Полная версия
Всея Русь
В непосредственной близости с салтовским Цариным городищем (Маяки) расположены Сидоровское и Новосёловское городища, принадлежность которых не обнародована, поведано лишь, что на них “керамика салтово-маяцкой культуры” – можно дополнить. Новосёловское городище расположено при впадении в Северский Донец реки Нитриус, она же Дериус, близ поселений, Дерилово, Дробышево и Яровая, рядом Новосёловка, Шандриголово, Среднее и Пришиб* (Среднее\Сарада – обратно Дериус, Нитриус – обратно Среднее). При том, что прежние названия реки Нитриус – Нетрус, Нетригуз и Дериус (близ поселение Дерилово), изначальное оно от Тархана [Тархан\Тарх-он – Тарг\Дериус (см. бог – боже\бос) – он-Тарх-ас\Нетригуз, сень-Тархан – Шандриголово, то есть Дробышево – Тар(х)ба-ас (как Хор-ба\Короб и подоб.), что взаимоподдерживается привлечёнными выше названиями, вместе расположенных близ Валков, поселения Тарапатовка\Тар-ба (оно же Гонтов Яр\Ган-та) и реки Турушка (Тар-ас – Дериус]. Всё это повторено (не напрямую – через салтовские средоточия, по мере продвижения на север), в том числе, в округе Шестовицы: (реки) Жердов (Сарада), Золотинка (Салта), Широкая (Сирак), Старуха (аС-Тарх – Тарх-ас\Дериус), (поселения) Золотинка, Друцкое (Дериус), Мажуговка (Маас\Магас). То есть Царино\ТСар-он – Чернигов (ТЗернигога, К. Багрянородного). Показанная этимология настаивает на том, что название поселения Сидорово (Сидоровское городище) от Сарада (см. ладонь – длань), а прежнее название Новосёловки – Заболочанский, несмотря на наличие в тех местах болота (рядом с Яровой), от Савир\Сабир. Кстати, Золотое – Садки, Сарада – Сидорово.
*Это не единственное поселение с названием Пришиб, например, одно из них (Воронежская обл.) расположено рядом с поселением Серяково (Сирак), другое (Запорожская обл., левобережье Днепра) сопровождено поселениями, Розовка (Рос-ов), Суворое (Савир), Смиренковка (Земь-аряна) – всего Пришибов 14 и все в салтовских землях.
Равносторонний треугольник с Царинским и Новосёловским городищами составляет Кировское городище (где также “керамика салтово-маяцкой культуры”), на берегу реки Чёрный Жеребец, у поселений Заречное и Торское (см. выше Дериус\Нетригуз): сочетание (в одном месте) названий и слов в них, Чёрный – Жеребец, Торское – Заречное, раскрывает их подноготную [Чёрный\Торское – Троян\Тархан, Жеребец – Сарба\Сабир (см. Заболочанский), Заречное – Сарада – обратно Торс-кое].
Рядом с этими городищами, в Святогорье расположено поселение Татьяновка, название которого полагают от имени Татьяны Борисовны Потёмкиной. Близ салтовского Чугуевского городища, на что реке Чугуевке\Чуговке (Дах-ов), на одноимённой реке имеет место помянутое выше поселение Тетлега (Да(х)-та-ар-га\та-Дах-арга). Рядом с городищем Коробовы хутора (у Искова Яра, Яского) поселение Дудковка (Дах-дах\та-Дах). У Гомольшанского городища Дьяков яр (Дьяк\Дах). Близ городища “Хазарское” (Бараново\Баруна, на реке Турушке, см. выше) поселение Тетюшино (Да(х)та). Недалеко от Маяцкого городища (на Дону, в Дивногорье) известно городище “донских славян” (салтовцев или уже салтовцев, см. ранее) близ поселения Титчиха (Дах-та), название которого, в предыдущих изысканиях было принято считать соверсией именования летописного яского\аланского Дедякова\Тетякова [та-Да(х), Да(х)-та-он – тутынь (гром\гроза, др. рус. – проявление бога) – Татьяна].
Виды русов
В описании трёх племён русов, у Ибн Хаукаля (по Ал Истархи, не позже 957 г.): “А русов три вида. Один из них – самый близкий к Булгару, и их царь находится в городе, называемом Куйаба, который больше, чем Булгар, и вид, находящийся выше них, называющийся ас-Силавийа, а царь их в Салау, их городе, и вид, называющийся ал-Арсанийа, а царь их пребывает в Арса, их городе.”. Принято предъявлять другую версию (другой перевод) этого текста, где не виды русов, а группы русов, и группа ас-Силавийа – “самая верхняя из них”. В первом случае “вид, находящийся выше них” – выше Куйабы и Булгара, в то время как во второй версии “самая верхняя из них” – выше других групп русов – а это совсем не одно и тоже. В любой версии Славия не Новгород или Ладога, как полагают, по причинам показанным в предыдущих изысканиях, в том числе нефункционирования их, как городских поселений, ко времени появления первых сообщений о Славии (см. ранее), кстати, в путеводителях Джейхани (и др.) и Идриси севернее Синубола (предположительно Смоленска) ничего нет. Также ранее здесь было выражено недоумение – каким образом Куяба (если это Киев) мог оказаться ближайшим к Булгару – тогда было допущено, что ближайшими к Булгару были земли вида\группы русов, чей царь столовался в Куябе (т. е. не город Куяба был ближайшим к Булгару, а земли ему подвластные простирались далеко на восток, в сторону Булгара).
Здесь стоит вспомнить, привлечённую в предыдущих изысканиях, информацию из сочинения К. Багрянородного (между 948 и 952 годами): “… приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы являются одни из Немограда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии, а другие из крепости Милиниски, из Телиуцы, Чернигоги и из Вусеграда. Итак, все они спускаются рекою Днепр и сходятся в крепости Киоава, называемой Самватас”. Там же сообщается, что славяне в местах своего обитания, зимой рубили моноксилы и весной сплавляли их в Днепр по водоёмам, в него впадающим. В Киаове их вытаскивали на берег и продавали росам, которые оснащали их “вёслами, уключинами и прочим убранством” для дальнейшего похода к месту назначения – Константинополь. То есть, до оснастки моноксилов росами, они (корпуса моноксилов – выдолбленные из стволов деревьев, лодки без устройств для самостоятельного передвижения) могли перемещаться только по течению, но Новгород, который соотносят с Немогардом источника, от которого, в том числе, отправляли эти полуфабрикаты плавсредств, не расположен на водоёме\реке впадющей в Днепр, до которого нужно было переместить их против течения по реке Ловать (~ 350 км) и преодолеть волок (~ 140 км). Кроме того, за морем телушка – полушка, да рубль перевоз, да и лес на севере пожиже – с меньшим (чем южнее) диаметром ствола.
К месту, в поддержку предыдущих изысканиий, помимо отмеченного в этом сочинении Багрянородного [сообщается о ВНЕШНЕЙ Росии (не о всей Руси), в которой Киоава не город, а крепость, в которой не сидел архонт Росии, иначе это было бы отмечено, как относительно “Немограда, в котором сидел Сфендослав”], можно добавить нижеследующее. Багрянородный поведал, что Сфендослав (которого отождествляют со Святославом Игоревичем) “сын Ингора, архонта Росии” (как полагают, Игоря Рюриковича) сидел в Немогарде: если это Новгород, которого, как значимого поселения в то время ещё не было, то, согласно летописи, Святослав в нём (Новгороде, у озера Ильмень) не сидел. Мало того, если Святослав сидел в Новгороде (написано в прошедшем времени), то кто сидел в Киеве (если это был стольный град, чего из источника не следует), при том, что сочинение написано не ранее 948 года (когда, согласно автора, Свендослав уже не сидел в Немогарде), а Игоря, согласно летописи, убили в 945 году, когда его сын Святослав был малым ребёнком и сидеть\править ещё не мог. Свендослав у Багрянородного не архонт Росии – сын Ингора, архонта Росии, иного архонта Росии автор не знает. Может статься, когда он писал свой труд, до Византии не дошла весть об убийстве Игоря, но тогда, при такой маловероятной задержке передачи информации, там не могли знать, даже не о правлении Святослава, о его существовании. Помимо отмеченного, там же, у Багрянородного: “Когда наступит ноябрь месяц, тотчас их архонты выходят со всеми росами из Киава и отправляются в полюдия “: если Свендослав сидел в Немогарде, до написания сочинения, то во время повествования: “… архонты выходят со всеми росами из Киава …” – не один архонт Росии (Игорь или какой-то другой), но архонты Росии, один из которых Игорь [архонт – архон-та, архон – князь (др. греч.), от арья-хан – арья(х)ан – арья-он\арьяна – аланы – асы, хан-ас – князь, хан ханов – каган, князь князей – больший из них – великий князь, больший – вящии, вящии-арья, что тоже вящии-арава – василев(с)]. Кстати, ранее не было отмечено, другое имя Уастырджи, помимо Уасгерги, Аусигер (ас-Игорь, Сакир).
Помянутая Багрянородным (между 948 и 952 годами) крепость Милиниски не Смоленск (Синубола, Идриси), как полагают, потому как археологи показали его более позднее происхождение (не ранее второй половины XI века) и даже не рядом расположенное древнерусское городище у поселения Гнёздово (заявляют время возникновения курганов возле него X – начало XI в, чит. не ранее конца X века). Кроме того, из сообщения следует, что (неполной готовности) моноксилы сплавляли в Днепр по впадающим в него водоёмам, Смоленск же на берегу Днепра, а вот славянский Малин, на впадающем в Днепр водоёме, существовал и был известен при князе Игоре, убитом как раз славянским князем Малом (Малин – Милиниски).
Телиуца\Телиоца Багрянородного, это не, как полагают, древнерусский Любеч, что было принято и здесь [Любеч образовался в урочище Лисица (Лас-та – Рас-та\Ростов, Рас-та\Лас-та – обратно Сарада\Салта), близ него село Долгуны (долг – торг – Тархан, см. ранее), Долгуны-Лисица ~ Телиоца], так как расположен на самом берегу Днепра (а не на водоёме, в него впадающем, см. выше), а его именование – версия названия Ловака\Валки (см. выше). Телиоца – греческая передача названия древнеруской Торокани (Тмутаракани Северской), позже известной как Троещина (Троесина – Телиоса, как тур – теля). Поселение Троещина расположено на реке Десёнке – рукаве Днепра, которая ранее была рукавом реки Десны – притоке Днепра (откуда и название Десна – Десёнка). Другое название Десёнки – Черторой\Чорторой, она, помимо того, что омывает Троещину, образует с Днепром остров Труханов (Тархан\Тар-хан – Тар-ас\Троещина, Тар-та-ар\Чорторой – Тел-та-ас\Телиотса). Близ Троещины: поселение Осещина (Осенев\Шарукань), урочище Черторой, место “Чуриловщина” (Черторой\ТСар-та-ар – ТСар-ар\Чурило – ТСар-он\Чернигов) или “земля Троицкая” (“земля Траянья” – земь Трояна\Тархана, Троян-хов\Чернигов, см. ранее, Троица – Телиоца), церковь святого Юрия (Тархан – уасТырджи\уасГерги – Гюрги\Юрий), княжеская резиденция Радосынь (Ардос – Алания, Иристон – Осетия, Арта-Арса – Артания-Асания – Русь). То есть название Троещина, это версия\повтор, также как основанного черниговскими князьями города Торуса\Таруса, на реке Тарусе, так и самого Чернигова на Стрижени\Стригени (Тархан – Торокка\Тракана – ТмуТаракань – Торукань\Сарукань (аСТаркуза) – СТригень\ТСернигов, Торокка\Тракана – Торокань\Троещина -Таруса). Ко всему, Троещина\Тарус-он – обратно Сарада и Чорторой\ТСарада-ар, кстати, дом\местопребывание – чертог (ТСарта). При этом, необходима оговорка. Исходя из места в ряду отмеченных в “Списке русских городов дальних и ближних” полагают, что северский Тмутаракань (Торокань) жил где-то между древнерусскими, городищем Милославичи (Градок Песочный, на левом берегу Днепра, совр. Вигуровщина) и городом Остёр, на Десне (Троещина между ними). В тоже время, в этом же ряду “Списка русских городов дальних и ближних”, между Черниговом и Новгород-Северским (оба на Десне) помещены, Ростовец, который уверенно (!) отождествляют с местом на правобережье Днепра, близ которого, согласно летописи, произошла сечь между русскими и половцами (1176 или 1177 гг), и Брянск, который известен в другом месте. То есть северской Тмутараканью можно предположить, в том числе, находящиеся также на Десне, между городищем Милославичи и городом Остёр, салтово-древнерусские (северские) городища у Шестовицы, близ которых, урочище и озеро с названиями, Торчин и Золотинка (Торчин\Тортсин – Телиотса\Телиоца – обратно Салта\Золотинка), и поселения Деркачи [Деркач\Тарх-та – Тар(х)-та\Телиоца] и Золотинка.
Идриси, для написания своего сочинения (XII в), использовал, содержащие географические сведения, труды предшествующих авторов, начиная с Птолемея. А. Б. Рыбаков отметил, что Идриси, повторив один из путеводителей Джейхани (X в.), вместо Куябы (Кузабе, Джейхани) поставил Кокиану\Кокианах. В прочих путеводителях Идриси Киев обозначен, как Кав\Киав (не Куяба). Причём, второе исправление путеводителя Джейхани – вместо Рума (Византии) Идриси поставил Русь, было вполне уместно (указанное в путеводителе Джейхани растояние не соответствовало пути от Булгара до Рума, до Руси вполне). Скорее всё проще: Джейхани творил задолго до Идриси, когда Византия значимо присутствовала в Крыму, последователь же (Идриси) отразил современное ему положение. Выше проведённая инвентаризация (проверка наличия) названий Харькова и его сопровождения [Каракабан (Хор-коб), Якубовка (Коб – Куяба), Кабыштовка (Коб-аста), Кабаново (Коб-он), Гиёвка (Киава\Киев)] не противоречит тому, что Куяба и Кокиана(х) – два названия одного города. Мало того, как полагают (в т.ч. здесь), другое (скандинавское) название Киева – Кунэгард (обитатели города – кияны и пр., см. ранее), но оно не менее соответствует Кокианаху (Ка-Кан – Кан-Гард), который также Каркаяна (Хор-кан – кан-Хор – кан-хор-та\Кунэгард) и Каракабан (Хор-Коб-он). В предыдущих изысканиях было показано предшествие Киеву салтово-древнерусского средоточия близ Чернигова, в округе поселений Киенки (Кан-ка) и Шестовицы, в которой (округе) также села, Якубовка (Коб), на реке Вереб, которая также Хвыр (Хов-ар, Кав\Киав), и Золотинка (Салта), на одноимённой реке, там же озеро Яковель (Ков\Кав). Кстати, (ранее было показано) параллельное или вторичное толкование названия Чернигов – ТСарн-хов [ТСарн – Царь-Троян (изначальное Тархан-Сирак), хов – сховище – защищённое\скрытое местопребывание и вместилище, что тоже ковчег и капь, хибара и кубло – дом\жилище, губа – область (далее губерния) всё это в названии Куяба\Киав]. Стоит добавить, также ранее здесь была показана сакральная связь обозначений головы и головного убора с богом и его местопребыванием – горой (голова – Хор-ова, Хор – гора, башка – бож\бог-ка, шапка – сап-ка, Спас – бог, его ипостась, дзуар Сапа\Сафа, Сапа – гора бога, далее сап-ка\сопка, см. ранее): древнерусское слово кыка обозначало не только верх головы и собственно верх, но и высшую степень, при этом другие обозначения головных уборов – кика, кокуй\кокошник, куколь, клобук\колпак и кивер (каофа – гора, авес.), и они соответствуют названиям, Кокиана, Хорба и Куяба\Киава [клобук – княжеская шапка и монашеский колпак – то есть первично навершие князя, который изначально волхв-воин: клобук – коб-ка, как солнце – сонце, кубло\хибара – халабуда\халепа (наверное, и кубло – клуб ) и клобук – кивер, кобь и куиба – волхование, ка – убивающий].
В труде Идриси, в четвёртой секции (части), шестого климата, описаны: “область Руманиййа, земля Маказуниййа и некоторые из наиболее отдалённых городов ар-Русиййа” (Руманиййа и Маказуниййа – неоднозначно, Фракия и Болгария). Далее: “Из городов ар-Русиййа, относящихся к этой секции, Сармели, Зака, Бармуни и Галисиййа” (города по Днестру, в том числе Галич) и чуть ниже: “Мы ещё расскажем после этого о стране ар-Русиййа последовательно, как и полагается, в следующей за этой секцией, с помощью Аллаха.”. В следующей, пятой секции, он даёт перечень городов западной и правобережной Руси (от Галисии\Галича до Кава\Киева). В шестой части (секции) шестого климата, помимо прочего: “Она включает также часть земли ал-Куманиййа, страну ар-Русиййа ВНЕШНЮЮ*, …” (далее Булгар, Алания, Хазария, то есть эта Русиййа – от левобережья Днепра до Булгара, Алании и Хазарии). Начинается описание с юга, от Астрабзунда (Трапезунда), вдоль восточного побережья Чёрного моря, на северо-восток отмечены города неопределённой (автором) принадлежности, затем (скорее земли\страны) Алания, Хазария, Чёрная Кумания и (города) Матлука (и\или Белая Кумания, Матлука – Тмутаракань, см. выше), Матрика\Матарха (Темерник, см. выше), Русия и Бутар\Бутер, затем (как вставка) вновь о городах Куманиии, после, в продожение прерванного вставкой, города Салав и Кукийана (вставка может и не быть ей – ко времени Идриси, там кочевали половцы\куманы). Далее (там же): “Русов (ар-Рус) три вида. Один вид их называется равас, и царь их живёт в городе Кукийана. Другой их вид называется ас-Славийя, а царь их в городе Слав, этот город на вершине горы. Третий вид называется ал-Арсаниййа, и царь его пребывает в городе Арсан”. В обнародованных переводах было представлено – “Один вид их называется рус” (что домысел, т. к. одни из русов – русы – не по-учёному), ”Один вид их называется равас” и “Одно из них называется Беравы” (в этом переводе не вид русов – племя, а Арсания\Арсан – Артания\Артан). Помимо того, что Идриси называет Куябу (Хаукаля) Кокианой\Кокианахом, обращает на себя внимание (не было отмечено ранее), что у Хаукаля (и др.), в отличии от племён Славия и Арсания\Артания, нет названия племени, чей царь находился в Куябе. До конца этого раздела Идриси сообщает о Руси только то, что: “Русов два вида. Один из них – это тот, о котором мы говорим в этом месте. А другой вид – это те, которые живут по соседству с Ункариййа и Макадуниййа (полагают Ункариййа и Макадуниййа – Венгрия и Македония, авт.). И они сейчас, в то время, когда мы составляем эту книгу, уже победили буртасов, булгар и ал-хазар. И не осталось там, кроме них, никакого другого народа, а лишь только (их) названия в (этой) земле.” Из показанного Идриси проистекает: (принимая, что “вид – определяемое понятие, категория которого является дополнительной к категории рода”) одни русы (равас\беравы, славия и арсания\артания) сожительствовали к востоку от Днепра, другие (просто другие – другие, равас\беравы, славия и арсания\артания – иное\противное не сообщается) на запад от него; до времени писания Идриси (1154 г.), эти все уже были просто русы, которые “уже победили буртасов, булгар и ал-хазар”, но это были не равас\беравы или славия, или арсания\артания (которых, как отдельных племён, уже не было) – тогда автор домысливает – победили те, “которые живут по соседству с Ункариййа и Макадуниййа”. Название племени, царь которого живёт в Кокианахе, беравы или равас соответствует названию народа н-Бария\Вария или Сивария (сивар\савир – обратно равас, равас\рауас – рус, как асы – овсы и туалы – твалы (рус\рос – аорсы\ар-ас – ар-он\арьяна (аланы), они же асы и овсы: бояре\ба-арья – ба-аорсы – ба-равас – беравы, рос – равас, как росоланы – роксаланы, они же ракаланы и ревкаланы). Относительно версии беравы можно привлечь, названия поселений близ Троещины\Торокани – Бровары, недалеко от которого Жердова (Сарадова) и Бервица, и имена Боравлин\Бравлин и Буривой.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.