bannerbanner
Рациональная психология. Раздел 1. О человеческой душе в общем и о способности познания в частности
Рациональная психология. Раздел 1. О человеческой душе в общем и о способности познания в частности

Полная версия

Рациональная психология. Раздел 1. О человеческой душе в общем и о способности познания в частности

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 8

Рациональная психология

Раздел 1. О человеческой душе в общем и о способности познания в частности


Христиан Вольф

Переводчик Валерий Алексеевич Антонов


© Христиан Вольф, 2024

© Валерий Алексеевич Антонов, перевод, 2024


ISBN 978-5-0064-5623-5

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Рациональная психология, используя научный метод, исследует те аспекты человеческой души, которые достоверно раскрываются через опыт. Она объясняет сущность и природу души и стремится расширить наше понимание как ее природы, так и природы ее создателя. Автор этой работы – Христиан Вольф, советник могущественного короля Швеции, ландграф Гессенский, ведущий профессор математики и философии Марбургского университета. Он также является почетным профессором в Санкт-Петербурге и членом Королевской академии наук в Париже, а также Королевских обществ Великобритании и Пруссии. Это последнее переработанное издание, посвященное Фридриху, ландграфу Гессенскому, принцу Герсфельдскому, графу Катимелибоку и другим.

Рациональная психология Х. Вольфа

Философия и психология у Вольфа

Именно в контексте Немецкого Просвещения (Aufklärung) мы должны начать понимать психологический проект Вольфа.1 Его интеллектуальное формирование было частично обусловлено теологическими спорами, возникшими в результате протестантской реформы в Германии, и частично – восхищением математическими знаниями. В 27 лет Вольф стал профессором в Университете Галле после рекомендации Г. В. Лейбница (1646—1716). Заинтересованный в достижении математической точности в различных областях человеческого знания и в рациональном обосновании практической жизни, Вольф начал разработку интегральной системы философии, собирая и артикулируя элементы различных философских традиций (Hettche, 2009). На самом деле, там заметно влияние Святого Фомы Аквинского (1225—1274), Р. Декарта (1596—1650), Н. Мальбранша (1638—1715), И. Ньютона (1643—1727), Лейбница, а также других математиков, философов и ученых его времени. Следовательно, несмотря на его сильное схоластическое наследие, проявляющееся в основном в его стиле и методе исследования, инициатива Вольфа является истинным примером просветительского стремления к единой системе знаний, к свободе мысли против религиозного и политического контроля и к рациональному обоснованию добродетельной практической жизни среди людей.

Под влиянием просветительских идей и стремления сделать знания доступными широким массам, Вольф написал свои первые работы на немецком языке. В соответствии с его обширным интеллектуальным проектом, помимо «Метафизики» (1720), он разработал Логику (1713), Этику (1720), Политику (1721), Физику (1723), Телеологию (1724) и Физиологию (1725). Все эти произведения были широко известны в то время. Однако это не произошло мирно. Вольф столкнулся с сильным сопротивлением со стороны пиетистских теологов из Галле, которые пользовались большим престижем при тогдашнем короле Пруссии, Фридрихе Гильдальмо I. После того как он подвергся последовательным обвинениям в атеизме и детерминизме со стороны пиетистов, Вольф был изгнан с прусской территории в 1723 году, а затем был вынужден эмигрировать в Марбург, где занимал кафедру профессора в течение следующих 17 лет. Именно в этот период он начал представлять свою систему на латинском языке, включая свои два трактата по психологии – «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734) – и таким образом добился международного признания. В 1740 году король-преемник Пруссии, Фридрих Великий, пригласил его вернуться в Галле, где его встретили как героя. Несмотря на то, что именно через свои латинские произведения Вольф стал автором международного масштаба, а его психология, в частности, вошла в интеллектуальную повестку Европы, это не умаляет важности его немецких работ. На самом деле, именно через них Вольф внес некоторые из своих самых значительных вкладов в немецкую мысль и культуру. Его учебники по математике и философии установили новый словарь для немецкого языка (Blackall, 1959) и были приняты в качестве официальных справочников для университетского обучения. Таким образом, его идеи получили широкое распространение в Германии, что способствовало возникновению «вольфовской школы» как первой великой школы немецкой философии. Благодаря своим вкладам он был назван «учителем немецкой нации» (praeceptor Germania) и получил титул «Барон Священной Римской империи» (Reichsfreiherr), который впервые был присвоен профессору.

На самом деле психология играет значительную роль в системе Вольфа. Прежде всего, поскольку для Вольфа все знание должно исходить из опыта и находить там свой критерий действительности, многие философские дисциплины извлекают свои первые принципы из психологии. Согласно Вольфу, «знание, которое мы достигаем, обращая внимание на наши ощущения и изменения души, мы обычно называем опытом» (Вольф, 1751, с. 181, §.325 – акцент в оригинале) 2. Логика, мораль и политика, например, ищут свои основы в психологии, поскольку она раскрывает природу и функционирование познавательных и желательных способностей человеческой души (Вольф, 1751/2003, §.191). Кроме того, психология также служит основой для естественной теологии, так как представления об атрибутах Бога формируются через устранение ограничений представлений о атрибутах человеческой души (Вольф, 1751/2003, §§.928—1089). Аналогично, она предоставляет надежные основы для религии, демонстрируя авторитет души и гарантируя ее свободу и бессмертие (Вольф, 1751, с. 46). Эти примеры, хотя и неполные, достаточно для того, чтобы показать важность психологии в мышлении Вольфа.

В этом контексте важно отметить, что "Немецкая метафика" является первой работой по психологии Вольфа. Именно с этой работы его концепция и психологический словарь начали проникать в немецкую культуру. Поэтому, если это действительно так, как утверждают некоторые авторы (Bell, 2005; Smith, 1997; Vidal, 2006; Watkins, 1998), что благодаря трудам Вольфа психология получила беспрецедентное место в академической среде и культурной жизни Германии, мы также должны признать роль "Немецкой метафики" в этом процессе.

Как указано в его полном названии, "Немецкой метафики" содержатся рациональные размышления о Боге, мире и душе человека, а также о всех вещах в целом. Эти темы связаны с каждой из четырех дисциплин, составляющих метафизику Вольфа: естественной теологией, общей космологией, психологией и онтологией соответственно.

Что касается «рациональных мыслей», их рациональность связана с философским методом Вольфа. Основываясь на принципах противоречия и достаточного основания, его отправной точкой являются те знания, которые он считает наиболее фундаментальными, чтобы постепенно достигать более высоких, так что каждое предшествующее содержит основание своего преемника. Вкратце, это поиск демонстративного знания, основанного на первых принципах (Сорель, Роджерс и Крей, 2010). Дисциплины и соответствующие главы получают, таким образом, следующую последовательность: 1 «О том, как мы знаем, что мы есть, и для чего нам нужно это знание» (§§ 1-9, начало эмпирической психологии); 2 «О первых принципах нашего знания и обо всех вещах в общем» (§§ 101-190, Онтология); 3 «О душе в общем, о том, что мы фактически воспринимаем о ней» (§§ 191-539, эмпирическая психология); 4 «О мире» (§§ 540-726, общая космология); 5 «О сущности души и духа в общем» (§§ 727-927, рациональная психология); 6 «О Боге» (§§ 928-1089, естественная теология). Как мы видим, психология занимает три из шести глав произведения, но не последовательно. То есть, психологическое размышление прерывается онтологией и космологией. Тем не менее, это можно объяснить методом Вольфа. Вольф начинает свое исследование с психологического факта, что мы осознаем свое существование. Однако прежде чем продолжить с психологией, Вольф должен прояснить логические основы этого и любого другого знания, а также общие понятия, которые будут использоваться для познания всех вещей, включая душу. Это осуществляется в его онтологии. Затем, после изложения основных познавательных и волевых способностей души и ее согласованности с телом, объяснение психологических состояний зависит от понятий тела и мира, которые предоставляются космологией. Только тогда можно вернуться к психологии, чтобы завершить ее.

Учитывая это, необходимо прояснить два аспекта нашего анализа. Во-первых, важно отметить, что Вольф еще не использует термины «рациональная психология» и «эмпирическая психология» для разделения двух частей своей психологии в Немецкой метафике. Эти термины впервые появятся во введении к латинским трактатам, опубликованным в 1728 году (Вольф, 1740, §§. 111-112). Однако, поскольку темы идентичны, мы также примем классическую терминологию для Немецкой метафике. Во-вторых,

Рациональная психология в целом

Четыре темы охватывают содержание рациональной психологии: сущность души, соотношение тела и души, обоснование способностей души и знание о духах в общем. В отрывке, в котором он вводит рациональную психологию, Вольф говорит:

«Ранее, в третьей главе, я уже подробно изучил душу, но лишь в той мере, в какой мы воспринимаем ее эффекты и можем достичь отличного от них понятия (§.191). Теперь нам следует исследовать, в чем состоит сущность души и духа в целом, и как в этой сущности обосновывается то, что мы от нее воспринимаем и о чем упоминали ранее. В этом контексте, однако, могут быть рассмотрены различные аспекты души, к которым опыт не ведет нас непосредственно». (Вольф, 1751, с. 453, §.727)

В этом отрывке мы видим, что рациональная психология представляет собой углубление знаний о душе, дополняя картину, уже предоставленную эмпирической психологией. Однако в то же время она содержит основы всего, что было изучено в этой последней. Таким образом, рациональная психология выполняет как функцию расширения, так и обоснования психологического знания. Тем не менее, для выполнения этой функции она должна учитывать не только эмпирические знания психологии, но и другие метафизические концепции. Начнем с последних.

О вещах в общем.

Первое основополагающее знание, от которого зависит рациональная психология, находится в онтологии: определение понятия простой вещи (§§. 75-80). Вольф предлагает сначала отметить, что все вещи, которые мы знаем из опыта, имеют части и поэтому называются составными вещами. К ним относятся, например, все тела и материальные вещи, которые, рассматриваемые в целом, составляют мир. Если мы принимаем принцип достаточного основания, согласно которому всё имеет свою причину, мы также должны признать, несмотря на то что никогда не сталкивались с этим в опыте, существование чего-то, что порождает составные вещи и что, в свою очередь, не может быть составным, поскольку в этом случае результатом будет бесконечная делимость частей. Следовательно, существуют вещи без частей, которые Вольф называет простыми вещами.

Все вещи (составные или простые), продолжает Вольф, обладают чем-то неизменным, благодаря чему они таковы, каковы есть, а не иначе, то есть, что содержат причину, по которой все их аспекты им соответствуют. Это называется сущностью, а их аспекты – свойствами (§§. 32—44). Однако границы сущности могут варьироваться (как в случае изменения воска свечи, не переставая быть тем, чем она является). Такие вариации – это изменения, в то время как возникающие ограничения – это состояния. Причина любого изменения – это сила вещей, которая состоит в стремлении вещи изменить свои границы. Когда сила принадлежит самой вещи, которая изменяется, изменение является действием, и вещь существует сама по себе, то есть является субстанцией. Когда она принадлежит другой вещи, та, которая изменяется, является простой ограниченностью субстанции, и ее изменение – это пассивное состояние (§§.107—117). Суть составных вещей заключается в их структуре, то есть в организации (составе) их частей. Таким образом, мы знаем, что они возникают через составление и прекращают существование из-за разложения частей, и обладают такими свойствами, как протяженность, величина, форма, занятие пространства и движение (§§. 51—73). Тела, будучи составными вещами, определяются как состоящие из материи и обладающие движущей силой (§.626 в общей космологии). Простые вещи, напротив, не обладают ни одним из этих свойств, и поэтому не возникают путем составления и не прекращают существование из-за разложения (§§. 82—91). В них есть нечто вечное, что, тем не менее, имеет изменяемые границы, из которых происходят различия в составных вещах. Поскольку они ни принимают, ни отдают ничего, такие вариации должны основываться на них самих и, следовательно, составляют действия. Таким образом, можно сделать вывод, что они являются субстанциями и обладают силой, которая является их сутью и с помощью которой они непрерывно и автономно изменяют свое состояние (§§. 112—127). Здесь Вольф приводит значительный пример: Например, наша душа обладает силой, с помощью которой последовательно производит свои мысли в строгом порядке, и именно поэтому она является сущностью, существующей сама по себе. Напротив, как концепции, произведенные ею, так и ее стремление (…) не более чем ограничениями этой силы. (Вольф, 1751, стр. 59—60, §.114)

Таким образом, становится ясно, что для Вольфа душа представляет собой простую сущность, обладающую силой, благодаря которой она постоянно производит все свои эффекты. Теперь мы можем вернуться к психологии и углубиться в рациональное познание души.

Суть души

Исследование сущности души начинается с первого знания эмпирической психологии: а) мы осознаем себя и другие вещи вне нас; б) душа – это та сущность в нас, которая осознает саму себя и другие вещи вне себя (§§. 728-734). Это сознание возникает из восприятия различий между нами и другими вещами. То есть, для возникновения сознания необходимы не только представление, но и сравнение и различение вещей. Отсюда Вольф приходит к отрицательному определению: душа не материальна (§§. 738-741). Тела представляют объекты благодаря расположению, которое их структуры принимают по отношению к ним, но не сравнивают такое представление с объектом вне их и, следовательно, не обладают сознанием.

Поскольку душа не может состоять из материи, говорит Вольф, она должна быть простой сущностью (§§. 742—752). Затем она обладает силой, из которой происходят все её изменения и в которой заключается её суть. Таким образом, становится понятным, что все её способности не являются чем-то иным, как различными ограничениями одной и той же силы, которой даются разные названия. Эта фундаментальная сила, заключает Вольф, – это «представление мира в соответствии с положением своего тела в нём» (Вольф, 1751, с. 468, §.753).

Следующий шаг – понять, как душа может представлять мир. Чтобы решить эту задачу, Вольф исследует гармонию между телом и душой.

Гармония между телом и душой

Вольф признаёт, что эмпирическая психология лишь гарантирует нам существование гармонии между телом и душой, но не может дать нам её причину (§§. 527-539). Тем не менее, опыт сохраняет основную функцию: он служит критерием оценки для анализа теорий. То есть, наиболее вероятными являются теории, которые лучше всего соответствуют данным опыта. В Предисловии к первому изданию Немецкой метафике Вольф заявляет, что среди всех теорий о связи тела и души существует только одна, которая соответствует этому критерию:

Несомненно, я изначально собирался оставить без ответа вопрос о сообществе души и тела: однако, поскольку я неожиданно и совершенно естественным образом […] оказался перед предустановленной гармонией господина фон Лейбница, я также её сохранил и осветил больше, чем когда-либо эта изобретательная концепция. (Вольф, 1751, с. vii – выделение в оригинале) Для Вольфа мы должны принять тот факт, что как душа, так и тело обладают своими собственными силами, с помощью которых они производят изменения автономно, последовательно и постоянно. Другими словами, одно не нуждается в другом. Следовательно, должна быть причина для наблюдаемой синхронизации в опыте. По его словам, если ощущения души представляют изменения мира, возможно, что эти две цепи изменений были гармонизированы Богом в момент создания, чтобы они оставались гармонизированными естественным образом навсегда. В этом и заключается предустановленная гармония. Поскольку она не противоречит ни опыту, ни законам, уже доказанным в его философской системе, она принимается Вольфом.

Тем не менее, Вольф осознает две трудности этой теории (§§. 781). Первая состоит в демонстрации того, как возможно, чтобы тело, посредством своих движений и без какого-либо вклада души, действовало рационально, выражая универсальные истины, делая выводы и открытия, как учит нас опыт. Вторая заключается в демонстрации свободы человека, поскольку тело не обладает разумом для совершения выборов и все его движения определяются необходимым образом движениями других тел, которые, в свою очередь, также не имеют его. В общем, мы видим, что первая трудность связана с когнитивной стороной, тогда как вторая – с волевой стороной человека. Чтобы решить их, Вольф анализирует, как деятельности души основываются на ее представительной силе (§§. 782-885). Во втором предисловии к Немецкой метафике он утверждает: “все, что выводится в пятой главе о свойствах и действиях души из ее природы, не было бы ничего иного, как объяснением предустановленной гармонии между душой и телом” (Вольф, 1751/2003, с. viii). Таким образом, Вольф достигает двух целей своей рациональной психологии: продемонстрировать, как происходят деятельности души (только) на основе ее основной силы и как возможна предустановленная гармония.

Деятельность души

Вольф начинает свою демонстрацию с ощущения, самой элементарной активности души (§§. 783-819). Здесь возникает следующий вопрос: в каком смысле можно сказать, что ощущения основываются на представительной силе, если они представляют собой изменения души, вызванные воздействием объектов на наше тело? Прежде всего, исходя из определения представительной силы, Вольф подчеркивает, что она имеет ограничение: положение тела в мире. То есть, несмотря на то что охватывает мир в его целостности, душа последовательно представляет его части в зависимости от положения тела. Ощущения, таким образом, имеют ту же основу, что и изменения в нашем теле и в окружающем мире, и, следовательно, кажутся состоящими из страстей. Тем не менее, утверждает Вольф, все, что душа может представить, уже заложено как возможность в ее сущности и по своей собственной силе последовательно актуализируется, что происходит в согласии с телом. Ощущения остаются, таким образом, действиями души и имеют основание в своей силе.

Однажды поняв, как ощущения возникают из представительной способности, последующие способности легко выводятся (§§. 807-847). Воображение, которое является способностью производить представления отсутствующих вещей благодаря их сходству с настоящими ощущениями, и память, способность распознавать представление как уже представленное, не что иное, как вариации представительной способности. То же самое происходит с вниманием и размышлением, которые относятся к способности души увеличивать сознание о представлении. И также с другими познавательными способностями: понимание и его элементы (суждение, символическое знание, выводы, наука), способность представлять с различием (определяя различия между вещами), и разум, способность представлять взаимосвязь представлений. Благодаря согласованию тела с душой, все действия последней сопровождаются в первом особенными движениями мозговой материи (называемыми материальными представлениями). Таким образом, Вольфу достаточно, чтобы решить первую трудность, связанную с предустановленной гармонией (§§. 835-845).

Как слова состоят из звуков, говорит он, и действуют как знаки знания, это представлено в теле через движения, которые они вызывают в ушах и в мозге. То есть, в теле происходят движения, с которыми синхронизируется знание души. И как только движения, вызванные словами, ассоциируются с теми, что вызваны реальными объектами, обозначенными словами, когда эти движения происходят снова, первые также происходят. Таким образом, тело может производить, как простая механическая машина, слова и выводы, которые соответствуют объекту и знанию души, то есть может действовать рационально без участия души. Тем не менее, из-за отсутствия сознания разум остается исключительной собственностью души. Возвращаясь к волевым действиям души (§§. 873-883), заметно, что Вольф пытается ответить на другой вопрос: в каком смысле удовольствие, желание и воля возникают из представительной силы? Возвращаясь к рассматриваемым концепциям, Вольф воспринимает удовольствие как представление о совершенстве вещи, а дискомфорт как представление об несовершенстве. Кроме того, он называет "добром" то, что совершенствует наше состояние, и "злом" то, что приносит нам несовершенство. Таким образом, он утверждает, что воление подчиняется правилу, согласно которому мы склоняемся к тому, что считаем добром, и отвергаем то, что считаем злом.

Этим явлениям он дает название желания или отвращения, когда представление о добре или зле неразличимо, и воли или нежелания, когда оно различимо. Наконец, чтобы прояснить, как склонение или отторжение могут происходить от одной и той же представительной силы, Вольф объясняет, что эта сила заключается не только в активности представления, но и в постоянном изменении представлений. Такие изменения представляют собой склонения и отторжения души. После того как было показано, как удовольствие, желание и воля возникают из представительной силы души, Вольф утверждает, что свобода – это способность спонтанно выбирать между двумя равновозможными вещами ту, которую она считает более приятной (§§. 883-885). Таким образом, определяя себя без какого-либо влияния тела, душа оказывается свободной от внешнего принуждения, а также от внутреннего, поскольку она действует в соответствии с разумом, а не по необходимости. Это означает, что, обладая гармонией, душа имеет наибольшую свободу, какую только можно представить.

Что касается второй трудности предустановленной гармонии – свободы человека – то, по словам Вольфа, следует признать, что, учитывая изначальную гармонию между телом и душой, нет разницы между тем, чтобы представить, что душа управляет телом для движения, или тем, что ход природы устроен таким образом, что телесные существа заставляют тело двигаться в соответствии с волей души. Вольф признает, что, тем не менее, не было бы невозможно, чтобы ход природы и воля людей оказались определены таким образом, чтобы препятствовать желанию души. Однако, поскольку также не исключено, что они могут синхронизироваться, мы должны окончательно принять предустановленную гармонию как возможную.

Таким образом, Вольф завершает свои цели, демонстрируя основание деятельности души и ее связь с телом. Тем не менее, остается еще один последний вопрос, который необходимо решить.

Концепция духа в общем

Вольф также рассматривает в своей рациональной психологии изложение о духах (§§. 788-927). В начале (§§. 788-794) он просто признает, что возможно, что каждое тело, обладающее сенсорными органами, имеет душу. Таким образом, для него вполне допустимо, что и животные, обладающие телами с сенсорными органами, имеют души, которые воспринимают мир в соответствии с их положением в нем и с подобными человеческим способностями. Эти души, однако, поскольку они ограничены телами, inferiores к человеческим, также уступают нашим. Сравнивая их с душами людей (§§. 869-891), Вольф приходит к выводу, что они отличаются прежде всего отсутствием понимания и, следовательно, иррациональностью и рабством (противоположностью свободе).

Следующий шаг – это признание того, что, учитывая различные качества представления, возможные для представительной силы, существуют еще другие существа, подобные человеческой душе, которым еще не были даны имена (§§. 899-903). Их первая разновидность состоит из существ, которые смутно представляют мир и ничего не могут различать, так что не обладают сознанием. Во второй находятся такие вещи, как души животных, которые представляют ясно и неразличимо, то есть воспринимают различия между вещами и осознают их, но не могут их понять. В третьей, наконец, находятся те вещи, которые могут представлять ясно и различимо, и называются духами, среди которых есть множество подвидов с различными степенями ограничения, как души, которые состоят из духов, ограниченных положением тела в мире.

Признав природу вещей, подобных душе, Вольф излагает их последние свойства (§§. 904-927). Как он уже продемонстрировал в онтологии, поскольку это простые вещи, их существование не прекращается из-за разложения, как у составных. Такое состояние Вольф называет некоррупцией. Духи, однако, обладая разумом и свободной волей, также развивают мудрость – науку выбора средств (более кратких) для достижения целей – и личность, способность сопоставлять свои состояния и осознавать, что они остаются теми же. Поэтому, помимо некоррупции, духи также обладают бессмертием, которое заключается в сохранении состояния личности даже после смерти.

На страницу:
1 из 8