bannerbanner
Homo Narrare. Нарративный интеллект 3.0: Управляй реальностью, создавай влияние
Homo Narrare. Нарративный интеллект 3.0: Управляй реальностью, создавай влияние

Полная версия

Homo Narrare. Нарративный интеллект 3.0: Управляй реальностью, создавай влияние

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 4

Наше сознание постоянно создает некий образ реальности, оно моделирует этот образ и может допускать в него то, чего на самом деле в реальной среде не существует. Окружающий мир представлен в сознании сотней тысяч связанных друг с другом нарративов, которые можно настраивать и перестраивать, объяснять и описывать, изменять их суть, детализировать и параллельно выстраивать совершенно другую реальность – виртуальные ментальные карты с собственной системой навигации.

И уже основываясь на этих виртуальных картах, человек безопасно, по его мнению, строит свои стратегии, рассчитывает планы и только потом действует. Благодаря этой способности можно скоординировать действия на предстоящей охоте или футбольном матче, описать себе интерьер дома или бизнес, который хотите создать. И эта первая и важная способность сознания – представление и планирование. Но не единственная. Есть еще одна, и не менее важная.

Да, человек обладает уникальной способностью представлять себе все что угодно. А еще он может воссоздавать в своем сознании картины из того, что с ним уже происходило, рассказать себе эти истории и снова пережить эти моменты в своем воображении. Представить происшедшее и восхититься им или, наоборот, – огорчиться и расстроиться. А можно огорчиться настолько, что попасть в полосу глубокой депрессии и, что еще хуже, довести себя до желания или попытки свести счеты с жизнью.

Благодаря воображению можно испытывать переживания и мысли не только от событий, которые уже произошли, но еще и от тех, которые еще не настали. Мы в состоянии считать себя виновным как в своем прошлом, так и в своем будущем. И виновным в чем угодно, надуманном или действительно имевшим место. И все это может сделать его состояние невыносимым. Людям несложно представить себе и переживать за то, чего нет или не было и чувствовать себя виновным в том, что еще не произошло. Насколько это звучит нелогично и абсурдно, но каждый из нас в жизни сталкивается с такой особенной способностью своего сознания. К сожалению, эта невероятная особенность идет как неотъемлемая часть в одном комплекте вместе с воображением и способностью визуализировать и планировать.

Но природе совершенно нет дела до вопроса «кто виноват?» ни в прошлом, ни в настоящем и не в будущем. У природы нет понятия «вины», «суда», «моральной ответственности» и тому подобных придуманных человеком терминов. У природы одна цель и один смысл, которые она вкладывает в существование любого живого на планете – продолжение жизни. А суициды и депрессии, по мнению природы, никак не способствует ни благополучию, ни размножению, то есть выполнению единственной и важнейшей цели существования.

Отсюда и другая важная функция сознания – способность находить себе оправдания и объяснения в любых ситуациях. Любой человек, признавшись в самом тяжком преступлении, всегда находит косвенных виновных в своем поступке. Это может быть и неблагополучная семья, плохая компания, политика властей, ужасная погода, иные обстоятельства и так далее и тому подобное. Уникальная способность объяснять себе и оправдывать себя превосходит все остальные человеческие способности. Мы даже не замечаем, как это происходит, поскольку этот механизм жизненной защиты работает настолько же совершенно и надежно, насколько независимо и скрытно.

На вопрос: «Окажите ли вы помощь человеку, которому стало плохо на улице?», подавляющее большинство отвечает утвердительно. Но, если тот же опрошенный будет идти по улице и увидит прохожего, которому стало плохо, то до осознания желания помочь, он успеет задать себе множество самых разных вопросов. И все они будут касаться одного: как найти оправдания тому, почему в этот раз он, возможно, не станет помогать. Есть бесчисленное множество готовых нарративов оправдания. Например, можно предположить, что перед вами бомж или наркоман. Это сразу уменьшает степень ответственности за судьбу пострадавшего. Или начать оглядываться и, увидев других очевидцев, сказать себе, что наверняка уже кто-то вызвал «Скорую помощь». Врач подумает об уголовной ответственности за неправильно оказанную медицинскую помощь. И только после всех этих предположений у пострадавшего может появиться шанс, что ему помогут.

Многое в нашем сознании происходит стремительно и неуловимо, но люди управляемы и зависимы от вопросов, которые они себе задают. К примеру, очень часто в мотивирующих обращениях политиков и патриотических публикациях используют обращение: «Кто, если не ты?» Но в нашем сознании этот вопрос звучит на самом деле по-другому: «Если не я, то кто?». Следовательно, задача в том, что надо найти этого другого. Фрэнсис Бэкон как то сказал, что хороший вопрос – это половина ответа. Исходя из последних исследований можно утверждать, что он немного ошибся: хороший вопрос – это больше, чем половина ответа.

Слова человека не всегда передают его истинные намерения и могут быть восприняты окружением иначе, чем он хотел. Многие признают, что их высказывания порой не отражают действительное намерение. Однако в любом случае окружающие вынуждены реагировать на сказанное, что порой сопряжено с рисками. Рискованно также предполагать, что люди всегда выражают свои подлинные чувства. Яркие и недавние события надолго запоминаются, поэтому при моделировании будущих ситуаций именно они чаще всего используются в качестве примера. Проблема таких симуляций в том, что лучший, худший или даже вчерашний день не всегда отражают типичный день. Именно поэтому неблагоприятные события часто представляются хуже, чем оказываются на деле, а ожидаемые хорошие события – не такими радостными. Это особенность человеческого восприятия.

Человек очень старается себе все объяснить, составить из существующих нарративов стройную систему, отражающую окружающий мир. Это важно для сознания, поскольку это ощущение системности дает чувство определенности настоящего и будущего. Это придает уверенности и, следовательно, можно меньше переживать, меньше подвергаться депрессии. Опросы показали, что во время пандемии больше всего людей беспокоила именно неопределенность. Неопределенность – это отсутствие историй о будущем, их запутанность, нечеткость, размытость с множеством продолжений и финалов. Именно с неопределенностью так упорно и настойчиво пытается постоянно бороться наше сознание, подбирая и создавая среду объясняющих и оправдывающих нарративов.

Резюме

Мозг человека – чрезвычайно мощная машина для моделирования и созидания настоящего и будущего. В основе его функционирования лежит концепция сохранения энергии. Людей можно убедить в чем угодно, воздействуя на основные каналы восприятия и вызывая эмоции. У сознания множество способностей и две основные функции – адаптироваться к изменениям окружения и оправдывать и объяснять выбранные для этой адаптации решения и действия.

НАРРАТОЛОГИЯ

Нарративы

Особый способ изложения истории, включающий в себя и саму историю.

Вселенная состоит из историй, а не из атомов.

Мюриэль Рукейзер

Термином «нарратив» (от латинского «narrare» – повествовать) в общем смысле обозначают повествование о взаимосвязанных событиях в виде последовательности слов или образов, или того и другого вместе. Отличие нарратива от истории в том, что история – это последовательность событий, основанная на действиях ее персонажей, где есть сюжет, фабула, персонажи. Нарратив же – особый способ изложения этой истории, включающий в себя и саму историю.

Термин «нарратив» был привнесен из историографии и, в частности, из концепции так называемой «нарративной истории». Согласно этой концепции, исторические события рассматриваются не как результат закономерности каких-то процессов, а в контексте их описания, в непосредственной связи с их интерпретацией. Контексты и интерпретации – основа идеи такого подхода изложения, поскольку благодаря им можно привнести в историю субъективный смысл. Не искажая фактов и действий включить в повествование то, что изменяет их восприятие и последствия в зависимости от их изложения. Последствия – это идеи, действия, умозаключения. Благодаря интерпретациям все множество переплетающихся событий, фактов и действий подчиняются цели, причинности нарратива – тому, что называют смыслом.

Люди рассказывают истории в виде последовательности слов, которые они выстраивают в действующие образы и процессы. Эту последовательность можно рассматривать не только как череду самих событий, являющихся результатом каких-то процессов, но и как сам контекст этих событий. Представлять их интерпретацию так, как человек относится к этой истории, как он ее рассказывает и в каких целях.

За последнее время под действием англоязычной политологии во многих языках и средствах массовой информации термин «нарратив» приобрел дополнительное значение – «высказывание, которое содержит мировоззренческую установку или предписание». Это довольно откровенная формулировка, особенно учитывая термин «предписание».

Областью знаний, которая объединяет нарративы и позволяет в самых общих чертах систематизировать правила их создания, занимается нарратология. Текст в нарратологии изучается с двух ракурсов: с одной стороны – это сама история в виде ее содержания и событий. С другой – это форма повествования нарратива в виде плана его выражения. Но и в самом повествовании нарратива существует еще и третий план. Тот план, который основывается на первых двух: на содержании и форме. Этот план обозначает направленность истории, адресность ее коммуникации и соответствие формы этой коммуникации и используемых в нарративе образов и слов цели и смыслам.

В этом третьем плане автор и рассказчик, который в классической нарратологии является признаком нарративности, может использовать целый арсенал приемов и провокаций. В нарративе все в руках автора. Он может акцентироваться на вымышленности или, наоборот, на достоверности истории. Он может применить совершенно противоположные ракурсы описания одних и тех же событий, да и самой истории в целом. Он может сам выступать очевидцем событий, героем истории, может показать отстраненность, придать истории тон абстрактного повествования.

Рассказчик может обладать индивидуальной, эмоциональной позицией в повествовании и показывать его оценочную точку зрения как автора истории. Когда же эта точка зрения никак не выражается непосредственно и открыто, то ее можно спрятать в основной части повествования, в ракурсах и смыслах.

Рассказчик может быть намеренно маргинален, неофициален и вовсе отстраниться от авторства, чтобы избежать демонстрации собственной позиции, может строить игру повествования через иронию, юмор, комичность и дискредитацию самой описываемой истории. Возможностей настолько много, что можно потеряться в определении степени близости или отдаленности реального автора от языка повествования.

Всегда создание историй было неким подобием «сотворения очередной реальности», еще одной допускаемой модели мира. Повествование – это не описание этой модели, а, скорее, инструкция, которая объясняет эту реальность и показывает, как в ней действовать. Поясним: представьте, что надо объяснить правила какой-то игры. Объясняя игру, мы создаем у слушателя некую иллюзию самого процесса этой игры. И в этой иллюзии игры, так или иначе, будут существовать образы человека, которому объясняют правила игры и самих игроков, действующих в условиях, приближенных к реальности. То же самое и с историями нарративов.

Повествуя, мы создаем еще большую иллюзию, не отличимую от реальности. Чтобы удержать интерес, набор событий превращается в увлекательное и поучительное повествование. Интерес к сюжету подпитывается не только наполненностью событиями, но эмоциями и переживаниями сюжета и героев. Эти переживания могут достичь такого уровня, что эмоции представляются уже целыми сценами, картинами без каких-либо словесных объяснений, как в игре профессиональных актеров, чьи многозначительные паузы куда впечатлительней монологов.

Изучая и разбирая нарративы, приходит понимание, что события, персонажи и их действия могут и не быть первопричиной происходящего, а вся история строится на привнесенной в нее идее, на ее смысле – субъективном смысле рассказчика, его интерпретациях, направляющих мышление слушателей. По иронии, «искажение рассказа» (narrative bias) является составной частью нарративного мышления (narrative thought).

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
4 из 4