Полная версия
Монологи типажей. Серия «Актерские грёзы»
Но я же не могу так больше! Я хочу свою жизнь, понимаете? Хочу научиться быть счастливой. Потому что сейчас… Сейчас я просто существую. И мне так страшно, что я так и проживу всю жизнь. Что я упущу что-то важное, что-то прекрасное.
Поэтому я здесь. Я хочу научиться любить себя, ценить себя. Хочу научиться говорить «нет», когда это нужно. И «да» – когда хочется. Хочу перестать бояться своих желаний и эмоций. Потому что сейчас… Сейчас я как будто в коконе. И мне нужна помощь, чтобы из него выбраться.
Я знаю, это будет нелегко. Знаю, что придется много работать над собой. Но я готова. Потому что… Ну, потому что так жить больше нельзя. Я хочу быть счастливой. Хочу чувствовать себя живой. И если этот тренинг поможет мне хотя бы немного продвинуться к этой цели… Знаете, я буду самым счастливым человеком на свете.
Вот такие дела… Ой, я, наверное, слишком много наговорила? Простите, если что не так. Я просто… Я очень хочу измениться. Правда.
Разбор
Елена – 40-летняя женщина, психолог по образованию. Она ведет кружок психологии «Познай себя», но при этом чувствует, что ее собственная жизнь не складывается.
1. Елена изначально была уверенной в своих профессиональных знаниях, но постепенно начала сомневаться в их применимости к собственной жизни. Она переживает внутренний конфликт между тем, чему учит других, и тем, как живет сама.
2. Раньше Елена была более закрытой и сдержанной, но сейчас она начинает открываться, пусть и неуклюже. Она пытается быть более откровенной о своих чувствах и проблемах, что видно по ее решению прийти на тренинг и поделиться своими переживаниями.
3. Елена постепенно осознает необходимость перемен в своей жизни. Она переходит от пассивного недовольства своей ситуацией к активному желанию что-то изменить, что выражается в ее решении посетить тренинг и попытках начать «новую жизнь».
Основной внутренний конфликт Елены заключается в противоречии между ее профессиональными знаниями и навыками как психолога и неспособностью применить их к собственной жизни. Она чувствует себя самозванцем, учит других, но не может помочь себе.
Сквозное действие Елены в этом монологе – попытка преодолеть свои страхи и начать процесс изменения своей жизни. Она стремится выйти из зоны комфорта и найти путь к счастью и самореализации.
Основное событие в этом монологе – момент, когда Елена признается себе и окружающим в своих проблемах и страхах. Это происходит в середине монолога:
«Мне кажется, я просто ссышь что-то менять. Ой, простите, я хотела сказать – боюсь. Боюсь перемен, боюсь ошибиться, боюсь, что меня осудят.»
Эмоциональная арка
1. Начальная эмоция: нервозность, неуверенность, страх.
Елена входит в сцену, испытывая дискомфорт и неловкость от необходимости открыться перед незнакомыми людьми.
2. Эмоция после основного события: облегчение, смешанное с решимостью.
После признания своих страхов Елена чувствует облегчение от того, что смогла быть честной, и появляется решимость изменить свою жизнь.
Разбор по действию
1. Елена пытается преодолеть свою нервозность, представляясь и начиная рассказ о себе.
2. Она самокритично оценивает свою жизнь, иронизируя над своей профессией психолога.
3. Елена описывает свою рутинную жизнь, пытаясь вызвать сочувствие у слушателей.
4. Она делится неудачным опытом личной жизни, показывая свою уязвимость.
5. Елена признается в своих страхах и неуверенности, преодолевая внутреннее сопротивление.
6. Она рассказывает о своих отношениях с матерью, демонстрируя конфликт между желанием измениться и страхом осуждения.
7. Елена формулирует свои желания и цели, показывая готовность к переменам.
8. Она выражает надежду на помощь и поддержку, открываясь для нового опыта.
Заметки по игре
– Важно показать внутреннюю борьбу Елены между желанием открыться и страхом осуждения. Это может выражаться в колебаниях тона голоса, паузах, неуверенных жестах.
– Использовать смену темпа речи: быстрее, когда Елена нервничает или пытается оправдаться, и медленнее, когда она говорит о своих глубинных желаниях и страхах.
– Обратить внимание на моменты самоиронии и юмора, они помогают раскрыть характер персонажа и разрядить напряжение.
– Показать постепенное раскрытие Елены: от неуверенного начала до более открытого и искреннего финала.
– Использовать язык тела для передачи эмоционального состояния: в начале более закрытые позы, к концу – более открытые.
– Обыграть моменты, когда Елена «проговаривается», используя ненормативную лексику, это показывает ее искренность и эмоциональность.
Следователь особо важного отдела признается в любви инженеру
Так, давайте начистоту. Вы мне нравитесь, это факт. И я, кажется, вам тоже. Но прежде чем мы что-то начнем, вы должны понять, во что ввязываетесь. Я не какая-нибудь офисная девочка с графиком девять-шесть. Я следователь особо важного отдела, и это не просто работа – это образ жизни.
Во-первых, забудьте о нормированном рабочем дне. Преступники не соблюдают трудовой кодекс, и я тоже. Могу сорваться среди ночи на вызов или пропасть на несколько суток. И вы не сможете мне позвонить и спросить, где я и когда вернусь.
Во-вторых, опасность. Я имею дело с убийцами, маньяками, организованной преступностью. Всегда есть риск, что кто-то захочет мне отомстить. Готовы жить с этим?
В-третьих, психологическая нагрузка. То, что я вижу на работе, иногда невозможно выкинуть из головы. Бывает, прихожу домой и просто сижу в темноте, потому что людей видеть не могу. Справитесь с моими перепадами настроения?
Четвертое – секретность. Я не смогу делиться с вами подробностями дел. Придется смириться, что большая часть моей жизни будет от вас скрыта.
Пятое – ненормированные выходные. Можем планировать отпуск, а в последний момент все отменится из-за срочного дела.
И последнее – работа всегда будет на первом месте. Потому что от нее зависят жизни людей. Сможете с этим смириться?
Вот такая у нас может быть жизнь. Подумайте хорошенько, готовы ли вы к этому. Потому что я… я, кажется, готова попробовать. Если вы согласны на все это.
Разбор
Это женщина-следователь особо важного отдела. Она сильная, независимая, преданная своей работе. Давайте создадим для нее динамические характеристики:
1. Она всегда ставила работу на первое место, жертвуя личной жизнью, но теперь впервые встретила человека, ради которого готова попробовать построить отношения.
2. Она привыкла быть сильной и независимой, но в глубине души жаждет близости и понимания.
3. Она боится открыться кому-то, показать свою уязвимость, но сейчас решается на этот шаг.
Теперь определим основной конфликт персонажа: она хочет отношений, но боится, что ее образ жизни и работа не позволят ей быть хорошим партнером.
Сквозное действие: защитить себя от возможной боли, предупредив партнера обо всех сложностях отношений с ней.
Теперь найдем основное событие в этой сцене. Я думаю, оно происходит в самом конце монолога:
«Вот такая у нас может быть жизнь. Подумайте хорошенько, готовы ли вы к этому. Потому что я… я, кажется, готова попробовать. Если вы согласны на все это.»
Основное событие: героиня признается себе и собеседнику, что готова рискнуть и попробовать построить отношения.
После основного события главная эмоция персонажа – уязвимость и надежда. Она открывается, показывает свои чувства и ждет ответа.
На входе в сцену эмоция должна быть противоположной – уверенность и контроль над ситуацией.
Теперь разберем сцену по действию:
Так, давайте начистоту.
Героиня входит в сцену уверенно, контролируя ситуацию. Она решила расставить все точки над i.
Вы мне нравитесь, это факт. И я, кажется, вам тоже.
Она признает взаимную симпатию, но делает это прямолинейно, без лишних эмоций.
Но прежде чем мы что-то начнем, вы должны понять, во что ввязываетесь. Я не какая-нибудь офисная девочка с графиком девять-шесть. Я следователь особо важного отдела, и это не просто работа – это образ жизни.
Героиня начинает объяснять особенности своей работы и жизни. Она делает это решительно, возможно, даже немного агрессивно, чтобы подчеркнуть серьезность ситуации.
Во-первых, забудьте о нормированном рабочем дне. Преступники не соблюдают трудовой кодекс, и я тоже. Могу сорваться среди ночи на вызов или пропасть на несколько суток. И вы не сможете мне позвонить и спросить, где я и когда вернусь.
Она продолжает объяснять, используя конкретные примеры. Ее тон может быть немного вызывающим, как бы говоря: «Справитесь с этим?»
Во-вторых, опасность. Я имею дело с убийцами, маньяками, организованной преступностью. Всегда есть риск, что кто-то захочет мне отомстить. Готовы жить с этим?
Здесь она намеренно усиливает драматизм, чтобы проверить реакцию собеседника.
В-третьих, психологическая нагрузка. То, что я вижу на работе, иногда невозможно выкинуть из головы. Бывает, прихожу домой и просто сижу в темноте, потому что людей видеть не могу. Справитесь с моими перепадами настроения?
В этом моменте впервые проскальзывает уязвимость. Она приоткрывает завесу над своими эмоциональными трудностями.
Четвертое – секретность. Я не смогу делиться с вами подробностями дел. Придется смириться, что большая часть моей жизни будет от вас скрыта.
Пятое – ненормированные выходные. Можем планировать отпуск, а в последний момент все отменится из-за срочного дела.
Она продолжает перечислять трудности, но уже без прежней агрессии. Чувствуется, что она и сама страдает от этих ограничений.
И последнее – работа всегда будет на первом месте. Потому что от нее зависят жизни людей. Сможете с этим смириться?
Здесь она как бы подводит итог, но в то же время оставляет пространство для ответа.
Вот такая у нас может быть жизнь. Подумайте хорошенько, готовы ли вы к этому.
Основное событие: героиня осознает, что, несмотря на все трудности, она хочет попробовать построить отношения.
Потому что я… я, кажется, готова попробовать. Если вы согласны на все это.
После основного события ее тон меняется. Она становится более мягкой, уязвимой. В ее голосе появляется надежда и даже некоторая неуверенность. Она открывается собеседнику, показывая свои истинные чувства.
Она начинает с позиции силы и контроля, постепенно раскрывая свои страхи и уязвимости, и заканчивает признанием в готовности рискнуть ради отношений. Актрисе, исполняющей эту роль, важно показать эту трансформацию. Начать с уверенной, даже немного агрессивной подачи, постепенно позволяя проскальзывать намекам на уязвимость, и закончить открытым, почти беззащитным признанием своих чувств.
При этом важно помнить о сквозном действии – защитить себя от возможной боли. Даже открываясь в конце, героиня все еще пытается контролировать ситуацию, давая собеседнику возможность отказаться.
Жена Фермера ругает пьяного тракториста, въехавшего в канаву
Ну ты че, совсем охренел?! Я в шоке просто! Ты посмотри, что натворил, дебил! Въехал в канаву на тракторе, блин. Ты вообще соображаешь, что делаешь? Это ж не твоя игрушка, а рабочая техника! Как мы теперь без трактора будем, а? Че молчишь-то, язык проглотил? Ой, да от тебя же разит, как из бочки! Нажрался, как свинья, и за руль. Совсем мозги пропил, что ли?
Ты хоть понимаешь, какой ущерб нанес? Это ж теперь ремонтировать надо, деньги тратить. А время? Посевная на носу, а трактор в канаве! Че ты ржешь, придурок? Тебе смешно? А мне вот ни капли не весело. Я в бешенстве просто! Как ты мог быть таким безответственным? Ты же взрослый мужик вроде, а ведешь себя, как малолетка обдолбанный.
И че теперь делать? Как трактор вытаскивать будем? Это ж целая спецоперация нужна. Придется людей отвлекать от работы, технику гонять. А все из-за того, что ты, дятел, не можешь пить как нормальный человек! Нет, надо было надраться в хлам и устроить аттракцион невиданной тупости.
Все, с меня хватит! Ты уволен, понял? Чтоб духу твоего тут больше не было! Проспишься – приходи за расчетом. И не вздумай больше сюда явиться пьяным, понял? Иначе я тебя сама в эту канаву закопаю, ясно? Все, вали отсюда, пока я добрая. И чтоб завтра же трактор был на ходу, иначе вычту ремонт из твоей зарплаты! Козел безмозглый…
Разбор
Судя по монологу, это женщина, занимающая руководящую должность в сельскохозяйственном предприятии. Она обладает властью увольнять сотрудников и распоряжаться техникой. Давайте создадим для нее динамические характеристики.
1. Она прошла путь от рядового работника до руководителя. Раньше была мягкой и доброй, но ответственность за предприятие сделала ее жесткой и требовательной.
2. Она очень переживает за работу и благополучие хозяйства. Любая угроза срыва работ вызывает у нее сильный стресс и гнев.
3. Несмотря на внешнюю суровость, она все еще заботится о своих работниках. Ее гнев – это проявление беспокойства и разочарования.
Основной конфликт персонажа: борьба между желанием быть хорошим, понимающим руководителем и необходимостью быть жестким управленцем для эффективной работы предприятия.
Сквозное действие персонажа: сохранить работоспособность хозяйства любой ценой.
Теперь определим основное событие в этой сцене. Я думаю, оно происходит здесь:
«Ой, да от тебя же разит, как из бочки! Нажрался, как свинья, и за руль. Совсем мозги пропил, что ли?»
Основное событие: Героиня понимает, что работник был пьян за рулем трактора.
До этого момента она злится на глупую ошибку, но осознание, что причиной аварии было пьянство, становится переломным моментом.
Эмоция после события: ярость, смешанная с разочарованием и страхом за будущее предприятия.
Начальная эмоция героини: раздражение и недовольство из-за аварии.
Теперь разберем сцену по действиям:
«Ну ты че, совсем охренел?! Я в шоке просто!»
Героиня выражает свое возмущение, пытаясь заставить работника осознать серьезность ситуации.
«Ты посмотри, что натворил, дебил! Въехал в канаву на тракторе, блин.»
Она указывает на последствия действий работника, пытаясь пристыдить его.
«Ты вообще соображаешь, что делаешь? Это ж не твоя игрушка, а рабочая техника!»
Героиня пытается достучаться до чувства ответственности работника.
«Как мы теперь без трактора будем, а? Че молчишь-то, язык проглотил?»
Она требует ответа, показывая серьезность ситуации для всего предприятия.
«Ой, да от тебя же разит, как из бочки! Нажрался, как свинья, и за руль. Совсем мозги пропил, что ли?»
Здесь происходит основное событие. Героиня понимает причину аварии и ее захлестывает волна ярости.
«Ты хоть понимаешь, какой ущерб нанес? Это ж теперь ремонтировать надо, деньги тратить.»
Она пытается заставить работника осознать материальные последствия его действий.
«А время? Посевная на носу, а трактор в канаве!»
Героиня выражает свой страх за будущее предприятия.
«Че ты ржешь, придурок? Тебе смешно? А мне вот ни капли не весело. Я в бешенстве просто!»
Она реагирует на неадекватное поведение работника, выражая свой гнев.
«Как ты мог быть таким безответственным? Ты же взрослый мужик вроде, а ведешь себя, как малолетка обдолбанный.»
Героиня выражает свое разочарование в работнике.
«И че теперь делать? Как трактор вытаскивать будем? Это ж целая спецоперация нужна.»
Она начинает думать о решении проблемы, показывая свою ответственность как руководителя.
«Придется людей отвлекать от работы, технику гонять. А все из-за того, что ты, дятел, не можешь пить как нормальный человек!»
Героиня выражает свое недовольство дополнительными проблемами, которые создал работник.
«Нет, надо было надраться в хлам и устроить аттракцион невиданной тупости.»
Она саркастически комментирует действия работника, выражая свое презрение.
«Все, с меня хватит! Ты уволен, понял? Чтоб духу твоего тут больше не было!»
Героиня принимает решение об увольнении, демонстрируя свою власть и решительность.
«Проспишься – приходи за расчетом. И не вздумай больше сюда явиться пьяным, понял?»
Она дает последние указания, показывая, что все еще заботится о работнике, несмотря на гнев.
«Иначе я тебя сама в эту канаву закопаю, ясно? Все, вали отсюда, пока я добрая.»
Героиня угрожает работнику, пытаясь предотвратить подобные ситуации в будущем.
«И чтоб завтра же трактор был на ходу, иначе вычту ремонт из твоей зарплаты! Козел безмозглый…»
Она дает последние распоряжения, показывая свою заботу о предприятии и ответственность за его работу.
При игре этой сцены важно показать эмоциональную арку героини: от раздражения через шок и ярость к разочарованию и решительности. Нужно также передать внутренний конфликт между заботой о работниках и необходимостью быть жестким руководителем. Важно не просто кричать, а показать глубину переживаний героини, ее страх за будущее предприятия и разочарование в человеке, которому она доверяла.
Домохозяйка 30 лет устраивает разборки подруге из-за мужа
Че приперлась? Ты же, типа, подруга моя? А сама к мужику моему клеишься! Ну ты и тварь! Я ж тебе доверяла, а ты… Блин, как так можно вообще? Ты ж знаешь, как я его люблю! Сколько мы с ним прошли… А ты, сука, решила все порушить?!
Ой, только не надо мне тут заливать про «ничего такого»! Я ж не слепая! Видела, как ты на него пялишься, как жопой крутишь перед ним. Думаешь, я дура? Да ты специально короткие юбки напяливаешь, когда к нам приходишь! Че, решила семью мою разрушить? Ну ты и мразь!
Знаешь, а ведь я всегда чувствовала, что ты завидуешь. Ага, завидуешь! Потому что у тебя-то никого нет. Вот и решила на чужого мужика позариться? Ну так хрен тебе, а не мой муж! Ты че думала – я так просто все отдам? Да я тебе глаза выцарапаю, если еще раз увижу, как ты на него смотришь!
И вообще, ты посмотри на себя! Думаешь, ты ему нужна? Да ты старая уже для него! И сиськи обвисли, и жопа целлюлитная. А я вот в форме! Потому что о семье думаю, а не о том, как бы чужого мужика увести. Ты че, реально думала, что он на тебя поведется? Да он ржет над тобой!
Знаешь что? Катись-ка ты отсюда! И чтоб ноги твоей больше в нашем доме не было! Я таких «подруг» на дух не переношу. Предательница! Да чтоб ты сдохла там в одиночестве! И не смей больше к нам приходить, поняла? А то я за себя не отвечаю! Пошла вон отсюда, шалава!
Разбор
Динамические характеристики персонажа:
1. Женщина, которая всегда была уверена в своей привлекательности и превосходстве над другими, но сейчас начинает сомневаться в себе из-за страха потерять мужа.
2. Человек, который привык доверять людям, особенно близким друзьям, но теперь испытывает глубокое разочарование и предательство, что заставляет ее переосмыслить свои отношения.
3. Личность, которая всегда считала себя сильной и независимой, но в момент кризиса проявляет глубокую эмоциональную зависимость от мужа и страх остаться одной.
Основной конфликт:
Героиня сталкивается с предполагаемым предательством лучшей подруги, которая, по ее мнению, пытается увести ее мужа. Это вызывает внутренний конфликт между доверием к близким людям и страхом потери семьи.
Теперь определим основное событие и эмоциональное состояние персонажа.
Основное событие: Героиня узнает (или думает, что узнает) о попытках подруги соблазнить ее мужа.
Эмоциональное состояние после основного события: Ярость, обида, страх потери, разочарование.
Эмоциональное состояние в начале сцены: Так как это монолог и мы не видим предыдущих событий, можно предположить, что героиня входит в сцену уже в состоянии гнева и обиды. Однако мы можем предположить, что изначально она испытывала шок и недоверие, которые быстро переросли в ярость.
Теперь разберем сцену по действию:
ИНТ. ДОМ ГЕРОИНИ – ДЕНЬ
Героиня стоит перед своей подругой, ее тело напряжено, кулаки сжаты. Она готова к конфронтации.
ГЕРОИНЯ
(с вызовом и агрессией)
Че приперлась?
Героиня обвиняет подругу, пытаясь вызвать у нее чувство вины.
Ты же, типа, подруга моя? А сама к мужику моему клеишься!
Героиня выражает свое разочарование и чувство предательства.
Ну ты и тварь! Я ж тебе доверяла, а ты…
Героиня пытается заставить подругу почувствовать боль от предательства.
Блин, как так можно вообще? Ты ж знаешь, как я его люблю! Сколько мы с ним прошли…
Героиня взывает к совести подруги, напоминая о своих чувствах и истории отношений.
А ты, сука, решила все порушить?!
Героиня обвиняет подругу в намеренном разрушении ее семьи.
Ой, только не надо мне тут заливать про «ничего такого»!
Героиня отвергает любые оправдания, которые могла бы привести подруга.
Я ж не слепая! Видела, как ты на него пялишься, как жопой крутишь перед ним.
Героиня приводит «доказательства» вины подруги, демонстрируя свою наблюдательность.
Думаешь, я дура? Да ты специально короткие юбки напяливаешь, когда к нам приходишь!
Героиня обвиняет подругу в преднамеренных попытках соблазнения.
Че, решила семью мою разрушить? Ну ты и мразь!
Героиня выражает свое отвращение и презрение к подруге.
Знаешь, а ведь я всегда чувствовала, что ты завидуешь. Ага, завидуешь!
Героиня пытается найти причину поведения подруги, приписывая ей зависть.
Потому что у тебя-то никого нет. Вот и решила на чужого мужика позариться?
Героиня унижает подругу, указывая на ее одиночество.
Ну так хрен тебе, а не мой муж! Ты че думала – я так просто все отдам?
Героиня демонстрирует свою готовность бороться за мужа.
Да я тебе глаза выцарапаю, если еще раз увижу, как ты на него смотришь!
Героиня угрожает физической расправой, показывая силу своих эмоций.
И вообще, ты посмотри на себя! Думаешь, ты ему нужна? Да ты старая уже для него!
Героиня пытается унизить подругу, критикуя ее внешность.
И сиськи обвисли, и жопа целлюлитная. А я вот в форме!
Героиня сравнивает себя с подругой, пытаясь повысить свою самооценку.
Потому что о семье думаю, а не о том, как бы чужого мужика увести.
Героиня подчеркивает свою моральную превосходство.
Ты че, реально думала, что он на тебя поведется? Да он ржет над тобой!
Героиня пытается убедить подругу (и себя) в том, что муж не заинтересован в ней.
Знаешь что? Катись-ка ты отсюда! И чтоб ноги твоей больше в нашем доме не было!
Героиня изгоняет подругу из своей жизни.
Я таких «подруг» на дух не переношу. Предательница!
Героиня выражает свое окончательное разочарование в дружбе.
Да чтоб ты сдохла там в одиночестве!
Героиня проклинает подругу, желая ей самого страшного, что может представить – одиночества.
И не смей больше к нам приходить, поняла? А то я за себя не отвечаю!
Героиня снова угрожает, пытаясь защитить свою семью.
Пошла вон отсюда, шалава!
Героиня завершает монолог последним оскорблением, окончательно разрывая отношения с подругой.
Сквозное действие героини в этой сцене: защитить свою семью и отношения с мужем, отстоять свое право на счастье.
Монолог демонстрирует сложную эмоциональную арку персонажа: от шока и недоверия через ярость и обиду к страху потери и, наконец, к решительным действиям по защите своей семьи. Несмотря на агрессивный тон, в словах героини чувствуется глубокая боль и страх остаться одной, что делает ее персонаж более сложным и человечным.
Жертвенная дурочка прозревает и записывает видео обращения
Здрасьте… Это я, Софья. Костюмерша из нашего театра. Ну, вы меня знаете – та самая, которая всегда всем помогает. Которая никогда не отказывает. Которая… Ладно, не важно.
Знаете, я тут недавно поняла одну вещь. Вернее, как недавно – осознание накатило, как волна. Накрыло с головой. И я вдруг увидела всю свою жизнь, словно со стороны. И знаете, что я там разглядела? Дуру. Полнейшую дуру, которая всю жизнь забывала о себе.
Ох, как же это больно – вдруг прозреть и понять, что ты потратила годы, помогая другим, а сама осталась у разбитого корыта. Все эти бесконечные «Софочка, помоги», «Софа, выручай», «Ты же можешь, ты же всегда…» И я могла. Я старалась. Я из кожи вон лезла, чтобы всем угодить. А что в итоге?
Вот я сижу тут сейчас, записываю это видео, и думаю – а кто хоть раз спросил, как у меня дела? Кто поинтересовался, может, мне самой нужна помощь? Никто. Ни-кто. Потому что Софья всегда поможет, Софья все сделает, Софья никогда не откажет.
Знаете, что самое обидное? Я ведь действительно верила, что делаю что-то важное. Что мои старания ценят. Что я нужна людям. А оказалось – я просто удобная. Удобная дурочка, которой можно пользоваться.