![О судьбе](/covers_330/71439985.jpg)
Полная версия
О судьбе
16
Посидоний – (ок. 135–51) – философ-стоик, после смерти Панэтия стал признанным главой Стои. Цицерон слушал его лекции, переписывался с ним и гордился его дружбой, считая Посидония «величайшим из всех стоиков». Посидоний также написал книгу «О богах» (Диог. Лаэрт., VII, 138), в которой критиковал главным образом взгляды Эпикура.
17
В период диктатуры Цезаря Цицерон был фактически отстранен от участия в политической жизни. Ср.: Цицерон. О дивинации, II, 8. Он же. Тускуланские беседы, I, 1.
18
Побудила… скорбь – в феврале 45 г. умерла любимая дочь Цицерона Туллия.
19
«Сам сказал!» – (Ipse dixit)… – в древности стало крылатым выражением. Ср.: Диог. Лаэрт., VIII, 46.
20
Четырех… книгах – имеется в виду четыре книги второй редакции сочинения Цицерона «Учение академиков» (Academica posteriora), написанного в 45 г. До нашего времени дошли только часть первой книги и отрывки из остальных. Вместе с сохранившейся второй книгой первоначальной редакции этого сочинения (Academica priora) они служат источником наших сведений о философии Новой Академии.
21
От Сократа – в Сократе академики видели своего родоначальника, ссылаясь на его известные слова: «Я знаю только, что ничего не знаю» и на его метод обсуждения. Ср.: Цицерон. Учение академиков, I, 16. «Во всех почти беседах… он рассуждал таким образом, что сам ничего не утверждал, других опровергал, уверял, что ничего не знает, кроме этого самого»; Он же. О дивинации, II, 150: «Мы придерживаемся этого метода, воспринятого от Сократа».
22
Аркесилай – см.: I, 1 примеч.
23
В другом месте – см.: Цицерон. Учение академиков, II, 98–111.
24
Ложное… подобное истинному – ср.: Там же, II, 34; II, 36; II, 42; II, 44; II, 99.
25
В «Синэфебах» имеется в виду комедия Цецилия Стация «Юные сверстники» (переложение одноименной комедии Менандра).
26
Ауспициях… которыми я… руковожу – Цицерон в 53 г. был избран пожизненным членом коллегии авгуров.
27
Гай Аврелий Котта (124–74) – видный римский аристократ, в 90 г. был предан суду своими политическими противниками и осужден на изгнание. Вернулся при Сулле в 82 г. Был избран главой жреческой коллегии понтификов. В 78 г. стал консулом. О философских взглядах Котты Цицерон упоминает в «Об ораторе» (II, 145), очень высоко оценивая его острый и тонкий ум, а также ораторское искусство. В настоящем диалоге Котта выведен представителем школы Новой Академии.
28
Латинских праздников – четырехдневный праздник в память о древнем союзе латинских городов.
29
Гай Веллей – малоизвестное лицо сенаторского звания. Цицерон в «Об ораторе» (III, 78) отзывается о нем, как о человеке в философских спорах недостаточно опытном и искусном. Здесь же Цицерон рекомендует его чуть ли не главой эпикурейской школы. Ср.: I, 15.
30
Квинт Луцилий Бальб – богатый римский всадник, известный своей приверженностью стоической философии. Ср.: Цицерон. Об ораторе, III, 78. О его дружеских отношениях со знаменитым стоиком Посидонием см.: II, 88.
31
Трех главных школ – эпикурейской, Стои, Новой Академии.
32
Марк Пуппий Пизон Кальпурниан – консул (61 г.). В другом диалоге «О пределах добра и зла» Цицерон выводит Пизона в роли поборника взглядов школы перипатетиков.
33
Антиоха – см.: I, 5 примеч.
34
Перипатетики – последователи Аристотеля.
35
Не помощником… а слушателем – игра слов: nоn adiutorem sed auditoreni.
36
Тогда Веллей… – Веллей открывает дискуссию. Вначале он подвергает критике учение Платона и стоиков (I, 18–1, 24), затем следует доксография – обзор мнений прежних философов по вопросу о природе богов – их сущности, облике, атрибутах и их роли в мироздании (I, 25–1, 41); в последней части своей речи Веллей излагает учение Эпикура о богах (I, 42–1, 56).
37
Очень самоуверенно… по обыкновению этих людей – стоит обратить внимание на саркастический тон этого замечания в адрес эпикурейцев. В дальнейшем Цицерон построил речь защитника эпикуреизма таким образом, чтобы представить его в довольно непривлекательном виде – узколобым догматиком, признающим только свое учение и его создателя – «божественного Эпикура» (ср.: I, 43), а о других философах и их учениях отзывающимся самым пренебрежительным и грубо издевательским образом. Притом, излагая эти учения, Веллей то и дело допускает и неточности, и искажения.
38
Эпикуровых междумирий – по Эпикуру, существуют бесчисленные миры, а боги обитают в пространствах между мирами. См.: I, 53; Диог. Лаэрт., X, 88–89; Цицерон. О дивинации, II, 40; Он же. О судьбе, 37.
39
Из «Тимея» – ср.: Платон. Тимей, 28 В – 28 С.
40
Вещая старуха – Веллей стремится карикатурно представить учение Стои. Стоик Бальб позже возразит ему, что «пронойа» стоиков – это вовсе не личность, а термин, означающий божественное провидение (II, 73).
41
Шаровидном, пылающем, вращающемся боге – см.: II, 47; II, 49.
42
Пять форм (formae) – Веллей, по-видимому, имеет в виду пять форм многогранников (тетраэдр, куб, октаэдр, икосаэдр, додекаэдр), из которых, по Платону (Тимей, 53 С – 56 С; 63 D), куб был основной формой земли, октаэдр – воздуха, тетраэдр – огня, икосаэдр – воды; пятая форма, додекаэдр, послужила богу для того, чтобы создать эфир. Ср.: Платон. Тимей, 53.
43
Вселенная… будет существовать вечно! – Платон учил, что, хотя все родившееся или сотворенное должно неизбежно погибнуть, Вселенная будет существовать, потому что она создана по образу своего создателя – вечного бога. Ср.: Платон. Тимей, 29 А – В.
44
Под физиологией понимали учение о физической природе вообще.
45
Пронойа… создала мир смертным… – по учению стоиков вселенная периодически погибает в мировом пожаре. Ср.: II, 118.
46
Можно себе представить – intellegi potest, – в некоторых списках: «невозможно себе представить (non potest)».
47
Словно в эдиле – в праздничные дни римские должностные лица эдилы должны были позаботиться об украшении города и ночном его освещении.
48
Ради людей – идею стоиков о том, что бог создал мир ради людей, эпикурейцы особенно критиковали: Ср.: Лукреций. О природе вещей, V, 156–162.
49
Форму шара – Платон. Тимей, 38 В; ср.: Диог. Лаэрт., VIII, 55.
50
Как с этим может сочетаться твердый разум и блаженство… – по Эпикуру, боги живут в идеальном состоянии – покоя и блаженства. Ср.: I, 45.
51
Место трудное для понимания. Смысл его может быть следующим: главное отличие одушевленного от неодушевленного состоит в сочетании двух особенностей – способности к передвижению и способности ощущать (ср.: Аристотель. О душе, I, 2, 403 В, 25–27). Но к бесконечному первая способность не может относиться, поскольку бесконечное занимает все пространство; и вторая способность, так же как ощущение предполагает воздействие извне на ощущающую сущность.
52
Внутри ума – ср.: III, 36; «Все живое должно состоять из тела, заключающего в себе душу, от чего оно и называется animal от anima».
53
Душе… бессмертие – Веллей, конечно, придерживался взгляда Эпикура, по которому душа со смертью тела также умирает.
54
Душа, из которой берутся и наши души – этому учили также и стоики. Ср.: II, 18; II, 79.
55
Похожее на венец – по Пармениду, физический мир состоит из концентрических огненных сфер, в центре которых находится божество, управляющее всем миром, – Необходимость.
56
В поэме «О природе» (от которой сохранились лишь фрагменты) Парменид персонифицировал в качестве богов вражду, любовь, но нет указаний на то, что Парменид считал богами звезды.
57
Четыре стихии – или четыре элемента, т. е. основные вещества – огонь, воздух, вода, земля. После Эмпедокла представление о четырех элементах стало более или менее общим для всех философских школ, исключая атомистов, но особенное развитие получило у стоиков (ср.: Цицерон. Учение академиков, 2, 118).
58
Стихии, возникают и исчезают – по-видимому, искажение: ср.: Аристотель. Метафизика, I, 3, 984а, 8–11 «эти элементы, по его, Эмпедокла, мнению, всегда сохраняются и не возникают».
59
Ту природу – имеются в виду боги, от которых исходят их «образы».
60
Нет ничего вечного – Демокрит учил, что боги, хотя и состоят из неуничтожаемых атомов, но сами подлежат разрушению. Ср.: Секст Эмпирик, IX, 19.
61
Веллей неточно цитирует Платона. У Платона («Тимей», 28 С): «…так как творца и отца вселенной и найти-то трудно, а найдя, нельзя показать его толпе…»
62
В «Законах» …что не следует и доискиваться – это место Веллей также передает неверно. Веллей приписывает Платону взгляды, которые последний сам осуждал. Ср.: Платон. Законы, 7, 821 В.
63
Платон. Тимей, 34 В; Он же. Законы, 7, 821 В; 821 С; 10, 886 D; 10, 899 В.
64
По установлению… предков. Ср.: Платон. Тимей, 40 D.
65
Ксенофонт. Воспоминания о Сократе, IV, 3, 13. Снова искажение. Солнце в «Воспоминаниях» нигде не называется богом, а душа не богом, а «божественной».
66
Спевсипп – после смерти Платона возглавил Академию. Диоген Лаэртский среди его сочинений называет одно, озаглавленное «О богах». См.: Диог. Лаэрт., IV, 4–5.
67
Аристотель в третьей книге «О философии»… – эта книга до нас не дошла.
68
Сам мир – это бог – Насколько нам известно из сохранившихся сочинений, Аристотель не отождествлял мир с богом. Веллей, по-видимому, приписал Аристотелю идею Стои. Ср.: Аристотель. Метафизика, XI, 8, 1074 В.
69
Кого-то другого – Веллей, вероятно, имеет в виду тот же «ум». Ср.: Аристотель. Метафизика, XI, 7, 1072 В; Он же. Физика, VII, 5, 256.
70
Огонь небесный – ни огонь небесный, т. е. эфир, ни само небо Аристотель нигде в сохранившихся работах не называет богом, однако эпитеты «бессмертный» и «божественный» по отношению к ним применяет.
71
Многочисленные боги – очевидно, боги народной религии, местожительством которых считалось небо.
72
Согласно позднему Аристотелю, «необходимо должна существовать некоторая вечная, неподвижная сущность» (Метафизика, VII, 2, 1028).
73
Спокоен и блажен – по Эпикуру, покой и блаженство – идеальное состояние, в котором пребывают боги. Ср.: I, 24; I, 52.
74
После смерти Спевсиппа Ксенократ возглавил Академию (с 339 по 315 г.). И его взгляды Веллей излагает искаженно.
75
В своих книгах – Диоген Лаэртский (IV, 13) упоминает его сочинение «О богах».
76
Теофраст (371–287) – ученик Аристотеля, также написал три книги «О богах». Ср.: Диог. Лаэрт., V, 42–50.
77
Стратон из Лампсака (Малая Азия) с 286 по 268 г. возглавлял школу перипатетиков.
78
Зенон Китийский (336–270) – основатель стоической школы «считал божественным естественный закон» – ср.: Цицерон. О законах, I, 18; I, 42; II, 8. Диог. Лаэрт., VII, 88.
79
Называет богом эфир – ср.: Учение академиков, II, 126: «Зенону и другим стоикам эфир казался наделенным разумом, верховным богом, который всем управляет».
80
Разум… наделен божественной силой – ср.: Диог. Лаэрт., VII, 134.
81
Толковать теогонию Гесиода – Зенон и другие стоики стремились толковать мифы таким образом, чтобы сблизить свои взгляды на богов с народной религией. Примеры подобного толкования Цицерон приводит в речи Бальба. См.: II, 63, сл.
82
Аристон из Хиоса – стоик, ученик Зенона, впоследствии стал разделять некоторые воззрения киников.
83
Какой вид имеет божество – Зенон учил, что бог не может иметь человеческий облик (ср.: Диог. Лаэрт., VII, 47). Эпикурейцы утверждали обратное.
84
Понятие… в нашей душе – Веллей имеет в виду «пролепсис» Эпикура. См.; I, 43 примеч.
85
Полезные… вещи были… названы именами богов – эти взгляды излагает Бальб (II, 80).
86
Грязные и безобразные вещи – такие вещи могут быть вместе с тем очень полезными. Но для эпикурейца немыслимо некрасивое божество (см.: I, 47).
87
Хрисипп (ок. 280–208 гг.) – преемник Клеанфа во главе Стои. По Диогену Лаэртскому (VII, 7, 183), о нем говорили: «Если бы не было Хрисиппа, не было бы Стои». Ср.: Цицерон. Учение академиков, II, 75. Однако по некоторым вопросам Хрисипп сходился с Академией. Ср.: Диог. Лаэрт., VII, 7, 184.
88
Неведомых богов – Хрисипп деифицировал некоторые абстрактные понятия. Ср.: II, 61 сл.
89
Может течь и распространяться – Хрисипп учил, что четыре стихии находятся в вечном течении и переходе одна в другую (ср.: II, 84).
90
Достигшие бессмертия – ср.: II, 62.
91
Извечную истинность – ср.: Цицерон. О дивинации, I, 125.
92
Легендарный поэт и певец Орфей считался сыном Аполлона. Мусей – ученик Орфея, ему приписывали стихи о происхождении богов и различные прорицания.
93
Диоген Вавилонский (ок. 240–150) – ученик Хрисиппа и одно время глава стоической школы, истолковал известный миф о рождении Афины-Минервы из головы Зевса в аллегорическом смысле: Афина – это мудрость Зевса, которая помещалась в его голове.
94
Заставили… видеть… смерть [богов] – например, Асклепий погиб от молнии, брошенной в него Зевсом.
95
Магов – магами в Греции и Риме называли персидских жрецов и мудрецов.
96
К числу… [богов] – Веллей был отнюдь не одинок в такой высокой оценке Эпикура. Ср.: Лукреций. О природе вещей, V, 8.
97
Антиципации о богах – слово anticipatio используется Цицероном для перевода греческого πρόληψις. Эпикурейцы вкладывали в этот термин особый смысл. По Диогену Лаэртскому (X, 33), они «называют „пролепсис“ нечто вроде постижения или верного мнения, или понятия, или общей мысли, заложенной в нас, иначе говоря – память о том, что многократно являлось нам извне». Эпикур учил о бесконечно отделяющихся от вещей образах (είδωλα). Проникая в душу человека, они накладываются друг на друга, накапливаются и запечатлеваются в душе, причем индивидуальные черты отдельных образов как бы стираются и остаются лишь те черты, которые им общи. Они-то и составляют память души, исходное общее знание, praenotio («предзнание»).
98
«О критерии, или Канон», См.: Диог. Лаэрт., X. 27.
99
Изречение Эпикура – эту сентенцию приводит Диоген Лаэртский (X, 139).
100
То одно, то другое – Котта придерживается метода Новой Академии не примыкать ни к одной философской школе, «все оспаривать и ни о чем не высказывать определенного мнения». Ср.: I, 11; Цицерон. Учение Академиков, II, 121; Он же. Тускуланские беседы, IV, 7.
101
«Равномерным распределением» – поскольку атомов бесконечное число, то бесчисленны и сочетания их, отражающие все сущее; причем каждому сочетанию должно найтись соответствующее ему иное. Цицерон устами Веллея приписывает Эпикуру заведомо неубедительное доказательство вечности богов, которое затем сам же устами Котты опровергает (см.: I, 109).
102
Учение Эпикура об атараксии – безмятежности духа. См.; Диог. Лаэрт., X, 96–97; X, 136.
103
Мир создан природою – Веллей имеет в виду – природой, лишенной мысли (φύσει αλογω).
104
Ср.: Цицерон. О дивинации. I, 1; I, 34.
105
Гаруспиков… авгуров – римляне во всех случаях как общественной, так и частной жизни считали необходимым вопросить волю богов, прибегая к гаруспициям или ауспициям. Гаруспицией называлось предсказывание будущего по внутренностям жертвенных животных. Гаруспик – предсказатель изучал состояние печени, ее форму, цвет, расположение ее долей, форму выемки между долями, состояние желчи, а также состояние сердца и легких, и по определенным признакам прорицал будущее, а в некоторых случаях указывал средства для умилостивления гнева богов и отвращения предвещаемого бедствия. Авгуры толковали волю богов и предвещали по различным знамениям, главным образом по поведению «вещих» птиц: полету (особенно орлов, ястребов, коршунов), крику (ворона, вороны, совы, петуха), особенно часто – по клеву «священных» кур. Курам предлагался корм, обычно каша из пшеничных зерен. Если куры клевали жадно и при этом кусочки пищи выпадали из клюва на землю, то это считалось благоприятным предзнаменованием, если отказывались есть – в высшей степени неблагоприятным. Такой способ гадания особенно применялся в военное время; полководцы брали с собой в поход клетку с курами и особого служителя «пуллярия» (цыплятника). Приемы авгуров назывались ауспициями (букв. наблюдение за птицами). Авгуры толковали волю богов также по небесным и некоторым другим знамениям. Наблюдения над небесными знамениями производились определенным образом. Авгур отправлялся в предназначенное для гадания место и там, обратившись лицом к югу, особым авгурским жезлом (lituus) определял перед собой на небе известное пространство, в пределах которого наблюдал «знамения» – блеск молнии, полет птицы. Знамения, наблюдаемые с левой от авгура стороны (т. е. с востока) считались благоприятными, с правой – неблагоприятными. Авгуры во времена Цицерона составляли коллегию, в которую входили несколько пожизненных членов, пополнявшихся кооптацией. Право совершать ауспиции с участием авгура имели высшие должностные лица (диктатор, цензор, консул, претор).
106
В § 57–124 академик Котта подвергает критике учение Эпикура, следуя в основном Карнеаду и Посидонию. Однако эта критика обращена более на ранний эпикуреизм, между тем как Веллей в своем выступлении отразил скорее поздние идеи этой школы. Объяснить это следует, может быть, тем, что Цицерон использовал для двух этих частей первой книги разные источники: более поздний для речи Веллея, более ранний – для Котты.
107
Твой друг – в списках имя друга отсутствует, может быть, его и не было в оригинале? Или Котта намекает на известного эпикурейца Федра.
108
Римских – в оригинале togati – «носящие тогу» (греки тогу не носили).
109
Красноречивее, чем обычно… у ваших – в ряде своих произведений Цицерон пренебрежительно отзывается о «грубом» и «необработанном» стиле речи самого Эпикура и философов его школы. Ср.: Цицерон. Тускуланские беседы, II, 7; Он же. Брут, 131.
110
Когда я был в Афинах – неизвестно, слушал ли лекции Зенона в Афинах Котта. Скорее, Цицерон говорит здесь о своих впечатлениях. Цицерон провел в Афинах некоторое время в 78 г. Ср.: Цицерон. О пределах добра и зла, I, 16.
Зенона – Зенон из Сидона (I в.) возглавил школу Эпикура в Афинах после смерти Аполлодора. Наш Филон… – см.: I, 6, примеч.
111
Физическим – под «физикой» Цицерон понимает науку о природе в целом, включая и теологию.
112
Симонид из Кеоса – греческий поэт-лирик (556–467 гг.), некоторое время жил при дворе сиракузского тирана Гирона.
113
В таком собрании, как наши, – характерное признание! Ср.: Цицерон. О дивинации, II, 28.
114
Сам понтифик – со времен Суллы коллегия жрецов-понтификов состояла из пятнадцати человек, обязанностью которых был надзор над всем, что было связано с религией. Во главе коллегии стоял верховный понтифик (pontifex maximus).
115
Диагор… Феодор… Протагор – см.: I, 2, примеч.
116
Гай Луцилий (148–103 гг.) – римский поэт, основоположник римской сатиры. Следует фрагмент из недошедшей сатиры Луцилия.
117
Луций Гостилий Тубул – претор 142 г.; вел процессы по делам об убийствах, был уличен во взяточничестве и других преступных делах. Чтобы избежать смертной казни, сам принял яд. Луций Корнелий Лентул Луп – консул 156 г., цензор 147 г. Луцилий в одной из своих сатир изобразил его мотом, кутилой и клятвопреступником. Ср.: Гораций. Сатиры, II, 1, 68. Гай Папирий Карбон – сподвижник Гая Гракха, его подозревали в убийстве Сципиона Эмилиана в 129 г. Ср.: Цицерон. О законах, III, 35. Чудовище – в оригинале «сын Нептуна». Сыновьями Нептуна были чудовища Киклоп, Герион, Скирон, Лестригоны и др.
118
С другими философами – в частности, со стоиками. Ср.: II, 12; II, 45; III, 11.
119
Своеволие атомов – о «своевольном» отклонении атомов см.: I, 69; ср.: Цицерон. О судьбе, 18; 23.
120
Ибо то, что не имеет тела, – ничто – некоторые исследователи (Schoemann, Mayor, Goete) предполагают, что в этом месте часть текста пропущена, так как последующая критика Котты направлена не против существования атомов, но против возможности пустоты. Ср.: Цицерон. Учение академиков, I, 27.
121
Демокрита… Левкиппа – ср.: I, 69; I, 73; Диог. Лаэрт., IX, 30.
122
См.: I, 20.
123
Ср.: I, 9.
124
Ср.: О судьбе, 23; Лукреций. О природе вещей, II, 251–293.
125
Против диалектиков – Цицерон имеет в виду не школу, а метод. Диалектика у него имеет тот же смысл, что и логика. В данном месте Цицерон имеет в виду и стоиков, и академиков.
126
Они ведь учили – ср.: Цицерон. Тускуланские беседы, I, 14.
127
Совсем отверг – ср.: «О судьбе», 37, где Цицерон вернее выразил мысль Эпикура. Ср.: Диог. Лаэрт., X, 34; Лукреций. О природе вещей, IV, 353.
128
О полемике между Аркесилаем и Зеноном см.: Цицерон. Учение академиков, II, 16 сл.
129
Один гаруспик может без смеха глядеть на другого – в «О дивинации» (II, 51) Цицерон приписывает это выражение Катону Старшему.