bannerbanner
Исторический взгляд Си Цзиньпина на государственное управление в новую эпоху
Исторический взгляд Си Цзиньпина на государственное управление в новую эпоху

Полная версия

Исторический взгляд Си Цзиньпина на государственное управление в новую эпоху

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 4

Исторический взгляд Си Цзиньпина на государственное управление в новую эпоху

Ответственный редактор Бу Сяньцюнь

Китайская академия общественных наук


Перевел книгу на русский язык Лю Чэнянь


Издание осуществлено при финансовой поддержке B&R Book Program

Перевод книги на русский язык выполнен Издательством Китайской академии общественных наук (КАОН)


Издание на русском языке осуществлено на основании договора с Издательством Академии общественных наук КНР



© China Social Sciences Press, 2019, 2022

Введение

Опираться на мудрость истории государственного управления

После XVIII Всекитайского съезда КПК Центральный комитет партии во главе с товарищем Си Цзиньпином встал в первые ряды творцов современной эпохи, занял место на пике исторической эпохи, стал голосом сердца и души народа, возглавил всю партию и многонациональный народ страны и неуклонно реализует цель борьбы «двух столетий» за воплощение «китайской мечты о великом возрождении китайской нации». С огромным политическим мужеством и пониманием большой ответственности, ЦК КПК предлагает ряд новых концепций, новых идей и новых стратегий, выдвигает несколько важных политических курсов, предпринимает важные меры, содействует выполнению важных дел, что уже позволило разрешить множество долгосрочных проблем, с которыми необходимо было справиться, осуществляет сегодня много значительных дел, которые хотелось, но не удалось выполнить в прошлом, способствует историческим переворотам в деятельности партии и страны и добивается исторических достижений в осуществлении реформ, в проведении политики открытости и строительства социалистической модернизации. Повороты истории и исторические достижения периода, последовавшего за XVIII Всекитайским съездом КПК, систематически дают ответы на ключевые вопросы современности: какого рода социализм с китайской спецификой следует поддерживать и развивать, и каким образом твердо содействовать развитию социализма с китайской спецификой на основе сочетания теории и практики. XIX Всекитайский съезд КПК торжественно провозгласил, что социализм с китайской спецификой вступил в новую эпоху, а также сформулировал идею Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи[1].

Идея Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи имеет богатую, хорошо продуманную идеологическую коннотацию и является теоретической основой государственного управления в новую эпоху. Как ученые-историки, мы глубоко чувствуем, что идея Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи не только имеет богатую идеологическую коннотацию, научную внутреннюю логику и яркие отличительные особенности современности, но и полна духа исторического материализма и диалектического материализма. Это идеология основана на научном взгляде на историю. Оглядываясь на путь, пройденный после XVIII съезда КПК, мы видим, насколько большое значение изучению истории придает Генеральный секретарь КПК Си Цзиньпин в отношении государственного управления. Начиная с 29 ноября 2012 г., всего лишь менее чем через полмесяца после XVIII съезда КПК, когда Си Цзиньпин и новые члены Постоянного комитета Политбюро посетили выставку «Путь к возрождению» в Национальном музее, и до многочисленных сессий коллективной учебы Политбюро ЦК КПК[2], от визита генерального секретаря Си Цзиньпина в Институт Конфуция г. Цюйфу до его выступлений в ходе обследования Пекинского университета и Пекинского педагогического университета и т. д., от инициативы «Один пояс – один путь» до концепции сообщества единой судьбы человечества, а также от трактовок Си Цзиньпина по истории и культуре Китая до использования крылатых слов раздумья в его многочисленных выступлениях – все это показывает, что, когда Генеральный секретарь Си Цзиньпин руководит, думает и осмысливает то, как китайская нация идет в будущее, он это делает всегда со стратегическим взглядом марксистского политика, относящегося с уважением и глубоким чувством к истории и культуре Китая, придает большое значение унаследованию и широкому развитию прекрасной истории и культуры и придает большое значение обретению мудрости из истории и культуры. В то же время Генеральный секретарь КПК Си Цзиньпин уделяет большое внимание историческим примерам и использованию их в государственном управлении. Со времени XVIII съезда КПК Генеральный секретарь партии Си Цзиньпин укореняет путь социализма с китайской спецификой на тысячелетней плодородной почве Китая, тесно связывает основные ценности социализма с лучшими достижениями китайской культуры и вселяет уверенность в собственном пути, собственной теории, собственном строе и собственной культуре, а уверенность в собственной культуре рассматривает как основу «четырех уверенностей» и применяет опыт и уроки тысячелетней истории человеческой цивилизации и истории китайской цивилизации в размышлениях о государственном управлении в новую эпоху. Именно по этой причине вопросы: как относиться к более чем пятитысячелетней истории китайской цивилизации, как относиться к истории Китая с новой эпохи, как относиться к истории о том, что партия руководит китайским народом для образования нового Китая, как относиться к истории двух периодов: до и после социалистического строительства – и как относиться к богатой истории мировой человеческой цивилизации, как учиться на всех лучших достижениях человеческой цивилизации для воссоздания прекрасного будущего китайской нации, и история о создании прекрасного будущего для сообщества единой судьбы человечества – это основное содержание ряда важных выступлений Генерального секретаря КПК Си Цзиньпина после XVIII и XIX съездов КПК, что и сформировало его системное размышление, основанное на истории, служащее реальности и проясняющее будущее. «Постигайте законы истории – и поймете общие тенденции развития мира»[3]. Изучение истории, историческое мышление и историческая преемственность стали для Си Цзиньпина важными теоретическими и практическими основами государственного управления в новую эпоху, сформировали его исторические взгляды, имеющие вечные и кратковременные ценности, являются важной составной частью идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху. Итак, каковы исторический фон и ресурсы, способствующие появлению взгляда генерального секретаря КПК Си Цзиньпина на государственное управление? Как они формировались и развивались? Каковы их политические смыслы и специфика? Как понять историческое мировоззрение генерального секретаря Си Цзиньпина, в чем их ценность и значение? Это основные вопросы, на которые следует обратить внимание современному теоретическому сообществу.

Китайская нация известна своей прекрасной традицией изучения и обобщения исторического опыта развития. Обучение истории, историческое мышление и историческое заимствование оказали мощный движущий эффект в ходе политических и социальных перемен во времена исторических китайских династий Чжоу, Цинь, Хань, Тан, Сун, Юань, Мин и Цин и даже во многие важные исторические периоды новой эпохи и нашего времени, а также во время ответственного перехода и прорывной эволюции многих идей и культуры. На сегодняшний день изучение, осмысление и разъяснение взгляда на историю Си Цзиньпина государственного управления в новую эпоху имеют очень важное значение для того, чтобы мы отстаивали путь социализма с китайской спецификой, для наследования и продолжения лучших достижений китайской традиционной культуры, для осуществления китайской мечты о великом возрождении китайской нации и величественной цели «двух столетий». В этой книге точка зрения на историю Генерального секретаря КПК Си Цзиньпина относительно государственного управления в новую эпоху рассматривается в качестве объекта исследования, и мы пытаемся объяснить историческое мышление генерального секретаря Си Цзиньпина о государственном управлении в новую эпоху на многих уровнях и в разных аспектах, определить его рамки и структуру, обобщить его теоретические особенности, проанализировать его конкретный политический смысл и исследовать его внутренний порядок, чтобы предоставить членам партии, кадровым работникам, теоретикам и всему обществу ориентир для глубокого изучения, понимания, интерпретации и внедрения в практику идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху.

I

Предпосылки возникновения исторической концепции государственного управления Си Цзиньпина в новую эпоху

Появление исторического взгляда Генерального секретаря КПК Си Цзиньпина на государственное управление в новую эпоху является наследием лучших достижений традиционной китайской культуры, глубоким размышлением о пути развития истории Китая с нового времени, необходимостью для КПК вести китайский народ к созданию и построению нового Китая и твердо и неуклонно идти вперед по пути социализма с китайской спецификой, важной составной частью теоретической системы социализма с китайской спецификой в новую эпоху, а также последним достижением китаизации марксизма. Он воплощает в себе политическую мудрость марксистского политика, основательно сочетающую историческое сознание с реальной практикой.

(1) Лучшие достижения традиционной китайской культуры являются богатым источником исторической концепции Си Цзиньпина о государственном управлении в новую эпоху

Многовековая культура китайской нации всегда придавала большое значение традиции ведения исторических записей, изучению истории и наследованию истории, подчеркивая, что в отношении государственного управления правители должны исходить из реальности, обобщать исторический опыт и исторические законы, а также делать выбор и развитие в соответствии с изменениями времени, стремиться достигать длительных периодов стабильности и порядка в стране. В тысячелетней истории китайской политической цивилизации назначение официального историка всегда играло важную роль в линии политического поведения династий. По преданию, уже в только что появившейся династии Ся официальный историк занял достойное место[4]. «Цзоцэ» – записи на костях и черепашьих панцирях периода династии Шан созданы официальным историком династии. Во времена династии Западная Чжоу в литературе и надписях было много заметок о Тайши, императорском цензоре и Нэйши, а разделение труда между официальными историками было более детальным[5]. Хотя в то время и после этого функция чинов, называемая «Ши», не сводилась полностью к составлению истории, но это, несомненно, показывало, что правители династии делали акцент на истории. С тех пор и до династии Цин (последняя китайская династия. – Прим, пер.) назначение официальных историков и историческое изложение в национальной политике были очень важны. Идеологических принципов, таких как составление хроник событий в период предыдущих династий, создание истории в пользу эпохи процветания, государственное составление истории, придерживались правители всех династий. Наряду с преобладающим составлением частных историй, китайская историография шла в ногу с развитием китайской истории, демонстрируя непрерывность и преемственность записей, богатство содержания и разнообразие жанров[6]. Таким образом, история и национальное развитие, история и политический подъем и падение очень тесно взаимосвязаны в процессе развития китайской цивилизации.

Древние говорили: «Ясная память о прошлом – лучший учитель будущего». Следовательно, при управлении государством благородный муж должен анализировать древнюю историю, сопоставить ее с современным ему положением, использовать информацию прошлого для анализа взаимоотношений между людьми, тем самым имея возможность понять законы процветания и упадка. Знать в деталях, подходят ли стратегия и ситуация, целенаправленно делать выбор и своевременно менять тактику действий. Так мы сможем создать обстановку спокойствия и всеобщего порядка в стране на долгое время»[7]. Развитие традиционной историографии фиксирует и сохраняет исторический процесс развития китайской нации. Однако более важным является то, что сильное чувство социальной ответственности и понимание своей миссии традиционными историками, а также идея о том, что знания должны быть полезны государственным делам, дали политикам всех династий историческую мудрость в государственном управлении. Придавать большое значение историческому обучению, историческому мышлению и историческим заимствованиям – важная составная часть политических и культурных традиций китайской нации. «Шовэнь Цзецзы» говорит: «Ши – тот, кто записывает события; применяет ключ “Ю” и придерживается нейтрального, а нейтральный является справедливым». Это означает, что исторические записи должны быть объективными и беспристрастными. «Процветать в бедности, а погибать в полном благополучии»[8], «Пересказывать прошлое, надеясь, что люди в будущем поймут их высокие устремления»[9], «Чтобы усвоить закономерность исторического развития, мы должны сначала изучить историю, содержащую эту закономерность»[10], «Если хотите знать закономерность чередования периодов расцвета и упадка с древности и до настоящего времени, просто посмотрите на город Лоян»[11]. Все эти высказывания указывают на важную роль исторического обучения и необходимость обобщения исторического опыта государственного управления. Исторические записи, написанные со всей возможной правдивостью, и постоянное следование историческому наследию стали отправной точкой для размышлений о государственном управлении многообещающим, которые будут управлять страной. Концепции и стратегии государственного управления, такие понятия, как патриотизм, демократическая идея и осознание ответственности, взятые из истории, являются духовным источником социальной перемены во многие важные периоды в истории Китая. Например, после объединения страны царством Цинь зарождающаяся политическая группа класса землевладельцев в лице Цинь Шихуана вела ожесточенные споры о том, какую политическую систему внедрить в объединенном государстве, и в конце концов отказалась от системы наделения уделами, а полностью использовала в управлении уездно-областную систему. Это было результатом обобщения исторического опыта со времен династии Чжоу, который использовала группа политиков, таких как Ли Сы и т. д.[12] В начале правления династии Хань Лю Бан был высокомерным, он собирался «Завоевать Поднебесную империю мечом и управлять ей также с помощью меча» и отказывался учиться у истории. После уговоров Ли Ицзи, Шусуньтуна, Лу Цзя и других он наконец понял важное значение этикета, воспитания и морального воздействия. Сказал Лу Цзя: «Укажите мне причину, по которой династия Цинь потеряла Поднебесную, и почему я приобрел Поднебесную, а также причины успеха или неудачи древних стран». Тогда Лу Цзя создал «Краткое описание признаков выживания» и написал книгу «Синь юй», состоящую из 12 глав[13]. Извлечение опыта и уроков из истории, своевременное регулирование политики правящего класса, в том числе суровое наказание и жесткий закон, произвольные сборы и чрезмерные обложения периода династии Цинь, а также осуществление государственной политики, такой, как квиетизм, обеспечение покоя населения и т. д., повлияли на административную политику монархов нескольких поколений в период ранней династии Хань и имеют прямую связь с появлением «правления Вэньцзин». Во времена династий Вэй и Цзинь основавший государство Хань Лю Юань объявил: «Каждый раз, когда я читаю старинную литературу, часто презираю Суй (Хэ), Лу (Цзя) за незнание военных дел, а Цзян (Чжоу Во), Гуань (Ин) за незнание гражданских дел. Правда распространяется людьми. Для благородного мужа считается позором ничего не знать»[14]. Хотя Ши Лэ, основатель государства Поздняя Чжао, был неграмотным, он уделял большое внимание изучению истории и приказывал другим читать ему необходимое. Однажды он распорядился читать ему «Хань Шу». Когда он услышал, как Ли Ицзи убеждает Хань Гаозу искать потомков императорской семьи шести государств, он очень удивился и сказал: «Этот метод обречен на провал. Но почему он в конце концов завоевал Поднебесную?!» Когда он услышал о том, что Люхоу (Чжан Лян) отговаривает Лю Бана, сказал: «К счастью, есть этот человек»[15]. Эти два монарха происходили не из ханьского высшего чиновничества, а из нацменьшинств. Они либо основательно исследовали перипетии истории периода династии Хань, либо имели глубокие суждения об истории, что сыграло огромную роль в построении их политической власти в то время. Вэй Чжэн, известный чиновникраннего периода династии Тан, был не только выдающимся политиком, но и известным историком. Многие из его советов танскому императору Тай-цзуну основывались на историческом опыте. Ли Шиминь, император Тай-цзун периода династии Тан, также придавал большое значение изучению истории. В свое время он сказал: «Я читаю историческую литературу предыдущих династий, в которой поощряют добро и осуждают зло, что достаточно для предосторожности в будущем… Я хочу рассмотреть удачи и неудачи прошлых династий и стать черепаховым зеркалом в моем теле»[16]. Изучая историю, он не только видел истину о том, что «изучая историю, можно понять причины смены династий»[17], но и глубоко почувствовал: «О, как полезна историческая литература»[18]. Из книги «Основы правления в период Чжэньгуань» нетрудно заметить, что появление «Основ правления Чжэньгуань» имеет тесные отношения с группой политиков во главе с Тай-цзуном (династия Тан), которая уделяет большое значение обобщению исторического опыта. Эффективность историографии в отношении к реальному обществу является результатом того, что историки придают большое значение обобщению исторического опыта в процессе исторического заимствования, а выдающиеся политики всегда способны или умеют открыть содержащиеся в прошлом глубокие истины, что служит управлению и созданию стабильности в стране.

Единое многонациональное китайское государство и особенности долгого периода существования китайской цивилизации сделали историческое развитие Китая трудным, извилистым, но и великолепным, демонстрируя миру свои собственные законы. Умение обобщать и наследовать исторический опыт – важная основа для того, чтобы китайская нация снова и снова поднималась на вершины человеческой цивилизации. Генеральный секретарь КПК Си Цзиньпин отметил: «Современный Китай переживает самые крупные и глубокие социальные перемены в истории страны, а также осуществляет самые грандиозные и уникальные практические инновации в истории человечества»[19]. Эта большая «социальная перемена» и «грандиозные и уникальные практические инновации» и есть путь социализма с китайской спецификой. Это серьезная изменяющаяся ситуация, которой никогда не было в истории китайской цивилизации за более чем пять тысяч лет ее развития. Подобно тому, как многие выдающиеся политики в истории Китая умеют исследовать историю и извлекать уроки на будущее, Си Цзиньпин хорошо знает, что на этой огромной земле с большим населением и богатым историческим наследием для строительства социализма необходимо придерживаться реального положения в Китае и идти по своему китайскому пути, на котором нельзя обойтись без исторического мышления. Поэтому он уделяет большое внимание изучению истории и заявляет, что «история – лучший учебник»[20]. «Если одна страна или одна нация хотят возродиться, они должны продвигаться вперед в логике исторического прогресса и развиваться в соответствии с тенденциями времени»[21]. Он неоднократно подчеркивает важность усвоения исторического понимания и указывает, что история, реальность и будущее взаимосвязаны. История – это реальность прошлого, а реальность – история будущего[22]. Он также придает большое значение усвоению исторического опыта. Он указал, что в управлении страной и обществом многие события, с которыми мы сталкиваемся сегодня, можно найти в истории, и многое, произошедшее в истории, можно использовать как зеркало для сегодняшнего дня. Сегодняшний Китай развивается из вчерашнего и позавчерашнего Китая. Чтобы хорошо управлять нынешним Китаем, необходимо иметь глубокое понимание истории и традиционной культуры нашей страны, необходимо активно обобщать наработки и мудрость управления страной в китайской древности[23].

Таким образом, появление исторического взгляда Генерального секретаря КПК Си Цзиньпина обусловлено потребностью в настоящее время наследования лучших достижений китайской традиционной культуры, необходимостью построения социализма с китайской спецификой, а также его глубоким историческим размышлением о тесной связи между историей и реальностью.

(2) Исторический путь развития Китая за время новой и новейшей эпох – это важная основа для возникновения исторической концепции государственного управления Си Цзиньпина

Агрессивная Опиумная война, начатая Великобританией против Китая в 1840 году, и Нанкинский англо-китайский договор, заключенный в 1842 г., стали прелюдией вторжения в Китай западных держав в новой истории страны. Это стало важным поворотным моментом в китайской истории. Во-первых, двери в Китай вынуждены были открыться. Согласно Нанкинскому договору и последующему англо-китайскому Хумэньскому договору, Китай открыл для торговли пять портовых городов: Гуанчжоу, Фучжоу, Сямэнь, Нинбо, Шанхай. Было определено содержание соглашения о таможенных пошлинах, односторонний режим наибольшего благоприятствования, положение о том, что иностранные военные корабли могут размещаться в китайских портах, а британцы могут пользоваться консульской юрисдикцией, а именно экстерриториальностью, что серьезно подрывало национальный суверенитет. В китайско-американском Вансяском договоре, подписанном в 1844 г., Соединенные Штаты Америки не только пользуются вышеупомянутыми правами и интересами, но даже увеличивают их и ничуть ни в чем не уступают. В китайско-французском Хуанпуском договоре, подписанном в том же году, Франция не только получила все привилегии Великобритании, США по китайско-американскому Вансяскому договору, за исключением уступки земли и выплаты репараций, но также пользовалась миссионерскими правами в торговых портах. Суверенитет Китая в части юстиции, таможенных пошлин и территориальных вод был серьезно нарушен. Во время Второй опиумной войны, развязанной британскими и французскими державами при вторжении в Китай в период 1856–1860 гг., иностранные посланники могли постоянно пребывать в Пекине, дополнительно открыли Тяньцзинь и другие торговые порты, снизили таможенные пошлины и ликинные (т. е. провозные) надбавки, торговые и военные корабли могли проникать во внутренние районы реки Янцзы, торговля опиумом была легализирована. Новый (Тяньцзиньский) франко-китайский договор 1885 г. не только заставил Китай признать французскую оккупацию Вьетнама, но тем самым великие державы открыли ворота на юго-запад Китая. Японо-китайский Симоносекский договор, подписанный в 1895 г., позволил Японии учредить фабрики в торговых портах Китая и дополнительно открыть четыре торговых порта: Шаши, Чунцин, Сучжоу и Ханчжоу. Заключительный протокол 1901 г. позволил великим державам разместить посольства в переулке Дунцзяоминьсян в Пекине. Китайцам не разрешалось проживать в этом месте. Все страны могли размещать войска в 12 местах вдоль железнодорожной линии между Пекином и Шаньхайгуанем, иметь форт Дагу и форты в гаванях от Пекина до Тяньцзиня. Во-вторых, уступка в компенсации за землю и выплате репараций. Согласно Нанкинскому договору Китай уступил остров Гонконг Великобритании и компенсировал ей 21 млн долл, серебром. Согласно китайско-российскому Айгунскому договору 1858 г., китайско-российскому Пекинскому трактату 1860 г., а также китайско-российскому договору о размежевании северо-западной границы 1864 г., Россия последовательно захватила более 1,5 млн кв. км территории Китая. Согласно японо-китайскому Симоносекскому договору, Китай признал японскую оккупацию Северной Кореи, уступил полуостров Ляодун, остров Тайвань и все связанные с ним острова, Пескадорские острова (Пэнху) Японии и выплатил Японии компенсацию на военные расходы в размере 200 млн таэлей серебра. Согласно Заключительному протоколу 1901 г. между Китаем и Великобританией, США, Германией, Японией, Россией, Францией, Италией, Австро-Венгрией (позже приняли участие три государства: Бельгия, Нидерланды, Испания), державам была выплачена компенсация в размере 450 млн таэлей серебра. К концу XIX века западные державы бурно начали делить Китай. В-третьих, была сильно разрушена социальная и экономическая культуры. Во время Второй опиумной войны захватчики из британской и французской коалиции разграбили всемирно известный парк Юаньминъюань, заслуживающий звания культурного чуда человечества, сожгли его, совершив чудовищные преступления. В процессе подавления Движения тайпинов и Боксерского восстания, а также разграбления и раздела китайской территории западные державы безжалостно убили несметное количество китайцев. В плане экономики великие державы использовали различные привилегии, которыми пользовались согласно неравноправным договорам, для ввоза большого количества дешевых товаров в Китай, что сильно повлияло на самодостаточное феодальное натуральное хозяйство. Хотя это в определенной степени ускорило распад феодальной экономики и способствовало развитию капиталистического товарного хозяйства, великие державы использовали политические привилегии для контроля над ключевыми аспектами экономики, безудержно грабили ресурсы Китая, продавали товары по демпинговым ценам, монополизировали рынок и контролировали таможню. Это не только не принесло жизненно важной пользы широким массам трудящихся, но и серьезно мешало развитию современного китайского национального капитализма.

На страницу:
1 из 4