискуссионным
Опрос Гэллапа 1982 года
Исследования Гэллапа за 1982 год зарегистрировали более восьми миллионов случаев переживания клинической смерти – явление, ставшее предметом глубокого интереса для медицинского сообщества и ученых по всему миру. Этот феномен привлек внимание благодаря трудам доктора Рэймонда Муди, автора знаменитой книги «Жизнь после жизни», и работы с детьми американского педиатра Мелвина Морса.
![](/img/71515690/image13_6766ded01fcd2000073f8f8f_jpg.jpeg)
Источник: https://korobkaknig.ru/religia/zhizn-posle-zhizni-50011.html
Бестселлер Рэймонда Муди:
«Загадочное продолжение жизни: исследования явления – преодоление смерти физического обличья» (англ. The Mysterious Afterlife: An exploration of the phenomenon – transgressing bodily demise), одна из трилогии произведений Рэймонда Муди, презентованная в 1975 году и ставшая знаковой для научного сообщества. Книга моментально завоевала мировую сцену благодаря продажам свыше 13 миллионов копий. Переведенная на множество языков планеты, она превратилась в глобальный бестселлер, что привлекла всеобщее внимание к околосмертным опытам и послужила отправной точкой для множества последующих исследований в данной области.