bannerbanner
Сравнительная типология святости в католической и православной традициях (трансформация священного в современном мире)
Сравнительная типология святости в католической и православной традициях (трансформация священного в современном мире)

Полная версия

Сравнительная типология святости в католической и православной традициях (трансформация священного в современном мире)

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Допрос у Каиафы и появление нового типа орденов – нищенствующие ордены миноритов.

Христос был предателем коллективной веры, еретиком. Его обвинили в том, что он угрожал разрушить храм Божий, место, где пребывает Яхве. «Таким образом, Иисус оказался предателем старых традиций, неприкосновенного коллективного хранилища религиозных ценностей. Для религиозной общины ересь считалась преступлением наравне с государственной изменой, и даже более опасной, чем измена собственно государству» [117].

Франциск становится выразителем коллективной веры, но при этом его учение не противоречит догматам католической церкви. В отличие от Христа, Франциск не был еретиком. Тем не менее, он предложил изменить понимание святости, противопоставив коллективное проживание святости сложившейся духовной элите. На Западе народный тип святости все таки был структурирован и легитимирован, здесь был выход эмоциональной коллективной веры, в отличие от православной традиции, где юродство, как коллективное проживание святости было в итоге запрещено. Сам процесс пресечения юродства был положен Никоном, который «нарицал их бешеными и лика их на иконах писать не велел» [69, c. 392-407].

Мы можем предположить, что процесс индивидуации указывает на способность западного сознания усваивать структуры поведения, заданные в данном случае, религиозным сознанием. Нищенствующие ордены воспроизвели религиозную парадигму раннего христианства, в основе которой лежали высказывания Христа своим последователям, поэтому и устав ордена был составлен на основании подходящих евангельских текстов: «…жить в послушании, и без собственности, следовать учению господа нашего Иисуса Христа, который говорит: «Если хочешь быть совершенным, пойди (Мт.19,21) и продай все (ср. Лк.18,22) имение твое, и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за мною (Мф.19,21). И: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мт.16,24). И еще: «всякий, кто оставит отца и мать, братьев и сестер, дома или земли ради Меня, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (ср. Мф.19,29; Мк.10,29; Лк.18,29).

Наше предположение, что западное сознание способно усваивать структуры поведения, в данном случае, заданные религиозным сознанием, подтверждает теория Ю.М. Лотмана [54], который описывал западное сознание как договорное. Также М. Поснов, историк церкви, пишет о том, что римский гений всегда был силен корпоративным духом. «Если греку был свойственен философский гений, то римлянину юридический. Римляне были недалеки в области умозрения и всегда в нем ценили лишь практическое приложение. Они были очень сильны административным, организаторским талантом. Благодаря этому, они всюду вносили порядок, создавали систему» [74, c. 287]. Поэтому свободное братство Франциска было очень быстро структурировано и поставлено на службу католической церкви.

Допрос у Пилата и политические последствия, как трансформация идей Франциска в культуре.

Образ «допроса у Каиафы» представляет собой решение религиозных последствий, касающихся учения Франциска, в таком случае «допрос у Пилата» – это политическая версия того же вопроса.

Новая идея Франциска, идея апостола-миссионера, позволяла странствовать с проповедью, это обновило не только церковную структуру, но и саму культуру. В этом отношении показательна судьба Фомы Аквинского, которого также привлекала простота «апостольского образа жизни» нищенствующих орденов: францисканцев и доминиканцев. Именно этого искал Фома, будучи представителем аристократической семьи – иного образа жизни в ином жизненном мире. Нищенствующие ордены открывали новые возможности: юные аристократы, такие как Фома, могли ездить по крупным городам, которые представляли собой быстро развивающиеся научные центры, и принимать участие в диспутах.

Идеи нищенствующего ордена получили воплощение в мирском ордене: помимо францисканского ордена и второго (женского) ордена св. Франциска – ордена бедных клариссинок, основанном в 1224 г. св. Кларой, сподвижницей св. Франциска, существует еще и третий орден св. Франциска (т. н. терциарии) – учрежден св. Франциском около 1221, получил в 1401 г. собственный устав и название Третьего ордена устава св. Франциска. Помимо терциариев, руководствующихся этим уставом, существует значительное число терциариев, живущих в миру и именующихся Третьим орденом мирян св. Франциска (устав впервые дан в XIII в., современный составлен в 1978 г.). Члены ордена остаются в миру, и орден предлагает им форму апостольской жизни, приспособленную к их положению [112, с. 151]. Терциариями были, например, Данте, Франческо Петрарка, Джотто, король Людовик IX Святой, Микеланджело и др.

Тайная вечеря и истязание Франциском плоти.

Процесс распознавания и принятия в себе Другого неизбежно приводит к конфликту. Так как конфликт должен быть преодолен, индивиду нужно вернуться к истокам бессознательного. В религиозном символизме это означает, что человек должен провести с самим собой Тайную вечерю, «поедая свою собственную плоть и запивая своей кровью» [117].

Таинство евхаристии позволяет человеку осознать себя не только эмпирическим человеком, но и трансцендентным. Символизм евхаристии дает нам возможность осознать свою божественную природу, которая выражена фигурой Христа.

Одним из основных символов человечества является жертвоприношение. В христианском символизме жертвоприношение воплощает себя в Тайной Вечери. Христос переозначил события еврейской пасхи, заменив пасхального агнца, на бескровную жертву: вино и хлеб. В христианстве человек символизирует собой и жертву, и спасение. Чтобы преодолеть двойственность своего существования в этом мире, нужно принести себя в жертву.

В жизни Франциска подобные действия проявляются в его стремлении подавить свою телесность. Оберегая госпожу свою бедность, он не позволял, чтобы у братьев появлялся избыток припасов или вещей. Франциск утверждал, что даже удовлетворяя необходимую потребность, мы служим своему аппетиту. Крайне редко он соглашался поесть приготовленной пищи, а если и ел какой-нибудь суп, то или приправлял его золой, или же до несъедобности разбавлял теплую жижу холодной водой. Он не пил вина, а воду он пил в том количестве, которого хватало только для утоления жажды. Когда Франциск останавливался в гостях, то не разрешал стелить себе мягкую постель, и ложился нагим телом на голую землю, подстелив себе только свою одежду.

Однажды, когда он был тяжело болен, то согласился съесть немного куриного мяса. Но едва он выздоровел, то отправился в Ассизи. Подойдя к воротом города, он приказал брату, следовавшему за ним, надеть ему на шею веревку и так протащить его по всему городу, громко крича при этом: «Вот, смотрите на этого чревоугодника, сожравшего втайне от вас куриное мясо и усладившего свою глотку!» [113, с. 416].

Но при этом Франциск не был сторонником крайнего аскетизма. В «Цветочках» рассказывается, как однажды ночью он услышал, что один из братьев стонет, Франциск спросил, что с ним, и оказалось, что тот стонет от голода. Тогда Франциск отвел его в виноградник и стал есть виноград, заставляя тем самым, поесть и его.

Принцип поедания своей плоти реализуется здесь как высшее смирение, желание добровольно переносить муки, обиды, поношения и лишения из любви к Христу. В «Цветочках» есть рассказ о том, как однажды зимой, в сильную стужу, страдая от холода, Франциск шел со своим братом Львом из Перуджи к Святой Марии Ангелов и наставлял брата Льва о том, что есть совершенная радость. Поучая брата Льва, Франциск говорит, что все способности исцелять слепых, расслабленных и прокаженных, а также все знания о мире и умение пророчествовать и проповедовать не составляют совершенной радости. Совершенная радость заключается в истинном смирении и прощении. Даже если братья ордена будут просить крова, а их прогонят, не поверив им, вот это и есть совершенная радость. И даже если на все просьбы и мольбы привратник изобьет их палкой, подобное обращение нужно переносить с радостью и любовью, вспоминая о муках Христа, какие и мы должны переносить ради Него, в этом и будет состоять совершенная радость. Все что у нас есть – даровано Богом, но крестом мук своих и скорбей мы можем похваляться, потому что они наши, и о том апостол говорит: «Одним только хочу я похваляться – Крестом господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6:14) [113, c. 172].

Гефсимания и одиночество Франциска.

Распятие – это начало индивидуации. В нем заключается тайный смысл христианского символизма, путь крови и страдании. В Гефсимании Христос принимает свою судьбу, несмотря на то, что ему угрожает распятие и смерть [117]. Тогда его покинула не только толпа, но и один из его апостолов. Предательство – важная тема индивидуации. В ситуации конфликта между противоположными ценностями человек выбирает что-то одно, тем самым, нарушая верность тому или иному принципу. За это он подвергается испытаниям. Предателя всегда ненавидят обе конфликтующие стороны, ведь он отвергает «святое» коллективной психологии, а именно: преданность культурной и религиозной идентичности. Преданность и предательство представляют собой противоположности. Следование своей идее может привести к необходимости отказаться от прошлого, и наоборот. Христос, выбирая свою судьбу, отказывается от коллективной веры иудаизма. Он стал еретиком и потому был наказан за свое предательство. Этот аспект означает, что в процессе развития отдельной личности необходимо будет отказаться от ценностей своего коллектива. Но в итоге, коллектив может впоследствии принять те идеи, которые ранее считал еретическими [117].

Франциск не предает учение христианства, он следует догматам католической церкви, но возводит евангельское учение на другую ступень понимания. И вскоре убеждается, как трудно удержать общину на высоте указанного им идеала.

В христианском мифе с арестом Христа его отставила не только переменчивая толпа, чего можно было ожидать, но и один из его апостолов. Практически тоже случается и с Франциском. Многие минориты поступаются идеями «нищего жития», совершенно не заботясь о следовании евангельской простоте и проповеди. Ради куска хлеба они иногда поступали служителями. Но вскоре под этим предлогом они стали устраиваться на службу к знатным лицам папского двора и, таким образом, становились не ниже, а выше всех прочих. Это конечно никак не оправдывало их названия «минориты», меньшие братья, которые должны были подчиняться всем и во всем. Между ними выработался даже особый класс придворных, которые принимали участие в различных интригах, на которые так были падки римские прелаты. Отказ от апостольской жизни и идеи «нищего жития» и стал предательством со стороны учеников Франциска.

Бичевание и издевательство как изменение идеи «нищего жития» и апостольства Франциска Ассизского.

Франциск, вступив на путь индивидуации, проживает в своей судьбе те изменения, которые получили статус божественного процесса, т.к. связаны с событиями жизни Христа. Эти изменения в нашем человеческом понимании осознаются как наказание, мука, смерть и преображение. К.Г. Юнг [123] в своей работе пишет, что человеческие и божественные страдания дополняют друг друга, и это взаимодополнение имеет компенсирующий эффект: через символ Христа человек начинает понимать настоящее значение собственного страдания, он становится на путь осуществления собственной целостности, причем его Я, в результате ассимиляции бессознательного в сознание, вторгается в сферу божественного. «Эти события символизируют дальнейшую деградацию эго. Самость привносит с собой тень, поэтому встреча с ней всегда оборачивается болезненным унижением» [117].

У каждого начинания есть обратная сторона событий, воплощение теневого аспекта. Ученики Иисуса изменили его учение, так же, как и последователи Франциска изменили первоначальный Устав ордена, в частности, требования Франциска не иметь никакого имущества и не получать никаких должностей.

С одной стороны, большое количество последователей требует организации и установления общих для всех правил, и уже при жизни Франциска нашлись недовольные столь строгими, по их мнению, правилами. К тому же, получив статус ордена и поддержку Рима, братья могли теперь получать места и титулы. От чего так упорно уходил Франциск, к тому, по сути, все и вернулось. В христианстве, верующий не может стать Богом, он может только приблизиться к идеалу и, как правило, это удается немногим. Опыт Франциска Ассизского служит тому подтверждением. Только он смог максимально воплотить в своем служении идею бедного Христа.

К бичеваниям и издевательствам можно отнести и тот факт, что произошло с учением Франциска после его смерти. Папство сделало из нищенствующих орденов свою армию, т.к. идея крестовых походов уже себя исчерпала (более того удачным оказался только первый поход). В свете этого, нищенствующие ордены были более подвижны, не связаны интересами с местной властью и пользовались покровительством папы. Во всей полноте теневой аспект учения Франциска проявился в том, что в XIII в. доминиканцам и частично францисканцам было передано дело инквизиции. С 1231 по 1235 папа Григорий IX рядом постановлений передал функции по преследованию ересей, ранее исполнявшиеся епископами, специальным уполномоченным – инквизиторам (первоначально назначавшимся из числа доминиканцев, а затем и францисканцев). Сам Франциск, проповедовавший птицам, и с особенной жалостью относившийся к ручным животным, никак не смог бы предположить, что с его именем будут связаны действия инквизиции. В «Цветочках святого Франциска» есть рассказ, как он приручил горлиц, упросив юношу отдать ему пойманных птиц. Посадив птиц на колени, он начал с нежностью говорить им: «О, сестрицы мои, простые, невинные, чистые горлицы, зачем вы даете обижать себя? Я вот хочу избавить вас от смерти и устроить вам гнезда, чтобы вы плодились и размножались во славу Вашего творца» [113, c. 416].

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2