Полная версия
Пора Сецессионов. Выставочные стратегии русского модерна
89
Грабарь И. Валентин Александрович Серов. Жизнь и творчество. С. 124.
90
Makela M. The Munich Secession Art and Artists in Turn-of-the-Century Munich. P. 19–20.
91
Подробнее о реакции, вызванной этой работой, в том числе о печально известной реплике насчет «сифилитического» вида модели, приписываемую как И. М. Прянишникову, так и В. Е. Маковскому, см.: Зильберштейн И. и др. (ред.). Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. Т. 2. С. 28–29; Грабарь И. Автомонография. С. 117.
Анализ культурного контекста, в котором работал художник, приводится в: Стернин Г. Художественная жизнь России на рубеже XIX–XX веков. С. 70. Подробнее о роли этого контекста в ассимиляции французских художественных течений в России см.: Доронченков И. «Гроза, надвигающаяся на русское искусство». С. 311–313.
92
Фаворская [Дервиз] М. Из записок М. В. Фаворской (Дервиз). С. 149.
93
Визель – один из многих примеров деятелей эпохи, которые незаслуженно остаются в тени своих коллег и знакомых. Наиболее полное на сегодняшний момент исследование, посвященное его работе и биографии, – Лобашева И. Художественная и музейная деятельность Э. О. Визеля в системе Академии художеств России конца XIX – начала XX века: Дис. канд. искусствоведения. В 2 т. Москва, 2007.
94
Лапшин В. Из истории художественных связей России и Германии в конце XIX – начале XX века. С. 206.
95
Грабарь И. Берлинская юбилейная художественная выставка С. 832. Статья опубликована в журнале «Нива», основанном А. Ф. Марксом. «Нива» была одним из самых влиятельных и популярных журналов, освещавших новости в области искусства. Игорь Грабарь начал сотрудничать с ним в середине 1890-х.
96
Дягилев С. Европейские выставки и русские художники. Цит. по: Зильберштейн И. и др. Сергей Дягилев и русское искусство. Т. 1. С. 55–57.
97
Зильберштейн И. и др. Сергей Дягилев и русское искусство. Т. 1. С. 54.
98
Зильберштейн И. и др. Сергей Дягилев и русское искусство. Т. 1. С. 54.
99
Зильберштейн И. и др. Сергей Дягилев и русское искусство. Т. 1. С. 54.
100
Существовали некоторые крупные публикации по теме, которые можно привести в качестве примера неуклонно растущего интереса к российскому искусству, подкрепляемого, конечно, павильонами на Всемирных и других выставках. Среди них – путеводители и антологии, такие как L’art russe: Ses origines, ses éléments constitutifs, son apogée, son avenir (1877) Эжена Виолле-ле-Дюка, посвященная архитектурному наследию России, или Russian art and art objects in Russia (1884) Альфреда Маскелла, касавшаяся в основном прикладного искусства.
101
См. Raev A. Von „Halbbarbaren“ und „Kosmopoliten“. P. 695–756; Bertelé M. La Russia all’Esposizione Internazionale d’Arte di Venezia (1895–1914). P. 33–50.
102
Raev A. Von “Halbbarbaren” und “Kosmopoliten”. P. 695. Работы Ады Раев чрезвычайно ценны и затрагивают критерии художественного процесса, которые обычно остаются вне поля зрения историков искусства. Однако некоторые вопросы исследовательница освещает мельком, а потому они требуют дальнейшего анализа.
103
Дягилев С. Европейские выставки и русские художники. Цит. по: Зильберштейн И. и др. Сергей Дягилев и русское искусство. Т. 1. С. 55
104
Зильберштейн И. и др. Сергей Дягилев и русское искусство. Т. 1. С. 56. Подробнее о роли этого манифеста в последующих выставочных инициативах Дягилева в России см.: Dorontchenkov I. Between Isolation and Drang nach Westen. P. 40–42.
105
Стернин Г. Художественная жизнь России на рубеже XIX–XX веков. С. 128.
106
Дягилев С. Европейские выставки и русские художники. Цит. по: Зильберштейн И. и др. Сергей Дягилев и русское искусство. Т. 1. С. 56.
107
Зильберштейн И. и др. Сергей Дягилев и русское искусство. Т. 1. С. 56.
108
Зильберштейн И. и др. Сергей Дягилев и русское искусство. Т. 1. С. 57.
109
Он сам участвовал в Сецессионе (1898), представив две работы. Позже Шульце-Наумбург станет выразителем неоклассических архитектурных амбиций нацистского режима.
110
Schulze-Naumburg P. Die Internationale Ausstellung 1896 der Secession in München. P. 293.
Оригинал:
«Zum erstenmal sind mehrere Russen in der Secession. Es ist grad keine Offenbarung, die sie bringen, aber eine frische und ehrliche Kunst, die an die früheren Anfänge der Skandinavier erinnert und aus der heraus sich alles mögliche entwickeln kann. Besonderes ist mir nicht aufgefallen, das meiste sind schlicht gemalte Landschaften, die sich weder durch Kühnheit noch durch besondere Eigenart auszeichnen, aber daran denken lassen, daß sie aus dem Lande stammen, in dem Turgenieff geboren wurde».
111
Schulze-Naumburg P. Die Internationale Ausstellung 1896 der Secession in München. P. 55.
Оригинал:
Auch ein paar Russen haben sich eingestellt, die sich als solide und ehrliche Naturalisten vorstellen.
112
Лапшин В. Из истории художественных связей России и Германии в конце XIX – начале XX. С. 208.
113
Bertelé M. 1897: il debutto dell’arte russa all’Esposizione Internazionale di Venezia. P. 304.
114
M. G. S. Venice – Studio-talk. P. 129.
115
Грабарь И. Русская живопись и скульптура за границею. С. 3.
116
Грабарь И. Русская живопись и скульптура за границею. С. 3.
117
Переплетчиков В. Дневник художника. Очерки. 1886–1915. С. 48.
118
Lenman R. Artists and Society in Germany. P. 145.
119
Дягилев С. Письмо Л. С. Баксту, А. Н. Бенуа, Ф. В. Боткину и др., 20 мая 1897, Санкт-Петербург. Цит. по: Зильберштейн И. и др. Сергей Дягилев и русское искусство. Т. 1. С. 24–25.
120
Зильберштейн И. и др. Сергей Дягилев и русское искусство. Т. 1. С. 24–25.
121
Искусства и ремесла. С. 2.
122
Дягилев С. Письмо Л. С. Баксту, А. Н. Бенуа, Ф. В. Боткину и др., 20 мая 1897, Санкт-Петербург. Цит. по: Зильберштейн И. и др. Сергей Дягилев и русское искусство. Т. 1. С. 24–25.
123
Чернышова-Мельник Н. Сергей Дягилев – редактор: публицист и критик. С. 45.
124
Pavlenko K. A Pause in Peripheral Perspectives. P. 40.
125
Bowlt J. E. The Silver Age. P. 88.
126
Дягилев С. Передвижная выставка I. С. 3.
127
[Грабарь И.] Художественные выставки. С. 351.
128
Зильберштейн И. С. и др. (ред.). Сергей Дягилев и русское искусство. Т. 1. С. 293.
129
Стасов В. Выставки I. С. 2; Чернышова-Мельник Н. Сергей Дягилев – редактор: публицист и критик. С. 38–39.
130
Дягилев С. Письмо Александру Бенуа, май 1897, Санкт-Петербург. Цит. по: Зильберштейн И. и др. Сергей Дягилев и русское искусство. Т. 2. С. 23–24.
131
Дягилев С. Немецкая печать о русских художниках. Цит. по: Зильберштейн И. и др. Сергей Дягилев и русское искусство. Т. 1. С. 76–81.
132
Keyßner G. ‘Russische Bilder. P. 70–73.
133
Malycheva T. Valentin Serov. P. 208.
134
Pavlenko K. A Pause in Peripheral Perspectives. P. 37–39.
135
Bowlt J. E. The Silver Age. P. 90.
136
Pavlenko K. A Pause in Peripheral Perspectives. P. 41.
137
Дягилев С. Выставка английских и немецких акварелистов. Цит. по: Зильберштейн И. и др. Сергей Дягилев и русское искусство. Т. 1. С. 61–65.
138
Круглов В. «Русские годы» Сергея Дягилева. С. 11.
139
Chuchvaha H. Art Periodical Culture in Late Imperial Russia (1898–1917). P. 72–73.