bannerbanner
Любовь и секс от рассвета до заката. Разговор с позитивным психотерапевтом
Любовь и секс от рассвета до заката. Разговор с позитивным психотерапевтом

Полная версия

Любовь и секс от рассвета до заката. Разговор с позитивным психотерапевтом

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Эта притча – конкретная иллюстрация к врачебной деятельности средневекового персидского ученого Абу Али ибн Сины, известного на Западе под именем Авиценна, который еще в 1020 г. в «Каноне врачебной науки» писал: «Любовь – заболевание, вроде наваждения, похожа на меланхолию. Определение предмета любви есть одно из средств лечения».

Современные врачи вполне согласны со своим гениальным предшественником и на медицинском языке любовь называют измененным состоянием сознания. В 2011 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) внесла в реестр заболеваний ту самую «любовь» и даже присвоила ей официальный номер F63.9. У этой болезни, как у любой другой, есть перечень симптомов. Общие симптомы: навязчивые мысли об объекте любви, импульсивное и необдуманное поведение, перепады настроения, перепады артериального давления, бессонница, плохой сон, головная боль, завышенное чувство собственного достоинства, жалость к себе, аллергия, синдром навязчивой идеи. И где тут романтика (8)?

Медики – люди конкретные. Они давно уже разложили по полочкам, то есть привели в систему все гормоны, отвечающие за романтические чувства. Весь процесс зарождения и протекания любви можно описать с помощью влияния гормонов. Установлено, что ключевую роль в психологии поведения влюбленных играет окситоцин, который иногда так и называют – гормон любви. Он вырабатывается, когда страсть в отношениях затихает и общение переходит на уровень крепкой привязанности, обеспечивает нежность.

Гормоны дофамин, серотонин, адреналин непосредственным образом участвуют в развитии любовных отношений. Так, дофамин отвечает за целеустремленность, именно он в начале общения заставляет добиваться желаемой цели, подталкивает к первым шагам, к знакомству. Первостепенное значение на начальном этапе влюбленности получает гормон восхищения – фенилэтиламин, который вызывает ощущение «вне себя» от восторга и экстаза, знакомое всем влюбленным. Серотонин обеспечивает хорошее настроение. При высоком уровне серотонина возможно глубокое, спокойное чувство любви. Адреналин – гормон, который позволяет человеку быстро адаптироваться к экстремальной ситуации.

Как здесь не вспомнить фрагмент фильма моей молодости «Я вас любил», в котором юный Ромео (его в фильме зовут Колей), мечтая о первом поцелуе, робко спрашивает у прекрасной девушки Нади: «А я не получу портфелем по голове?», на что та резонно отвечает: «А мой портфель у тебя». Понятно, что для обоих влюбленных эта ситуация – экстремальная, надо быть готовым ко всему…

Адреналин – очень важный гормон, он является одним из главных провокаторов чувства «бабочек в животе», которые действительно существуют. Эндорфины призваны поддерживать удовольствие, это позволяет человеку быть счастливым. Чувства любви равносильны эйфории от расслабляющих препаратов, а прикосновения любимого человека способны заменять болеутоляющие средства. Связано это с гормонами, которые вырабатывает организм во время влюбленности (9).

Дальше в попытках определиться в том, что есть любовь, необходимо, видимо, обратиться к писателям и поэтам. Я обратилась и утонула в океане цитат, которые многим знакомы еще с ранней юности, когда была большая потребность их собирать, выписывать в блокнотик, перечитывать и делиться с подружками. Чтобы что? Попытаться разобраться? Не забыть? Найти ту, что созвучна твоей душе? Погрузилась в Стендаля, Цвейга, Александра Грина, Куприна, Бунина, Чехова… У каждого читателя свой список любимых авторов, с которыми он взрослел, постигал многие грани таинственного чувства, проживая вместе с героями их душевный трепет, восторги и страдания. Прозой ограничиться, конечно, нельзя. А стихи, они все о любви. У меня такое впечатление, что вдохновенные поэты за всю историю существования человечества написали столько стихов о любви, что при желании каждый житель планеты Земля уже сегодня может выбрать себе понравившееся, и повторов не будет. При этом почти каждый в юности пишет свои стихи, не довольствуется тем, что есть.

Сколько людей – столько и любовей? Похоже, что так.

Попробуем прикоснуться к наследию Вильяма Шекспира. «Ромео и Джульетту» сейчас проходят в восьмом классе. Героям произведения практически столько желет, сколько современным восьмиклассникам. Вот строки Шекспира о любви, которые мы можем прочитать благодаря переводу Бориса Пастернака:

Что есть любовь? Безумье от угара,Игра огнем, ведущая к пожару.Воспламенившееся море слез,Раздумье – необдуманности ради,Смешенье яда и противоядья.

Очень драматично, даже трагично, что совсем не удивляет, если знать сюжет. Несколько столетий так рано погибшие в пьесе Шекспира Ромео и Джульетта продолжают жить в произведениях разных видов искусства – живописи, скульптуры, музыки, театра и кино. Старшее поколение помнит непревзойденную Уланову в балете на музыку Сергея Прокофьева. И сегодня Ромео и Джульетта каждый раз снова и снова оживают в театральных постановках и балетных спектаклях, на киноэкранах, в выставочных и концертных залах.

Недавно познакомилась с книгой Клаудии Хохбрунни Андреа Боттлингера «Герои книг на приеме у психотерапевта: Прогулки с врачом по страницам литературных произведений». С помощью психоанализа эти специалисты по косточкам разобрали характеры персонажей, по полочкам разложили причинно-следственные связи поступков «нарциссической личности» Ромео и инфантильной «незрелой» Джульетты. Тем, кто оплакивал кончину влюбленных, рассуждая, «если бы Ромео знал…», «если бы Джульетта могла…», и пытались придумать хеппи-энд в печальной истории, все однозначно объяснили, не оставив шансов на сомнения и переживания:

«Как ни крути, Ромео и Джульетта никогда не были бы счастливы вместе. Смерть помогла им сохранить иллюзию любви, которой никогда не существовало на самом деле. И именно поэтому их любовь до сих пор так воспевается: люди часто предпочитают иллюзии реальности. На самом деле любовь Ромео и Джульетты была несчастной не из-за того, что закончилась смертью, а потому, что они не любили друг друга как человек человека, а искали недостижимый идеал. И упаси бог вас, зная об этом, сравнивать вашу любовь с отношениями Ромео и Джульетты: это не глубокое, благородное чувство до самой смерти, а только влюбленность в саму иллюзию любви. Смерть же помогла этим псевдовлюбленным сохранить иллюзию навсегда» (10).

Вот такие псевдовлюбленные неправильные. Хорошо, что они сами об этом не догадывались. А Шекспир, похоже, прекрасно знал, о каком виде любви пишет, ничего не скрывал от читателей и не считал их глупцами. Чтобы в этом убедиться, достаточно вернуться к приведенным выше строкам.

С любовными перегибами человечество уже сталкивалось. Тысячу лет назад, в конце первой эры, неудержимое любовное чувство вспыхнуло как эпидемия, захлестнуло всю арабскую поэзию, проникло в искусство Персии, Средней Азии, трубадуров. «Любовь-манию» открыли человечеству арабы с их горячими чувствами и фанатическим сгущением всех сил души в узкий пучок. «Я из племени Бен Азра, полюбив, мы умираем» – так отпечаталась в поэзии эта фанатическая любовь. Испытав ее, любящий становится «меджнуном», безумцем и почти буквально – а то и буквально – теряет рассудок (5).

Встречаются научные и не очень примеры опросов людей различных возрастов о том, что такое любовь. Результаты ожидаемо очень разные, иногда прямо противоположные. Наряду с восторженными и позитивными ответами о том, что любовь – это «счастье всей жизни», «наслаждение», «смысл жизни», «глубокая привязанность», «потребность в другом человеке», «забота о другом человеке», есть и «привычка», «безумие», «потеряконтроля над собой», «эгоизм». В общем, каждый понимает любовь по-своему.

Особенности отношения к любви субъектов разного юношеского возраста (старшеклассники и студенты) были изучены Е. Вараскиной и Л. Деминой:

«Контент-анализ ответов на вопрос: „Зачем мужчина и женщина любят друг друга?“ позволил выделить пять наиболее важных функций любви с точки зрения современной молодежи: любовь позволяет „обрести близкого человека и не быть одиноким“, дает „ощущение счастья“, учит „отдавать и получать заботу, понимание, нежность, поддержку, доверие“, является основой „создания семьи и рождения детей“, наконец, любовь ощущается молодежью как ценная сама по себе: „мы любим, чтобы любить“».

Сорок семь процентов россиян предпочитают быть объектом любви, нежели дарить ее. И сильный, и слабый пол в большинстве своем признаются, что гораздо важнее ощущать, что тебя любят, чем страдать самому. Однако потребность чувствовать себя объектом привязанности сильнее у женщин: 53% представительниц прекрасного пола считают, что «может, это и эгоистично, но страдать от неразделенной любви куда хуже». И дело не только в эгоизме – они убеждены, что «когда человек чувствует любовь от окружающих, он раскрывается полностью, а это дает ему возможность реализовать себя». Мужчины же (41%) мотивируют свое желание быть любимыми по-другому: они боятся разочарований и предпочитают быть объектом страсти, нежели мучиться от неразделенного чувства.

«Это так здорово – испытывать любовь самому!» – считают 31% опрошенных. Прекрасное чувство окрыляет и волнует кровь. 34% мужчин готовы дарить свою любовь, но не могут удержаться от замечаний: «Неплохо бы еще верить, что тебя тоже любят». Комментарии женщин более жертвенны: «Любовь – свет, который открывает дорогу, жизнь. Любовь не ради себя, а ради любимого, любимых. Это невероятное счастье». Но вот процент женщин, согласных на такую любовь, все-таки меньше: только 28% выбрали фразу: «Для меня важнее самому испытывать любовь» как вариант своего ответа (11).

Прошли столетия, но определенности в понимании любви не прибавилось. А может, тем и интереснее? Каждый человек, когда и где бы он ни жил, проходит свой путь и составляет свое представление о любви.

Детская любовь следует принципу: «Я люблю, потому что я любим».

Зрелая любовь следует принципу: «Я любим, потому что я люблю».

Незрелая любовь говорит: «Я люблю тебя, потому что я нуждаюсь в тебе».

Зрелая любовь говорит: «Я нуждаюсь в тебе, потому что я люблю тебя» (4).

Выбор за нами.

1.2. Какой-то Вы маньяк несексуальный

Когда я посвятила ближайших подруг в тему будущей книги, сказать, что меня не поняли, – это ничего не сказать. На мою просьбу кое-что повспоминать из своей жизни, ответом мне было ледяное молчание, и это в лучшем случае. Ну, любовь, это еще куда ни шло но… следующее слово не произносилось. «Зачем это тебе?» Хотелось спросить: «А тебе?» Ведь без этого жизнь не полная. Жесткое табу прежних времен оказалось удивительно живучим. Похоже, что пожилая дама готова приоткрыть завесу тайны своей интимной жизни только под давлением очевидных фактов, поскольку двое ее детей смогли в свое время появиться на свет лишь при условии близкого контакта с мужчиной.

Вспомнилось изумление ребенка, которому стала известна правда о зачатии, когда его осенило, что и его родители имеют к этому самое непосредственное отношение. Вначале немая сцена, шок, отрицание, затем допущение: «Было. Один раз. Я же должен был родиться?» Этот факт примиряет с несовершенством мира.

Согласна, тема непростая, у нас порой не хватает слов для ее обсуждения. Получается либо вульгарно до непристойности, либо медицински отстраненно с непонятными латинскими терминами.

«У нас в Советском Союзе секса нет!» – эти слова приписывают одной из участниц первого телемоста времен перестройки между СССР и США, который вели популярные журналисты Фил Донахью с американской стороны и Владимир Познер с советской. Сказанную в далеком 1986 году фразу и сегодня нет-нет да и повторит всякий, у кого заканчиваются аргументы для доказательства абсолютной отстойности жизни «в вашем совке». Я – за уважительное отношение к фактам, поэтому не поленилась и пересмотрела запись того эфира, благо сегодня это несложно, и убедилась, что растиражирована не вся фраза, а лишь ее часть, и та вырванная из контекста. Прямым доказательством того, что с сексом и в те времена все было неплохо, служит наличие тех молодых людей, кто имеет возможность сегодня потешаться над дремучестью предков. Их родили, а предварительно зачали наши очень взрослые дети, а тех, в свою очередь, – МЫ! Все это было сделано, заметьте, в полном соответствии с человеческой природой, приналичии половозрелых женщин и мужчин, которые в перерывах между трудовыми буднями создавали семьи и рожали детей.

Секс был, однако открыто эта сторона жизни не обсуждалась. Но о ней пелось:

Как поют соловьиПолумрак, поцелуй на рассвете.И вершина любви —Это чудо великое – дети!

Марк Бернес в песне «Я люблю тебя, жизнь» очень понятно все озвучил. В те времена поощрялось чувство долга и верность в интимных отношениях, по умолчанию желательным поведением был отказ от сиюминутного наслаждения и сексуальной вседозволенности. Но где же вы встречали правила без исключений?

Дальше – все как у людей: и ранние сексуальные связи, и внебрачные дети, и измены, и разводы.

Что же такое секс и почему к нему такое разное отношение со стороны людей в разные эпохи, в разных культурах, в разном возрасте?

Само слово «секс» происходит от латинского sexus – пол, мужской или женский. Половой акт обозначается словосочетанием sexual intercourse, где второе слово переводится как «связь», «взаимоотношение», «общение». Но с 1929 года в английском языке употребляют (видимо, для краткости) слово «секс» как половой акт или то, что еще называют «заниматься сексом».

Человек – существо природное, биологическое.

Природа предусмотрела поддержание жизни во всех ее проявлениях путем размножения, а в процессе эволюции появились разнообразные механизмы от простого деления, почкования до сложного процесса соединения клеток двух разнополых особей одного вида. Но если кому-то покажется, что процесс размножения человека очень похож на то, что происходит в среде большинства млекопитающих, к которым мы относимся, это не так.

Большая часть млекопитающих размножаются сезонно, в этот период происходит один половой акт, который заканчивается беременностью. Такая сезонность размножения является своего рода природным противозачаточным средством для животных. Для человека половой акт практически доступен в любое время цикла, и сексуальное поведение людей намного сложнее, чем у животных. Полового инстинкта, как и любых других инстинктов, у человека нет (не путать инстинкты с рефлексами!). Зато есть половое влечение. Люди используют разнообразные ласки и другие дополнительные способы стимуляции полового влечения. Исключительность человека состоит и в том, что люди способны испытывать множественный оргазм. Человек не прекращает сексуальную активность и после менопаузы, чего у приматов не наблюдается.

В древнейшие времена наскальные рисунки, культовая скульптура натуралистически и детально изображали половые органы, поскольку мифологическое сознание не стыдилось естественных отправлений. Поли сексуальность отображены во множестве религиозных символов и обрядов. Крест, например, – это плодородие, активное мужское начало. Крест, вписанный в круг, – древнеегипетская эмблема рождения (соединение мужского и женского начал). В первобытном обществе половой акт не всегда осознавался как причина зачатия. Но почти до наших дней выполнялись обряды, связывающие оплодотворение человека и земли, например, ритуальные совокупления на полях во время сева.

С развитием цивилизации человек все больше становился существом социальным. Жизнь людей, в том числе и сексуальная, регулировалась обществом. Отношение к сексу, запреты и предписания, указывающие на то, как можно и должно себя вести, всегда зависели от образа жизни и уровня культуры той или иной социальной общности. Многие моральные принципы, относящиеся к сексу, связаны с определенными религиозными традициями. В современном мире не существует такой системы сексуальных ценностей, которая была бы верна для всех и каждого, и ни один моральный кодекс не является бесспорно правильным и применимым во всех случаях.

В Древней Руси каких-то особых запретов на сексуальные отношения не существовало. Девушки и парни свободно предавались плотской любви до вступления в брак. Если до замужества девица приживала ребенка, никто ее не корил и не позорил – дело житейское. Царила свобода и простота нравов. В ночь на Ивана Купалу всем желающим были дозволены сексуальные утехи независимо от того, были мужчины и женщины женатыми или свободными. Каждый мог выбрать себе партнера для секса по вкусу. По современным меркам, это были настоящие оргии, но это никого не смущало.

Все изменилось после крещения Руси, с приходом христианства. Появилось множество запретов и табу. Секс допускался только с одной целью – зачатие детей, все остальное от лукавого. Многочисленные церковные праздники, посты, когда нельзя было заниматься любовью, во многом ограничивали сексуальную жизнь супругов. Добрачные связи юных девушек были под строгим запретом, в богатых семьях невест запирали в терема и выпускали на улицу под неусыпным патронажем старшей родственницы. Невеста до первой брачной ночи обязана была оставаться невинной.

В современном православии также серьезно относятся к интимному союзу мужчины и женщины как средству продолжения рода. Все должно происходить в рамках супружества.

В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви все узаконено в соответствии с Библией:

«Воплощая изначальную волю Господа о творении, благословенный Им супружеский союз становится средством продолжения и умножения человеческого рода: И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт. 1:28). Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении».

Культурные тенденции отличаются своим многообразием. Формируются различные представления о сексуальной жизни человека, разнообразные взгляды на то, что такое секс.

В иудаизме секс связывают с удовольствием.

В Талмуде еще две тысячи лет назад говорилось о том, что страсть женщины сильнее мужской. Один из величайших еврейских мыслителей Нахманид (1194—1270) объясняет в своем толковании Библии, что слова Господа, обращенные к Еве: «умножая, умножу… к мужу твоему влечение твое», сказанные после того, когда Адам и Ева съели плод древа познания, «означают исключительно сильное сексуальное влечение к мужу». Раввины писали, что «мицва онаха» (выполнение супружеских обязанностей) считаются и необходимостью, и удовольствием, особенно для женщин («баалей ханафеш шаар хакедуша»). Не отрицая сексуального компонента желания женщины, Тора обязывает мужа доводить свою жену до оргазма, прежде чем он достигнет его сам. Секс без удовлетворения своей жены – это нарушение (23).

Мусульмане также допускают удовольствие в интимной жизни, расширяя функции секса.

В исламе сексуальные сношения и сексуальные отношения с законным супругом определяются природой и в то же время являются суннами Пророков и Ахль аль-Байт. Секс даже упоминается как самая приятная вещь в жизни. Группа последователей Ши и Имама ас-Шадика рассказывают, что Имам спрашивал: «Что самое приятное?». Ответ был таков: «Естьмного приятных вещей». Имам сказал: «Самая приятная вещь – это заниматься любовью с вашими супругами».

Ислам признает врожденную природу человека и назначает сексуальные отношения для удовольствия, а не просто продолжения рода. Сексуальные желания не могут и не должны подавляться, а скорее регулируются для своего благополучия в этом мире и в будущем (22).

В Индии секс рассматривается как одно из условий обеспечения качества жизни.

Малланага Ватсьяяна написал «Камасутру» (доловно – трактат об удовольствии или желании). О судьбе этого брахмана из Западной Индии практически ничего не известно, жил он не ранее I в. и не позднее IV в., скорее всего, в III в. Сам он посвятил себя прежде всего духовному пути, поэтому не общался с женщинами, зато имел пытливый ум. Ватсьяяна учит предаваться множеству удовольствий. Он составил учебную программу из 64 навыков и искусств, которыми обязательно должен овладеть всякий, кто хочет постичь каму и получить лучших женщин. Каждое из 64 искусств, которые указал Ватсьяяна, приносит удовольствие и делает мужчину хорошим любовником (в широком смысле). А знакомство с женщинами и собственно сексуальные практики – для такого человека уже дело техники: брахман подробно описывает не только способы выбирать и завоевывать девушек, но даже искусство флирта, объятий и поцелуев (24).

Таким образом, секс – это физический контакт двух людей, доставляющий удовольствие. Процесс включает в себя взаимодействие с интимными частями тела, но не всегда ограничивается ими. Понятие «секс» многогранно. Для разных людей оно представляет собой нечто свое, особенное. В целом этот процесс нейтрален – позитивную или негативную окраску ему придают сами участники. У этого приятного контакта всего две главные задачи: удовольствие и продолжение рода. Другие аспекты вторичны. То, что вызывает возбуждение, в большей или меньшей степени можно назвать сексом. Личные определения этого сложного понятия меняются в течение жизни, и это нормально. Интимные отношения играют одну из главенствующих ролей в паре. Этоопределяет взаимопонимание партнеров, гармонию в их отношениях.

Понятие «сексуальность» очень широкое, обычно под ним понимают все, что связано с сексом. Сексуальность – это одна из граней конкретного человека, а не только его способность к эротической реакции. Сексуальность объединяет психику и физиологию. Сексуальность развивается с раннего детства, когда ребенок, удовлетворяя познавательную потребность, изучает свое тело, исследует себя и другого. Занимается «стыдными» вещами, вызывая неприятие и гнев родителей. К сожалению, такая острая реакция родителей и жесткий запрет на все, что связано с сексуальностью, а позже – с сексом, негативным образом сказывается на самочувствии подрастающего человека и впоследствии может негативно повлиять на интимные аспекты его взрослой жизни. Человеку важно понимать и принимать себя и как сексуального субъекта, и как объекта, разбираться в собственных влечениях, выбирать приемлемое сексуальное поведение.

Если в недалеком прошлом говорить открыто на тему секса было не принято, то сегодня наблюдается противоположная тенденция, когда роль секса в жизни человека сильно преувеличивается, возводится в ранг одной из базовых потребностей. Здесь происходит путаница. Базовой можно считать потребность в продолжении рода, что свойственно любому живому существу, но не занятия сексом для удовольствия. Человек, в отличие от животных, обладает свободой воли, сам может влиять на свою жизнь, регулировать процесс рождения детей. Таким образом, сексуальная жизнь взрослых людей вполне подвластна их контролю, может доставлять много удовольствия, но отнюдь не является обязательной частью жизни. В случае отсутствия секса длительное время человек может испытывать дискомфорт, что не влияет на функционирование организма на органическом уровне.

Махатма Ганди, человек, безусловно, мудрый, сказал:

«Думать, что половой акт – самостоятельная функция, в такой же степени необходимая как сон и еда, по-моему, есть величайшее невежество».

В двадцатых годах двадцатого века в СССР ломались привычные стереотипы. Не остался без внимания и половой вопрос. Появилась даже теория, обосновывающаяновые отношения. Соратница Ленина и член ЦК партии Александра Колонтай писала, что заняться любовью при социализме будет так же просто, как «выпить стакан воды». Отмена прежних ограничений привела к тотальному сексуальному раскрепощению молодежи. Одна за другой возникали коммуны, в которых комсомольцы и комсомолки жили общей хозяйственной и половой жизнью. Теория «стакана воды» нравилась далеко не всем. Сам Ленин, который, по собственному признанию, «менее всего был мрачным аскетом», выступил против. «Конечно, жажда требует удовлетворения, – говорил вождь большевиков. – Но разве нормальный человек при нормальных условиях ляжет на улице в грязь и будет пить из лужи? Или даже из стакана, край которого захватан десятками губ?»

Примерно в это же время ученик Владимира Михайловича Бехтерева, врач-психотерапевт Арон Борисович Залкинд, знакомый с психоанализом, оказывал поддержку распространению психоаналитических идей в России. В 1924 году вышла его работа «Фрейдизм и марксизм». Но особую популярность приобрела брошюра «Революция и молодежь», где была размещена его статья «Двенадцать заповедей революционного пролетариата», в которой ясно и просто формулировалась идея освобождения советских граждан от сексуального фетишизма, присущего представителям буржуазного общества:

«Половая жизнь для создания здорового революционно-классового потомства, для правильного, боевого использования всего энергетического богатства человека, для революционно-целесообразной организации его радостей, для боевого формирования внутриклассовых отношений – вот подход пролетариата к половому вопросу. Здоровое революционное потомство при максимально продуктивном использовании своей энергии и при наилучших взаимоотношениях с другими товарищами по классу осуществит лишь тот трудящийся, кто поздно начнет свою половую жизнь, кто до брака останется девственником, кто половую связь создаст с лицом, ему классово-любовно близким, кто будет скупиться на половые акты, осуществляя их лишь как конечные разряды глубокого и всестороннего социально-любовного чувства».

На страницу:
2 из 3