bannerbanner
Донбасс. Дорога домой
Донбасс. Дорога домой

Полная версия

Донбасс. Дорога домой

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 5

Очередь в банкоматы большая. Ну-у-у, тут не поймешь, кстати, это по причине войны или авансы дали всем, а там вокруг бюджетников хватает, центр же города. Потом, в понедельник, выяснилось, что банкоматы-таки выгребли, в выходные было пусто.

В очереди встретилась со знакомой, тоже ополченцем, бывшей в плену. Отлично провели время в очереди за воспоминаниями. Её муж отскакивал заправить автомобиль, но не срослось – очередун был огромный.

Бубух. Один. Странно. Потом выяснилось – машина на стоянке рванула. Я думала, что прямо возле нас.

На карточке нашла полторы тыщи. Сняла.

Пошла в лабаз. В первом республиканском – людей полтора человека, все есть. По традиции таких ситуаций – купила пять кг гречки и… к 23 числу. Мы ж договорились: кто- то приносит еду своего изготовления, а я, как криворукая, на салат продукты. Вот и пошла по списку.

Пришла домой, довольно поздно, около восьми. Соседка грит: я тебя ждала; если б не пришла, пошла бы кормить котэ. Спасибо! Меня ждут… Хорошо-то как.

Про 19 число

На субботу были замечательные планы. В ДГМЦ должны были быть детские мероприятия – кукольный театр и мастер- класс; в «Крупской» намечался «Клуб любителей фантастики». Потом должно было быть заседание в «Бариста» по поводу творчества Левитанского.

Да. Нас убивают, мы продолжаем танцевать.

Отзвонилась уточнить. В «Крупской» отменили заседание клуба фантастов ещё вчера. Переходим к реализьму. Заседание поэтическое про Левитанского, которое в тот же день – пока нет. «Каждый выбирает по себе…» С трудом нашла телефон Русанова, спрашиваю: будет или не будет? А чего бы его отменять? – с благородным вызовом глаголет он. Чем меня немедленно возрадовал. Я среди своих, все такие хорошие…

Собираемся – выдвигаемся. Иду пешком.

И впритык прибегаю я в Баристу. Я там никогда не была, волнуюсь. Нашла – стоят и курят товарищи спасатели и учёные на порожке.

Начали со стихов. Потом пошли барды. В общем, после часа или около того стихов пошёл стихийный концерт. Вдобавок у Горелика концерт отменили, и он тоже пришёл к нам. Он играл и сам, и вдвоём с Теркуловым.

Учитывая привлечённые и прибившиеся силы, концерт получился интересным и очень сильным. По порядку: Мулыгин, Горелик, Теркулов и… Кофман.

И Ревякина была. Вот наши люди, правильные: стало плохо тут – и она приехала из Москвы, чтобы быть со всеми. Не наоборот.

Уже около семи решила всё-таки пойти домой, хотя Горелик и ещё один замечательный бард как раз сели учинить что-то инструментальное.

– Я им всем говорю, что никуда не поеду – я в первом ряду, мне интересно, я хочу досмотреть до конца!

Это тов. Ревяков покурить выскочил за мной, уходящей. Его немедленно, как тут у нас все началось, «замучили» звонками хорошие люди из всех углов русского мира – что тут у вас? Едьте к нам пересидеть!

Киваю: закончилось время быта, началось время истории. Нет, грит: время бытия. Да, так лучше. Ну с ним про бытие не поспоришь – он мастер по части категории бытия и периодически какие-то книжки выкладывает у себя в ВК на эту тему. Скачиваю, складываю… и когда-то прочту. Категория бытия меня реально интересует.

Про 21 февраля

Кажется, этим утром впервые за весну: «Наташ-ка, Наташ-ка». Голуби, горлицы, гургулицы…

Из-за всего этого происходящего парни не захотели отмечать праздник.

Дети коллеги перебрались к ней с новорожденным внуком, ибо они жили за вокзалом. Вот вырастет малой Мишка – ему расскажут, как начиналась его жизнь…

Сидела чуть ли не до полседьмого на любимом форуме, подпрыгивала: а провозгласил ли Владимир Владимирович наше признание? А теперь уже провозгласил?

Сидела у ТВ дома, а там говорят: вот сейчас выступит. Вот прямо сейчас! Даже передремнула или что- то вроде того сидя.

И вдруг сразу реально заговорил. Артистично даже. Длинно говорил.

А потом не менее вдруг – ведущий телеканала даже сказать ничего не смог толком между, не успел – два наших и Путин подписывают. И …и все.

И салют. Не видела, он с другой стороны. Ура!

А вечером грустно было. Мы так долго ждали этого, что удивились, что можно не только ждать, но и дождаться. Мы так долго ждали, что уже нет сил радоваться. Ощущения 14-го года нет. Первобытной радости нет – вот этих вот слез, ааабнимашков, Аксенова в свитере…

Может, просто оно дойти должно. Это как с российским паспортом – дошло, что я гражданка России, только когда домой приехала и с паспортом вечером за столом сидела. Ну или когда за новогодним столом сидела и думала – а вот это речь говорит МОЙ президент. Не дружественный и не соседский, а вот МОЙ.

…Зато утром поздравил коллега – настроение повысилось. Сама всех поздравляю на работе. Донбасс ошарашенно приходит в себя.


Посмотрела в календаре, в честь какого святого сей день.

День св. Феодора Стратилата с утра.

И главное, наверное, понедельник – день св. Михаила Архангела в расписании на неделю, ну то есть все понедельники ему посвящены. Вторники св. Иоанну Крестителю.


Насколько же дни плотны!

Про 22 февраля

Парни грят: всё, будем отмечать! Ага. Мы ж ничего не готовили.

То местные новости по местным каналами давали, а теперь по государственным общероссийским.

Бубухи сегодня тоже были. Днями бубух был до полуночи, но решила, что дождь. Потом сильные в полтретьего. Походила, с кошкой на руках – они закончились, пошла спать.

Флаги. А вдруг помахать надо будет с чувством и вдохновением? У меня нету ни российского, ни ДНР. Российский был, ещё до войны, с ним митинговала. Потом, когда стал почти мир, его командир забрал, повесил в кабинете. И он куда-то делся… В общем, пошла в книжный по дороге за флагом. Российский уже забрали, купила флаг ДНР.

Про 23 февраля

Всем разослала эсэмэски поздравительные – бродила по телефонной книге и рассылала.

Звонили из кадров – насчёт мобилизации. Аж перепугалась – я опять все пропустила, день рабочий?!

Говорю: военника нет, только мобилизационка на 14 год. Не- а, не берут.

Вечером нормально акафисты пошли, а то два дня как-то времени не было.

Бубухали сегодня периодически.

Маршруток вроде больше стало. То прям стада паслись, а в воскресенье очень мало. Сегодня смотрю – опять три штуки.

А то кое-где ситуация стала тяжёлая: маршрутки забрали вывозить беженцев, и на трассу вышло мало. Коллеге пришлось расписание работы менять, чтобы хоть как-то добираться на работу.

О, не доходя 23.00, опять бубухи.

Про 24 февраля

…А ничто не предвещало.

Утром открыла Писание, читаю про сотворение мира. Бубух. Не один.

Иду на работку. Бубухи. И тут такие звуки, как град. Не поняла. Спрашиваю у пацанов в форме, что около МЧС: Град? Ага, грят.

И тут выясняется! Про ввод войск!

Мы тут утром только что танцы не танцевали. Мобилизуют       мужиков – коллег и      родственников.

Насколько я понимаю, никто их на передовую не собирается гнать. Слышала на этаже, что у кого-то ребенка мобилизовали, его страшно одного отпускать, так и отец его пошел. У нас могучего коллегу мобилизовали – он легко и непринужденно за швабру спрячется. Главное, чтобы он, стоя, из автомата стрелять не пытался – сдует отдачей.

У нас в центре города обратку слышно без пауз, почти все время бубухают. Аж стекла периодически трясутся, и ветер в дверь.

Вот так и сидим— бубухи слушаем, новости читаем запоем.

Про 14 марта

Утром после восьми «градов» от нас улетело до фига.

А потом откуда-то сзади стал не спеша нарастать рев. Мысль была: шото реактивное, и счас будет прилёт, надо бы от окон и вообще в коридор… Я как сидела, так и осталась, ибо далеко от окна, а девчата повскакивали.

Мы повскакивали – и видим самолеты! Два! Потом третий! Стоп, грю, это не самолет уже – это ворона. Мы обниматься…

Хотя, вообще – то не ворона, а голубь.

… А потом бубухнуло так, что аж тряхануло. Вот тут сразу стало понятно, что лютый, невероятный прилёт. Расчехлила большую камеру, начала заснимать. Было видно чёрный густой дым. Потом его ветром сдуло.

Потом пошла на балкон. Мне пацаны грят: ты куда, если повторный будет, прилетит – будут осколки. Но я пошла и засняла ещё.

Это что – каску на работу с собой брать и те четыре тыщи, что есть, пойти и на броник потратить? Ну, если я всерьёз намерена в таких ситуациях снимать.

Дым довольно быстро закончился – потушили.

Пошли первые фотографии и инфа с места. Сначала показали то, что у «Крупской». Я ещё грешным делом чуть ли не посмеялась: укропы едва по своему Шевченко не попали. Там памятник Шевченко стоит. Ещё и подумала: какие артиллеристы молодцы – упал на асфальт, чуть ли не на клумбу. Не попало ни в «Крупскую», ни в музей, ни в просто дома.

Потом начали писать, что люди погибли на остановке. Я не поверила. Остановка у «Крупской», середина рабочего дня

– откуда там люди? До перерыва было минут 15. Студенты ж все по домам, что им в библиотеке или возле делать? Мероприятия тоже поотменяли. А потом уже выяснилось, что упало со стороны ОГА....

ОГА, или Белый дом в местной формулировке – это место, где мы митинговали и сидели в 2014 году. Сейчас это тоже административное здание. Первая мысль была, что именно по нему и целили. Потом уже прошла инфа, что укропы в пабликах пытались собрать солдатских матерей и т.п.

Потом выяснилось, что по нашему Союзу писателей тоже попало. Окна вылетели, отопительных контур порвало.

Написали, что я выиграла конкурс. Выяснила: точнее, стала дипломантом конкурса. И плохое, и хорошее рядом. На фоне всего – не зашло.

Шла домой. Город пустой. Магазинчики у дома закрыты. Обещали песок для животных, а потому и пошла – глянуть, открыта ли котячая лавка. Не-а. Остался открытым только овощной у дома.


…Сначала я попыталась плести сети. Дело сие разуму посильно. Комната, схемы, нарезанные рулончики. Была я там раза три – далеко, некогда.


Общалась как-то летом с реконструкторами на форуме и в ВК. Ну общалась и общалась… В общем, в этот раз и глазом моргнуть не успела, как была сагитирована ехать на рекон на Самбек. Первый раз в жизни: всё время выходила в костюме на 9 мая, на иные праздники, но ездить никуда не ездила.

Собралась.

Добралась почти без приключений. И вот…

Пошли на само поле – торжественный момент. Парней почти сразу стали одергивать: мельче шаг! Медсестры отстают! Но катушку у связистки забрали немедленно – она её тащила только на самом реконе.

Постояли у края поля. Посидели и даже полежали.

Спустились обратно в овраг.

Ждем. Наверху уже что-то происходит – шум, стрельба, комментатор рассказывает.

Ждем. Прибыл грузовик. Сели в грузовик. Будем ехать под прикрытием танка…

Будем, но недолго. Парни, у нас плохая новость: придется аж целых сто метров бегом… Быстрым шагом двигаться к тем домикам, ну про которые мы вам уже рассказали. А потом отступаете, а потом все там гибнете, а потом надо лежать условно- убитыми и не двигаться! Ага.

Чувствовала ли я себя погруженной в прошлое? Ага, тут почувствуешь, при таких раскладах.

Приехали. Отбросили борта, нас тетенек принимали просто на руки. Парни через бока частично сами повыпрыгивали к тому времени.

Не забываем пригибаться! По возможности не отстаем.

Добежала до какого-то окопа.

…Меня позвали: раненый, раненый! И, пригнувшись, поспешила к нему.


…Моим первым раненым…раненой…да и единственной пока, была девушка. Ранение в заднюю проекцию. Кровь была, кровотечения особого не было, мужчина остановил прижатием салфетки. А я стою и не знаю, что делать: про жгут на конечность читала, а не про такое. Потом позвала настоящих врачей, и барышню увезли на скорой.

…Прямо на глазах у меня прилетело в Крытый рынок. Даже легла, перележала бубухи. Потом побежала к рынку— у меня ж аптечка, надо же спасать! На рынке, там, где цветами торгуют, был пожар. Пытались спасти большую красивую машину, но не смогли. Огонь до неё постепенно добрался, и она загорелась. Другую машину сняли-таки с ручника, разбив стекло – да они и так треснутое было – и отогнали в сторону. Толкала вместе со всеми.

Приходишь домой, а от тебя пахнет дымом. Чувствуешь себя победителем.


– Выкинь этот щит.

Показала щит специалисту по Средневековью – грит, что никуда не годится, то есть только на косплей.

Внезапно и как-то тихо нормально заработала почта – в том смысле, что у нас теперь обычный адрес, а не многоэтажный, через Куйбышево, от которого сходит с ума «Али Экспресс». Первый раз приехало из России по почте. Приехал щщщит!

…И тут должно было быть мероприятие по Средневековью!

Ринулась собирать костюм…

Полезла в шкаф по косплей. У меня в хате, конечно, лютый бардак, но костюмы упорядочены. Почему-то думала: вот прилетит сейчас, и так и упаду прятаццо с между парадкой, костюмом Джона Сноу и носом в костюм Бабы Яги, а сверху меня париками привалит.

Выяснилось, что забыла, в каком порядке какие тряпочки одевать и вообще из набора что брать!

Выяснилось, что не найду одни из сапогов! Что сапоги, какие нашла, на ногу неудобные. Еле нашла одни, зеленые, эльфийские…

Всё возвращается. Понимаете?

Марк Некрасовский. ЛУГАНСКИЙ ДНЕВНИК

Отрывки из книги «Кровавая пыль. Летопись войны»

6 апреля, 2014 год

Толпа собирается возле здания областного СБУ. Вчера СБУ

«зачищала» Луганск. Арестованы и посажены в подвал многие потенциальные «зрадники» («предатели»). Кто в толпе? Родственники арестованных и неравнодушные люди. Людей много. Много женщин и пожилых людей. Перекрыта центральная улица. Я коренной луганчанин и поэтому многих узнаю. С этими я учился на истфаке, с другими работал или пересекался когда-то.

Возле входной двери стоят крепкие ребята. Ударная группа. Это «афганцы», бывшие десантники, и «беркуты». Появление последних в числе недовольных меня ничуть не удивило. Майданутые пообещали им всем отомстить: вешать всех

«беркутов» и членов их семей. Просто попугали? Нет, такие пугать не будут.

В киевском зоопарке майданутые проникли в вольер с хищными птицами и распяли птицу. Вся её вина была в том, что она была беркутом. Долбанутые. Что тут скажешь.

Штурмуют здание. Те, кто обороняют здание, не очень сопротивляются. Здание СБУ взято под контроль. Арестованные выпущены на свободу.

Апрель, 2014 год

Улица Советская напротив здания СБУ перекрыта для машин. С двух сторон линии обороны – это баррикады и колючая проволока. Ещё холодно, и поэтому горят костры – металлические бочки с дровами. Чуть дальше в парке установлены палатки, на которых таблички с названиями городов и посёлков Луганской области. В них спят люди, они охраняют здание круглосуточно.

Стоит и военно-полевая кухня – готовят еду и горячий чай. Продукты подвозят неравнодушные люди. Также приносят обувь и тёплые вещи. Людей много. Не протолкнёшься. Это защитники баррикад, сочувствующие люди и просто любопытствующие. Лица не закрывают. А это значит, что верят в победу и в свою правоту. Свобода или смерть. Потрясающие единение людей. Настроения радости, свободы, братства. Много знакомых лиц.

Возле входа в здание импровизированный митинг. Говорят о целях и задачах, которые стоят перед луганчанами; не дать кровавому перевороту в Киеве раздавить Луганск. Говорят, о братстве с Россией и о том, что она не бросит нас в беде.

1-16 июня, 2014 год

Первые украинские солдаты воевать с жителями Донбасса не хотели. Когда их танковые колонны останавливали старики, старухи, женщины, то они бросали технику и уходили домой. Так появились первые танки у «сепаратистов». Но потом всё изменилось. Я хорошо помню новостной репортажный ролик по телевизору: дорогу украинскому танку перекрыло мирное население и какая-то древняя советская легковая машина с водителем за рулём.

Танкист вылез из люка, и ему кричат: «Остановись. Мы братья». А он им в ответ: «Вы мне не братья» и танк едет на машину и давит её (водитель чудом успел выскочить). Для меня этот эпизод является одним из ключевых начала войны. Перешли грань, позиция Каина – мы для них не братья.

14 июля, 2014 год

Утром спорю с женой: уезжать или нет. Жена кричит: надо ехать к её родителям. Они живут в маленьком шахтёрском посёлке Южная Ломоватка под Брянкой. Там войны не будет. Я возражаю – война будет везде, и в маленьких посёлках, и в городах. И как я могу бросить своих родителей? Мой папа болеет и с трудом передвигается по квартире. Что же говорить о переезде? Когда жена нервничает, она занимается уборкой квартиры, – это её успокаивает. Жена моет полы, но рот не закрывается – надо ехать, надо ехать, надо…

Её рассуждение прерывает взрыв. Первый, второй, третий… Сначала эти взрывы не пугают – они не рядом с нами. Но настал и наш черёд – два снаряда разрывается возле дома с двух сторон. Десятиэтажный дом зашатался. Вот-вот рухнет от взрывной волны. Смотрю на жену – такой я её ещё не видел – лицо белее снега, нижняя губа трясётся… В доме оставаться страшно – он может сложиться как карточный домик. Собираемся и выходим на улицу.

Людей на улице много. Все они, как и мы, в страхе покинули свои квартиры. Идём по кварталу Мирный. Звучит, как насмешка. Квартал Мирный совсем не мирный – горит автостоянка, кафе «Корефан». Понимаю, есть погибшие – сторож автостоянки вряд ли уцелел. Впереди нас стоят люди, рассматривают что-то, лежащее на земле. Подходим ближе – на земле бездвижное, окровавленное тело молодого парня и перевёрнутая вверх колёсами детская коляска. Люди переговариваются между собой – парень погиб, прикрывая своим телом ребёнка.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Витренковцы – от фамилии Витренко Н.М., главы Прогрессивной Социалистической Партии Украины (2014 г.).

2

Губаревцы – от фамилии Губарева П.Ю., политического деятеля, одного из самопровозглашённых лидеров ДНР в 2014 г., «народного губернатора» Донецкой области.

3

Операция «Анадырь» – кодовое название операции по тайной доставке ядерного вооружения на Кубу, что привело к противостоянию СССР и США, едва не завершившегося войной.

4

ПР – украинская политическая сила, партия регионов.

5

Камрад – обращение, то же, что товарищ.

6

Рекон – реконструкторство или что-то, с ним связанное.

7

То есть плащи годятся и на реконструкторство афганских душманов, и на реконструкторство жителей Ирландии 9-11 где-то столетий.

8

Средневековая горская шотландская рубаха.

9

Смолянка – микрорайон Донецка.

10

Гимнуха – гимнастерка.

11

Косплей – хобби, вид времяпровождения, состоящий в изображении героев фильмов, аниме, манги и пр., с пошивом соответствующих костюмов и в отыгрывании данных персонажей в различных контекстах.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
5 из 5