![Наследие Рима. Том 1. Oт Византии дo Кордовского Халифата и Османскoй империи](/covers_330/70985137.jpg)
Полная версия
Наследие Рима. Том 1. Oт Византии дo Кордовского Халифата и Османскoй империи
32
Richard Hitchcock, Mozarabs in medieval…, p. 34.
33
En el anexo documental se puede encontrar un breve comentario de la obra.
34
Ana Fernández Félix y Maribel Fierro, “Cristianos y conversos al Islam…”, pp. 415–428.
35
Слово мулади (мн. muladíes) может обозначать три социальные группы, существовавшие на Пиренейском полуострове в средние века: 1. Население испано-римского и вестготского происхождения, принявшее религию, язык и обычаи ислама, после образования Аль-Андалуса пользуется теми же правами, что и мусульмане. 2. Христианин, отказавшийся от христианства, принявший ислам и живший среди мусульман. Он отличался от мосарабского тем, что последний сохранил свою христианскую религию в районах мусульманского владычества. 3. Сын смешанного христианско-мусульманского брака и мусульманского вероисповедания.
36
Maribel Fierro, “Cuatro preguntas en torno a Ibn Hafsun”, Al-Qantara, 16 (1995), pp. 221–257.
37
Dolores OLIVER, Una nueva interpretación de “árabe”, “muladí” y “mawlā” como voces interpretativas de grupos sociales, Junta de Castilla y León, Valladolid, 1993.
38
Maribel Fierro, “Cuatro preguntas en torno…”, pp. 221–257.
39
Véase la primera parte de la obra Cyrille Aillet, Les mozarabes: christianisme, islamisation…, pp. 41–127.
40
Мувалла́ды – испанские христиане, перешедшие в ислам. Одна из многих общественно-религиозных групп, присутствовавших на Иберийском полуострове в Средние века в период существования Мусульманской Испании Аль-Андалус, составляя до 10 % её населения. Термин имеет арабское происхождение и означает «отпрыск».
41
Мавла́, мавля́, маула, мауля́ – в доисламской Аравии преимущественно раб или военнопленный, получивший свободу и пользовавшийся покровительством, как правило, своего бывшего господина, а также лицо свободного состояния, пользовавшееся покровительством какого-либо арабского племени.
42
Marilyn Higbee WALKER, Islamization and muwallads in early Islamic Spain, UMI, Michigan, 1998, pp. 22–28.
43
Maribel Fierro, “Los mawali de ‘Abd al-Rahman I”, Al-Qantara, 20/1 (1999), pp. 65–98.
44
Нисба (по-арабски نسبة), нисбах, в арабской ономастике – прилагательное, указывающее место происхождения, племенную принадлежность или родословную человека.
45
Javier Albarrán Iruela “La Cruz en la media luna. Los cristianos en al Andalus: realidades y percepciones (siglos VIII–XIII) estado de la cuestion y perspectivas de investigacion” pp.139–148. Изд. Мадридский автономный университет.
46
На перекрестке цивилизаций: Сборник (Поль Лемерль. История Византии / Димитрис Кицикис. Османская империя) / Пер. с франц. – М.: «Весь Мир», 2006, 240 с.
47
Paul Lemerle Histoire de Byzance. 1960. Translated into English as A history of Byzantium. 1964. Книга известного византиниста, профессора Практической школы высших исследований, Сорбонны и Коллеж де Франс Поля Лемерля (1903–1989) написана в то время, когда многие западные исследователи видели в Византийской империи лишь «упадочно-деградирующее» продолжение империи Римской.
48
Dimitri Kitsikis “Géopolitique de la Région intermédiaire”, Société Royale du Canada. Académie des Lettres et des Sciences humaines. Présentations – Ottawa, vol.52, 1999.
49
На перекрестке цивилизаций: Сборник (Поль Лемерль. История Византии / Димитрис Кицикис. Османская империя) / Пер. с франц. – М.: «Весь Мир», 2006, 240 с. Ольга Рычкова «Меж чалмой и тиарой».
50
Запоминающихся слов Шекспира в Отелло будет достаточно, чтобы проиллюстрировать эту тенденцию:… однажды в Алеппо, где злостный турок в тюрбане избил венецианца и разорил государство, я взял за горло обрезанного пса и поразил его, таким образом (Act 5, Scene 5).
51
Например, антагонизм ранних мусульманских арабов к туркам обнаруживается в легендах и пословицах, как упоминает Гольдзихер. Он приводит следующий пример, который играет на каламбуре между глаголом тарака (уходить) и именем турок: оставьте турок в покое, пока они оставляют вас в покое (утрук ал-турк ма тараку-ка). Если они любят тебя, они едят тебя И если они злятся на тебя, они убивают тебя I. Goldziher, ‘Traditions about Turks’, Muslim Studies, I, ed. S.M. Stern, tr. C.R. Barber and S.M. Stern, London, 1967, 245.
52
Turkish Myth and Muslim Symbol: The Battle of Manzikert C. Hillenbrand. Бернард Льюис очень красноречиво высказывает эту мысль, особо подчеркивая, что особая заслуга турок в исламе – это спасение исламского мира от крестоносцев. Затем Льюис указывает, что это важное достижение турок упоминается очень мало в современных арабских дискуссиях о крестовых походах. B. Lewis, History remembered, recovered, invented, Princeton, 1975, 82.
53
N. Namatov Continuity: from the Eastern Roman Empire to the Ottoman Empire, Journal of Asia Pacific Studies (2019) Volume 5 Issue 2, 185–207 185.
54
Brown, Peter (1991). El Mundo de la antigüedad tardía: (de Marco Aurelio a Mahoma). Madrid: Taurus. p. 272–289.
55
Jones, A.H.M. (1986). A history of the Later Roman Empire. A Social, Economic and Administrative Survey. 120–150 p. The Josh Hopkins University.
56
Lot, F. End of the Ancient World and the Beginnings of the Middle Ages 100–150 p. (Harper Torchbooks Printing, New York, 1961. First English printing by Alfred A. Knopf, Inc., 1931).
57
Moss, H.St.L.B. The Birth of the Middle Ages (Clarendon Press, 1935, reprint Oxford University Press, January, 2000) 23–56 p.
58
Watson, Alaric. Aurelian and the Third Century (Taylor & Francis, 2004) 90– 120 p.
59
Jordanès, Histoire générale des Goths, Vve de Cl. Barbin, 1704, 287 p.
60
Arne Soby Christinsen, Cassiodorus, Jordanes and the History of the Goths: Studies in a Migration Myth, Copenhague, Museum Tusculanum Press, juillet 2002, 391 p.
61
Christine Delaplace, La fin de l'Empire romain d’Occident: Rome et les Wisigoths de 382 à 531, Rennes, Presses universitaires de Rennes, coll. “Histoire”, 2015, 376 p.
62
C. Gauvard, La France au Moyen Âge, 2002, p. 4.
63
Brown, Peter (1991). El Mundo de la antigüedad tardía: (de Marco Aurelio a Mahoma). Madrid: Taurus. p. 272.
64
Gibbon, Decline and Fall of the Roman Empire, chapitre 10.
65
Jean Hiérnard, Un témoin archéologique exceptionnel des invasions du iiie siècle: la trouvaille de Hagenbach (Rhénanie-Palatinat), Cahiers du Centre Gustave Glotz, 8, 1997, p. 255–260.
66
Hans-Joachim Diesner: Vandalen. En: Paulys Realencyclopädie der class. Altertumswissenschaft (RE Suppl. X, 1965), S. 957–992.
67
Darío Varela, Genserico, rey de los vándalos, p. 119. – Editorial Kódigos, Madrid, 2007.
68
Herwig Wolfram, Histoire des Goths, Albin Michel, Paris, 1991. 56 p.
69
Thomas S. Burns, A History of the Ostrogoths, 34–56 p. Indiana University Press, Bloomington, 1984.
70
Pablo el Diácono. Historia Langobardorum (ed. Georg Waitz, MGH SS rerum Langobardicarum, Hannover 1878) 12–187.
71
Barbara Yorke, Kings and Kingdoms of Early Anglo-Saxon England, Seaby, 1990, 218 p.
72
Frank Stenton, Anglo-Saxon England, Clarendon Press, 1971, 765 p.
73
Constable, Olivia Remie (1997). «A Muslim-Christian Treaty: The Treaty of Tudmir (713)». Medieval Iberia: Readings from Christian, Muslim, and Jewish Sources (Philadelphia: University of Pennsylvania Press): 37–38.
74
Bonnassie, P. (1993): Del esclavismo al feudalismo en Europa occidental. Barcelona, Crítica.
75
Chroniques du temps du Roi Dagobert (592–639) (traduites par François Guizot et Romain Fougère), Paleo, coll. “Sources de l'histoire de France”, ClermontFerrand, 2004 (2e édition), 169 p.
76
Австра́зия (фр. Austrasie, нем. Austrasien, лат. Austrasia) – северо-восточная часть Франкского государства Меровингов (в противоположность западной части – Нейстрии).
77
Murphy F.X. Leo I, Pope, St. // New Catholic Encyclopedia. 2nd ed. 2003. V. 8. P. 474–478.
78
Dumézil, B. (2006): Les racines chrétiennes de l’Europe. Conversion et liberté dans les royaumes barbares, Ve – IIIe siècle. París, Fayard.
79
L'autel de la “Confession de Saint-Pierre”, chœur de la basilique Saint-Pierre comportait une ouverture, la fenestella confessionis, permettant aux pèlerins de voir les reliques de l'apôtre.
80
McCormick, M. (2005): Orígenes de la economía europea. Viajeros y comerciantes en la Alta Edad Media. Barcelona, Crítica. Noble, Th. F.X. (ed.) (2006): From roman provinces to medieval kingdoms. Nueva York, Routledge.
81
Léon Homo, De la Rome païenne à la Rome chrétienne, Paris, Robert Laffont, 1950, p. 314.
82
Riché, P. (1982): Ecoles et enseignement dans le haut Moyen Age. Fin du Ve siècledébut du XI e siècle. París, Picard.
83
Rouche, M. (2003): Les racines de ́lEurope. Les sociétés du haut Moyen Âge, 568–888. París, Fayard.
84
Wickham, C.J. (2005): Framing the Early Middle Ages. Europe and the Mediterranean, 400–800. Oxford, Oxford University Press.
85
Wood, I. (1994): The merovingians kingdoms (450–751). Londres, Longmann.
86
Эгика – вестготский король Испании и Септимании с 687 по 702 год.
87
Министр двора Франкского государства в 717–741 годах из рода Пипинидов, вошедший в историю как спаситель Европы от арабов в битве при Пуатье.
88
Арабский халиф из династии Аббасидов с 17 сентября 786 по 24 марта 809 года.
89
Лев III (лат. Leo PP. III; 750 – 12 июня 816) – Папа Римский с 27 декабря 795 года по 12 июня 816 года.
90
Лев IV (лат. Leo PP. IV; 790, Рим – 17 июля 855) – Папа Римский с 10 апреля 847 года по 17 июля 855 года.
91
Vernet Ginés, Juan (1979). Estudios sobre la historia de la ciencia medieval. Barcelona: Universidad Autónoma de Barcelona. p. 508.
92
Vallvé Bermejo, Joaquín (1992). El Califato de Córdoba. Madrid: Editorial Mapfre. Edición de Elena Romero. p. 351.
93
Vara, Carlos (2012). Las Navas de Tolosa. Barcelona; Buenos Aires: Parkstone International.
94
Valdés Fernández, Fernando (1999). Almanzor y los terrores del milenio. Santa María la Real. p. 160.
95
Пиренн А. Империя Карла Великого и Арабский халифат. Конец античного мира
96
Cumberland Jacobsen, Torsten (2009). The Gothic War. Westholme. 45–77.
97
Cameron, Averil et al. eds. (2000). The Cambridge Ancient History 14, Second Edition. 34–55.
98
Evans, James Allan (2005). The Emperor Justinian and the Byzantine Empire. 98–115
99
Luis Rodolfo Arguello (2000). Manual de Derecho romano. Historia e Instituciones. Editorial Astrea. 44–65 Buenos Aires: Argentina.
100
Bury, J.B. (1958). History of the later Roman Empire, Vol. 2. 67–88.
101
Luis Alberto Peña Guzmán y Luis Rodolfo Arguello (1996). Derecho romano. Tipográfica Editora Argentina. Buenos Aires: Argentina. 88–96.
102
Haroldo Ramón Gavernet y Mario Antonio Mojer (1992). El romano, la tierra, las armas. Evolución histórica de las Instituciones del Derecho Romano. 88–98, Editorial Lex. La Plata: Argentina.
103
Orlandis, José (1987). Historia de España. Época visigoda (409–711). 55–78. Madrid, España: Gredos.
104
Wickham, Chris (2005). Una historia nueva de la Alta Edad Media. Europa y el mundo mediterráneo, 400–800. 23–45 Barcelona, España: Gredos.
105
Mitchell, Stephen. A history of the later Roman Empire, AD 284–641: the transformation of the ancient world (2007 edición). Wiley-Blackwell. ISBN 1-4051-0857-6. – Total pages: 469.
106
Vladislav Popovic, La descente des Koutrigours, des Slaves et des Avars vers la mer Égée: le témoignage de l'archéologie, Comptes-rendus des séances de l'Académie des inscriptions et belles-lettres, Volume 12, pp. 596–648, 1978.
107
Christopher I. Beckwith, Empires of the Silk Road: A History of Central Eurasia from the Bronze Age to the Present, Princeton University Press, 2009, pp. 390–391.
108
Lewis, Bernard. The Arabs in History (2002 edición). 34–44, Oxford University Press.
109
Milman, Henry Hart; Guizot, François M. The history of the decline and fall of the Roman Empire, Volume 5 (1862 edición). J. Murray. – 24–33.
110
Gibbon, Edward (1998). Decline & Fall of the Roman Empire (1998 edición). Wordsworth Editions. 45–65.
111
El-Cheikh, Nadia Maria (1999). “Muḥammad and Heraclius: A Study in Legitimacy”. Studia Islamica (Maisonneuve & Larose) 62 (89): 5–21. Денисова И.В. «Византийская Склавиния»: славяне в Греции и Малой Азии: VI–X вв.
112
Grabar, André (1984). L'Iconoclasme Byzantin: le Dossier Archéologique. Flammarion. 23–45.
113
Слово «тема» обозначало как армейское подразделение, находящееся в гарнизоне в районе, так и территориальный округ, за защиту которого оно отвечало.
114
Haldon, John (1997). Byzantium in the Seventh Century: the Transformation of a Culture. 23–45, Cambridge.
115
André Chastel, Le concile de Nicée et les théologiens de la Réforme catholique, pр. 333–339
116
Michel Kaplan, La chrétienté byzantine du début du viie siècle au milieu du ixe siècle, 25–38, Éditions SEDES, 1997.
117
Jean-Claude Schmitt, L’Occident, Nicée II et les images du viiie au xiiie siècle, pр. 271–303.
118
Иконоборцы считали изображения святых идолами, а почитание икон – идолопоклонством, ссылаясь на ветхозаветные заповеди («не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4–5)).
119
Dagron, G. (1996): Empereur et prêtre. Etude sur le cesaropapisme byzantin. París.
120
Emmanuel Lanne, Rome et Nicée II, pр. 219–229.
121
Ирина Афинская (в др. – гр. Εἰρήνη ἡ Ἀθηναῖα) – византийская императрица, родилась около 752 года в Афинах и умерла9 августа 803 г. на острове Лесбос. Она правила как регент от имени своего сына с 780 по 790 год, а затем как правящая императрица (Βασιλεύς, basileus) с 797 по 802 год. Она первая женщина в истории, правившая как василевс.
122
Римская церковь решила не воспринимать Ирину как законную главу Империи, благодаря чему появилась возможность передать императорский титул на Запад. 25 декабря 800 года Карл Великий был коронован в соборе Святого Петра папой Львом III и провозглашён римским сенатом императором. Карл, убеждённый уговорами зависимых от него римских пап, считал, что стал императором единой Римской империи. Christoph von Schönborn, L’Icône du Christ: Fondements théologiques, Éditions Universitaires, Fribourg, 1976, 245 p.
123
Когда ее сын достигает совершеннолетия, Иринa показывает свое намерение остаться у власти и править в одиночку, что провоцирует восстание части армии. В 790 году вспыхнуло восстание. Константин VI воспользовался случаем, чтобы свергнуть свою мать и захватить власть. Однако два года спустя он решил позвать ее обратно к себе и назвал ее соправительницей. Путем целого ряда маневров Ирине удалось сделать своего сына непопулярным в общественном мнении и церкви. В 797 году она свергла его в результате государственного переворота и выколола ему глаза. Затем она сменила свой титул «василисса» (мать императора) на «вазилевс». (император), официально став «женщиной-императором».
124
Jean Skylitzès, (trad. Bernard Flusin et annoté pat Jean-Claude Cheynet), Empereurs de Constantinople, Paris, éditions P. Lethilleux, 2003, “Léon l'Arménien”, p. 15–23.
125
Иоан Грамматик – патриарх Константинопольский (21 января 837 – 4 марта 843); Лев Математик (или Лев Философ) (около 790 г. – около 870 г.) – византийский математик и механик; архиепископ Фессалоник в 840–843 годах. Основатель Магнаврской высшей школы в Константинополе; Патриарх Фотий I (около 820–896) – византийский богослов, патриарх Константинопольский (858–867 и 877–886 годы). Paul Lemerle, Le premier humanisme byzantin, Paris, 1971. 67–89.
126
Gallimard. Hussey, J.M. (1986): The orthodox Church in the byzantine Empire. Clarendon Press, Oxford.
127
Vlasto, Alexis P. (1970). The Entry of the Slavs into Christendom: An Introduction to the Medieval History of the Slavs. Cambridge 45–87: Cambridge University Press.
128
Ostrogorsky, George (1956). History of the Byzantine State. 35–67 p. Oxford: Basil Blackwell.
129
Subotin-Golubović, Tatjana (1999). «Reflection of the Cult of Saint Konstantine and Methodios in Medieval Serbian Culture». Thessaloniki – Magna Moravia: Proceedings of the International Conference. Thessaloniki: Hellenic Association for Slavic Studies. pp. 37–46.
130
Cheynet, Jean-Claude (2007). Le Monde Byzantin, II L'Empire byzantin (541– 1204) (en francés). París: Presses universitaires de France 56–89.
131
Vogt, Albert; Hausherr, Isidorous, eds. (1932). «Oraison funèbre de Basile I par son fils Léon VI le Sage». Orientalia Christiana Periodica (en francés) (Rome, Italy: Pontificium Institutum Orientalium Studiorum) 26 (77): 39–78.
132
Kaplan, M. (1992): Les hommes et la terre à Byzance du VI e au XI e siècle. Proprieté et exploitation du sol. París, Publications de la Sorbonne.
133
Острогорски, История на византийската държава, с. 272.
134
Златарски, История на българската държава през средните векове, т. 1, ч. 1, с. 326; Бешевлиев, Първобългари, с. 107.
135
Златарски, История на българската държава през средните векове, т. 1, ч. 1, с. 326–327; Бешевлиев, Първобългари, с. 107–108.
136
История на България, Том 3, БАН, София 1982, с. 308–309.
137
Morrison, C. (dir.) (2004): Le monde byzantin. Tome I. L’Empire romain d’Orient, 330–641. París, Presses Universitaires de France.
138
История на България, Том 3, БАН, София 1982, с. 323–324.
139
Patlagean, E. (1981): Structure sociale, famille, Chretienté à Byzance, IVe – XIe siècles. Londres, recopilación de artículos de la autora.
140
Mihail Dimitri Sturdza, Grandes familles de Grèce, d'Albanie et de Constantinople, dictionnaire historique et généalogique, Paris, chez l'auteur, 1983, рp. 374–375.
141
Cheynet, Jean-Claude et Jean-François Vannier. Études prosopographiques. Paris, 1998, рр. 56–78.
142
Bréhier, Louis. Vie et mort de Byzance. Coll. L’évolution de l’humanité. Paris, рр. 67–89.
143
Laiou, Angeliki et Cécile Morrisson. Le Monde byzantin, vol. 3, L’Empire grec et ses voisins, xiiie et xve siècles. Paris, Presses universitaires de France, coll. l’histoire et ses problèmes, 2011. Рр. 44–67.
144
Ostrogorsky, Georges. Histoire de l’État byzantin, Paris, Payot, 1983. Рр. 56–68.
145
Михаил Пселл – учёный византийский монах, приближённый ко многим императорам; автор исторических и философских трудов, математик. Одним из первых выдвинул в противовес средневековому увлечению Аристотелем учение Платона, чем подготовил расцвет платонизма в годы Возрождения.
146
Treadgold, Warren. A History of the Byzantine State and Society, Stanford University Press, Stanford, 1997. Рр. 45–55.
147
Михаил I Керуларий (Константинополь, ок. 1000 – 21 января 1059) был патриархом Константинопольским с 1043 по 1058 год. Избранный 25 марта 1043 г., его патриаршество совпадет с понтификатом Льва IX, и вместе они возглавят Раскол Востока и Запада 1054 г. Его противостояние с католической церковью начинается в Риме, когда, обвинив её в иудейской ереси за употребление опресноков в Евхаристии, он приказывает закрыть в Константинополе все церкви латинского обряда, не принимающие православный обряд, захватывает все зависимые монастыри. Рима и изгоняет из них всех монахов, послушных папе, и обращается с письмом к духовенству, в котором возобновляет все старые обвинения против западных церковных санов. Папа Лев IX, который под угрозой со стороны норманнов стремился к союзу с Империей, отправил в 1054 году посольство в Константинополь во главе со своим сотрудником, кардиналом Умберто де Силва Кандида, и сформированное архиепископами Федерико де Лотарингии и Педро де Амальфи. Папские легаты отрицали, по прибытии его в Константинополь, вселенский титул патриарха, второе положение в церковной иерархии Константинополя, и, кроме того, ставили под сомнение законность возведения Керулария в патриархат. Затем патриарх отказывается принять легатов, и Умберто в ответ публикует свой Diálogo entre un romano y un constantinopolitano, в котором он издевается над восточными обычаями и отлучает Керулария с помощью буллы, которую он положил 16 июля 1054 г. Святой Софии, после чего он покинул город. 24 июля того же года Керуларий в ответ отлучил кардинала и его окружение от церкви, тем самым положив начало расколу. Оба отлучения оставались в силе до совместного заявления Папы Павла VI и Вселенского Патриарха Афинагора I от 7 декабря 1965 года, в котором было решено «изгладить из памяти и из Церкви приговоры об отлучении от церкви 1054 года».
148
Mantran, Robert (dir.). Histoire de l’empire ottoman, Fayard, Paris, 1989. Рр. 78–90.
149
Runciman, Steven. The Lost Capital of Byzantium, the History of Mistra and the Peloponnese. Cambridge (Massachusetts), рр. 56–78.
150
Christian, David. A History of Russia, Mongolia and Central Asia. Blackwell, 1999. Рр. 90–105.
151
Martin, Janet, Medieval Russia 980–1584. Cambridge University Press, Cambridge, 1993. Рр. 67–88.
152
Cheynet. Рр. 89–95.
153
Слободчиков О., Наматов М., Наматов Н.А. Падение Византии и Крестоносцы. С. 256–289.
154
Cheynet. Рр. 95–102.
155
Rosser, John H. The A to Z of Byzantium. The Scarecrow Press, Inc. Lanham, Maryland/Toronto/Oxford. 2006, Col. Р. 94.
156
Theodoro Spandugnino (1890). “De la origine deli Imperatori Ottomani, ordini de la Corte, forma dil guerregiar loro, religione, rito et costumi de la Natione.” En C.N. Sathas, ed. Documents inédits relatifs à l'histoire de la Grèce au Moyen Äge (en francés). Paris: Maisonneuve. Рр. 174–175.
157
Gruber, Isaiah (2012). Orthodox Russia in Crisis: Church and Nation in the Time of Troubles. Cornell University Press. p. 47