Полная версия
Информационные войны от Трои до Бахмута. Как противостоять деструктивной пропаганде
Таким образом, мы имеем зафиксированный на папирусе факт того, что лидеры далекого прошлого прекрасно понимали, что особую роль в управлении государством имеет как строительство и поддержание культовых сооружений, так и возведение памятников с ликом властителя. Монументальная пропаганда в действии. Стоит заметить, что сын выполнил наказ отца. По приказу Мерикара была построена пирамида в Саккаре по образцу Древнего царства. Возможно, эта пирамида была найдена в 1920 году, поскольку рядом с ней находились мастабы (гробницы) сановников Мерикара. Правда, ему это не помогло – в отличие от Небкаура Хети Мерикара правил лишь шесть лет и на нем XI династия прервалась. Но имя его осталось в веках. В том числе, благодаря поучениям и той самой пирамиде.
Сегодня мы знаем, что под «памятником» египтяне в древности понимали капитальные строения культового характера: заупокойные сооружения, святилища, а также иные культовые постройки. И фараон справедливо для своего времени считал, что, снискав любовь жрецов, Мерикара, тем самым, получит и почтение подданных, и уважение и страх со стороны внешних сил. Автор «Поучения» так пишет об этом: «Делай ежемесячные жертвоприношения, бери белые сандалии, посещай храм, открывай сокрытое, входи в святая святых, ешь хлеб в храме. Наполняй жертвенники, увеличивай хлеба и жертвы. Это полезно для того, кто это делает. Укрепляй твои памятники согласно твоему могуществу, так как один день дает вечность, один час украшает грядущее. Знает бог того, кто творит для него. Перенеси свои статуи в далекие страны»[33].
В «Поучениях» есть и строчки, касающиеся непосредственно пропаганды. Вот что говорит фараон: «Будь искусным в речах, и сила твоя будет [велика]. Меч – это язык, слово сильнее, чем оружие». В Библии видна параллель с «Поучениями». Как Мерикаре говорит фараон, что «вредный человек – это подстрекатель. Уничтожь его, убей… сотри имя его, [погуби] сторонников его», так и в Ветхом завете о врагах говорится, что «истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый тех, которые говорят: «Языком нашим пересилим, уста наши с нами»» (Пс. 11:4–5). То есть, значение противодействия враждебной пропаганде прекрасно осознавалась и египтянами и иудеями в древности.
Хаммурапи и его стелаПоявление письменных источников позволяет уже не просто обходиться догадками, что же имелось в виду под теми или иными сооружениями или памятниками, какую смысловую нагрузку они несли. Мы можем с достаточной определенностью говорить о том, каковы были цели и задачи строителей и писателей. В конце концов, если мы в состоянии расшифровать древние письмена, авторы того или иного произведения зачастую сами охотно сообщают нам о том, что, зачем и почему ими было создано. Поэтому пропагандистская функция памятников древности не вызывает сомнений и не требует догадок.
Одним из наиболее известных источников древности является свод законов царя Хаммурапи. Черный столб из базальта с текстом «Законов» был найден в 1901–1902 гг. французскими археологами в Сузах, столице древнего Элама. В верхней части лицевой стороны изображен сам Хаммурапи, молящийся «судье богов», покровителю справедливости и солнечном богу Шамашу, который вручает ему законы. Вся остальная часть столба с обеих сторон заполнена клинописным текстом, состоящим из трех частей: введения, собственно законов и заключения.
Хаммурапи – царь Вавилона (1792–1750 до нашей эры), незаурядный государственный деятель и удачливый военачальник, глубоко и искренне уверовавший в свою провиденциальную миссию – объединить Междуречье. Он открыто провозгласил восстановление единой месопотамской державы «Шумера и Аккада», некогда уничтоженной кочевниками. Около 1755 война завершилась успехом. Хаммурапи объединил всю Месопотамию, где подчинил, а затем и уничтожил союзное Мари, и даже западный Элам. После этой блестящей победы появились законы – как свидетельство окончательного триумфа и намерения объединить завоеванные земли общим законодательством.
Юристов этот памятник интересует как древнейший пример кодификации права, историков – преимущественно как памятник, который раскрывает многие стороны социально-экономической жизни Древнего Междуречья. Законы представляют собой свод правил и наказаний за различные преступления, регулируют массу бытовых ситуаций. В них приведены наказания за членовредительство, осуществляется регулирование разводов или радела наследства. Это – своего рода древний уголовный, уголовно-правовой и даже семейный кодекс.
Стела Хаммурапи. Париж, Лувр. Фото автора
Но нас более волнует первая и последняя часть текста, где свою мотивацию объясняет сам автор: «Я – Хаммурапи, пастырь, названный Эллилем, скопивший богатство и изобилие, сделавший все для Ниппура, связи небес и земли, заботливый попечитель Экура, могучий царь, восстановивший Эриду на своем месте, очистивший ритуалы Эабзу», сходу сообщает нам древний царь Вавилона. Далее перечень достижений царя продолжается – он и «Сокрушитель четырех стран света, возвеличивший имя Вавилона, удовлетворивший сердце Мардука, своего владыки», и «Смиренный богомолец, принесший изобилие в Экишнугаль», и «Благоразумный царь, послушный Шамашу», «Могучий, укрепивший фундамент Сиппара», «Герой, помиловавший Ларсу», «Владыка, даровавший жизнь Уруку, проведший обильную воду его населению», «Дракон среди царей», «Западня для врагов», «Ярый буйвол, бодающий врагов», «Бог царей, знающий мудрость», «Владыка, достойный жезла и короны», «Усердный», «Совершенный», «Определивший пастбища и водопой для Лагаша и Гирсу», «Герой царей, не имеющий равных в бою, который даровал жизнь городу Машканшабрим», «Первейший из царей, покоривший селения по Евфрату силою Дагана», «Пастырь людей, деяния которого нравятся богине Иштар», «Усмиритель мятежа»[34] и т. д.
Все это не просто самолюбование. За каждым таким названием – кроется история для нас или информация для современника. В частности, в городе Машканшабрим прозвище царя является напоминанием о милости Хаммурапи. Победитель, благотворитель, строитель – это тоже не просто слова. Это прямая пропаганда. К числу своих благодеяний Хаммурапи относит строительство и пожертвования для храмов различных богов, а к числу достоинств – особые отношения с разными богами. И упоминание богов, и участие Хаммурапи в священной жизни Междуречья – также дает нам понять, что посредством религиозных культов царь старался укрепить свое собственное положение на вершине власти.
Ведь даже законы царь дал людям не просто так – ему их вручили боги. Они же направляли его в деяниях: «Когда Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость и ублаготворил плоть людей». Поэтому и главное достижение царя – объединение страны – также дело богоугодное: «Я искоренил междоусобицы, улучшил положение страны, поселил людей в надежных местах и избавил их от страха. Великие боги меня призвали, и поэтому я – пастырь-миротворец, скипетр которого прям. Моя благая сень распростерта над моим городом, и я держу на своем лоне людей страны Шумера и Аккада. С помощью моей богини покровительницы они стали преуспевать, я привел их к благополучию и укрыл их своей мудростью». То есть, и факт завоеваний, и факт объединения страны, и факт издания единых законов преподносится как божественное поручение, которое с успехом было реализовано богобоязненным царем. В свою очередь, это помогает жителям покоренных городов и областей признать новую власть и смириться с ней.
Интересно, что в заключении Хаммурапи излагает свои достижения уже в самом общем виде, обращаясь не к современникам, а к вечности: «Я – Хаммурапи, царь справедливости, которому Шамаш даровал правду! Мои слова отменны, мои деяния не имеют равных! Только для неразумного они – пустое, но мудрому они созданы для соблюдения. Если этот человек будет относиться с почтением к моим постановлениям, которые я начертал на своей стеле, не отвергнет моих законов, не исказит моих слов, не изменит моих указов, этот человек, – пусть Шамаш сделает долгим его скипетр, как мне, пусть он руководит своими людьми в справедливости».
То есть, Хаммурапи уверен, что его законы призваны увековечить славу правителя в будущем и предостеречь соседей от посягательств на его державу в будущем.
Позже именно эта – финальная часть заветов царя – была нарушена. Текст стелы поврежден: часть лицевой стороны столба была выскоблена. Эламиты захватили столб с «Законами» во время одного из своих набегов на Месопотамию и вывезли в свою столицу, а эламский царь-победитель приказал стереть часть текста, чтобы начертать на освободившемся месте победную надпись.
Таким образом, стела в очередной раз послужила орудием моментальной пропаганды – теперь уже как доказательство превосходства тех, кто победил последователей царя Хаммурапи.
Бехистунская надписьАналогичные обращения известны и из памятников более позднего времени. Например, Бехистунская надпись – трёхъязычный клинописный текст на скале Бехнстун (Бнсутун), юго-западнее Экбатан между Керманшахом и Хамаданом в Иране, высеченный по приказу царя Дария I и повествующий о событиях 523–521 гг. до н. э. Над текстом помещён рельеф: бог Ахура-Мазда, протягивая левую руку к Дарию, символически вручает ему царскую власть, а поднятой правой рукой благословляет царя. Дарий изображён в натуральную величину в царской короне. Правая рука его в молитвенном жесте простёрта к Ахура-Мазде, левой он опирается на лук. Левой ногой Дарий попирает поверженного мага Гаумату, захватившего престол ещё при жизни Камбиса. За Гауматой изображены ещё восемь мятежников, поднявших восстание при восшествии Дария на трон, и непокорный вождь сакского племени тиграхауда Скунха. Руки пленников связаны за спиной, они скованы одной длинной цепью. За спиной Дария – двое его воинов, копьеносец Гобрий и лучник Аспатин.
Начинается надпись с родословной Дария: «Я – Дарий, царь великий, царь царей, царь в Персии, царь стран, сын Виштаспы, внук Аршамы, Ахеменид. Говорит Дарий-царь: «Мой отец – Виштаспа, отец Виштаспы Аршама, отец Аршамы – Ариарамна, отец Ариарамны – Чишпиш, отец Чишпиша – Ахемен. Поэтому мы называемся Ахеменидами. Искони мы пользуемся почетом, искони наш род был царственным. Восемь [человек] из моего рода были до меня царями. Я – девятый. Девять нас были последовательно царями. По воле Ахурамазды я – царь. Ахурамазда дал мне царство»[35].
Дарий развернул широкую пропагандистскую деятельность на главных языках Персидской империи, велел перевести Бехистунскую надпись и на греческий язык, а также распространить её среди греческого населения малоазийских городов. До нашего времени в Элефантине, в Египте на границе с Нубией, и в Вавилоне сохранились арамейский и аккадский варианты этой надписи. Библейские источники также подтверждают, что Ахемениды писали «в каждую область письменами её» и «к каждому народу на его языке». Об этом упоминается и в самой надписи: «Говорит Дарий-царь: «По воле Ахурамазды вот надпись, которую я сделал. Сверх того она была [исполнена] по-арийски (?) и на пергамене, и на коже… Кроме того, я сделал [написал] мою родословную. И [все это] было написано и зачитано передо мной. После этого я разослал эти надписи повсюду. Народ повсюду был доволен».
Военная пропагандаПрославление царей и угрозы соперникам – не единственные механизмы пропаганды, известные Древнему миру. Древние догадывались о необходимости ведения и военной пропаганды. Широко известный древнекитайский трактат «Искусство войны» традиционно приписывается легендарному военачальнику и стратегу Сунь Цзы (VI–V века до н. э.). Однако сегодня исследователи сходятся во мнении, что он немного более поздний. Тем не менее, автор трактата, предостерегая военачальников от совершения множества ошибок, говорит и о разного рода хитростях, которые помогут избежать поражения. Некоторые из них мы сегодня могли бы вполне классифицировать как военную пропаганду.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Fukuyama F. The End of History? //The National Interest, 1989. № 16. P. 3–18.
2
Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии, 1990. № 3.
3
Huntington S. Р. The Clash of Civilizations? // Foreign Affairs, 1993. Vol. 72. № 3. P. 22–49.
4
Философия: Энциклопедический словарь. П/р. Ивина A. A. M.: Гардарики, 2004.
5
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. П/р. Стёпина В. С. М.: Мысль, 2001.
6
Бернейс Э. Инженерия согласия // Полис. 2013. № 4. С. 131.
7
Как указывается в «Большом словаре цитат и крылатых выражений» Константина Душенко, она была приписана президенту газетой «Нью-Йорк Таймс» от 27 августа 1887 г. Например, известно, что Дени Дидро еще в 1754 году писал: «Можно обманывать некоторых, или обманывать всех в каком-то месте и в какое-то время, но нельзя обманывать всех повсюду и во все века». Цит. по: Колесник А. 5 известных высказываний президента США Авраама Линкольна. Российская газета. 11.02.2014 – https://rg.ru/2014/02/ll/linkoln-site.html
8
Хотя Карл Маркс, назвавший религию опиумом для народа в работе «К критике гегелевской философии права» (1843), пожалуй, не согласился бы.
9
Аронсон Э., Пратканис Э. Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
10
Бессонов Б. Н. Идеология духовного подавления. М.: Мысль, 1971.
11
Орлов И. Б. От какого наследства мы отказываемся? (Сущность и механизмы пропаганды) // Вопросы правоведения, 2009. № 1. С. 57–66.
12
Матвеичев О., Гусев Д., Чернаков С., Хазеев Р. Уши машут ослом. Современное социальное программирование. Пермь, Bakster group, 2002.
13
Первушин А. Полёт американцев на Луну: что писали в СССР. Мир фантастики. 20.07.2019. https://www.mirf.ru/science/polyot-na-lunu-chto-pisali-v-sssr/
14
На примере свежего палестино-израильского конфликта см. Коллинз Р. Социология войны в Газе. Центр политического анализа, 08.04.2024 – https://centerforpoliticsanalysis.ru/position/read/id/sotsiologija-vojny-v-gaze
15
Дмитриев И. Мрачные прогнозы или что будет, если Великобритания выйдет из ЕС. ТАСС. 19.06.2016. https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3381145
16
Коданева С. И. Брекзит: причины, предпосылки и правовые последствия. М.: ИНИОН РАН, 2023. С. 38–39.
17
Матвеичев О., Гусев Д., Хазеев Р., Чернаков С. Уши машут ослом. Современное социальное программирование. Третье издание, исправленное и дополненное. М.: Книжный мир, 2018.
18
McClung A., Lee E. В. The Fine Art of Propaganda: A Study of Father Coughlin’s Speeches. Institute for Propaganda Analysis. NY: Harcourt, Brace and Co, 1939.
19
АВС (США): Байден назвал Путина «бездушным убийцей» и сказал, что Россия «поплатится» за вмешательство в американские выборы. ИноСМИ, 17.03.2021 – https://inosmi.ru/20210317/249354557.html
20
Панфилов А. На волне «Психологической войны». «Радиовойна» против Афганистана. Аргументы и факты, 23.10.1984.
21
Ройс Э. Противодействие путинской информационной войне. ИноСМИ, 17.04.2015 – https://inosmi.ru/20150417/227578739.html
22
Басик Л., Кротов В. Дезинформаторы // Известия, № 125 (20471), 5 мая 1983. С. 5.
23
Штыканов Ю. Двойная клевета // Известия, № 248 (22055), 5 сентября 1987. С. 4.
24
Организация находится под санкциями ООН за террористическую деятельность.
25
Тюрин, Д., Сафонов В. Психологические операции ВС США в Афганистане // Зарубежное военное обозрение, 2002. № 3.
26
Там же.
27
Селиверстов Д. М. Институты пропаганды Великобритании в годы Первой Мировой войны: к постановке вопроса // Всеобщая история: современные исследования. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 23. Брянск, 2014.
28
Маклюэн Г. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М.: Жуковский, KAHOH-пресс-Ц, Кучково поле, 2003. С. 356.
29
Там же. С. 190.
30
Внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО в 2018 году под номером 1572. URL: https://whc.unesco.org/en/list/1572/
31
Цит по: Луначарский А. В. Воспоминания и впечатления. M.: Советская Россия, 1968.
32
Хрестоматия по истории Древнего Востока. Часть первая. М.: Высшая школа, 1980. С. 31.
33
Там же.
34
Хрестоматия по истории Древнего Востока. Часть первая. М., Высшая школа, 1980. С. 151–178.
35
Хрестоматия по истории Древнего Востока. Часть вторая. М.: Высшая школа, 1980. С. 24–32.