Полная версия
Труды VII Республиканской научно-практической online-конференции «Образование XXI века: проблемы, тенденции и перспективы»
Список использованной литературы:
1. Виноградов В. В. Русский язык: Теория и история фразеологии. – М.: Наука, 2010.
2. Абдрахманова З. К. Фразеологические единицы в казахском языке. – Алматы: Қазақ университеті, 2015.
3. Гаджиева Г. А. Фразеология и культура: исследование на материале русских и казахских фразеологизмов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017.
Интернет —источники:
https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/10/30/frazeologicheskie-edinitsy-russkogo-yazyka-ih-osnovnye
Баймухамбетова И.Б, Джанадилова Б. Д.
УДК. 371.315.6
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
(студенты 4 курса образовательной программы 6В01706 «Подготовка учителей русского языка и литературы», научный руководитель – Минайдарова М. Е. – доцент кафедры «Русский язык и литература»,
Таразский университет имени М. Х. Дулати, г. Тараз)
Аннотация: В статье рассматриваются возможности использования игровых технологий на уроках русского языка и литературы для повышения мотивации и вовлеченности учащихся в учебный процесс. Описываются различные формы игровых методов, такие как ролевые игры, игровые тренажеры, дидактические игры и квесты, которые способствуют развитию у учащихся навыков общения, критического мышления, творческих способностей и глубокого понимания учебного материала.
Ключевые слова: игровые технологии, игры на уроке русского языка, литература, мотивация, ролевые игры, квесты, игровое обучение, командная работа, активность учащихся на уроке, творческое мышление.
Использование игровых технологий на уроках русского языка и литературы становится всё более актуальным в условиях современного образования. Игровые методы обучения мотивируют учащихся к активному участию в образовательном процессе, способствуют развитию творческих и когнитивных способностей, а также повышают интерес к предмету. Игровые технологии предполагают использование различных игровых форм и методов в образовательном процессе. Это могут быть как традиционные дидактические игры, так и современные компьютерные или цифровые решения. Игровая деятельность может проходить на различных этапах урока, включая изучение нового материала, повторение и закрепление знаний, а также контрольные задания. Цель нашей работы заключается в том, чтобы показать такие дидактические игры, которые помогут учителям в обучающей деятельности.
Проходя учебную практику в среднейшколе №13 в г. Тараз, мы заметили некоторые тенденции в обученииучеников средних классов русскому языку и литературе. В первую очередь хотелось бы отметить, что учащиеся склонны легче воспринимать новую информацию, когда она в виде игры. Будь это урок-закрепление или урок объяснения нового материала, ученику легче запомнить правила по русскому языку и воспроизводить пройденный материал, когда проводится тест. Положительные эмоции, возникающие во время игровых технологий, способствуют развитию внимания, памяти. Так, используя игры на уроке, мы можем добиться прочных знаний, умения и навыков, которые покажут свои плоды в будущем.
Игровые технологии помогают также застенчивым детям, которые не могут выходить к доске, это позволяет разрядить эмоциональное состояние каждого учащегося и сделать атмосферу максимально комфортной. В дидактической игре важно учитывать такие принципы как: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий. Игра является важным средством самовыражения, благодаря которому можно узнать правильный подход к ученику. Назовем преимущества игрового обучения:1. Мотивация учащихся: игры помогают вовлечь учеников в процесс обучения, создавая положительный эмоциональный фон и интерес к предмету. Это особенно важно на уроках русского языка и литературы, где важна активная работа с текстами и творческое осмысление.
2. Повышение когнитивной активности: Во время игр учащиеся лучше запоминали и усваивали материал, так как игровая форма способствует активному вовлечению в процесс и созданию ассоциативных связей.
3. Развитие творческих навыков: Литература как предмет требует не только понимания текстов, но и способности к их интерпретации и критическому осмыслению. Игры помогали развить воображение и способность нестандартного мышления.
4. Социализация и командная работа: Игровые технологии способствуют развитию навыков взаимодействия и коммуникации, что важно как в учебной деятельности, так и в повседневной жизни [1, с.5].
Игровые технологии способствуют глубокому вовлечению учеников в образовательный процесс. Благодаря интерактивным методам у детей формируются следующие навыки:
• Творческое мышление: игры требуют от учеников креативности и нестандартного подхода, что помогает глубже понимать литературные тексты. Например, в курсе литературы, после изучения «Гарри Поттера», ученикам предлагалось написать свою главу книги, придумав новое приключение для героев. Это развивает способность к воображению и углубляет понимание сюжета и персонажей. [1, с.15].
• Критическое мышление: игры, такие как дебаты и квесты, развивают способность анализировать информацию и принимать осознанные решения. Приведем в качестве примера тему урока: «Обсуждение романа „Война и мир“ Л. Н. Толстого». Ученики участвовали в дебатах, рассуждая о моральных дилеммах, с которыми сталкиваются герои. Такие игры развивают способность анализировать поступки героев и исторический контекст. [1, с.17].
• Командная работа: в ролевых играх и квестах ученики учатся взаимодействовать, совместно искать решения, что полезно не только на уроках, но и в повседневной жизни. Тема нашего урока: «Квест по роману „Преступление и наказание“ Ф. М. Достоевского». В квесте ученики делятся на команды и получают задания, связанные с ключевыми эпизодами романа. Каждая команда играет роль разных персонажей, решая задачи и анализируя мотивы героев. Например, одной группе может было предложено «допросить» Раскольникова и понять, что движет его действиями, другой – помочь Сонечке разобраться с ее жизненными дилеммами. Эффект: такой квест помогает ученикам лучше понять сюжет и психологию героев, а также учит совместной работе, анализу текста и развитию логического мышления. [1, с.20].
• Уверенность: в игровой среде ученики чувствуют себя комфортнее, что помогает им раскрываться и активнее участвовать в обсуждениях, тренируя ораторские навыки и уверенность в себе [2, с.7].
Приведем примеры использования игровых технологий на уроках русского языка и литературы во время учебной практики:
1. Ролевая игра: на уроках литературы учащиеся инсценировали отрывки из произведений или создавали свои собственные сюжеты на основе прочитанных текстов. Это помогает глубже понять мотивы героев и общую идею произведения, а также развивает навыки ораторского искусства.«Герои и мотивы произведений» – например, на уроках по роману «Война и мир» Л. Н. Толстого учащиеся разыгрывали сцены и обсуждали, что побуждает героев принимать те или иные решения. Это может быть, например, сцена на балу Наташи Ростовой или встреча Пьера и Андрея Болконского на поле боя.
«Маленькие трагедии» А. С. Пушкина – ученики могут инсценировать отдельные сцены, как из трагедии «Моцарт и Сальери», представляя каждый свой взгляд на конфликт и размышляя о причинах и последствиях действий героев [3, с. 10].
2. Квесты и викторины: такие формы игрового обучения использовали для повторения и закрепления материала. Например, квесты могут быть направлены на изучение биографии писателя или анализ определённых произведений, а викторины – на проверку знаний грамматики и литературных терминов.
Биография писателя – квест, связанный с биографией А. С. Пушкина. Учащиеся 6 класса ищут ключевые места, которые повлияли на его творчество, и выполняют задания, которые помогают лучше запомнить основные этапы его жизни.
Литературные термины и жанры – создавали викторину, где ученики вспоминали жанры, такие как рассказ, повесть, роман и стихотворение, а также учатся находить их особенности в текстах, например, на основе анализа произведений Л. Н. Толстого и И. А. Бунина. [3, с. 15].
3. Литературные баттлы: в рамках таких баттлов ученики спорят о прочитанных произведениях, высказывают свои точки зрения, защищают свои позиции. Это способствует развитию критического мышления и навыков аргументации. «Тайны „Ревизора“ Н. В. Гоголя» – учащиеся 8 класса спорили о мотивах поведения персонажей, таких как Хлестаков или Городничий, высказывая и защищая свои гипотезы о смысле и сатире, заложенной в произведении.
«Русский язык: грамматика и орфография» – игра «Кирилл и Мефодий» или интерактивные приложения, как «Грамотей», использовали для тренировки правил правописания. В игре учащиеся проходят уровни, отвечая на вопросы и закрепляя знания о правилах орфографии и пунктуации [2, с. 12].
Внедрение игровых технологий на уроках русского языка и литературы – это не просто новый тренд, а эффективный способ усилить интерес детей к обучению и сделать учебный процесс увлекательным и продуктивным. Давайте рассмотрим конкретные примеры игр, которые успешно применяются на практике, и расскажем, как учащиеся достигали успехов с их помощью.1. «Литературные квесты» для учащихся 9 класса. Учитель создает литературный квест, тема урока: Литературная игра по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Задача учащихся – разгадать загадки и пройти несколько этапов, которые связаны с важными сюжетными поворотами романа. Каждый этап квеста представляет собой отдельное задание – например, проанализировать монолог Онегина или найти символические детали в тексте. Команды должны сотрудничать, чтобы быстрее найти ответы и продвигаться дальше. Дети с большим энтузиазмом подходили к изучению текста, поскольку квест дал возможность погрузиться в сюжет через активные задачи. В результате успеваемость по разделу «Литературный анализ» повысилась на 20%, а интерес к произведению значительно возрос [3, с.10].2. «Литературные баттлы» интересны для 9 классов, т.к. они аргументировано отвечают на уроках. Учитель предлагал провести литературный баттл между командами, где каждая группа защищает своего любимого героя или определенное произведение. Например, одна команда поддерживала Родиона Раскольникова из «Преступления и наказания», а другая – князя Мышкина из «Идиота». Команды заранее готовят аргументы и контраргументы. Задача – убедить «жюри» (других учащихся или учителя), что их герой или произведение имеет больше культурной ценности или моральной глубины [2, с.13].
Мы сравнили их знания до и после и узнали, что учащиеся стали глубже анализировать литературу, так как баттлы требуют не просто пересказ сюжета, а критического осмысления произведений. Эти игры развивают навыки аргументации и критического мышления, что привело к улучшению качества письменных работ и аргументации на экзаменах. [4, с.13].
Таким образом, можно сказать, что использование игровых технологий на уроках русского языка и литературы является эффективным инструментом для повышения мотивации и вовлеченности учащихся в учебный процесс. Ролевые игры, дидактические игры, квесты помогают развивать коммуникативные навыки, критическое мышление, творческие способности и способствуют глубокому усвоению учебного материала.
Список литературы:
1. Гончаров, А. А. Игровые методы обучения в школе: теория и практика / А. А. Гончаров, Н. В. Федорова. – СПб.: Питер, 2020. – 240 с.
2. Королёва, Е. В. Игровые технологии в преподавании русского языка и литературы // Вестник образования. – 2022. – №3. – С. 45—53.
3. Педагогический институт Российской академии образования. Отчет о результатах применения игровых технологий в обучении в 2023 году. – М.: ПИ РАО, 2023. – 100 с.
4. Смирнова, Т. А. Теория и практика использования игр в школьном обучении / Т. А. Смирнова. – Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2020. – 180 с.
Болтаев А. Д.
ЖАСӨСПІРІМДЕРДІҢ ӨЗІН-ӨЗІ БАҒАЛАУЫ МЕН ТҰЛҒААРАЛЫҚ ҚАТЫНАСТАРЫНА ГАДЖЕТТЕР МЕН ӘЛЕУМЕТТІК ЖЕЛІЛЕРДІҢ ӘСЕРІ
(«Педагогикалық психология» кафедрасының доценті
М.Х.Дулати атындағы Тараз университеті,
Тараз қ., Қазақстан)
ӘОЖ 004.738.5
Қазақстанда әлеуметтік желілердің жасөспірімдерге әсерін соңғы жылдары белсенді зерттеп жатыр, өйткені жастар арасында цифрлық технологиялар мен интернет-платформаларды пайдалану қарқынды өсуде. Қазіргі қоғамда интернетсіз ешқандай сала ілгері дами алмайды. Осы кезекте,«Цифрлық Қазақстан» бағдарламасында елімізді цифрландыру инновациялық экономика құру, 2050 жылы 30 дамыған елдің қатарына кіру және адамдардың еңбек күшін дамыту құралы ретінде қарастырылды [1], ал балалардың өз жасына сай ақпаратты алу және тасымалдау құқықтарын іске асыруға байланысты пайда болатын қоғамдық қатынастарды «Балаларды денсаулығы мен дамуына зардабын тигізетін ақпараттардан қорғау туралы Қазақстан Республикасының заңы» реттейді [2]. Бұл заң нормаларын білу және орындау оқушыларды оқыту мен тәрбиелеуде аса маңызды. Осы ретте, әлеуметтік желілер жасөспірімдердің физикалық және рухани денсаулығына тікелей әсер ететінін ерекше атап өтсек болады. Бүгінгі таңда жасөспірімдер әлемін гаджеттерсіз және әлеуметтік желілерсіз елестету мүмкін емес. Бұл технологиялар жастар үшін коммуникацияның, бос уақыттың және өзін-өзі көрсетудің негізгі арнасына айналды. Алайда, жасөспірімдердің гаджеттер мен әлеуметтік желілерге тәуелділігінің артуы оларды қолданудың ықтимал салдары туралы сұрақтар туғызады, әсіресе өзін-өзі бағалау мен тұлғааралық қатынастарға қатысты. Гаджеттер мен әлеуметтік желі жасөспірімдердің психологиялық жағдайына, олардың өздері туралы түсініктеріне және басқалармен қарым-қатынасына қалай әсер ететінін қарастыратын боламыз.
Қазақстандық зерттеушілер, оның ішінде әлеуметтік психология, педагогика және әлеуметтану саласындағы мамандар өзін-өзі бағалауды қалыптастыру, психикалық денсаулық, әлеуметтік желілердегі жасөспірімдердің мінез-құлқы, контенттің тұлғалық дамуға әсері және тағы басқа аспектілері зерттелуде. Ә.Қ.Нұржанова әлеуметтік желілердің Қазақстандағы жасөспірімдердің өзін-өзі бағалауы мен психикалық денсаулығына әсері туралы зерттеулер жүргізді. К.С.Оспанова жасөспірімдер арасында виртуалды тәуелділік мәселесін зерттеді. Ол әлеуметтік медианы белсенді пайдалану жасөспірімдердің нақты қарым-қатынас пен жеке байланыстарға деген қызығушылығын жоғалтқан кезде тәуелділікке әкелуі мүмкін екенін атап өтті. Ә. М. Дәулетова жасөспірімдер арасында кибербуллинг мәселесімен айналысқан. Ол өз еңбектерінде кибербуллингке ұшыраған жасөспірімдердің депрессиядан, мазасыздықтан және оқуда қиындықтардан жиі зардап шегетініне назар аударады.
Әлеуметтік желі бүгінде жасөспірімдердің өмірінде шешуші рөл атқарады, олардың дамуына оң және теріс әсер етеді. Олар жасөспірімдерге бірнеше бағыт бойынша мүмкіндіктер береді:
1. Жасөспірімдер әлеуметтік желілер арқылы өз ойларымен, шығармашылығымен, қызығушылықтарымен және көзқарастарымен бөлісе алады, бұл оларға пікірлес адамдарды іздеуге және қарым-қатынас шеңберін кеңейтуге көмектеседі.
2. Жасөспірімдік шақ тұлғаның өз жеке басын қалыптастыратын кезеңі. Осы шақта әлеуметтік желі өзін-өзі тану және қоғамда өз орнын табу құралына айналады.
3. Өзін оқшау сезінетін жасөспірімдер үшін әлеуметтік желі қолдау көзіне айналады [3; 4 б.].
Дегенмен, оң аспектілердің артында тәуекелдер де бар. Бұл виртуалды орындар өзін және басқаларды қабылдауға әсер етеді, сонымен қатар шындықтан алыс болуы мүмкін белгілі бір мінез-құлық нормаларын қалыптастырады. Жасөспірімдердің өзін-өзі бағалауы көбінесе әлеуметтік өзара әрекеттесу және басқалардың бағалауы негізінде қалыптасады. Әлеуметтік желілерде өзін-өзі бағалау лүпілдер, оқырмандар мен пікірлердің санына байланысты болады. Бұл сандық рейтинг жасөспірімдердің эмоционалды жағдайына елеулі әсер етуі мүмкін. Жасөспірімдер өздерін танымал блогерлермен, сыныптастарымен және тіпті бейтаныс адамдармен салыстыруға бейім. Бұл салыстырулар шамадан тыс талаптарға және сенімділіктің төмендеуіне алып келеді. Шындықты қабылдау бұрмаланады, әлеуметтік желі көбінесе басқа адамдардың өмірінің идеалдандырылған және сүзгіден өткен бейнелерін ұсынады, бұл жеткіншектерді өз өмірлерін тартымсыз сезінуге мәжбүр етеді. Лүпілдер мен көп оқырмандардың жазылуы негізінде өзін-өзі бағалауды қалыптастыру сыртқы адамдардың пікірлеріне тәуелділікке әкеледі. Зерттеулер көрсеткендей, әлеуметтік желіні жиі қолданатын жасөспірімдер өзін-өзі бағалаудың төмендігі мен өзіне деген сенімділіктің болмауына байланысты депрессия мен мазасыздыққа көбірек ұшырайды:
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.