Полная версия
Ностратические тайны русского языка
Разделение индоевропейцев
Расселение рождало новую речь. 1. Разговор о фракийском, иллирийском, италийском, кельтском, авестийском (зендском), прагерманском, балтославянском, нескольких протогреческих и самом восточном (тохарском) ИЕ-языке. 2. Когда-то иранские, дардско-нуристанские и индоарийские (в том числе и парацыганские) языки были единым целым (индоиранским «побегом» ПИЕ). Ученые обозначили те языки как «арийскую» ветвь ПИЕ. 3. Санскрит и авестийский содержат общие для нее корни. Конкретно из иранских языков ученый Васо Абаев реконструировал скифо-сарматские наречия. Они – родичи и киммерийской речи?
Но самыми первыми отделились хеттский и прочие индоевропейские языки Малой Азии («анатолийские»). Их языки-потомки признаны наследниками речи прославленных хеттов. В ту же эпоху в Восточной Азии сформировался предполагаемый тохарский язык – единственный индоевропейский в том регионе. Уже позже повезло сформироваться мидийскому, бактрийскому, согдийскому и древнеперсидскому – от них остались группы слов, зафиксированные письменно. Формировался армянский. Причем, считается, что фригийский язык – ранее лишь наречие фракийского, контактное в отношении к протогреческим языкам, к языкам Малой Азии и к армянской речи. Изначально контактными наречиями западноевропейской ветви праиндоевропейского были в отношении друг для друга иллирийский, фракийский, кельтский, италийский. При том, что фракийский и иллирийский одновременно были родственны анатолийским и протогреческим, составляя уже особую группу т.н. «палеобалканских» языков.
Корни вымерших вышеперечисленных языков соответствуют основам старых и новых слов языков европейских и азиатских. А, главное – еще и русского. Он заметная часть индоевропейской среды. Определять его как носителя меньшего числа корней (как делают на Украине) – неуклюжая затея.
И, если уж завели беседу о родной речи, то давайте определим те ветви индоевропейского лингвистического «содружества», которые поучаствовали в процессе, вершиной которого стало появление русской речи. Дело в том, что до нее практиковалось сначала славянское, а до нее – гипотетическое балтославянское общение. То есть, первое, что нам с вами стоит знать – из какого «побега» ПИЕ появилось последнее из указанных языковых явлений. Особенности старого побега языкового древа некоторыми лингвистами сегодня уже достаточно внятно реконструированы…
«Шнуровики» со страшными топорами
В частности датчанин Расмус Раск и другой филолог – индоевропеист Август-Шлейхер – вывели балтославянские наречия из еще более древней (германо-балто-славянской) макрогруппы. Все европейские полиглоты скажут вам, что ближайшие к русскому языку – славянские. К славянским – южнобалтийские (литовский и латышский). Но и к тем, и к другим в одинаковой мере удаленности приближены корни слов и некоторые закономерности в изменениях языков, образованных от прагерманского. Корни немецкого, норвежского, шведского, датского, исландского, фризского, фарерского, голландского, английского, фламандского, африкаанса, люксембурского. И нескольких вымерших. Самый изученный из них готский, так как до нас дошел его глоссарий. Поэтому не удивляйтесь, если больше всего схожих корней славянин обнаружит в языках Балтии и Северной Европы. «Тройная» общность была сопоставлена с археологическими данными – на территории обитания всех перечисленных наций в начале Бронзового Века был распространен единый комплекс материальных традиций – культура Боевых Топоров и Шнуровой Керамики. Взаимодействуя с представителями доиндоевропейских археологических культур (обмен, военные союзы, «интернациональные» браки) названные индоевропейцы, пришедшие с востока, создали ряд культурных общностей. Из их взаимодействия тысячелетия спустя образовались первые германцы и роды, сформировавшие много позже славян и предков южнобалтийских народов. Тот очень древний массив англоязычные археологи сегодня зовут «кордидами» (cord – «шнур», а его отпечаток это отличительная черта керамики данных племен).
Согласно прогрессологической теории историка Алексахи, балтославянский элемент сформировался в среде одного из ИЕ-массивов благодаря тому, что именно в восточной половине Центральной Европы и в северной половине Восточной Европы часть массива, взаимодействуя с доиндоевропейским населением, освоила (заимствовала) производящее хозяйство. Земледелие, в свою очередь, «увеличило критическую плотность и позволило жить на той же территории большему числу людей». Понимай – насельцам теперь не надо было двигаться вслед популяции животных, на которых они охотились, зависеть от количества ресурса собирательства, рыболовства и травы для питания их скота… Причем, прогресс тут не имеет окраски «полезного» или «бесполезного» для людей. Он просто выводит их в новое состояние. Земледелие закрепило часть индоевропейского социума в географическом плане и внесло изменения в их менталитет.
Коснулось явление и языка – в нем появились термины сельского хозяйства. Скорее всего, они были заимствованы у представителей доиндоевропейского земледельческого массива. Хотя в пойменной и подсечной форме земледелие уже присутствовало и у других индоевропейцев, чему есть сотни археологических доказательств. В указанной зоне самое большое значение имело «ядро» территории прогресса – «среднеднепровский и волынский лесостепной резервуары». Скорее всего, именно отсюда расширяли ареал обитания (до самой Эльбы) некие племена. Ближе к Эльбе (ассимилируя носителей еще двух археологических культур) они и образовали «венетов».
Сам экзоэтноним (название племенного союза, придуманное для него соседями) мог иметь отношение еще к тем венедам, которые проживали в современном регионе Венеция и в областях Центральной Европы к северу от него. Исторические лингвисты признают его схожесть с италийскими языками. Хотя венетская группа языков считается все-таки обособленной. Она не была частью громадных ИЕ-ветвей типа «арийской», «палеобалканской» или «итало-кельтской». Генетическая связь венетов с протогерманцами тоже остается гипотетической (так как «кордиды» – больше археологическое, чем лингвистическое единство). А спецы популяционной генетики связывают с протославянами и протобалтами лишь германцев, которые живут к востоку от Эльбы.
Эта река стала неспокойной «разделительной чертой» между двумя группами индоевропейцев. Популяционные генетики именуют их носителями гаплогрупп R1b и R1a. Первые продвинулись на запад Европы – среди них преобладали люди с рыжими волосами. Вторые занимали пространства от Эльбы на западе до «родных» степей на востоке, уходящих южнее Урала уже в Сибирь. Этот отцовский ген (если говорить лишь о нордидах, так как он еще и у брюнетов) характерен больше для современных людей с каштановыми, русыми, светло-русыми и даже соломенными волосами.
Венеты. Начало
Специалисты исторического языкознания уверены, что уже на излете эпохи Бронзы прабалтославянский язык был отдельной единицей в мире тех, кого археологии именуют «кордидами». А ближе к Железу балтославянское лингвистическое единство начало распадаться. Появился именно праславянский язык. Появился благодаря тому, что имело место преобразование 3-рядной структуры общеиндоевропейских смычных звуков (глухие – звонкие – звонкие придыхательные) в 2-рядную систему (глухие – звонкие). Кто-то связывает носителей нового языка с теми, кого в античности звали «лугиями». А кто-то – с «венетами» (или «венедами»). По упоминаниям Страбона, первые – самые коренные обитатели исторических регионов, по описанию которых современники узнают Силезию, Великую Польшу, Малую Польшу и Мазовию. Лугии ходили в походы с кельтами. Вторые (венеты, венеды, венды, вене) умело бороздили не только речные просторы, но и морские (недаром Балтику до варягов звали именно Венедским морем). Торговали янтарем, а когда и женщинами. Внешне были схожи с германцами.
Тут надо обязательно указать, что между двумя последними вехами европейского «фронта» биографии ИЕ-языков сложились племена Лужицкой культуры. По убеждению многих, это и есть древнейшие венеты. Кто-то обнаруживает первый признак славянской аутентичности вообще в традициях культуры Полей Погребальных Урн. Но имейте в виду: эти же люди не видят у славян общей прародины. Три славянские ветви разного происхождения, по их мнению – уже древнейшее состояние славян. Если верить методу глоттохронологии, язык в процессе своей жизнедеятельности за каждое тысячелетие обновляет около 15 процентов корней из диагностического списка в 100 слов. Для славянских языков такой расчет (им и занимается названный метод – глоттохронология) относит время появления на конец II – начало I тысячелетия до н.э. 12 век до нашей эры как момент рождения первого протославянского элемента (так считаю исключительно я) делает наших древнейших предков ровесниками известных античных народов.
Первых германцев, микенцев, этолийцев, дорийцев, киммерийцев, населения Троады (кстати, разношерстного), общих предков италиков, иллирийцев, кельтов и фракийцев. В венетскую эпоху появлялись и этруски. Все они ровесники людям Лужицкой культуры. Именем ВЕНЕ античные хронисты долго звали уже и потомков ВЕНЕтов. Часть их через тысячелетие приняла участие в формировании протобалтов, но основная группа племен формировала праславян. Венедский язык предположительно был лексическим ядром (источником базовой лексики) языка славян.
Вероятно, являлся наречием исчезнувших антов, а также сохранившихся к 6 в. ругов, склавинов и поздних венетов. Но до исторических славянских языков этому языку («венетскому») было еще очень далеко. Ветви славянской речи сложились путем обогащения венедской речи словами населения еще 7 образований (как этносов, так и племенных союзов). Речь о готах, сарматах, позднефракийских племенах, протоболгарах (это часть массива так называемых «гуннов»), об аланах, о племенах носителей культуры Длинных Курганов и Киевской культуры. Языка двух последних мы достоверно не знаем – возможно, в момент рождения этих общностей они уже говорили на венетском. Но, может, на одном из древнебалтских или каких-то своих языков. Так что делать каких-то натяжек я тут не намерен. Хронисты признают родственность этносов, которые археологи соотносят с названными мною выше археологическими культурами. Но признают, видимо, уже на момент их вливания в ареал славян. Тех славян, что признаны советскими историками «восточными». А ведь сами тогдашние славяне себя на 3 ветви не делили.
Венеты-потомки
Повторюсь, что древнейшие венеты (или венеды) имели в своем составе и тех людей, которые в будущем стали одним из предков будущих балтских племен. Корень их зарождения связан не с Балтикой (тут живет лишь часть потомков балтов), а с точкой соприкосновения нынешних Латвии, Литвы и Беларуси. Другим же их «родителем» стали племена, являвшиеся носителями комплекса материальных традиций Штрихованной Керамики. По предположению лингвиста Андрея Зализняка, на территории будущей России к дославянскому (венетскому) из всех славянских наречий ближе стоял диалект, распространившийся в Новгородской Земле. В том числе, в Пскове. Ученый нашел ряд черт, слишком отличающих его от остальных разновидностей древнерусской речи и, в особенности, от наддиалектного древнерусского языка XI-XIV веков. Цокающий, имеющий взрывное Г и упрощенную форму полногласия, этот диалект был, скорее, близок языку северных праславян. Те когда-то проживали именно там, где даже в Средневековье западные авторы указывали Wenden – венетов. Финны до сих пор зовут русских «венаайаа», а эстонцы – «вене». Повторюсь, Балтийское море до «варяжских» веков звали не иначе, как ВЕНЕдским.
Народ действительно имел северную границу на берегу водоема, занимая в сегодняшнем понятии территории центра и севера Польши (на крайнем западе даже ее юга). А уже в средневековую пору заселил и земли до Эльбы (Лабы). Даже, когда в X веке южные, восточные и западные славяне уже с трудом понимали друг друга, жителю Новгорода все еще были понятны многие чешские и польские наиболее архаичные слова. Понятны многие балтские – заимствованные еще при существовании населения из носителей Суковско-Дзедзицкой культуры.
Мало того, в юго-западном углу Новгородской Земли – в зоне распространения культуры Длинных Курганов (Псковских Длинных Курганов) – присутствовал «кривичский» переход широкой гласной из финского заимствования в нечто похожее на нашу Я. У других славян яканья просто не было! Мало того, по утверждению А. Зализняка, до XIII, а где и до XIV столетия у нас и аканья не было!
В плане динамики наддиалектного языка имела место утрата слоговых сонантов. У и И в ряде слогов перешли в сверхкраткие гласные (как И в слове «жим»). Именно эти фонемы обозначались литерами Ъ и Ь в период появления азбуки. С разной скоростью иные славянские языки превращали конечный М в Н, а фонема С стала более шипящей по сравнению с той, которая существовала в эпоху балтославянского единства. Имели место иные (менее значимые) процессы.
Часть северного лехитского этнического массива (физические антропологи обозначили у этих людей более высокие и узкие лица) сдвинулась на северо-восток, начав колонизацию земель будущей Новгородской Земли. Это и были те самые «словене». Генетики тоже подтвердили связь русских Северо-Западного федерального округа с населением, произошедшим от поморов и лехитов (северных и полабских славян). То есть от той части венетского мира, которая так и не ушла в свое время на юг, чтобы принять участие в нескольких этапах знаменитого «брожения народов» 4-7 веков (причем, часть брожения началась еще в 3 в). Так когда-то и обитатели северных локальных зон Пшеворской археологической культуры не отошли в Приднестровье. Южные же «пшеворцы» (их потомки) туда все-таки ушли. Северные и до, и после н.э. оставались в землях, ныне четко соответствующих Польше. Поэтому лучшая сохранность венетских традиций языка была именно у словен, поморов, северных полабцев, а не у остальных их сородичей. Это может объясняться тем, что словене стали изолированными от дальнейших языковых процессов венетского языка. «Законсервировали» базовую часть языковых традиций, отдалились на дремучем севере от влияния культур, чьи языки могли бы изменять венетскую речь. Логично.
Да вот только «протославянская чистота» языка «пшеворцев» ставится под сомнение Сергеем Цветковым, который в книге «Кельты и славяне» указывает Повисленье как зону активных культурных обменов с кельтами. Мол, началось все еще на рубеже 3-4 веков до н.э. Русское ВОЛхв (его этимология будет приведена в моем словаре) – извод от микроэтнонима «ВОЛьки». Это кельтское племя, мол, как раз и контактировало с венетами на стадии Пшеворской культуры. Стоит ли верить в то, что часть общеславянских корней кельтского происхождения? Еще в период существования «лугиев» такие заимствования возможны. Имело место и пользование модными кельтскими вещичками, и совместные походы. Только вот стоит ли отождествлять венетов, которые потомки авторов традиций Лужицкой культуры, с лугиями? Спорно и их объединение с венедами Адриатики и низовьев По. Адриатические венеды – «плоть от плоти» культуры Полей Погребальных Урн. А это совсем другая ветвь движения Курганных культур из степей Восточной Европы на запад. Какая этимология у самого экзоэтнонима ВЕНЕТы? Кельты, которые в 4-3 вв до н.э. обитали на их западной границе (германские племена на территории современной Польши еще не появились) имели в лексиконе ВИНД («белый»). ВЕНЕТы – белобрысые или белокожие? Далее вы прочитаете, что и РОСь это всего лишь «светлые» (только уже на восточных ИЕ-языках). Кстати, и «балты» это тоже «светлые» (но уже на балтских языках). Нет никакой иной этимологии.
А были ли они «арийцами» – солнцепоклонниками? Академик Борис Рыбаков в работе «Язычество древних славян» утверждает, что периоду поклонения Светилу соответствует далеко не самая древняя эpа – «эра Дажьбога». «Установилось классовое общество, люди начали платить дань цаpям, появились богатые и сановитые люди». До этого, мол, у праславян счет велся лишь «по лунным месяцам». Ученый имеет слишком отличное мнение и в вопросе точки формирования «классических» славян. Он выводит их из носителей Тшинецко-Комаровской культуры. Мне стоит сказать, ее ареал размыт в географическом плане, не конкретен по времени.
Вернемся к колонистам-лехитам. Часть их ушла еще дальше – их прозвали «вятичами». Арабский термин, указывающий на их город или страну («Вантит») фонетически схож с этнонимом «венеты». Но, опять же, это лишь 1 из способов объяснить происхождение вятичей. Есть другие.
Геты и карпы
Раннесредневековые хроники называют и 2 позднефракийских народа на территории ареала образующихся в VI столетии славян (до этого праславян). В честь первого из них хронист Иордан назовет известный труд о готской империи Ойум «Гетикой». От вторых изводится ороним Карпаты. Частичка лексикона пришла к нам не от общих индоевропейских корней, а от фракийских слов. Уличи, тиверцы и предки гуцулов, вероятно, стали проводниками их лексем в язык будущей Руси. К слову, молдаване – особая часть влахов – тоже формировались под влиянием названных союзов. И геты, и карпы, по мнению большинства ученых – родичи даков. Сами даки – ветвь древнего фракийского мира. В плане языка индоевропейцы. В плане генетики все куда сложнее. Индоевропеисты отрицают связь оронима «Карпаты» с этнонимом «карпы». Нет никаких античных упоминаний на тему. А часть исследователей видят в корне оронима (КАР) извод от ИЕ-корня КЕР: скалы. Указанная вначале этимология Карпат – мнение «на страх и риск».
Язык гетов близок к дакийскому, а, значит, к фракийской группе племенных диалектов. Возможно, из ее лексикона заимствовано наименование дерева «бреда» (у нас «бредина» – козья ива), обозначение просеки в лесу «лаза» (у нас «лаз»), указание на болото «мар» (у славян «марь»).
Внуки и правнуки или вообще братья и даже отцы гуннов?
Если все славяне в какой-то мере – родичи латышам, литовцам и североевропейским народам (за исключением финнов), то русские, изучая свой язык, отыщут такие же родственные основы еще и в языках народов восточных. Потому что, повторю, русские это славяне, но не только славяне!!!
Часть праславян, безусловно, стала участниками военных кампаний этнической «солянки» гуннов, а через век – неких их наследников. То есть в 5-6 веках группа наших пращуров явилась федератом нескольких небольших «империй» так называемых «протоболгар». Болгарий (Булгарий) изначально было 10 – на пространстве от Урала до Балкан и от Черного моря до западного поворота Волги. Об этом говорят очень схожие артефакты, найденные в разных археологических экспедициях, исследования лингвистов и этнографов (которые находят общего предка, присматриваясь к потомкам). Частью протоболгар могли быть савиры (они же сувары). От этнонима мог произойти восточнославянский микроэтноним «северяне». Сумщина, Черниговщина, Белгородщина, Курщина и часть Брянщины ранее звались СЕВЕРщиной в честь названного только что союза племен, не спешивших стать Древней Русью. Протобулгарский язык, получивший в будущем роль одной из основ чувашского и источником многих корней татарского, несправедливо именуют древнетюркским. Просто дети носителей позже растворились в тюрках!
Скорее всего, сами протобулгары никогда себя «болгарами» или «булгарами» не называли. Это обобщающий экзоэтноним (прозвище от соседей). БУЛГ (БОЛГ, ВОЛГ) намекает, по словам разных этимологов, на разные феномены. 1. На смешанный состав просторных протобулгарских локаций («булга» могло образоваться или от греко-римского «вольгар/вульгар», или от тюркского «бурда»/«бурта»). Семантика обоих древних терминов: «толпа», людская помесь в значении перемешанных жидкостей, «всяка муть». Отсюда же, к примеру, термин БУРТАсы. 2. На БОЛьшой людской состав и ВЕЛичие данного альянса (на ИЕ-языках БОЛ/БЕЛ/ВЕЛ/УЭЛ – «большой, здоровый и сильный»). 3. На число «5» (старое тюркское БУЛ: союз племен состоял из кутригуров, утигуров, савиров (суваров), уногундуров (оногуров) и барсилов. 4. Те этимологи, кто наивнее, видят в корне гидроним Волга (но сам гидроним происходит якобы от праславянского термина «влага», а славян во времена булгарского владычества в Поволжье попросту не было, они появились лишь при потомках волго-камской ветви болгар – при жителях Волжского Булгара).
По предположению профессора МГУ Алексея Смирнова, протобулгары по генам – позднейшие сарматы. Ведь лишь часть сарматов вошла в состав алан. Другая часть связала свою судьбу с первыми в Европе тюрками. Эти начали переходить на тюркский язык. Начальная фаза перехода и есть язык булгарский. Именно его любят именовать «древнетюркским». От себя лишь добавлю, что последние сарматы в гуннскую эпоху (до появления тюрок) могли взаимодействовать с более старыми кочевыми общностями, тоже являющимися предками людей алтайской языковой семьи. Например, авары не признаны тюрками – исследователи китайских «грамот» нашли в них жужаней. Ученым еще предстоит получше уточнить, кто такие савиры и кто такие акациры из хроник II-V вв. Поэтому не стоить думать, что общие понятия у чувашей, болгар, гагаузов, а также восточнославянских, тюркских и некоторых северокавказских народов – результат внутриордынских взаимодействий. Та еще глупость. Все «общие» слова идут еще из эпохи булгар. А сами корни слов, как вы уже знаете, вообще имеют ностратическое происхождение. Мы едины. И еще. Нет больше надобности происхождение того или иного «степного» слова в родной речи приписывать печенегам и кипчакам (чистокровным тюркам). Те пришли в Европу лишь в X-XI веках и сами впитали много «своих» понятий на землях разгромленного многонационального эля Хазар.
Характерно, что именно в 5 столетии (в самом начале эпохи протоболгар), лингвисты указывают последнюю веху существования единого общего языка праславян. Далее он делится. Сначала на говоры и диалекты, а затем уже и на отдельные языки. Это очень важное наблюдение. Отметьте.
Далее 2 подраздела о древних этносах, слов которых в русском языке обнаруживается больше.
Готы
Базовая лексика нашей родной речи представлена понятиями, в буквальном смысле созвучными лексемам из готского глоссария. Более всего доказательств исследователи могучего русского находят в наших южных диалектах (восточной части «малоросских», «казацких» и в курском говоре). Дело в том, что часть венетов, уйдя на юг, перемешалась как с неврами, так и с частью Ойума. А он – многонациональная империя, образованная готскими королями. Здесь кроме венетов и готов оказались роксоланы и геты, не раз упоминаемые некими античными хронистами.
Историк Максим Жих видит Волынь зоной первых контактов праславян с готами. Не всегда добрых… Он, опираясь на изречения Кассиодора Сенатора, применительно к эпохе контакта обнаружил готов в гетах! Этим грешат многие интерпретаторы античных текстов. Но готы это готы, а геты это геты. Что касается готов (союза племен уже германского происхождения), то из их языка в старые русские диалекты могли попасть «хлеб» («хлаифс»), «котел» («катилс»), «мытарь» («мотареис»), «смоква» («смакка»). Говорю о влиянии гетов и готов. Но, конечно, у венетов было свое обозначение хлеба, котла, козьей ивы и просеки. Но первый славянский язык формировался не только из лексикона венетов. Отметьте и это, дабы не возмущаться тому, что прочитаете далее.
Поздние сарматы и аланы
В дальнейшем вы увидите, что часть лексической базы русского языка (и в этом случае уже не только южных наречий) имеет в качестве «ядра» слова, более всего схожие с лексемами последних ираноязычных народов степи. Яссов (позже растворились в венграх). Аланов Кавказа (часть языка осетин от них). И поздних сарматов. По моему личному мнению, именно последних арабские купцы и путешественники, описывающие города и торжища Хазарии, именовали «арса».
Если взять конкретно ясский и осетинский языки, то многие важнейшие слова произносятся «один в один» со словами русскими (если и не современными, то из более старых временных пластов). «Тай» – «таяние», «аз» – «я» (в древности и у наших предков это местоимение звучало так же), «дон» – «вода» (сравните с нашими «дно», «Дон», «Донец (Северский)», «Днепр», «Днестр»), «дас» – «десять», «кад» – «куда», «ном» – «имя или название» (сравните с нашим «НОМер»), «радта» – «дать что-то» (по сути, обРАДовать), «да» – «пусть», «ФЕД» – «хорошо видеть» (ВЕДать). Но, главное – «ХОРз» обозначает у потомков аланов и сегодня фактически все самое ХОРошее. Разговор еще коснется аланских или сарматских заимствований периода сложения первых славян.
Где появились славяне исторические?
В. Седов в «Происхождении и ранней истории славян» перечисляет все известные ему гипотезы славянской прародины. Все они помещают наших предков на пространстве от Дуная аж до Азии.