Полная версия
«До конца назначенного и творения нового». Зороастрийское происхождение иудеохристианской эсхатологии
Победа над враждебными Израилю народами означает одновременно победу над их богами-покровителями («Воинством небесным») и изображается как жертвоприношение: «И будет в тот день: накажет (yip̄qod) Яхве Воинство выси в выси (ṣəḇa’ ha-marom ba-marom) и царей земли на земле. И будут собраны вместе, как узники, в ров, и будут заключены в заключение, и после многих дней будут наказаны (yippaqedu). И смутится Луна, и устыдится Солнце, когда воцарится Яхве Воинств на горе Сионе и в Иерусалиме, и перед старейшинами его будет слава» (Ис. 24, 21—23); «Ибо гнев Яхве на все народы (kol-ha-goyim), и ярость его на всё Воинство их (kol-ṣəḇa’am). Он предаст их заклятию (heḥerimam), отдаст их на заклание (la-ṭaḇaḥ). И убитые их будут брошены, и от трупов их поднимется смрад, и горы размокнут от крови их. И истлеет всё Воинство небесное (ṣəḇa’ ha-šamayim), и небеса свернутся, как свиток, и всё Воинство их падёт, как падает лист с виноградной лозы, и как перезрелая смоква – со смоковницы, ибо насытился меч мой на небесах: вот, для суда нисходит он на Едом и на народ заклятия моего (ḥermi). Меч Яхве наполнится кровью, утучнеет от тука, от крови агнцев и козлов, от тука с почек овнов: ибо жертвоприношение (zeḇaḥ) для Яхве в Восоре и заклание (ṭeḇaḥ) большое в земле Едома» (Ис. 34, 2—6).
Подчинение народов
Пророческие книги утверждают, что после военной победы над народами последние будут подчинены Израилю: «И будет остаток Иакова среди многих народов как роса от Яхве, как ливень на траве, и он не будет зависеть от человека и полагаться на сынов Адамовых. И будет остаток Иакова между народами, среди многих племен, как лев среди зверей лесных, как скимен среди стада овец, который, когда выступит, то попирает и терзает, и никто не спасёт от него. Поднимется рука твоя над врагами твоими, и все неприятели твои будут истреблены» (Мих. 5, 7—9); «В то время приведу вас и тогда же соберу вас, ибо сделаю вас именитыми и почётными (ləšem wəlitəhilla) во всех народах земли, когда возвращу плен ваш перед глазами вашими, говорит Яхве» (Соф. 3, 20); «А для вас, боящихся имени моего, взойдёт солнце правды и исцеление в лучах его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные, и будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который я соделаю, говорит Яхве Воинств» (Мал. 4, 2—3).
Особенно многочисленны подобные пророчества в Книге пророка Исайи:
«…Помилует Яхве Иакова и снова изберёт Израиля; и поселит их на земле их, и присоединятся к ним иноземцы (ger) и прилепятся к дому Иакова. И возьмут их (т.е. евреев) народы («ammim), и приведут на место их, и дом Израиля усвоит их (т.е. народы) себе на земле Яхве рабами и рабынями, и возьмёт в плен пленивших его, и будет господствовать над угнетателями своими» (Ис. 14, 1—2).
«Так говорит Господь Яхве: вот, я подниму руку мою к племенам (goyim), и выставлю знамя моё народам («ammim), и принесут сыновей твоих на руках и дочерей твоих на плечах. И будут цари питателями твоими, и царицы их кормилицами твоими; лицом до земли будут кланяться тебе и лизать прах ног твоих… И притеснителей твоих накормлю собственною их плотью, и они будут упоены кровью своею, как молодым вином» (Ис. 49, 22—23, 26).
«Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришёл свет твой, и слава Яхве взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак – народы (ləummim); а над тобою воссияет Яхве, и слава его явится над тобою. И придут народы (goyim) к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию. Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе; сыновья твои издалека идут и дочерей твоих на руках несут. Тогда увидишь, и возрадуешься, и затрепещет и расширится сердце твоё, потому что богатство моря обратится к тебе, достояние народов (goyim) придёт к тебе» (Ис. 60, 1—5).
«Тогда сыновья иноземцев (bəne-neḵar) будут строить стены твои, и цари их – служить тебе… И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем, ни ночью, чтобы приносимо было к тебе богатство народов (goyim) и приводимы были цари их. Ибо народ (goy) и царства, которые не захотят служить тебе, погибнут, и такие народы (goyim) совершенно истребятся» (Ис. 60, 10—12).
«И придут к тебе (т. е. Иерусалиму) с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя, и назовут тебя городом Яхве, Сионом Святаго Израилева… Ты будешь питаться молоком народов (goyim), и груди царские сосать будешь» (Ис. 60, 14, 16).
«И встанут иноземцы (zarim) и будут пасти стада ваши; и сыновья чужестранцев (bəne neḵar) будут вашими пахарями и вашими виноградарями. А вы будете называться жрецами Яхве, служителями бога нашего будут именовать вас; будете потреблять богатство народов (goyim) и славиться славою их» (Ис. 61, 5—6).
«Ибо так говорит Яхве: вот, я направлю к нему (т. е. Иерусалиму) мир как реку, и богатство народов (goyim) – как разливающийся поток для питания вашего; на руках будут носить вас и на коленях ласкать» (Ис. 66, 12).
Процветание Израиля
После поражения народов и их порабощения Израилю наступит всеобщий мир: «Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и истреблён будет лук войны; и он возвестит мир народам» (Зах. 9, 10); «Перекуют они мечи свои на орала и копья свои – на серпы; не поднимет племя на племя меча, и не будут более учиться воевать. Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Яхве Воинств изрекли это» (Мих. 4, 3—4); «И будет он судить племена, и обличит многие народы; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы: не поднимет племя на племя меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2, 4).
Мир распространится не только на людей, но и на животных: «И заключу для них завет в тот день с полевыми зверями, и с птицами небесными, и с пресмыкающимися по земле; и лук, и меч, и войну истреблю от земли, и дам им жить в безопасности» (Ос. 2, 18); «Тогда волк будет жить вместе с ягнёнком, и барс будет лежать вместе с козлёнком; и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детёныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи» (Ис. 11, 6—8); «Волк и ягнёнок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе моей, говорит Яхве» (Ис. 65, 25).
Земля Израиля чудесно преобразится. Окрестности Иерусалима превратятся в равнину: «Вся эта земля будет, как равнина («araḇa), от Гаваона до Реммона, на юг от Иерусалима, который высоко будет стоять на своём месте и населится от ворот Вениаминовых до места первых ворот, до угловых ворот, и от башни Анамеила до царских точил» (Зах. 14, 10).
От Иерусалимского храма станет течь источник, который оросит всю землю Израиля: «И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина их к морю западному: летом и зимой так будет» (Зах. 14, 8); «Потом привёл он (т.е. дух) меня обратно к дверям храма, и вот, из-под порога храма течёт вода на восток, ибо храм стоял лицом на восток, и вода текла из-под правого бока храма, по южную сторону жертвенника» (Иез. 47, 1). Этот поток будет впадать в Мёртвое море, воды которого сделаются здоровыми. «У потока по берегам его с той и другой стороны будут расти всякие дерева, доставляющие пищу; листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течёт из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание» (Иез. 47, 12).
Земля Израиля обретёт необыкновенное плодородие: «Вот, наступают дни, говорит Яхве, когда пахарь застанет ещё жнеца, а топчущий виноград – сеятеля; и горы источать будут виноградный сок, и все холмы потекут» (Ам. 9, 13); «И будет в тот день: горы будут капать вином и холмы потекут молоком, и все русла Иудейские потекут водою, а из дома Яхве выйдет источник, и будет орошать долину Ситтим. Египет сделается пустынею и Едом будет пустою степью – за насилие против сынов Иудиных, ибо они проливали невинную кровь в земле их. А Иуда будет жить вечно и Иерусалим – в роды родов» (Иоил. 3, 18—20).
Иерусалим будет освещаться необыкновенным светом: «И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Яхве обвяжет рану народа своего и исцелит нанесённые ему язвы» (Ис. 30, 26); «Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны – светить тебе; но Яхве будет тебе вечным светом, и бог твой – славою твоею. Не зайдёт уже солнце твоё, и луна твоя не сокроется, ибо Яхве будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего» (Ис. 60, 19—20).
Религиозное преображение Израиля
Наряду с материальным благополучием Яхве обещает Израилю религиозное преображение: «И дам им сердце единое, и дух (ruaḥ) новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотское» (Иез. 11, 19); «Вложу внутрь вас дух мой (ruḥi) и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях моих и уставы мои будете соблюдать и выполнять» (Иез. 36, 27); «И не буду уже скрывать от них лица моего, потому что я изолью дух мой (ruḥi) на дом Израилев, говорит господь Яхве» (Иез. 39, 29).
Благодаря этому все евреи обретут дар пророчества: «И будет после того, излию дух мой (ruḥi) на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию дух мой (ruḥi) … И будет: всякий, кто призовёт имя Яхве, спасётся; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Яхве, и у остальных, которых призовёт Яхве» (Иоил. 2, 28—29, 32).
Перед этим Яхве избавит Израиль от чуждых религиозных обычаев: «И будет в тот день, говорит Яхве Воинств, я истреблю имена идолов (ha‘aṣabbim) с земли, и они не будут более упоминаемы, равно как пророков и нечистого духа (ruaḥ haṭṭum’a) удалю с земли» (Зах. 13, 2); «И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев (məḵaššəp̄im) и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наёмника, вдовы и сироты, и отталкивают пришельца, и меня не боятся, говорит Яхве Воинств» (Мал. 3, 5).
Он также очистит иудейских жрецов, которые отныне будут приносить жертвы «богу Израилеву» должным образом: «Ибо он – как огонь плавящий и как щёлок очищающий, и сядет плавить и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Яхве в правде. Тогда благоприятна будет Яхве жертва Иуды и Иерусалима, как во дни древние и как в лета прежние» (Мал. 3, 2—3); «В тот день на конских колокольцах будет [написано]: „Святыня Яхве“, и котлы в доме Яхве будут, как жертвенные чаши перед алтарём. И все котлы в Иерусалиме и Иудее будут святыня Яхве Воинств, и будут приходить все приносящие жертву и брать их и варить в них, и не будет более ни одного Хананея в доме Яхве Воинств в тот день» (Зах. 14, 20—21).
После этого Израиль будет пребывать духовно совершенным: «И счастливыми будут считать (wə’iššəru) вас все народы (goyim), потому что вы будете землёю вожделенною (’ereṣ ḥep̄eṣ), говорит Яхве Воинств» (Мал. 3, 12); «Ибо, как новое небо и новая земля, которые я сотворю, всегда будут перед лицом моим, говорит Яхве, так будет и семя ваше и имя ваше» (Ис. 66, 22).
Возвращение Яхве в Иерусалим
Пророческие книги обещают, что в последние времена Яхве вернётся в Иерусалим: «Так говорит Яхве: Я вернусь (šaḇti) в Иерусалим с милосердием, в нём построится дом мой, говорит Яхве Воинств, и землемерная вервь протянется по Иерусалиму. Ещё провозгласи и скажи: Так говорит Яхве Воинств: Снова переполнятся города мои добром, снова утешит Яхве Сион и снова изберёт Иерусалим» (Зах. 1, 16—17); «Так говорит Яхве: Я вернусь (šaḇti) на Сион и буду жить (wəšaḵanti) среди Иерусалима, и будет называться Иерусалим городом истины, и гора Яхве Воинств – горою святыни» (Зах. 8, 3).
Это возвращение описывает поздняя часть Книги пророка Иезекииля: «И слава Яхве вошла в дом путём ворот, обращённых лицом к востоку… И вот, слава Яхве наполнила дом. И я слышал говорящего мне из дома…: Сын человеческий! это место престолу моему (kisə’i) и место стопам ног моих (kappot raglay), где я буду жить (’eškan) среди сынов Израилевых во веки» (Иез. 43, 4—7).
Местом жительства Яхве станет вновь отстроенный храм: «Я наполню этот дом славою, говорит Яхве Воинств… Слава этого последнего дома будет больше, нежели прежнего, говорит Яхве Воинств» (Агг. 2, 7, 9); «Тогда узнаете, что я – Яхве, бог ваш, живущий (šoḵen) на Сионе, на горе святыни моей; и будет Иерусалим святынею, и не будут уже иноплеменники проходить через него… Яхве будет жить (šoḵen) на Сионе» (Иоил. 3, 17, 21); «Ликуй, дщерь Сиона! Торжествуй, Израиль! Веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима! … Царь Израилев Яхве посреди тебя (bəqirbeḵ) … [В тот день скажут Иерусалиму: ] Яхве бог твой посреди тебя (bəqirbeḵ)» (Соф. 3, 14—16); «И сделаю хромлющее остатком и далеко рассеянное сильным племенем, и Яхве будет царствовать над ними на горе Сионе отныне и до века» (Мих. 4, 7).
Согласно Книге пророка Малахии, возвращение Яхве предварит приход его посланца, которым будет пророк Илия: «Вот, я посылаю посланца моего (mal’aḵi), и он приготовит путь перед моим лицом (ləp̄anay), и внезапно придёт в храм свой (heḵalo) господь (ha-’adon), которого вы ищете (məḇaqšim), и посланец завета (mal’aḵ ha-bərit), которого вы желаете (ḥap̄eṣim); вот, он идёт, говорит Яхве Воинств. И кто выдержит день прихода его (yom bo’o), и кто устоит, когда он явится (bəhera’oto)? … И он сядет (wəyašaḇ)…» (Мал. 3, 1—3); «Вот, я пошлю к вам Илию пророка перед наступлением дня Яхве, великого и страшного, и он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы я, придя, не поразил земли проклятием (ḥerem)» (Мал. 4, 5—6).
Принятие религии Яхве народами
Пророческие книги предсказывают, что в последние дни все народы примут веру евреев:
«И будет в последние дни (bə’aḥarit hayyamim): гора дома Яхве поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней народы («ammim). И пойдут многие народы (goyim) и скажут: Придите, и взойдём на гору Яхве и в дом бога Иаковлева, и он научит нас путям своим, и будем ходить по стезям его, ибо от Сиона выйдет закон (tora) и слово Яхве – из Иерусалима. И будет он судить сильные народы («ammim), и обличит могучие племена (goyim) в отдалённых странах» (Мих. 4, 1—3).
«Чтобы они (т.е. евреи) наследовали (yirəšu) остаток Едома и все народы (goyim), над которыми возвестится имя моё, говорит Яхве, творящий это» (Ам. 9, 12).
«Страшен (nora) будет для них (т. е. Моава и Аммона) Яхве, ибо истощит (?) (raza) всех богов земли (kol-’elohe ha’areṣ), и ему будут поклоняться (wəyištaḥawu), каждый со своего места, все острова народов (kol ’iyye ha-goyim)» (Соф. 2, 11).
«Тогда я поменяю уста народов («ammim) на чистые, чтобы все они призывали имя Яхве и служили ему единодушно (šəḵem ’eḥad)» (Соф. 3, 9).
«Так говорит Яхве Воинств: Ещё будут приходить народы («ammim) и жители многих городов, и пойдут жители одного [города] к жителям другого и скажут: Пойдём умолить лик Яхве (ləḥallot ’et-pəne yhwh) и взыскать (ləḇaqqeš) Яхве Воинств, пойду и я. И будут приходить великие народы («ammim) и сильные племена (goyim), чтобы взыскать (ləḇaqqeš) Яхве Воинств в Иерусалиме и умолить лик Яхве (ləḥallot ’et-pəne yhwh). Так говорит Яхве Воинств: В те дни возьмутся десять человек из всех разноязычных народов (mi-kol ləšonot ha-goyim), возьмутся за полу иудея и будут говорить: Мы пойдём с вами, ибо мы слышали, что с вами бог» (Зах. 8, 20—23).
«Он возвестит мир народам (goyim), и владычество его будет от моря до моря и от реки до концов земли» (Зах. 9, 10).
«И Яхве будет царём над всею землёю; в тот день будет Яхве один, и имя его одно» (Зах. 14, 9).
«И все оставшиеся из всех народов (goyim), приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения (ləhištaḥawot) царю, Яхве Воинств, и для празднования праздника Кущей. И если какое из племён (mišpəḥot) земли не пойдёт в Иерусалим для поклонения царю, Яхве Воинств, то не будет дождя у них» (Зах. 14, 16—17).
«Яхве, сила моя и крепость моя и прибежище моё в день скорби! К тебе придут народы (goyim) от краёв земли и скажут: Только ложь наследовали наши отцы, пустоту и то, в чём никакой нет пользы. Сделает ли человек себе богов, а они не боги? Посему, вот, я дам им знать ныне, дам им знать руку мою и могущество моё, и узнают, что имя моё – Яхве» (Иер. 16, 19—21).
«И будет в последние дни, гора дома Яхве будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы (goyim). И пойдут многие народы («ammim) и скажут: Пойдём и взойдём на гору Яхве, в дом бога Иаковлева, и научит он нас своим путям и будем ходить по стезям его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Яхве – из Иерусалима» (Ис. 2, 2—3).
«И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов («ammim), обратятся племена (goyim), – и покой его будет слава» (Ис. 11, 10).
«И сделает Яхве Воинств на горе сей для всех народов («ammim) трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; и поглотит на горе сей покрывало, покрывающее все народы («ammim), покрывало, лежащее на всех племенах (goyim). Поглотит смерть навеки, и отрёт Господь Яхве слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа своего («ammo) по всей земле; ибо так говорит Яхве» (Ис. 25, 6—8).
«Ко мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я бог, и нет иного (ki ’ani-’el wə’en «od). Мною клянусь: из уст моих исходит правда, слово неизменное, что предо мною преклонится всякое колено, мною будет клясться всякий язык» (Ис. 45, 22—23).
«И он сказал: мало того, что ты будешь рабом моим для восстановления колен Иакова и для возвращения остатков Израиля, но я дам тебя светом народам (goyim), чтобы спасение моё было до концов земли» (Ис. 49, 6).
«Я приведу на святую гору мою и обрадую их в моём доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике моём, ибо дом мой назовётся домом молитвы для всех народов («ammim)» (Ис. 56, 7).
«Приду собрать все народы (goyim) и языки (ləšonot), и они придут и увидят славу мою. И положу на них знамение, и пошлю из спасённых от них (т.е. евреев) к народам (goyim): в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо мне и не видели славы моей, и они возвестят народам (goyim) славу мою… Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Яхве… Тогда от новолуния (ḥodeš) до новолуния и от полнолуния (šabbat) до полнолуния будет приходить вся плоть (kol baśar) поклоняться лику моему (ləhištaḥwot ləp̄anay), говорит Яхве» (Ис. 66, 18—19, 21, 23).
Впрочем, в Еврейской Библии встречаются и противоречащие этому утверждения о том, что и в конечные времена народы продолжат поклоняться своим собственным богам. Так, пророк Михей предсказывает, что даже «в конце дней», когда «гора дома Яхве поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней народы («ammim)» (Мих. 4, 1), тем не менее, «все народы (kol-ha‘ammim) будут ходить (yeləḵu) каждый во имя бога своего (’elohaw), а мы (т. е. Израиль) будем ходить (neleḵ) во имя Яхве, бога нашего (’elohenu), во веки веков» (Мих. 4, 5).
Общий обзор
Эсхатология поздних пророков возникла из понятия «дня Яхве», которое, по всей видимости, первоначально означало победу исповедующих религию Яхве евреев над своими национальными врагами. Уже в допленное время (у пророка Амоса) оно стало также означать наказание «богом Израилевым» евреев за их прегрешения. В дальнейшем это понятие объединило оба значения, в результате чего сложилась эсхатологическая схема «наказание Израиля за его прегрешения руками народов – покаяние Израиля и его прощение – наказание народов за их насилие над Израилем».
«День Яхве» будет сопровождаться природными катаклизмами – все небесные светила лишатся своего света и на земле наступит тьма, а также произойдут землетрясения, потому что «бог Израилев» ступит на землю своими ногами. Главным карающим орудием Яхве у поздних пророков выступает огонь. Обычно он используется для уничтожения грешников, но в редких случаях может также служить средством очищения праведников и, в частности, иудейских жрецов.
Произойдёт нашествие на Иерусалим народов (Гога и прочих), которые первоначально одержат победу над евреями, но потом Яхве вступится за свой народ. Он вдохновит евреев на войну и сам примет в ней участие вместе с воинством подчинённых ему божеств. Враждебные Израилю народы будут разгромлены вместе с их богами-покровителями.
Наступит всеобщий мир среди людей и животных. Побеждённые народы вернут находящихся у них в плену евреев и станут рабами Израиля. Всё их богатство будет принадлежать Израилю, а сами они будут служить у евреев пастухами, пахарями и виноградарями.
Земля Израиля оросится источником, который потечёт из Иерусалимского храма, и станет вся плодородной, и её будет освещать необыкновенный свет.
Яхве очистит Израиль от чуждых религий и изольёт на евреев свой дух, вследствие чего они будут безупречно соблюдать заповеди и пророчествовать. Сам «бог Израилев» вернётся в Иерусалим и навсегда поселится во вновь отстроенном храме. Все народы примут религию Яхве и будут приходить в Иерусалим, чтобы поклоняться ему.
Обращает на себя внимание то, что эсхатология даже поздних пророческих книг остаётся в целом в рамках «материализма» допленной еврейской религии. В ней по-прежнему отсутствуют представления о бессмертии души, загробном воздаянии, аде и рае, телесном воскресении и страшном суде. Единственным свидетельством о заимствовании евреями этих зороастрийских идей в Еврейской Библии является вторая часть Книги пророка Даниила.
Возникновение представления о рае в иудаизме
Названия рая
Хотя представление о рае было заимствовано евреями в межзаветную эпоху из зороастризма, чаще всего рай в еврейских текстах называется еврейским выражением gan «eden (синод. «сад Едемский»). Это выражение, буквально примерно «сад радости» или «наслаждения»9, в Быт. 2—3 означает сад, который бог Яхве насадил «на востоке» (от Ханаана) и в который он в качестве своего раба поместил созданного им Адама, чтобы его обрабатывать. Этот сад в представлении авторов Еврейской Библии был материальным садом в материальном мире, где Адам и Ева до своего изгнания пребывали телесно, и никоим образом не является раем, т.е. потусторонним местом, где души усопших праведников получают свои посмертные награды.
Закрепившееся в европейских языках название рая (гр. παράδεισος, лат. paradisus и пр.) является иранским по происхождению. Оно, по всей видимости, восходит к не засвидетельствованному в письменных источниках мидийскому слову *paridaiza-, персидский эквивалент которого имел форму *paridayadā, а авестийский – pairidaēza-. Эти иранские слова означают буквально « (круговая) стена»; их второй компонент восходит к ПИЕ слову, отражённому также в индоар. dehī- и гр. τεῖχος «стена». В мидийском и персидском это слово со временем стало означать окружённый стеной сад или парк.
Персидская форма, возможно, засвидетельствована в надписи Артаксеркса II из Суз:
vašnā: AMhā: imām: hadiš
По воле Ахурамазды этот дворец,
tya: jivadiy: paradayadām: adam: akunavām
При жизни как сад (парадиз) я построил.
(A2Sd)
Однако некоторые исследователи видят в слове p-r-d-y-d-a-m глагол в значении «я освятил [дворец]», в таком случае вторая часть надписи может быть понята как: «При жизни освятил я и построил».
Авестийское слово дважды используется в Авесте (в позднем трактате Видевдат) для обозначения места, где должны быть изолированы ритуально нечистые лица: «Там, в том месте, пусть поклоняющиеся Мазде оградят ему (т.е. мужчине, который нёс труп в одиночку) ограждение» (aētaδa. hē. aēte. mazdaiiasna. aiŋ́hā̊. zəmō. pairi. daēząn. pairi. daēzaiiąn) (Видевдат, 3.18); «Там, в том месте, пусть поклоняющиеся Мазде оградят ей (т.е. женщине, родившей мёртвого ребёнка) ограждение» (a aētaδa. hē. aēte. mazdaiiasna. aiŋ́hā̊. zəmō. pairi. daēząn. pairi. daēzaiiąn) (Видевдат, 5.49).
Иранское слово послужило источником для поздне-акк. pardēsu, элам. partetaš, евр. и арам. pardes, сир. pardaisā, арм. partēz, гр. παράδεισος и лат. paradisus. В латинских дохристианских текстах слово paradisus изредка встречается как грецизм в значении «сад». В значении «рай» оно впервые появляется в древнелатинских переводах Библии, получает широкое распространение с Тертуллиана и позднее заимствуется из латыни в другие европейские языки.