bannerbanner
Зависимость
Зависимость

Полная версия

Зависимость

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 8

Добродетели и страсти как звенья цепи: если тянешь одно звено – тянешь всю цепь[59]. Если борешься с алкоголем или наркотиками, интимным хаосом, но при этом ни с того ни с сего осуждаешь и ругаешь людей – ты активизируешь внутренний хаос. Потом, на фоне этого, тебе где-то захочется употребить. Если ты пока не в силах совладать со своими главными страстями, но учишься хотя бы в чём-то одерживать верх над хаотичными желаниями – ты притягиваешь к себе добродетель, которая однажды поможет тебе победить большую страсть…

«Стать настоящим рок-н-рольщиком»: История «человека из ванной»

В качестве примера выхода из зависимого поведения можно привести историю одного молодого человека, о котором (с его разрешения) часто упоминается в беседах и некоторых текстах.


В беседах этот молодой человек фигурирует как «человек из ванной». Так он был назван кем-то из слушателей по следующей причине. Когда он играл по-крупному (речь идёт не о казино, а о «игре», как жизни на широкую ногу, жизни по страстям), он останавливался в гостиницах и, приходя в номер, ложился в ванну, потому что из-за алкогольного и наркотического опьянения у него возникали приступы тошноты, а ему не хотелось пачкать кровать в номере.

Когда он просыпался в ванной (своё пробуждение он описывал первыми кадрами из фильма «99 франков») с лужей своих извержений на груди, он считал, что день удался. Но однажды, проснувшись, он испытал чувство некой мерзости к себе и подумал, что это из-за пятна извержений на нем. Встав под душ, он начал мыться, но скоро обнаружилось, что чувство мерзости не смывалось. Тогда он стал тереться мочалкой, но и это не помогало. Кстати, одна девушка, не вовлекавшаяся в опыт зависимого поведения, но состоявшая в специфических отношениях с мужчиной гораздо старше её (от этих отношений она страдала, потому что её втягивали в какие-то дикие взаимодействия), рассказывала, что у неё было похожее состояние. Она по многу раз в день мылась, мыла руки, но не могла отмыться от чувства грязи.

См также дополнительно:


http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2128/

Главу «О молитве. Постскриптум к третьей части. Дополнительные источники» из текста «Родители и дети», часть 3 «Уважение за уважение…» [90]


http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1896/

Историю в главе «"Конец игры": Рассказ студента» из четвертой части статьи «Обращение к полноте: Становление личности как путь преодоления зависимого поведения». Отдельное название части «Обращение к полноте и целостный взгляд на человека». [91]


https://disk.yandex.ru/d/66a-WcK83Rr6vR

Беседу 5. Связанность страстей между собой. Образ играющего. Преодолеть не тягу к игре, а игрока в себе, иначе вместо игры – другое. В сердце Yess или Авва Отче [92]


https://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2243/

Часть 1.3 текста «Доминанта жизни и самоубийство». [93], главы «"Человек из ванной" – о Джеке Лондоне»


Когда «человек из ванной» понял, что мерзость не оттирается, у него началась паника, он не знал, как относиться к ней. И однажды в 4 утра ему позвонил друг и спросил, не испытывал ли он чувство мерзости к самому себе. И тогда они оба поняли, что находятся на одной волне. Позвонивший друг сказал: «Может быть, мы пойдём в каком-нибудь храме помоем пол, может быть, нас простят?». Кто-то из друзей предложил чувство паники снять кокаином, но молодой человек понимал, что если он сейчас это сделает, то этим нанесёт последний удар себе. Своё состояние он описал кадрами из фильма о футбольных фанатах, где одного фаната избили, и, когда он стоял на коленях, его голову подняли за волосы и ударили ему по лицу кирпичом. И молодой человек понимал, что если в этом состоянии он снова уйдёт в загул, то он нанесёт себе последний удар кирпичом по лицу.

Он приехал на Соловки. В детстве когда-то он ходил в храм, даже алтарничал, то есть помогал при службе. Бывает, что дети растут как ангелочки, но, вырастая, становятся хулиганами.

Некоторые советы родителям о том, как, прививая своим детям веру, избежать таких последствий, приводятся в цикле бесед «Родители и дети. Воспитание», в частности, в пунктах 8 9 (можно найти в Интернете поиском по названию):

8.1. Принципы воспитания, бесед. Мальчики, папы. Капризы. Причащение. Не отрыв, а развитие. Девочки

8.2. Дети – госпитализация. Экран, сладкое. Фильм Игра Эндера. Учить думать. Вера, воспитание – 2 взгляда

8.3. Дети – престижные вузы. Принципы, опора. Вера, воспитание. Готовность заметить. Развитие родителей

9.1. ДЕТИ – Два взгляда на среду, уникальность, образование. Любознание. Игра и жизнь. Вера и развитие

9.2. ДЕТИ – религия и воспитание. Конфликтный ребёнок.

Научить видеть грань, дать опору. Разочарование

9.3. ДЕТИ – ещё о принципах. Аутизация. Трудность – в задачу. Коля Красоткин. Кризис, выход. Навык, труд

9.4. ДЕТИ – Вера, воспитание. Не задушить, а преобразить инстинкты. Пост. Навык, труд. Закрыт от мира

Мама его говорила с сожалением, что ничего не может с ним поделать, но священник, с которым она советовалась, говорил, что из больших хулиганов вырастают большие праведники. Потому что у них есть огонь, и этот огонь они могут перевести в конструктивное русло, как это произошло, например, с равноапостольным князем Владимиром. Вначале широта его души уходила в какие-то нецеломудренные взаимодействия, но потом, после обращения в христианство, широта его души перенаправилась в благотворительность.

Когда этот молодой человек приехал на Соловки, он был направлен на послушание на кухню – мыть посуду. Это было не то, чего он ожидал. Некоторые люди ожидают сами не зная чего по приезде в монастырь. На том послушании, которое даётся, человек вступает в борьбу с собой. Кстати, один в прошлом зависимый человек также говорил, что на этом послушании он начал учиться молиться. То есть когда внутри тебя всё рвётся и хочется всё бросить и уйти, когда тебе хочется кинуться на людей, которые тебе дают какие-то советы, ты начинаешь молиться: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» (можно, по совету одного из оптинских старцев, когда имеешь плохие мысли против кого-то, Иисусову молитву заканчивать на «нас» – «помилуй нас», то есть – молящийся имеет в виду себя и того, против которого у него злые мысли). И ты чувствуешь, как от тебя отступает ярость, и начинаешь молиться за людей, которые дают советы, транслируют ЦУ (ценные указания) и вообще иногда активно вмешиваются словами в твой рабочий процесс. А советы, может быть, и не такие страшные и непонятные, как кажется на первый взгляд. Но, когда ты находишься в состоянии раздражения и по обострённым нервам всё случающееся тебя бьёт, всё ложится на твою израненную страстями и опытом употребления психику, хочется кричать. Но здесь, учась преодолевать себя, ты начинаешь исцеляться от своей страсти с Божией помощью.

Конечно, не всякая трудотерапия помогает. Важно учесть, что если человека окружают люди, в принципе настроенные к нему положительно – конечно, кто-то что-то говорит, но в целом люди стараются поступать по-евангельски, явно не грубить – то трудовая деятельность среди таких людей может вывести к конструктиву. Если же человека окружают люди безразличные к нему, если он просто грузит ящики в каком-то супермаркете по наставлению людей, которые называют это трудотерапией, то под сомнением эффект от такой трудотерапии. Надо учесть всё-таки, что на Соловках молодой человек мог ходить на исповедь, советоваться по духовным вопросам с теми, к кому он ощущал доверие.

Примечательно, что, когда он хотел уехать и всё бросить, в монастыре ему помог остаться его папа, человек неверующий. Он сказал ему дельные слова: «Сынок, ты, конечно, можешь поджав хвост отсюда уехать, но ты всю жизнь будешь вспоминать, как ты сдрейфил». И поэтому молодой человек решил остаться и уехать не тогда, когда его подмывает убежать, а тогда, когда он справится со своим желанием сбежать.

Через некоторое время в нём открылась духовная жизнь, он увидел, как люди общаются друг с другом, он увидел, что возможно общение не только на основании денег и каких-то интересов, а на основании любви. И он ощутил полноту новой жизни.

Нужно сказать, что раньше молодой человек издевался над людьми: например, в супермаркете просто ради забавы подходил к охраннику и, указывая на человека, который стоял на кассе с большой тележкой, говорил, что этот человек – вор. Человека начинали «раскладывать» на кассе, обыскивать, хотя, может быть, он спешил. А молодой человек потешался. Но со временем ему стало не смешно, потому что он понял, что издёвки над другими настолько деформируют его изнутри, что «в топку» пошли его близкие. То есть он начал таким же образом вести себя уже против самых близких. Плюс ко всему у него развились панические атаки.

Про панические атаки:


https://solovki-monastyr.ru/abba-page/voprosy-k-pastyryu-3/384/

Ответ «Панические атаки». [94]

Беседа «Борьба с привычками, с которыми мы не в силах справиться».

1:55:34 В:. Панические атаки. Как преодолеть? О: Не все мысли принимать, даже благие. Найти предпосылки такого состояния в своей жизни. Паническая атака может быть сигналом человеку или предохранителем.


https://solovki-monastyr.ru/abba-page…

Беседы: «Преодоление отчуждения. Часть 2», раздел о панических атаках [95] Варианты происхождения: медицинский, инфернальный, человеческий. Культура мысли


http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2077/

Часть 2.1 текста «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты», главу «Травматический опыт, доминанта и панические атаки (кратко)». [96]


Иногда случался панический приступ в отношении того, что он будто бы что-то забыл дома выключить. Поэтому, уходя из дома, он снимал на видео ручки от газовой плиты и всё прочее, что могло быть включено или выключено. Когда у него случался панический приступ, он по видео проверял, выключил ли он всё, что должно быть выключено.

А через некоторое время жизни в монастыре он успокоился и вернулся домой с чётким решением никого не обманывать и стараться жить по заповедям. Хотя у него не получалось бросить курить, но он осознавал своё курение следующим образом: он человек, у которого не получается бросить курить, но он в этом кается Богу. Может быть, он не ходил слишком часто в храм и не говорил какие-то слова, указывающие на его православное мировоззрение, но он решил каждый свой поступок соотносить с заповедями. Однажды, когда его попросили провести выходные с парализованным родственником, он возмущался, но всё-таки поехал ухаживать за ним. Ведь он понимал, что он как человек, тоже имеющий недостатки, может рассчитывать на Божественное милосердие, если при этом он это милосердие проявляет к другим. Если же он это милосердие не оказывает, он уже не может и не имеет права рассчитывать на помощь Божию по отношению к себе. И, хотя и возмущаясь, он всё-таки поехал.

Когда он вернулся из монастыря, одна родственница предложила ему за встречу выпить бокальчик вина. Хотя он раньше очень любил состояние опьянения – видимо, опьянение освобождало его от мыслей, которые его тяготили, – но тут он почувствовал себя плохо. Только что он ощущал полноту этого мира, Бога, только что он любил людей, и вдруг это всё от него сокрылось, и он, по его собственному выражению, как дурак, сидел и ждал, пока из него выветрится этот бокал вина. Он даже стал своего рода миссионером среди друзей. Он специально не проповедовал, просто жил по заповедям и, используя ту систему понятий, в которой он рос, доходчиво объяснял своим друзьям, как надо жить. Однажды один товарищ сказал ему, что друзья подарили ему абонемент в место, где происходят нецеломудренные взаимодействия. На что «человек из ванной» спросил его: «Тебя мать, что ли, для этого родила?». И это было сказано таким образом, что его товарищ прослезился. Или вот однажды, когда он пошёл в клуб с друзьями на мероприятие (просто так он по клубах перестал ходить, мог посетить клуб, если у кого-то был день рождения, например). Кто-то из компании, потирая руки, сказал: «А чё? Может, экстази возьмём?» На это «человек из ванной» ответил так: «Сейчас – четыре утра, пока возьмём, пока «вставит» – будет уже полшестого. В шесть клуб закроется, и мы будем стоять на улице, и нас будет на улице «тащить», – невесёлая перспектива». Как-то настолько чётко это было сказано, что вопрос об экстази отпал.

Когда он работал на своём первом месте работы, денег ему платили немного, но он решил: сколько бы ему ни платили, ни к кому не лезть в карман. И примечательно, что многие люди захотели иметь с ним дело. Через некоторое время у него появились обширные связи, он занялся строительством. Причём он рассказывал, что стройка – это такая штука, что тебе, например, нужно проложить трубу, и пришли люди, которые выкопали траншею для трубы, но трубу не привезли, а уже пришли другие люди, которые должны эту трубу закопать, и сейчас подъедут люди, которые должны сверху положить асфальт, а трубы всё нет – вся цепочка рушится. Но когда он начал по силам своим молиться, то все подобные моменты стали каким-то образом срастаться сами собой, хотя моментов, которые нужно было срастить, иногда было столько, что телефон «раскалялся».

Когда он стал читать по главе Евангелия на ночь, он заметил, что панические атаки прошли. Как-то он закрутился на работе и перестал читать главу Евангелия на ночь, и однажды ему показалось, что в дом заполз таракан, и, ловя его, он свернул металлическую дверь. Понятно, что дело было не в таракане. Тогда он понял, что пора возвращаться к чтению Евангелия.

Он был симпатичным, и многие девушки давали ему телефоны и делали различные предложения. Но он для себя решил, что у него либо будет всё по-настоящему, либо не будет никак. Однажды он познакомился с девушкой, и так всё пошло, что они даже легли вместе спать, но он нашёл в себе силы уйти. Он решил её проверить, прикинулся простачком, и она выдала себя, сказав, что, когда он ей даст свою карточку, она даст ему всё остальное. И он решил ждать, чтобы было всё по-настоящему, чтобы всё было по Божьему.

Однажды, когда после нескольких лет работы у него всё-таки выдался отпуск, разные друзья предлагали ему разные варианты, куда поехать, где отдохнуть «по полной программе». Но он решил поехать в Иерусалим. Кстати, в Иерусалиме он решил сознательно не смотреть видео, какие сыплются на тебя, стоит войти в мессенджер, и обнаружил, сколько сил у него появилось. Он сам для себя понял, что раньше сил не было, потому что он постоянно смотрел какие-то ролики. Мозг, как ему думалось, пытался их совместить в какую-то цельную картину, но это было трудно, потому что ролики короткие, во многих из них нет логики, а совместить их можно только в рамках цельной картины мира.

Иногда, если смотреть на них сквозь призму цельного мировоззрения, рождается понимание, что в этих роликах есть какие-то ошибки и смотреть их вообще не стоит. Но чтобы включать хаотизированные видео в поток цельного христианского мировоззрения (что-то взять, что-то отбросить, подвергнув обоснованной проверке), нужны время, опыт, серьёзные знания… ну и возникает вопрос: зачем? Одно дело – если тебя кто-то попросил посмотреть спорное видео и дать оценку, и другое – когда речь идёт просто о хаотичном потреблении контента.

И когда поток потребления был поставлен на паузу, наш герой ощутил, что мозг перестал перегружаться обработкой этой пустой информации, и он стал воспринимать окружающее. И окружающее стало восприниматься как нечто прекрасное, то есть хотелось жить, созерцать, радоваться. Раньше у него тоже был опыт информационного воздержания, и тогда, кстати, он за выходные перечитал столько, сколько не мог прочитать за очень длительный период. Когда он находился в монастыре и спросил священника, как ему стать человеком, тот помимо духовной литературы посоветовал ему читать классику: Гоголя, Достоевского, Гончарова. Кстати, прочитав роман Достоевского «Идиот», он плакал. Ему было жалко князя Мышкина, жалко, что всё так произошло, но он остался благодарен Достоевскому за то, что тот показал правду, показал, как оно бывает в жизни. Если бы Достоевский показал хэппи-энд, что после всего произошедшего Настасья Филипповна с Рогожиным отдыхают на Мальдивах, а князь Мышкин с Аглаей помирились и тоже живут неплохо, то это было бы ложью и введением читателя в заблуждение.

После Иерусалима он как-то само собой познакомился с девушкой. Причём познакомился в храме, хотя до этого он говорил, что никогда не будет знакомиться с девушками в храме, потому что ему православные девушки казались «жёсткими» особами. Но здесь они нашли друг друга: очень воспитанная девушка и молодой человек с таким пёстрым прошлым. Она – богатая натура, и он, возможно, научит её своей коммуникабельности и общительности, а она научит его созерцанию, вдумчивости и глубине.

Дела у него пошли хорошо, и многие люди стали доверять ему. Когда он пришёл ко Христу, его отрицательный опыт стал опытом положительным. То есть в жизни он видел много афер, много обмана. Причём, кстати, он никогда не обманывал людей на последние деньги, потому что, ещё живя вдали от Бога, он понимал, что всё возвращается. Поэтому он обманывал людей только на те деньги, которые сам был готов потерять, а потерять последнее он не был готов, поэтому на последнее никогда не обманывал.

У него раскрылся талант чувствовать ситуацию, чувствовать людей, уметь общаться с людьми трудными, с которыми ни у кого не получается общаться. Ему стали доверять важные проекты, диагностику компаний, в которые люди хотели инвестировать финансы. И вот, незадолго до выхода этой книги, её автор попросил этого человека дать совет человеку намного старше, которому уже за сорок, но который так же «играл по-крупному» по жизни. То есть, имея семью, жену, которая его любила, тем не менее он срывался в алкоголь, наркотики, во всякие моменты, которые здесь упоминать не стоит. То, что объяснялось людям, оказавшимся в положении, напоминающем положение «старшего игрока», то и стало содержанием бесед «Базовые принципы преодоления зависимого поведения»).

Предваряя слова молодого человека, можно прокомментировать его высказывание о фильме «Рок-н-рольщик» (2008). Он говорил, что в конце фильма человек, который употреблял наркотики и играл по жизни по-крупному, завязал с наркотиками и решил стать «настоящим рок-н-рольщиком». Хотя в фильме речь шла о том, что он решил стать похожим на Арчи, который был криминальным авторитетом, но в словах молодого человека, которые будут приведены ниже, этот эпизод обретает другое значение. Он упоминает этот эпизод в том смысле, что человек бросает свои аддиктивные активности и силы души направляет к главному. И тогда перед ним раскрывается бесконечная перспектива. И тогда он находит то, что искал.

Это похоже на то, о чём говорил Пётр Мамонов: он искал настоящего кайфа и тоже «играл по-крупному», и тоже, если можно так сказать, рок-н-роллил. Но, когда он пришёл к Православию, он понял, что нашёл тот «кайф», который искал.

«Блаженны милостивые…» – о чём идёт речь? О том, что, если человек не один раз совершит какой-то милосердный поступок, а через череду таких поступков станет милостивым, то милостивость станет качеством его натуры. Когда человек станет таким, он станет на ровном месте испытывать блаженство. И тогда зависимости, от которых человек страдал, станут восприниматься как неактуальные (подробнее об этом рассказывается в двух упомянутых выше беседах – «Базовые принципы преодоления зависимого поведения»).

Совет «человека из ванной» – старшему «игроку»

Этот диалог произошёл между автором книги и «человеком из ванной», история которого приводилась выше. Автор попросил героя дать совет из собственного опыта преодоления зависимости – «игроку», которому уже за сорок и который продолжает «играть по-крупному» (срываться в наркотики и алкоголь) несмотря на то, что у него есть семья и любящая жена. Этого «игрока» назовём N.


О том, как люди, подобные N. могут начать выбираться из той ситуации, в которой оказались, рассказывается, в частности, в некоторых текстах про «игру» (про игру – в широком смысле слова, а не только в смысле – игры в казино, хотя и этот вопрос тоже включён в тексты про «игру»):


http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2023/

Текст «Преодоление игрового механизма», часть 4. «Эротомания, игровой психоз и неконтролируемая приверженность». [97]


https://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2444/

Почти то же самое, только более простыми словами: «Игромания (суммируя сказанное в иных текстах и лекциях). Часть 1». [98]


Человек из ванной: в контексте разговора об N, мне вспоминается фильм «Рок-н-рольщик»[60]. Главный герой – тип, который торчал на крэке[61], всех подводил постоянно, вокруг из-за него какая-то проблема была серьёзная. Потом он прошёл реабилитацию, всё «разрулилось», и в финальной сцене его забирают из лечебницы и спрашивают, мол, кем ты будешь теперь? Он отвечает: «Я буду, как ты, дядя Арчи. Теперь я стану настоящим рок-н-рольщиком». А дядя Арчи – это серьёзный мужик: работа, дом, семья. Это к тому, что порой нам кажется, что вся эта жизнь «в игре» является полноценной, но на самом деле она несравнима с тем, как может быть хорошо.

Иером. Прокопий: Мы говорили с N о том, что страсти нужно не столько подавлять, сколько преображать, напитываться красотой, полнотой. Те движения души, которые задействованы в страстях, изначально даны нам Богом для чего-то. Просто эти движения души оторвались от первоначального Божьего замысла о них: например, стремление к цели, которое есть у игроков и которое, по идее, должно нас вести к чему-то хорошему, теперь ведёт нас к какой-то «дичи». И вроде игрок даже всё понимает, но в нём живёт эта страсть к игре… Уже, кстати, даже морщины пошли, скоро придётся «тряхнуть стариной» в прямом смысле этого слова.


См. подробнее «Преодоление игрового механизма (о игре в широком смысле слова)»:


http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2007/

Часть 1. «Игра и стимуляция». [99]


https://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1939/

«ТРИ СИЛЫ: Цель жизни и развязавшееся стремление к игре (казино, гонки, игра по жизни)». [100]


Принципиально, хвалиться здесь нечем, если человек «бросает фишку» (в глобальном плане) только раз в месяц. Он также идёт вниз, ко дну, как и тот, кто «играет по-крупному» на постоянной основе. Ещё классик отечественной психиатрии П. Б. Ганнушкин писал о психопатии (а «игра» в широком смысле слова близка к тому, что он писал о психопатии), что «принципиально несущественно, сказывается ли в этих случаях болезненный процесс явлениями резкими, яркими или лишь крайне слабыми, идёт ли он быстро или медленно, даёт ли остановку в своём течении, или всё время прогрессирует»[62].

Человек из ванной: Бабушка шутит, что ему уже прогулы на кладбище ставят, а он всё ещё пытается сыграть в молодого игрока. Шрамы от «игры» всегда видны: волосы выпали, зубы все поменяны, кожа дряблая… Даже по внешности такого человека понятно, что человек играл и ставил крупно. Товарищи мои по работе, кому уже лет по сорок – сорок пять и кто всё ещё в игре, они, во-первых, всё ещё несчастны, во-вторых, такая жизнь всё равно ведёт к каким-то последствиям, и лучше до этих последствий не доводить. Просто по молодости ты ещё что-то «вывозишь», что-то по неведению Господь покрывает, но каждый раз, уходя в игру, можно столкнуться с такими проблемами, которые не разгрести. Не факт, что в очередной раз получится пройти через то, через что проходил раньше.

На страницу:
6 из 8