bannerbanner
Учитель
Учитель

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 6

Интересно, что в настоящее время в Белоруссии большие сельские поселения именуются «агрогородками». Не тургумбаевская ли идея реализуется уже в целой стране? В своей стране уничтожаем методично сельские поселения, а далекая Белоруссия воссоздает наши идеи и наработки.

Эта программа – создание «агрогородков», действует там уже более 20-ти лет. И очень успешно! (смотри показатели стран СНГ по аграрному сектору).

Воистину, нет пророка в своем Отечестве! Мы губим, а они возрождают и поставляют мясо, молоко и продукцию в огромную Россию! И довольно успешно. А мы всё программируем экспорт мяса и другой продукции сельского хозяйства…. Запланировали на 2016 год произвести 60000 тонн говядины премиум-класса на экспорт, а произвели всего-то 17000 тонн непонятного качества, но далеко не премиум-класса.

И так по многим программам – планируем одно, получаем другое…

С чем сравнить весь возникающий перед директором совхоза спектр вопросов, требующих своего немедленного реагирования?

Мини-директором он уже поработал – Ушкарасу, Шолак-Копа, Кургуз – ему многое дали, главное – он научился понимать людей, научился их убеждать и стремился полюбить их….

Это очень сложный и трудный процесс – научиться любить людей.

Во-первых, их понять, потом – познать, и лишь после приходит это чувство – любовь к людям. Или не приходит, что бывает чаще всего.

Если влюбленный может признаться возлюбленной в своих чувствах, то, как может признаться в своих чувствах директор? Ведь его объект многоликий, многодушный, многохарактерный….? И нельзя об этом чувстве говорить громко, вообще нельзя признаваться в нем…. Это одна из тайн директорской души Тургумбаева. Души истинного директора, директора по призванию, не по назначению.

Так думал Кабике: «Меня часто упрекали в жесткости, суровости, в скрытности характера…. Что ж, что есть, то есть!

В Москве мне рассказывали, что среди небольшой стопки книг на столе у Сталина всегда лежала книга Никколо Макиавелли «Государь».

Попросил найти и подарить мне эту книгу. Нашли. Подарили. Часто обращаюсь к ней. Весьма мудрый и поучительный труд. Как много полезного в нем и для нас директоров: «Поэтому государь, если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости. Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствует беспорядку. Ибо от беспорядка, который порождает грабежи и убийства, страдает все население, тогда как от кар, налагаемых государем, страдают лишь отдельные лица. Новый государь еще меньше, чем всякий другой, может избежать упрека в жестокости, ибо новой власти угрожает много опасностей…

… По этому поводу может возникнуть спор, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись. Говорят, лучше всего, когда боятся и любят одновременно: однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх. Ибо о людях можно в целом сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склоны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива; пока ты делаешь им добро, они твои всей душой, обещают ничего для тебя не щадить: ни крови, ни жизни, ни детей, ни имущества, но когда у тебя явится к ним нужда, они тотчас от тебя отвернутся. И худо придется тому государю, который, доверяясь их посулам, не примет никаких мер на случай опасности. Ибо дружбу, которая дается за деньги и не приобретается величием и благородством души, можно купить, но нельзя удержать, чтобы воспользоваться ею в трудное время. Кроме того, люди меньше остерегаются обидеть того, кто внушает им любовь, нежели того, кто внушает им страх, ибо любовь поддерживается благодарностью, которой люди, будучи дурны, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно.

Однако государь должен внушать страх таким образом, чтобы если не приобрести любви, то хотя бы избежать ненависти, ибо вполне возможно внушать страх без ненависти. Чтобы избежать ненависти, государю необходимо воздерживаться от посягательств на имущество граждан и подданных и на их женщин.

Даже когда государь считает нужным лишить кого-либо жизни, он может сделать это, если налицо подходящее обоснование и очевидная причина, но он должен остерегаться посягать на чужое добро, ибо люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества….

Итак, из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса – волков. Тот, кто всегда подобен льву, может не заметить капкана. Из чего следует, что разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание. Такой совет был бы недостойным, если бы люди честно держали слово, но люди, будучи дурны, слова не держат, поэтому и ты должен поступать с ними так же….

Немалую важность имеет для государя выбор советников, а каковы они будут, хороши или плохи, зависит от благоразумия государей. Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает; если это люди преданные и способные, то всегда можно быть уверенным в его мудрости, ибо он умел распознать их способности и удержать их преданность. Если же они не таковы, то и о государе заключат соответственно, ибо первую оплошность он уже совершил, выбрав плохих помощников.

…Есть еще один безошибочный способ узнать, чего стоит помощник. Если он больше заботится о себе, чем о государе, и во всяком деле ищет своей выгоды, он никогда не будет хорошим слугой государю, и тот никогда не сможет на него положиться. Ибо министр, в чьих руках дела государства, обязан думать не о себе, а о государе, и не являться к нему ни с чем, что не относится до государя…».

И еще он ценил мысли Мудрого Правителя, в записной книжке было много фраз этого оригинального мыслителя и правителя. Он часто обращался к нему за советом, поддержкой….

Абай и Мудрый Правитель сыграли большую роль в его становлении и последующей жизни.

«Я веду. Я – вождь. Я – мастер. Я отвечаю за созидание. И зову всех других себе на помощь. Потому что я понял: вождь не тот, кто способен хранить ведомых; вождь – тот, кто с помощью ведомых способен сохранить себя.


Я и только я – творец картины, собравшей воедино отары и дома, коз и горные кряжи, – картины, в которую мой народ влюбился, словно в юную богиню, раскрывшую ему на заре объятия, – картины, которой никто еще и никогда не видел. Моему народу полюбилось царство, созданное произволом моего творчества. Он полюбил его, а значит, полюбил и меня – зодчего. В статуе любят не глину, не бронзу, не мрамор, – душу ваятеля. Теперь мне хочется, чтобы народ чтил мое царство. Но чтить его он будет только после того, как напитает кровью собственного сердца. Принесет ему жертвы. Новое царство потребует от людей их плоти и крови, чтобы стать выражением их самих» (Мудрый Правитель).

Кстати, Никко́ло Макиаве́лли - (3 мая 1469, Флоренция – 21 июня 1527, там же) – итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель – занимал во Флоренции пост секретаря второй канцелярии, отвечал за дипломатические связи республики, автор военно-теоретических трудов.

Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в прославленном труде «Государь», опубликованном в 1532 году.


Своей суровостью я хотел не поработить людей, но помочь им преодолеть свои слабости, вскрыть затаенное в них достоинство и силу. И мастерство. И любовь к своему делу. И к нашему общему».

Так продолжал думать Кабике: «Не поработить, не унизить, а раскрыть и возвысить – вот стержни моей суровости и строгости.

Я наказывал за опоздания, за некачественно исполненную работу, за нелюбовь к земле, животным; я хотел направить их волю, помыслы на то, чтобы весь организм нашего совхоза работал безупречно, без сбоев.

Я хотел заставить их полюбить свое дело, неважно кем он был – механизатором, скотником, шофером, строителем, сторожем или бухгалтером…. Они будут счастливы, если с честью будут исполнять своё дело, – думал я.

Я никогда не снисходил до того, чтобы все свои поступки объяснять своим коллегам – должна же быть какая-то таинственность и недоговоренность…. Зачем им правитель, как разгаданный ребус? Всегда должна быть загадка… как цельный арбуз (а каков он внутри – спелый или зеленый?) Как непрочитанная книга. Никто не должен знать, что у меня внутри. Догадываться может! Но знать не должен! Я должен быть как обратная сторона луны – каждый догадывается, что что-то скрывается за невидимой стороной, но что именно никто не знает. Отсюда моя скрытность.

Я не хочу быть прочитанной книгой. Я не хочу быть разрезанным арбузом. Я хочу быть обратной стороной луны. Во мне всегда должна быть загадка».

Так думал Кабике: «Жизнь, приносящая одни радости – не жизнь, но жизнь, приносящая одни страдания тоже не жизнь. Нужна настоящая жизнь, которая приносит и радость, и страдания – это настоящая полноценная жизнь. Нужен только баланс, но не равенство. И я должен определять этот баланс, внося в жизнь больше радостных моментов и нивелируя страдания. И в этом я видел свое главное предназначение.

Этому меня учил Абай – заочно.

Этому учил нас Кунаев Д.А. – очно.

Этому учила меня жизнь – круглосуточно.

Абай жестко и мудро сформулировал психологические портреты различных типов людей:

«Великие мудрецы давно заметили: каждый лентяй труслив и безволен; безвольный же человек всегда хвастлив; хвастливый кроме трусости ещё и глуп; а глупый всегда невежествен и бесчестен. Их бесчестных выходят жадные, неуживчивые и бездарные существа, никому не нужные на свете….

Вот так получилось и с нами. И причиной этому – отстранение от земледелия, торговли, ремесла и науки». Здесь я с ним не спорю. Как прозорлив великий летописец степных характеров! Как смел и правдив! Как прямолинеен и жесток! Трудно, видимо, ему жилось с такой прямотой и жесткостью оценок. Ведь многие узнавали себя в абаевской оценке. Умные краснели и обдумывали свой характер, ища пути к избавлению от пороков, глупые обижались и озлоблялись, не подвергая переоценке свои пороки.

А разве сейчас не так?

Трудно быть воспитателем.

«Пошли мне в нужный момент кого-то, у кого хватит мужества сказать мне правду» – сказано в молитве, и Всевышний послал жителям Великой Степи Великого Учителя.

А Абай дальше поучает:

«К достатку ведут разум и собранность, обладающие этими качествами, как правило, иного склада».

«Чтобы жить в достатке, надо учиться ремеслу. Скот гибнет от джута, а ремесло не зависит от стихийных бедствий».

Знал, о чем писал – судьбой уготовано было ему пережить три страшных джута: 1867-1868 годы – жалпак коян жуты, 1879-1880 годы – улы коян жуты, 1891-1892 годы – кипеб коян жуты.

Он первый из степняков открыл народу глаза на то, что «ремесло не зависит от стихийных бедствий», первый указал на необходимость освоения других ремесел, кроме скотоводства. Он указывал на разносторонность развития, что явилось бы шагом к улучшению жизни степняка и росту его благосостояния. Он дал ориентир своему народу».

«Стихийные бедствия» – не синоним ли это «нефтяного проклятия» нашей страны? Колебания цены на нефть – разве это не стихийное бедствие? За 25 лет мы трижды пережили эти «бедствия»:1998 год – 18 долларов за баррель, 1999 год – 25 долларов за баррель, 2001 год – 32 доллара за баррель.

И Абай за 25 лет пережил три джута: первый в 1867-68 годах, второй в 1879-80 годах и последний в 1891-92 годах. И сделал гениальный вывод для своего и нашего времени: «Чтобы жить в достатке, надо учиться ремеслу», если перевести слова пророка на современный язык – нужно диверсифицировать экономику.

Мы об этом говорим второй десяток лет, но от «стихийных бедствий» так и не избавились – сидим на нефтяной игле и как малые дети радуемся второму запуску Кашагана, а это значит, что от нефтяной зависимости нам еще долго не избавиться….

Кашаган – это продление агонии нефтяной зависимости страны. Альтернатива: или мы диверсифицируем экономику, хотя бы до уровня Каз.ССР, или нас ждет «экономическая смерть» – т.е. зависимость во всем от внешнего мира.

Когда избавимся от близорукости и безволия? Где Абай 21 века?

Не первый ли человек, Абай, заговоривший о диверсификации экономики на огромных пространствах Российской империи? А ведь он заговорил об этом в 1895 году!

«Скот гибнет от джута», - читай: а зерновое производство от засухи и погодных катаклизмов, животные от бескормицы, «а ремесло не зависит от стихийных бедствий». Читай: ремесло в широком понимании, – производство автомашин, самолетов, холодильников, телевизоров, смартфонов, продукции по нанотехнологиям, носков, чулков, пальто и шапок…, мяса, молока, яиц…. И оно во всем своем многообразии «не зависит от стихийных бедствий», как цена на нефть.

Ай, да Абай, ай, да пророк! Плохо читаем мы классика, невнимательно, без карандаша в руке и без мыслей в голове.

Показатели Каз.ССР – куда и какая продукция шла на экспорт:

1. Алма-Атинский завод тяжелого машиностроения экспортировал свою продукцию в 50 стран, в том числе в Западную Европу и Японию.

Петропавловсий завод тяжелого машиностроения производил мобильные комплексы с баллистичекими ракетами средней дальности СС-20, СС-21, СС-23.

2. Карагандинский металлургический комбинат поставлял продукцию в 18 стран мира.

3. Промышленность страны производила цветные, благородные и редкие металлы 32 наименований. Среди них и «Осмий-187», стоимость одного грамма которого на рынке более 100000 долларов. Спрос на него огромный, а предложений практически ноль.

4. Продукция машиностроения экспортировалась в более, чем 60 стран.

5. За 1955-1985 годы в стране построено 43 города, среди них – Рудный, Лисаковск, Аркалык, Актау, Темиртау….

6. За пятилетку, в среднем, вводилось 32 миллиона квадратных метра жилья.

7. За 1981-1985 годы введено 1182 километра железнодорожных путей, из них 800 километров элекрифицированны, автодорог с твердым покрытием введено 7800 километров.

8. В 1986 году произведено 28,3 млн. тонн зерна. Площадь кормовых культур составляла 11 млн. гектаров, производилось более 4 млн. тонн комбинированных кормов.

9. В 1985 году число рабочих и служащих в народном хозяйстве составляло 6,48 млн. человек, из них 0,67 млн. с высшим и 0,95 со средним специальным образованием (бакалавры по-нынешнему).

10. На 10000 населения было 37 врачей и 114 средних медицинских работников.

11. Академия наук Казахской ССР проводила совместные исследования с США, Японией, Швецией, Францией по 50 актуальным темам.

12. Книги, издаваемые в Каз.ССР, приобретались 260 книготорговыми фирмами из 50 стран мира.

13. Посланцы Казахстана работали в 65 странах Европы, Азии, Латинской Америки и Африки.


Вот такай разносторонний материал об усопшей стране. Это лишь вехи, указатели поиска для любящих свою страну и стремящихся знать её истинную историю: без злорадства, искажений, прикрас, понтов….

Много было сделано нашими дедами-отцами для укрепления экономики страны, для продвижения её продукции за рубеж, для узнавания, а затем и признания нас как образованной, профессиональной, нравственной, трудолюбивой и доброжелательной страной – и в развитых и в развивающихся странах.

Вдумчивый читатель проанализирует информацию, сравнит её с реалиями дня сегодняшнего и сделает выводы. Ведь всё познается в сравнении…

«Человек – дитя своего времени. Если он плох, в этом виновны его современники» (Абай). Да, мы плохи, но не только потому плохи, что плохи наши современники, а плохи ещё и потому, что не смогли противостоять вредному воздействию западных культур и ценностей. Не разглядели в мешке семян (западные кредиты) горсти плевел (западные пороки). Вот и мучаемся, запоздало и лениво, борясь с несвойственной нам культурой и менталитетом. Пока счет не в нашу пользу. И когда наступит перелом – неведомо нам. Грустно и обидно – развели нас, как лохов на базаре. Здесь Абай перекликается с Лениным: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». А мы всё за «глобализацию» с чуждыми нам странами, их образом жизни, их менталитетом.

Мы же плохи в том, что не нашли воли и разума противостоять потокам западной пошлости и безнравственности, шлюзы которой открыла для нас рыночная экономика и её бессменная подружка – глобализация.

Кстати, Абай (Ибраги́м) Кунанба́ев (каз. Абай Құнанбайұлы (10 августа) 1845, урочище Жідебай, Семипалатинский уезд, Западно-Сибирское генерал-губернаторство, Казахстан – (6 июля) 1904, там же).

Казахский поэт, композитор, просветитель, мыслитель, общественный деятель, основоположник казахской письменной литературы и её первый классик, реформатор культуры в духе сближения с русской, а также европейской культурой на основе просвещённого ислама. Автор 170 стихотворений, 56 переводов, около 20 мелодий.

Настоящее имя – Ибрагим, но прозвище Абай (каз. «абай» – внимательный, осторожный), данное бабушкой Зере, закрепилось за ним на всю жизнь.

В отрочестве Абай стремился освоить высокие образцы ораторского искусства, обычаи и правила, по которым жил народ, примеры честного судейства сложных и спорных вопросов между людьми и племенами.

Во все времена искусство слова, ораторские качества очень высоко ценились среди кочевников.

Можно предположить, что Абай скорее получил знание об истории Степи через народную мудрость, чем через систематическое образование в медресе (медресе – религиозное учебное заведение). Народные сказатели, ораторы, поэты, мастера устного рассказа дали огромную духовную основу творчеству Абая. Он понял, что многие познания и мудрость жизни кроются в народных дастанах, сказаниях о батырах. С юных лет с упоением слушал он акынов и сказателей, впитывая в себя образцы народной поэзии и, подражая им, стал сочинять свои первые стихи.


Так говорил Кабике: «Насущное – это чтобы человек был сыт, одет, обут, имел крышу над головой. Все это ему необходимо. Но кроме насущного есть ещё и существенное – стихи, танцы, айтысы, песни, памятники, наблюдения, опыты…. Но без насущного нет и существенного – никому не придет на ум считать звезды и думать о дальних Галактиках или земных проблемах на пустой желудок, если в нем голодное урчание.

Читал: «Если ты хочешь помочь величию скульпторов, истребив бездарных и слабых, подчинившись пустому ветру слов, который противопоставил их даровитым, у тебя не будет скульпторов вообще».

Хорошая формула. Поэтому не бывает плохих механизаторов, скотников, строителей, специалистов. Нужно «повозиться» с этими людьми. Помочь. Подсказать. Показать. Научить. И если ты вложишь в него свой труд, свою душу из него получится хороший рабочий или специалист».

Так говорил Кабике:

«Мы пили воду из одного колодца, ели хлеб, испеченный одним пекарем, получали знания в одной школе от одних и тех же учителей, лечились у одних и тех же врачей, – чем мы не совхозное семейство, сообщество единомышленников?

Мы выводим весной трактора на поля и скот на выпаса, а осенью убираем выращенный урожай и пригоняем на зимовку потучневшие стада – чем мы не совхозное семейство, сообщество единомышленников?

Мы празднуем одни и те же праздники, радуемся появлению младенцев и оплакиваем усопших – чем мы не совхозное семейство, сообщество единомышленников?»

«И эта земля – земля моих людей – скотников, механизаторов, учителей, специалистов…. В земле моих людей должно укорениться добро, любовь, гостеприимство, верность обычаям предков, уважение и почитание старших» – так думал Кабике.

Сейчас так не думают – сейчас все больше уводят нас в мир будущего, далекого и призрачного светлого, все отдаляющегося и отдаляющегося… 2030 год, теперь уже 2050 год….

А жить-то хочется сейчас, а не в далеком 2050 году, когда даже прах наш уже не будет прахом – он попросту минерализуется, превратившись в одну из многочисленных компонентов земли-матушки.

Жить хочется сейчас, в настоящем: радоваться, работать, есть, пить, одеваться, общаться, рожать детей и нянчить внуков, растить хлеб и мясо, строить, добывать, перерабатывать….

Мы уже пережили одно будущее – коммунизм, не хочется опять наступать на «грабли» будущего.

Обдуть человека ветром слов, и они повисают в воздухе изящной цепочкой доводов, которым мы внимаем, а может, даже руководствуемся ими. Ветер слов….

Так часто бывает в нашей жизни, что «ветер слов» ведет нас в глухие, дремучие дебри, в топи и болота, отравляя наше сознание ядовитыми газами. Разве не это мы испытали в годы «правления» нобелевского логореиста Горбачева-Горби?

Разъясняю термин «логорея» – это новояз, из двух латинских слов, буквальный перевод: недержание речи (рея и логос), образный народный перевод: «понос слов и запор мыслей».

Вот такие «соловьи-разбойники», породившие «ветер слов», и отравляют нашу жизнь. Обдули, надули, наобещали, не выполнили и опять тот же «ветер слов»: обдули, надули, наобещали и… обманули. Все, как в сказке про белого бычка…


4. «Кадры решают всё!».


Сделай меня наблюдательным и находчивым,

чтобы в пестроте будней вовремя

останавливаться на открытиях и опыте,

которые меня взволновали (из молитвы).


Чтобы построить совхоз в голой степи, нужен план и последовательность его осуществления. И материальные ресурсы. И кадры, реализующие эти планы в жизнь.

С чего начать? Что важнее: материальные ресурсы – лес, цемент, шифер, стекло, гвозди…, или же кадры, которые воплотят все твои задумки в реальные объекты: дома, школы, больницы, животноводческие базы, полевые станы, тока, зернохранилища…?

И в памяти всплывают слова, которые он не однажды слышал на собраниях-совещаниях: «кадры решают все». Действительно, можно мечтать о многом и прекрасном, но ведь кто-то должен воплощать эти мысли-фантазии в жизнь. Но кто их воплотит? Не дух же святой и не джин из детских сказок, что сказывала еще его добрая ажешка.

Так думал Кабике: «Значит главный воплотитель наших мечтаний и дум – это труженик: пахарь, скотник, чабан, механизатор, шофер, строитель…, они же воплощают в жизнь наши планы и мечты. Значит главные в этой жизни они, труженики, они соль земли, а не бухгалтера, агрономы, зоотехники, экономисты….

Да, они тоже нужны, но не они главные в созидании, они обслуживают созидателей.

Нужны люди с мозолистыми руками, с честными глазами, с верой, что их труд будет замечен и вознагражден.

Труд созидания, труд воплощения в жизнь задумок своего правителя, труд, направленный на улучшение жизни труженика и его семьи.

А правитель он – директор совхоза! Он должен подобрать кадры, расставить по их способностям и наклонностям, дать им свободу действий, вооружить их своей идеей и возглавить их во имя исполнения поставленных им же задач. Но в их благо! Во благо тех, кто превращает в реальность думы, мечты и чаяния».

Значит, делает он вывод для себя – главное, – кадры. Люди труда, люди созидающие – они соль земли! А как же бухгалтера, экономисты, агрономы, зоотехники…? А они прислуга для тех, кто соль земли. Соответственно и их место в иерархии о чинах и званиях второстепенное.

«Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделать её солёной? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить её вон, на попрание людям». (Евангелие от Матфея, гл. 5, стих13).

Нет тружеников, и не нужна обслуга – кого им обслуживать? Не себя же?

На страницу:
3 из 6