
Полная версия
Без сестры. Психопатороман
Потом мы сели в трамвай, к нам тут же пристала тётка-кондукторша. Гадкая такая тётка, кондукторш я не люблю.
– А у вас что? – спросила она с какою-то плавленой бесцеремонностью.
– А у нас, тётенька, денюжек нет, – ласково ответствовал Олег Олегович.
– Нет денег – идите пешком, – молвила тётка.
– Мы бы пошли, да ноженьки болят, и нам ехать надо, – сказал Олег Олегович умильно, как кот, поевший краденой сметаны.
– Ехать надо – платите, а то водителю скажу – он транвай остановит, – возразила кондукторша.
– Зачем транспорт останавливать, когда в нём люди едут и на работу торопятся?
– Вы, что ль, на работу торопитесь? А люди – те, кто платит, а не кто зайцем едет! Зайцы – это зайцы, а люди – это человеки!
– Мы не на работу торопимся, – сказал Олег Олегович, – хотя я, можно сказать, артист, а он сестру ищет.
– Это ты-то артист? – хмыкнула тётка. – Ладно, пойду других обилечу, и, чтоб, когда вернусь, вас уже не было!
Тётка пошла по вагону. Я безропотен, я хотел было сойти на остановке, но Олег Олегович меня не пустил.
Кондукторша вернулась. Я смотрел на неё с тоской и с косой саженью, идти пешком не хотелось. Товарищ мой же, наоборот, будто бы преисполнился энтузиазмом. Или – нигилизмом, я точно не знаю.
– Вы ещё здесь, плесень? – спросила тётка. – Всё: пошла водителю говорить, чтоб транвай остановил.
– Да, я артист, я в кино снимаюсь, – горделиво заявил Олег Олегович. – Хотя и не народный артист и даже не заслуженный, врать не стану, а вот у товарища моего – нарост на голове неизвестного происхождения, одной почки нет, и ещё он сестру ищет – особенную женщину. А я ему помогаю.
– Если вы – дураки, – возразила кондукторша, – значит, у вас должны быть проездные специальные, для дураков.
– Это наше упущение, – признался Олег Олегович. – Проездных для дураков у нас нет.
– Вот, – сказала та, усаживаясь на своё кондукторское место. – А должны быть.
– В следующий раз будут непременно, – пообещал Олег Олегович.
– Посмотрим, – сказала ещё та.
Стало быть, из вагона нас пока не выкидывали. Тётка смотрела на нас с презрением. Остальные, впрочем, тоже. Я привык к тому, что на меня смотрят с презрением. Я бы и сам на себя смотрел так же. Презрения заслуживает всякий человек. Презрение – спутник человека, его провожатый, его заступник, его ментор, его доверенное лицо и даже душеприказчик после его (человека) жалкого конца. Захочешь славы, счастья, благоговения, трепета, пиетета, инцеста, стафилококка, глауберовой соли, так никогда не сыщешь оных, ни за что не обретёшь таковых, презрение же – всегда с тобой, как кожа твоя, как кишки, как нервы, как ежедневное бремя твоё, достояние и заплечный мешок.
– Так он, правда, что ль, сестру ищет? – спросила кондукторша, несколько угомонившись.
– Для того, можно сказать, и путь держим, – встряхнул подшлемником Олег Олегович, отчего из оного сызнова посыпались некоторые флюиды. – Для того бороздим просторы, топчем почву и нагибаем вёрсты.
– А где сестра-то? – полюбопытствовала тётка.
– По неподтверждённым данным, – словно отрапортовал Олег Олегович, – обитала в доме некоего Жмакина, художника, в его собственном, так сказать, доме, в населённом пункте по имени Бернгардовка.
– В Бернгардовке? – удивилась та. – А у меня вот тоже сестра была… пила-пила, до белой горячки, даже детей бросила, потом пропала, месяц искали и нашли мёртвую в Лихославле, под поезд попавшую… Чёрт её знает, как вообще туда угодила! У нас там нет никаких родственников.
– Моя сестра не такая, – недовольно возразил я.
– Ну да, сёстры, конечно, разные бывают, – уклончиво ответила кондукторша.
– Да, – сказал я.
За окном была всякая дрянь: лесопарк, высоковольтная линия, кладбище, деревянные дома, тоска оседлала окрестности, скука и однообразие. Потом началась эстакада, тут трамвай повернул, и стеклянный универмаг высунулся неподалеку. «Обратно мы тоже на твоей громыхалке поедем, тётенька!» – бодро пообещал Олег Олегович. «Очень вы мне нужны!» – ответила та, отвернувшись к окну, и мы вышли на трамвайном кольце.
Тут мы потоптались немного, походили кругами, потом решительно пошагали к железной дороге. Путей там сразу сгрудилось, наверное, с десяток, на одном застыл товарный состав – казалось, навсегда. Вдруг медленно проехала мимо тяжёлая электричка. Олег Олегович метнулся было к кассе, но махнул рукой, потом потащил меня перед носом у электрички. Электричка остановилась.
Мы должны были запрыгнуть на платформу и сесть на поезд. Но я оказался для того недостаточно ловок, да и Олег Олегович тоже недостаточно, тут электричка загудела, а машинист высунулся в окошко и выматерился на нас, электричка же медленно тронулась с места. Олег Олегович, схватив меня за рукав, потащил из-под её колёс. Но запнулся о рельс и рухнул на задницу, тут уже я потащил его. Электричка заскрежетала тормозами и приостановилась, с платформы на нас глядела всякая любопытная людская сволочь. Электричка снова стала набирать ход, кабина машиниста проехала мимо нас. Колёса были совсем близко, я хотел смеха ради засунуть ногу под одно из них. Вот машинист удивится, когда узнает, что отрезал кому-то ногу! Если уж у меня почка одна, так с чего бы вообще быть двум ногам?! Хотя нет, мне нельзя было остаться без ноги – я искал сестру, сестру же без ноги будет искать гораздо труднее. Оттого я и удержался. Олег Олегович лежал рядом со мной бледный. Быть может, и он думал о чём-то таком же.
Вот если б Олегу Олеговичу отрезало ногу, тогда не так страшно. Сестра-то моя, а не Олега Олеговича. Ему можно и без ноги.
Наконец, электричка, гремя колёсами, прошла мимо нас.
– Куда ты меня тащил? – спросил я.
– Это была последняя электричка, – сказал Олег Олегович. – Теперь у них перерыв – три часа.
– А, – сказал я.
Да, Олег Олегович, конечно, – гнида, подлец! Я теперь разом охладел к нему и никогда уже не потеплею. Это он проспал сегодня утром, а теперь у электричек оказался перерыв. Я ничего не знал ни про какие перерывы, но всё равно встал раньше Олега Олеговича.
Он пошёл куда-то, я поплёлся за ним. На небольшой площади, на которой стояли автобусы, он купил пиво в ларьке. Протянул сначала мне.
– Значит, у тебя были деньги? – бросил я.
– Немного, – ответил тот. – Но не мог же я оставить их в метро или в трамвае, сам понимаешь. Чтобы говорить со Жмакиным, нам надо будет купить ещё пива, а иначе разговор может и не получиться. Жмакин наверняка любит пиво. Все художники любят пиво.
Об этом я, положим, и сам думал. Но у меня денег не было, поэтому я просто подумал – и всё, а Олег Олегович вот распорядился… Впрочем, это его не извиняло.
– Это ты проспал, – сказал я. И выпил пива.
– Да, – согласился Олег Олегович, – проспал я.
– А Жмакин за это время может куда-нибудь уйти, – ожесточённо сказал я.
– Да, это возможно.
– Ты думаешь, художники теперь сидят дома и пишут свои дурацкие картины? – крикнул я.
– Нет, я так не думаю, – виновато сказал Олег Олегович.
– Художники теперь работают какими-нибудь слесарями, а потом приходят с работы и малюют свои картинки. Впрочем, я не знаю…
– Да, – сказал Олег Олегович.
– Я сам не знаю, откуда я что-то знаю. Ведь я практически ничего не помню. А то, что во мне, будто бы не моё. Я неожиданно начал себя чувствовать.
– Давай залезем на платформу, там посидим где-нибудь, а потом, перед электричкой, я схожу ещё за пивом, и мы поедем к Жмакину. И, если нужно будет его ждать, мы подождём. А пиво не станем пить до его прихода. И он нам расскажет о твоей сестре. Потому что он будет хотеть пиво, а у нас оно окажется, – сказал Олег Олегович.
На платформе, с двух концов проверяли билеты, потому нас бы туда не пустили. Но в отсутствие поезда можно было забраться на платформу где-нибудь посередине её. Если повезёт, конечно.
Мы шлялись по путям. Потом Олег Олегович улучил момент, и мы заскочили на платформу.
Народу на платформе было немного. Чего они ждали, не имею понятия. Должно быть, им тоже, как и нам, было пойти некуда. Но у них были билеты, у нас – нет!
Я на них не глядел. Я ни на кого не гляжу.
Наверное, у людей внутри пусто – у них на лицах не видно никакой мысли. Они ни о чём не думают, просто смотрят – и всё. Я тоже такой: просто смотрю и всё! И ещё они дышат, едят и спят. Я тоже, наверное, называюсь человеком. Хотя я бы себя так называть не стал. Дурацкое какое-то слово! А как бы стал себя называть – я не знаю. Надо подумать над этим!
Олег Олегович бубнил что-то про кино. Я не хотел про кино. На что мне кино Олега Олеговича?! Я хотел про сестру. Но не теперь. Не с этим человеком. А уж, пожалуй, лучше с самим собой. То есть, наедине. Но наедине не получалось: рядом был Олег Олегович, и ещё ходили поезда.
Товарняки. В город шли гружёные, обратно – порожние. Олег Олегович сказал мне, в какой стороне город, сам бы я не сообразил. Этот город – настоящая прорва: в него везут целыми составами, а ему всё мало. Человеки потребляют, и города потребляют, города там, где много человеков.
Наверное, я оттого и люблю железную дорогу, что она заставляет меня думать о человеках, тяготиться человеками, презирать их, отказываться от их угрюмого прозябания. А человеки прозябают. Это я знаю точно. Это единственное, что я знаю.
Мы сидели на краю платформы, лицом в сторону путей, свесив ноги вниз. Пили пиво украдкой. Открыто здесь пить пиво нельзя.
Иногда проходил поезд и не останавливался, тогда приходилось вставать, убирать ноги. Чтобы их не отрезало. Ещё, бывало, подходил какой-нибудь дурак из тех, что проверяют билеты в конце платформы, и делал нам замечание. Тогда мы тоже вставали. Тот отходил – мы снова садились. Но билеты с нас никто не спрашивал.
Дураки, как можно с нас билеты не спрашивать?! Я бы непременно спросил с нас билеты! Я бы даже по лицам понял, что у нас нет билетов. Вернее, по мордам. Ладно, так и быть, по физиономиям.
Понял бы точно! Понимать, на самом деле, не так уж и сложно! Нужно просто быть внимательным – и ничего больше! Да.
Удав догоняет собаку
Я люблю железные дороги. Но не люблю людей, на них работающих. Если железные дороги и хороши, то люди их портят. Люди всё портят.
Электричка, на которой поехали мы с Олегом Олеговичем, подошла почти беззвучно, вкрадчиво, подло, на малой скорости. Мы ввалились в тамбур вместе со всем поднабравшимся народцем, и почти сразу электричка тронулась.
Кажется, даже сесть успели не все.
Электрички людишек не ждут. Им главное ехать, а не людишек везти.
Далеко ли нам ехать, или не очень – я не знал. Кажется, не знал этого и Олег Олегович.
Он спросил у кого-то из наших соседей, сколько остановок нам ехать до Бернгардовки. Тот стал считать на пальцах, потом сбился, стал считать сызнова, сбился опять, замолчал, затем подумал и сказал, что, кажется, три. На том мы и успокоились.
Три – не семь и не пятнадцать. Три можно и потерпеть.
За окном были поля и перелесок, но прежде полей и перелесков оказались толстые столбы, и автострады над головой. Тянувшиеся и в ту, и в другую сторону. То есть, пересекавшиеся. Там мчалось множество автомобилей, от автомобилей исходил постоянный гул. Неумолчный, безрадостный. Потом были домишки. Куцые, петушьи, старушечьи, убогие.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Чимкент (Шымкент) – областной центр в Казахстане.
2
Роман Хаубеншток-Рамати – композитор-авангардист (1919 – 1994)
3
С ними золотой орёл небесный, Чей так светел взор незабываемый. (Строки известной песни, сл. Анри Волохонского)