Полная версия
Всея Русь
Треугольник с Салтовским и Дмитриевким городищами составляет Белгород, на окраине которого, при впадении реки Весёлки в Северский Донец, имели место, салтовская каменная крепость (~ 310 * 280 шагов) и (надо полагать салтовское, исходя из салтовских подобий) городище. Правильное (неискажённое) название реки Весёлки – Везеница, здесь же в неё впадает река Гостянка, которая в старинных русских документах – Зеница [то есть, Зеница – Узеница\Везеница, Везеница – вежи (как вис – селение, авестийский\авес.), Зеница – сень (ас-он) – местопребывание, что тоже ас-та\стая (др. рус.) и аста (санс.)], другое название Весёлки – Болховец (версия названия Валки, верегиня – берегиня). В непосредственной близости (у Стрелецкого, см ниже) в (В)Зеницу впадает речка Искрянка (Искрянка – Сакир-он-ка). Один из районов Белгорода называется Крейда (Харада – Сарада, см. выше): как выше отмечено, близ салтово-древнерусского Битицкого городища расположены, той же принадлежности, два городища поменьше и курганный могильник в урочище Старое Крейдище (см. ранее, где обосновано, что обозначение крейда (мел, укр.) вторично относительно названия места, которое от Хорта\Хорса). Белгород окружают поселения: Ястребово и Стрелецкое (см. выше Усеред\Сарада – Стрелец ~ ЯCтреб), Шагоровка (см. выше Сугров), Таврово (Тивер, тиверы\тиверцы – одни из салтовцев, см. ранее), Разумное и напротив, через Северский Донец, Соломино [Разумное\Раз-мн – обратно Сол-мн\Соломино, при том, что к последнему примыкает Таврово, Раз – аорс\Рос, Сол\Сар – Сира(х)\Са(в)ир, мн ~ мы и они – множество – толпа\сообщество], Соловьёв и рядом Севрюково (Салва – Савра, савир), Драгунское и Терновка (Драгун\Тархан – Троян\Терн).
Белгород построен на месте городища, названного “Северским городищем” – потому как были обнаружены следы северян, которые как будто славяне (которые каменных крепостей не строили, см. ранее), а одна из версий происхождения названия близ расположенного поселения Таврово – заселение в него черкасов, вывезенных из Таврии, в подтверждение приводятся фамилии старожилов села, в том числе Лютенко и Юрченко – как ранее здесь показано, никто их в Таврово не привозил (Лютенко, Юрченко и Таврово соотносятся, как лютичи\уличи и тиверы – туалы\твалы – осетины\аланы, которые, вместе с касогами и адыгами, черкасы).
Белгород возведён на Белой горе – Белогорье (Хор – гора, Хор-та – город): Бел-город\Ба(х)-ар-Хор-та – Бах-та\Абкада, Хор-ба\Короб (см. выше). Не последний авторитет в данном вопросе, А. Мусин-Пушкин (1744 – 1815 гг) утверждал, что имели место три города с названием Белая Вежа – один на берегу Северского Донца, возле “Белгорода Русского”, и его он полагал Саркелом, другой, где жили “Греки и Козары”, он же (как утверждали тогдашние авторитеты) “древний город Греческий, в устии Днепра” – это (по согласованию с далее следующим) Белгород-Днестровский, третий в верховьях реки Остёр, (совр.) Беловежи Вторые (по пути продвижения салтовцев от Белгорода и Харькова в места, где ими были основаны или обжиты и переименованы Чернигов и Новгород-Северский). У Идриси Белгород-Днестровский и Саркел\Белая Вежа обозначены одинаково – Аклиба [ак – белый, либа – лабаз – строение\помещение, лобода\слобода – поселение (см. луда – скала, что тоже слудъ) от (х)алабуда, (х)алепа\(х)алупа и колыба\Хор-ба – местопребывание\жилище, лавра – изначально местопребывание, алабастр\алавастр – сосуд\вместилище, откуда названия поселений, Лабада, Любеч, Люботин (близ Харькова, центральное\историческое место которого – Слобожанская площадь, см. лобода), Алупка и Ловака (и мног. др.), а ещё, Аклиба\ак-либа – либа-ка\Ловака]. Бел-город – “белое местопребывание” – Сар-кел (сар-он\сереный – белый, др. рус., келья – местопребывание) – Белая вежа (вежа\веси – местопребывание).
Белград, он же Београд (боляры – бояре) – Бео-катъ\Абкад (град – местопребывание, что тоже катъ). Ко всему, слово лаб\либ обратное слову-значению белый, которое, как ранее показно, от обозначения бога [название реки Лабы полагают от алб – белый (др. иран.), она берёт начало, посредством слияния Большой и Малой Лабы, на горе Пшиш перевала Аишха, названия которых от обозначений бога, бос и сах (см. ранее), Лабэ – земля адыгов].
В разных списках с сочинений Идриси, разные версии (передачи) названия – Аб’ада (альтернативное прочтение – .л’ада), Ан.када, Ал.гада – то есть Абкада – объединяющая версия, не исключающая альтернативную – Акбада, которое (название) практически то же, что Аклиба [Ак-бада, ак – белый, бада – оБИТель, будинок – дом\жилище (укр.), будка, поята – палата (др. рус.) – местопребывание, что тоже вместилище – бадья и бутыль, как корчага (горшок, др. рус.) – город].
Из показанного следует, что, кроме Верхнего Салтова (который явно Сарада), почти любое из привлечённых поселений – претендентов на отождествление с отмеченными Идриси в земле\стране народа Нибария\Сивария, исходя из археологии и сопутствующих топонимов, с (примерно) близким местом расположения, могло быть им, а те, чьи координаты не соответствуют, почти все (с учётом “сопутствующих топонимов”) имели те же или близкие названия, что свидетельствует о их принадлежности одному народу и верности его локализации.
Показанное также провоцирует задаться вопросом – как Идриси, в XII веке мог знать о салтовских городах, существование которых ограничивают VIII – X веками (Салтовское городище и вовсе IX веком)?
Салтовский\древнерусский хохол
В сочинении Идриси помянут важный город – центр одного из племён русов – Кокиана\Кокианах, на карте (Идриси же) под этим названием его нет. А. Б. Рыбаков, основываясь на приведённых в сочинении расстояниях (протяжённостях путей) между определёнными (локализованными с современными) городами и Кокианахом, определил, что это Донецкое городище, близ Харькова\Харьки, оно же (как он полагал) летописный Шарукань и Астарккуза (Идриси) – то есть в Ниварии\Сиварии. Он также показал, что Кокиана\Кокианах у других восточных авторов, это Каракартия (Димешки), Каркаяна (Ибн-ал-Варди) и Каркабан (Ибн-Аяс): при том что Нивария\Сивария (города которой, в том числе Сараду и Астаркузу, относят к округе Харькова) на карте (Идриси) расположена у гор\возвышенности Кукайа или Куфайя [куххо – горы (тадж.), что тоже каофа (авес.), какуд – вершина горы (санс.), в поддержку, на той же карте озёра – бухейра, бахр – море (тадж.), кыка – верх головы (на которой хохол – чуб) и просто верх (др. рус.), Харька-он\Каркаяна – Хорхан – курган\гора-хан – кух-хан\Кокиана, см. Кауказ\Ка(в)каз и Коканд, Каракартия – Харька-арта\орда], это Харька\Харьков, обозначенный на карте (у него же), как Карус [обратно Сирак – Шарукань – Каркаяна, см. Сиргис – Гиргис, крькы – церковь (др. рус.). На месте (частично) и близ Донецкого городища, на реке Жихорец, поселения Покотиловка и Жихорь (Жихарь, сегодня район Харькова) название первого, как представляется, связано с таковым Ангада\Анкада (Покотиловка – Ба-кат-ар, в непосредственной близости Бабаи и рядом Котляревка\Кат-ар), за вторым (Жихорь) можно увидеть\услышать – Сакир (Сирак\Сиргис – Шарукань). Но и при этой поддержке нельзя, без более глубокого исследования, отождествить Донецкое городище с Астаркузой\Шаруканью. Помимо того, что, как показывают археологи, оно стало значимым поселением с древнерусским его освоением в XII веке, а Идриси запечатлел Астаркузу в середине XII века, когда она не вдруг уже добилась известности, подобные (связанные) топонимы имеют место в пределах Харькова, и любой из них, например хутор Саржин, на реке Саржинка (Саргин/Шарукань), может быть связан с древним поселением под городской застройкой Харькова [названия исторических районов и мест Харькова: Основа (Ас-он-ов, что тоже Осенев\Шарукань, ас-он\сень – местопребывание) и Новожаново (Ново-Асново\Ново-Ганово), Чунихи и Зиньки (Ас-он), Старая Салтовка, Салтовка и Северная Салтовка, Залютино (Салт-он), Тюринка (Троян), Холодная гора (см. урочище Колодливо\Шестовица), Рашкина дача, Лысая гора и Лазьковка (Раш\Рос – Лыс\Лаз, к слову, роща – лес), Гиёвка (Киав\Киев), Павленки и Павлово поле (помимо того, что Павловск\Осеред на месте салтовского городища, там же река Лопань и урочище Вуловка), Журавлёвка (Шарва\Савир, см. ниже), Кабыштовка (Кабыштово озеро, Кабештова дача – Коб-стая), Щербачёвский бор (Сарб-та\Сабир-та), Земляника (Земь-алан), Золотарёв овраг (Салтов), (бывшие хутора) Якубов (Коб) и Корован (Коровель\Шестовица), кроме того, в ближайшей округе поселения, Куряж (КуРяГ\Каркаяна), Циркуны (ТСирк-он – Тархан-Сирак), Сираки, Сороковка (Сираков), Солоницевка (Сал-он-та-ов – Сарны-Салтов), и другие салтовские (см. ниже)]. Кстати (или к слову), Сирак\Сирг(ис) – Харька\Карка(яна) (как Сиргис – Гиргис), халуга – изгородь, тын (Вуловка – Вал\Вар-ов, Харька – халуга, Вара-тын\Варачан).
Выше отмечено, непосредственно у Чугуевского городища, расположенного ближе привлечённых салтовских к Харькову, поселение Клугино и у Валков Круглик (оба Каркаяна). Чуть дальше от Харькова, на Северском Донце расположено Каганово или Кабаново\Кобаково городище рядом с посёлком Эсхар, который на месте хуторов, Карповский (см. выше Коробовы хутора*), Павлов (Ловака\Валки, см. выше) и Рождественский (Раздоры\Ростов, см. ранее и ниже). При такой подноготной предыдущих названий, слово-обозначение Эсхар не от абревиатуры длинного названия тамошнего энергетического сооружения, как уверяют, скорее это Сакир, версия которого наименование помянутого выше Сакова\Салькова (Сак-Сар – Эскар), который, кстати, на реке Павловке (см. выше). Рядом с Кагановым городищем (Эсхар), при впадении в Северский Донец Орехового Яра, салтовское (же) Мохначское городище, близ поселений, Гинеевка (Ган-ов) и (напротив, через реку Гнилицу\Ган-ар) Мохнач, рядом (поселения же) Шелудьковка (Салта), Старая Гнилица (Ган-ар), Камплица (см. Гомольша), Скрипаи (Сакир-ба), при впадении в реку Гнилица Корякова оврага [(Х)Орехов и Коряков – Харьков\Каркаяна]. Таким образом, Харьков – Каркаяна, Каганово – Кокианах, Харька-Кабаново – Каракабан.
*Карповским поселение стало ровно также, как древнерусский, северский (между Черниговом и Новгород-Северским) город Хоробор (Хор-ба-ар) унизился до посёлка Короп (короп – карп). На салтовских землях селища и городища, на которых, как определили и сообщили, следы северян (славян) без перерыва сменяются древнерусскими, в предыдущих изысканиях было принято считать салтово-древнерусскими (северянскими – неславянскими, см. ранее). Из городищ, на месте поселений, Карповский, Коробовы хутора и Крапивное [все от Хор-ба, первое расположено заодно с поселением Павлов (Ловака), второе у озера Лопуховое (Ловака) и реки Косач, третье рядом с поселением Кошлаково (Косач\Кос-та – Кос-ар\Кошлаково, кос – хозя – господин\хозяин, хыза – дом\хижина и хозяйство, см. ранее)], два первых определены салтовскими, а последнее (Крапивенское): “Примерно в IX – X веках нашей эры на площадке городища поселились северяне, позже вытесненные кочевниками – печенегами и половцами. В XII веке Крапивенское городище осваивается русью.”. При этом, Крапивенское городище чуть ли не в прямой видимости от появившегося раньше (VIII век) салтовского Дмитриевского городища (первое, на реке Корень, называется “Турецкая крепость”, рядом с Чураево\ТСурово, второе на реке Короча, рядом, “Турецкая гора”, “Турецкое городище” и др. с названиями, связанными с таковыми в округе первого, см. выше). То есть, как представляется, вывод – “северяне, позже вытесненные кочевниками” – стоит понимать, как славяне были потеснены (принуждены к сожительству) “северянами-кочевниками” – салтовцами.
Стоит, добавить. В предыдущих изысканиях была показана связь ТмуТаракань, он же СамКерц – Семендер, он же Таргу\Тарки [Семендер\Сем-Андар, Андар\Индра – Тархан\Таракань (Андар\он-тар – тар-он\Троян)]: близ Семендер поселения, Шамхал (Сам-хор\СамКерц), Гамиях (Гомольша), Махачкала\Махач-кала (Мохнач), Кяхулай и Коркмаскала (Кокиана\Каркаяна, Коркмаскала\Корк-мас-кала – мас-Каркаяна, сам – земь, мас – месь\место).
Заблудшие
Выше изысканное позволяет разглядеть то, что ранее, будучи рассмотренным, осталось в тёмной зоне. Птолемей, знавший (от Геродота) о существовании между Борисфеном и Танаисом значительной и значимой реки Гиргис\Сиргис не поминает её вовсе. В тоже время, в том месте, где не было и нет значительной и значимой (одноимённой другим природным объектам и историческим поселениям) реки, Птолемей расположил некую, стекающую с Амадокских гор, реку Керкенит и города по ней: Керкина\Каркина, Торокка, Пасирида, Эркаб, Тракана, Набар\Навар, о существовании которых (в тех местах) из других источников не известно. Это средоточие поселений Птолемея почти в точности повторено Идриси: Керкина – Каркаяна, Торокка и Тракана – Астарккуза (на карте Идриси, как выше отмечено, две “к”), Пасирида – Сарада (Бурада-Сарада, см. выше), Эркаб – Алкада\Абкада, Навар – Баруна (Навар\он-Вар – В\Бар-он\Баруна) и Нибария\Нивария.
Устье реки Керкинит, с поселением Тамирака близ него, помещены Птолемеем напротив, мыса Мисарида (~ Сарада), он же Тамирака (Страбона), крымских, полуострова Тарханкут и городов Тамирак (Кульчук, см. ранее) и Керкенитида (Керкенит), а город Наварис (не Навар) у него же отмечен у Танаиса\Дона, (примерно) напротив впадения в него неотмеченного Гиргиса\Северского Донца, которые (Танаис и Гиргис, он же Сиргис) вместе – река Сакир у Идриси (Гиргис, он же Иргис – обратно Сакир), втекающая в море. Танаис своим устьем, впадает в Азовское море через Таганрогский залив, отражённый на карте Птолемея и оброзначенный, как Саroка, и явно не выделенный у Идриси, а потому он часть Сакира (Керкенит\Керк – Саroка – Сиргис\Сакир). За устьем Танаиса (на юг) у Птолемея поселение Паниардис (см. Мисарида), напротив (через Меотиду) древних, Корокондамы, рядом с современным посёлком Гаркуша (Керкенит\Керк-он-та – Корок-он-та\Корокондама – Гарк-ас\Гаркуша), Тамирака (совр. Темрюк, см. ранее и ниже) и Гермонассы (Тамирак – обратно Карма-та – Герма-наса, та и неса – местопребывание), которая позже ТмуТаракань. Отмеченные Птолемеем по Керкениту, амадоки имеют место (у него же), как мадоки, где-то в междуречье Днепра и Дона (где течёт Северский Донец), между средним и южным их течениями. То есть река Керкенит Птолемея, это несомненно река Русия Идриси, она же Северский Донец и Гиргис [Гирг-ас – Керк-он-та\Керкенит]. Соответствие названий поселений по реке Русии таковым по Керкениту явное, за исключением Абкада – Эркаб.
Эр-каб\Хор-коб [кобь (обратное слову бог), куиба и кобение (кобь-он) – волхование (священнодействие, отправление религиозных обрядов\ритуалов), капище – место отправления религиозных обрядов\ритуалов и вместилище, что тоже капь, кубло – дом\жилище, что тоже (на колёсах) кибитка] – Абкада (Ба-катъ и Бак-та\Бог-то), кроме того, Эркаб\(Х)оркаб – Каракабан\Каркаяна. Ко всему, у Птолемея в устье Танаиса (Сакира Идриси) отмечен остров Алопекия или Танаис (наверное он же город Танаис), название которого – версия такового Эркаб (Х)ор-коб – (Х)ор-бог\Алопек). Для лучшего понимания происхождения, причастность названиий Коба, Куяба, КараКабана (и др. от кобъ\куиба): на землях средневековой Алании три поселения с названием Куба, одно из них расположено в округе поселений (же) Салта и Силта, где (в той же округе) также Арши (Верхний и Нижний, Арса), Аллате (Арта, арэттэ – ироны\осетины), Карекадани (Карекадани\Карка-дах-он – Карка-бах-он\Каркабана, бах\дах – бог), Иргали (Иргис), Телягу (Тархан) и Куппа (Коб). А ещё, всё может быть проще: при различных прочтениях и передачах (Абкада – Алкада и пр.), Эркаб\Ар-ка-ба – Ар-ка-да\Алкада.
Понизовье
Слишком мала вероятность того, что Птолемею (во II в) были известны сарматские поселения, жившие так далеко от моря, как салтовская Ниварии\Нибарии (Идриси), но о приморских сарматских местопребываниях, названия которых были повторены в Ниварии\Нибарии, он был наслышан и о них, как о салтовских, было немало сказано в предыдущих изысканиях.
Ростов-на-Дону занимает земли, на которых известны городища: Тимерницкое (см. Темрюк, Тамирак); Кизитеринское, балка Кизи-Тиринга (Хиза-Тархана, хиза – дом), Тиринг – Тиргин – Тракана (есть в округе Ростова и Терновая); Кобяково (см. салтовское Кобаново\Кобаково городище); Ливенцовская\Левенцовская крепость, между поселениями Левенцово (см. Ловака) и Каратаево (см. Колтуновское городище, Крейда\Белгород, Крейдище\Битица); Нижне-Гниловское, станица Гниловская (Ган-ар), близ которой балка Кульбакова (см. городище Коробовы хутора) и Кумженская роща (Кумженская\Кум-сень – Ком-ложе\Гомольша, название Кумженская от древнего места погребения, где кумиров сень).
В округе Ростова-на-Дону ещё не до конца стёрлось\выветрилось Елизаветинское\Елизаветовское городище (Лизавет\Лас-ва-та – обратно Сал-та-ва\Салтов, как Лисичанск\Лас-та-он – обратно Салтов и подоб.), кроме того, он (Ростов) окружён реками и поселениями с названиями, Чулек (Тарокка-Сирак), Чалтырь (Салта), Салантырь (Сал-он-та, см. Сарны) и подобными. Ранее не было отмечено, близ Елизаветовского городища расположены поселения Колузаево и Кулешовка: Лизаветов\Лас-ва – Рос-ва\(Х)орс-ва – Колузаево и Кулешовка – то есть Лизаветов\Лас-ва-та-ов – Рос-та-ов\Ростов.
Весь этот конгломерат\СРЕДоточие, в большинстве своём существовавший не единовременно, обозначен, у Птолемея, как Наварис или Nauaric (см. уличи – вуличи, туалы – твалы, они же аланы, асы и овсы), у Идриси, как ранее было заявлено, это Русия [Nauaric\Na-aric – оН-аорс (Русия) – Рос-он – Рос-та\Ростов, см. Анавсий\оН-овс – предводитель аланов, рукав Кубани, Антикит (Страбона), он же Аттикит (Птолемея) – то есть он-Тикит – та-Тикит, Тикит\Дах-та, та – то – он]. В предыдущих изысканиях была показана непосредственная связь Ниварии\Нибарии (Идриси) с Наварисом\Набарисом (Птолемея), к чему можно добавить далее следующее. Наварис известен также, как Наварид (Наварид\он-Варта – Варта-он/Варачан), что не отвергает заявленного ранее толкования [На(в)арис – На(в)арид, как Арис-он\Арсания – Арид-он\Артания (Арсания\Артания – Русь, Арса\Арта – Иристон\Осетия)]. Поддержать можно названием, рядом располагавшегося (ближе к морю, у Птолеме же), поселения Паниардис (без “в”), которое соотносят с близ стоящей станицей Кагальник, заодно с которой ранее были селения, в том числе, Круглое и Кугей, а исторические районы в ней – Калыги, Глинища и Короста [Кугей\Кага и Кагальник\Кага-ар-он – Кага-он\Каган – Кокиана, Калыги\Карг и Круглое\Карг-ар – Каркаяна\Керкенит, и Глинища – Гнилища (глина – гнила)\Ган-ар-ас, Короста\(Х)орст – Рост-ов, Паниардис\Пан-Ардис – (Х)ан-Ардис (каган\ка-хан – па-(х)ан\пан, кроме того, Пасирида – Сарада, как Полтава – Лтава и др.) – На(в)арид-Nauaric, к слову, Кагальник\Кагал-он, кагал – толпа – орда – ПанАРДис]. Кстати, орда – ворда: Варачан, Волчанск (Вилча и др.) – Артан, вотчина и (что тоже) отчина – родина\Артан.
Семикаракорское городище (с каменной крепостью), определённое ранее здесь, как самое крупное из известных салтовских, расположено недалеко от слияния Дона и Северского Донца, на месте, ограниченном рекой Сал и протоками Сусат и Салак, близ города Семикаракорска [Сал – он же Джурак – Тархан\Сирак (то есть Сал – Сар), Салак – Сирак\Сиргис, Сусат-Салак ~ Салта, Семикаракорск\Земь-Хор-ка-ар – Хор-ка-ар-та\Каракартия (та\то – место ~ земь), она же Каркаяна\Кокиана]. Городище находится почти также близко, как к Семикаракорску, к станице Раздорской\Раздоры, на месте и в округе которой салтовские селища, рядом поселения Коныгин (Кан\Хан-га-он) и Пухляковский (Бах-лог), и остров Поречный (с салтовскими захоронениями). Повторы на севере (Раздорное, близ Усерда\Сарады, Раздольное и Рождественский близ других салтовских городищь, см. выше) и то, что Раздорская была первой столицей, центром Войска Донского (то есть “место намоленное”) определяют (скорее указывают на) происхождение его названия [Хорс – Аорс\Рос-та (Рос-та-ов\Ростов) – Рос-та-ар\Раздор или, кстати, (Х)оРс-да(х)-ар\Раздор, Хорс – Земь-Хорс\Семикаракорск, к слову, Хорс-он-да(х)-ар\Краснодар, Раздор\Раз-да-ар – обратное ему Сар-да\Сарада, Ростов\Рос-та-ов – обратно Сар-та-ов\Салтов, кроме того, поселения и городища с названием Елизаветинское (Лаз-ва-та – Рос-та-ва\Ростов – обратно Сал-та-ва\Салтов) имеют место, как при Ростове-на-Дону, так и при Краснодаре, что поддерживает показанные здесь этимологии]. Относительно возможного происхождения названия Раздорской в связи с речными потоками (“разречье, разделенье реки на рукава, на потоки, разбитое на рукава русло”): ближайшие поселения с названием Раздоры, причём в салтовском крае, одно (Харьковское) на безречье, другое (Днепропетр.) на пересыхающем ручье, близ них поселения с названиями, Лозовая, Вожненка\Перемога, Герсевановка, Герсевановское и Лозовое, Вознесенское, Росишки [Герсеван\Хорс-ов – (Х)Рос-ас\Росишки – Раз-да\Раздоры – Раз-ва\Лаз-ва – Лозовая, Вожненка и Вознесенское – вежа\весь]; доръ – земля, расчищенная под пашню и под угодья (чит. и под местопребывание), одръ – ложе (логово – местопребывание), одрина – изба и хлев (изначально жилище, халепа), деревня – двор\д(в)ор и местность, что тоже тьло (земь, др. рус.), терра (земля, лат.), дол (Раздольное) и удел (земля, участок земли\долины, не тот удел, что от доли\судьбы или от деления) – то есть Раздоры и Краснодар почти одноимённы. К месту, первое упоминание о казачьем Раздорском городке в царской грамоте (1571 г), даденной Игнатию Кобякову – русскому, с русской фамилией: Кобяково городище некоторые связывают с малозначительным ханом Кобяком (см. ранее) уже из, как будто, нерусского названия городища, а Игнатия (более чем некоторые) определили крещёным татарином (см. др. рус. имена: Коб, Коба, Кобята\Коб-та и Кобза\Коб-ас – Коб-ка/Кобяк).
Близ Семикаракорского городища, на месте слияния Дона и Северского Донца, на, образованном Доном и Старым Доном, острове Куркин (см. Каркин\Каркаяна) салтовское (же) Золотовское городище, между хутором Старозолотовским и станицей Новозолотовской. Как полагают, Старозолотовский, это, перенесённая с острова, станица Золотовская, она же городок Золотой из записи в журнале похода Петра I (Золотов – Салтов). В Салтовском крае, помимо города Золотого, близ Харькова (Харька-он – Куркин) издавна имеет место посёлок Золочев (оба от Салтов, см. ранее), к которому примыкает село Зрубанка\Срубанка (Сабир\Савир, как ШаБРан, он же ШиРВан, см. ранее), рядом сёла Снеги (см. Ясеновцы, Яссы – асы\аланы), Слатино (Салта-он) и Шелкоплясы (Сирак-пала-ас, см. ниже). На острове Куркин отражает солнце (некруглое) озеро Круглое (Каркина\Каркаяна), рядом поселения, Христиха\Чебачий и Хрестцы\Усть-Донецкий [(Х)орст/Ростов]. Также близ него курган Бабский, поселение Бабий\Бабино (Ба-ба, см. Хор-ба), на острове Лучка (Лука\Ловака), позже оно Константиновск (Кан\Хан-стан), и озеро Ильмень [ближайшие два озера с названием Ильмень также на Дону, рядом с ними поселение Байбаев (Ба-ба\Папай), дальше на север, при реках, Ильмень, Токи и Самара, город Бузулук [Бузулук\Боз-ар (ба – бог\боже – боз\бос), Токи – Дах (Да(х)-он – Дон) – то есть название озера, при котором Новгород (на севере), салтовское\древнерусское, от арийского Арима (солнце-луна, гора Арим, она же (обратно) Меру и Сумер\Самара, см. ранее), кстати, рядом с Салтовским городищем поселение Ильмень (совр. Симоновка), а близ Золотовского городища течёт река Жигуля – на салтовском севере, у Самарской луки – горы Жигули – Сакир\Сирак, см. ниже. Совместное место имение с (салтовским) Ильменем поселения (на безлиманье) Лиман (иЛьМень – ЛиМан), в очередной раз поддерживает заявленное здесь происхождение названия древнего Калос Лимена, не связанное со словом-значением лиман\порт].
Городище ещё мало исследовано и тем не менее: его крепостная стена может статься была большей протяжённости (более полуверсты или около версты – 1066,8 м), нежели в Семикаракорском (стороны крепости 215 м * 200 м – протяжённость стены 830 м); использовались кирпичи одного, с семикаракорскими, типоразмера; жилища, по керамике, датировали X – XII веками и отнесли к славянам и касогам – однако, помимо того, что со времён Геродота в тех местах обитали не собственно скифы (предки славян), но сарматы, которым наследовали салтовцы, ни славяне ни касоги такими сооружениями не были знамениты (не говоря уже о кирпичах явно салтовской культуры) – то есть его принадлежность салтовская.
Сведения об этом городище, на месте называвшемся “Садки” (наличие, помимо крепостной стены, каменной и кирпичной кладки, кирпичей, предъявленных, вместе с планом городища, общественности, множества ям и курганов) получены от историка Е. П. Савельва, проведшего поверхностное исследование не позднее 1905 года. Первые исследования городища со вскрытием, неглубоко и неторопливо (наверняка из-за отсутствия достаточного финансирования) начали производить в 2001 году. Стены и курганы не обнаружили, а колличество найденного не позволяет утверждать бытность в том месте, не то что городища, но даже основательного поселения. Знакомство с трудами Е. П. Савельева не склоняет к каким-либо подозрениям в адрес историка, непозволящим принимать в расчёт его сведения о городище. Во-первых, раскопки показали прослойки “стерильного” песка между тонкими слоями с культурными признаками – следствие постоянных, периодических затоплений: Савельев (не позже 1905 г) указал местонахождение городища на “незатопляемой части острова около одной квадратной версты”, причём, как раз в 1905 году, из-за постоянных затоплений, станица Золотовская была перенесена с острова на правый берег Дона (совр. Старозолотовский). Во-вторых, у Савельева: “По берегу Дона, старого его русла, заметны остатки широкой каменной стены с развалинами множества башен …” – раскопки производились у берега современного Дона, а не у его старого русла (Старого Дона). То есть ссылка в “кладези знаний” на неких краевелов – “В походном журнале такая запись: Городок ЗОЛОТОЙ. “Стоит на острову ж, на левой стороне”. – ныне на острове Куркин, так называемое Золотовское городище” – более чем необязательна, уже потому, что нет указаний на то, что станица Золотовская была на месте городища, а в месте, где копали нет следов городка, кроме того, из записи в журнале похода (1695 г) городок Золотой имел место скорее на левой стороне острова (у Старого Дона). Стоит добавить, из-за необнаружения городища, некоторые штатные исследователи начали высказывать “изобличающие” доводы, в том числе, что представленные Савельевым, как золотовские, кирпичи с Семикаракорского городища: представленные кирпичи одного типоразмера с семикаракорскими, они не одинаковы, но близки по форме и размерам, семикаракорские не точно такие, как золотовские.