bannerbanner
Быть!
Быть!

Полная версия

Быть!

Язык: Русский
Год издания: 2019
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 5

15

Великий Сибирский Ледяной поход – так назвали одно из самых драматичных событий в истории белого движения – отступление армии Колчака.

В тяжелейших условиях было пройдено не менее 2000 километров: от Омска до Красноярска, от Красноярска по Енисею и реке Кан до Канска, и оттуда до озера Байкал. Поход продолжался с ноября 1919 года до февраля 1920 года.

16

Сибирская армия – создана в июне 1918 года в Ново-Николаевске по распоряжению Временного Сибирского правительства под наименованием «Западно-Сибирская добровольческая армия», с конца июля 1918 года – Сибирская добровольческая армия (Сибирская армия). В июне – декабре 1918 года штаб Сибирской армии одновременно исполнял функции штаба всех белых сил Сибири.

17

Григорий Михайлович Семёнов (13 (25) сентября 1890 – 30 августа 1946) – казачий атаман, деятель Белого движения в Забайкалье и на Дальнем Востоке, генерал-лейтенант Белой армии.

«Опираясь на японские штыки, атаман Семенов объявил себя вождем казачества в Забайкалье и поставил своей целью уничтожение Советской власти в этом крае. С этого времени он открыл счет своим кровавым делам.

29 января 1918 года под покровом ночи Семенов во главе своей банды перешел границу возле станции Маньчжурия и сразу учинил кровавую расправу над рабочей дружиной и членами местного Совета.

Его изуверские действия, которые он совершал настолько спокойно и обычно, как будто срезал кочан капусты или вырывал куст картошки, характеризует разговор, состоявшийся по телефону между ним и работником Читинского Совета.

– Что произошло на станции Маньчжурия?

– Ничего. Все стало спокойно. Ваши красногвардейцы и советчики мне уже не мешают.

– Как это понять? Вы их расстреляли?

– Нет. Я их не расстрелял. У меня патроны ценятся очень дорого. Я их повесил.

Вагон с трупами Семенов приказал начальнику станции отправить в Читу для устрашения большевиков.

Где бы ни появлялись банды Семенова, везде они оставляли трупы и пожарища. С особым садизмом расправлялся с неугодными ему людьми атаман Семенов в станице Дурулгуевской, где он родился и знал настроения каждого жителя – здесь он распоряжался, как известный средневековый монгольский полководец хромой Тимур: кого вешал, кого запарывал нагайками.

Продвигаясь к Чите, семеновские банды захватили станции Борзя и Оловянную. И здесь они оставили после себя десятки расстрелянных и повешенных.

Белогвардейские части под командованием Семенова, Бакшеева и Власьевского, оснащенные японским оружием, на протяжении нескольких лет вели активную борьбу против Красной Армии и партизанских отрядов. В захваченных районах они грабили население, проводили насильственную мобилизацию в свою армию, сжигали деревни за сочувствие жителей Советской власти. Семенов и его подручные вместе с японскими оккупантами несут ответственность за убийство руководителя партизанского движения на Дальнем Востоке Сергея Лазо.

О тяжких преступлениях, совершенных отрядами атамана Семенова, свидетельствуют документы, сохранившиеся в государственном архиве Читинской области.

Акшинский уездный комиссар в рапорте от 27 декабря 1918 года доносил забайкальскому областному комиссару Временного правительства об убийствах, грабежах и насилиях «семеновцев» в Акштшском уезде. В рапорте указывалось, что по прибытии в город Акту особого экспедиционного отряда под командой штаб-ротмистра Тонкова последний затребовал от уездной следственной комиссии списки лиц, служивших в Красной Армии как добровольно, так и призванных в нее. Затем включенные в этот список были доставлены в караульную комнату, где семеновцы пороли их нагайками. Некоторые получили до двухсот ударов и, по существу, были изувечены. После пьяных оргий хватали первых попавшихся на глаза мужчин, рубили шашками просто для потехи. Были случаи изнасилования женщин. У местного населения реквизировали все подряд: продукты, лошадей, упряжь.

9 мая 1919 года третьим Войсковым кругом Г. М. Семёнов избран войсковым атаманом Забайкальского казачьего войска. По соглашению с атаманами Амурским и Уссурийским он принял должность Походного атамана Забайкальцев, Амурцев и Уссурийцев со штабом на станции Даурия Забайкальской железной дороги.

Приказом А. В. Колчака от 25 мая 1919 года № 136 Г. М. Семёнов назначен командиром 6-го Восточно-Сибирского армейского корпуса, в который по приказу Колчака № 470 была переформирована Отдельная Восточно-Сибирская армия, входившие в которую корпуса стали дивизиями.

18 июля Семёнов был назначен помощником главного начальника Приамурского края и помощником командующего войсками Приамурского военного округа с производством в генерал-майоры, 23 декабря – командующим войсками Иркутского, Забайкальского и Приамурского военных округов на правах главнокомандующего армиями с производством в генерал-лейтенанты.

Число лиц, казнённых семёновцами в Забайкалье, неизвестно. Наиболее крупные места заключения располагались на станции Даурия, где были расквартированы войска номинально подчинявшегося Семёнову барона Унгерна, и Маккавеево, где командовал А. И. Тирбах. В Кяхте семёновцами был организован застенок, в который свозились для физического истребления неблагонадёжные из Западной Сибири и Дальнего Востока. Считается, что только в городской тюрьме было уничтожено свыше 1500 человек. 1 и 5 января 1920 года было расстреляно 481 человек. Отличались жестокостью казаки отрядов Семёнова, возглавляемые генералами Тирбахом, Унгерном, а также карательные отряды Чистохина и Филыпина. Л. Ф. Власьевский (бывший начальник личной канцелярии атамана Семёнова и затем начальник казачьего отдела штаба Дальневосточной армии Семёнова):

«Об Унгерне ходили легенды. Он был очень жесток. Не щадил ни женщин, ни детей. По его приказанию уничтожалось население целых деревень. И сам он лично с наслаждением расстреливал обречённых на смерть. Таким же жестоким был и начальник особой карательной дивизии семёновской армии генерал Тирбах. Штаб его дивизии находился в местечке Маккавеево. Там Тирбах и вершил свой скорый и страшный суд. Однажды насильственно мобилизованные казаки, не желая служить Семёнову, убили своих офицеров, и перешли к партизанам. Вскоре в их станицу прибыл отряд Чистохина. Были собраны все старики. Их запрягли в сани и приказали везти убитых офицеров на кладбище. Там стариков расстреляли, а станицу сожгли».

Сам Семёнов относился к этому так:

«…в условиях зарождавшейся гражданской войны, всякая мягкотелость и гуманность должны быть отброшены».

После расстрела А. В. Колчака Забайкалье на период с января по ноябрь 1920 года стало последним оплотом Белого движения в Сибири. В начале 1920 года генерал-лейтенант Г. М. Семёнов возглавил читинское Правительство Российской восточной окраины».

«В конце мая 1921 года Семёнов встречается в Японии с бывшим военным агентом (атташе) Российской Империи в Японии генералом М. П. Подтягиным и послом Д. И. Абрикосовым. Предъявляет требование передачи ему денег и золота, предназначавшихся на закупку снаряжения для армии Колчака и его отрядов в Забайкалье, но получает только 338 тысяч иен. После этого Семёнов на пароходе отправляется во Владивосток, с надеждой возглавить войска Приамурского земского края, в которых служило много казаков из Забайкалья. Но в порту Владивостока казаки узнают его, припоминают ему бегство из Читы и даже не дают возможности сойти на берег».

Автор текста: Н. Ф. Чистяков «Военная Литература».

18

Дальневосточная армия – войсковое соединение казачьих и белоповстанческих частей на Дальнем Востоке (20 февраля 1920 г. – 12 сентября 1921 г.), сформирована бывшим атаманом Забайкальского казачьего войска генерал-лейтенантом Г. М. Семёновым из трёх корпусов войск Восточного фронта, под командованием которого принимала активное участие в боях с Народно-революционной армией Дальневосточной Республики и красными партизанами в Забайкалье с апреля по октябрь 1920 г., создав так называемую «Читинскую пробку». Достигла максимальной численности осенью 1920 г. – 29 тысяч человек. В ноябре 1920 г. Дальневосточная армия перебазировалась в Приморье, где продолжала борьбу до ноября 1922 года.

19

Новое здание железнодорожного вокзала станции «Куаньчэнцзы» построено по проекту японского архитектора Аоки Кикудзиро, его строительство закончено в 1921 году.

20

Кан (кит. трад. , пиньинь: kàng; маньчжурский: nahan), – китайская печь-кровать. Традиционная система отопления в крестьянских домах северного Китая и Кореи. Типичный кан представлял собой широкую кирпичную или глиняную лежанку, внутри которой по специально проведенным каналам проходил горячий воздух от печи, одновременно являясь дымоходом. Печь, находившаяся у одного из концов лежанки, служила также и для приготовления пищи.

21

«Паря» – типичное обращение, распространенное среди русских эмигрантов тех времён.

22

СОЛНЦЕ ВСХОДИТ И ЗАХОДИТ – 1880-е годы

(Слова и музыка неизвестных авторов. Исполняется на мотив народной песни "Черный ворон".)

Солнце всходит и заходит,

А в тюрьме моей темно.

Дни и ночи часовые, да, э-эх!

Стерегут мое окно.

Как хотите стерегите,

Я и так не убегу,

Мне и хочется на волю, да, э-эх!

Цепь порвать я не могу.

Ах вы, цепи, мои цепи!

Вы железны сторожа!

Не сорвать мне, не порвать мне, да, э-эх!

Истомилась вся душа!

Солнца луч уж не заглянет,

Птиц не слышны голоса,

Как цветок, и сердце вянет, да э-эх!

Не глядели бы глаза.

Известна версия этой песни на русско-китайском пиджине (он же кяхтинский или маймачинский), который служил средством межнационального общения на русско-китайской границе с XVIII века и в 1940-е вышел из активного употребления.

Сонца юла и миюла,

Чега фанза бушанго,

Караула сыпила юла,

Мая фангули акыно.

(Солнце есть и нет,

Это жилище плохое,

Караул уснул,

Я разбил окно).

23

«Ходя» – китаец.

24

Жюль Габриэль Верн – д.р. 8 февраля 1828 – 24 марта д.с.

25

Даниэль Дефо – г.р. 1660 – 1731 г.с.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
5 из 5