Полная версия
Разумный фитнес. Книга тренера
Разумный фитнес. Книга тренера
Тимур Беставишвили
Посвящается моему первому тренеру – Александру Андреевичу Драннику.
© Тимур Беставишвили, 2024
ISBN 978-5-0064-7174-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Живи так, как будто ты умрешь завтра. Учись так, как будто ты будешь жить вечно.
Махатма ГандиВведение
Ну, разве можно серьёзно относиться к книжке без картинок?
Л. Кэрролл.«Алиса в стране чудес»Если вы, читатель, принадлежите к славному племени тренеров, то будьте готовы к неожиданностям, с которыми наверняка встретитесь в этой книге. Я имею в виду не слишком приятные неожиданности. Конечно, я постарался дать вам как можно больше полезного материала и отнюдь не ставил своей задачей написать книгу, каждая страница которой вызывала бы у вас острую реакцию удивления или неприятия. Это дело нехитрое мастеров выкрасить всё чёрной краской, а что нельзя выкрасить – поставить с ног на голову, у нас хоть отбавляй. Их сомнительные лавры мне не нужны. Я постарался изложить в книге свой практический опыт, который накопился за более чем 30 лет работы в оздоровительном спорте. Опыт можно просто накапливать, и это – уже хорошо. Но опыт можно и переосмысливать. И это – ещё лучше. Думать над «очевидными» вещами вообще полезно, так как иногда они поворачиваются к вам совсем иной стороной, и только тогда вам удаётся увидеть новое в привычном. А это всегда очень интересно, даже если вы с таким видом не соглашаетесь. Именно критические размышления над «общепринятым», как показывает история любой науки, всегда приводят человека к открытиям. На основании своего опыта и на языке элементарной логики я подвергну сомнению и даже критике то, что многим из вас кажется очевидным и устоявшимся. Это относится к самой нашей профессии, к её методам, её принципам, её целям и задачам. Но я буду неукоснительно соблюдать одно важное правило: если я говорю о своих взглядах на любое явление в нашей профессии, то буду объяснять, почему я так думаю. И того же я жду от вас. У каждого из вас есть свой опыт, свои взгляды. Но истина всегда рождается там, где начинается работа мысли, однако заканчивается там, где абсолютизируется опыт отдельного человека или группы людей. Однако никто не обладает монополией на истину.
Эта книга – не самое лёгкое чтение. Многое из того, что вы здесь прочитаете, будет отличаться от того, чему вас учили, чему вы учились сами, а многие вещи, которые казались вам привычными и очевидными, повернутся к вам другой, иногда неприятной для вас стороной. Некоторые понятия, которые я считаю особенно важными, будут даже повторяться в разных разделах книги. Думаю, что иногда вы будете испытывать желание просто выбросить её. Ну что ж, человек так устроен, что ему не просто соглашаться с иным мнением. Правда, несогласие в сочетании с отсутствием собственных альтернативных доводов не внушает доверия. Фраза «этого не может быть, потому что не может быть никогда» – очень слабый аргумент в любом споре. Обычно мы не убедительны из-за того, что слишком торопимся. Действительно, многие люди торопятся возразить, даже не выслушав оппонента. А вы попробуйте выслушать его до конца, сделать паузу, подумать, почему он считает так, обдумать аргументированный ответ и только потом возразить. Если, конечно, вы не придёте к признанию правоты вашего собеседника. Увы, слишком часто мне приходилось слышать что-то типа «Я не знаю, как это должно быть, но вы делаете неправильно».
Человек отличается от животных наличием развитого мозга и умением думать, а также способностью предвидеть последствия своих действий. Но когда я вижу «работу» некоторых тренеров, то понимаю, что они и не думают, и тем более даже не пытаются предвидеть последствия своих «тренировок». А тренеру нужно думать не только за себя, но и за своего подопечного. Более того, тренеру полезно думать и за своих коллег – тренеров, за своих коллег – работников отдела продаж или администраторов рецепции и управляющего. И даже, не побоюсь этого слова, за инвестора или владельца клуба! А вы как думали?! Тогда очень многое из того, что вам кажется неправильным и даже безумным, будет выглядеть совсем по-другому. Но как же хорошо тренеру нужно думать за Его Величество Клиента! Пока тренер не научится понимать того, что именно клиенту нужно, о том, чтобы считаться профессионалом можно и не мечтать! Поэтому можно сказать, что именно мозг является главным рабочим инструментом тренера.
Да, считать, что кто-то обладает монополией на истину довольно глупо. Тем более в такой сфере, как фитнес, который является частью социальной жизни людей. Что может быть более переменчивым, чем социальная жизнь, и кто знает, что будет завтра? Впрочем, знать точно – нельзя, однако догадываться – можно, и в книге мы попытаемся это сделать. В частности, ответить на вопрос, куда движется фитнес и к какой форме он может прийти в будущем. Это интересно ведь нам же работать!
А вот чего в книге точно не будет – это всевозможных методик тренировок. Зачем они здесь нужны? Полки книжных магазинов и так буквально завалены глянцевыми книжками с накачанными парнями и «копчёными» девушками, в которых вам авторы подробно расскажут, как именно вы должны (!) «качать», к примеру, бицепс. Правда, нигде почему-то не пишут, зачем это нужно, и уж тем более даже не упоминают вопрос о цене, которую за это придётся заплатить. Накачаешь – и будет тебе счастье! Да, и ещё в этих книжках, как правило, подробно представлена критика конкурентов по «накачке». Вы, наверное, сталкивались с очень занятным явлением: любого врача хлебом не корми, но дай покритиковать коллег! Все лечат не так! То же самое и с тренерами. Любой тренер, особенно в начале тренерского пути, абсолютизирует свой опыт. Он всегда считает, что его методика – самая верная. При этом в качестве аргумента он приводит собственные достижения. Однако не будем забывать, что многие, очень многие тренеры пришли в эту профессию из большого спорта. Но цели большого спорта радикально отличаются от целей оздоровительного. Значит и методы тоже, и иначе просто не бывает в этой жизни! Но все ли это понимают? Для молодёжи характерно заслуженное восхищение методами знаменитых тренеров. В этом случае неопытный тренер старается копировать всё – и терпит полный крах. Потому что тренировка в оздоровительном спорте – это не просто определённая последовательность упражнений, которую выполняет под вашим руководством ваш подопечный. Это – нечто совсем иное, ибо любой опыт, любые знания и умения проецируются на личность тренера. А другой тренер – это ДРУГАЯ личность. Вы можете восхищаться тем, как замечательно сидит красивое платье на вашей подруге, но точная копия этого платья на вас может выглядеть ужасно. Потому, что у вас — другие особенности фигуры. Так и чужой опыт. И, если вы поймёте и почувствуете это и начнёте ДУМАТЬ – вот тогда и станете ТРЕНЕРОМ.
Но и это ещё не всё. Тренер – это профессия. Значит, мы вправе думать, что эта профессия обеспечит нам достойное вознаграждение за труд. И здесь всё вроде просто и понятно: больше тренировок – больше зарплата. Но как заполучить это большое количество тренировок, как сделать себя «рейтинговым», высокооплачиваемым тренером? Сколько лет можно успешно работать именно тренером? До какого возраста? Какие опасности подстерегают нас на этом пути? И, наконец, как сделать карьеру в фитнес-бизнесе? И в чём именно эта карьера заключается? И ещё много вопросов. Поэтому в этой книге будут рассмотрены темы, которые, на первый взгляд, не имеют прямого отношения к работе тренера фитнес-клуба. Однако уверяю, только на первый взгляд. Вы никогда не достигнете успеха ни в одном деле, если не будете понимать его смысла, базовых источников, движущих механизмов.
Именно этому и посвящена книга. А теперь включаем мозг.
О бессмысленности нашей профессии
И вот вам первый пример того, как привычные понятия можно перевернуть с ног на голову.
Конечно, можно было бы ожидать, что в самом начале книги для тренеров я буду с надрывом провозглашать прописные истины о том, что, мол мы, коллеги, занимаемся святым делом – способствуем укреплению здоровья людей и, по сравнению с представителями других профессий в целом способствует тому, чтобы человечество стало лучше. Всё это мы слышали многократно. Но так ли это на самом деле? Действительно ли наша профессия преисполнена настолько глубокого смысла, что говорить о ней можно только со слезой умиления? Отнюдь нет. Я утверждаю, что профессия тренера по сути – одна из самых бессмысленных профессий на свете.
Как-то мне довелось прочитать довольно интересный материал об опыте одного российского журналиста. Он отправился в тропики и прожил несколько месяцев в племени местных жителей, которые, хотя и вступали в эпизодические контакты с соседями, но в общем жили ещё первобытным укладом. За это время журналист настолько сблизился с ними, что его даже приняли в члены племени. Как-то раз он решил провести со своими соплеменниками нечто вроде соревнований. Он предложил пострелять из лука в цель, бросать копьё в дерево на точность и в конце устроил соревнования по бегу. Его инициатива была встречена с большим энтузиазмом. Но один вид «соревнований» вызвал полное недоумение: он предложил проверить, кто может больше всех отжаться в упоре. Для его новых соплеменников это соревнование было лишено практического смысла. Понятно, что лучший охотник – это тот, кто лучше всех бегает и попадает в цель. Но что даёт в этом смысле сгибание или разгибание рук?!
То есть для людей, живущих естественной жизнью, упражнения, если они не являются прикладными, то есть подготовкой к охоте или поединку – абсолютно бессмысленны.
Ещё один пример – история Олимпийских игр. Первоначально все виды, в которых соревновались греческие атлеты, были продолжением охоты или войны: бег, борьба, кулачный бой, метание копья и диска, прыжки, панкратион, заезды колесниц. Если бы кто-то выступил с предложением просто поднимать тяжести, то вряд ли такое предложение поддержали. В этом не видели прямого практического смысла. Другое дело, что для развития нужных качеств борцу, например, приходилось поднимать тяжести в качестве тренировки. Да и в этом случае не особенно мудрили с методиками. Милон Кротонский, например, просто ходил вокруг стен родного города с молодым бычком на плечах. Рос бычок – росла и сила. Когда Олимпийские игры начали возрождаться, почти все виды соревнований представляли собой фактически элементы охоты или войны. Интересно, что кроме очевидных заимствований, были ещё и завуалированные. Например, историю олимпийского пятиборья связывают с легендой об офицере шведской армии, который, убегая от врага, скакал на коне, ловко фехтовал, потом метко отстреливался, а затем переплыл реку и убежал. Вот вам и пять видов. Биатлон когда-то называли «гонкой патрулей». Метание молота, оказывается, основано на старинном шотландском методе борьбы с тяжеловооружёнными, закованными в доспехи рыцарями. Шотландские кузнецы, подоткнув килты, раскручивали обычные кузнечные молоты и броском с дальней дистанции просто вышибали английских рыцарей из седла. Кстати, на первых возрождённых Олимпиадах вместо современного снаряда — вольфрамового шара на проволоке – использовался простой молот.
Эти примеры говорят о том, что «чистые» упражнения, оторванные от войны или охоты, выглядели в глазах древних абсолютно бессмысленными. Например, можно было бы сказать, что спортивные игры, на которые буквально молятся сотни миллионов людей, были чистым абсурдом в глазах древних. Впрочем, тут спешить не стоит. На стене в Помпеях найдены фрески, на которых женщины, одетые во что-то типа современных бикини (!), играют с мячом чем-то, похожим на ракетки. И на их лицах написано удовольствие. Простое развлечение? Неизвестно. У древних майя была игра, очень похожая на баскетбол или футбол. Две команды старались забить мяч из литого каучука в вертикально расположенное кольцо, установленное выше человеческого роста. При этом они не должны были касаться мяча ладонями и ступнями. Представляете себе игру? Особенно, если учесть, что литой каучуковый мяч весил несколько килограммов. Но не это самое интересное. Любое нарушение правил наказывалось просто: вместо жёлтой карточки — смерть нарушителя. За проигрыш смерть ждала всю проигравшую команду и… главного игрока команды-победителя. Их приносили в жертву богам. Такая игра была, скорее религиозным действом, которое символизировало борьбу дня и ночи. Вот такой спорт. Любители играли, между прочим.
С точки зрения здравого смысла современный человек живёт довольно бессмысленно. В стародавние времена ему нужно было просто обеспечить своё существование и продолжение рода, а для этого лишь получить необходимое – пищевые ресурсы и средства защиты от окружающей среды – жильё и одежду. Ничего другого, по большому счёту, ему не было нужно в принципе. Современный человек окружает себя таким количеством избыточных вещей, что для их приобретения ему приходится работать столько, сколько человеку природы и не снилось. Как сказал один из героев фильма «Бойцовский клуб» «вещи, которыми ты владеешь, в конце концов овладевают тобой. Мы ходим на работу, которую ненавидим, чтобы купить барахло, которое нам не нужно». Да, мы окружаем себя огромным количеством вещей и тем самым удаляемся от природы, но платим за этот уход слишком большую цену – собственное здоровье.
Люди начали понимать связь дефицита движения и плохого здоровья только в XIX веке, когда медицина начала развиваться особенно активно. Врачи начали прописывать пациентам, страдающим избыточным весом, в качестве лекарства простую двигательную активность.
Один знаменитый французский врач, который жил на юге Франции в начале XIX века, как-то получил от парижского богача письмо, в котором тот жаловался на большой вес, одышку, боли в сердце и спрашивал, не согласится ли мэтр его лечить? Врач ответил согласием, но поставил условием, чтобы пациент пришёл к нему из Парижа пешком, ночуя под деревьями и питаясь простой едой. Нужно ли говорить, что через несколько недель к врачу пришёл усталый, но изрядно похудевший и поздоровевший человек, который уже не нуждался в лечении.
Появление таких воззрений означало, что специалисты по медицине начали понимать, что многие заболевания связаны с ошибками, которые совершает человек, постепенно теряя физическую активность. Родилась концепция возврата к естественному уровню такой активности, и не столько лечения движением, сколько профилактики при помощи движения. Теперь и до появления понятия «тренировка» как метода предупреждения заболеваний оставалось совсем немного.
Таким образом, утверждение о том, что профессия тренера и его деятельность лишена смысла, имеет право на существование. Создание искусственных условий для самого естественного, обусловленного самой природой человека вида деятельности – двигательной активности – это абсурд. Наверное, человек живёт как-то не так, как должен.
И вот для того чтобы понять, почему и как это произошло, а также как и откуда возник наш любимый Клиент, а в ответ на его появление «нарисовался» и Тренер, мы сделаем небольшой экскурс в историю.
Краткий курс истории Клиента
Исторические предпосылки
Прежде чем переходить к препарированию главного персонажа фитнес-бизнеса – Клиента уточним терминологию.
Итак, что означает термин «Клиент» и откуда он взялся? Я просто ненавижу это слово, но оно настолько укоренилось в нашем лексиконе, что я вынужден его тоже использовать, хотя оно никак не отражает всего спектра взаимоотношений между специалистом фитнес-клуба и тем, кто покупает фитнес-услуги! Понятие и слово «клиент» восходит к временам императорского Рима, где оно означало, скорее, «приживальщик», то есть представитель широкой прослойки свободных граждан, которые фактически жили за счёт римских патрициев, на их мелкие подачки. Правда, мы воспользовались вульгарным и прямолинейным переводом. Так это слово первоначально и переводилось с латыни. Это – явно не наш случай. Термин сlient появился на Западе, откуда к нам пришло само понятие фитнеса как метода оздоровительного спорта и как вида коммерческого предприятия, продающего специфические услуги. Возможно, для жителя Запада слово «клиент» отражает взаимоотношения между продавцом и покупателем услуг более точно,
Слово «клиент» по своей прямолинейной сути предполагает обезличенное отношения продавца к покупателю. Возможно, если рассматривать фитнес-услуги как обычный товар, ничего страшного в этом слове нет. Продавец предложил товар – клиент купил – о клиенте на время забыли. Но фитнес-услуга, как и любой товар, имеет свою специфику. Главная специфическая особенность фитнес-услуг как товара заключается в том, что качество этого товара существенно зависит от характера взаимодействия между продавцом и покупателем. Ещё более важная особенность состоит в том, что польза, которую может «купить» человек, в этом случае во многом зависит и от его собственных усилий. Действительно, если человек покупает телевизор, то на этом его хлопоты заканчиваются, он может спокойно ложиться на диван с банкой пива и… ну, дальше не интересно. Купив карту фитнес-клуба, он вынужден хоть что-то сделать сам. Есть ещё один нюанс. Сомнительно, что вкус блюда, которое готовит повар, улучшается, если у повара и посетителя ресторана складываются особые личные отношения. К примеру, симпатия, или подчёркнутое взаимоуважение. В кулинарии, наверное, есть своя специфика. Но там душевные качества повара вряд ли влияют на вкус блюда. Хотя, кто знает? А вот в фитнесе специфика тренировки заключается в том, что хороший, профессиональный тренер не воздействует на «клиента», а они взаимодействуют между собой. Это – процесс обоюдный. Только во втором случае эффективность тренировки, то есть качество нашего «товара», будет высоким. И мы ещё будем об этом говорить подробно. Как ни парадоксально, этого не понимают не только многие наши клиенты, но и многие тренеры!
Дружба или любовь – это взаимодействие. В любви и дружбе нет прямых отношений «клиент» – продавец. Во всяком случае, в том, что я считаю любовью и дружбой. Взаимодействие двоих – тренера и «клиента» – это что-то похожее. Поэтому столь вульгарное слово здесь не подходит. Однако всё уже так запущено, что попытки обозначить того, кто тренируется, другим словом, вызывают у слушателей недоумение. Поэтому мы тоже, скрепя сердце, будем его использовать.
Теперь я со вздохом буду употреблять это слово без кавычек, иногда и даже не с прописной буквы.
Мы не будем здесь подробно рассматривать все исторические предпосылки появления профессии тренера. Об этом много сказано в учебной литературе по истории спорта, да и в работах вашего покорного слуги об этом сказано немало. Например, в книге «Разумный фитнес. Книга руководителя», которая вышла ранее. И ещё будет сказано. Следите за его творчеством, следите… Хитрый маркетинговый приём, не правда ли? Ну, что же делать, если я занимаюсь организацией фитнес-предприятий, а также, естественно, и маркетинговым продвижением клубов? Дурные привычки прирастают намертво! Профессиональный кретинизм, если хотите.
Цитирование собственных работ отдаёт клинической манией величия, однако повторю одну важную мысль. Я очень хотел бы, коллеги, чтобы вы обратили на неё особое внимание. Никогда, подчёркиваю, никогда в истории спорта, от времён первых Олимпиад до времени их возрождения, спорт не рассматривался только как метод физического развития!
Спорт в античные времена был одним из средств движения к идеалу – гармонии душевной, интеллектуальной и физической в человеке. Одним – но не единственным! Кстати, математик Пифагор, по отзывам современников, был неплохим кулачным бойцом. Или можно сказать, что один из неплохих кулачных бойцов был гениальным математиком? Что тут первично, как вы думаете? Для человека античного это не было бы вопросом. Важно было всё. И возрождение спорта в Европе было лишь частью возвращения к античному идеалу единства всех качеств человека. Это было следствием значительных изменений в жизни людей, исторических и идеологических подвижек на европейском континенте в XIX веке. Интерес к античной истории вырос в связи с ростом общего уровня гимназического образования по классическому образцу. На волне этого интереса поклонник античной культуры и социально активный человек барон Пьер де Кубертен разработал проект возобновления Олимпийских игр, а его друг и единомышленник Деметриос Викелас стал первым президентом международного комитета. В этом качестве он возглавил проведение Олимпийских игр в Афинах. Заметим, в то время, так же как и в античное, внешнее, телесное обличие человека не отделялось от внутреннего, интеллектуального. Современный образ профессионального спортсмена как тупой машины движения в те времена вызвал бы изумление и протест. А сама идея о том, что за занятия спортом можно было получать деньги, казалась абсурдной. Да и наставники спортсменов—любителей занимались этим делом из чистого энтузиазма. Так же, как, впрочем, и в античные времена. Физическое совершенство рассматривалось только как составляющая гармоничной личности и уж никак не самоцель.
Справедливости ради нужно заметить, что и на Востоке, где издавна существовали различные своеобразные системы физического совершенствования, представления о развитии личности поразительно напоминали античные. В древней Индии герои легенд и великие воины обязательно изображались интеллектуальными персонами, сведущими в музыке, живописи и стихосложении. Легендарные шаолиньские монахи сначала овладевали искусством внутреннего созерцания, а лишь потом это искусство помогало им достигать невероятной физической мощи. Впрочем, и тренировались они много. В Японии, согласно бусидо – кодексу поведения самурая, тот должен был в совершенстве владеть не только любым оружием, приемами борьбы, техникой верховой езды и многими воинскими приёмами. Кроме этого самурай обязательно должен был быть учтивым, вежливым даже с врагом и очень образованным. Особенно интересно, что кодекс диктовал и такие необычные правила, как строжайший запрет на заимствование денег или вещей у других людей. Как мы видим, моральная чистота и независимость были для самурая превыше всего. Чемпион по фехтованию на мечах кендо или стрельбе из лука кюдо не воспринимался мастером, если он не владел искусством чайной церемонии, не умел писать стихи и не владел искусством каллиграфии. При этом совершенство в одном искусстве предполагало высокий уровень совершенства в другом.
С этим интересным подходом связана одна из многочисленных легенд об известном мастере фехтования Мусаси Миямото, который жил в XVI—XVII веке. Однажды он сидел в придорожной харчевне и обедал. В одном помещении с ним находилась компания шумных гуляк, которые обильно заливали саке за воротник кимоно. Этой компании захотелось приключений, и они стали задирать скромно одетого, тихого человека, который внешне не производил впечатления опытного воина. Когда их приставания стали нестерпимыми, Мусаси, не поднимая головы, мгновенным движением поймал палочками для еды пролетающую муху. А теперь представьте себе такую же ситуацию с нашими, родными гопниками. «А, мух палками ловишь, падла!! Получай!» Но их японские собратья с молоком матери впитали нехитрую истину: если человек настолько совершенен в чём-то одном, то уж в другом он не менее искусен. И, не дожидаясь, когда это искусство покажет меч, они быстро ретировались, часто и низко кланяясь и бормоча извинения.
И вот вам ещё один пример того, как часто мы заблуждаемся. Всем известна поговорка: «в здоровом теле – здоровый дух» Если следовать формальной логике, это означает, что тренировки тела развивают ум и душу. Однако эта поговорка – неправильный перевод знаменитых строк римского поэта Ювенала, который жил в I – II веке нашей эры. А настоящий перевод – выше, в эпиграфе: «Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом». Не правда ли, смысл совершенно противоположный?
Опустим описание истории развития мирового спорта после первых Олимпиад до 60-х годов XX века. Об этом написано немало. Нас интересует, когда спорт и занятия спортом превратились в товар, продукт, который предлагают и покупают. И корни, как обычно, нужно искать в экономике.
В 60-е годы XX века в мире начался реальный экономический бум. Экономика начала наращивать обороты, и скоро, очень скоро эти обороты перестали быть контролируемыми, то есть машина экономики стала работать сама на себя. Её целью стало не удовлетворение потребностей людей, а увеличение продаж товаров и услуг во всевозрастающих объёмах и любой ценой. Для этого экономика отрастила себе три головы, как у Змея Горыныча. Первая голова – Снижение Качества Товаров, вторая – Реклама и третья – Кредитование. Но для того чтобы разобраться, почему я считаю, что современная экономика – это злой трёхглавый змей, а не ангел-хранитель и спаситель человечества, нам нужно начать с одного из самых важных понятий в экономике – удовлетворения потребностей людей.