Полная версия
Сила вечной Тишины. Книга вторая. Возвращение в Эдем
«1. Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провёл он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву.
2. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнём, но куст не сгорает.
3. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.
4. Господь увидел, что он идёт смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, [Господи]!».
(Исход, 3:1–4).
Как мы видим, пророк, после того как покинул Египет и встретил жреца Медиана Итро, у которого прошёл обучение, поднялся на священную гору Хорив (Синай), ту, что называется пирамидой Вечной Тишины. Иносказательно поднимаясь по горе Хорив, на её вершине он увидел лучезарную огненную дельту, откуда говорит Вечная Тишина, символом которой выступила неопалимая купина.
«Слышал ли когда-нибудь народ голос Божий, говорящий из среды огня?».
(Второзаконие, 4:33).
В древней каббалистической книге говорится: Моисей, обучаясь у жреца Медиана Итро, достиг чудес в постижении тайного учения, взобрался на сорок девятую ступень сфиры Бины, то есть поднял своё сознание на самый высокий уровень среди пророков, чем удостоился слышать Глас Вечной Тишины, хоть и был вынужден отвернуться, так как он не был на пятидесятой ступени, и свет мог ослепить его. Но как мы уже говорили, впоследствии Моисей ослушался Слова божьего и не смог вернуть мировую душу в Эдемский сад. Царь Соломон также был близок чтобы принести избавление всему человечеству, но в какой-то момент также не смог справиться с возложенной на него миссией. Это были великие духовные учителя, которые своей внутренней работой хоть и не принесли полного избавления, но внесли большое исправление в поступок Адама.
ВОСЬМАЯ ГЛАВА
ИИСУС, МАРИАДОН И ПЕРВЫЙ ХРИСТОС
Того, кто развивает в себе эти качества и проходит за сорок девятые врата Бины, то есть переходит в сфиру Хохму, высшую Мудрость, называют Машиахом (Христом), то есть помазанником высшего света. По мнению каббалистов таких высот удалось достичь царю Соломону мудрому, а по мнению эзотерического христианства, также Иисусу, который получил имя Христос по уровню Света.
Вы, наверное, удивитесь, но до Иисуса Христа, который жил 2000 лет назад, было как минимум ещё два Спасителя, если мы говорим только о тех, кто упоминается в Библии.
Как известно миру, за 1000 лет до появления на свет Иисуса произошла всем знакомая история с визитом царицы Савской в Иерусалим. Хотелось бы ещё раз вернуться к этой истории, и если опустить некоторые подробности, то, по тайному учению, в Иерусалиме царица Савская, которую в эфиопских источниках называют Македа (Солнечная) полюбила не царя, а одного из его приближённых Мариадона. Мариадон (в переводе «властелин Света») был первым великим Мастером в истории, основателем тайных орденов, таких как масоны и иллюминаты. В европейских источниках он известен как масонский мастер Хирам или Адонирам, но в еврейском тайных учениях тот самый свет называют Мар или Мари, поэтому истинное имя первого великого мастера, которого многие называют первым Христом нашего цикла, было Мариадон. Если вы обратите внимание, то в имени Хирам и Адонирам, присутствует «Мари», но в обратном прочтении, чтобы скрыть эту тайну от непосвящённых.
В основном всё масонское учение основано на этом визите, то есть на храме Соломона и последующей встрече царицы Савской с мастером. Впоследствии Мариадон был убит тремя офицерами у стен Иерусалима, но через три дня воскрес. Символом его воскрешения явилась ветка акации, которая зацвела на третий день. На протяжении веков все тайные общества, просвещённые и царские особы почитали Мариадона и Македу и считали их своими покровителями. Но эту историю тщательно оберегали от непосвящённых, чтобы иметь доступ к тайным знаниям и власть над толпой, пока через 1000 лет мир не узнал об истории Иисуса Христа и Марии Магдалины, в которой так же, как в масонской легенде, есть несколько уровней трактовки.
Мало кто знает, что изображение темнокожей богородицы, которую также называют «Чёрной мадонной», на иконах в разных концах света, посвящено именно Македе, царице Савской и Менелику, а изображение светлокожей богородицы Деве Марии и Иисусу.
Как мы говорили, Иисус Христос, дата рождения которого дала начало отсчёту новый эры, не был единственным Спасителем, за 1000 лет до него был Мариадон, но и он, по тайному учению, не был первым. А кто же был первым Мессией? Но прежде чем мы поговорим об этом, давайте вспомним о том, что, по тайному учению, праотец Авраам – не основатель религии единобожия, он был тем, кто прошёл путь духовного восхождения и возродил этот древний культ.
Но чтобы перейти к первому Спасителю нашей цивилизации, стоит сделать некое отступление. Если следовать официальной еврейской религии, первой из авраамических, то человечество существует около 6000 лет, то есть отсчёт идёт от сотворения Адама в Эдемском саду. Это точка зрения никем и никогда из религиозных деятелей сомнению не подвергалась, хотя были каббалисты, жившие ещё 700—800 лет назад, которые утверждали, что Вселенной миллиарды лет, а человечеству десятки, если не сотни тысяч лет.
Один из них, еврейский раввин и знаток Каббалы Ицхак из Акко (1250—1340), который ещё 700 лет назад вычислил в своей книге «Оцар а-хаим» (Сокровища жизни), что Вселенной 15,3405 миллиардов лет. Приблизительно к таким же цифрам существования Вселенной, современные ученые пришли совсем недавно. В своих расчетах Ицхак из Акко основывался на книге «Сефер а-Тмуна» (Книга форм), автором которой считается известный раввин Нехунья бен а-Кана, живший в Иудее в I в. н. э., то есть примерно 2000 лет назад.
Но все подобные мнения представителей тайных школ отвергались, поскольку никто не мог ни подтвердить, ни опровергнуть данную версию. Но сейчас, когда наукой уже доказано, что человечеству сотни тысяч лет, и на разных континентах находят доказательства существования разумных цивилизаций, некогда живших на нашей планете, то можно представить и другую версию. К примеру, недавно были обнаружены статуэтки, радиоуглеродный анализ определил их возраст в 40 000 лет.
Я ни в коем случае не оспариваю точку зрения официальной религии и не ставлю под сомнение выбранное летоисчисление, поскольку тайное учение должно идти рука об руку с буквальным, они должны дополнять друг друга, как учили меня мои учителя и как говорили просвещённые всех времён. Мы должны свидетельствовать об истине, укреплять её, чтобы не позволить представителям псевдонаучного сообщества высмеивать всё описанное в Библии и называть вымыслом то, во что много веков верили наши предки.
Миссия духовных искателей состоит в том, чтобы защитить Истину, а не нарушить её. На многие события в Пятикнижии тайные учения, как вы могли убедиться, дают совсем другие объяснения, указывая на то, что это глубинные тайны о мироздании. Они также находят свои отголоски во внутренних процессах в человеке, и при их правильном использовании можно найти ключ к духовному пробуждению.
Как мы уже говорили, один из главных моментов в Пятикнижии, который подвергается критике, это то, что Адам, первый человек, был сотворён, рождён 6000 лет назад, когда наукой доказано существование людей десятки тысяч лет назад. Но для представителей тайных школ эта цифра имела особое значение аргументов псевдонаучного сообщества, и все эти века они хранили память о первом истинном Человеке, который появился на свет примерно 6000 лет назад. В еврейской традиции в честь рождения Адама отмечается праздник еврейский Новый год, который выпадает на осень, в основном на сентябрь. Но вопрос состоит в том, кто был тот самый первый человек, если наука уже доказала, что человечеству десятки тысяч лет?
Как мы говорили, тайное учение утверждает, что всё, описанное в Писании, истинно, но имеет также более глубокий смысл. Другими словами, душевные люди и священнослужители официальных религий, называемые буквалистами, всё толкуют буквально и утверждают, что до Адама люди не жили, он был первым человеком, а всё остальное – домыслы. Материальные утверждают, что всё, описанное в Священном Писании, вымысел. Но духовные, как вы могли убедиться, опираются на древние истины и Каббалу, где, в отличие от Пятикнижия, рассказывается о первом Адаме как андрогине, о двух Шехинах, и о многом другом, раскрывая тайный, внутренний смысл описанных в Библии событий.
Если вернуться к вопросу о сотворении первого человека Адама, то стоит признать правоту научного летоисчисления, которое утверждает обратное. Если нашему поколению стало очевидно, что человечеству больше 6000 лет, то почему долгие века всё-таки отсчёт идет именно с этой даты и откуда она взялась?
В каббалистическом трактате XIII века «Слёзы Исава» (10:3—8), ещё задолго до научных открытий, даётся ответ на этот вопрос. В апокрифе говорится, что 6000 лет назад, когда повсеместно было распространено многобожие и идолопоклонничество, родился на свет духовный герой, который впоследствии стал первым Машиахом (Помазанником, Христом). В юности он был пастухом, но, совершив духовную революцию, смог первым раскрыть в себе Машиаха в этом мире. Другими словами, ему удалось пройти 49 духовных ступеней и услышать Глас Вечной Тишины.
В том апокрифе говорится, он достиг подобных высот, поскольку постиг сфиру Даат (знания) внутри Тиферет (сердце), другими словами, сфира Даат, расположенная внутри Тиферет, это та самая точка в сердце, о которой порой говорят просвещённые. Услышав Глас Вечной Тишины, первый человек, я не называю его Адамом, так как его имя неизвестно, начал проповедовать тайное учение на улицах и площадях, снискал группу почитателей, но также противников, после чего был убит, но воскрес на третий день. Подражая первому Спасителю, практически все библейские герои в юности были пастухами.
Именно того богочеловека, имя которого неизвестно, и поэтому он символически был назван первый Человек (евр. «Адам), считают первым Машиахом, и именно от его рождения идёт еврейское летоисчисление. Как вы уже поняли, Адам – это не имя первого Машиаха-Спасителя, а только перевод с еврейского слова «человек». Есть версия, что это и был праотец Авраам, несмотря на то, что в соответствии с еврейским летоисчислением он родился в 1948 году от сотворения того Адама. Есть версия, что это был пророк Моисей, которого в Каббале прямо называют Адамом (Человеком), а также перерождением Адама. Или царь Соломон, но факт остаётся фактом: 6000 лет был рождён первый Спаситель и эта книга – первая за последние чуть более 800 лет, где об этом говорится. В апокрифе указывается, что скорее всего имя первого Спасителя, от которого евреи ведут летоисчисление, было Машиах, то есть не «помазанник», а это было имя собственное. И поэтому евреи столько веков ждут перерождения того самого Машиаха.
Теперь важный момент. Так же, как христиане ведут летоисчисление от Иисуса Христа, евреи начали вести свое летоисчисление от великого духовного гиганта, родившегося чуть менее 6000 лет назад. Если быть точнее, то первый Спаситель родился 5783 года назад относительно 2022–2023 года.
В книге «Слёзы Исава» также обращают внимание на прямое и аллегорическое рождение первого Спасителя от Девы. Как там говорилось, он был рождён под знаком Девы (Бетула), поэтому еврейский Новый год, который отмечается в честь дня рождения первого Машиаха в этом мире, празднуется в сентябре.
Есть ещё один важный момент с рождением от девы, смертью и воскрешением духовных героев. На протяжении веков библейские скептики высмеивали, оспаривали земной путь Иисуса Христа, а также буквальный и аллегорический смысл Евангелий, утверждая, что это не более чем апостольский вымысел. Не только люди материальной природы, но также некоторые гностические школы утверждали, что такого человека, как Иисус, не существовало, и если Иисус и существовал, то есть достиг бы духовного уровня Христа, то его невозможно было бы распять и т. д.
Но как говорят практически все тайные учения, и не только христианские или еврейские, Спаситель бывает не только внешним, но и внутренним. Он живёт в каждом человеке, но раскрыть его удаётся одному из духовных искателей в тысячелетие, а то и реже. Причин тому множество, первая из которых это официальная религия и общество, которые преследовали тайные учения и старались, чтобы все были на одном уровне. Второе – отсутствие грамотных наставников и, конечно же, личное стремление духовного искателя, то есть его внутренний порыв посвятить свою жизнь идее равного и справедливого мира без войн и насилия, спасению человечества. Важный момент, который указан в апокрифе: к приходу Спасителя колодец Иакова снова должен быть открыт, наполнен истинными знаниями, то есть в мире должно распространиться тайное учение, способное пробудить все уровни душ. Отыскав его или наткнувшись на эти записи, Спаситель начнёт вбирать их в себя, после чего приступит к преображению этого мира.
Если вернуться к вопросу о существовании Иисуса Христа, его земном пути, спускался ли он на землю или был только духом, то все скептики однозначно ошибаются.
Иисус Христос, конечно же, существовал. Он был духовным искателем, одним из лучших и целомудренных в истории и, проникнувшись тайными знаниями, смог поднять своё сознание до уровня Христа. Совпало много факторов – от собрания народа Израиля в одном месте до возведения второго храма, а главное, что тайное учение в ожидании Машиаха получило широкое распространение в Иудее. Все эти обстоятельства позволили Иисусу Христу достигнуть таких высот в духовном просветлении. И если мы углубимся в тайное учение, то все эти пять уровней «становления» духовного героя: целомудренный, просвещённый, пророк, спаситель и наивысший «Отец», пребывают в каждом человеке. В Зохар говорится, что они одеты один в другого, что показано в истории с пятью уровнями душ, спрятанными одна в другую, где пятая, самая глубокая, окутана всеми четырьмя. То есть мы можем сравнить это с матрёшкой. И, как говорится в Зохар, по этой же структуре сотворены не только духовные миры сокрытые один в другом, но и пять уровней души. И всё это делается для постепенного их раскрытия и совершенства мира. В человеке пятый уровень души Йехида облечён в Хайя, Хайя – в Нешама, Нешама – в Руах, а Руах – в Нефеш и в физическое тело.
И здесь мы приходим к одному из важных посылов, который можно встретить и в восточных религиях, что каждый человек – бог, только он забыл об этом, прекратив духовное развитие. В Каббале грехом называют не нарушение заповедей, а отход от своей миссии, нежелание духовно развиваться и раскрывать уровни своей души. Помните, что в Зохар говорится, что человек, не развивший в себе «живой» Руах, второй уровень души, ничем не помогает Моисею в вызволении Шехины из этого мира.
Но давайте мы с вами вернёмся к вопросу о летоисчислении в разных религиях. В данном контексте нам было важно понять, почему разные народы начинают летоисчисление новой эры с Христа, а главное, мы поняли, что история в Пятикнижии, как и утверждали каббалисты прошлого, скомкана в шесть тысяч лет по примеру с шестью днями творения, несмотря на то, что история человечества исчисляется сотнями тысяч лет.
На более практичном уровне отсчёт летоисчисления от появления на свет великих личностей древними мистиками был принят не случайно. Всё это делалось с той целью, чтобы не пропустить второго пришествия, раскрытия второго Спасителя, того самого духовного героя, которому предстоит раскрыть уже не четыре, а все пять уровней души.
ДЕВЯТАЯ ГЛАВА
ПЯТЬ УРОВНЕЙ ДУШИ И БУДУЩИЙ СПАСИТЕЛЬ
Как мы уже говорили, одна из основных проблем религии в том, что она практически размыла понятие между душой и духом, не говоря уже о других уровнях души. Несмотря на то, что эти слова на слуху, для многих эти понятия тождественные. В тайных учениях практически всех религий это абсолютно разные понятия, это два абсолютно разных уровня сознания, и для каждого из них нужно своё учение. Но официальная религия желает дать одни знания для всех, несмотря на то, что запросы у каждого индивидуальные.
Если говорить о духовных искателях, то им стоит понимать, что уровней душ у человека несколько, а если быть точнее их пять, и каждая из них принадлежит определённому духовному миру и раскрывает определённый потенциал. И, как говорится в Зохар, только тот духовный искатель, который развил в себе вдобавок к «живой» Нефеш также «живой» Руах, сможет называться помощником и последователем Моисея. Позвольте привести цитату из книги Бытия, 2:20:
«..но для человека не нашлось помощника, подобного ему.».
В книге Зохар раввин Симон, трактуя это предложение аллегорически, замечает, что здесь говорится о Моисее, которого также называют Человеком, а слова «подобные ему», указывают на центральную колонну в древе сфирот, то есть на Зеир Анпин (Спасителя), поскольку не было никого, кто бы помог Моисею вывести Шехину из изгнания.
В книге Зохар чуть раньше говорится также о необходимости развития нескольких уровней души, чтобы стать помощником Моисея:
Раввин Симон продолжил обсуждение словами: «И образовал из земли Господь Бог всех зверей полевых и всех птиц небесных» (Берешит, 2:19). Горе людям мира, чьи сердца закрыты, чьи глаза закрыты и которые не заглядывают в тайны Торы и не понимают, что «звери полевые» и «птицы небесные» намекают на невежд. Даже те, кто достиг «живого» Нефеш (первого уровня души), не служат ни Шехине в изгнании, ни Моисею, который с Ней. За всё время, что Шехина находится в изгнании, Моисей не отдалялся от Неё.
Как мы говорили выше, духовному искателю следует постепенно раскрывать свой внутренний потенциал, уровни душ: Нефеш, Руах, Нешама, Хайя и Йехида. Стоит напомнить, что есть два уровня Нефеш, первый – божественный, а второй – животный. Победив животный и достигнув божественного Нефеш, духовный искатель разовьёт только первый уровень души, но, как мы видим из Зохар, этого совсем недостаточно, чтобы начать помогать Моисею, стать его союзником в освобождении Шехины. Цитата из Зохар: «…кто достиг „живого“ Нефеш (первого уровня души), не служат ни Шехине в изгнании, ни Моисею, который с Ней».
При достижении живого Нефеш, то есть при выходе из минусового уровня, Египта, на нулевой, в пустыню, человек не становится помощником ни Шехины, ни Моисея. Первого уровня можно достичь праведностью, следуя буквальному толкованию Библии и заповедей, то есть развить его без тайных знаний. Но чтобы начать помогать пророку, духовному искателю, нужно в дополнение к первому как минимум развить второй уровень души, Руах.
Души в пробуждённом состоянии называют «живыми», «воскресшими», «пробуждёнными из сна», и поэтому в активном состоянии второй уровень души будут называть «живой» Руах. Но стоит отметить, и об этом говорится в Зохар, что без тайных знаний сделать это невозможно. Это уже не говоря о более высоком уровне души, Нешама, на который поднимались великие пророки.
Каждый из просвещённых проходил все эти этапы, они были материальными, душевными, а затем духовными. Только встав на путь духовного развития и проникнувшись силой Вечной Тишины, то есть уединившись и раскрыв в себе новый уровень знаний, они принялись проповедовать.
Ещё один важный момент, на который обращает внимание Зохар: уровни душ находятся одна в другой. Иецира находится в Хая, Хая – в Нешама, Нешама – в Руах, Руах – в Нефеш, а Нефеш – в теле человека. Как говорится в тайном учении, они являются одеянием для более глубокого уровня души, домом, как тело для всех них.
«Если я не творю дел Отца моего, не верьте мне; а если творю, то, когда не верите мне, верьте делам моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во мне и я в нём.».
(Иоанн, 10:34–38).
И постижение тайных знаний даёт возможность снять один слой одежды за другим, чтобы раскрывать в себе всё более высокий уровень души-сознания. Это отдалённо можно сравнить с матрёшкой, которая прячет внутри себя меньшую часть. И, не раскрыв более высокий уровень, ты про внутреннюю можешь так никогда и не узнать.
И только от человека зависит, куда он прибудет в этом путешествии, поскольку в тайном учении есть прекрасная фраза: всё в этом мире предрешено, кроме количества знаний, которое может получить человек, в этом и состоит свобода выбора. Мудрецы Каббалы продолжают, что время, проведённое за душевным или духовным развитием, не учитываются в отведённом человеку на этой земле времени. А в процессе чтения книги: «Сила вечной Тишины», колесо времени начинает вращаться в обратную сторону…
И здесь мы подошли к двум важным моментам, один из которых говорит, что люди, которые духовно развиваются, позже стареют, что они дольше своих сверстников сохраняют красоту, за что на протяжении веков их даже упрекали в том, что они заключили сделку с Дьяволом. А вторая мысль (и здесь мы забегаем немного вперёд, мы поговорим об этом в теме «воскресения»), что духовные знания в самом деле останавливают биологические процессы на некоторое время, и поэтому тайное учение говорит о пророчестве «воскресения из мёртвых» про тех, кто сможет духовно пробудиться.
Как мы уже говорили, гностики называют тело темницей для духа и души, а Каббала – одеянием для пяти уровней душ. В Зохар особый упор делается на то, что человеку не стоит отождествлять себя с телом, которое служит только внешней оболочкой, а истинный Человек (Адам) сокрыт внутри. И в подтверждение этих слов в Зохар Берешит Алеф говорит, что плоть – всего лишь одежда, а истинный человек – это Дух, который скрывается в теле, и в подтверждение этому приводит фразу из книги Иова:
«Ты одел меня (дух мой) кожей и плотью…».
(Иов, 10:11).
Важно понимать, что без тайных знаний духовный искатель не сможет продвинуться глубоко в раскрытии спрятанных один в другом уровней душ. Некоторые из мудрецов Каббалы утверждали, что в теле человека только три уровня, самый высокий – это Нешама, а Хайя и Йехида непостижимы человеку и находятся в духовных мирах. Есть те, кто утверждает, что в теле четыре уровня, а Йехида находится над головой. Но на более глубоком уровне учения все пять уровней находятся внутри. И Зохар говорит, что пятый уровень раскроется в конце Тикуна, исправления. Мудрецы каббалы обращали внимание на то, что когда духовный искатель подбирается к определённому уровню знаний, то его встречают у колодца и отводят к духовному наставнику, который посвящает его в соответствующий уровень знаний. А есть те, кто утверждает, что, раскрывая свой потенциал, духовный искатель спускает в своё тело библейских героев, которые наставляют его и приводят к более высокому уровню.
Как мы говорили, пророки раскрыли третий уровень души, Нешама, каждый на своём уровне, а ранние христианские мистики верили, что Иисус Христос раскрыл и четвёртый уровень, Хайя. По Каббале, уровни Йехида и Хайя были доступны Адаму в раю, до грехопадения, и поэтому Иисус ведёт свою родословную от Адама, и его называют перерождением первого человека, Адама. Но как мы говорили, уровня Хайя не хватило для полного освобождения, и в Каббале утверждается, что пятый уровень души откроется в этом мире в конце Тикуна (исправления). Вернее, он раскроется в великом из духовных искателей, который одолеет силы тьмы.
Если вернуться к каббалистической концепции о том, что пять уровней души находятся один в другом, и, раскрывая их, духовный искатель поднимает своё сознания до уровней праведника, просвещённого, пророка, бога и Макрокосмоса, то подобная мысль также иносказательно присутствует в восточных религиях, где уже открыто, в отличии от авраамических, говорится, что человек – бог, но только забыл об этом. Это то, что и мы говорили выше, что в каждом человеке присутствует потенциал бога, но 99,9999% людей даже близко не раскрывают его, поскольку внутренний мир остаётся неизведанным. И только великим личностям раз в тысячелетие удаётся раскрыть высшие уровни души, и они становятся основателями истинных религий и мистических учений, которые должны в последующем помочь тому самому великому духовному искателю раскрыть свой потенциал. И эта книга пишется для того, чтобы поспособствовать скорейшему раскрытию Спасителя человечества.
***
Практически все религии говорят о мессиях, которые должны спуститься в этот мир, а некоторые о двух пришествиях одного и того же Спасителя. В гностицизме рассказывается о прибытии Спасителя за Сирим, божественной душой. И, как мы можем узнать из древней гностической притчи о вселенском спектакле, это будет соответствовать второму выходу сына директора театра на сцену, но уже в новом одеянии. В определённый момент это непременно состоится. Так написано в сценарии.
Гностик Сын Ангела, ученик Симона Волхва в своих рукописях сравнивал исход Спасителя из этого мира и его последующее пришествие с прибытием из духовных миров со спектаклем, где роль Спасителя человечества исполняет сын директора театра. Заготовку тела Адама до первого дня начала творения, то есть до начала премьеры он сравнивал с репетициями будущего действа, созданием реквизита. Сын Ангела писал, что Спаситель выбрал себе короткие, но главные роли в постановке Отца своего и, исполняя их, он смывает грим и отправляется в зал, где рядом с отцом, режиссером, а также по совместительству, директором театра, и многочисленными зрителями продолжает наблюдать с высоких трибун за спектаклем, периодически отправляясь за кулисы, дабы успеть к своему следующему выходу.