
Полная версия
Австралия – холодная страна. Инструкция по применению Австралии в больших дозах
Глава 11. Интеллигенция

Интеллигенции, в русском понимании этого слова, в Австралии нет. Есть интеллектуалы. Это довольно небольшой слой, – школьные учителя из хороших частных и государственных школ, университетские профессора, писатели, журналисты приличных изданий, музейные работники, некоторая часть врачей, архитекторов, инженеров, многие представители государственного истеблишмента, крупные юристы, адвокаты.
Как войти в мир австралийских интеллектуалов?
Распространённая ошибка.
Если кто-то предполагает, что разговоры об ужасах белорусской, российской или боливийской жизни представляют для местных интеллектуалов интерес, достаточный для долгих посиделок у камелька, то сообщаем, – нет, не представляет.
Крушение империи, надежды на перемены после избавления от коммунистического режима, крах ожиданий, приход к власти диктаторов, политзаключенные, тюрьмы, воровство, подделка и профанация выборов, войны, лагеря, новая опричнина, все это – да, катастрофа для большинства выходцев с просторов бывшего СССР.
Но у западных интеллектуалов, в том числе австралийских, это всего лишь хорошо и давно описанный, до боли знакомый всем сюжет. Это как автоинженеру, захлебываясь, рассказывать о преимуществах двигателя внутреннего сгорания, по сравнению с паровой машиной.
Они здесь все читали прозу Солженицына, Шаламова, Буковского, советологов Ричарда Пайпса, Уильяма Буллита, вообще огромный корпус литературы, и вполне владеют вопросами причин и следствий событий, происходящих на богоспасаемой родине.
Современные выходы цыганочкой тоталитарных и авторитарных режимов никого из интеллектуалов не удивляют, а профессиональное любопытство к этому возникает, за редким исключением, только у непосредственно изучающих тяжелые виды и формы социальных перверсий.
Так что, формула проста, – если хотите общаться, а тем более, дружить с интеллектуалами, сами будьте интеллектуалом.
То, что вы жили в Москве, Санкт-Петербурге, Минске и являетесь, с вашей точки зрения, живым свидетелем исторических процессов, носителем бесценного персонального опыта, в Австралии никаким пропуском в интеллектуальную среду не является.
Совсем другое дело, если вы интересный профессионал в любой области – литература, медицина, физика, астрономия, антропология, музыка, политология, театр… Не сомневайтесь, через некоторое время вы найдете в Австралии вполне достойных собеседников, и в дальнейшем приятелей, а то и друзей.
Глава 12. Национальная элита

Само по себе австралийское общество, как вы уже успели заметить, очень разное. В его структуре много слоев и, как теперь принято говорить, страт.
Можно, конечно, искать и находить разницу между работягами из Екатеринбурга, собравшимися со своими лучшими половинами в воскресный выезд на шашлыки, и сиднейскими ребятами, отправляющимися в национальный парк на барбекю. Будут другие разговоры, другая выпивка, австралийцы тщательно уберут за собой мусор и сложат оставшиеся дрова под мангал. На случай дождя, оставят завернутые в пакетик спички. Но такой уж большой разницы не будет. В сущности, те же люди, – нехитрые знания об окружающем мире, жизнь от зарплаты до зарплаты, праздники, тещи, борьба с ростом цен и ежедневный подъем в 5.30.
Чудовищная разница только в качестве национальной элиты.
Австралийская национальная элита – более чем достойная. Имеется в виду та часть общества, что принимает решения, либо непосредственно участвует или влияет на принятие решений.
Мы, разумеется, не будем утверждать, что каждый член парламента, каждый функционер либеральной или лейбористской партии, многочисленные советники, спичрайтеры, судьи, юристы, политологи, члены Верховного суда, министры и их окружение, вообще, весь австралийский властный истеблишмент, это, как сказали бы классики, собравшиеся в одном месте Жан-Жак Руссо, Марк Аврелий и Спиноза.
Там, конечно же, имеются очень разные граждане. Но это граждане. Граждане своей страны. Они представляют очень разные взгляды, часто крайне далекие, противоположные, они живут в условиях тяжелой политической борьбы, объединений, коалиций, договоренностей, компромиссов и уступок.
Но. Они не берут взяток, не участвуют в коррупционных схемах, им невозможно навязать решение, у них нет «куратора» из спецслужб или какой-нибудь сверхважной «администрации».
Мы будем разбираться с этим, как и всем устройством политической жизни Австралии в соответствующей главе, но сейчас важно понять, что многие загадочные для россиянина вещи на местном ландшафте происходят, или не происходят, потому что австралийская национальная элита имеет очень высокие стандарты.
В ней сейчас вовсе не только WASP (белые англо-саксонцы), как думают многие, вовсе нет. Теперь в ней немало китайцев, индусов, выходцев из Латинской Америки.
Качество национальной элиты – это давно не национальный и не расовый вопрос. Это вопрос газона, который стригли те самые пресловутые 400 лет.
Глава 13. Мультикультурализм

На протяжении последних пятидесяти лет в Австралии, Канаде и некоторых европейских странах проповедуется политика мультикультурализма.
Имеется в виду концепция, когда в одной стране мирно сосуществуют, взаимно дополняют друг друга и развиваются разные этносы и культуры. Мультикультурализм обычно противопоставляется американской политике «плавильного котла», предполагающей слияние всех культур в одну.
Мультикультурализм, как подход к совместной жизни разных рас, национальностей, этносов имеет много аспектов, но если попытаться кратко изложить главное, то на государственном уровне заявлено, что здесь, в Австралии, все конфликты, исторические несправедливости, претензии друг к другу за «поруганную честь», «исконные земли», «многовековое унижение», «оскорбление каких-то чувств» и прочее, прочее, остались позади.
Все это осталось в ваших странах, откуда вы приехали.
Здесь, в Австралии, все равны, уважают друг друга, а отношения регулируются нашим, английским правом.
Судью здесь совершенно не будет волновать религиозно-этническая подоплека избиения, скажем, индуса, выходцами из Фиджи. Или историческая основа выкриков в общественном месте армянина в адрес азербайджанца. Виновных ждет, если не было увечий, разумеется, огромный штраф, который на долгие годы отучит от воспоминаний, как можно было распускать руки и язык на горячо любимой родине.
Австралийское общество чрезвычайно дружелюбно, мало того, в своей сердцевине, в английской части, оно вообще не связывает конкретную человеческую личность с происхождением, паспортом, этносом и так далее. Мы уже немного обсуждали протестантскую этику.
Более того, австралийцы с величайшим пониманием относятся к людям с плохим английским, начинают говорить медленнее и проговаривать каждое слово, а на извинения за косноязычие, всегда отвечают с улыбкой что-то вроде, – «А я, вот по-русски, кроме „водка“ и „бабушка“, вообще ничего сказать не могу».
Причина беспокойства соотечественников за то, что их будут в Австралии притеснять, понятна.
Они, к великому сожалению, как раз привыкли к царящему и победившему дома, шовинизму. Даже во вполне вегетарианские времена «чурка», «нигер», «баклажан», «жидок», «хохол», «чучмек», «армяшка», «еврейчик», «чурбан», «черножопый», «косоглазый» и прочее, прочее, не были в народе какими-то страшными оскорблениями, а абсолютно общеупотребительными в быту широких масс названиями представителей различных национальностей и рас.
Ничего даже рядом в Австралии нет, и быть не может.

Теперь ложка дегтя.
Справедливости ради, следует сказать, что во многих плотных этнических группах, особенно, где высок процент недавно прибывших мигрантов, некие ксенофобские настроения существуют.
Подобные чувства в Австралии сложно проявлять открыто. Поэтому, обычно, они прикрываются чем-то другим, за что трудно призвать к ответу.
Например, вульгарный антисемитизм, ненависть к евреям, выражается арабами в форме «антисионистского движения», или «борьбы за права униженного израильскими фашистами палестинского народа».
Аналогично китайцы формулируют свое отношение к ими же уничтожаемым жителям Тибета и уйгурам, протестуя против «тибетского терроризма». Турки привозят со своей родины лозунги о необходимости «окончательного решения курдского вопроса» и отрицание резни армян.
Естественно, не могли не появиться защитники от «понаостававшихся».
Партия называется «One Nation Party», с очень известной Pauline Hanson во главе. Эта весьма экспансивная дама собирает некоторое число голосов, умело лавируя между общественными настроениями, политкорректностью и невозможностью нарушать Закон.
Но большой роли, и это важно, «национальная партия» в общественной жизни не играет, хотя свою функцию санитара леса, тихо-тихо выполняет.
Вообще, в любом большом современном городе мира, в том числе и в городах Австралии, те, кто раньше составлял так называемое «коренное» население, сильно размыты приехавшими из разных стран и континентов людьми. Чем город меньше, тем это явление менее существенно.
Замечу, что ни Москва, ни Питер, не являются исключениями.
Беспокоящимся о судьбе Парижа или Сиднея, следует разок спуститься в московское метро, или посетить пресловутый праздник варенья.
В Австралии и других странах первого мира тоже немало социальных перекосов в расовой и национальной сфере, связанных, в основном, со скоростью адаптации приезжих.
Но Закон, пока, по крайней мере, един для всех. Абсолютно подавляющее число приезжих из Китая, африканских стран, Индии, являются законопослушными и трудолюбивыми гражданами, строят будущее вместе с «коренными» жителями Канады, Австралии или США, многие сами являются уже «коренными» жителями.
Сейчас слышно много голосов, что концепция «мультикультурализма» звучит красиво, но не работает. Действительно, розовые картинки, посвященные обмену гастрономическими достижениями в фудкортах, сменились на реальные массовые демонстрации «свободных» граждан из аравийской пустыни, требующих от женщин ношения черных тряпок и побития их камнями, в случае подозрений в непослушании первой жене.
Авторам представляется, что мультикультурализм, как социально-философская концепция неплохо функционирует между культурно и исторически близкими народами. Нет проблем, например, в выстраивании отношений между немецкой, французской и датской комьюнити. А вот, допустим, с выходцами из Африки и Ближнего Востока все гораздо сложнее.
Тем не менее, надеемся, что люди постепенно выработают какие-то схемы взаимодействия, когда прибывающие мигранты из стран третьего мира будут стоять перед выбором – либо принять и уважать культурные и исторические традиции, жизненный уклад, религию и законы Австралии, либо ехать обратно и жить дома.
То есть, возможно, что оптимальное решение – это некая комбинированная конструкция из американского плавильного котла и европейского мультикультурализма.
Глава 14. Гомосексуализм

Почему тоталитарные и гибридные режимы, все, как на подбор, увлечены половыми вопросами, почище католической церкви – великая загадка. Для нас, загадка, по крайней мере.
Кстати, у всех этих режимов, как и у католической церкви, раз уж мы ее упомянули, не просто «рыльце в пушку», а таки измазано в этом во всем, по самые «не балуй».
То ли там какая-то тюремная эстетика в головах у правителей, то ли они не сменяются, стареют, а в возрасте начинает чесаться забота об общественной нравственности, когда все подвиги уже позади, кто их знает.
Буквально в двух словах об однополых отношениях в Австралии.
Ну послушайте. Количество гомосексуалистов, транссексуалов, людей, не определившихся со своей сексуальностью одинаково во всех человеческих обществах. Это 4.5—5.5 процента населения. Хоть с пропагандой «традиционных ценностей» из каждого утюга и забиванием несчастных камнями на площади, хоть с парадами «Марди гра» по всем каналам телека. В Австралии, России, Иране, Киргизии и Гвинее. Та же цифра, кстати, для озабоченных этим вопросом, присутствует у высших приматов.
Где-то эти люди скрываются, потому что им угрожает смерть, или общественное презрение, где-то нормально и открыто живут. Вероятность, что ваш ребенок станет лесби или гомосексуалистом та же, живет он в Перми или Сиднее. Здесь, по крайней мере, если такое случится, он не будет несчастным изгоем.
Просто поймите, что как раз нормальных, любящих семей, с бабушками, дедушками, тетями и троюродной родней, в западном мире гораздо больше. Потому, что, уж простите, ненависти и зависти меньше.
Никаких «Родителей 1,2,3,4» мы в Австралии не наблюдем, ровно наоборот, семейные отношения стоят во главе угла, а геи никому не мешают, все друг к другу относятся спокойно и с уважением.
Полезные советы*
Мы крайне не советуем вам, доверительно теребя пуговицу, рассказывать австралийцу о том, как вы не приемлете однополые отношения, какое раздражение вызывает у вас вид парней, идущих, взявшись за руки, и какой священный ужас вы испытываете от того, что парад с непотребно одетыми гражданами показывают по телевидению. Маятник давно качнулся от преследования этих людей к принятию их необычности и своеобразности. От ужасов, когда в Англии за гомосексуализм кастрировали великого математика Тьюринга, сыгравшего огромную роль в победе над фашизмом, покончившего потом с собой, когда издевались и убивали писателей, философов и художников. Высказывая гомофобные взгляды, вы просто прокручиваете кинопленку на 70 лет назад, во времена, которые английское и австралийское общество прошло, и эти черные страницы перевернуло.
Глава 15. Национальная идентичность

Сложилась ли Австралийская нация?
Сегодня можно утверждать – да. Австралийцы больше не считают себя живущими за морем англичанами, китайцами, немцами или вьетнамцами.
Основная масса людей, проживающих в современной Австралии, воспринимают себя именно австралийцами. Они связывают себя, свое будущее, будущее детей, именно с жизнью в Австралии, эти люди сформировали свой ценностный ряд, свою культуру и философию жизни.
Многие читатели скажут, что это все ерунда, какая может быть национальная идентичность у потомков людей, прибывших на материк двести лет назад, дополненных разношерстными мигрантами со всех концов света, людей, как говорится, без роду и племени. Это мнение почему-то особенно часто высказывают россияне, те самые, любители телевидения.
На самом деле, достаточно посмотреть на карту мира, и выяснить, что число стран, которых сто лет назад не существовало, просто огромное. Кстати, многие из совершенно новых государств, гораздо более успешны, чем те, что могут похвастаться тысячелетней историей и пещерами с предками.
Для любителей географии – совершенно блестящие государственные проекты реализованы в Европе, Азии, Океании, так что в ряду молодых государств Австралия далеко не одинока.
Имеется тонкий вопрос об историчности этноса, как одной из основ национального самосознания.
Не желая никого оскорбить. Не секрет, что для многих народов их «праздники», «национальное искусство», «эпос», «национальных героев», «культурные традиции», «исторические события», попросту придумывали ученые в каких-то институтах этнографии.
Несмотря на абсолютно искусственные конструкты, эти народы создали вполне эффективные государства и процветают, не подозревая, что какая-нибудь их древняя «Песнь Солнца» была сочинена в Институте этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая в 1962 году, а их «традиционный женский свадебный наряд» рисовали на кафедре этнографии Ленинградского университета в 1971-м.
Искусственными конструктами разной степени тяжести в области создания и поддержания национальной идеи грешат не только молодые, но и вполне старые народы, так что здесь каждый может неожиданно для себя обнаружить в глазу бревно.
Одним словом, с 1788 года в Австралии полностью успела сложиться достаточно серьезная и глубокая местная идентичность.
В ее основе и австралийская история, и культура, и объединяющая национальная идея.
Важной частью австралийской идентичности стала концепция «первородного греха», – значительный ущерб цивилизации аборигенов белыми колонистами, мы упоминали об этом в Главе 10
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.