Полная версия
Австралия – холодная страна. Инструкция по применению Австралии в больших дозах
В 70-х в Австралии началась волна русско-еврейской иммиграции, в основном, из Одессы. Люди это были простые и ушлые. На новой почве карта пошла. Выяснилось, что можно обратиться в страховую компанию с заявлением об аварии, а если авария не очень большая, никакой инспектор не приезжал, ничего не проверял, машины просто сдавали в свою «мастерскую» для «ремонта». Одесситы тут же открыли свои «мастерские», там оформляли «ремонты» и делили деньги глупых страховых компаний.
Некоторые, пользуясь тем, что в банках никто ничего не проверял, и не спрашивал документы, открывали счета на разные фамилии, шли в разные отделения системы социальной помощи, заполняли там заявления на пособия на разные фамилии, а потом просто ходили по банкам и собирали «урожай». Был такой легендарный товарищ, умудрившийся получать семьдесят девять пособий.
Прибывшие «русские» считали, что они гениальные, никто не догадался, а они нашли. Всё это мошенничество они называли «дырками» в законодательстве, и страшно гордились, когда им удавалось очередную «дырку» обнаружить.
Кончились все эти истории тем, что Австралия одесситов тоже, разумеется, переварила. В банках, как и в офисах системы социальной защиты, ввели требования по предъявлению документов, страховые компании начали внимательнее смотреть за всплесками плохой статистики и высылать инспекторов, кого-то оштрафовали так, чтобы мало не показалось, а некоторым даже удалось пару-тройку лет отдохнуть в благоустроенной австралийской тюрьме и подучить там язык.
На самом деле, никакими «дырками» весь этот русско-еврейский схематоз не объяснялся.
Дело в том, что протестантская этика, лежащая в основе английского права, английского закона и самого английского образ жизни, не предполагает необходимость контроля действий человека. Ты говоришь правду, ты невиновен, общество считает тебя порядочным и честным, пока, в соответствии с процедурой, не будет доказано обратное.
Ровно наоборот, очень плохо, если половина общества должна бегать за другой половиной, и бесконечно ее проверять, а еще должна существовать третья половина, чтобы перепроверять проверяющих, и так до бесконечности.
Все эти проверки на прочность австралийского общества пока всего лишь привели к некоторой потери эффективности системы, ну и отяготили жизнь обычных людей.
Глава 7. Китайцы
Мы, если честно, не знаем, что, на самом деле, творится внутри китайского социума. Думаем, это никто, кроме специалистов-китаеведов не знает. Но, по крайней мере, внешне, китайцы в Австралии не всегда, но часто пытаются изображать из себя австралийцев.
Все, что характерно для китайцев – склонность к взяточничеству, проталкиванию «своих», действиям в обход правил, постоянные поиски возможностей нарушить законы, потребительское восприятие мира, пренебрежительное отношение к сложившимся веками нормам, неуважение к чужому мнению и так далее, все это покрыто легкой простынкой лояльности к британской системе жизни.
В рамки этой книги не уместится анализ того, какая часть сознания прибывающих в Австралию китайцев порождена конфуцианством, «рисовым мышлением», чинопочитанием, просто необразованностью, а какая – коммунистическим воспитанием, страхом перед властью, постоянным ожиданием расправы, социальными баллами и бесконечными запретами.
Можно только констатировать, что в мире ничего более далекого от англиканских ценностей, чем китайское общество, пожалуй, не существует.
В неменьшей мере многое из этого относится к индусам, арабам, многочисленным выходцам из того, что сейчас стало принято называть «Глобальным Югом».
Здесь следует оговориться, что авторы крайне далеки от всякого рода расовых теорий и дурацких предрассудков на тему этнических предназначений и прочей чепухи. Многие китайцы, арабы, индусы, живущие в Австралии, особенно во втором поколении, становятся частью австралийского общества, прекрасно работают врачами, медсестрами, малярами, инженерами, – кем угодно.
Но масштаб миграции сейчас слишком велик – огромное количество «вновь прибывших» с большим трудом «переваривается» австралийским обществом. Речь идет о сотнях тысяч, даже миллионах людей, толком не говорящих по-английски, продолжающих смотреть свое телевидение, общаться почти исключительно внутри своих этносов, и, главное, особенно не стремящихся окунуться в чуждую им среду. Многие вообще считают, что они никуда не переезжали, просто кормежка улучшилась, как в той грустной мысли, что «человека из деревни вывезти можно, а вот деревню из человека, зачастую, – нет».
К сожалению, это стало проблемой.
Глава 8. Русские
Русскоязычные жители бывшего СССР в Австралии относительно немногочисленны, хотя речь по разным данным идет, наверное, о двухстах тысячах человек, разбросанных по большим городам.
Сказать, что они оказывают какое-либо значимое влияние на австралийское общество нельзя. Это относительно небольшая комьюнити, к тому же очень многослойная, и из-за этого не очень дружная.
Например, если француз в раздевалке спортивного клуба услышит французскую речь, он непременно подойдет к соотечественникам поболтать, обменяться контактами.
В русскоязычной среде, за редким исключением, такое обычно не наблюдается.
Впереди – рассказ обо всех волнах русской эмиграции, об ее истории и сегодняшнем дне. Но в этой, Первой Части, в рассказе об Австралийском Обществе, нам следует спокойно и холодно описать русскую диаспору в Австралии. Задача не из простых, ведь мы, получается, сами часть этого комьюнити.
Для начала, русскоязычное население Австралии мы бы разделили на говорящих на английском и нет.
Да, как это не удивительно, в Австралии живет огромное число русскоязычных, в разной степени не говорящих на английском языке. Диапазон – от того, что двух слов связать не могут, до некоего примитивного уровня – понимания несложных, необходимых на простой работе заданий и объяснений в магазине.
Огромное большинство русских, проживших в Австралии десятилетия, а то и целую жизнь, владеют лишь крайне примитивной английской лексикой, не читают английских книг, газет, не смотрят местное телевидение, в крайнем случае, какие-то музыкальные передачи и содержащие только вздохи фильмы. И главное – они общаются в основном друг с другом, в круге их общения нет австралийцев.
У этих людей в фоновом режиме круглые сутки включено российское телевидение. Правду жизни они извлекают из тамошних ток-шоу, новостей и сериалов. Все это очень причудливо и забавно накладывается на местные реалии, давая удивительные сны разума, рождающие чудовищ, как у Сальвадора Дали.
Если спросить среднестатистического представителя этих уважаемых телезрителей про основные, базовые представления об австралийском обществе и стране, то телеграфно можно услышать следующее:
«тупые австралы», «ничего не соображают», «страна без истории и культуры», «полицейское государство, вон в ковид, что творили», «у нас второклассник знает больше, чем все они, вместе взятые», «демократия называется, неизвестно, откуда этот, как его, взялся», «у нас в Гомеле…», «у нас в Йошкар-Оле», «уж я то здесь столько лет живу, ты мне будешь рассказывать…», «взятки берут также, только не у нас, у своих берут, вон тут…», «русских ненавидят, только вида не показывают…», «у них книгу никто в руках не держал…», «у них верховная коррупция», ну и так далее до бесконечности.
Эти люди любому встречному бывшему соотечественнику с готовностью говорят, что «уж мы то знаем правду об Австралии, двадцать лет здесь живем».
На самом деле, ни в какой Австралии эти люди не живут и не жили. Они живут в очень странном мире идеалистических представлений о России, без тамошних реалий, переплетенных с зарплатами и плюшками, получаемыми в Австралии.
Учитывая, что жизнь в Австралии, как и где угодно, хоть в Швейцарии или Монако, тоже не усыпана лепестками роз, весь их мощный критический потенциал направлен на существующие и выдуманные недостатки австралийского бытия.
При этом собрать котомку и ехать на родину предков они не торопятся, предпочитая продолжать испытывать на себе все тяготы и ужасы развитого капитализма, «так называемых западных ценностей» и «так называемой демократии».
«Я бы завтра уехал, если бы не работа (жена, дети, ипотека)».
Многие представители нашей диаспоры, живя в Австралии, черпают информацию о своей же стране проживания из вообще каких-то диких, но почему-то вызывающих у них слепое и безусловное доверие источников – конспирологических телеграмм-каналов, форумов в интернете, совершенно безумных спикеров на YouTube.
«Кругом полно опасных тварей, я вот прочла в газете, что в Австралии женщину-туристку укусил паук и она уже год, как в коме», «Какая там демократия, когда страной управляет генерал-губернатор», «Нашего русского казака посадили в тюрьму за патриотическую позицию», «Знаем мы эту свободу, всем англо-саксы рулят», «У меня родственница живет в Брисбене, еле сводит концы с концами», «Здесь все хотят нас, русских людей, развести на деньги», – примеры таких информационных откровений можно продолжать сколько угодно.
Вообще, YouTube играет в жизни русского комьюнити в Австралии очень непростую роль. Особенно, это касается конспирологических теорий. Многие «наши» глубоко ушли в шестиметровых людей, строивших, как известно, египетские пирамиды, Билле Гейтсе, распространяющем Ковид, американцах, никогда не бывших на Луне, заговоре молчания о пронесшемся сто пятьдесят лет назад страшном урагане и, разумеется, плоской Земле.
В общем, и ладно бы, решили люди ходить в шапочках из фольги, пусть. Но YouTube позволяет им не только слушать, но и другим с серьезным видом рассказывать о вещах, в которых они совершенно ничего не понимают, обращаясь к большой аудитории.
Многое из странного кружева русской офшорной жизни объясняется тем, что значительный слой русскоязычных знатоков австралийского общества, – очень простые люди, попавшие в крайне необычные для себя обстоятельства. Они, кстати, в ряде случаев, говорят по-английски, есть такой феномен, что довольно часто люди простых профессий, как дети, легко и без усилий «цепляют» языки.
Еще одна страта недовольных – оказавшиеся в Австралии соотечественники, которые не смогли занять здесь, с их точки зрения, достойное место, и вынужденные заниматься простой работой.
Какой-нибудь полный воспоминаний о былом величии заместитель директора автобусного парка, ныне – шофер такси в Аделаиде, или заведующая обувным отделом универмага, работающая теперь в Сиднее маникюршей.
Всем этим людям, на самом деле, психологически тоже очень нелегко.
Их представления о былой жизни подёргиваются розовой пеленой фантазий. А потом накладываются на тяжелые реалии ежедневного труда, становясь предметом обобщений в виде проклинаемой новой родины, с печальными мыслями об упущенной синей птице родины старой. Возвращаться, заметим, они тоже не собираются.
Мы, разумеется, не хотели бы впадать в критиканство и быть поняты таким образом, что все соотечественники в Австралии, это как американские обитатели Брайтон Бич. Совершенно нет.
Среди русскоязычных немало ученых, интеллектуалов, профессуры, врачей, преподавателей. Но масса, как и масса везде – далека от идеала. Еще раз: от того, что эти люди живут в Австралии, они не стали менторами ни по австралийской жизни, ни по жизни вообще.
Люди с родным русским языком, приезжают, кстати, вовсе не только из России, но и из Китая, Казахстана, Киргизии, Прибалтийских государств, – откуда только не приезжают.
Это некое смешение разных поколений, национальностей, культур (или иногда отсутствия культур).
Тут и евреев, и киргизов все, часто включая их самих, считают русскими.
Амбиций вскрыть все странности русской комьюнити, или пытаться влезть в глубины сознания и подсознания российского общества у нас нет, да и книга не об этом.
Только заметим, к сожалению, в головах соотечественников всего хватает – какие-то слои из коммунистической идеологии, современной пропаганды, куски недополученных знаний об окружающем мире, крайне высокое мнение о себе, ассоциация себя с достижениями, часто мнимыми, к которым эти люди не имеют совершенно никакого отношения, словесные штампы, а главное – на что мы все время указываем, – глубочайшее непонимание современного капитализма.
Огромное большинство русской эмиграции, живя в Австралии, не имеет никаких представлений об устройстве австралийского государства и общества, системе государственного управления, истории и обычаях страны.
Как правило, они владеют отрывочными, часто абсолютно недостоверными сведениями, почерпнутыми от таких же, как они сами, друзей и знакомых, с упомянутыми роликами YouTube и передачами телевидения, не предназначенными для людей с крепкой психикой. Живут они в жестких проекциях опыта советской или российской жизни на австралийские реалии.
Давайте, однако, подытоживать.
В целом, русская эмиграция в Австралии – явление весьма неоднозначное, в ней переплетено многое. Столько судеб, биографий, стран, городов, столько разных людей, их успехов, трагедий, взлетов и неудач.
Об истории русскоязычных переселенцев в Австралии мы чуть подробнее поговорим в четвертой, заключительной части этой книги.
И все же, в целом, русскую эмиграцию можно считать успешной, особенно в последней волне, например тех, кого в Австралии называют специалистами – инженеры, программисты, архитекторы. Они нормально говорят по-английски, неплохо интегрированы в австралийскую среду.
Предыдущая волна была очень разношерстная, там много людей простых профессий, или тех, кто не смог устроиться и занялся простым делом – маляры, сантехники, механики, водители. С английским у них, как правило, между ничего и более-менее. Есть там и достигшие неких жизненных успехов, но таковых немного.
Выходцев из Харбина, большой волны русской эмиграции, шедшей до пятидесятых годов, осталось совсем мало, их дети и внуки сохранили какие-то остатки русского языка, но относить их к русской общине можно теперь очень условно.
Полноценной интеграции многих соотечественников в австралийское общество мешает полное нежелание самостоятельно понять, разобраться, хотя бы попытаться выяснить, что вообще происходит в Австралии. Хотя, повторимся, люди разные, есть и чувствующие себя в местном пейзаже, лучше, чем дельфины в Ботани Бэй.
Завершим эту главу несложной мыслью, что от самого факта переезда в Австралию, человек не становится интеллектуалом.
Глава 9. Евреи
Еврейские переселенцы ехали в Австралию буквально с первых дней освоения этой земли, но значительными стали цифры с конца 19-го века.
Двадцатый век, с русскими революциями, двумя мировыми войнами, красной и коричневой чумой, принесли еврейскому народу страшные испытания. Некоторым все же удалось переселиться в безопасную Австралию и сформировать комьюнити во всех крупных городах страны.
Возникли общины евреев из Венгрии, ЮАР, России, Китая, в более поздние времена, в семидесятые годы, появились «маленькие Одессы».
Еврейская иммиграция принесла Австралии огромное число юристов, университетских и школьных преподавателей, инженеров, музыкантов, деятелей культуры, подняла на высочайший уровень австралийскую медицину.
Австралийские евреи создали самые популярные в стране сети магазинов и супермаркетов, стали основными застройщиками, преуспели в финансовом и биржевом деле.
Известные каждому австралийцу, и не только, бренды, – Westfield, Coles, Meriton, Sussan, Cogan, Chemist Warehouse, многие другие, были учреждены евреями.
В 1-й Мировой войне австралийские войска возглавлял еврей Джон Монаш, генерал, выдающийся военачальник коалиционных войск.
Евреи дважды представляли интересы Королевского престола, будучи Генерал-губернаторами Австралии. Граждане еврейского происхождения многократно избирались членами Верховного и Федерального судов, губернаторами штатов, членами Парламента, занимая самые высокие государственные посты.
В 1878 году прямо напротив Гайд-Парка, в самом центре Сиднея, была построена «Большая Синагога», – великолепное здание, сочетающее византийские и готические черты, считающееся архитектурным шедевром. По вечерам там сейчас часто проходят концерты классической музыки.
Отдельная тема – еврейские школы. Только в Сиднее их пять, если не больше. Самые известные – Moriah College, Emanuel school, Masada College. Они настолько славятся качеством образования, что немало детей, не имеющих никакого отношения к евреям, готовы носить кипу, зубрить иврит и участвовать в еврейских праздниках, лишь бы учиться в этих стенах.
Общепризнано, что еврейская община в истории становления и успеха австралийского государства занимает особенное место. Вместе с тем, такой значительной роли, какую сыграли евреи в Америке, где ими были созданы целые отрасли экономики, Голливуд, в сущности, весь финансовый сектор, у австралийских евреев не было. Главная причина – масштабы еврейской эмиграции из Европы в Америку и в Австралию – несопоставимы.
Это, к сожалению, связано не столько с «предпочтениями» самих евреев, сколько с большими ограничениями на миграцию в Австралию, когда уничтожаемому, в самом буквальном смысле, в Европе народу, массово отказывали во въездных визах. Еврейское население Австралии сегодня – всего около 100,000 человек.
Тем не менее, на протяжении довольно долгого времени после второй мировой войны, сумевшие все же въехать в Австралию евреи процветали, и могли считать, что они живут в стране с крайне низким уровнем антисемитизма.
Печально, но сегодня еврейская община Австралии опять страдает от вспышки ксенофобии и ненависти.
Простой и понятный всем антисемитизм теперь наряжен в костюм «пропалестинского движения», «протеста против агрессивного сионистского образования» (речь идет об Израиле), «антиколониальной повестке» и прочей демагогии.
На самом деле, причин «новой волны» старого заболевания несколько – забыт пепел Холокоста и ужасы Второй Мировой войны, в Австралии возникла, окрепла и стала влиятельной многомиллионная арабо-мусульманская комьюнити, местные университеты вырастили целое поколение с «благородной левой идеей» и навыками подмены понятий.
Однако, если все же вернуться к еврейской диаспоре, то, пожалуй, это одна из самых успешных общин в Австралии.
Но сказать, что евреи оказывают какое-то существенное влияние на современное австралийское общество, внутреннюю и внешнюю политику страны, на австралийское государство и Британскую корону, было бы явным преувеличением.
Глава 10. Аборигены. Родовая травма
Аборигенов в Австралии где-то 800,000 человек, – около 3 процентов населения страны. Учитывая, что многие аборигены живут в отдаленных районах, в своих комьюнити, в больших городах они составляют всего около 1 процента населения. Обычно для того, чтобы вообще увидеть аборигена, нужно попасть в определенный район города. То есть это некая задача. За многие годы жизни в Австралии, можно вообще никогда не встретить аборигенов, а просто знать об их существовании из телевизионных передач или газет.
Чуть истории. Австралийские аборигены, по-видимому, самые древние люди на Земле. Их цивилизации от 40 до 60 тысяч лет.
Они не являются и не являлись единым народом, на самом деле, это сотни разных племен, разбросанных по всей Австралии.
Когда англичане прибыли в Австралию и начали ее осваивать, они считали их дикарями, вытесняли с приглянувшихся земель, где местные племена жили тысячелетия, убивали, при любых попытках сопротивления. История, культура, творчество этих людей, пришельцев совершенно не интересовали. Им было не до этого – колонистам надо было выживать.
Надо сказать, что отношение пришельцев к местным жителям, как к дикарям, не было полностью беспочвенным – среди аборигенов процветали каннибализм, в том числе ритуальный, групповые акты насилия и надругательства над детьми («инициации»), не было письменности.
Каждое из сотен племен имело свой язык, очень ограниченный, в основе были охотничьи призывы, большинство предметов и явлений окружающего мира не имело ни названий, ни описаний. Кстати, очень похоже на современный язык некоторых молодежных и не очень молодежных групп – «вот», «эта штучка».
Колонисты привезли с собой цивилизационные достижения, грипп, другие инфекционные заболевания, виски и английский Закон.
Все это аборигенам оказалось не нужно, или вредно. Пользоваться цивилизационными достижениями они не научились, незнакомые организмам инфекции валили их тысячами, виски и другой алкоголь стали настоящим бичом этих людей. Что касается английского Закона, то они не просто не понимали за что их судят, они не понимали, что вообще происходит.
В попытке цивилизовать аборигенов был период, когда их детей забирали из стойбищ и воспитывали в английских семьях, отдавали в классические (кстати, очень дорогие) бординговые школы. Потом это назовут «потерянное поколение», – дети, в основном, не цивилизовались, учиться толком не могли, зато связь с племенами тоже утратили.
Все это очень напоминает освоение русскими земель малых коренных народов – эвенков, чукчей, нанайцев, орочи.
Разница лишь в том, что сейчас в Австралию пришло покаяние.
Во всех общественных местах, начиная от Парламента, заканчивая любым школьным актовым залом, висят аборигенские рисунки, флаги, фотографии.
Любой концерт, любая речь, любое спортивное состязание начинается со слов о том, что мы живем на земле этих людей, мы, как цивилизация, виноваты перед ними за произошедшее века назад вторжение, и испытываем безграничную боль за то страдание, что мы принесли этим людям.
Сегодня в Австралии существуют сотни государственных и общественных организаций, частных фондов, занимающихся проблемами аборигенов.
Ученые изучают их языки, культуру, медицинские практики, творчество, предметы охоты и быта.
Аборигены имеют особые условия при получении социальных пособий, выплат, есть множество программ специального образования и интеграции желающих в современную жизнь.
В средних школах проходят практики взаимоотношений колонистов и аборигенов, как черные страницы в истории страны, знакомят детей с аборигенскими воззрениями на природу, мир, воспитывают в детях чувство вины и стыда.
Восприятие авторами всего этого процесса сложное. Комментируя, мы становимся на зыбкую почву, но, тем не менее, пожалуй, решимся сказать несколько слов.
Нам кажется, что покаяние несколько зашкаливает, и часто бывает неуместным. Наверное, в целом, эта политика правильна и необходима, но она во многом лишена исторического видения. Прямое перенесение сегодняшних представлений о нравственности, морали, толерантности, на жизнь и действия людей конца 18-го века, на наш взгляд, не представляется корректным.
Тогда можно записать, например, Д’Артаньяна в серийные убийцы, да и вообще, вычеркнуть из истории всех героев прошлого.
Попробуйте, в этом ключе рассуждать, что «вытворяли» персонажи Жюля Верна, Эдгара По, Пушкина. Перечитайте «Петр Первый» Алексея Толстого, «Тобол» Алексея Иванова.
Не учитывать, что представления о гуманизме и терпимости за прошедшие века сильно изменились, просто неправильно.
Вернемся, однако, к аборигенам.
Несмотря на огромную и реальную поддержку австралийского государства, покаяние, общественное понимание проблемы, аборигены сегодня, если вам доведется их встретить, выглядят не празднично. По крайней мере, в городской среде. Это, как бы помягче сказать, в основном, депривированные личности с большими проблемами в области личной гигиены.
К сожалению, завершить главу об аборигенах на мажорной ноте не удастся. Видимо, история столкновения цивилизаций, не имеет хорошего конца.
Сказать, что эти люди сегодня являются частью австралийского общества, оказывают на него влияние, можно с очень большой натяжкой.
Полезные советы*
Если вы полны решимости увидеть аборигенов, то лучше всего поехать на Север, в Дарвин. Там их, действительно, много.
Неподалеку от Сиднея и Мельбурна имеется несколько районов компактного проживания аборигенов, можно погуглить мероприятия, их проводят несколько раз в год – совместная игра на музыкальных инструментах, демонстрация художественных произведений и творческих достижений.