Полная версия
Учитель
Газиз Сулейманов
Учитель
Предисловие.
В 2002 году была установлена мемориальная доска на доме, где Кабидолла Тургумбаевич провел последние дни жизни.
На митинге, посвященном этому событию, я сказал: «Кабидолла Тургумбаевич стал легендарным ещё при жизни – о нём слагались мифы, легенды, байки…. Жизнь этого человека достойна быть описана в книгах. Я бы дал им рабочее название «Учитель» – ибо таковым он был по жизни для многих из нас. Таковым остался и останется».
Прошло более 10 лет, и никто не откликнулся
У меня были многочисленные записи о нём: его выступления, меткие выражения, афоризмы, притчи…. И я решил сделать то, что когда-то советовал другим – написать книгу о нём. Что получилось – судить читателям, но писал с любовью.
Большую помощь мне оказали воспоминания Байжанова Жумабая Каримовича, Набиева Суграли Набиевича, Лемперта Леонида Федоровича, Меерова Леонида Матвеевича, Каримова Бахитжана Хайдаровича, Шуллера Эдуарда Филипповича, Шефера Эдуарда Рафаиловича, Котляровой Веры Алексеевны и многих-многих других. Они наполнили книгу интересными и оригинальными фактами и случаями из жизни – огромное и искреннее всем спасибо! Здоровья вам и благополучия!
Но мало в наши дни написать книгу – её нужно ещё и издать – превратить рукопись в книгу, а это не простой процесс…
Решающую помощь и поддержку в этом трудном и деликатном деле я получил от Садуакасова Нуралы Мустафиновича, Шуллера Эдуарда Филипповича, Семейкина Владимира Ивановича, Кошкантаева Ембергена Бекбергеновича, Габдулина Каната Мырзагалиевича – низкий поклон, благодарность и признательность верным ученикам и продолжателям дела Учителя!
Но были и те, кто, горячо поддержав идею издания книги, резко отвернулись, когда речь зашла о материальной поддержке издания этой работы. Делаю горький вывод: они не ученики Учителя, они – самозванцы. Не мне их судить, ибо сказано: «Мне возмездие, и Аз воздам» (Иисус Христос).
Истинные Тургумбаевцы чтят память о своём Учителе и дорожат ею. Это правило благодарных и благородных людей.
Книга увидела свет. Память об Учителе умножилась и я верю, что она продолжится ещё много-много лет, – ведь книги хранят информацию долго-долго, на века. Аминь!
Костанай – Аулиеколь – Москва – Костанай. 17.05.2017 год.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
ДИРЕКТОР.
КАУЛЫСЫ – ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Бюро Семиозерного районного комитета КП КАЗАХСТАНА.
Протокол №12 пункт 3 от 20 апреля 1960 года.
Об утверждении тов. Тургумбаева К.
директором Целинного совхоза.
( Докл. т.т. Туфатулин, Кислый,
принято 15 апреля 1960 г.)
Бюро РК КП Казахстана п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить тов. Тургумбаева Кабидуллу директором вновь организуемого совхоза Целинный.
2. Внести на утверждение бюро ОК КП Казахстана.
Секретарь РК КПК – /А.Кислый/.
А чуть позже вышло Постановление Совета Министров Казахской ССР за №387 от 22 апреля 1960 года об образовании совхозов «Целинный», «Терсекский» и «Шоптыкольский» в Семиозерном районе Кустанайской области.
1. Грезы весенней дорогой.
«Малое, но достаточное, лучше
обильного и соблазнительного».
(Пророк Мухаммед).
Такое вот лаконичное «свидетельство о рождении» нового директора и новых совхозов. А директору только в январе исполнилось 30 лет – для такой должности юношеский возраст. Но он не по возрасту опытен, силен в сельскохозяйственном деле, умеет заразить людей своей идеей и собрать их под своё знамя. Об организации нового совхоза Тургумбаев К.Т. слышал – это для него не новость. И беседовал с ним Алексей Ильич Кислый дважды: сначала в Кургузе, посещая отделение с проверкой, затем в кабинете, в райкоме партии.
Но вот чтобы так на бюро – тебя приглашают, с тобой беседуют, тебя расспрашивают, тебе советуют….
Да, взмок от переживаний, лоб испариной покрылся, ладошки вспотели, и тонкая струйка вдоль позвонка холодной ящеркой сползла…. Вроде и не упрекали, не ругали, «стружку не снимали»…, а все равно очень неспокойно как-то, тревожно….
Вот они члены бюро – Кислый, Туфатулин, Жаксалыков, Беисов…. И Иван Авраамович Стрижаченко, хотя он и не член бюро райкома партии. Он то почему здесь? Все знакомые, со всеми многократно встречался на полях и фермах, на партхозактивах и партийных конференциях, и застолья тоже были….
Но чтобы так, все вместе, в суровой обстановке партийного кабинета, да так доброжелательно…. Этого он не ожидал, да и впервые в жизни было это высокое назначение – директор совхоза!
Это потом ему расскажут причину появления Стрижаченко на бюро.
В тот год в районе открывались три совхоза. Нужно подобрать и рекомендовать обкому партии трех кандидатов. На каждый совхоз подобрали по три кандидата, вот и обсуждали члены бюро кандидатуры рекомендованных, выбирая лучших. Среди кандидатов на Целинный: Хмелевский А.И. – главный зоотехник Диевского, Товарищ-Х и Тургумбаев К.Т.
Хмелевский – молод, здоров, высшее образование, опыт работы в славном Диевском. Второй тоже не промах – высшее образование, хороший организатор, молод, перспективен. И Тургумбаев К.Т. Образование среднее (закончил вечернюю десятилетку), невысок ростом, не впечатлительная внешность – ни в какое сравнение с высоким, кучерявым, розовощеким красавцем Хмелевским, имеющим к тому же высшее сельскохозяйственное образование. Второй тоже не плох – здоров, красив и образование высшее. Впоследствии он станет директором одного из трех совхозов.
Проигрывает во всем кандидатура Тургумбаева К.Т. – ни яркой внешности, ни высшего, даже среднего специального образования…. Не проходит кандидатура обсуждение. И так и сяк старался Кислый Алексей Ильич убедить членов бюро в достоинствах своего протеже – и смекалист, и хваток, и с людьми умеет работать, и умен, и самообразованием занимается постоянно….
Бюро склоняется в сторону кандидатуры Хмелевского….
И тут встает, не встаёт, а вскакивает Стрижаченко Иван Авраамович. Широкой пятерней взлохматив и без того непокорные волосы он резко и эмоционально произнес свой спич:
«Мы что здесь подбираем кандидатуру на должность артиста или аспиранта? При чем здесь рост, структура волос, сила голоса и высшее образование? Нам кто нужен – организатор или артист-аспирант? Что вы все тут Хмелевского расхваливаете? Вы что знаете его? Работали с ним? Видели его в деле? Вы что, думаете, если он высокий, красивый и кучерявый он и совхоз построит? Не самостоятелен ваш Хмелевский, постоянно нуждается в опеке, его всё время нужно подгонять, ничего без подсказки не делает.
А директор – это хозяин! Он принимает решения и проводит их в жизнь, ему не нужна чья-нибудь подсказка или пинок ниже пояса. А Кабидолла успешно работал в Ушкарасу, сделал животноводство отделения рентабельным, навел дисциплину в коллективе, самостоятельно решал все вопросы. Прекрасно сработал в Шолак-Копа, многие из присутствующих знают, что это за отделение, какие там трудности. Он умеет организовать людей, они ему подчиняются, он смелый и решительный человек. Смотрите, во что он превратил Кургуз за 2-3 года! Отделение лучшее в совхозе, как в полеводстве, так и в животноводстве. Люди довольны его руководством. Показатели отличные. Лучшей кандидатуры для директора Целинного совхоза я не вижу в районе. И как соседу, как «птенцу гнезда диевского», я буду помогать Кабидолле от всей души, и народ диевский его всегда поддержит и поможет ему, а про первых двух я так сказать не могу, – нет в них директорской закваски! Всё!»
И этот короткий, эмоциональный, аргументированный монолог Ивана Авраамовича решительно повернул мнение членов бюро в пользу Тургумбаева.
Действительно, ведь подбирали кандидатуру не артиста-аспиранта, а директора совхоза, человека могущего самостоятельно мыслить, принимать ответственные решения и воплощать их в жизнь. Умеющего мобилизовать людей на большие свершения в тяжелейших условиях неорганизованного быта, в условиях, полных лишений…. Из трех обсуждаемых кандидатур победила кандидатура Тургумбаева К.Т. Единогласно! Ай, да Стрижаченко, ай, да прозорливец!
Разве не пример это открытого обсуждения и принятия демократичного решения после сшибки различных мнений. А ведь это 1960 год, когда слово «демократия» можно было прочесть в энциклопедиях, словарях да учебниках философии для высших учебных заведений.
Тогда это называлось другим словосочетанием – «демократический централизм» – открытое обсуждение, схватка мнений и, в итоге – подчинение меньшинства большинству. Или консенсус, как в данном случае.
Мечтал ли он об этой должности? Конечно, мечтал! Время-то какое – целина: создаются десятки совхозов в области, строятся целинные поселки, прибывает техника, строительные материалы, люди со всей огромной страны: украинцы, белорусы, татары, башкиры, чуваши, удмурты, корейцы, калмыки….
Сложная эта работа – директорство…. Мысли стройно текут по непроторенной дорожке совсем еще свежих событий. Как много человек знает! Как много мыслей и информации в нашем сознании! Не прошло и часа после бюро райкома партии, а уже столько передумал, вспомнил, взгрустнул….
Мысли в голове отрывочные: то детство, то отрочество, то юность… разные картинки мелькают в мыслях – все вперемешку, какой-то буран воспоминаний в голове.
Рысь лошади, запах пота, поскрипывание двуколки, встречный ветер – сумбур в голове вытесняется ясной логикой, – он директор вновь организованного совхоза. Есть постановление РК КП КПК. Нет еще ни печати совхоза, ни доверенности государства на управление совхозом. Еще впереди – областной комитет партии, облсельхозуправление, Минсельхоз республики, Центральный комитет Компартии Казахстана – все это произойдет в ближайшие дни, а пока дорога домой, беседа с мамой, прощание с соратниками и односельчанами….
… Детство… Папа, мама, эже, ата, сестра, братья… беготня наперегонки, игра в асыки, скачки на лошадях – если взрослые позволят, игра в войнушки, где красные воюют с белыми и всегда их побеждают. Образы степных батыров – Амангельды Иманова, Алиби Джангельдина, … великого мыслителя Абая Кунанбаева, естествоиспытателя, этнографа, географа и разведчика Чокана Валиханова – как хотелось быть похожими на них, и как он благодарен старцу Абаю за мудрость, за честность, за справедливость…. Он читал и перечитывал заповеди Абай-аты – «Слова назидания».
Какая любовь к родному народу! Как он хотел, чтобы его народ приобщился к культуре соседей: русских, узбеков, татар…. Какие он пути искал для совершенствования жизни своего народа, какие преобразования предлагал…. Конечно, не все было понятно в рассуждениях Абая, но понятна была боль поэта за судьбу народа, за его греховные дела, за безграмотность и леность….
Любил в трудные моменты жизни припасть к чистому роднику абаевских мыслей и рассуждать вместе с ним, спорить, а иногда и возражать великому мыслителю. «Может быть, кому-то придется по душе какое-нибудь мое слово, и он перепишет его для себя или просто запомнит…», – так начинал свои «Слова назидания» Великий Аксакал.
«Почему казахи смотрят друг на друга волками? Почему у них нет сопереживания за родичей, нет правдивости? Откуда, когда вошли в кровь гордого степняка праздность и леность? Великие мудрецы давно заметили: каждый лентяй труслив и безволен; безвольный же человек всегда хвастлив; хвастливый кроме трусости еще и глуп; а глупый всегда невежествен и бесчестен. Из бесчестных выходят жадные, неуживчивые и бездарные существа, никому не нужные на свете». Или вот:
«Качества духовные – вот что главное в человеческой жизни. Живая душа и отзывчивое сердце должны вести человека, тогда и труд его осмыслен, и достаток уместен.
Как совпадают мысли Абая и его собственные, вот только он не может так же просто и доступно их сформулировать – для этого нужен талант и дар Божий.
Абай словно живет среди его современников и мудро, по-отечески заботливо, приглядывает за ними, изредка поучая их:
«Все лучшие человеческие качества, такие, как отзывчивость, сострадание человеческому горю и человеколюбие, – рождаются сердцем…. И не бывает лжи, когда язык послушен сердцу». Да, мама тоже часто говорит о лжи, о любви к людям, о сострадании – как совпадают мамины наставления с поучениями Абая! Они, словно брат и сестра – об одном и том же говорят одинаково, только слова у них разные. Моя мама тоже философ! Какая она у меня мудрая и умная! Вот как будто о моей маме говорит философ:
«И действительно, умный человек стремится принести пользу людям; уши его открыты советам, а память – кладовая светлой грусти. Он постоянно ищет в мире удивительное, необычное, и дни этих поисков представляются ему потом самым прекрасным временем его жизни. Никогда он не жалеет о своем прошлом».
Точный портрет моей мамы!
Потом школа – это сентябрь 1936 года по июль 1945 года. Из колхоза им Абая (назван в честь Великого мыслителя), с центром в селе Кондратьевка, за знаниями поехал в райцентр, Семиозерное, там и проучился 9 лет.
9-тилетка по тем временам – это солидное образование. После окончания школы – домой, помогать матери. Работал на сенокосе, плугатором на прицепном плуге, а в зимнее время помогал скотникам ухаживать за животными. С 1946 по 1947 годы, закончив обучение на краткосрочных курсах зоотехников, работал младшим зоотехником в колхозе им. Абая, в своем родном колхозе.
В год совершеннолетия, с марта 1948 года он уже секретарь Первомайского аульного совета, а в совет входило несколько колхозов, и он нес ответственность за жизнь в этих аулах.
Что за колхозы входили в Первомайский аулсовет? Колхозы «Красный Казахстан», аул Ушкомыс, «30 лет Казахстана», аул Ушкомыс, «им Абая», аул Кондратьевка.
В 1951 году призывают в ряды Советской Армии, где и прослужит до мая 1952 года. Учитывая, что мать вдова участника Великой Отечественной войны и он единственный кормилец, его досрочно демобилизуют.
Сразу после демобилизации назначают зоотехником в отделение Ушкарасу (1953-1954 годы), потом – управляющим в Шолак-Копа (1955-1957 годы), затем управляющим отделением Кургуз (1957-1960 годы), где и проработал до 1960 года – все отделения, – подразделения совхоза Диевский.
В 1957 году его принимают в члены КПСС – коммунистической партии Советского Союза.
И вот новое назначение – директор совхоза! И радостно и тревожно…. И петь хочется, и плакать, и смеяться…. Непонятные чувства творятся в душе! Радостно, и в то же время беспокойно и грустно….
На всякого рода собраниях-совещаниях часто звучали с трибун слова: «подбор и расстановка кадров», «контроль за исполнением решений». Тогда эти слова были лишены для него глубокого смысла, – такие решения, как подбор и расстановка специалистов решали в центральной конторе, – сначала Иглик Сеитович, а теперь Иван Авраамович. И ему теперь предстоит этими словами пользоваться в уже директорской должности.
Просто звучащие слова наполняются смыслом. Оказывается и слова имеют силу и значение. Со временем он глубже поймет силу воздействия слова на умы и поступки людей, научится подбирать слова, которые находят кратчайший путь к душам и умам людским.
В памяти всплывают фразы из абаевских «Слова назиданий»:
«Обучать детей хорошо, но, чтобы они служили своему народу, надо учить их родному языку….
Нужно овладеть русским языком. У русского народа разум и богатство, развитая наука и высокая культура. Изучение русского языка, учеба в русских школах, овладение русской наукой помогут нам перенять все лучшие качества этого народа, ибо он раньше других разгадал тайны природы, и избежать его пороков. Знать русский язык – значит открыть глаза на мир». Как прозорлив и мудр степняк!
Это казах Абай о значении русского языка, об особенностях характера народа, о его духовности, уникальном уме, но и о его недостатках – «и избежать его пороков».
«…Все это ляжет на плечи Русского народа. Ибо Русский народ – великий народ! Русский народ – это добрый народ! У Русского народа, среди всех народов, наибольшее терпение! У Русского народа – ясный ум. Он как бы рожден помогать другим нациям! Русскому народу присуща великая смелость, особенно в трудные времена, в опасные времена. Он инициативен. У него – стойкий характер. Он мечтательный народ. У него есть цель. Потому ему и тяжелее, чем другим нациям. На него можно положиться в любую беду. Русский народ неодолим, неисчерпаем!» (И.В.Сталин).
А это грузин Сталин о том же народе, спустя более 40 лет после смерти Абая. Какое совпадение мнений двух великих людей – великого философа и великого диктатора об одном и том же народе! Значит, стоит народ такой оценки!
А вот как оценивал русский народ другой вождь-теоретик Ленин В.И.: «русский человек – плохой работник», «русский человек талантлив, но ленивого ума».
История расставила всем оценки – если первые две личности получили «5», то последнему с большой натяжкой можно выставить «3». Не мог «плохой работник», «ленивого ума» выиграть самую кровопролитную войну в истории человечества, покорить космос, создать лучшее в мире образование и здравоохранение и т.д.
Ещё один оригинальный философ, автор знаменитой «Так говорил Заратустра», Фридрих Вильгельм Ницше: «У злых людей нет песен. – Отчего же у русских есть песни?» Так и не найдет великий немецкий философ ответа на свой вопрос. Возможно, вопрос некорректен? Или не знал ариец истории русского народа? И сам народ?
А Абай и Сталин разглядели величие и стойкость этого народа. Безошибочно разглядели! Пророчески разглядели! Ленин и Ницше не разглядели – близоруки? Или же сами оказались злыми?
«Мне возмездие и Аз воздам!», сказано в Священном Писании, вот пусть на небесах и судят двух философов!
Абай! Сколько мыслей связано с этим великим человеком! Его «Слова назидания» – лучшее из всего, что пришлось прочесть к своему тридцатилетию. Мудр и скуп на слова старец, емко умел выражать свои мысли. Как плотно он упаковывал в немногие слова глубокие и объемные выводы! Как иногда он был зол и непримирим! Его слова, словно удар камчи, обжигали, а потом острой болью сковывали душу. Умел передать словом: и боль, и радость, и волнение, и счастье, и любовь Великий Мыслитель! Да так, что проникало в душу и разум. Озаряло, словно вспышка молнии, отрезвляло, словно глоток кислого шипучего айрана, вдохновляло, словно песнь мудрого акына…. Владел словом великий философ, как профессиональный джигит владеет лошадью в кокпаре или байге.
И он уже мыслит себя в роли руководителя, руководителя ещё несуществующего хозяйства. Теперь все думы о нем, о своем совхозе…
Абай: «Бедность и, как следствие, вражда с родичами приводят человека к беде: он втягивается в воровство, прибегает к насилию и коварству, привыкает к плутовству. Только тогда, когда человек свободен от заботы о куске хлеба, он сам чувствует необходимость знаний и культуры и прививает эту жажду своим детям». Тургумбаев твердо решает: в своем совхозе он никогда не допустит бедности, он понял, какой это многоголовый дракон; лучше избежать появления этого чудовища (бедности) в своем коллективе, чем потом вести бесконечную войну с его пятью головами: враждой, воровством, насилием, коварством, плутовством. И он на протяжении всей своей жизни будет следовать этому мудрому совету.
Как он будет решать вопрос бедности? А это одна из тайн директора Тургумбаева. Народ в его совхозе никогда не бедствовал. Может небольшой намек на разгадку дает его диалог с главным агрономом накануне жатвы.
Каримов Б.Х. принес проект агроотчета в район по планируемым площадям уборки. Тургумбаев внимательно изучает и обдумывает каждую цифру:
«Вы лиманы включили в уборочную площадь?»
«Конечно, Кабидолла Тургумбаевич, они же входят в общую уборочную площадь».
«Лиманы не считать, это не наш хлеб! Вы меня поняли?».
Так чей же хлеб созревал в лиманах? А это маленький секрет Тургумбаева. Может, это был один из рычагов обеспечения достойной жизни для своих работников? Сейчас об этом можно только догадываться. Но у него на полях и в засадах никогда не было ОМОНа, какой ОМОН, на полях даже милиция не появлялась. Такова была воля директора Тургумбаева. Железная воля народного руководителя!
Вспоминает Сейлханов Айтуар, ближайший родственник Тургумбаева:
«На уборку обычно присылали милиционеров из района, области и других областей Казахстана. Встречая их, директор просил обо всех случаях хищения зерна сразу же докладывать ему, при этом делал ударение: «после уборки вы все разъедитесь по домам, а мне оставаться и работать с этими людьми, поэтому лучше я сам проведу с ними воспитательную работу, чем где-то в районе…. Не вам, мне с ними работать в дальнейшем, поэтому прошу учесть мою просьбу».
Сейчас всё по-другому и народ нищает, а какие последствия несёт с собой бедный человек, читайте Абая.
Абай поучает, Тургумбаев внимает ему и решает, и народ живет в достатке. Кто-то скажет неправедный путь. А Вы, праведник, подскажите и реализуйте другой, законный путь, но чтобы в результате народ жил достойно, а не плодил шлейф пороков, унижающих человеческое достоинство.
Честно оглянитесь вокруг и задумайтесь: «Откуда столько пороков окружают нас и отравляют жизнь?» Призовите на помощь Абая, он подскажет.
Нельзя осуждать героев прошлого, подсаживая их на пьедестал современного, сегодняшнего. Нужно честно признаться, что сегодня мы так умно судим о прожитом не нами времени с современных позиций – с нынешними знаниями и опытом. Но это были 60-е годы минувшего столетия, прошло всего 15 лет после самой беспощадной войны на нашей планете, основная тяжесть которой легла на плечи нашего народа.
Нельзя судить о героях прошлого с пьедестала настоящего времени – нечестно это, необъективно это, и некорректно это, и методически ошибочно это. Каждое время обладает своим уровнем развития: науки, экономики, техники, культуры, образования, здравоохранения, а всё это вкупе формирует менталитет общества и его идеологию. Порочно, методически не верно с высот 2000 годов говорить о недостатках, ошибках Чингиз-хана, Абая, Сталина, Кунаева,… Эти люди языком своего времени говорили о своем времени и, оценивая его по меркам добра и зла своего времени, исходили из возможностей своего времени, и вся их жизнь и деятельность была пропитана любовью и состраданием к своему народу, может и не всегда праведному с нашей точки зрения, но они действовали с позиций своего времени, а не нашего.
«И действительно, умный человек стремится принести пользу людям; …Он постоянно ищет в мире удивительное, необычное, и дни этих поисков представляются ему потом самым прекрасным временем его жизни. Никогда он не жалеет о своем прошлом».
Вот и Абай мне в помощь в нескончаемом споре о нашем прошлом. Судить прошлое – грех, изучать его – добродетель!
Но, прежде чем приступать к изучению истории, очистите души свои от скверны: злости, мести, невежества, предвзятости, сведения счетов с мертвыми («мертвые сраму не имут»), а заполните души свои радостью встречи с предками, с особенностями их жизненного уклада, их мировоззрением и мироощущением, их поэзией и музыкой, танцами и скульптурой, их законами и государственным устройством, с их победами и поражениями и анализом причин того и другого. Только так – с чистой душой и светлыми помыслами можно входить в храм истории.
Не нужно ворошить прах прошлого – мы ничего не изменим в ушедшем, оно окаменело и превратилось в горы, иногда по высоте превосходящие современные горы – Тянь-Шань и Гималаи, – смешно пытаться сдвинуть их, как смешны сегодня Сванидзе, Млечин, Познер и прочие, и прочие подмастерья шайтана от истории.
Грош цена их «исследованиям», если они в своем перезрелом возрасте до сих пор не поняли, что прошлое – это горы, попытки их сдвинуть – смехотворны, изменить их конфигурацию – Сизифов труд, а вот изучать их (гор) происхождение, генезис – это достойно ученого-историка, но не невежественных, некомпетентных, истекающих злобой и местью своры исторических ревизионистов.
К истории, какой бы она не была, нужно относиться уважительно, – бережно, честно, непредвзято и методически верно.
История – это жизнь наших предков, – как можно их не уважать? Ведь не варвары же мы? Даже они чтили и помнили свою историю, историю варваров – какой бы она не была. Такова логика жизни и логика «умного человека» по-Абаю.
Предки наши – дерево, мы плоды этого дерева, – смешон плод, презирающий дерево.