Полная версия
Зависимость
Часть II. Две истории (МУЖСКАЯ И ЖЕНСКАЯ), по которым комментируются основные принципы преодоления зависимого поведения.
В данном разделе приводятся две истории (мужская и женская), в которых зримо воплощаются базовые принципы преодоления зависимого поведения, описанные в книге «Преодоление зависимого поведения: зависимым и их близким (родственникам, педагогам)».
https://radiovera.ru/preodolenie-zavisimostej-ieromonah-prokopij-pashhenko.html
Если совсем кратко, то основная суть книги передана в интервью, записанном на радио «Вера». «"Преодоление зависимостей". Иеромонах Прокопий (Пащенко)». [68]
Приводимые в данном разделе две истории и комментарии к ним являются иллюстрацией к теоретическим положениям, описанным в первом разделе текста «Концепция материалов о преодолении зависимого поведения… (название первого раздела – «Правильно ли рассматривать зависимость как био-психо-социо-духовную проблему?»)
Слово для зависимых
Выйти из зависимого поведения очень сложно. Нужно учесть, что многие люди пребывают в заблуждении относительно того, что они смогут это сделать самостоятельно. Да, выйти самостоятельно из зависимости – возможно, но при условии, что ты меняешься как человек. В данном смысле под заблуждением понимается та установка, при которой человек надеется, что с зависимостью он справится просто потому, что он такой «классный». При этом он живёт, как жил, ничего особо не меняя. И думая при этом, что зависимость от алкоголя / наркотиков уйдёт сама собой.
Надо помнить, что опыт наркотической зависимости – чистая сублимированная гордость, и поэтому, когда человек пытается преодолеть зависимость путём различных тренингов, в которых он прокачивает себя, «великолепного и всемогущего», то основная предпосылка, толкающая к зависимости, только усиливается. Гордый человек зациклен на собственных переживаниях; другие люди воспринимаются им как далёкие, окружающий мир – как нереальный. Мысль в отношении того, что опыт, рождающийся вследствие употребления ПАВ, соотносится с идеей фиксации на собственной персоне, сформулировал митрополит Антоний Сурожский.
О словах митрополита Антония Сурожского, а также о том, что наркозависимость ассоциируется с гордостью, понимаемой как фиксация на собственных ощущениях см. в тексте «ОБРАЩЕНИЕ К ПОЛНОТЕ. Становление личности как путь преодоления зависимого поведения» [49].
https://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2351/
См. также: ЧАСТЬ 2. «Образ жизни, противостоящий зависимому поведению. Через любовь вырваться из замкнутости». [69] (Гордость проявляется не только как мания величия; человек, находящийся в уничижённом положении, может тоже сползать в гордость, если закольцовывается на мысли лишь о собственном уничижённом положении[53]).
Поэтому основа выхода из наркотической зависимости – формирование способности абстрагироваться от фиксации на собственных ощущениях. Они бесконечно дороги для наркомана, то есть ему важно, где достать вещество, где взять деньги на вещество, и чтобы люди, с которыми ему комфортно быть, не заметили его употребления.
В отношении алкогольной зависимости, не выделяя сейчас эту мысль как единственную, – можно сказать, что противоядием к ней является трезвение. Трезвение – дисциплина, описанная духовными авторами Православия. Она предполагает выстраивание определённого образа жизни и определённого образа мышления.
На основании которых человек понимает, что происходит внутри него. Он замечает, как в нём зарождаются мысли, толкающие его к реализации той или иной страсти, и он вовремя, пока они ещё не развились, их отсекает. Состояние трезвения предполагает ориентированность человека на высшее Благо. То есть предполагает не только набор интеллектуальных предпосылок, но и выстраивание определённых жизненных стратегий, вплоть до того, что у человека появляются определённые подходы и навыки поведения. Но не в смысле навыков, понимаемых как современные soft skills или компетенции. А понимаемых как выработанные качества души, как добродетели.
Про трезвение:
https://disk.yandex.ru/d/SqK7-JfjB6L6Ww
В цикле бесед «Разноголосица мыслей»: 1.3. Целостное выстраивание жизни, культура мысли – идеи св. отцов о трезвении. Бег, информация и трансформация сознания [70]
https://disk.yandex.ru/d/qTLi3j927JKUiw
1.4. Трезвение. Духовные авторы о внутренней тишине и целостном выстраивании жизни. Вера – активна [71]
https://disk.yandex.ru/d/-HtztBQJ-5JaCA
В цикле «Сектантское не только в сектах»: 11.1. В группе – в изменённое состояние сознания. Сопротивление – трезвение, любовь [72]
https://solovki-monastyr.ru/abba-page/narcomania/#_24
В цикле бесед «ТРИ СИЛЫ: Цель жизни и развязавшееся стремление к игре (казино, гонки, игра по жизни)». [73]
https://disk.yandex.ru/d/Bwa96fTV3WRQE2
17c. Сила мыслительная и идея трезвения. Увидеть замах. Гордость, отсутствие навыков соц. общения и неумение сдерживать себя [74]
https://disk.yandex.ru/d/Y1sp053HXspxhQ
19c. Трезвение – сопротивление хаосу. Прп. Максим Исповедник о трёх силах. Фиксация на страсти и открытие для хаоса [75]
https://solovki-monastyr.ru/abba-page/narcomania/#_32
В цикле бесед «Мозаика идей: штрихи к идеям, стремящимся встроиться в мировоззрение современного человека». [76]
https://disk.yandex.ru/d/K-jfzNv_VCTjYg
14a. Кратко об идеях, изложенных в 13a–13f. Отличие православной идеи трезвения от эзотерической идеи осознанности [77]
О базовых принципах преодоления зависимого поведения (базовых в отношении к материалам данной книги) рассказывается, к примеру, в трёх беседах цикла «Акценты к беседам о преодолении зависимого поведения» (если сузить вопрос до трёх бесед).
https://youtu.be/aPsbJwTG1YU
5.1. Базовые принципы преодоления зависимости. Тревога, мир души, свойства личности, жить без греха. [78]
https://youtu.be/BfGL4aQRumc
5.2. Базовые принципы преодоления зависимости. Борьба ради большего. Равновесие, если не получается. [79]
https://youtu.be/nHO8GaHUEwA
5.3. Базовые принципы преодоления зависимости. Скачки эмоций, полярные состояния, психическое нездоровье. [80]
Здесь можно привести фрагмент из одной беседы, и по нему можно отчасти судить и о всей книге.
…У одного автора, который писал на тему зависимости, была идея, что алкоголь возникает на пересечении отчаяния и тревожных мыслей[54].
Поэтому, чтобы бросить пить, человеку нужно разобраться с отдельными позициями, с которых сливаются ручейки в одно непереносимое внутреннее состояние. Если отчаяние – то по какому поводу? Ты будешь знать, что с ним делать, если разберёшься, с чем оно связано.
Иногда люди пьют просто потому, что у них очень много мыслей, которые хочется от себя отсечь. Почему эти мысли возникают?
Обратимся к святоотеческому учению. В трудах преподобного Исаака Сирина есть слова о трёх типах ведения. Ведение – это некая парадигма мышления.
На первом этапе находятся люди целиком рациональные и считающие, что нет промысла Божьего в мире, нет чего-то высшего над этой реальностью (слово 26 из его книги «Слова подвижнические»). Они вроде бы чувствуют себя бодрячком, никто им, мол, не указ. Но такие люди не могут освободиться от страха. Когда ты живёшь, пытаясь всё кругом проконтролировать, на каком-то этапе ты понимаешь, что движения глобальных рынков, заключение мира или развязывание войны не поддаются твоему контролю. Человек, который целиком и полностью рационалистичен, становится неспособным освободиться от страха. Он начинает бояться всего и на многое не может решиться.
На втором этапе – «базовая» вера, когда человек опытным путём узнаёт о присутствии Бога в его жизни. Такой человек узнаёт, например, об Евангельском призыве не заботиться о завтрашнем дне: «завтрашний день сам о себе позаботится». Это не призыв к бездеятельности и пассивности – ты работаешь, делаешь своё дело, но понимаешь: даже если у тебя будет суперинтеллект – ты не просчитаешь всех мелочей, твой мозг будет просто работать вхолостую. На каком-то этапе верующий человек понимает: «Как будет – так и будет. В завтрашнем дне Господь даст какое-то вразумление, Господь не оставит, если я буду поступать по совести», – и спит спокойно.
https://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2481/
О мыслях преподобного Исаака Сирина, а также о страхе и тревожности, применительно к теме преодоления зависимого поведения, см. в главе «Духовное – стержень; био, психо, социо – нанизываются на него» [81] из текста «Правильно ли рассматривать зависимость как био-психо-социодуховную проблему?»
На третьем этапе находится вера, которая развилась настолько, что человек может идти и в огонь, и в воду, как описано в словах 22 псалма: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной». Если человек фиксирован на себе, то если он заражён эгоизмом, гордостью, то тревожность становится с приставкой «гипер» (см. слово 79).
Если нет опоры на веру, на культуру и человек сталкивается с тревожностью, – он не может осмыслить её истоков, начинает рассматривать её только с помощью биологии, поведенческих механизмов. У тревожного человека, как ему могут сказать на приёме у человека в белом халате, определённая комбинация в процентном соотношении нейромедиаторов, серотонина – меньше, дофамина – меньше. Человеку диагностируют эту нехватку, но отчего она случилась? Ответ на этот вопрос выпадает, найти причину так и не получается. Опираясь на биологию, рассматривают само следствие, упуская из внимания причину, а она коренится в образе жизни.
Если образ жизни идёт вразрез с духовными законами, то тогда всё нутро человека говорит ему о том, что он идёт не туда. Вот и – нехватка дофамина, с помощью этого инструмента организм пытается достучаться до человека. Серотонин не является гормоном радости, как о том говорят нередко, задача серотонина – торможение центра негативных эмоций. Соответственно, там, где ставится вопрос о нехватке серотонина, этот вопрос можно переформулировать. Не – «почему серотонина не хватает?», а «почему центр негативных эмоций настолько активен?»
https://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2421/
Подробнее см. главу «Выход сверху и выход снизу» из статьи «Депрессия и выход из неё». [82]
Даже если современная психология обращается к религии, она использует религию как инструмент для достижения цели или как некое хобби: есть, мол, люди, которые читают стихи, а есть – которые молятся. Для некоторых авторов это как бы – одно и то же. Люди, которые писали книги в подобном ключе, говорят: «Мы пробовали молиться, нам не помогло». Но даже если у такого человека был когда-то религиозный опыт, он обращался к нему как к очередной психо-инструкции. Он не понимал, что молитва – это не то, что ты произносишь, а, скорее, приведение себя и всей твоей жизни к соответствию заповедям. Только тогда у тебя будет более-менее мирное состояние духа, в котором ты сможешь молиться.
Приводя свою жизнь к соответствию заповедям, ты поймёшь, что твоя зависимость стоит между тобой и Богом. Молитва будет показывать тебе твоё внутреннее состояние, высвечивать все внутренние проблемы, которые нужно решать. В суете есть возможность их не замечать, но когда начинаешь молиться, – все эти душевные гнойники вылезают наружу. Человек приходит к тому, что есть некий клубок, который нужно размотать. Следует рассматривать не только вопрос преодоления зависимости, но и вопрос того, откуда берётся тревожность, толкающая к зависимости.
Для пьющего писателя Джека Лондона, например, разочарование стало основой для самоубийства. Это можно проследить по его повести «Джон Ячменное Зерно» (таким именем называли виски).
Джек Лондон в открытую писал, что думал о самоубийстве с бесстрастием самурая. Из повествования видно, что разочарование у него было неконструктивным. Это была не кристальная линза, позволяющая увидеть все неправильные пути, которыми не надо идти, и благодаря которой рано или поздно ты найдёшь свой путь. Джек Лондон принял сознательное решение пить. Хотя его здоровье было железным, даже оно сломалось. В юности он пил, потому что был устричным пиратом – опустошал лотки, где выращивали устриц, – и общался со взрослыми мужчинами, среди которых было почётно выпить алкоголь с каким-нибудь матёрым «морским волком».
Позже Джек начитался книг, которые построены примерно на тех же идеях, на которые опирается современная популистская психология в проблемах преодоления зависимого поведения. С точки зрения бихевиоризма, который появился в США, человек представляет собой просто сумму рефлексов, а сознания как такового нет. Надо представлять, на каком уровне тогда была наука.
Сейчас учёные пришли к тому, что мозг не есть сознание. Мозг – это то, через что сознание себя проявляет[55]. А что такое сознание, не знает никто. Один нейрохирург говорил про случаи, когда у человека прострелена или удалена большая часть мозга, и человек функционирует так, как будто и нет нарушения. Однако есть, видимо, какой-то предел разрушения мозга, когда душа уже не может себя проявить через этот сломанный инструмент.
Духовные православные авторы сравнивают тело с роялем, а душу – с игроком. Бывает, рояль сломан, и музыкант не может себя проявить[56].
Сейчас наука пришла к тому, что всё не так просто, многое в отношении мозга – непонятно. Как говорил упомянутый нейрохирург, бывает, удалена огромная часть мозга, но сознание действует, но также бывает, что и мельчайшее вмешательство в мозг приводит к катастрофическим изменениям. Почему так бывает – сказать трудно.
Тогда же учёные были готовы заявить, что вот-вот всё откроют. Вчерашний матрос, Джек Лондон, при всём к нему уважении, начитался таких книжек. У него началась, как он её назвал, – «белая логика»: всё, что он видел, стало восприниматься им с позиции дарвинистического учения, с самой неприглядной меркантильно-физиологической стороны.
Когда он выезжал осматривать шикарное поместье, он думал только о том, сколько людей пролило кровь, чтобы до него купить эти земли. Он рассматривал себя как звено в этой биологической цепочке, где каждый рождается только для того, чтобы умереть. Это его убивало. Он мог более-менее нормально себя чувствовать, только когда напивался. Ещё его держал режим, ритм дня. Встав утром, он писал определённое количество текста и только потом выпивал. Потом у него сбился режим, он не мог начать работать, не выпив. Всё стало сползать.
Подробнее о Джеке Лондоне, его тяге к алкоголю и предполагаемом самоубийстве:
http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2218/
См. часть 1.2 текста «Доминанта жизни и самоубийство». [84]. Главы: «Фрустрация и два романа Джека Лондона», «Ситуация «невозможности» и роман Джека Лондона "Мартин Иден"», «Ситуация «невозможности» и роман Джека Лондона "Джон Ячменное Зерно"», «Ситуация «невозможности» и некоторые общие закономерности».
https://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2243/
См. часть 1.3 текста «Доминанта жизни и самоубийство». [85] Главы «"Человек из ванной" – о Джеке Лондоне», «Дополнение к роману Джека Лондона «Джон Ячменное зерно».
Если есть высшая система ценностей – разочарование воспринимается конструктивно. Без этой системы разочарование становится катастрофой. У человека нет никаких инструментов, чтобы выйти из своей негативной «закапсулированности». Он начинает глушить себя алкоголем. Чтобы справиться с зависимостью, у человека должна появиться духовная жизнь, мировоззрение, чтобы он понимал, как справляться с унынием, с разочарованием. Не путём красивых фразочек типа «смени угол зрения»… Когда тебе бьют сапогом в лицо – очень трудно сменить угол зрения, если у тебя не выстроено глубокое мировоззрение, в рамках которого ты мог бы осмыслить текущую ситуацию.
https://vk.com/@o_prokopy-voyna-trevoga-ptsr
Подробнее см. тексты и беседы «Боевые действия. Осмысление. Преодоление тревоги, ПТСР. Чувство вины». [86]
У человека должна появиться любовь к ближним. Любовь, понимаемая не как проявление эмоций, а как деятельное внимание к Другим, входит в число базовых духовных законов, описанных в Евангелии и подтверждённых современной нейрофизиологией. Пока не появится любовь к ближним – никуда не уйдёт тревожность, всё кругом будет злить, раздражать.
http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1899/
См. часть 3-ю текста «ОБРАЩЕНИЕ К ПОЛНОТЕ. Становление личности как путь преодоления зависимого поведения», главу «Любовь как способность переключить внимание в жизнь другого…». [87]
Когда гнев исцеляется любовью, пробивная сила напряжения остаётся у человека, но он спокойно реагирует на других. Если что-то не получилось – не воспринимает это как катастрофу. Не получилось сейчас – подкоплю сил, пересмотрю ситуацию, и либо сменю ветку несостоявшуюся, либо буду пробивать эту стену дальше. А может, её надо преодолевать не сверху, а сделать подкоп или как-то обойти.
http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2164/
«ОБИДА, ГНЕВ, ЗЛОСТЬ… ПРОЩЕНИЕ. Лекции, тексты – иеромонаха Прокопия (также – иных авторов)». [88]
Как человек срывается на алкоголь? Поругался с коллегами или с семьёй и говорит: «Вы всё испортили и меня довели, у меня голову жжёт», – и идёт выпивать. Если бы была любовь – он бы, желая что-то делать и встретив сопротивление своих домочадцев, не кипятился, сохранил бы мир.
Даже если бы человек с кем-то поругался, если бы у него был навык покаяния – то как только он что-то сделал не так и чувствует раздрай внутри – тут же обратился бы к Богу. Как говорил святой Иоанн Кронштадтский, в таких случаях нужно молиться сугубо [сугубо означает – вдвойне усердно]. То есть – уйди в свою комнату, встань на коленочки и скажи: «Господи, прости, я снова накричал на кого-то» – и тогда тяжесть с души действительно снимается. Не путём психологической выдумки, а потому что Господь ответил на твою молитву.
Как только у тебя начинает жечь душу – вместо того чтобы глушить её алкоголем, попроси у Бога прощения, что снова накричал на своих домочадцев, помирись с ними, и всё – вопрос решён. Если навыка покаяния нет – ты идёшь дальше: тебя жжёт, ты обвиняешь всех, все плохие. Ты не можешь с ними оставаться, идёшь искать приключений.
Итак, как река питается водами, спускающимися с гор, прилежащими болотами, так и зависимость питается образом жизни человека. Пытаться решить проблему зависимости отдельно, изолировав от образа жизни, – неперспективно.
У человека должна появиться дисциплина, духовная жизнь, целеустремлённость, основанная на высшей системе ценностей.
Так же, как тип реакции на ситуацию, в нас формируются страсти, они со временем становятся типом реакции на раздражитель. Вот человек испытывает тревожность. Сначала он думает: «пить или не пить, а может – помолиться или пойти погулять?». Если решает пить – то из всего веера реакций одна «нейронная дорожка» подсвечивается красным. В следующий раз в подобной ситуации варианты будут неравноценны: один из них будет наиболее яркий. Если каждый раз ходить этой дорогой – со временем она станет багровой жилой, а другие веточки будут «засыхать в мозгу». Забудется, что когда-то вообще они были – эти другие варианты.
Сначала человек колеблется несколько часов и под конец решает: «Всё. Пойду выпью». Потом это уже происходит автоматически. Человек подбирается к этой ветке реакции за доли секунды. Закрепляется реакция, которая воспринимается как вторая натура, даже не возникает мысли поступить по-другому. Для человека пьющего жена, опоздавшая с работы, – повод напиться. Он не в состоянии подумать: «Может, сбегать и купить ей цветов, приготовить ужин, встретить…»
Чтобы страсть побороть, нужно не столько бороться с ней, сколько вкладывать усилия в положительные качества души, в добродетель. Формировать вторую доминанту.
Например, приучи себя не смотреть хаотично всё, что попадается в интернете. Некоторые люди привыкают забивать свой мозг видеороликами, создавая в мозгу «белый шум» (который, как кажется, на время перекрывает тревожные, неприятные мысли; но потом рассеянное роликами сознание ещё сильнее даёт человеку чувство дискомфорта). Но человек, приучающий свой мозг к пассивному восприятию внешней информации, когда случится сильная вспышка эмоций – ничего не сможет с собой поделать. Его просто «потащит», потому что никаких «духовных мышц» у него не сформировалось.
https://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2444/
Глава «Духовная мышца. Конструктивная домината вытесняет деструктивную» из текста «Игромания (суммируя сказанное в иных текстах и лекциях). Часть 1». [89]
Одна женщина, которая занималась реабилитацией зависимых, рассказывала, как люди после лечения возвращаются к зависимости. Они потихоньку начинают расслабляться. Вот появился мат, потом – сигареты, алкоголь, блуд, и потом ты уже и не заметил, как вернулся туда, откуда начал[57].
Когда человек мобилизуется, вкладывает в свои лучшие качества души – у него со временем появляется внутренняя возможность сопротивляться страсти.
В этом смысле можно привести слова преподобного Паисия Святогорца, сказанные одному юноше. У него был интимный хаос, с которым он никак не мог совладать. Преподобный Паисий спросил: может ли тот иногда совершать милостыню, соблюдать пост, заходить в храм, помолиться? Пусть юноша вкладывает свои силы в те дела, которые он может совершить – и тогда Господь совершит то, чего юноша не может. «Однажды ко мне в каливу пришёл юноша, который впадал в плотский грех и не мог освободиться от этой страсти. Несчастный пришёл в отчаяние. До меня он был у двух духовников, которые строго пытались объяснить ему, что он тяжело грешит. Паренёк потерял всякую надежду. "Раз я знаю, что совершаю грех, – решил он, – и не могу исправиться, то лучше мне порвать все отношения с Богом". Когда я услышал о том, что с ним происходит, мне стало больно за несчастного, и я сказал ему: "Послушай меня, благословенная душа. Никогда не начинай свою борьбу с того, что ты не можешь сделать, но начинай её с того, что ты сделать можешь. Давай посмотрим, что тебе по силам, и ты начнёшь с этого. Можешь ли ты ходить в церковь каждое воскресенье?" – «Могу», – ответил он. "А можешь ли ты поститься каждую среду и пятницу?" – спросил я снова. «Могу», – ответил он. "А можешь раздавать в милостыню десятую часть от твоей зарплаты или же посещать больных и помогать им?" – «Могу». – "А можешь ли ты – даже впав в грех – молиться каждый вечер и просить: "Боже мой, спаси мою душу"?" – "Геронда, – сказал мне он, – я буду всё это делать". – "Ну так вот, – говорю, – начинай прямо с сегодняшнего дня делать всё, что тебе по силам, а Всесильный Бог сделает то единственное, что тебе не по силам". Несчастный юноша успокоился и не переставая повторял: "Благодарю тебя, отче". Видишь: у него было любочестие и Благий Бог помог ему»[58]. Конечно, здесь больше играет роль божественная помощь, но надо учитывать и аспект человеческий. Вкладывая в какие-то действия, человек развивает себя в конструктивном ключе, духовно крепнет и со временем развивается настолько, что может и потягаться со своей главной страстью.