bannerbanner
Информационные войны от Трои до Бахмута. Как противостоять деструктивной пропаганде
Информационные войны от Трои до Бахмута. Как противостоять деструктивной пропаганде

Полная версия

Информационные войны от Трои до Бахмута. Как противостоять деструктивной пропаганде

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 5

При этом, украинские военные пропагандисты прекрасно понимали ограниченность своих пропагандистских возможностей в России и прямо это признавали: радио недоступно из-за контроля власти над традиционными СМИ; печатные материалы недоступны из-за контроля власти над традиционными СМИ; телевидение недоступно из-за контроля власти над традиционными СМИ; личное общение также недоступно; вовлечение ключевых лиц возможно лишь при наличии уникального для распространения материала среди оппозиционных лидеров мнений.

Доступной оставалась, понятное дело, пропаганда в социальных сетях. По мнению военных украинских пропагандистов, их целевая аудитория там активно присутствует и ее относительно просто распропагандировать.

Своей целью офицеры украинских PsyOps ставили перед собой «появление панических настроений в целевой аудитории по привлечению военнослужащих Западного и Южного военных округов ВС РФ к возможному участию в полномасштабной войне, дискредитация власти, уклонение военнослужащих Западного и Южного военных округов ВС “Красных” от своих функциональных обязанностей».

Но не только военные работали в ходе СВО, здесь были и гражданские специалисты из офиса президента, и условно частные конторы. Все они, правда, связаны с украинской властью. Такие структуры были готовы еще задолго до 2022 года. Украинская PR-армия (УПА), возглавляемая Юлией Петрик – это одна из структур, которая в своей деятельности создает единое информационное пространство на Украине. Следует отметить, о чем впоследствии расскажем отдельно, что на Украине сейчас нет никакой свободы СМИ.

Украинская PR-армия, в свою очередь, стала главным источником информации для западных журналистов. Ее руководством была создана платформа «Голоса свободы». По сути дела, именно через эту структуру журналисты и комментаторы, которые работают с информацией с Украины получают комментарии (80 экспертов, с которыми сотрудничает УПА), а также спикеров по разным темам (безусловно проверенных и регулярно брифингуемых). Также эта УПА следит, чтобы «не сертифицированные» эксперты не выходили в паблик. УПА работает с 1200 изданиями в 74 странах, включая Forbes, Washington Post, ВВС, CNN и Financial Times.

Помимо этого Украинская PR-армия (УПА) организовывала информационные атаки на российских граждан. В частности, вместе с компанией Bickerstaff, УПА осуществила запуск «пасхальной GIF-атаки» – рассылки гражданам России ложных поздравлений с Пасхой, которые, при открытии содержали антивоенные лозунги и оскорбительные в отношении русских высказывания. Аналогичным образом Bickerstaff и УПА взломали сервис Airbnb, с целью создать фальшивые предложения аренды, на которые русские туристы могли бы натолкнуться при поисках гостиниц и апартаментов. Внутри этих предложений содержались все те же оскорбления и антивоенные лозунги.

B4Ukraine и Украинская PR-армия были инициаторами проекта по давлению на предприятия, которые были вынуждены покинуть российские рынок, и в особенности на тех, кто этот рынок покидать не захотел. Специально для давления на такие организации УПА вместе с коалицией B4Ukraine и Украинской сети поддержки коммуникаций (UCSN) начали давление на такие предприятия как Oreo, Where, Leroy Merlin, Auchan и другие. От имени этих украинских якобы независимых структур были сделаны многочисленные рассылки в отношении посольств, официальных структур большинства государств, в которых критике подвергались действия России и присутствовали призывы оказать давление на Москву и прекратить вести с Россией бизнес. Для дополнительного давления был создан специальный ресурс War & Sanctions.

УПА сотрудничает также с проектом United24. Это запущенная самим Владимиром Зеленским платформа по сбору пожертвований со всего мира. Платформа занимается сбором: денег для закупки дронов и техники для вооруженных сил на гуманитарные нужды и на нужды реконструкции Украины. В United24 состоит целый ряд лидеров общественного мнения вроде футболиста Андрея Шевченко и актера Марка Хэмилла.

В целом ряде стран украинские диаспоры смогли создать сообщества вроде итальянской standforukraine.it. Основная их задача – прыгать на митингах, а также писать в разные инстанции с требованием не допускать выступления российских актеров или показа российских фильмов. В частности, в декабре 2023 – январе 2024 года представители итальянского отделения украинской пропаганды вовсю (и в целом успешно) боролись с выступлениями Анны Нетребко, Александра Романовского и показом фильма «Свидетель» в Модене, Падуе, Болонье и ряде других городов.

Список таких НКО предельно велик. Все их упомянуть невозможно. Большая часть из них живет на гранты USAID, многие получают также поддержку от NED и NDI, значительная часть – от европейских грантовых структур.

Два классических примера использования украинских НКО как институт пропаганды и одновременно как «отмывочную» контору. Евгения Кулеба. Знакомая фамилия – и это не просто так. Это жена министра иностранных дел Украины Дмитрия Кулебы. В июне 2014 года Дмитрий Кулеба стал послом по особым поручениям и вопросам стратегических коммуникаций. Занялся созданием стратегических коммуникаций МИД Украины, внедрением в работу министерства современных технологий коммуникаций и формированием публичной дипломатии Украины. То есть, де факто – он был главным переговорщиком по получению от Запада грантов для украинских некоммерческих организаций. Удивительно (вернее, совсем не удивительно), но именно в это время его жена Евгения Кулеба создает НКО «Гарден-Сити» (Garden City) и тут же получает огромный грант от американской правительственной структуры USAID. «Гарден-Сити» создает «Парк Небесной сотни в Киеве» и ведет еще какие-то инфраструктурные проекты. С 2022 года «Гарден-Сити» работает на внешнюю пропаганду. Как сообщает USAID, эта структура занята «повышением осведомленности общественности о военных преступлениях против окружающей среды, которые российские силы совершили на территории Украины». То есть, паразитирует на войне, продолжая получать огромные деньги от заграничного спонсора.

Не зря ставший в 2019 году вице-премьером по вопросам европейской и евроатлантической интеграции, а в 2020 году – министром иностранных дел Украины, Дмитрий Кулеба регулярно встречается с руководителем Агентства США по международному развитию (USAID) Самантой Пауэр, обсуждает вопросы расширения проектов USAID в Украине и благодари «за постоянную поддержку внутренних преобразований Украины, усилий по реформированию государственных институтов и гражданского общества». Интересно, что Кулеба требовал, чтобы значительные деньги выделялись USAID на инфраструктурные проекты, которые реализовывались в регионах, граничащих с ЛДНР. Если не знать, что именно туда перебазировались интересы «Гарден-Сити» с 2017 года, то можно было бы счесть это простым совпадением. Стоит также отметить, что Евгения Кулеба сейчас депутат города Киева.

Еще одна интересная история связана с другой представительницей украинского бомонда – Анной Гопко. Дочь начальника Львовской таможни и жена высосопоставленного менеджера в украинском отделении транснациональной корпорации Cargill Александра Жука, она нашла себя в парламентской работе, получив мандат депутата Рады, став первым номером в списке партии «Самопомощь», тогда как сам лидер партии, от которой она баллотировалась скромно занял 50-ю позицию. В Верховной Раде Гопко была главой комитета по иностранным делам. Она плотно сотрудничала с USAID и даже когда-то работала в этой структуре. Также она наладила связи еще с одним американским спонсором – институтом NDI. Более того, Гопко является лауреатом премии Национального демократического института (NDI) в области демократии за 2014 год. После 2014 года у Гопко были тесные отношения с офисом президента Порошенко и с самим главой государства.

С 2019 года Гопко, перестав быть депутатом, целиком и полностью ушла в работу с некоммерческими структурами на европейском уровне. В 2019 году на огромные деньги USAID и гранты со стороны NDI она создала «Сеть защиты национальных интересов» (ANTS), ставящей перед собой целью вступление Украины в НАТО и ЕС. Именно она была организатором в 2021 году инициатором и соорганизатором международной конференции «Демократия в действии». Участниками конференции были Владимир Зеленский, Майя Санду, Мирча Джоана, Джанни Букиккио, Вера Юрова и… Саманта Пауэр из USAID. С 2024 года Анна Гопко стала руководителем «Международного центра украинской победы» (ICUV), организации, которая проводит многочисленные конференции в странах ЕС, а также организует визиты украинских пропагандистов по всему миру. Также эта структура занимается «адвокацией» – то есть, поддержкой тех или иных тем, которые находятся в повестке дня США и Украины – в частности, речь идет об информационной поддержке поставок танков Леопард, Абрамс и ракет. На сегодня в центре внимания «адвокации» ICUV поддержка темы конфискации российских активов с целью передачи их Украине. Наибольшую активность сейчас ICUV проявляет в Италии, Южной Корее и Японии.

Подобных структур у Украины множество. И все они получают огромные деньги от американцев и европейцев (не считая средств из самой Украины). Достаточно сказать, что, в соответствии с отчетами только одной USAID, на украинские НКО, занимающиеся пропагандой и информационным влиянием с 24 февраля 2022 года было направлено 9,88 миллиарда долларов. Как охарактеризовали их сами американцы в USAID «на развитие и гуманитарную помощь». Подчеркнем, что речь идет не о деньгах на инфраструктуру и не на выплату зарплат и пенсий украинцам (эти деньги фигурируют в отчетах USAID в отдельных строках бюджета), а именно как направленные на НКО. Это вдвое больше, чем средства, которые американские налогоплательщики заплатили за Евромайдан.

Наравне с пиарщиками действуют хакеры, в частности в Киеве создали также квазинекоммерческую структуру – украинскую «1Т-армию». На начальном этапе в ней состояли якобы 300 тысяч хакеров (немыслимая цифра, выдающая скорее лживость авторов инициативы). Занимались они организацией хакерских атак как по всему российскому сегменту сети, так и по российским правительственным структурам, что получалось довольно плохо. Тем не менее, они организовывали «дефейс» – размещение в сети материалов провокационного характера, а также распространение вредоносного ПО, ломали частные, не особо защищенные сети. Всего со стороны Украины было совершено общее количество атак более 8,5 тысяч.

Средства пропаганды

На войне – тем более информационной – все средства хороши. А средств современная пропаганда предоставляет достаточно – от кратких молний на сайтах информационных агентств до аналитических «научных» статей в толстых журналах, от сообщений в соцсетях до голливудских блокбастеров.

Приведем далеко не полный список средств донесения пропагандистких месседжей, чаще других используемых в современном мире.

Социальные сети – причем, как непосредственно путем манипуляции мнением пользователей и организации массовых компаний поддержки или осуждения в них, так и через фермы троллей или разного типа инструменты цензуры.

ТВ-вещание. По охвату телеканалы остаются все еще ведущим средством донесения информации.

В ближайшие годы ситуация вряд ли изменится. А потому и работа будет продолжать строиться по формуле, которую описал в песне «Пародия на плохой детектив» Владимир Высоцкий:

Вот и первое заданье: в 3.15, возле бани,Может раньше, может позже остановится такси,Надо сесть, связать шофера, разыграть простого вора,А потом про этот случай раструбят по Би-Би-Си.

Солидные печатные издания. Да, аудитория газет несравнима ни с ТВ, ни с соцсетями. Многомиллионные тиражи газет сегодня есть преимущественно в странах на Востоке (скажем, японская газета «Иомиури симбун» имеет тираж в районе 7 млн. экз.), но и там тиражи постепенно падают. Однако же газеты являются базой для цитирования иными медиа – теми же телеканалами и блогерами. Газеты и информагентства в этом плане производят базовый контент, на основании которого уже производится «вторичный» контент тех же блоггеров. Так, например, некоторые «громкие расследования» сторонников иноагента Алексея Навального (безотносительно из правдивости) базировались на более ранних публикациях в российской оппозиционной прессе.

То же касается и, например, совсем уж нишевых по своей аудитории научных журналов. Никакой журнал по вирусологии до 2020 года не был интересен сколько-нибудь широкой публике. Но в ситуации пандемии Ковида любой препринт, а уж тем более публикация в «Nature» стала восприниматься как важный информационный повод массовыми СМИ и на основании «скучных» и сильно специализированных текстов принимались уже политические решения и устраивались натуральные баталии между ковидоскептиками и ковидэнтузиастами.

Художественная литература. Восприятие реальности через образы художественной литературы – традиция современного общества. Конечно, нередко можно услышать, что «дети ничего уже не читают», но зато немало читают взрослые, а в коллаборации вместе с остальными средствами коммуникациями литература остается мощным оружием. Любой режим, например, можно более-менее легко ассоциировать с узнаваемыми образами из романа «1984» Джорджа Оруэлла. Что и делает западная пропаганда в отношении России на протяжении последних лет. Чисто книжный образ, но пропагандистское воздействие выходит далеко за рамки романа (недаром в СССР роман был подцензурным) и все знают, что у «нехороших парней» «Большой брат» следит за всеми.

Кинематограф. Кино создает месседжи длительного употребления. Успешные кинообразы могут пользоваться спросом десятилетиями. А мемы, порождаемые кинематографом, нередко имеют сильное эмоциональное воздействие. Классическая речь Рональда Рейгана об СССР как «империи зла» и его же «программа Звездных войн», отсылающие к космической мыльной опере Джорджа Лукаса – ярчайший тому пример. Как писал в классической книге «Понимание Медиа» Герберт Маршалл Маклюэн: «Кастро преподносит себя как учителя, и, как говорит Тэд Шульц, «ему столь искусно удается смешать политическое руководство и просвещение с пропагандой, что зачастую трудно сказать, где кончается одно и начинается другое». Точно такая же смесь используется в Европе и в Америке в сфере развлечений. Любое американское кино, когда его смотрят за пределами Соединенных Штатов, выглядит мягкой политической пропагандой. Чтобы быть принятым, развлечение должно приукрашивать и эксплуатировать культурные и политические допущения той страны, в которой оно родилось. Эти невысказанные пресуппозиции также не дают людям увидеть самые очевидные факты, касающиеся любого нового средства коммуникации, в частности телевидения»[28].

Примерно то же касается и иных поп-продуктов. Мода, музыка, потребление – все это инструменты «мягкой силы». Обратимся к тому же Маклюэну: «Если бы “Голос Америки” внезапно переключился на джаз, Кремль мог бы запросто рухнуть. Это было бы почти так же эффективно, как если бы у русских граждан вместо нашей сумрачной пропаганды американского образа жизни вдруг появилась возможность потаращить глаза на копии каталогов “Сиэрз Робак”»[29].

Мягкая сила в широком смысле слова – мощнейшее средство пропаганды. Тут можно вспомнить и научное, и культурное, и спортивное, и образовательное сотрудничество. Если обучаешь чужую элиту в своих вузах, то десятилетия спустя можешь вполне получить дружественное местное правительство. То есть эти средства имеют еще и отложенный и самовоспроизводящийся эффект.

Прямая и косвенная цензура. Прямой запрет на чье-то мнение даже в наш информационный век сохраняет свое воздействие. Казалось бы – любую подцензурную информацию можно найти. Но запрет, основанный на неких культурных установках, остается вполне действенным средством пропаганды и контрпропаганды. В этом плане даже необязательно что-то агрессивно запрещать. Можно просто сказать, что, например, имярек – плохой человек и мучил котиков, а потому с его взглядами нормальному человеку ни в коем случае знакомиться не надо. И вообще лучше избегать упоминания этого человека, не брать его на работу, выкинуть из общественной жизни. Показательные примеры того – кампании по отмене голливудских актеров. Некоторым из них удавалось потом оправдаться – как Кевину Спейси иди Джонни Деппу. Заслуги иных, как и они сами, были вычеркнуты из истории, а студии шарахаются от них, как от чумных больных.

А в ходе СВО наша страна столкнулась с попыткой (правда, не слишком успешной) отмены вообще всего, что с нею связано. Вплоть до призывов не ставить в театрах русских классиков и вычеркнуть их из курсов литературы. Чехов с Достоевским как-то отбились, а вот иные современные деятели культуры подверглись настоящему остракизму на Западе. Просто по факту гражданства.

Монументальное строительство и урбанистика. В ходе визита в Москву американского журналиста Такера Карлсона в 2024 году едва ли не большее впечатление, нежели собственно интервью с Владимиром Путиным (ради которого его команда и прибыла в столицу России) на американских гостей произвело московское метро, а также Москва в целом. Тот же эффект наблюдался и в ходе Чемпионата мира по футболу 2018 года, когда болельщики со всего мира с удивлением открывали для себя неизвестную им Россию. Туристы наперебой хвалили общественный транспорт, красивые городские пространства Москвы Петербурга, Казани, и даже совсем экзотического по всем меркам для них Саранска.

Управление историческим нарративом. Здесь самое время для цитаты из того же Оруэлла: «Кто управляет прошлым, – гласит партийный лозунг, – тот управляет будущим; кто управляет настоящим, тот управляет прошлым». Стремление переписать прошлое – универсальная пропагандистская технология, известная, как минимум, со времен античности и актуальная и сегодня. Ярчайший пример для нас: конечно, политика памяти (или историческая политика) восточно-европейских государств и бывших советских республик. Там объявлено враждебным все, что было во времена СССР. Если что-то и было хорошего, то это приватизировано, остальное – предано забвению. А официальная история построена по принципу национального превосходства и борьбы с русскими оккупантами. Свои прегрешения в этой модели мира просто игнорируются, поскольку «такая замечательная нация» (литовская, польская или украинская – неважно) ну просто не могла делать ничего плохого. Потому поляки якобы не оккупировали Украину и не устраивали там политику полонизации, а бандеровцы якобы никогда не вырезали евреев и тех же поляков в промышленных масштабах.

Сила образа и слова в разных контекстах вообще крайне велика и используется для консолидации общества, создания образа врага, очернения конкурентов. Эти механизмы глобальны – на Украине идет «ленинопад», а в США сносят памятники генералам и героям Гражданской войны под предлогом, что они были рабовладельцами. Пара карикатур на пророка вызывает сегодня в исламском мире едва ли не большее возмущение, нежели реальные бомбардировки США или Израиля. А образ «злых русских» из голливудских блокбастеров воспринимается как норма со времен холодной войны.

Глава 1. Пропаганда в древнейшие времена. Древний Восток

Пропаганда, понимаемая как идеологическое воздействие, осуществляемое посредством слов и образов с целью формирования у масс определенного мировоззрения, существует с древнейших времен. Как только появились конкурирующие группы людей и более-менее сложно устроенные общества, задачи по влиянию на население внутри (племя, клан или большую семью) и вовне (на соседей-конкурентов) неизбежно должны были встать перед тогдашними лидерами или, если угодно, вождями.

Конечно, мы далеко не всегда можем верно интерпретировать наиболее древние свидетельства дописьменной эпохи. Не исключено, что даже у наскальной живописи первобытных людей была некая пропагандистская функция. По крайней мере, в среде антропологов существует версия, что пещеры с их живописью и иными свидетельствами активности древних homo sapiens были местом инициации соплеменников. В самом обряде инициации есть определенная пропагандистская составляющая – нет сомнения, что обряды призваны объединять социальную группу, индоктринировать молодежь в установленный этим обществом порядок. К сожалению, сегодня мы не можем однозначно сказать, какова была функция той же наскальной живописи.

Монументальная пропаганда

Но если переместиться во времени чуть ближе к нашим дням, то человеческая деятельность уже вполне поддается анализу, даже несмотря на отсутствие письменных источников. Взять, к примеру, мегалитические сооружения глубокой древности. Комплекс Гёбекли-Тепе в современной Турции[30] – по всей видимости, является древнейшим культовым центром, размах которого и сегодня впечатляет настолько, что многие наши современники убеждены, что он просто не мог быть построен людьми двенадцать тысяч лет назад. И действительно, глядя на ровные ряды гладких огромных каменных глыб, установленных с четким осознанием пропорций и сопромата, возникает мысль, что его могли построить только какие-то более продвинутые существа, находящиеся по уровню развития науки и техники куда ближе к нам, чем к плейстоцену.

Скорее всего, это культовое сооружение: колонны храмов украшены резьбой по камню в виде животных и абстрактных пиктограмм. Последние не могут быть системой письма, но отражают общеупотребительные сакральные символы своей культуры, известные и для других неолитических человеческих сообществ. Проблема в том, что отсутствие письменности у людей того времени или же отсутствие сохранившихся письменных источников оставили нам в наследство только сам храмовый комплекс. Это, конечно, мало говорит о восприятии подобных сооружений их строителями и современниками. То же касается и легендарного Стоунхенджа (рубеж 4 и 3 тысячелетий до н. э.) или мегалитических храмов острова Мальта (комплекс храмов, построенных с 5 по 3 тысячелетие до н. э.). Мы не понимаем и вероятно никогда не поймем все функции этих комплексов до конца.


Пиктограмма «Камень стервятника» на колонне № 43 здания D из комплекса Гёбекли-Тепе. Источник: сайт всемирного наследия ЮНЕСКО whc.unesco.org


Однако нет сомнений, что и функция пропаганды – утверждения величия инициаторов строительства, превосходства культа местных богов и духов над богами и духами соседей, входили в замыслы тех, кто задумывал и реализовывал эти титанические проекты. Если мы даже сегодня восхищаемся этими постройками, можно только примерно представлять, какое влияние они оказывали на современников.

В 1918 году Владимир Ленин, вдохновленный «Городом Солнца» Томмазо Кампанеллы, выдвинул идею пропаганды через памятники. Первый нарком просвещения РСФСР Анатолий Луначарский так цитировал Ленина: «Наш климат вряд ли позволит фрески, о которых мечтает Кампанелла. В разных видных местах на подходящих стенах или на каких-нибудь специальных сооружениях можно было бы разбросать краткие, но выразительные надписи, содержащие наиболее длительные коренные принципы и лозунги марксизма… Ещё важнее надписей я считаю памятники: бюсты или целые фигуры, может быть, барельефы, группы». Все вместе это Ленин охарактеризовал как «монументальную пропаганду»[31].

Поучения Мерикара

Учитывая, что наши предки были не глупее нас сегодняшних, можно с уверенностью утверждать, что монументальная пропаганда – это важнейшая составляющая строительства подобных мегалитических сооружений. И свидетельства уже письменной эпохи подтверждают это. Древние пирамиды Египта – формат как раз монументальной пропаганды величия фараонов, которые придавали воздействию на умы своих подданных особое значение.

В памятнике конца 3 тыс. до н. э. «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара», фараон (предположительно Небкаура Хети) в первых же строках сообщает будущему преемнику, что необходимо контролировать лидеров общественного мнения, и постоянно заниматься контрпропагандой, или же уничтожать враждебных пропагандистов: «Наказывай… их за слова всякие. Это начало [мятежа]… Увеличиваются мятежники… Вредный человек – это подстрекатель. Уничтожь его, убей… сотри имя его, [погуби] сторонников его. Его подчиненные любят его. Мятежник для горожан – это смута, так как он создает из подданных два отряда молодых воинов… Подавляй толпу, уничтожай пламя, которое исходит от нее»[32].

Надо сказать, что автор «Поучений» жил в очень неспокойное время – война с Фивами, восстания на местах и борьба с кочевниками закалили фараона, который четверть века держал в своих руках Египет. Сам текст «Поучений» известен по трем иератическим папирусам середины Нового царства. Но практики управления государством, напоминают местами куда позднее творение за авторством Макиавелли.

Сообщив сыну, что борьба с вражеской пропагандой является первостепенной задачей, фараон переходит к описанию значения монументальной пропаганды: «Воздвигай памятники твои. Создавай прекрасные памятники для бога, живет в этом имя того, кто это делает».

На страницу:
4 из 5