bannerbanner
Армяне и их мания величия
Армяне и их мания величия

Полная версия

Армяне и их мания величия

Язык: Русский
Год издания: 2025
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 4

Рафиг Шейх Гюльбалаоглу

Армяне и их мания величия


Введение

В мире существует два народа, утверждающие о своем величии. Таковыми являются евреи и армяне. Если евреи, ссылаясь на Библию, утверждают, что они «Избранным Богом народ», то армяне в результате ложных интерпретации, представляют свой народ «Великим». Об «Избранном народе» поговорим в отдельности и в другое время. А что касается заявления армян, то история прежде свидетельствовала о подобных случаях, и каждый из них сопровождалось расизмом и шовинизмом, и завершалось агрессивной войной, а в конечном итоге носители этой идеологии всегда оказывались «у разбитого корыта». И все же в чем дело? Почему армяне так надменны и наглы, и каковы их причины, а также характерные признаки такого проявления? Давайте разберемся в этом. Для начала обратимся к словарям, где надменность формулируется как проявление в характере заносчивости и показной гордости. И то, и другое – защитные наряды в присутствии других людей, а высокомерие – разыгравшее воображение относительно себя самого в силу идеи о себе, выращенной самомнением и самонадеянностью. А что касается наглости этого народа, то это что-то вроде бесстыдства и дерзкого самоуверенного нахальства, которое граничит с хамством. В древней Греции говорили, что «высокомерие рождает удача», имея в виду, что человек становится высокомерным, по воле слепой фортуны, случайно возвысившись и разбогатев. Но не всегда так происходит, бывает, что причиной высокомерия становится и сама бедность. Это относится как духовной стороне, так и материальной. Бедный человек, чувствуя ущербность своего положения, пытается преодолеть этот недостаток с помощью высокомерия, и даже может проявлять его перед богатым.


Прослеживая историю армян, можно заметить, что первопричиной высокомерия и наглости их предков была нравственная бедность и отсутствие богобоязненности. В особенности это состояние усилилось, когда в длинный исторический период времени народы проживающие в Армянском нагорье находились в зависимом положении от великих держав. Поэтому жизнь этих народов, в основном проживающие на шелковом пути так сложилось, что они были вынуждены прибегнуть к хитростям и обману, которая передавалось от поколения в поколение. В особенности в этом деле преуспели хайи, т.е. предки нынешних армян. Относительно данного состояния этого народа у Джалаладдин Руми говорится:

Запах надменности, алчности и похотливости выдаст тебя, как съеденный лук, когда ты заговоришь. Многие молитвы отвергаются из-за их запаха; испорченное сердце проявляет себя на языке. Но если твои намерения чисты, Бог приемлет даже неуклюжие речи.1

Анализируя черты армянского народа, востоковед, русский поэт и публицист В.Л. Величко пишет: “Армяне обладают в должной мере чертами государственного народа, к бескорыстному творчеству мало способны, и к спекуляции гораздо более склонны, чем к труду, не сопряженному с объегориванием ближнего. В противоположность русскому национальному чувству, отличающемуся сильным элементом самокритики и совестливости, в противоположность также английской национальной гордости, предполагающей обязательность известных культурных добродетелей, – армянская племенная амбиция вытекает из низменного тщеславия поддерживаемого экономическими успехами, которые достигнуты темными путями… Многолетнее непонимание русской администраций своих задач в пестром Закавказье, многолетнее же отсутствие в крае национально-русской финансовой политики и, наконец, шальные нефтяные миллионы болезненно обострили армянское племенное тщеславие”.2


Да, своего рода черты государственности у этого народа есть, но своего государства у них никогда не было, поэтому во все времена ими правили не политики, а духовенство, которые, в свою очередь были далеки от морали. Именно служители духовенства посеяли среди армянского народа семена надменности, алчности и похотливости, которое продолжается в настоящее время. Затрагивая вопроса государственности армян, А. Френкель отметил: “Исторические судьбы армянского народа доказали с неопровержимой точностью полную неспособность этого народа к образованию самостоятельного государства…доказали полную несостоятельность этого народа в деле восприятия истинных начал высшей цивилизации, т.к. на протяжении нескольких тысячелетий, история не записала ни одного имени в рядах светил наук и искусства…Корыстолюбие, интриги, клятвопреступления, продажность, низкопоклонство кажутся главными национальными особенностями этого племени …, ибо у горожанина – армянина нет родины, которой он гордился бы, а только горькое сознание, что его народ уже 1300 лет – раб и всеми ненавидимый паразит”.3


Вероятно, поэтому патриот своей родины Николь Пашинян утверждал, что в армянской истории нет ничего кроме позора. Он в статье «Так что нам делать с армянской историей?» пишет: “Какой урок мы можем извлечь из нашей истории? Иногда я понимаю тех историков, которые наше позорное и унизительное прошлое показывают исполненным героизма. Они думают, что реальная история может нас сломать, унизить. Но, фальсификация приносит еще большие разрушения и не позволяет, чтобы мы остановились и переломили наше тысячелетнее унижение. И значит: какой урок мы можем извлечь из нашей истории? Давайте забудем ее, давайте все действительно начнем с нуля, будто бы Господь только создал нас и у нас в прошлом ничего нет”.4


1. Народы Малой Азии и Закавказья.


Чтобы понять истинную суть дела, для начала познакомимся с историей народов проживающей в Малой Азии и в Закавказье. В настоящее время в СМИ можно встретит множество статей, где говорится о древности и величии определенного народа. И в этих статьях мы видим, что каждый народ стремиться продемонстрировать свою родословную, начав ее с древнего мира, а еще лучше, с каменного века. Не смотря на многочисленность таких утверждений, первенство в этой области остается за армянскими историками. Манипулируя ассирийскими, парфянскими древнеримскими, древнеперсидскими, арабскими и тюркским источниками, армянские историки создали миф о «Великой Армении», а народ свой представили самым религиозным, древним и великим. В особенности эта деятельность усилилось у армян в конце XIX века, которая главным образом была направлена на развал Османской империи.


Знакомясь научными информациями в области антропологии, мы начинаем понимать, что нет такого понятия «древний народ», «молодой народ» или «великий народ». И нет такого народа, которая смогла бы сохранить себя в своем первозданном виде. За тысячелетия существования человечества, в результате природных катаклизм и войн, бесследно исчезли или ассимилировались сотни народов, и вместо которых образовывались новые языки и народы. Даже учитывая научные достижения ученых о происхождении племен и народов, невозможно определить их древность. Так как все племена и народы были созданы в короткий период времени, а что касается технологии создания, то нам известны лишь какие-то представления, но вся истина известно лишь Великому Творцу и Создателю – Всевышнему Аллаху. В древности Малую Азию, где и находится Армянское нагорье, населяли множество народов, большинства из которых не дошли до наших дней. К ним относятся семитские народы: Аккадцы, Эблаиты, Арамеи (ахламеи), Ассирийцы, Халдеи. Также народы, говорившие на индоевропейских языках: Анатолийские народы (хетто-лувийские), Хетты, Карийцы, Лидийцы, Лувийцы, Ликийцы, Мисийцы, Палайцы; Иранские народы: Персы, Мидийцы, Парфяне; Индоиранские народы: Митанийцы; Фрако-дакийские народы: Фракийцы, Фригийцы, Капподокийцы; Народы, говорившие на хуррито-урартских языках: Урарту (вернее Наири), Хурриты. Народы, говорившие на изолированных языках: Эдамиты, Шумеры, Касситы, Хатти. Народы, говорившие на кавказских языках: албаны, гаргарейцы, иберы; Абхазо-адыгейские, Картвельские языки, Нахско-дагестанские языки, Аштинский язык, Гапшиминско-бутринский язык, Мюрего-губденский, Санжи-ицаринский язык, Сирхинкий язык, Чирагский язык. Большинство этих народов проживало в Армянском нагорье, к которым можно добавить народ алародии проживающий к востоку от озера Ван и диаох (даиаэн) – возможно предки таохов, саспейр, фазии (Phasians). В Восточном Закавказье проживали: кадусии (гелы, Cadusii, Gelae), каспии (Caspioi) – нижнее течение Аракс, амарды (Amardi), анариаки (Anariacae), маскуты (массагеты), витии (Vitii), паусики (Pausicae), пантиматы (Pantimathi), дариты (Daritae), сакасены (Sakesinoi) – группа саков проживающие Западное Закавказье: колхи – Колхида, рядом с тибаренами и халибами абхазы – рядом с колхами.


Первые государственные преобразования на Армянском нагорье появились в его Юго-западные части (хеттские источники называют эту часть Хурри), и входило в состав хурритского государства Митани (XVII—XIII вв. до н. э.). Около 1200 г. до н. э. территории Армянского нагорья в период правления царя Суппилулиумы входят в состав Хеттского царства.5


В течение XI—Х вв. до н. э. происходит консолидация зачаточных государственных образований в ряде центров нагорья. Важнейшими центрами были: Диауэхи («страна таохов» у древнегреческих авторов) в долине Чороха и примыкавших к ней с юго-востока районах; Алзи в долине Арацани; Шубриа к северу от верховьев Тигра; Хубушкиа или «царство Наири» в долине Бохтана к югу от озера Ван; Кумени (центр культа бога дождя и грома Тейшебы) и Ардини-Мусасир (центр культа бога неба Халди) в долине Большого Заба. Несколько позже в районе озера Ван образуется новое государство Биаинили, которое ассирийцы называли Урарту. В этот период, а именно в X—VII веках до н. э. к югу и востоку от озера Урмия под предводительством племен луллубеев и кутиев образуется государство Манна. В данном случае хочу напомнить, что одной из версии образования географического названия Армения связано с древним государством Манна (Мана), существовавшее в Малой Азии, к югу и востоку от озера Урмия в X—VII веках до н. э. В 590 году до н.э. Манна была оккупирована Мидией. После завоевания этот регион мидийцами, где проживали племена гутти, луллу, турукки и су (субар), был назван Ермана (что означает жители страны Ман), о чем также свидетельствуют древнеперсидские письменности. В «Книге Иеремии», отрывке, датируемом 593 годом до н. э., Манна, вместе с Урарту и Ишкуза, упоминается как зависимое от Мидии царство. Начиная с IV века до н.э. в мидийских источниках этот регионе знаком нам, как Софена.6 И здесь, как в прежние времена проживали множество народов, одни ассимилировались, а другие бесследно исчезли, и что интересно, среди них никогда не было ни хайев, ни нации под названием армяне.


Для тех кто утверждает о существовании каких-то древних народов или тех кто причисляют себя к самым древним народам, хочу еще раз напомнить, что об образований различных племен с присущими языковыми и расовыми отличиями даже современная наука не обладают необходимой информацией, и в этом вопросе она бессильна. Если наука не способна дать нам информацию о происхождении племен и народов, то мы вынуждены обратится к Святым Писаниям. В отличие от Библии в Коране этот вопрос затронут в нескольких сурах и все они объективны и реальны в понимании. Один из них гласит: “О люди! Мы сотворили вас от пары: мужа и жены. И создали из вас (семейные) рода и (разные) народы, чтоб вы могли друг друга знать. Ведь пред Аллахом самый чтимый тот, кто праведней из всех станет. Поистине, Аллах Всезнающ и ведает о всем и вся!” (сура 49:13). По милости Своей Аллах, из одной души сотворил Адама, а потом из той же души сотворил ему пару (Еву), и от них же вывел множество родовое потомство. И расселил эти рода по разным уголкам мира, и каждому роду определил язык и цвет кожи. От них же Аллах, которых расселил по земле, сделал из них многочисленные народы и малочисленные племена с присущими им генетическими свойствами для того, чтобы испытать их. В других откровениях Корана обращаясь ко всему человечеству, Аллах (хвала Ему!) говорит: “О люди! Воистину, Мы сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, потомки Адама имеют единое происхождение. Узнайте друг друга, помогайте и перенимайте друг от друга. Завязывайте родственные отношения. Все это было бы невозможно, если бы они жили уединенно, но Аллах смилостивился над ними и сделал их народами и племенами, дабы они жили вместе и поддерживали теплые родственные отношения” (сура 49:13). На основании данных откровений, а также других откровений Корана относительно создания рода человеческого можно сделать вывод, что процесс создания и формирования народов и племен произошел в короткий исторический период


2. Государства Армянского нагорья и Малой Азии.


Свои суждения об армянах продолжим с того, что термин «Армения» это название географической местности, а именно горной местности в Малой Азии, занимающее западную часть Ирана и всю восточную половину современной Турции. Современная наука располагает ограниченными сведениями о государствах Армянского нагорья, поэтому в истории этого региона остаётся много нерешённых вопросов. Ассирийские источники в период с XIII по VII век до н. э. являются основой большей части исторических данных, а также основой хронологии истории народов и племен Малой Азии.


В древних источниках говорится, что в Междуречье шумерами была образована Вавилонское царство, охватывающее также территории Армянского нагорья, где в основном господствовали хурритские племена. После гибели шумерской цивилизации хурриты основали в Армянском нагорье государство Урарту. Термин Урарту встречаются в мидийских источниках, и означает «высокая страна». Урарту в ассирийских источниках использовалось как Биайни (Биайнили). Это название государства использовалось с IX века до н. э. как в ассирийских, так и вавилонских надписях. Слово Биайни выступало как в качестве самоназвания Урарту, так и в качестве названия той внутренней области этой страны, где впервые произошла консолидация урартийских племён, в районе первой столицы Урарту – города Арцашку. В настоящее время многие исследователи вместо Урарту используют Ванское царство. А что касается племен, проживающих в Урарту, то ассирийцы называли их Наири. Это название встречается в ассирийских текстах XIII—XI веках до н. э., где озеро Ван отмечено под названием «море страны Наири» (аккад. Tâmtu ša mât Nairi) и в последующий период. Некоторые исследователи считали ассирийское слово «Наири» названием народ хурритов, что согласуется с современными исследованиями о родстве ассирийских и хурритского языков. В описаниях ассирийских походов XIII–X вв. до н.э., ясно вырисовывается существование здесь обширных, но непрочных объединений – племенных союзов, или конфедераций (Наири, Хапхи, Салуа/Сала, Уруатри/Суги и т.д.). Из надписей урартских царей VIII в. до н.э. становится ясно, что племенные объединения проживали только к северу от озера Ван и в особенности к северу от долины Аракса. Здесь обширная территория объединялась под понятием «Этиу(не)» (правильнее, вероятно, Этио); это был термин столь же широкий, как «Наири» или «Хапхи» у ассирийцев, и охватывал все племена от района современного г. Карса до озера Гёкча (Севан).7


По мнению большинства историков, Арарат это производное слова Урарту. И эта смена слова, произошло из-за неточной масоретской огласовки арам. rrt = Урарту, которая использовалась в библейских текстах и сохранилась в современной топонимике. Отождествление слов «Арарат» и «Урарту» сделано, в частности, на основании сопоставления латинских и греческих переводов Библии, например, по Книге Бытия (Быт.8:4) в греческом переводе ковчег остановился «на горах Арарат» (др.-греч. ἐπὶ τὰ ὄρη τὰ Ἀραράτ), а в латинском переводе «на горах Армении» (лат. super montes Armeniae). А в Таргуме Онкелоса (см. Онкелос и Аквила) горы Араратские (Быт. 8:4) именуются «горы Карду», а царство Араратское (Иер. 51:27) «царством Карду». В данном случае речь идет о горном районе Кордуены (Гордиены) – древней территории на севере Месопотамии, которая находилась восточнее реки Тигра и южнее реки Бохтан. В этих краях обитали воинственные племена кардухов, В Кумранских рукописях используется написание арамейский hwrrt, явно указывающее на Урарту. По мнению авторов Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона, в сказании о Всемирном потопе речь идет о горах Армянского нагорья («Урарту»), а не о горе Арарат именно, также во всех прочих библейских местах, где только упоминается Арарат, всегда имеется в виду страна.8


По Византийской эре Всемирный потоп произошел в 1656 год от Сотворения мира, которая соответствует 3853 г. до н. э. Согласно Септуагинте, Всемирный потоп начался в 2262 году от Cотворения Адама, что по Византийской эре соответствует 3247 г. до н. э. Не имея под рукой обоснованных фактов, библейские богословы утверждают, что всемирный потоп произошел в 2370 года до н. э. Наиболее приемлемой для академической науки, считается гипотеза, согласно которой, сказания о Всемирном потопе у народов Ближнего Востока, являются воспоминанием о природной катаклизме, датируемом примерно 5500 г. до н.э.9


Если учесть, что высота горы Арарат составляет 5165 м., и ковчег Ноя в результате всемирного потопа остановилось на одной из его вершин, то весь мир должен был остаться под водой, кроме гор Гималаи, Памира и Эльбруса. Но археологические и геологические исследования показали, что после появления суши на земле не было всемирного потопа. Потопы были, но они носили локальный характер. В данном случае потоп Ноя происходил в замкнутой местности Армянского нагорья. О чем свидетельствует откровения Корана, где говорится, что ковчег пророка Нуха (Ноя) остановился у подножья горы Джуди, высота которой составляет 2 089 метра. Также в преданиях народов Ближнего Востока также говорится, что ковчег пророка Нуха остановился не на вершине, а у подножья горы Джуди в районе Бохтан (Юго-Восточная Турция). Коран описывает это событие следующим образом: “И было сказано: “О земля, поглоти свою воду! О небо, перестань!” Вода спала, и свершилось веление. Ковчег пристал к эль-Джуди, и было сказано: “Да сгинут люди несправедливые!”” (сура 11:44). Во время этого катаклизма, те люди которые отвергли пророка Нуха и отказались верит в существования единого Бога и в результате чего они были потоплены, а правоверные были спасены. Следует отметить, что среди спасенных были не только потомки Нуха, но другие люди. После прекращения дождей ковчег пристал к горе аль-Джуди, которая расположена вблизи Мосула (Турция). Коран в отличие от Библии вовсе не говорит о всеобщем потопе. Сказано только, что погибли те, которые отвергли послание Нуха (библ. Ной): “Они ж сочли его лжецом, и Мы спасли его и тех, кто с ним в ковчеге, и сделали преемниками их (умерших поколений) и потопили тех, ложью счел знаменья Наши. Смотри, каков конец был тех, кому было дано предупреждение» (сура10:73). Поэтому о всеобщем потопе не могло идти и речи, о чем также свидетельствуют исследования ученых. Один из хадисов посланника Аллаха (с.а.с.), гласит: “Перед своей смертью пророк Нух в своем завещание и приказывает придерживаться двух вещей и запрещает тоже две вещи: приказывает следовать твердо «Ля иляха илляллах», что означает «Нет божества, кроме Аллаха», и приказывает говорить «Субханаллахи уа бихамдихи», что означает «Аллах чист от всякого недостатка, вся Хвала – Аллаху», и назвал это молитвой для всего, и что эти слова помогут достичь пропитание созданиям Господа. Запретил же своим сыновьям и потомкам высокомерие, и придавать сотоварищей Аллаху”.


Согласно Иранике, название «Арарат» было дано горе на основе библейского предания о Ноевом ковчеге: так как Арарат является самой высокой вершиной региона, то, по мнению европейцев, Ноев ковчег должен был пристать именно к нему (см. раздел Арарат в Библии). Среди армянских историков сложилось традиция называть Арарат – Масис. Но, по мнению Новосельцева, «Масис» имеет иранское происхождение, и само по себе означает «великий, большой», в смысле высочайшая (гора), так как по-среднеперсидски «масист» – «самый большой». Армянская народная этимология, приводимая Мовсесом Хоренаци в «Истории Армении», возводит «Масис» к имени царя Амасии. По мнению Джеймса Расселла, его имя в народной этимологии происходит от названия города Амасья (Турция). Ссылаясь на Мовсесом Хоренаци армянские историки считают Амасию из династии Хайкидов легендарным царем Армении якобы правивший в 1940—1908 до н. э. Но на самом деле Амасия являлся 9 царем Иудейского царства и по данным «Краткой еврейской энциклопедии» правил 798−769 годы до н. э. В Турции гора Арарат называют Агрыда́г или Агры-Даг (Turkish: Ağrı Dağı), «кривая гора»или «гора боли» (от Turkish: Ağrı – «боль, скорбь». По мнению Джеймса Расселла, Turkish: Ağrı родственно Turkish: ağır – «тяжёлый» и является переводом среднеиранского среmasi-, восходящего через староиранский к младоавестийскому mas- – «длинный, большой». Согласно изданному в 1865 году «Гeогpaфичeско-cтaтиcтичecкому cлoваpю Рoccийcкой Импepии» Арарат и Агрыдаг находящиеся в русской Армении, являются разными горами, имеющими отличную друг от друга высоту и место расположения. Арабы называли Агрыда́г – Джабал-аль-Харет (Jabal al-Ḥāreṯ), что означает «гора пахаря». Курдское название Арарата звучит, как «Агри» (Kurdish: Çiyayê Agirî – переводится с курдского языка как «Огненная гора», свидетельствует о вулканическом происхождении) или второе название «Чия Гри» переводится с курдского языка как «Плачущая гора».


В Таргуме Онкелоса (см. Онкелос и Аквила) горы Араратские (Быт. 8:4) именуются «горы Карду», а царство Араратское (Иер. 51:27) «царством Карду», у Иосифа Флавия упомянуты горы Кардухи (Древ. 1:93). Ко всему сказанному об Арарате хочу добавить, что это название было дано массиву и составляющим его горам европейцами, и в XIX веке это название было устоявшимся среди европейских географов. Джеймс Брайс в 1876 году отмечал в путевых заметках, что «местным народам (армянам, туркам, татарам и персам) Арарат не известен под таким названием». Согласно Брайсу, название «Арарат» ко времени написания заметок начинало распространяться среди местного населения в связи с использованием ими русского языка. Как было отмечено выше, после завоевания Армянского нагорья мидийцами в 550 г., эта территория стала называться Эрман или Армен, а позднее Арминиа. Для мидийцев это название носил не только географический, но и политический или административный характер. Во времена династии ахеменидов Арминиа являлось одной из сатрапий, охватывающий регион Армянского нагорья. В Бехистунской надписи 522 году до н. э. на трёх языках персидский царь Дарий I называет государство Урарту топонимом «Армина» и «Арминуя». Эту версию поддерживал советский историк Борис Пиотровский. Он утверждал, что «ассирийское название Уруатри, от которого и произошел топоним Урарту, не имело этнического значения, но, скорее всего, было описательным термином (возможно, означающим «горную страну»)». По мнению ученых Урарту и Армения – это синонимы. Одновременно на старом персидском языке страна называется Арминией. Поскольку ассирийский язык постепенно исчезал из исторических записей (после падения Ассирии), то и топоним Урарту переставал использоваться. Вместо этого только Армения сохранилось впредь в анналах истории как название страны.


Как говорит нам Геродот, решающую роль в падении Ассирии сыграло появление большой скифской армии во главе с Мадиесом, сыном Прототиев (Partatua of of Assyrian sources). А древнегреческая форма названия территории Урарту или Наири Арминии (Ἀρμενία) встречается у авторов V века до н. э. – Гередота, Ксенофонта и Гекатей. Геродот, «отец истории народов» пишет: “Страну, располагающуюся у верхнего течения Ефрата, именовали Арминией”. Ссылаясь на стелы Дария и «Историю» Геродота, армянские историки принимают 515 г. до н.э. как время вселения предков армян в Армению. Но, ни в мидийских стелах, ни у Геродота нет речи об армянской нации, тем белее о племени хайи. Армения называлась так задолго до прихода сюда хайев, где проживали десятки народов, поэтому трудно согласиться наглыми утверждениями армянских историков. Армянские историки, ссылаясь на Бехистунской надписи утверждают, что армяне являются одним из древних народов нашей планеты. Эта надпись была высечена по приказу царя Дария I на склоне высокой скалы, где проходил караванный путь из Хамадана в Вавилон. Надпись была сделана на трех языках. На древнеперсидском, эламском и аккадском языке, где повествуется история сына Кира Великого Камбисе – наследном принце и о втором сыне Бардия, правителе Бактрии. В надписи говорится о походе Камбиса в Египет и о предательстве мага Гаумату, захватившего ахеменидский престол. И здесь говорится о том, как Дарий раскрыл обман мага Гаумату, сверг обманщика и взошел на престол Персидской империи. Здесь также упоминается о подавлении мятежа и восстания в разных частях Персии и завоеванные государства царем Дария. Камбису пришлось потратить много усилий, подавляя восстания. Очевидно, для того, чтобы укрепить своё положение в качестве полновластного царя Персидской державы, Камбис убил своего брата Бардию, причём, как говорится в Бехистунской надписи, «когда Камбуджий Бардию убил, народу неизвестно было, что Бардия убит», и это убийство произошло ещё до египетского похода.10

На страницу:
1 из 4