Полная версия
Австралия – холодная страна. Инструкция по применению Австралии в больших дозах
Австралия – холодная страна
Инструкция по применению Австралии в больших дозах
Александр Корчемный
Лидия Корчемная
© Александр Корчемный, 2024
© Лидия Корчемная, 2024
ISBN 978-5-0064-7790-2
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Несколько слов о названии книги
Почему «Австралия – холодная страна», какой холод, в Сиднее лето десять месяцев в году, а в те, что остались, днем +20 градусов? Но это название книги пришло авторам сразу, моментально.
Дело в том, что многие из прибывающих в Австралию соотечественников считают, что они здесь всех научат жить, – «обкашливать вопросики», «совать на лапу», передадут «лопухам» свой «бесценный опыт» и «высокую культуру».
«Бизнес-ориентированные» везут идеи открытия грузинского ресторана и русского детского сада, куда собираются нанять знакомых и родственников.
Наиболее продвинутые рассчитывают начать разбавлять бензин на бензоколонке, «химичить» со страховками и денежными переводами.
И тут, в Австралии, начинает выясняться, что Макдональдс, по сравнению с грузинской кухней, – оплот здорового питания, русский детский сад нужен также, как хинкали в понедельник утром, а лапы, в которые можно сунуть, отрубили еще до Ричарда Львиное Сердце, от рыка которого, как известно, приседали кони.
Не говоря уже о том, что период существования на рынке «бизнесменов-химиков» сравним с временем пребывания в бою танка Т-34 – четыре минуты, а дальше – встреча с человеком в мантии и маленьком припудренном паричке из белого конского волоса. Для особо выдающихся бизнесменов, этот господин может даже накинуть алый капюшон.
Мы хотели бы подарить вам, нашим дорогим читателям, простую, как хозяйственное мыло, мысль: в аэропорту имени Кингсфорда Смита никто не мечется между терминалами в ожидании прилета эмигрантов, поминутно глядя на табло прибытия и нервно теребя в руках букет белых роз.
Никто не ходит и не говорит: «Ну, когда, когда?! Когда прибудет Сидоров из Актобе, Рабинович из Иерусалима и Петрова из Москвы? Хорошо ли мы подготовились к их прилету? Не будет ли с их стороны нареканий к нашей стране? Понравимся ли мы им?»
В Австралии вы можете встретить много ветров.
Но для всех, кто не готов взять себе за труд понять, чем живут австралийцы, разобраться в жизни страны, выучить на достойном уровне английский, ждет сюрприз.
Их ждет ледяное дыхание Антарктики, для них Австралия – холодная страна.
Прочтите эту книгу, и да избежит вас участь сия.
Авторы
Предисловие
Мы решили вместе выпустить несколько книг о жизни в Австралии.
На момент написания данного, надеемся, полезного манускрипта, у одного из нас (того, что постарше и поопытнее), с этой страной связано почти тридцать пять лет жизни, у другого, точнее, другой (помоложе, посимпатичнее), гораздо меньше, но тоже уже достаточно. Веселый и дружный коллектив авторов решил объединить впечатления, ощущения, взгляды, для создания более объемной картинки происходившего и происходящего в этой стране.
Книг об Австралии море. Путеводители, дневники, художественные эссе, стихи и романы для самых широких читательских кругов. Имеется и немало книжек с картинками для тех, кто не умеет читать. А Патрик Уайт даже схватил Нобелевку, что, судя по всему, нашему авторскому коллективу пока не угрожает.
Кому же предназначено наше высокохудожественное произведение?
Есть такая скандальная писательница с сексуальным уклоном, точнее, наклоном, Диксон Рут. Она когда-то издала некую книжулю – «Теперь, когда ты заполучил меня сюда, что мы будем делать?».
Написала страстная дама не про Австралию, как вы могли бы подумать, а про интимные отношения. Если не читали, то и не надо.
Так вот, в первую очередь, наша книга предназначена для тех, кто приехал в Австралию, или уже начал потихоньку рыться в Expedia, присматриваясь к ценам на билеты.
Вы прошли через кучу интервью, экзаменов, продрались сквозь катакомбы анкет и терриконы документов, доказав железной машине несокрушимого Департамента Миграции, что вы заслуживаете переселения в страну кенгуру, добились своего, и….
«Что же с этим всем теперь делать?»
А вообще, если честно, и мы на это искренне надеемся, эта книга для всех.
В том числе для тех, кто путает Австралию с Австрией (говорят, для таких есть специальное место в аэропорту Вены), а также живет в родном Гродно, Таллинне или Вышнем Волочке, ходит в клуб «Золотые годы» и никуда, кроме, как в гастроном за перчиком не собирается.
Есть два важных момента, которые мы хотели бы отметить в этом предисловии.
Большинство приехавших в Австралию соотечественников, раннее обитавших на просторах бывшего СССР, твердо убеждены в том, что свой жизненный опыт и свои представления о реальности можно, хоть и с некоторыми поправками, спокойно переносить на новую почву.
«Люди везде одинаковые», считают они.
Мы хотим им ответить – нет. К сожалению, или к счастью, но люди везде разные. Австралийское общество совершенно не похоже ни на немецкое, ни на русское, ни на эстонское, ни даже на американское. Люди здесь другие.
Была такая советская комедия «Блондинка за углом», если не смотрели, то и не надо.
В ней убедительно показан рубщик мяса из советского универсама – «Ашот Ашотович», говорящий почему-то с грузинским акцентом. Он стоит в халате с топором, а его спрашивают:
– Ашот Ашотович, а ты с инопланетянами смог бы разговаривать?
– Почему нет? Пообщались бы.
– А о чём бы ты с ними стал говорить?
– Да нашёл бы о чём поговорить. О работе бы поговорил, о детях…
Cвоё открытие Австралии надо начинать с австралийского общества. Без понимания, чем живет это общество, без принятия его системы ценностей, здесь дальше русского района и общения с такими же, ничего не понявшими соотечественниками, окормляясь просмотром вечерами русского телевидения, никуда дальше не уедешь.
Второе – Австралию надо полюбить. Полюбить надо не закаты и рассветы, не климат, пляжи, круассаны с кофе, не прогулочные дорожки вдоль моря и не скамеечки в тихих уголках старых парков.
Полюбить надо австралийцев, работяг, создавших эту удивительную страну, занимающую целый континент, имеющую немало проблем и противоречий, но неизменно находящуюся в топе всех мировых рейтингов по самым разным аспектам качества человеческой жизни.
Страну, в разговорах о которой, у огромного число приезжающих сюда туристов, в речи очень часто мелькает слово «рай». По крайней мере, так рассказывают наши знакомые экскурсоводы, почему бы нам им не верить?
Ну что? Начнем без промедления!
Ваши, Александр и Лидия Корчемные.
Часть 1. Австралийское общество
Введение
Итак, приступим.
До, скажем, где-то шестидесятых годов 20-го века австралийское общество было расово и этнически вполне монокультурным. Австралия не только формально, но и фактически, являлась заморской территорией Великобритании. Жили здесь, в основном, англичане, ирландцы, шотландцы, в общем выходцы с Британских островов.
Читатель, конечно, скажет дружному авторскому коллективу – «Эка хватили, где англичане, а где ирландцы, они до сих пор еще между собой не разобрались». И, безусловно, читатель будет прав.
Но для нас, граждан далеких от товарищеских недоразумений под Британской Короной, проще просто сказать, что жили в Австралии белые люди из Великобритании.
Как говорит один наш знакомый профессор, преподающий право в Сиднейском университете, – «Не надо усложнять, но и не будем упрощать». Вынесем, как говорится, за скобки, товарищеские пятничные драки в пабах между ирландцами и англичанами.
На страницах нашей книги найдется место главным и самым важным эпизодам истории Австралии, но в этой, Первой части, речь не об этом, поэтому глубже мы пока не пойдем, а просто скажем, что в эти, совсем недавние времена, страна была главным образом связана со своей Метрополией, то есть Великобританией, несмотря на отдаленность. А географически куда более близкие страны Азии, тем более коммунистический Китай, большой роли в ее жизни не играли, если вообще имели какое-то значение.
Глава 1. Англичане
Австралия не просто когда-то была основана англичанами, как многие страны на планете. Мы уже заметили раньше, Австралия и была Англией, только ее заморской провинцией. Поэтому базу, идейную основу австралийского общества составляет, в первую очередь, именно то, что было привезено с Британских островов.
Начнем с простых и понятных Европейских ценностей. Это:
1.Христианство
2.Греческая философия
3.Римское право
Но суп, что сварился за последнюю тысячу лет на Британских островах, имеет несколько отличающийся от среднеевропейского вкус и аромат.
Англичане, с легкой руки короля Генриха 8-го (хотя, на самом деле, рука у него была как раз тяжелой), отделились от Папского престола и завели себе свою церковь, которая потом сформировалась, как Англиканская.
Все конечно знают эту захватывающую историю про Генриха 8-го, его бурным желанием развестись с Екатериной Арагонской и большой любви к Анне Болейн, которую, кстати, он потом и казнил.
По поводу любовно-исторических приключений Синей Бороды написано несметное количество романов, от серьезных до бульварных, сняты фильмы, в общем, есть что почитать и посмотреть. Разобраться в весьма интересной истории из бурного 16-го века мы призываем всех читателей не только потому, что это страшно увлекательно. Право английского короля на простое человеческое счастье (здесь сарказм, если что) – вовсе не основной лейтмотив этого известного сюжета. Главное, что мучительный процесс реформации в Англии начался «сверху», Королем.
И главой Англиканской церкви является не Иисус Христос, а Король. А Первым священнослужителем – Архиепископ Кентерберийский.
Основная англиканская ценность – принадлежность к сообществу, модель жизни, «где у каждого есть своя роль».
Еще в 17-м веке это прекрасно сформулировал великий английский философ, просветитель и педагог Джон Локк. Он говорил, что человек может и должен «располагать и распоряжаться, как ему угодно, своей личностью, своими действиями… и всей своей собственностью».
Под свободой Локк понимал, в частности, право на свободу передвижения, на свободный труд и на его результаты. То есть, писал он, – «Человек принадлежит себе». Не государству, не церкви, не народу, и не «партии и правительству».
Наверное, упрощенно, можно воспринимать англиканство, как форму протестантизма, однако без доминантных руководящих фигур, типа Мартина Лютера или Жана Кальвина.
В Австралии, как и в Великобритании, без взаимного восторга, заметим, сосуществуют Католическая и Англиканская церковь.
Но австралийское, как и английское общество, в основном, сформировано именно англиканскими ценностями, где
1.Высокая степень отхода от общинного мышления. Независимость взглядов, самостоятельность в принятии решений.
2. Разумность и взвешенность в поступках и действиях.
3. Высокое чувство долга.
4. Умение «держать спину», не прогибаться, уважать себя и близких.
5. Безусловное уважение к чужому, пусть даже совсем неприемлемому мнению.
6. Пиетет к Королю (Королеве), как к Главе церкви.
На основе этих ценностей, в англичанах развито:
чувство внутренней свободы, независимости, некоей неприступности, в сочетании с готовностью помочь другому, поучаствовать в судьбе незнакомца, повышенное внимание к внешним атрибутам, некоторая отчужденность, спокойное принятие трудных поворотов в жизни, и многое, многое другое.
Естественно, смешно утверждать, что эти и другие черты английского национального характера были сформированы только благодаря тому, что Генрих 8-й решил уйти от жены и возникла Англиканская церковь.
Там, на островах, бароны и рыцари еще в 1215 году заставили Короля подписать правила взаимодействия (Магна-карта, некий прообраз Конституции), который века не давал развиться милому сердцу русского человека абсолютизму (что хочу, то и ворочу, кого хочу – посажу, отравлю, в тюрьме сгною, в самолете взорву).
Более того, это еще можно поспорить, а не возникла ли сама Англиканская церковь, как результат сформированных на островах свобод, или наоборот, но одно мы знаем точно:
англичане со своим походным набором – Библией, пробковым шлемом, шортами, каучуковой клизмой и гуттаперчевой ванной, прошли весь мир, построив Империю, не имевшую себе равных со времен Древнего Рима.
В стародавние времена (речь идет о самом начале 90-х годов) у старшего представителя авторского коллектива случился такой эпизод. Дело происходило в городе Аделаиде.
Он забежал на почту, отослать куда-то посылку с книгами. При этом страшно, просто безумно торопился по каким-то своим, авторским делам.
Работница почты, в солидном возрасте, начала упаковывать книги в вощенную почтовую бумагу (да, да, такая была эпоха, никаких готовых конвертов с пластиковыми пузырьками). Медленно, очень тщательно, она отвела необходимый отрез бумаги, вымерив его специальным деревянным метром, потом начала загибать углы, создавая прочный каркас, чтобы при ударе книги не повредились по краю корешка, проклеила нужные места, очень уверенным, но неторопливым движением, перехлестнула верх получающегося конверта, ну и так далее.
Еще молодой автор, переминавшийся с ноги на ногу, не выдержал и осторожно спросил, нельзя ли как-то действовать побыстрее. На что, не прерывая работы, и не меняя темпа, почтовая работница подняла взгляд поверх очков, и сказала полным достоинства голосом: «Here in Australia, we are doing everything properly» («Здесь, в Австралии, мы всё делаем правильно»).
Глава 2. Сердце общества
Дорогие мои! Вам приходилось когда-либо бывать в настоящем английском захолустье? А жить там? Нет? Эх-хе-хе… Кто знает жизнь, тот курит «Приму»…
Дорогие мои! Ничего-то вы тогда не знаете! Нет-нет. Там отличные дороги. В каждом дворике сад, в каждом окошке цветочки. Трактор с правым рулем исправно тарахтит на ухоженных английских полях. Газончики мягкие, как шелк. Пятнистые английские коровки щиплют зеленую английскую траву. Перед едой все берутся за руки и молятся. По субботам, воскресеньям, праздникам, поводам там разным – рождениям, свадьбам, похоронам, не дай Б-г, – пожалуйте, все в церковь.
Если кто на воскресной проповеди не был, настоятель сам заглянет домой, спросит, не случилось ли чего. Или констебля пошлет навестить – вдруг, что серьезно. Непросто же так человек на проповедь не пришел, или церковный хор пропустил.
А праздников англиканских – немерено. Вечером все, как положено, библию читают.
Дело в том, что в региональной Англии никто и не предполагает существование людей не из англиканской церкви (хотя, чего там, заблудшие католики, изредка, случаются), а уж тем более, что кто-то может быть вообще неверующим! Ведь это просто невозможно!
Местные жители говорят исключительно о погоде, сельском хозяйстве, ну и об Иисусе с его мамой.
Весь городок ложится в восемь. Если у кого-то в девять вечера горит свет, добрые соседи на следующий день спрашивают о самочувствии.
Настоятель любит осведомиться у прихожан, как бы невзначай, все ли было понятно в проповеди, в зачитываемых главах Священного Писания.
Так выглядит региональная Англия, также была, да и сейчас устроена, вся региональная Австралия, разве что с неким колониальным флёром. Нравится кому-то, или нет, но это и есть та самая глубинная страна, корень всего, что происходит вокруг.
Это работящие, честные и очень религиозные люди. Именно они создали этот мир.
«Подождите!», – скажет наш читатель. Я вот смотрел «Аббатство Даунтон», там слуги… Ну, дорогие, не упрощайте. Дело в том, что в этом фильме очень хорошо показана английская аристократия. И слуги там, – это тоже своего рода аристократия, народная, именно это и надо понять.
Глава 3. Аристократия
Английская аристократия в Австралии есть, но ее немного. Здесь скорее аристократией теперь считают просто очень старые английские семьи со «старыми деньгами» и недвижимостью, разбросанной в козырных районах Сиднея и Мельбурна. Они часто оказываются владельцами каких- то исторических зданий, акций добывающих компаний, сельскохозяйственных земель. Мы бы не стали преувеличивать влияние этих семей на жизнь современного австралийского общества.
Пересечься с представителями этих семейств можно в случае, если ваши дети ходят в определенные школы, такие, как сиднейские Scots College, Cranebrook, St.Catherine’s school и некоторые другие. Либо, если вы, например, умудрились записаться в привилегированный гольф-клуб, что, кстати, маловероятно. Еще с ними можно познакомиться на мероприятиях (особенно частных вечеринках) Либеральной партии, концертах классической музыки, благотворительных собраниях.
Чаще всего австралийские аристократы чрезвычайно приятны в общении, очень любят «Бесы» Достоевского, музыку Чайковского, Стравинского, слушают винил, вопреки расхожему мнению не ездят на «Роллс-Ройсах» и «Бентли», не курят сигары, не посещают казино. Все это гораздо более характерно для прослойки разбогатевших на подрядах местных застройщиков, оптовых продавцов недвижимости, или осевших в Австралии дельцов из Гонконга и Макао, уставших рисковать и решивших, что с них хватит
Глава 4. Иностранцы
Бытует мнение, что Австралия, как и США, – эмигрантская страна, здесь все и всем рады, все эмигранты, если не в первом, то во втором, или третьем поколении.
Это правда, но правда частичная, и так было не всегда. По крайней мере, до 60-х годов, когда в Австралию по-настоящему массово начали приезжать эмигранты, с некими поправками на ветер, Австралия была этакой деревенской Англией с особенностями. Эти особенности мы непременно обсудим в свое время, но сейчас важно сказать, что для нашего брата эмигранта жизнь в этой самой региональной Англии вовсе не была сахаром.
Дело в том, что в те самые добрые старые времена, когда можно было, ни о чем не задумываясь, оставить на вокзале чемоданы в конце перрона на пару дней, главное, чтобы они там никому не мешали, англичане были другими англичанами. Это была еще нетренированная на чужеземцев модель ChatGPT 2.0.
Если коротко, то англичане иностранцев не любили. Откроем вам страшную тайну. Они и сейчас их не любят. Просто притерпелись, научились жить в ситуации, когда их вокруг много, а то и большинство.
Мы с немалым восторгом описывали положительные черты английского национального характера, но, как и у любого великого народа, ложка дегтя тоже имеется. Мы бы сказали, даже не ложка, а хороший половник.
Эту ложку дегтя очень хорошо описала Агата Кристи, про отношение «общества» к Эркюлю Пуаро, который был, как мы помним, бельгиец.
Иностранцам, то есть нам, в той самой замечательной, старой, доброй Австралии, каждый день, каждый час давали понять, что мы – «очень хорошие, просто чудесные люди».
«И нам невероятно, просто отчаянно рады. Только очень жаль, что мы не англичане. Вот если бы мы были англичанами, нам бы не были так рады. Ну приехали, и приехали, чего теперь. А вот именно то, что мы – не англичане, это особенно хорошо, даже интересно. Но все же, как-то жаль, что мы не англичане. Хотя и люди хорошие, но все же не англичане».
В общем, почти как в старой истории про антисемитизм в коммуналке, – «Какие вы прекрасные люди, если бы еще и евреями не были».
Одна из современных родовых травм Австралии – принятый в 1901 году «Закон об ограничении миграции», запрещавший «цветным» (в «цветные», разумеется, записали китайцев и других азиатов) въезжать в страну. Эти правила вошли в историю, как «Политика белой Австралии».
Формально этот запрет был реализован через необходимость знать европейские языки. Для въезда в Австралию нужно было написать диктант на одном из европейских языков. Разумеется, выходцы из Африки или Китая этот экзамен, за редчайшим исключением, проваливали.
Надо заметить, что «Закон об ограничении миграции» был поддержан не просто абсолютным большинством австралийского общества. Высказывавшихся против, вообще не было.
С разными поправками на фактическую погоду, эти запреты просуществовали аж до 1973 года, и оказали сильное влияние на современную ситуацию.
«Белые» мигранты, тем не менее, в Австралию прибывали все время и, с исторической точки зрения, в короткие сроки. Страна принимала миграцию волнами – греки, итальянцы, немцы, французы, евреи, русские.
Чтобы представить себе масштаб явления. В Мельбурне греков живет больше, чем в Салониках. А ведь большие греческие районы есть и в Сиднее, в других городах.
И, главное – после 1973 года в Австралию, буквально прорвав плотину, хлынул поток китайцев, других азиатов, индусов, арабов, в последнее время стали уже заметны и черные жители Африки.
Эти люди сильно изменили австралийское общество, оно перестало быть просто английским.
Глава 5. Стоны
Мы не можем оставить в сторонке стоны по «доброму старому времени».
По бесплатным бутылочкам с молоком, которые в пять утра привозил молочник к каждому (каждому!) австралийскому дому, где живут дети, по тому, что не существовало понятия «потерянное письмо», а двери в домах Мельбурна и других городов не имели замков, только крючки, чтобы не хлопали от ветра.
Когда тот автор, что поопытнее, впервые приехал в Австралию, он пришел в банк, дело происходило в Аделаиде, чтобы открыть счет. Заполнил небольшую карточку на белом картоне, там спрашивали фамилию, имя, адрес проживания, и получил немедленно чековую книжку и красивую бумажку с аккуратно написанным номером счета.
Не надо было предъявлять ни одного документа. Ни одного. Седовласый служащий поздравил молодого человека с открытием счета в «самом надежном банке страны», и очень странно воспринял попытку предъявления паспорта, сказав, что не сомневается в правильности заполнения учетной карты. «Вы же свою фамилию знаете лучше, чем я», – улыбнулся многоопытный банкир.
Старики-соседи рассказывали, что в Сиднее, в камере хранения на центральном вокзале, не было служащих. Люди самостоятельно размещали свой багаж на полках, а потом приходили забрать его, когда было нужно. Часто чемоданы на несколько дней просто оставляли в отведенном месте на платформе с надписью «для клади», а носильщики потом относили его в багажное отделение нужного поезда, в соответствии с записками на бирках.
В магазинах частенько вместо оплаты оставляли адрес, по которому следовало прислать счет, в лавках, если не было денег, делали запись в тетрадку, отпуская в долг до конца недели или месяца, докторам платили «по возможности», в аптеках рецепты существовали не для контроля, а лишь для изготовления лекарства.
Всё это действительно существовало в Австралии.
Насколько этот «золотой век» мог продолжаться до сих пор? Можно ли было дальше держать плотину и не допускать иммиграции из Азии и бедных стран Европы – Италии, Венгрии, России, Польши, а потом и из Индии, арабского Востока? Наверное, с точки зрения современного мирового порядка, – не очень.
Австралия, как и весь цивилизованный мир, прошла пресловутый второй демографический переход, страна огромная, людей из деревень в город не привезти, традиционных многодетных семей там просто больше не было, а народ брать где-то надо. И народ начали брать. Но, скажем так, разный.
Глава 6. Разный народ
В самом конце 19-го века в Австралию начали приезжать итальянцы. Помимо пиццы, спагетти, своих ярких средиземноморских красавиц, саженцев оливковых деревьев, они привезли в Австралию организованную преступность, рэкет, клановый бизнес. Англичане видели и не такое, итальянцев поставили на место, судебная система постепенно отправила всех главарей в комфортабельные тюрьмы, а итальянские бизнеса стали процветать под сенью железного английского закона.