bannerbanner
Всея Русь
Всея Русь

Полная версия

Всея Русь

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 4

Привлекши источник “Черкасскъ и Войско Донское въ 1802 году, по описанiю Де-Романо, сост. М. Калмыковъ”, можно почерпнуть весьма интересные сведения. Де-Романо – “учёный человекъ, военный инженеръ, “членъ многихъ академiй”” опубликовал в Милане свой труд, в котором, в том числе, описание произведённых им (по поручению царя) в 1802 г, обследования нижнего течения Дона и последующих инженерных работ для защиты Черкасска от ежегодных затоплений. “Ещё до сихъ пор видны въ станице Цымллянской развалины укреплённого города; следы крепости на левом берегу Севернаго Донца при впаденiи его въ Донъ, на такъ назывемыхъ Костиныхъ горахъ; на Темернике авторъ виделъ развалины древняго редута”. О степени доверия источнику, помимо грамотных, мало отличимых от современных профессиональных суждений, можно судить по обнаружению им развалин города у станицы Цимлянской (Цымла\Земь-арья, см. ранее), которые через два века обследовали и предположили, что это Саркел. От названия Костины горы (название которых, скорее всего, от курганов с захоронениями) наименование поселения Костино-Горский, имеющего место на Северском Донце (слева по течению, т.е на восточном берегу), вблизи устья, напротив (через Дон) острова Куркин. Если во время обследования той местности Де-Романо Дон протекал по старому руслу, остров Куркин был местностью в устье Северского Донца. Косвенными признаками этого являются обстоятельсва: до переселения с острова, по причине затоплений, городок Золотой или\и станица Золотовская столетиями такой нужды не испытывал (испытывала, испытывали); Старый Дон, ограничивающй остров Куркин с юга, соединяется с протокой Дона, которая, истекая из основного русла в южном направлении, в этом месте (под углом 90 град.) поворачивает на запад, принимая направление Старого Дона, и (вместе с водами Старого Дона) втекает в Дон (физически русло этого участка протоки не могло не быть продолжением русла Старого Дона, когда он был Доном). Участок протоки, от истечения из основного русла, до встречи со Старым Доном, ограничивает остров Куркин с запада, причём протока покидает (на время) основное течение Дона, под прямым углом, почти точно напротив устья Северского Донца. То есть, когда Дон предпочитал старое русло (совр. Старого Дона), участок протоки, от истечения из основного русла, до встречи со Старым Доном, быд Северским Донцом, с левой стороны которого был будущий Куркин остров (или, если вместо современного Дона имела место протока старого Дона или рукав устья Северскрго Донца, он и тогда был островом, на что указывает запись в походном журнале).

Относительно названия места Садки, на котором Е. П. Савельв обнаружил и обследовал Золотовское городище: (от краеведов) на острове имеют место “невысокие песчанные бугры, которые именуют садки – это намытый водами реки песок”, садок – в том числе, ящик с деревянными решетчатыми стенками, для содержания рыбы, клетка для содержания и разведения певчих птиц, помещение для содержания и разведения животных (Толковый словарь Даля) – то есть бугор, он же вместилище и местопребываие (что тоже стая\ста – сат\садок) – курганное захоронение [напротив (через Северский Донец) Костино-Горского (близ Костиных гор, см. выше) расположено поселение Бугры]. Много курганных могильников в окрестностях помянутого выше, близ острова Куркин, поселения Чебачий\Христиха, которое также было перенесено на это место (неизвестно с какого) из-за подтоплений. Между Христихой и Буграми имеет место станица Кочетовская (посёлок Кочеток, на месте салтовского Кочетокского городища, см. выше). Исходя из названий, предыдущего (Христиха\Хорс-та), (рядом расположенных) кургана Бабский и поселения Бабий\Бабино (Папай, бог скиф.), именование Чебачий – Табити (богоматерь, скиф.) или соверсия такового поселения Доброе, между которым и Дмитриевкой салтовское Дмитриевское городище (Доброе – табор, см. выше). Кстати, о Дмитриевке.

Из источника (“Черкасскъ и Войско Донское въ 1802 году, по описанiю Де-Романо, сост. М. Калмыковъ”) следует, что развалины древней крепости на Темернике и “позднейшаго происхожденiя крепость св. Дмитрiя Ростовскаго” существовали в 1802 году одновременно. Темерник, это поселение и таможня, появившиеся на месте Темерницкого городища, на одноимённой реке, при впадении её в Дон, до постройки крепости “св. Дмитрiя Ростовскаго” (“В 1749 году Темерницкое городище стали разрушать из-за основания таможни”, начало возведения крепости 1760 – 1761 г), поименованная так по устроенной в ней церкви во имя Святого Дмитрия Ростовского.

У Идриси, при следовании по побережью Чёрного моря (бывш. Азиатской Сарматии) с юга, на реке, определяемой как Кубань (см. ниже), отмечен город Матлука (на месте Тмутаракани), далее на север, на Сакире\Сагину (Дон + Северский Донец) город Матрика\Матраха (в месте расположения Темерника). В другом месте у него Матраха на месте Тмутаракани, с описанием, правильным самого города (очень древний город, виноградники, эмпорий) и неправилильным местом расположения (на Сакире или Русии). Ранее здесь разделялось мнение об ошибочном двойном поминании Тмутаракани (на\у Кубани), как Матлука и Матраха, другое название которой Самкерц (с удвоенным почтением – Семикаракорск, примерно, как хоробрый\хор-ба-ар – хор-хор\хорохорый, см. хорохориться).

Салтовское Дмитриевское городище на реке Короча, у села Дмитриевка, которое бывшее Новиково, переименованное, как полагают, по, (как будто) имевшей (когда-то) там место, церкви Святого Дмитрия Солунского, разорённой татарами (сохранившийся храм того же святого – постройка 19 века). Дмитриевку и городище окружают поселения, помимо Доброго, Яблочково (также на Короче), Нежеголь (на одноимённой реке, он-Сакир\Нежеголь), Терновое и Купино: помимо того, что Темерник\Ростов на Сакире, названия сопутствующих ему городищ соответствуют таковым окружающих Дмитриевское городище реки и поселений [Короча – Каратаево, Яблочково – Левенцово (Ловака\Валки – Вал-та\Волчанск – яБлочко), Терновое – КизиТиринг, Купино – Кобяково]. Такое, отнюдь не совпадение провоцирует продолжить. Помимо привлечённых близ Дмитриевского городища, в числе которых Купино, которое также Ртельное, имеют место поселения Ржевка и Новая Заря: Ржев\Рос-ов – обратно Сар\Заря, заря – в том числе, рождение (др. рус., рост), что тоже родъ (Ртельное), Новиково – новина – холст (др. рус.)\Хорст – Рост – Рост-ов\Ростов (к слову или каламбур, Новая Заря ~ Новый Ржев ~ Наварис, Новоросия).

Кроме того, в предыдущих изысканиях, как соответствие сочетанию СамКерц (Тмутаракань) – Темрюк, не раз привлекалось, на последнем этапе раннесредневековое сарматское и салтовское (коль там “остатки каменных стен и фрагменты керамики VIII – X века”) городище Кульчук, на Тарханкуте (Крым), оно же Тамирак [Тархан-кут – кутТархан – ТамТархан\Таматарха (кут – там, см. ранее), Кульчук\Хорст – Рост, Тамирак – Темерник]. Кстати, в ближайшей округе Семендера\Тарки (см. соответствие Тмутаракань\Самкерц – Семендер\Тарка) поселение Темиргое (Темрюк\Темерник). Так же ранее здесь была показана подноготная этих названий: Дах-ма-ар/Да(х)Меру – Тамирак [ма-ар – луна-солнце, Меру – гора даха\бога, она же Сумер\Са(х)-ма-ар (сах – дах), откуда, Самара, и Арим – Са(х)-Арма-та\Сагарматха – Джомолунгма], из чего далее Ма-да(х)-ар – Матраха (привлекалось название горы Маттерхорн\Ма-дах-ар-гора) – Ма-да(х)-ар-та (Митридат) – та-Ма-да(х)-ар или Да(х)-ма-та-ар (Дмитрий) – Да(х)-ма-ар-он\Темерник; параллельно Да(х)-Тархан и Ма-да(х)-ар – ТамаТархан\Тмутаракань (Дом Тархана, см. ранее), далее (греческие\византийские) Таматарха, Та Матарха, Матарха\Матраха и Матрика\Матрега – это переосмысление под давлением\впечатлением слова-значения метрополия (столица, главный город), которое было к месту. Ко всему: Темрюку предшествовала, близ распологавшаяся, античная Тирамба, название которой без сомнения имеет то же происхождение (Дах-ар-ма-ба\Дах-арма-ба); близ Семендера\Тарки, помимо Темиргое, имеет место поселение (же) Шамхал-Термен (Шамхал\Сам-Хор – СамКерц, Термен – Тирамба).

С некоторых пор основные воды Кубани втекают в Азовское море через Вербенское гирло (река Вереб у Шестовицы) у Темрюка, рядом с Курчанским лиманом (Кульчук\Тамирак), ранее же они (основные воды Кубани) впадали в Чёрное море (Старая Кубань, в черноморскую часть Керченского пролива\Боспора), в том числе, через её ответление (совр. Кубанка), Кизилташский лиман и лиман Цокур, рядом с которым станица Таманская и Тамань (Матраха\Тмутаракань): при том, что Цокур – Сакир, другое название Кизилташского лимана – Адахун (Дах-он\Дон, Цокур\ТСокур – Дах\Сах-ар). Название лимана Цокур позволяет подтвердить неслучайность повторов\соответсвий (помимо Темерник, Сакир – Цокур, Темрюк): на Тарханкуте, близ Кульчука\Тамирака поселения, имеют место Чегер (Знаменское) и Чокрак (Родники), и уже не имеет Чокур. Между Таманской и Темрюком, близ городища древней Фанагории, посёлок Сенной (Осенев\Шарукань, он же Торукань – Тмутаракань). К месту, известны ещё полтора десятка топонимов Кубань – ни одого западнее Днепра.

Таким образом, Матрика\Таматрика – Темерник – Дмитрий – при сопутствующих, в те времена ещё не переосмысленных (не трансформированных), названиях (Лизаветов\Лас-ва-та-ов – Рос-та-ов\Ростов), и по совпадению (с именм святого и временем его освящения) – Дмитррий Ростовский. Кстати, рядом с Елизаветовским городищем имеет место посёлок Темирязевский и он (помимо того, что не связан с каким-либо носителем этой фамилии) не рядом с Темерником (рекой и городищем), что поддерживает повтор средоточия поселений: Матлука\Тмутаракань, Темрюк – Матрика\Темерник, Темирязевский; Матлука\Тмутаракань, она же Самкерц\Сам-(Х)ортс – Рост-ов, он же Темерник\Матрика. И ещё, помимо того, что название Раздор\Раздорская, это версия именования Хорст\Христиха (Золотовское), от Е. П. Савельева: в XVII веке, на месте или близ Кобякова городища (Ростова-на-Дону, см. выше) упомянут городок Нижние Раздоры (Раздор\Рос-та-ар – Рос-та-ов\Ростов, см. выше).

Показанное делает понятными сведения от Идриси: Русия большой город, на берегу большой реки, происходящей из гор Кукайя (т. е. реки Русии\Северский Донец), ближайший к нему город Матраха – Темерник, а не Тмутаракань, как представлялось, которая не могла быть ближайшим городом к Русии, большому городу на Северском Донце, который Семикаракорское городище, близ которого Раздор [Сам-(Х)орс и Рас-дор – Русия], или Христиха\Золотовское [(Х)Рис-та – Русия]. Из-за речной запутанности Идриси развёл на карте Арсу\Артан на Русию, на Русии\Северском Донце, и Артан на Сакире. Карус Идриси (отождествляемый здесь с Каркаяной\Харьковым), это повтор Русии (Семикаракора\Раздора и Хорса\Сарады, ныне Золотовского городища, Хорс\аорс – Карус\Русия).

Между Раздорами\Семикаракором и Христихой\Золотовским (близ них) станица Кочетовская, со следами салтовских местопребываний (см. выше, Кочетокское городище близ Клугино – Куркин\Золотовское), тянущихся по правому (западному) прибрежью устья Северского Донца (через Бугры, что напротив Костино-Горского) до большого салтовского селища “Крымское городище” (с каменной дорогой и керамическим водопроводом, но без каменной крепостной стены – потому большое селище\”городище”, что не исключает наличия, в своё время, стены деревянной – т. е. если здесь не отмечено обнаружение каменной стены на городище – чит. предыдущ.), близ которого, с необнародованной принадлежностью, Самсоновское городище (Самсон\Земь-ас-он\асов, рядом Земь-Хорса\Семикаракорск), в округе поселений, Крымский (на одноимённой балке, которая также Самсонова, чит. Крымский – Самсонов или Крымск\Хор-месь – Земь-ас-он, месь – место – город\местопребывание, земь – обратно месь), Ольховский [при показанной подноготной окружающих названий (Куркин – Каркаяна и пр.), Ольховский\(Х)орь-хов – Харьков] и Ещеулов (Сарва\Савир, см. ниже Шарва\Шалви).

Ниже по Дону, недалеко от Раздоров салтовское городище Золотые горки, между станицами Бессергеневской и Мелиховской, и озеро Золотое (Салта) [Бессергеневская, ранее Бесергенево и Солах [Ба(х)-Серган\Сирак-он и Сирак, вблизи помянутый выше Пухляковский\Бах-лог]. В том месте, с рекой Аксай сливается его ерик (старица) Варлунка (см. Ворскла, Валуйки и подоб.) – то есть Золотые горки, это ещё один Салтов. Между городищами, Крымским и Золотые горки салтовское (же) городище Маркина балка (Ма-ар-кан).

Это громадьё (средоточие в одном районе многих салтовских мест обитания), обозначено у Идриси, как “Русия большой город”, в то время как другие вокруг, в том числе Тмутаракань (Матлука), просто город. На карте (с Идриси) Русия обозначена также, как Хозария и Аллания (как города), которые вовсе не города, а земли\области (края\страны). Чему, кстати, не противоречит возможное, наряду с показанным здесь толкованием (Ксайполис – Царьград), параллельное значение названия Эксаполис Птолемея (“шестиградье”, др. греч.). К месту, у Идриси (же) рядом с Алланией и Хозарией отмечены, Истиберия (Аста\стая-Берия, стая – местопребывание, и\или Ас-Тиберия, как Астаркуза – Торукань, Ал-лания – Алания, Тиберия – тиверы\двалы), Аскала и аланская крепость Аскизия (Аскала\Сакир, Аскала\сак-ар – сак-ас\Аскизия, сак-ар\сак-ал – сакля, или Ас-Кала, см. Сар-кел, и Ас-Кизия ~ Касогия\Хазария, см. ниже). Все эти места\города в области, обозначенной, как Биляд Аллан: Биляд аш-Шам – Великая Сирия (Шам – Сирия, араб.) – земли\страна племён одного народа – арабов (исторически\изначально – Сирия, Ливан и Палестина, это не размер – великое единение арабов) – то есть Биляд аш-Шам – Большая Сирия, Биляд Аллания – Большая\Великая Алания (земли аланов и других постмарматов). Салтовский край (Лука\Ловака, Астаркуза, Баруна, Бусара\Ловсара, Сарада и Абкада\Ангада – числом шесть – “шестиградье”) у Идриси (же) – Биляд ал Нибария\Нивария или Биляд ал Сивария – Большая\Великая Савирия [биляд савиров-русов, русов-беравов (н-Бария), русов-равас (н-Вария) и др.\пр. салтовцев, см. далее].


“Постсарматы”


У Птолемея по западному и северо-западному берегу Меотиды (в Европейской Сарматии) отмечены, тореккады (у озера Бика, от которого начинается береговая линия Меотийского озера), языги, роксоланы, аланы-скиты (аланы-скифы) и осилы, несколько севернее, стурны и саргатии, на восток от Меотиды (в Азиатской Сарматии), по Танаису, у Эксаполиса яксаматы\иаксаматы и сиракены\сираки, на север от которых, свардены, асеи, модоки и “царские сарматы”, которые те же яксаматы (ксай – царь, см. ранее Колоксай и пр.) – то есть Эксаполис – Царьград или Сарада – Салтов – Золотов – Золотовское городище или\и Семикаракоры (это не обязательно тождество, но непосредственная преемственность, сарматы – салтовцы). На юг и юго-восток от яксаматов и сиракенов, страна Митридата*, сапотрены, астуриканы, арихи, агориты, южнее которых, боспораны (по обеим сторонам Боспора), (на восток) сураны (версия, svrani), оринеи, валы, сербы (сабиры\савиры, см. Шабран – Ширван), олонды, исонды (оринеи\арьяна – аланы – алан-та\олонды, асы – ас-он-ты\исонды, они же валы, см. ранее) и савареи (отмечены на карте Сильвана, см. ниже) у Гирканского\Каспийского моря. Кстати, у Птолемея между торрекадами и астуриканами (в Таврике\Тарике, Крыму) город Сатарха (см. Астаркуза). Показанные Птолемеем, рядом с роксоланами, амадоки (по Керкениту) и модоки, рядом с царскими сарматами (по Танаису) – меоты (темеоты, матеры и метибы, Птолемея же) и ма-дахи (адыги). Там же навары, которые в другом месте, у него же, они – а(в)арины, кроме того, (у него же) имели место наски\он-сак и саканы\сак-он (навары – аварины, Наварис\Nauaric – Аорсия, аорсы\ар-ас – ас-ар\са(в)иры, н-(В)ария – Сивария).

*Между рекой Ра и Гиппийскими горами – страна Митридата” (то есть не на или близ Боспора), ниже сиракенов, но значительно выше южной сухопутной границы Азиатской Сарматии (“пограничной черты Колхиды, Иберии и Албании”): помимо того, что ни один правитель, по имени Митридат не властвовал в той округе, рядом отмечены, помимо тирамбов (которые теже митрикаци или заодно с ними, см. выше Матрега – Тамирак – Тирамба), темеоты, и метибы (темеоты\тирамбы – метибы\митридаты, Темерник – Дмитрий).

В “Церковной истории“ Псевдо-Захарии (VI в.), “охватившей период от 450 до 491 года”, в перечне народов Азиатской Сарматии отмечены, в том числе, аланы, сабир, куртаргар, сирургур (в одновременном сообщении Приска они сарагуры и не тюрки, см. ниже) и ерос. Там же, согласно Армянской географии VII века, имели место, наряду с прочими, аланы, сюрикаци, ширваны, воспуры, таваспары, митрикаци, аргозы, аргаветы и такоци\такры.

Таким образом: (Птолемей, II век) торрекады, стурны, астуриканы, сапотрены и митридата – куртаргар (Псевдо-Захария, V век) – митрикаци (Армянская география VII века) – черкасы [торекады\тарх-та, астуриканы\ас-тархан, стурны\ас-тран (Тархан – Троян), сапо-траны, куртаргар\хор-тарх-ар, митрикацы\ма-тарх-ас, черкасы\тарх-ас, черкасы\тсерк-ас – старк-он\астуриканы], они же адыги (амадоки, модоки\ма-адыги – такоци\такры, ма-такры – митрикаци); осилы (сары\сары), сиракены, свардены, сураны\svrani, савареи, боспораны, сербы (Птолемей, II в.) – сарагуры, сабир (Псевдо-Захария, V век) – сюрикаци, ширваны, воспуры, таваспары (Армянская география VII века) – савиры [сиракены\сирак-он – сирак-ар\сарагуры, сирак-ас\сюрикаци, сирак – савир (сармат – савромат), что тоже сарван\ширван, сабир, во-сабир\воспуры и тава-сабиры\таваспары, в одном перечне с последнними двалы (валы Птолемея), которые твалы\аланы, твал\тав-ар – тав-сабир\таваспар, верность толкования поддерживаает название боспоранов\воспуров у Страбона – аспургианы]; арихи, роксоланы (Птолемей, II в.) – ерос (Псевдо-Захария, V век) – аргозы, аргаветы (Армянская география VII века) – аорсы\росы [хорсы\аорсы (ерос) – архосы\аргозы – арк-асы – рокс-аланы\роксаланы (они же росоланы, рокс от рохс\рос), аорсы\арихи – арки – руги\русы, что поддерживает название одних из сарматов Птолемея, обитавших рядом с роксаланами – ревкаланы\ракаланы (аргаветы\ар-ка-ва-та – ар-ва-ка\ревка-аланы, аргозы\ар-ка-ас – ар-ка-алан\ракаланы]. Сообщивший о народе ерос Псевдо-Захария закончил свой труд в 569 году, и он не знал аргозов Армянской географии VII века, которая не упомянула еросов, которые переместились на север, оставив после себя аргозов, как до того, у Птолемея, ушедшие на северо-запад аорсы расстались с арихами и агоритами. У Псевдо-Захарии (в V веке) ерос и амазонидес (амазонки) были соседями амазратов, которые обитали “вглубь” (то есть на север) от основной части постсарматов Северного Кавказа [амазонидес – ма-ас-он-та (исонды, Птолемея) – ас-он – ар-он\арьяна (аланы), амазраты – ма-ас-ар-та – сарты, вот и (~) салтовцы]. Знаковое для этих изысканий название амазраты заставляет покопать вширь. На карте, составленной по Птолемею, в издании Бернарда Сильвана (Венеция, 1511 г.), несколько севернее сиракенов, по Танаису\Дону, по соседству со свардинами, отмечены зараты (а не закаты, как в других источниках), название которых поддерживает верность толкования имени амазратов, помещённых на том же месте Псевдо-Захарией. Мало того, зараты отмечены в тех же местах в Пейтингеровой таблице (карте, сведения I в. днэ – V в. нэ), где, кстати, южнее, у Боспора помещены сардеты (сарада-та, арэт-та – ироны\арьяна).

Необходимо отметить топонимы в восточном Причерноморье (в Азиатской Сарматии, Птолемея): Вардан\Кубань (НаВарида\Наварис, н-Вария), Коркондама, Корака, Каркетиды (Керкенит, Каркина, Каркаяна), Кукунда (Кокиана), мыс Торетский* (от Торик, Торокка, Астаркуза), Ампасалида (Сарада – Пасирида и Мисарида – Ампасалида.), Серака (Шарукань), Азараба, Суруба (сербы – савиры), Геруса и Корусия (Карус\Кокиана).

*Мыс Торетский или\и Торик (Псевдо-Скилака), как полагают, располагался на месте или близ Геленджика, который ранее (давно) Гептала, что в местности Хъулъыжъий (Гептала\Коб-та-ар – Коб-ка\Кобяк, Хъулъыжъий\Хор-ас – Хорс-та\Ростов, Геленджик\Хор-он-га – Хор-га\Харька, кроме того, соответствие Геленджик – Хъулъыжъий, поддерживает показанную здесь ранее подноготную имён\названий, Гелон и гелоны от Хор-он).

В предыдущих изысканиях были привлечены сведения о госдарственных образованиях на землях древнего Турана, откуда вышли аорсы и (позже) аланы – Яньцай\Аланья [Яньцай, как и Анси (Парфия) – он-ас, кстати, севернее страны Митридата, отмечена страна Несиотида\Анси-та] и Кангюй\Кангха (Кан-га – га-Кан\Каган, Кокиана). С ними заодно (географически и этнически) в Ферганской долине существовало подобное объединение – Сугуда\Согд (скуда\саки-та – скиты\скифы и ма-сак-та\массагеты или сарматы), оно же Паркан\Фергана (Ба-ар-кан), Лона\Полона (Паркан\Па-арья-(х)ан – Па-арьяна\Па-аланы – Полона, Лона – Аланья) и Даюань\Давань (Дий-он), со столицей Эрши (Аорс), сегодня близ неё Андиган\Андижан (он-Дах-он\Дий-кан). Другими центрами страны были: Араван [Арья(в)он, см. Даюань – Давань], Коканд\Хоканд (Кокиана-та) или Ховакенд (см. Хоканд, как Арьяна – Араван), пригороды которого Ардаксан и Ирсадан (Ардос\Алания и Иристон\Осетия, Артания\Арсания – Русь), Решт или Риштан (Рост или Рост-он, Ростов), он же Хумынь (Ком\Кум-он, см. Гомольша, известен его правитель Аляошень\Алан-ас), Кува\Куба или Квэйсан (Куяба или Киава-ас-он\сень), Ош (Ас, позже там была известна Яссынская волость, а рядом такой же древний Яссыкент\Ас-кан-та, он же Узген\Ас-ган), Варух (Фергана – Вар-ган\Вар-га-он – Варга\Варух, Валки и подоб.), Худжанд\Ходжан (Хаган), Джахань (Гахан\Каган), Мо-ар-гилон, он же Мурджинон (Мо-ар-ган-он ~ Меру-ган) и Маргилан (см. марголы и аргозы, Арм. геогр., ган-алан – гилан), Шукурмерган (Сакир-Мар-ган), Урта-Пандиган (Арта, Пандиган\Пан-дах-ган, Пан-хор\Фанагория, Дах-ган-ар-га\Таганрог), Кургонча-Пандиган (Кургонча\Каракаяна-та), Карабогиш (Хор-бог-ас\Хор-ба), Чартак (ТСарта-ка), Ахсикет [издревле на на реке Яксарт, которая также Сир, Сырдаре\Сырдарья (Сарада) и Сейхан – Сагину или Сакир – Нижний Дон у Идриси, где (на или близ) Птолемей отметил город яксаматов, Эксаполис\Ксай-поль – Ксай-кут\Ахсикет (кут – местопребывание, как полис и хата), помянутый Араван расположен на одноимённой реке, другие названия которой Гезарт\(Х)азарт (Сарада) и Ишкеджан (Сак-ган\Сагину, он же Сакир)] и Кутарма (хутор, Кутерьма – рукав Дона, см. ниже). Тамошние сарматы были известны, как сарты и парканы (па-арк-он – арк-ас\аргозы, кстати, Паркан – Полона, как арки – аланы, Полона – Лона, как боспораны\воспуры – сабиры\савиры). К месту, этнониму сарты соответствуют имена одних из нартских\осетинских героев – Азырта и Сырдон, при том, что имена других, как и имена дзуаров, по большей части, связаны или прямо соответствуют названиям племён и родов сарматов (см. ниже).

Таким образом, показанное подтверждает заявленное в предыдущих изысканиях, что между сарматами и салтовцами прямая и непосредственная связь, которая не могла прерываться – то есть сарматы (как минимум со II века) уже салтовцы, которые ещё сарматы и уже росы\русы.

Земли между нижнедонскими и среднедонецкими (Северского Донца) салтовцами занимали салтовцы средиземные, и о них ранее здесь сказано практически ничего.


Средиземье


Салтовское Царино городище находится в междуречье Северского Донца и речки Макатихи, между поселениями Маяки и Донецкое, рядом Щурово (Сарава\Сарва), Соболевка (Сабир), Макатыха (Глубокая Макатиха) и Коропово (Хор-ба – КоРоПово и ГЛуБокая, см Коробовы хутора), в местности\округе Святогорье, где также Свято-Успенская Святогорская лавра. Утверждают, что название села Маяки и позднейшего (XVII века, позднейшего относительно салтовского городища) сторожевого Маяцкого городка близ него происходит от сторожевых и сигнальных функций. Салтовске Маяцкое городище расположено при впадении реки Тихой Сосны в Дон, в месте\округе Дивногорье, где Свято-Успенский Дивногорский монастырь (см. Свято-Успенская Святогорская лавра), рядом поселения, Селявное (см. Щурово в Святогорье), Луки (Лука\Ловака) и Вязники (см. Везеница), его название также пытались связать с сигнальными функциями, но безуспешно. Кроме того, недалеко от села Маяки и Маяцкого городка, но недостаточно близко для связи названий, на реке Маячке имеет место село Маячка, названия которых с сигнальными функциями никак не связаны. В предыдущих изысканиях было заявлено соответствие названий Маяк и Магас\Маяс (Макас\Маас) – столицы Алании, что тоже относительно именования села Маяки и Маяцкого городка близ Царина городища (как и названий Масаны и Мажуговка, Чернигов\Шестовица, см. выше), чему подтверждение название ближних, реки и села – Макатыха [Макас\Мак-ас – Мак-та или Мак-дах\Макатыха, дах – бог, что тоже див (Дивногорье рядом с Маяцким салтовским городищем) и зив (шиу\сив – бог, хет., что тоже сивата, см. ранее, Святогорье)]. Можно поддержать: Дивногорью соответствуют, черниговского княжества, древнерусский Дивягорск\Девягорск, в урочище Дуна (Дах\Дий-он, рядом с поселениями, Сувор\Суворов (известного задолго до рождения генералисимуса, т. е. Сувор\Савир, см. Щурово у Святогорья, Селявное у Дивногорья) и Лихвин (Лука\Ловака, Луки у Дивногорья), оно же Чекалин (ТСакир-он), и Дигорье (Ди(в)\Дий-гор) – Дигорское ущелье (Алания\Северная Осетия), оно же (ранее) Савирское ущелье, где главная река Ираф или Урух [полагают, что Урух – “широкий” (см. Сирак): при том, что река в савирском ущелье, здесь же её притоки Чиколо (Сакир) и Харес\Харесидон (обратно Сирак), Урух – Сирак\Сиргис, Ираф – Сарва\Савир (Сиргис – Иргис)] и поселения, Стур-Дигора, Одола (Дий-(Х)ор – оДола), Моска, Мацута (оба Маас\Магас – кстати, Маскут). Рядом с Дигорьем его повтор, Дигорский район, где главная река Сираудон\Цру (Сирау\Сарава), там же поселения (же), Дигора, Сурх-Дигора (Сурх\Сирак), Дур-Дур, оно же (~) Туйгантигэу (Дур-Дур\Да(х)-ар-Да(х)-ар – Дах-он-Дах\Туйгантигэу) и Чиколо\Циколо (помимо ТСакир, Дах\Сах-ар – Дигорье). К месту, одно из предположительных расположений Магаса – городище Сурхахи (Сирак), а другое известное название Шабрана (Сабир\Савир-он) – Дивичи. Кстати, название привлечённого выше, близ салтовского Мохначского городища, поселения Мохнач производят от городища, происхождение названия которого неизвестно (без учёта выше предложенных), в отличии (как здесь представляется) от расположенных рядом с городищем сёл Шелудьковка (Салта\Сарада) и Скрипаи (Сакир-ба): Макас\Мак-ас – Мак-та\Макатыха – Мак-он-та\Мохнач, Маас\Ма-ас – Ма-хан\Мохнач. Ещё (может быть только интереса ради), в одной округе с Мохначским находится Гомольшанское городище, и они в своё время как раз исполняли сторожевые и сигнальные функции, причём, как представляется (см. выше), их названия связаны (Комолша\Ком-аорс – обратно Мак-(х)ан\Мохнач, аорс – хан), что может указывать на иное, нежели Гомольша – гомыла (могила) происхождение, теперь уже обоих названий [мога (сила, власть), могут (господин) – обратно игемон\игумен (вождь, начальник, КОМандир), кметь (витязь)]. В тоже время, соседний с рекой Гомольшей, приток Северского Донца, река Мжа\Можа, при впадении которой город Змиёв (змий от земь – обратно Можа, можа – мога), кроме того, кстати, Гомольша\гомыла – обратно могила\Мохнач. При том, что названия двух рек, не могли происходить от обозначения могила, они имели с ним общее начало: махи – земля (санс.), что тоже обратное хумус\гумус (лат., которое также обратное слову земь), махита – МУЖество, сила, величие, махи – большой (санс.) что тоже махина и големыи, в тоже время, коломище – могилие\кладбище (др. рус., голем – колом).

На страницу:
3 из 4