Полная версия
Жизнь Человеческая. Часть I. Вселенная – Божественный Театр. Цикл «Дар Аватара». Книга 2
«Есть лишь один Бог, и Он – Вездесущ. У Него нет никакого излюбленного места, избранных последователей или особых групп приверженцев. Позови – Он ответит, проявится, благословит» [2—10]..
«Если вы не замечаете и не чувствуете Божьей милости, то считаете, что Господь покинул вас. Иногда вы говорите, что стараетесь изо всех сил приблизиться к Богу, но Он все больше и больше отдаляется от вас. Это бессмыслица. Нельзя утверждать, что приближаетесь к Богу, а Бог удаляется от вас.
Бессмысленно считать, что, когда вы приближаетесь к Богу, Бог отдаляется от вас, и как бы вы ни стремились к Нему, Он остается на расстоянии. Бог близок к вам настолько, насколько вы близки к Богу. Если поймёте эту Истину, тогда вам откроется, что Бог существует везде. Такого просто не может быть, что «Бог далеко от вас, в то время как вы близки к Богу»! Тот, кто распознал Истину в этих словах и понял, что Бог вездесущ, поймёт и то, что Всевышний всегда рядом с ним» [2—6].
«Бог вездесущ. Но Его следует воспринимать как Сознание, присутствующее в тонкой форме. В человеке должно появиться это Божественное чувство. Весь космос пронизан Божественным, утверждает Ишопанишад, священные писания, – «Ишвасьям идам Сарвам» (Божественность присутствует в каждом человеческом существе).
Помните, Божественное присутствует в каждом из вас, подобно подземным водам. Господь постоянно пребывает во всех существах (Сарвабхута Антаратма), Он – Вездесущ (Сарвавьяпи). Он Душа (Атма) каждого существа. Он – в вас, так же, как и во всяком другом. В богаче или в толстяке Его ни на сколько не больше. Его искра освещает пещеру сердца каждого. Также как Солнце светит для всех одинаково, так и Его милость падает одинаково на всех. Но вы сами воздвигаете препятствия, которые мешают лучам Его Милости согревать вас. Поэтому не обвиняйте Господа за ваше неведение, глупость или порочность» [2—1].
«Могущество Бога неизмеримо и безгранично. Огромное многообразие, которое вы видите, обращая свой взор во Вселенную, есть результат Майи, или иллюзии. Плотная часть Вселенной, видимая человеческому глазу, – это лишь очень малая часть безграничного могущества Господа. Невозможно осознать величие Господа. Он охватывает всю Вселенную, плотную и тонкую; нет места, где бы Его ни было.
Бог находится за пределами плотного, тонкого и каузального миров, однако, как Господь, Он правит этими мирами. Он Властитель времени: прошлого, настоящего и будущего. Человеку даны ограниченные способности, и вам может показаться невозможным понять этот Божественный Принцип. Поэтому легче всего следовать Путём Преданности (Бхакти-йоги)» [1—2].
1.2. Вселенский Закон «старой» Руси
Ещё совсем недавно, каких-то 300 – 350 лет назад, Санатана Дхарма – под именем «Вселенский Закон» – почиталась в почти современной нам ведической Руси и была основой жизни не для всех, но для многих и, в первую очередь, для элиты того, незнакомого большинству нынешних «россиян» великого государства. Эту Веру искоренили целенаправленно и жестоко. Память о той Руси и о её людях затёрта, история тщательно переписана приглашёнными западноевропейскими «историками». Спасибо за то «Петру Великому» и всему Дому Романовых.
Никоновская «реформа», а по сути – окончательное искоренение «старой» Веры – Православия – была отнюдь не первым испытанием для Руси, но решающим. И Русь, не выдержав испытания, отвернулась от Бога. Новая Вера – «Христианство», привнесённая на Русь извне и принесшая искажённое, выхолощенное западными «священниками» Учение Иисуса, – не смогла быстро и полноценно заменить возникший вакуум Веры и Знаний о Боге. Началась духовная деградация государства.
Настигшие Россию социальные катастрофы начала XX века и последующие жутковатые и бесконечные преобразования, кровавые войны и «перестройки» – это наша плата за безверие и безбожие, начавшееся ещё 300 лет тому назад. Это не моё частное мнение – это слова Аватара Шри Сатья Саи Бабы о причинах падения России. Но Саи Баба сказал и другое: «Россия выстоит и окрепнет». Дай Бог, чтобы это произошло скорее.
А пока память о Вселенском Законе осталась у тех, кого ныне полупрезрительно называют «староверами», и кто является носителями не до самого основания уничтоженной культуры и древней Веры Руси – Исконного Православия. Благодаря им, не до конца изгнанным и не полностью сожжённым в срубах-кострах никоновской «реформы», Россию «окормляет» не католическая церковь, а более близкая нам по духу «православная» версия христианства, в которой подспудно интегрированы фрагменты древней (старой) Веры. «Староверов» в нашей кипучей социальной жизни не видно, но их сила духа, проявляющаяся через православных старцев и великих святых, которых рождает наша земля, держит страну, не давая ей упасть в полное безбожие. Именно поэтому Россия пока ещё существует. И существовать будет, несмотря на настойчивое желание «сильных мира сего» её раздробить, уничтожить и стереть сам след её в истории.
1.3. Мировые Религии о Всевышнем
После первой поездки в ашрам Учителя в 1997 году и начала моего погружения в Ведическую культуру, для меня стали близки и приемлемы все пять мировых религий: зороастризм, индуизм, буддизм, христианство и ислам. В основе всех этих религий лежит одно и то же Истинное Знание о Всевышнем Боге, пребывающем вне форм и свойств, называется ли он «Ахура Мазда» в Зороастризме, «Брахманом» – в Индуизме, «Вселенским Сознанием» – в Буддизме, «Святым Духом» – в Христианстве, «Аллахом» – в Исламе. Это всё – Единый Исток нашей Вселенной. Все мировые религии говорят о нём как о Вселенской Любви, Всемогущей и Вездесущей Вселенской Душе, которая есть Исток и Основа всего в этом мире.
Основа всех мировых религий – это понятие того, что Бог или Атман, Один и Единый. Подлинное осознание этого приводит человека к духовной реализации. Пророки и Священные книги всех религий подтверждают то, что говорилось в Ведах. Давайте вспомним, что говорится в Священных Писаниях о Всевышнем.
Говоря о мировых Религиях, сложно указать более-менее точную дату их возникновения. В большинстве случаев у той или иной конфессии есть несколько Священных Писаний, которые являются основой их мировоззрения. Немного проще дело обстоит с датой рождения Пророков, положивших начало религиозному течению, но у кого спросить: «Кто создал Веды и ведическую культуру?»; «Кто и когда создал Индуизм во всём его многоцветье?»; «В какие времена жил Меркурий Трисмегист, заложивший основу египетской теософии и известный людям под именем Гермеса Трисмегиста?».
Поэтому далее по тексту перечень основных Религий приведён в условном порядке с весьма и весьма приблизительной датировкой их возникновения – там, где для этого есть внушающие доверие данные. Но в целом последовательность возникновения Священных Учений и религиозных течений складывалась именно таким образом.
1.3.1. Зороастризм
В Зороастризме Всевышний Бог именуется Ахурой (или Асурой) Маздой и характеризуется следующим образом:
Ахура Мазда – Единое Высшее Существо, проявляющее себя как Истина;
Ахура Мазда – Создатель жизни и Создатель сотворённой Вселенной;
Ахура Мазда – Вечно Единый, Один без Второго;
Ахура Мазда – Высшее Существо, не имеющее формы, которое можно увидеть только внутренним зрением.
Ахура значит – Источник Жизни;
Мазда – Тот, благодаря которому появляется Вселенная.
Время жизни основателя данной религии – Пророка Заратуштры относят к 5400 году до н. э. Основу учения Заратуштры составляют Священные Писания, именуемые «Гатхи»4 – древнейшие части «Авесты»5. Основной текст Авесты называется «Ясна», включающая Гатхи. Языки Авесты родственны ведическому санскриту. Считается, что Гатхи были даны Заратуштре самим Ахурой Маздой – Единой Реальностью6.
1.3.2. Герметическая традиция
Герметизм в настоящее время уже не является Религией. Его ещё несколько столетий назад полностью вытеснило Христианство. Следы Герметизма остались в трудах раннехристианских, прежде всего – древнегреческих, философов. Из трудов древних греков фрагменты учения Гермеса Трисмегиста проникли в канонические Писания Христианства. Великое Учение ушло из обиходной человеческой жизни, но влияние его осталось.
В Герметическом Своде, в трактате «Кубок или Единство» [3—1] сказано:
«Творец сотворил этот Мир не руками, но Словом. Нужно представить Его существующим ныне и вечно, как автора всего сущего, Единственного Сущего, который создал вещи Волею Своей. В этом Его тело, которое не есть ни осязаемо, ни видимо, ни измеряемо, ни протяжённо, ни похоже на какое-либо иное тело. Он не есть ни огонь, ни вода, ни воздух, ни земля, но всё от него происходит».
Там же, в Своде «Гермес Трисмегист», в Трактате «О том, что Бог невидим и в то же время в наивысшей мере явен», в диалоге Гермеса со своим сыном Татом, есть такие слова:
«Я обращаю к тебе речь, о Тат, дабы ты был посвящён в таинство Того, Кто слишком велик для того, чтобы Его назвать Богом (в другом переводе – „дать Ему Имя“. Если ты постигнешь это, то, что большинству [людей] кажется невидимым, станет для тебя явным. Если бы ОН был видимым, Его бы не было; всякая видимость сотворена, ибо она проявлена; но невидимый есть всегда, и Он делает все вещи явными. Невидимый, потому, что вечный, Он, не показываясь Сам, приводит к проявлению Всего. Несотворённый, Он проявляет все вещи в видимости, видимость же присуща только вещам сотворённым: она есть не что иное, как рождение. Он рождает, Сам будучи не рождённым; Он не показывается нам в чувственном образе, но это даёт чувственные образы всем вещам. В чувственных образах появляются только сущности рождённые: действительно, прийти в жизнь есть не что иное, как появиться в ощущениях».
То, что сказано Гермесом о Всевышнем в этих Трактатах – математически лаконично и безупречно сформулировано и не требует каких-либо комментариев. Это Истина, живущая в веках.
1.3.3. Индуизм
Индуизм всецело основан на Санатана Дхарме (Вечной Всеобщей Вере), являющейся сердцевиной древних Вед. Второй основой Индуизма является учение Адвайта-Веданты (Не-двойственности), утверждающей, что «Есть только Атман (Высшая Божественная Реальность) и нет ничего кроме Него».
В рамках концепции Адвайты о Всевышнем сказано:
Бог есть Один Единый бесформенный Абсолют (Брахман);
Брахман или Единый Всевышний Бог, который создаёт Мироздание, вмещает в себя всё Мироздание и находится во всём в Мироздании;
Брахман – то, что является бесконечно большим. Брахман – это сама Бесконечность. Брахман Всеведущ, Вездесущ, Всемогущ и Вечен;
Брахман не имеет формы и признаков, не может быть описан и познан;
Брахман имеет много имён и проявляет себя через свои аспекты;
Брахман есть истинная реальность Высшего «Я» человека.
Особенность Индуизма – политеизм, который можно определить как «Единство в многообразии». Многочисленные индуистские Боги, и в первую очередь, троица: Брахма, Вишну и Шива, представляют собой различные аспекты Единого Абсолюта (Брахмана), позволяющие лучше понять Суть Всевышнего.
В Индуизме есть выражение: «Экам сат, випраах бухудхаа вадантхи» (Единый есть Один, мудрецы говорят о Нём, как о многих). Эти слова имеют очень большой смысл. Это основная Истина, стоящая в начале духовных традиций всей Индии на протяжении многих веков.
Такое понимание Бога в Индуизме не является «многобожием» и не противоречит концепции Адвайты: «Бог Один, без второго». Политеизм основан на глубинном понимании того, что Брахман, не имеющий имени и формы, ответит на любое, имя, которое вы ему дадите. Если вы будет ему молиться в понятной для вас форме – он примет эту форму и ответит на вашу молитву.
Шри Сатья Саи говорит об Индуизме:
«Нередко люди западного мира высмеивают индийцев за то, что они, де, поклоняются камням. На самом же деле, поскольку индийцы полагают, что Всевышний присутствует в каждой малости, существующей на земле, они считают священной и траву тулси, и корову, и дерево ашватха. Они почитают львов, тигров и змей, потому что в них есть частица Господа».
Политеизм Индуизма, во-первых, учитывает потребности и уровень развития верующих и даёт им возможность иметь личного, эмоционально окрашенного Бога в рамках концепции Одного и Единого Абсолюта. Во-вторых, такое многообразие форм проявления Всевышнего позволяет построить систему ступенчатого обучения, когда человек поднимается к сложнейшим Истинам по восходящей спирали познания.
Роскошь образов и понятийная полнота Индиузма, основанная на изобилии философских и прикладных трактатов – это и Благо и, одновременно, сложность для верующих и тех, кто хочет понять, что это за явление в нашей земной культуре. В эту Культуру, в эту Веру нужно погрузиться и стать её частью, чтобы понять и принять её Истины.
1.3.4. Буддизм
Современные выдающиеся индийские философы-адвайтисты7 считают, что корни раннего буддизма уходят глубоко в Веданту и что Будда не проповедовал какие-нибудь свои идеи, а лишь по-своему излагал Веданту8. При этом они ссылаются на утверждение самого Будды о том, что его учение не проповедует новых философских концепций, а лишь указывает дорогу к освобождению.
Мои, достаточно скромные, познания буддийской философии позволяют говорить о нескольких моментах:
а) философия и практика Буддизма не имеют принципиальных отличий от философии и практики Индуизма. По крайней мере, это справедливо для Буддизма Тибета: Знания перетекали из Индии в Тибет и обратно – по мере необходимости, когда что-то утрачивалось в результате социальных или природных катаклизмов;
б) Знания о Мире и, в особенности, о Высших Мирах в Буддизме существенно урезаны (или засекречены для простых смертных). Даже цель человеческой жизни усечена до стремления постичь причины страдания человека на Земле, освободиться от них и достигнуть Пустоты Сознания и состояния Нирваны. В Индуизме – это цель промежуточная, важная, но не окончательная. В Буддизме многие компоненты упрощены до спартанского уровня, минимально необходимого для обучения Йоге, которая и Йогой не всегда называется, вместо этого часто используется скромное «Дао» (Путь);
в) Будда никогда не говорил о Боге и практике бхакти (преданности Богу). В Буддизме, по крайней мере, в нынешнем, доступном нам виде, понятия Бог, Всевышний, Создатель вытеснено терминами: «Вселенский Разум», «Космическое Сознание», «Сознание Будды». Но при этом в практике тибетской Йоги широко применяются мантры, обращённые к Шиве – Всевышнему Богу в Индуизме9. И это никого не смущает, потому, что Буддизм и Индуизм – родственны;
г) если внимательно почитать ряд трактатов Буддизма, например «Алмазную Сутру» [2—21] или Сутру Полного Осознавания [2—22], то можно найти описание свойств Всевышнего. Они написаны путанным языком, рассчитанным на человека, находящегося в «просветлённом» Сознании, но за этими нагромождениями слов читается то же самое, что в Ведах сказано совершенно чётко. Знания о Боге те же самые, но с какой-то целью спрятанные от непосвященных.
1.3.5. Христианство
Про представления христиан о Боге говорить сложно. И в Библии и в Евангелиях столько противоречий и путанных мест, что базироваться на этих текстах – всё равно, что гадать на кофейной гуще. К сожалению, истинные слова Великого Пророка до нас не дошли. Евангелия писались многие десятилетия после ухода Христа, по памяти и в той мере, как были поняты учениками – в силу их разумения. Тексты многократно переводились с одного языка на другой. Причём часть из этих языков не имели адекватных понятий для передачи духовных истин, в результате чего тексты «упрощались» и искажались. Тексты Евангелий многократно подвергались субъективному редактированию и «работа» эта продолжалась, по крайней мере, до XIX века нашей эры. В результате «пересказ» слов Иисуса Христа о Мире, о себе и об Отце своём стали соответствовать уровню мировоззрения многочисленных «редакторов» и их текущим политическим задачам.
Поэтому в христианстве Иисус Христос – не Великий Пророк, принёсший на землю слово Божье, а сам Бог, Господь. При этом подразумевается, что есть ещё и «Бог – Отец»10 и «Бог – Дух святой»11, но не поясняется взаимосвязь внутри этой троицы. Хотя сам Иисус заповедовал молиться своему Отцу Небесному:
23—8. Вы же не нарицайтеся учителие: един бо есть ваш Учитель, Христос: вси же вы братия есте:
23—9. и отца не зовите себе на земли: един бо есть Отец ваш, Иже на небесех.
По моему мнению, самая Большая Подлость Мира (по крайней мере, Мира христианского) – это карикатура, изображающая Бога в качестве седовласого старца, сидящего в белой рубахе – тунике на белом облаке. Эта «творческая находка» атеистов – безбожников отвратила от духовного Пути, от поисков Бога и смысла жизни миллионы людей. Отвратила, высмеяв само понятие «Всевышний».
Самая большая Глупость, основанная на Невежестве, это «назначение» Великого Пророка и Учителя – Иисуса Христа на роль Бога. Простенькая подмена: вместо Всевышнего Бога, пребывающего вне форм и качеств, являющегося Причиной и Истоком всей Вселенной, – человек во плоти, даже Великий, даже Махатма. Эта подмена обессиливает Веру, даёт повод тем, кто знает Истину (и даже тем, кто не знает толком, но хотя бы слышал её), называть христиан «неверными».
Но, поскольку Иисус Христос, до возвращения в Иерусалим, длительное время обучался в монастырях Индии и Тибета, где в это время широко распространился Буддизм, то можно полагать, что Он принёс людям Знания именно этой Религии. Следы постулатов Буддизма видны даже в выхолощенных текстах Евангелий. При наличии терпения в них можно найти базовую Истину всех предшествующих Религий: «Бог есть Всемогущий и Вездесущий, Один без второго».
Посмотрите на три последних года жизни Иисуса, три радикально отличных периода его отношения к Богу:
– «Раб и Господин»;
– «Бог – Отец мой»;
– «Я и Отец мой – Одно»
Может быть, Иисус всё осознал намного раньше – ещё во времена своего одинокого странствия по Индии, Тибету и средней Азии, а эти различные формы взаимоотношения со Всевышним ему нужны были для вразумления учеников?
Эти этапы развития пройдёт каждый из нас. Но… западное Христианство застряло на этапе 1: «Бог – Господин и Человек – Раб». Это – Ошибка! Это фатальная ошибка, отталкивающая от Истинной Веры сильных и зрелых людей, готовых идти по Пути Духа дальше, нежели это позволяют церковные догматы.
В Божьем Мире не существует отношения «Раб и Господин». Всевышнему не нужен страх и тупое подчинение. Основа Божьего Мира – Любовь и Умиротворённость, а Путь к ним идёт через Знания, через Осознание своей исконной Божественной Сути. Поэтому, если хочешь служить Богу – то изволь знать Вселенский Закон и следовать ему! Это так замечательно – быть Знатным, быть Знатью – в древнем, не извращённом значении этого слова, быть Знающим Истину.
Слава Богу, в России мы имеем не Католичество, а симбиоз Христианства и остатков исконного Православия древней Руси. Корни древней Веры не удалось выжечь вместе со староверами на просторах нашей страны и Россия осталась Православной. На этом фундаменте и держится Россия.
Это не очень устойчивая опора, так как нынешнее Православие стоит не на Знаниях о Мире и Боге – оно утрачено – но на Молитвенном Слове многих и многих Святых подвижников. В большей степени – это эмоциональная и интуитивная Вера в Божественное Начало Мира, в Бога Вседержателя и Защитника.
Прочным фундаментом Православие станет, когда люди постигнут себя и вспомнят Вселенский Закон, а также Истоки собственной Веры и истинную историю своего рода-племени и своей страны. Вера без Знаний – неустойчива!
1.3.6. Ислам
Ислам не признает никаких иных Богов кроме Аллаха и считает их описание и почитание величайшим грехом. В Ведической культуре – истоке всех религий, – Божественный Мир иерархичен. В ней к пониманию Единого Бога ученик приходит только на последней, девятой, ступени обучения, которая называется «Адвайта» и провозглашает принцип: «Всё Едино, Бог Один – без второго». Все предыдущие ступени посвящения в Истину считаются промежуточными, необходимыми для людей разного уровня о-Сознания Мира.
Ислам изначально провозглашает Абсолютную Истину:
«Бог Один, второго не существует. Бог Один Единственный. Ничего не существует отдельно от Аллаха. Существует только Аллах. Думать, что существует что-то кроме Аллаха, – это признак неверующего, который добавляет богов к Богу, создаёт многобожие».
Ислам начинается и заканчивается этой Истиной. В этом и величие Ислама и его проблема. Это Путь для людей с отважным сердцем. Эта великая и конечная Истина не для всех посильна. С одной стороны, в нашу эпоху Кали-Юги, в век безверия и аморальности, самый прямой Путь к Богу – это Путь Преданности Богу. Но эта безграничная преданность должна основываться на прочном фундаменте Знаний. Если человек не обладает сокровенными Знаниями о самом себе, о Законах Мироздания, о Боге и божественных проявлениях – у него остаётся один путь – путь эмоциональной Веры. Эмоциональная Вера – это очень опасная и совсем не прямая дорога, которая вместо Бога может привести человека к догматизму, ненависти и презрению к инакомыслящим. Что мы и имеем сегодня на Земле.
1.4. О Словах и Смыслах
Итак, Веды и все мировые религии примерно одинаково описывают Всевышнего и эта информация доступна людям. Всё, что сказано о Всевышнем в Зороастризме, Индуизме, Буддизме и Исламе – Истинно! Да, фрагментарная, неполная, но ведь Истина! Это то, что каждый человек, раньше или позже, должен будет осознать, принять и научиться учитывать в своей земной жизни.
Но человеку так трудно воспринять такие глобальные, космического масштаба Истины. Как их приблизить к нашему обыденному уровню Сознания? Что этому мешает? Наши современники не знают Бога и не чтят Его Законы, а это, к сожалению, так – если судить по делам их. Тому есть ряд вполне объективных причин. Одна из них совершенно объективна – это запредельная сложность объекта описания. Учитель говорил об этом:
«Махариши, посвященные в тайны Вед и мантр, понимали, что объяснить или описать Брахмана с помощью слов невозможно. Брахману соответствует лишь молчание. Они говорили, что только духовный опыт, а не словесное выражение, может привести к постижению Брахмана» [2—6].
Ещё одна причина невежества – общая деградация культуры и утрата чувства родного языка.
«Нельзя заключить Бесконечное в рамки житейского опыта и ограниченных понятий. Мы с легкостью придумываем новые слова, чтобы объяснить то, что не понимаем… Можно ли объяснить неведомое словами, смысл которых нам неясен? Это всеобщая ошибка» [2—6].
Все мы учились в школе, учились грамоте, постигали литературу. Но нас не учили русскому языку, не учили понимать слова родного языка. Именно поэтому мы плохо понимает друг друга, да и весь этот Мир. Их много этих слов – около ста тысяч. Во времена моей молодости считалось, что культурным человеком можно считать того, кто способен свободно оперировать не менее, чем десятью тысячами слов. Те, кто читал классическую литературу и просто хорошие книги, которых в те времена было много, что-то начинал понимать в родном языке, остальные – ограничились словами – пустышками: «добро» – «зло», «закон» – «беззаконие», «человек» – «животное». Что каждое из таких слов обозначает и чем одно слово из пары отличается от своего «антонима» – каждый трактует в силу своего разумения или житейских интересов. Поэтому наполнение «пустышки» может со временем меняться.
Такие слова-пустышки и слова-ловушки есть в каждом языке – это продукт нашей кривой и лживой «цивилизации». Поиграйтесь в Уме словами «свобода слова», «права человека», «демократия» и попробуйте себе ответить на вопросы: «Где границы этой свободы слова и почему она так избирательна?»; «Почему права человека распространяются большей частью на личности, нарушающие уголовные и нравственные законы, и не применяются к нормальным гражданам?». Таких слов-обманок-погремушек много в нашей речи, поэтому люди перестают воспринимать всерьёз и иные слова, слова, которые отражают суть вещей.
Даже если слова нашего языка, которые мы с вами произносим, не искажены грамматически, то они, в большинстве своём, утратили исходное значение. Слово-оболочка есть, а смысла нет или есть некая подмена, подлог. Например, слово «Дом». Это очень простое слово – всего один слог. Его трудно исказить грамматически, но подменить смысл – запросто. Люди, с детства живущие в городах, в своих квартирах, убогих, комфортабельных или самых изысканных, далеко не всегда понимают, что есть Дом.