Полная версия
Библия глазами психолога. Часть 2
В наши дни всё то же самое. Народ никогда не бывает довольным властью. Он мечтает, что в один прекрасный день появится правитель, который сделает его счастливым и позаботится о нём. Человек никак не хочет понять, что его никто и никогда не сможет сделать счастливым кто-то другой, пока он сам не захочет начать что-то делать для этого, а рассчитывать будет не на дядю какого-то, а на Господа Бога.
Кстати, не только по отношению к правителю такая позиция у народа. По такой же аналогии в основном люди думают, что они могут найти себе партнёра, который сделает их счастливыми. Не сделает! Потому что если человек вступает в отношения с такими ожиданиями, то он встаёт в позицию «давайте делайте меня счастливым» и начинает удивляться и разочаровываться, если партнёр не оправдывает его ожидания. А партнёр, в свою очередь, тоже ожидает, что тот должен делать его счастливым. Таким образом, начинают возникать конфликты, которые приводят к сложной и тяжёлой жизни. Это вынуждает партнёров быть несчастными в браке или они разводятся в надежде найти другого, который должен будет, по их убеждению, сделать их счастливыми. А сделать его счастливым партнёр не сможет при такой позиции, потому что только он сам, взяв ответственность за свою жизнь, может достичь счастья, ведь счастье у каждого своё. А если надеяться на другого, то можно бесконечно менять партнёров, но тогда про счастье придется забыть.
«Был некто из сынов Вениамина… У него был сын, имя его Саул, молодой и красивый… И пропали ослицы у отца Саулова, и сказал отец сыну своему: возьми с собою одного из слуг, и встань, пойди, поищи ослиц. И прошёл он гору Ефремову, и прошёл землю Шалишу, но не нашли; и прошли землю Шаалим, и там их нет… Когда они пришли в землю Цуф, Саул сказал слуге своему, который был с ним: пойдём назад, чтобы отец мой, оставив ослиц, не стал беспокоиться о нас. Но слуга сказал ему: вот, в этом городе есть человек Божий, человек уважаемый; всё, что он ни скажет, сбывается; сходим теперь туда; может быть, он укажет нам путь наш, по которому нам идти… И сказал Саул слуге своему: хорошо ты говоришь; пойдём. И пошли в город, где человек Божий… А Господь открыл Самуилу за день до прихода Саулова и сказал: Завтра в это время Я пришлю к тебе человека из земли Вениаминовой; и ты помажь его в правители народу Моему – Израилю, и он спасёт народ Мой от руки Филистимлян; ибо Я призрел на народ Мой, так как вопль его достиг до Меня. Когда Самуил увидел Саула, то Господь сказал ему: вот человек, о котором Я говорил тебе; он будет управлять народом Моим… Утром встали они так: когда взошла заря, Самуил воззвал к Саулу на кровлю и сказал: встань, я провожу тебя. И встал Саул, и вышли оба они из дома, он и Самуил. Когда подходили они к концу города, Самуил сказал Саулу: скажи слуге, чтобы он пошёл вперёд нас, – и он пошёл вперёд; – а ты остановись теперь, и я открою тебе, что сказал Бог» (гл. 9, 1-я Царств. Ветхий Завет).
Пути Господни неисповедимы… Пошёл человек искать ослиц, а нашёл себе статус царя. Если человек по жизни очень внимательный, то он знает, что свыше ему дают иногда очень неожиданную «работу». В этом случае я рассматриваю данное Богом Саулу царствие не как подарок, а как серьёзную, сложную работу, которая потребует от него много сил и мудрости.
Управление государством является одной из самых сложных задач для человека. Поэтому многие на этом посту просто сгорают, или их убивают. Власть является самым страшным искушением для человека. Человек думает, что власть позволит ему стать богатым, знаменитым и лидером. Но он не знает, сколько сложностей и проблем власть приносит не только этому человеку, но и его окружению. При этом если «работа» будет выполняться плохо, то ему и его окружению придется столкнуться с трагическими последствиями. Да и жизнь данного индивида перестаёт ему принадлежать, она становится достоянием общества. Человек становится представителем своего государства, и судьба этого государства становится его судьбой. Если он захочет изменить свой путь, сделать это будет совсем непросто, всё это будет иметь огромные последствия для его судьбы.
У каждого человека в жизни иногда происходят крутые повороты в судьбе, и человеку надо принимать эти события как «работу», посланную свыше, и относиться очень серьёзно к данному событию.
«И взял Самуил с елеем и вылил на голову его, и поцеловал его, и сказал: вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего… После того ты придёшь на холм Божий, где охранный отряд Филистимский; и когда войдешь там в город, встретишь сонм (собрание. – прим. автора) пророков, сходящих с высоты, и пред ними псалтирь и тимпан, и свирель, и гусли, и они пророчествуют. И найдёт на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать с ними, и сделаешься иным человеком. Когда эти знамения сбудутся с тобою, тогда делай, что может рука твоя; ибо с тобою Бог… Как скоро Саул обратился, чтоб идти от Самуила, Бог дал ему иное сердце, и сбылись все те знамения в тот же день… И созвал Самуил народ к Господу в Массифу и сказал сынам Израилевым: так говорит Господь, Бог Израилев: Я вывел Израиля из Египта, и избавил вас от руки Египтян и от руки всех царств, угнетавших вас. А вы теперь отвергли Бога вашего, который спасает вас от всех бедствий ваших и скорбей ваших, и сказал Ему: царя поставь над нами. Итак, предстаньте теперь пред Господом по коленам вашим и по племенам вашим… и приводят племя Матриево по мужам, и назван Саул, сын Кисов; и искали его, и не находили. И попросили ещё Господа: придёт ли ещё он сюда? И сказал Господь: вот, он скрывается в обозе. И побежали, и взяли его оттуда, и он стал среди народа, и был от плеч своих выше всего народа. И сказал Самуил всему народу: видите ли, кого избрал Господь? Подобного ему нет во всём народе. Тогда весь народ воскликнул и сказал: да живёт царь! И изложил Самуил народу права царства, и написал в книгу, и положил пред Господом… и пошли с ним (с Саулом) храбрые, которых сердца коснулся Бог. А негодные люди говорили: ему ли спасать нас? И презрели его, и не поднесли ему даров; но он как бы не замечал того» (гл.10, 1-я Царств. Ветхий Завет).
Есть люди, которым дано знание. Когда у них спрашивают, как это они делают, откуда они получают информацию, то, как правило, они отвечают, что не знают, откуда берётся информация, или отвечают, что им даётся это знание свыше. Они не лукавят. Знание дается свыше, то есть как бы у человека глаза раскрываются. Можно ещё это так описать, что сначала человек узко мыслил, в лучшем случае видел только то, что у него под носом творится, а в какой-то момент вдруг его сознание расширяется, и он видит глубже и шире. Конечно, не каждому даётся знание, похоже, оно даётся только при определённом развитии души человека или оно даётся как тяжёлая работа для развития души. Так и в данной главе описывается, как на Саула сошёл «Дух Господень», и он стал «иным человеком». «Дух Господень» и есть то знание, которое даётся свыше.
Так как Израиль получил от Бога царя, то этот человек должен был быть особым и выделяться среди своего народа, ведь царь должен быть мудрым. Поэтому Саула описали как человека, который «был от плеч своих выше всего народа», и это выделяло его из общей массы народа.
Народ просил царя, и он его получил, так ещё раз описывается ситуация, как Пространство выполняет любые желания человека или всего народа. Человеку всегда выполняют его желания, и неважно, на горе ему это или на беду. Если человек глуп и зол, то скорее все его желания будут исполнены на беду ему. Если человек добрый и светлый, то желания его будут для него духовным развитием. Если человек просит, вкладывая силу энергии в своё желание, то оно исполнится при условии, что в душе нет противоречивых установок данному желанию.
Пока народ верил только в Бога, он был един. Но как только попросил себе царя и Пространство выполнило данное пожелание, то избрание царя сразу же раскололо общество на два лагеря и зародило внутри общества конфликт. Человек настолько глуп, что сам сделал себя рабом, поставив над собой царя.
В жизни часто так бывает, что человек смотрит на других и, не вдаваясь в нюансы и детали, начинает желать то же самое, что и у соседа. Он даже не задумывается над тем, стоит ли стремиться обладать этим, совершенно не подозревая, какие последствия возможны для него лично.
«И пришёл Наас Аммонитянин, и осадил Иавис Галаадский… И пришли послы в Гиву Саулову… и сказал Саул: что сделалось с народом, что он плачет? И пересказали ему слова жителей Иависа. И сошёл Дух Божий на Саула, когда он услышал слова сии, и сильно воспламенился гнев его. И взял он пару волов, и рассёк их на части, и послал во все пределы Израильские чрез тех послов, объявляя, что так будет поступлено с волами того, кто не пойдёт вслед Саула и Самуила. И напал страх Господень на народ, и выступили все, как один человек… И пришли послы, и объявили жителям Иависа, и они обрадовались… В следующий день Саул разделил народ на три отряда, и они проникли в средину стана во время утренней стражи, и поразили Аммонитян до дневного зноя; оставшиеся рассеялись, так что не осталось из них двоих вместе. Тогда сказал народ Самуилу: кто говорил: «Саулу ли царствовать над нами»? дайте этих людей, и мы умертвим их. Но Саул сказал: в сей день никого не должно умерщвлять, ибо сегодня Господь совершил спасение в Израиле… И пошёл весь народ в Галгал, и поставили там Саула царём пред Господом в Галгале, и принесли там мирные жертвы пред Господом. И весьма веселились там Саул и все Израильтяне» (гл. 11, 1-я Царств. Ветхий Завет).
Когда внутри общества конфликт, то внешний враг заставляет людей перестать конфликтовать между собой и вынуждает их объединиться. Саула как царя не все приняли в обществе израильтян, но внешний враг помог ему объединить народ и укрепить свою власть. Он смог консолидировать общество, чтобы быстро истребить врага. Победа была триумфом Саула, и народ окончательно утвердил его на царствие.
В наше время правители многих государств используют данный феномен для укрепления своей власти. Если в обществе зреет конфликт в силу экономических или социальных проблем, то, объявив кого-то внешним врагом, можно всё общественное недовольство перенаправить на этого врага.
Саул знал о том, что не все признали его царём, и понимал, что если не проявить свою волю в виде категоричного жеста (пара расчленённых волов), то не получится победить врага. Символизм данного действия транслировал всему народу информацию о том, что каждого человека ожидает смерть, если они не пойдут за Саулом.
«Год был по воцарении Саула, и другой год царствовал он над Израилем, как выбрал Саул себе три тысячи из Израильтян… И разбил Ионафан (сын Саула, примеч. автора) охранный отряд Филистимский… Когда весь Израиль услышал, что разбил Саул охранный отряд Филистимский и что Израиль сделался ненавистным для Филистимлян, то народ собрался к Саулу в Галгал. И собрались Филистимляне на войну против Израиля… Израильтяне, видя, что они в опасности, потому что народ был стеснён, укрывались в пещерах и ущельях, и между скалами, и в башнях, и во рвах… Саул же находился ещё в Галгале, и весь народ, бывший с ним, находился в страхе. И ждал он семь дней, до срока, назначенного Самуилом, а Самуил не приходил в Галгал; и стал народ разбегаться от него. И сказал Саул: приведите ко мне, что назначено для жертвы всесожжения и для жертв мирных. И вознёс всесожжение. Но едва кончил он возношение всесожжения, вот, приходит Самуил; и вышел Саул к нему на встречу, чтобы приветствовать его. Но Самуил сказал: что ты сделал? Саул отвечал: я видел, что народ разбегается от меня, а ты не приходил к назначенному времени; Филистимляне же собрались в Михмасе… И сказал Самуил Саулу: худо поступил ты, что не исполнил повеления Господа, Бога твоего, которое дано было тебе; ибо ныне упрочил бы Господь царствование твоё над Израилем навсегда. Но теперь не устоять царствованию твоему; Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему, и повелит ему Господь быть вождем народа Своего, так как ты не исполнил того, что было повелено тебе Господом» (гл.13, 1-я Царств. Ветхий Завет).
Страх, только страх всё портит человеку по жизни. Большой страх и маленький. Любой человек, если задумается над своими поступками и задаст себе вопросы «Зачем?» и «Для чего?», обнаружит, что его поступок скорее всего был движим причиной, в основе которой скрывается то или иное опасение, то есть страх того, что может произойти что-то плохое, или же стремление получить какие-то выгоды для себя.
Саул неглубоко верил в Бога, поэтому страх захватил его разум. Если бы у него была истинная вера, то он не боялся бы. Потому что когда веришь в Бога, то понимаешь, что от тебя ничего не зависит, а всё зависит от Бога, который будет тебя хранить при условии, если ты выполняешь все Божьи заповеди. И если бы Саул не боялся, тогда и люди, окружающие его, чувствуя, что их царь уверен в себе и не боится, тоже никуда не разбегались бы, а были бы с ним. Но из-за этого страха он изменил свой жизненный путь, то есть таким образом он изменил свою судьбу.
У человека в жизни также получается. Происходит какая-то ситуация, он сразу включает разные фантазии о худшем сценарии, думая, что таким образом подготовится к худшему варианту. А на самом деле неосознанно начинает материализовывать этот худший сценарий» и сходит как бы в сторону со своего жизненного пути, усложняя или ухудшая свою дорогу. И всё это происходит из-за страха «как бы чего не случилось». Вместо этого надо всегда помнить, что с тобой никогда ничего не произойдёт, если это тебе не дано судьбою. А если дано, то ты никогда не сбежишь от данной работы. Так что наперёд нет никакого смысла себя накручивать и готовиться к худшему, так как продумаешь тысячу вариантов, а получишь тысячу первый. Ведь только Бог может указать человеку правильный путь. Правда, и этого человек часто боится и не доверяет Богу.
«Ионафан, сын Саулов, со своим оруженосцем неожиданно напали на Филистимлян и произвели великое смятение в стане… И воскликнул Саул и весь народ, бывший с ним, и пришли к месту сражения, и вот, там меч каждого обращён был против ближнего своего; смятение было очень великое… Люди Израильские были истомлены в тот день; а Саул заклял народ, сказав: проклят, кто вкусит хлеба до вечера, доколе я не отомщу врагам моим. И никто из народа не вкусил пищи… Ионафан же не слышал, когда отец его заклинал народ, и, протянув конец палки, которая была в руке его, обмакнул её в сот медовый… И попросил Саул Бога: идти ли мне в погоню за Филистимлянами? Предашь ли их в руки Израиля? Но Он не отвечал ему в тот день… И сказал Саул всем Израильтянам: станьте вы по одну сторону, а я и сын мой Ионафан станем по другую сторону… И сказал Саул: Господи, Боже Израилев! Дай знамение. И уличены были Ионафан и Саул, а народ вышел правым. И сказал Саул Ионафану: расскажи мне, что сделал ты? И рассказал ему Ионафан, и сказал: я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду; и вот я должен умереть… Но народ сказал Саулу: Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого!.. И освободил народ Ионафана, и не умер он… И была упорная война против Филистимлян во все время Саулово» (гл.14, 1-я Царств. Ветхий Завет).
Человек, который преступает законы Божьи, перестает слышать голос Бога, т. е. внутренний голос человека, его чутьё, начинает вводить его в заблуждение, или этот внутренний голос начинает молчать. Всё это происходит от того, что, когда человек не выполняет десять заповедей, он создаёт много противоречивых ситуаций вокруг себя, и это вызывает в его душе огромное количество внутриличностных конфликтов. А когда внутри человека множество противоречивых и взаимоисключающих друг друга убеждений и представлений, то и интуиция человека начинает вводить его в заблуждение или, по сути, исчезает. Слышать так называемый голос Бога может тот, кто преодолел все свои внутренние страхи. А преодолеть все свои страхи, вплоть до страха смерти, может только тот, кто истинно верует в Бога.
Какой отец, такой и сын. Какой в стране лидер (царь), так страна и живет. Саул был плохим царём, поэтому во времена его правления народ постоянно воевал. Это истощало общество и не давало ему развиваться.
Также хотела остановиться на образе, когда Ионафан отведал мёда. Данный образ можно проинтерпретировать так: пока не закончится важная работа, нельзя расслабляться и позволять себе праздновать. Мёд является образом сладости и праздника. С помощью данной истории человеку доносят так называемую инструкцию, которая ему пригодится по жизни.
«Так говорит Господь Саваоф: вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шёл из Египта. Теперь иди и порази Амалика, и истреби всё, что у него; и не давай пощады ему… И поразил Саул Амалика от Хавилы до окрестностей Сура, что пред Египтом. И Агата, царя Амаликова, захватил живого, а народ весь истребил мечом. Но Саул и народ пощадили Агата и лучших овец и волов и откормленных ягнят, и всё хорошее… И было слово Господа к Самуилу такое: Жалею, что поставил Я Саула царём; ибо он отвратился от Меня, и слова Моего не исполнил… И сказал Самуил Саулу: подожди, я скажу тебе, что сказал мне Господь ночью: не малым ли ты был в глазах твоих, когда сделался главою колен Израилевых, и Господь помазал тебя царём над Израилем?.. Зачем же ты не послушал гласа Господа, и бросился на добычу, и сделал зло пред очами Господа? И сказал Саул Самуилу: я послушал гласа Господа, и пошёл в путь, куда послал меня Господь… Народ же из добычи, из овец и волов, взял лучшее из заклятого, для жертвоприношения Господу, Богу твоему, в Галгале. И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа. Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов. Ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство. За то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царём… ныне отторг Господь царство Израильское от тебя, и отдал его ближнему твоему, лучшему тебя» (гл.15, 1-я Царств. Ветхий Завет).
Вот она, одна из самых сложных, почти невыполнимых для человека «работ», – не впасть в грехи, когда ты приходишь к власти и богатству. Власть развращает человека своей вседозволенностью, и если человек не умеет себя контролировать, нет у него чётких нравственных ориентиров в виде Божьих заповедей, то он сам не замечает, как переступает черту дозволенного. А переступив однажды, как правило, он уже не может остановиться, и вседозволенность начинает рушить личность изнутри, что в какой-то момент приводит к разрушению его жизни. Только в таких случаях лидер данного сообщества разрушает не только себя, но и своё государство.
Так и у Саула произошло. «Из грязи в князи», как говорят в народе. Он сам не заметил, как постепенно стал нарушать заповеди и шаг за шагом уходить в сторону со своего пути. Когда человек отклоняется от своего пути, можно про такого сказать, что он отворачивается от Бога. Помимо этого, Саул пытался свои неправедные поступки свалить на народ, но в этом случае можно обмануть людей, себя, а подсознание своё обмануть невозможно. А оно (подсознание), в свою очередь, будет вступать в конфликт с сознанием. Таким образом, человек получает внутриличностный конфликт, который влияет на поведение человека, создавая противоречивые поступки, а они, в свою очередь, создают множество проблем во взаимоотношениях с окружающими его людьми.
«И сказал Господь Самуилу:…Наполни рог твой елеем, и пойди; Я пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину; ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя… Самуил приходит к Иессею Вифлеемлянину и, отвергнув его старших сыновей, помазывает младшего сына Давида по велению Господню… А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа. И сказали слуги Сауловы ему: вот, злой Дух от Бога возмущает тебя. Пусть господин наш прикажет слугам своим, которые пред тобою, поискать человека, искусного в игре на гуслях; и когда придёт на тебя злой дух от Бога, то он, играя рукою своею, будет успокаивать тебя. И отвечал Саул слугам своим: найдите мне человека, хорошо играющего, и представьте его ко мне. Тогда один из слуг его сказал: вот, я видел у Иессея Вифлеемлянина сына, умеющего играть… И послал Саул вестников к Иессею, и сказал: пошли ко мне Давида, сына твоего, который при стаде… И пришёл Давид к Саулу, и служил пред ним, и очень понравился ему, и сделался его оруженосцем… И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, – и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него» (гл. 16, 1-я Царств. Ветхий завет.)
Сразу несколько линий можно обозначить в данном тексте.
Давид был самый младший в семье и был пастухом, потом стал царём. Сначала он пас стадо, затем его миссия заключалась в том, чтоб «пасти» своё сообщество. Надо помнить, что на протяжении всей жизни у человека меняются жизненные задачи и жизненные смыслы. Не надо думать, что у человека есть только единственный смысл жизни на всю жизнь.
Если человек не отступает от своего предназначения по жизни, то постепенное развитие приводит его на другой уровень, так как развитие происходит по так называемой спирали. Читатель, правда, задаст законный вопрос: а как понять, когда ты уходишь со своего пути? Если быть честным с самим собою и слушать себя, то человек всегда знает, когда он «косячит» и хитрит, оправдывая себя разными объяснениями, ради чего (кого) он это делает. Так вот, такие поступки, как правило, и уводят человека с его пути.
Еще один очень хороший ориентир – это ЧТО происходит в жизни человека. Если начинают сыпаться негативные проблемы, болезни или травмы, то это является сигналом для человека, что он сбивается со своего пути.
Саул нарушал заповеди. Это привело его к разрушению, то есть он заболел и страдал от приступов. Ещё раз человеку доносят информацию о том, что если будешь нарушать определённый свод законов (заповедей), то это будет очень разрушительно влиять на твою жизнь и здоровье.
Давид стал оруженосцем у Саула и мог снимать ему болезненные приступы, облегчать его состояние. Такая помощь очень быстро сделала Давида самым главным человеком в жизни Саула. Когда человек становится очень зависимым от кого-то, появляется опасность для него, что он растворится в нём и перестанет существовать, станет своеобразным донором для того, кого он сам сделал для себя главным.
Давид также проходит определённое испытание. Ведь Самуил ему напророчил быть царём, а ему приходится служить Саулу, больному царю. Человеку доносят определённый алгоритм: если хочешь достичь определённых высот, то придется проявить терпение и справится со своей гордыней.
Всегда надо учитывать, что резкий прыжок человека «из грязи в князи» будет опасен для него самого. И чтобы перейти с низшей социальной ступени на высшую, необходимо пройти сложный путь обучения, наполненный разными испытаниями.
«Филистимляне собрали войска свои для войны…Три старших сына Иессеевы пошли с Саулом на войну… А Давид возвратился от Саула, чтобы пасти овец отца своего в Вифлееме… И сказал Иессей Давиду, сыну своему: возьми для братьев своих ефу сушеных зёрен и десять этих хлебов, и отнеси поскорее в стан к твоим братьям… И вот когда он разговаривал с братьями своими, выступил из стана Филистимского единоборец, по имени Голиаф, из Гефа; ростом он – шести локтей и пяди. Медный шлем на голове его; и одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его – пять тысяч сиклей меди… И стал он, и кричал к полкам Израильским, говоря им: зачем вышли вы воевать? Не Филистимлянин ли я, а вы рабы Сауловы? Выберите у себя человека, и пусть сойдёт ко мне… И все Израильтяне, увидев этого человека, убегали от него, и весьма боялись… И сказал Давид Саулу: пусть никто не упадёт духом из-за него; раб твой пойдёт, и сразится с этим Филистимлянином. И сказал Саул Давиду: не можешь ты идти против этого Филистимлянина, чтобы сразиться с ним; ибо ты ещё юноша, а он воин от юности своей. И сказал Давид Саулу: раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то я гнался за ним, и нападал на него… И льва и медведя убивал раб твой, и с этим Филистимлянином необрезанным будет то же, что с ними… И сказал Саул Давиду: иди, и да будет Господь с тобою… И взял Давид посох свой в руку свою, и выбрал себе пять гладких камней из ручья, и положил их в пастушескую сумку, которая была с ним; и с сумкою и с пращою (метательное орудие. – прим. авт.) в руке своей выступил против Филистимлянина… И сказал Филистимлянин Давиду: что ты идешь на меня с палкою? Разве я собака?.. А Давид отвечал Филистимлянину: ты идешь против меня с мечом и копьём и щитом, а я иду против тебя во имя Господа… Когда Филистимлянин поднялся и стал подходить и приближаться навстречу Давиду, Давид поспешно побежал к строю навстречу Филистимлянину. И опустил Давид руку свою в сумку, и взял оттуда камень, и бросил из пращи, и поразил Филистимлянина в лоб, так что камень вонзился в лоб его, и он упал лицем на землю… Тогда Давид подбежал и наступил на Филистимлянина, взял меч его и вынул его из ножен, ударил его, и отсёк им голову его; Филистимляне, увидев, что силач их умер, побежали. И поднялись мужи Израильские и Иудейские, и воскликнули, и гнали Филистимлян до входа в долину и до ворот Аккарона» (гл. 17, 1-я Царств. Ветхий завет).