Полная версия
Исторический взгляд Си Цзиньпина на государственное управление в новую эпоху
В-четвертых, неослабевающее внимание к чтению, учению и богатая политическая практика являются основными факторами, которые сформировали историческую концепцию государственного управления Генерального секретаря КПК Си Цзиньпина. Созидание в великую эпоху неотделимо от внимания руководства к учебе и умению учиться. Учитесь по книгам, учитесь на практике и учитесь у других. Известный политик император Тайцзун из династии Тан использовал свое свободное время для тщательного изучения литературных памятников в тот период, когда все должно быть заново создано в период ранней династии Тан. Он выразил свои эмоции: «О, как полезна историческая литература»[48]. Император Тайцзун восхищался и изучал мнение Вэй Чжэна: «Прислушиваясь к мнению масс, можно разобраться в деле, прислушиваясь же к одностороннему суждению, можно впасть в заблуждение». В этом проявилась его высокая образованность. «Учесть общее мнение» – это, конечно, не только использование ушей, но также использование глаз и мозгов. Это значит не только слышать слова людей, но и «слышать» книги, «слышать» практику. Генеральный секретарь КПК Си Цзиньпин проявлял прилежание с юности, прочитал множество книг и всегда придавал большое значение чтению и обучению. Он прошел путь от уроженца местности, где находятся пещерные жилища деревни Лянцзяхэ в провинции Шэньси до студента университета «Цинхуа», от работника низовой организации до Генерального секретаря КПК, Председателя КНР. Как
бы ни менялись условия его жизни и его должности, он всегда считал чтение своей жизненной привычкой, которая никогда не меняется, как тень. Изучив его читательский опыт, мы можем заметить следующие особенности. Во-первых, он увлекся чтением и был неутомимым читателем. По сообщениям СМИ, когда ему было всего 16 лет и он вступил в производственную бригаду в деревне Лянцзяхэ, он уже очень любил читать. «Любит читать» и «любознателен» – это одни из тех впечатлений, которые он оставил о себе у жителей деревни Лянцзяхэ на севере Шэньси. Они помнят, как он привозил в деревню коробки с книгами, читал книги толщиной с кирпич при свете керосиновой лампы, а иногда читал и за едой[49]. 4 мая 2013 г. Генеральный секретарь КПК Си Цзиньпин принял участие в мероприятиях Китайской авиакосмической научно-технической корпорации и Китайской академии космической техники, посетил выставку достижений космических технологий, обратившись к присутствующим молодым с речью «Реализовать китайскую мечту, смело брать на себя ответственность в молодости». Во время встречи с выдающимися представителями молодежи всех кругов общества он с глубоким чувством вспоминал свое отношение к чтению в ту пору: «После того как я вступил в производственную бригаду в деревне, я поставил перед собой цель и начал с самосовершенствования. Очень стыдно ровно ничего не знать, поэтому нужно иметь жажду к знаниям. Когда я взбирался на гору, где пас баранов, брал с собой книги и, сделав загон для скота на склоне горы, начинал читать. Когда я вспахивал поле во время недолгого отдыха, доставал “Словарь Синьхуа”, чтобы запоминать несколько значений слова. Так копил знания по каплям. Я не думал, что 7 лет в сельской местности были потрачены зря: в то время был заложен фундамент моих многих знаний»[50]. 19 марта 2013 г. в совместном интервью для СМИ стран БРИКС он сказал: «У меня много хобби, самое большое хобби – чтение»[51]. 7 февраля 2014 г. в эксклюзивном интервью российскому телеведущему в г. Сочи он рассказал: «Сейчас я могу читать постоянно. Чтение уже стало моим образом жизни. Чтение позволяет людям поддерживать идеологическую жизнеспособность, развивать мудрость, подпитывать величие духа»[52]. Во-вторых, выбор при чтении должен быть обширным. Судя по имеющимся данным, у генсека Си Цзиньпина очень широкий диапазон чтения: история, философия, литература, политика, экономика, социология, история и современность Китая и зарубежных стран. Зная многое, как свои пять пальцев, он, выступая на Всекитайском симпозиуме по вопросам социальнофилософских наук, тщательно отобрал идеи типичных философских школ, знаменитых мастеров и известные произведения китайской и зарубежной истории, что и отразило масштабный круг его чтения. Он хорошо знает и особенно любит превосходную классику китайской культуры. Он широко и надлежащим образом использует китайские классические изречения, известные выражения и афоризмы в различных случаях, формируя полюбившийся людям «стиль Си Цзиньпина». В книге «Используемые Си Цзиньпином крылатые выражения» было дано более всестороннее обобщение[53]. Чтение не может быть бесконечным, бессвязным – нужно уметь выбирать. В 2006 г. товарищ Си Цзиньпин сказал: «Моя жизнь имеет границы, но знания не имеют границ. Стремление к обучению бесконечно. Это требует тяжелой работы и умелого чтения. С одной стороны, чтение требует “умной силы”, читайте умело, читайте осмысленно, читайте глубоко, умейте выбирать, обращайте внимание на осмысление прочитанного, не будьте “ботаниками” и не позволяйте вредоносной информации заполнять ваши умы. С другой стороны, нельзя воспринимать чтение слишком легко, не стремиться к глубокому пониманию, воспринимать всё без разбора, не улавливать сути, не овладевать сущностью сказанного»[54]. В-третьих, обобщать свой опыт и представлять себя на месте других. Генеральный секретарь КПК Си Цзиньпин многократно просвещал большинство кадровых работников, особенно руководящего состава; нужно любить читать и читать хорошие книги; он отметил, что успешная карьера зависит от прилежной учебы. 13 мая 2009 г. в своем выступлении на церемонии открытия второго семестра курсов повышения квалификации и специальных семинаров Центральной партийной школы он системно изложил эту идею. Он подчеркнул, что Руководящий состав должен любить читать. Чтение приносит много пользы: получение информации, увеличение знаний, расширение кругозора, воспитание духа, развитие и улучшение умственных способностей и т. д. Чтение очень важно для роста и прогресса человека, и еще более важно для укрепления партийной культуры, идеалов и убеждений, духовного мира руководящих кадров для улучшения качества выполнения их работы». Чтение и учеба – главное в важном подходе для руководящих кадров укрепить партийное воспитание, их идеалы и убеждения, расширить их духовный мир. Чтение и учеба – обязательное требование к руководителям для их эффективной профессиональной руководящей работы. Рваной сетью рыбы не наловишь. Из древней и современной китайской и зарубежной истории мы можем ясно увидеть этот феномен: чтобы достичь чего-то в деле, вы должны добиться успехов в учебе; а чтобы добиться успехов в учебе, вы должны приобрести кое-что в процессе чтения». В настоящее время наши партийные руководители всех уровней несут важную ответственность за управление государством и подъем страны, осуществление управления во имя народа, а также выполняют важную миссию – осуществление прогресса в соответствии с научными законами развития, что невозможно без процесса обучения. Следует осознавать общую тенденцию научного развития, понимать законы научного развития и определять общую ситуацию научного развития, а также создавать достижения в области научного развития. Все это предполагает постоянное обучение. Он также конкретно отметил: «Руководители должны прочитать следующие три категории книг. Первая: современные китайские теоретические работы по марксизму. Марксизм – это мощное идеологическое оружие, с помощью которого мы можем познать и преобразовать мир. Марксистская теоретическая подготовка является ядром и душой лидерских качеств руководящих кадров. Освоение марксистской теории является основным навыком руководителей. Вторая: всевозможные материалы и книги, необходимые для выполнения руководящей работы. Руководящая работа имеет ярко выраженный комплексный и систематический характер и требует накопления знаний во многих областях. Третье. Лучшие древние и современные, отечественные и зарубежные книги традиционной культуры. Лучшие книги по традиционной культуре являются квинтэссенцией древних и современных китайских и зарубежных культур, осмысливают и описывают фундаментальные проблемы выживания и развития человечества. Лучи их мудрости проникают сквозь историю, их идеологическая ценность преодолевает время и пространство, давно минувшее становится еще более новым, общим духовным достоянием человечества». «Чтение лучших книг о традиционной культуре – это разновидность полезного и высокоценного чтения»[55]. Четвертое. Увязка с практикой, единство познания и действия. Согласно взгляду Генсека КПК Си Цзиньпина на обучение, чтение – это процесс отсеивания шелухи и отбора зерен, удаление ложного и сохранение истинного. Для руководящих работников чтение и обучение являются самосовершенствованием и «основой участия в политической жизни»[56], чтобы лучше служить партии и стране. Он отметил, что чтение и обучение «должны быть увязаны с практикой, а познания и действия должны быть единообразны. Посредством теоретического руководства и использования накопленных знаний можно постичь закон развития объективных вещей». Однако «лучше не иметь книг, чем полностью доверять только им». В реальной работе мы должны учиться на практике, учиться у народа. Особенно руководители, принимая решения и создавая указы, часто должны иметь много объективной, правдивой и эффективной информации. И что еще более важно – находить знания в процессе практики, так сказать, «уметь читать книгу “Общество”, еще больше углублять исследования и освоение, выяснять запросы низовых организаций, понимать мысли и стремления народных масс. По едва заметным признакам разглядеть направление развития, увидеть всё собственными глазами и на основании практики, получив исключительно верное понимание, сформировать правильное мировоззрение и сделать научное суждение»[57]. Генеральный секретарь Си Цзиньпин работал секретарем сельской партийной ячейки и секретарем уездного партийного комитета. Он является партийным и государственным лидером, выросшим с самых низов. Его богатый практический опыт сформировал его политический стиль: единство познания и действия. Пятое. Уделять особое внимание историческим трудам и оценивать сегодняшние дела на основании их. Си Цзиньпин любит читать, особенно историческую литературу, потому что древняя история, новая история и новейшая история Китая являют собой богатую историческую картину развития китайской нации. Руководящие работники должны больше читать историческую литературу и черпать больше духовной пищи из истории[58]. Генеральный секретарь КПК Си Цзиньпин сказал, что историческую литературу нельзя не читать. Обращение большого внимания на изучение истории занимает особо важное место в его взглядах на чтение и обучение, что является глубинной сутью его взгляда на историю. Почему необходимо уделять особое внимание изучению истории? 1 сентября 2011 г. в своем выступлении «Руководящему составу нужно немного почитать историю» товарищ Си Цзиньпин подвел итог в четырех направлениях с точки зрения сочетания истории и реальности. Во-первых. история – это правдивое записанное свидетельство формирования, развития, подъема и падения нации и государства, это «энциклопедия» предшественников, т. е. собрание различных знаний, опыта и мудрости предшественников. От Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина до Цзян Цзэминя и Ху Цзиньтао – все придавали большое значение изучению истории. Изучение и обобщение истории, использование для сравнения и применение имеющегося исторического опыта – важная мысль и метод для выполнения руководящей работы, который наша партия всегда ценила и чем руководствовалась. Во-вторых, при изучении истории Руководящий состав должен изучать историю Китая, знать и понимать великолепную историю и культуру, созданную китайским народом с древних времен, и черпать в ней мудрость и духовность, которые способствуют укреплению их самосовершенствования и помогают хорошему выполнению своей работы. В-третьих, при изучении истории руководители должны уделять внимание изучению новой и современной истории Китая и истории Коммунистической партии Китая со времен Опиумных войн, углублять свое осмысление национальных условий в новую и новейшую эпоху Китая и законов социального развития Китая. В-четвертых, руководители должны изучать историю, «чтобы повышать свою историческую грамотность и культуру, а значит, улучшать уровень руководящей работы. Самое важное в обладании исторической и культурной грамотностью – это историческое сознание и культурное самосознание, то есть философские размышления и принятие решений должны иметь исторический подход, уметь изучать опыт и мудрость прошлого и сознательно действовать в соответствии с историческими законами и диалектикой исторического развития»[59]. Генсек Си Цзиньпин не только придает большое значение изучению истории Китая, но и освоению всех выдающихся достижений человеческой цивилизации. Он подчеркнул: «Китайский народ борется за реализацию китайской мечты о великом возрождении китайской нации. Нужно учиться мудрости из истории и перенимать все преимущества цивилизаций всех стран»[60]. «Мы должны знать не только историю и культуру Китая, но открытыми глазами смотреть на мир, знать историю и культуру разных народов мира, взять плодоносные зерна и отсеять шелуху, стать более просвещенными благодаря этому и использовать знания в своих интересах»[61]. Видно, что изучение истории ориентировано на познание всей истории человеческой цивилизации. Он не просто придает большое значение изучению истории: после XVIII съезда КПК он сформулировал много замечательных выводов о направленности предмета истории, о значении и ценности истории. Например, он отметил: «Исторические исследования – основа всех социальных наук»[62]. «История – лучший учебник»[63]. «История есть история, факты есть факты, никто не может изменить историю и факты»[64]. «История есть история, и история не может выбираться произвольно. История нации – это основа для того, чтобы нация могла найти себе место в жизни» и т. д.[65], что полностью демонстрирует широкий и глубокий взгляд Генерального секретаря КПК Си Цзиньпина на историю.
II
Основной политический смысл исторического взгляда Си Цзиньпина на государственное управление в новую эпоху
Начиная со времени проведения XVIII съезда КПК Генеральный секретарь Си Цзиньпин руководствовался историческим материализмом и диалектическим материализмом, уходя корнями в богатую почву китайской культуры, вобрал в себя все выдающиеся достижения человеческой цивилизации и служил величественной цели «двух столетий» и китайской мечты о великом возрождении китайской нации. Неуклонно идти вперед по пути социализма с китайской спецификой – это основной политический смысл исторического взгляда Си Цзиньпина на государственное управление в новую эпоху. Исходя из таких исторических воззрений, он включил изучение истории, исторические мышление и размышление в практику государственного управления в новую эпоху. Это стало новейшим результатом китаизации марксизма, наряду с идеологической теорией, лежащей в основе построения, социализма с китайской спецификой. Исторический взгляд Генерального секретаря Си Цзиньпина – это исторический взгляд на обучение, исторический взгляд на теорию, в особенности исторический взгляд на практику. Его характерный смысл в основном включает следующие семь аспектов.
(1) «Социализм с китайской спецификой не упал с небес на землю»
Исторический взгляд Генерального секретаря Си Цзиньпина на государственное управление пояснил многие аспекты исторической неизбежности формирования пути социализма с китайской спецификой и обосновал внутреннюю связь между путем социализма с китайской спецификой и историческим развитием китайской нации. Как он отметил в отчетном докладе XIX съезду КПК: «Находясь на обширной территории площадью более 9,6 млн кв. км, вбирая живительные культурные элементы, накопленные китайской нацией в процессе длительной борьбы за более чем пять тысяч лет, обладая величественной мощью 1,3-миллиардного китайского народа, мы идем по пути социализма с китайской спецификой, который имеет чрезвычайно широкий временной период развития, очень глубок по исторической сути и отличается несравненно сильной решимостью двигаться вперед»[66].
Прежде всего, социализм с китайской спецификой был достигнут партией и народом путем долгосрочной исторической практики. 17 ноября 2012 г. во время первой коллективной учебы Политбюро ЦК КПК в период XVIII съезда КПК он отметил: «Социализм с китайской спецификой был создан в новый период реформ и открытости страны миру, был построен на основе долгосрочной борьбы нашей партии, был достигнут коллективом центрального руководства нескольких поколений нашей партии, которые объединили и вели всю партию и народ страны к преодолению бесчисленных трудностей, разного рода потерь и постепенного исследования их»[67]. 26 декабря 2013 г. на симпозиуме, посвященном 120-летию со дня рождения товарища Мао Цзэдуна, он еще раз подчеркнул: «Путь определяет судьбу. Как нелегко найти правильный путь. Социализм с китайской спецификой не упал с небес на землю. Он – это радикальные достижения, достигнутые партией и народом, преодолевших неисчислимые трудности и понесших различные потери. Каждый раз, когда идем вперед, мы не должны забывать путь, по которому шли. Независимо от того, как далеко мы ушли, идем к более светлому будущему, не должны забывать прошлое, в котором жили и действовали»[68]. Далее, путь социализма с китайской спецификой определяется общеполитической обстановкой в Китае, реальными и историческими национальными особенностями. Генеральный секретарь КПК Си Цзиньпин отметил: «В мире не существует абсолютно одинаковых политических систем, также не существует единой модели политической системы, которая применима ко всем странам. Мир многообразен, и это в порядке вещей. Общеполитическое положение каждой страны разное, и политическая система каждой страны уникальна. Все они определяются народом этой страны и являются результатом долговременного развития, постепенного улучшения и внутренней эволюции на основе исторического наследия, культурной традиции, а также экономического и социального развития данной страны. Социалистическая политическая система социализма с китайской спецификой жизнеспособна, энергична и эффективна потому, что она выросла на социальной почве Китая[69]. Социальная почва Китая – это путь развития китайской истории, потому что на протяжении тысячелетий китайская нация шла по пути цивилизованного развития, отличного от других стран и народов. Не случайно мы открыли путь социализма с китайской спецификой, который был определен историческим наследием и культурной традицией нашей страны»[70]. Великая практика реформ и открытости страны миру на протяжении более 30 лет, непрерывное исследование Республики на протяжении более 60 лет, глубокое обобщение пути развития китайской нации за более чем 170 лет и наследие цивилизации с более чем пятитысячелетней историей являются глубоким историческим истоком и широким реальным базисом социализма с китайской спецификой[71]. Разнообразие объективной истории и многообразие состояний общеполитического положения в разных странах определяют вариативность путей развития, которые выбирают конкретные страны. «В истории человечества ни одна нация или страна не может достичь могущества и возрождения, если будет полагаться на внешние силы и идя вслед за другими. А если происходит именно так, то в результате либо неизбежно она потерпит поражение, либо станет придатком других стран[72]. Исходя из широкого исторического обзора, Генеральный секретарь Си Цзиньпин считает, что выбор политического пути является фундаментальным, общим и долгосрочным важным вопросом. В давнем прошлом и сейчас, в нашей стране и за рубежом существовали и повсеместно существуют примеры того, как неправильный выбор пути политического развития приводил к социальным потрясениям, расколу государства, гибели людей и распаду власти. Следовательно, проект и развитие национальной политической системы должны быть сосредоточены на органичном единстве истории и реальности, теории и практики, формы и содержания. «Мы должны твердо продолжать исходить из национальных условий в стране и реальной обстановки. Мы должны осознать не только прошлое историческое наследие, но и путь развития, по которому шли; накопленный политический опыт и сформированные политические принципы; должны понять актуальные требования и сосредоточиться на решении реальных вопросов. Нельзя отмахиваться от исторического прошлого, нельзя воображать быстрое внезапное покорение “пика Фэйлай” политической системы»[73]. В связи с этим генсек Си Цзиньпин обращается с призывом к многочисленным молодым и юным: «Учите побольше историю, узнавайте больше об общеполитической обстановке»[74]. В итоге, путь социализма с китайской спецификой уходит своими корнями в плодородную почву Китая. Как относиться к пути социализма Китая? В частности, к формированию пути социализма с китайской спецификой? Вот реальные, теоретические и исторические вопросы. В течение долгого времени нередко существовали взгляды и мнения о том, что путь китайского социализма, путь социализма с китайской спецификой отделены и противопоставлены китайской культуре. Среди них есть сущностные вопросы познания, а также имеются скрытые мотивы, которые преднамеренно искажают суть и сбивают с толку. Ввиду этого, правильное осмысление этого вопроса напрямую связано с отношениями между нашим нынешним социализмом и традиционной историей и культурой, а также с тем, как относиться к проблеме исторической неизбежности пути социализма с китайской спецификой. Это требует научного изучения истории. Исторический взгляд Генерального секретаря Си Цзиньпина на то, что «социализм с китайской спецификой не упал с облаков на землю», содержит богатое содержание этого научного изучения. 19 августа 2013 г. на общенациональном собрании по пропаганде и идеологической работе он высказал важное суждение о том, что социализм с китайской спецификой уходит корнями в плодородную почву китайской культуры[75]. Позже это предложение было полностью изложено на разных уровнях и с разных точек зрения. Он отметил, что социализм с китайской спецификой – это диалектическое единство теоретической логики научного социализма и исторической логики китайского общественного развития[76]. Уникальная культурная традиция, уникальная историческая судьба и уникальная общеполитическая обстановка в стране предопределили наш путь развития, который соответствует нашей собственной специфике[77]. «Китайская нация создала величественную цивилизацию с более чем пятитысячелетней историей. Китайский народ достиг блестящих успехов в построении социализма под руководством Коммунистической партии Китая. Мы должны продолжать созидание на этой основе». «Вся история Китая новой эпохи говорит нам о том, что дела Китая должны решаться в соответствии со спецификой и фактическими реалиями Китая. Это правильный способ решения всех проблем Китая»[78]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
См. Доклад Си Цзиньпина на XIX съезде КПК: «Добиться решающей победы во всестороннем построении среднезажиточного общества, одержать великую победу социализма с китайской спецификой в новую эпоху». Части 1, 2, 3. Пекин: «Народное издательство», 2017 (на рус. яз. доклад доступен на сайте информационного агентства Синьхуа: http://russian.news.cn/2017-ll/03/c_136726299.htm)
2
По состоянию на август 2016 г. многие из сессий коллективной учебы членов Политбюро ЦК были посвящены теории исторического материализма или историко-культурным аспектам. Такими были, например, 5-я сессия «Борьба с коррупцией и обеспечение всеобщего принципа справедливости в истории Китая», 7-я – «Теория и практика социализма с китайской спецификой», 11-я – «Основные принципы и методология исторического материализма», 12-я – «Исследование по совершенствованию “мягкой силы” китайской национальной культуры», 13-я – «Взращивание и широкое продвижение основных ценностей социализма, дальнейшее распространение традиционных китайских добродетелей», 18-я – «Государственное управление в истории Китая», 25-я – «Вспоминания и размышления о Войне сопротивления японской агрессии», 29-я – «Историческое становление и развитие китайского национального патриотизма», 31-я – «Великий Шелковый путь и Морской Шелковый путь в истории».
3
Си Цзиньпин. Открытость и совместное созидания процветания, ведущая роль инноваций в будущем. Выступление на церемонии открытия ежегодного Боаоского Азиатского форума-2018 //Жэньминьжибао. 11 апреля 2018. С. 3.