bannerbanner
Страна, которую придумал я. Или которая придумала меня
Страна, которую придумал я. Или которая придумала меня

Полная версия

Страна, которую придумал я. Или которая придумала меня

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
14 из 14

Вспоминаю строки из летописи: "Город Казань стоит на высоком месте, красив, и крепок, и велик, много в нем людей, все гости русские и татарские… Много в нем товару всякого, и дешев, и много хлеба, и дешев…"


Живо представляю шумные улицы, пестрые базары, искусных мастеров в красочных халатах. Будто наяву слышу звон чеканных монет, скрип арб, людской говор на десятке языков… Ах, какое было время – яркое, цветущее! Золотой век Казанского ханства, зенит его славы и могущества.


Но пробил час – и пала Казань перед силой русского оружия. В 1552 году, после долгой осады, войска Ивана Грозного ворвались в город. Страшная сеча кипела на улицах, текли реки крови… А в самый разгар битвы, говорят, в небе явился лик Богородицы – знак того, что Русь отныне берет этот край под свое крыло.


Много горя изведал татарский народ в те дни! Но и русским воинам досталось – штурм Казани стал для них суровым испытанием. Недаром в летописях то сражение названо "лютым и страшным"– столько жизней унесло, столько судеб искалечило…


Однако на месте кровавой сечи со временем вырос дивный храм – собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Красной площади. Воздвигли его в память о великой победе, освятили в присутствии самого царя. И стоит он доныне – немым свидетелем былых времен, символом единения двух народов, двух культур…


Да и сама Казань – разве не плод этого причудливого слияния? Посмотришь вокруг – а в облике города татарское с русским так тесно сплелось, не разделить! Вот резной деревянный терем соседствует с каменной мечетью. Вот на одной улице церковь стоит, а на другой – медресе. И всюду – приветливые лица, добрые улыбки. Будто не было меж нами ни распрей, ни противостояний…


В этом, верно, и есть высшая мудрость истории. Не разъединять, но сближать. Не копить обиды, но искать точки соприкосновения. Жить в мире, уважая друг друга – как бы ни разнились языки и обычаи.


И ведь получается же! Вон, Петр Первый, покорив Казань, не стал ее разорять – но, напротив, даровал милости. При нем татары уравнялись в правах с русскими, получили доступ к образованию, государственной службе. А при Екатерине Второй и вовсе наступил расцвет – в Казани заработали мечети, медресе, типографии. Зазвучало на весь мир гордое имя Каюма Насыри – великого просветителя, основателя татарского книгопечатания…


Да, золотое было время – недаром его потом нарекли "эпохой татарского ренессанса"! Время дерзаний и открытий, духовных исканий и творческих взлетов. Отсюда, с берегов Волги, разлетались по стране великие идеи, гениальные творения рук и ума человеческого.


И по сей день жива эта искра, не гаснет пламя! Недаром слывет Казань третьей столицей России – средоточием наук и искусств, кузницей талантов. Политех и университет, консерватория и десятки музеев – есть чем гордиться древнему городу! А уж какие люди отсюда вышли – Тукай и Джалиль, Роберт Миннуллин и Василий Аксенов, Софья Губайдулина и Рудольф Нуриев… Перечесть – не хватит и дня!


Вот о чем думаю, пока автобус петляет по улицам Казани. О прошлом и настоящем этого удивительного края, о его людях – мудрых, талантливых, несгибаемых. О тайнах, что до сих пор хранят в себе его недра – взять хоть легендарную библиотеку Ивана Грозного, будто бы сокрытую в подземельях Кремля!


Но главное – о душе этой земли, горячей и светлой. О ее умении хранить заветы предков, использовать опыт веков – и в то же время смело глядеть в будущее, меняться, не стоять на месте. Вбирать новое, не отрекаясь от старого – и потому быть вечно юной, искрящейся жизнью…


Да, именно за этим я и приезжаю сюда вновь и вновь. Чтобы напитаться этим духом – древним и вечно молодым. Чтобы увидеть, как прорастают зерна былого в почве настоящего. Как история оживает – в лицах, голосах, красках дня сегодняшнего.


Потому что Казань – это не просто город. Это целый мир, огромный и прекрасный. Мир, в котором прошлое не умирает – но живет и дышит, творит и созидает.

Глава 42. Во что верил советский человек

Казань… Город, где сплелись в единый узор судьбы народов, культур, верований. Где церкви и мечети веками стоят бок о бок, где перекликаются колокола и азан. Здесь, как нигде больше, чувствуешь пульс истории – той самой, что вершится не королями и генералами, а простыми людьми. Их надеждами, их молитвами, их неустанным поиском высшего смысла…


Сам я, хоть и прожил немало лет, так до конца и не разобрался в этих высоких материях. Всю жизнь ищу ответы на сакраментальные вопросы – что есть Бог? Что есть вера? И какое место они занимают в сложной мозаике человеческого бытия?


Помню, еще студентом написал работу на тему "Во что верил советский человек". Рискованная тема по тем временам – неудивительно, что чуть не вылетел из института. Один профессор, ортодоксальный марксист, обвинил меня чуть ли не в религиозной пропаганде, в подрыве устоев научного атеизма. А я ведь только хотел разобраться – как же так получилось? Государство упорно насаждает атеизм, клеймит веру как "опиум для народа"– а люди втайне продолжают верить? В Бога, в высшую справедливость, в чудо…


Тогда, конечно, моих знаний и кругозора не хватило, чтобы во всем этом разобраться. Но интерес к духовным основам бытия, жажда постижения истины – остались. И вот сейчас, спустя годы, бродя по улицам Казани, я вновь и вновь ловлю себя на этих мыслях.


Ведь что такое религия, если вдуматься? Это не просто свод догм и обрядов. Это нечто неизмеримо большее – Связь. Та самая пуповина, что соединяет нас, смертных, с Запредельным, с Непостижимым. С тем, что древние называли Богом, Абсолютом, Единым…


В этом – великая мудрость наших предков. Они интуитивно чувствовали – есть в мире что-то, превосходящее наши мимолетные радости и печали. Что-то вечное, нетленное – к чему должно стремиться, чего жаждет наша бессмертная душа.


Отсюда – и храмы, и мечети, и молитвенные дома, и писания, и молитвы. Все это – лишь способы, инструменты для укрепления той самой Связи. Для очищения сердца, для прозрения духовного. Чтобы не дать угаснуть в себе искре божественного, не утратить в житейской суете главное – то, ради чего мы приходим в этот мир.


Беда лишь в том, что слишком часто религия из средства превращается в самоцель. Люди спорят о формах, забывая о сути. Делят Бога на "своего"и "чужого", враждуют друг с другом… А ведь Бог – един. Просто у каждого народа, у каждой культуры – свой путь к Нему, свое имя для Него.


В этом – вся мудрость мироздания. В многообразии, а не в унылой унификации. Разные веры, духовные традиции – не противоречат, но дополняют друг друга. Как грани алмаза, как лепестки цветка. Ведь истинная красота – именно в этой пестроте, а не в сером однообразии!


И как же ясно чувствуешь это здесь, в Казани! Ведь что делает город уникальным, неповторимым? Удивительное переплетение культур – русской и татарской, христианства и ислама. Многовековой диалог, в котором рождаются все новые смыслы и открытия.


Вот мусульманский азан плывет над городом… А вот – малиновый звон православных колоколов. И в душе встает не ощущение чуждости – но трепет, благоговение перед святыней. И понимаешь вдруг: не суть важно, каким именем зовем мы Всевышнего. Главное – хранить Его в сердце, нести через всю свою жизнь.


И тогда сама вера становится не яблоком раздора, а мостом меж людьми. Потому что по сути своей все религии учат одному – любви, состраданию, милосердию. Учат видеть в ближнем образ и подобие Творца. Учат прощать, творить добро, восходить к свету…


В этом – квинтэссенция веры, за вычетом всех обрядовых различий. Живая вера – она и делает нас людьми. В самом высоком, возвышенном смысле слова. Дает силы бороться с тьмой – и в мире, и в самих себе. Дарует надежду там, где кажется – все пути отрезаны, выхода нет…


Вспоминается мне потрясший некогда афоризм приписываемый Достоевскому: "Если Бога нет – то все дозволено". Сколько раз, сбиваясь с пути, балансируя на краю пропасти – я повторял про себя эти слова. И осознавал: нет, не все дозволено! Есть вещи выше сиюминутных страстей и порывов. Есть вечные маяки – Истина, Добро, Красота. И если веришь в них взаправду – то кривить душой нельзя.


Так вера не раз спасала меня – и от самого себя, и от искушений мира. Доказывала: быть человеком – это не данность. Мало родиться "венцом творения", мало обладать разумом. Нужно еще, ежечасно и ежесекундно, делать выбор в пользу света. Выбор, что и отличает нас от животных – при любых обстоятельствах.


Может, в этом и есть главный смысл религии? Не в том, чтобы делить людей по конфессиям и канонам. А в том, чтобы помогать нам раскрыть в себе человеческое – то есть божественное. Быть не просто голым "гомо сапиенсом"– но личностью духовной, одухотворенной, творящей.


А все различия вероучений – по большому счету, лишь разные дороги к одной цели. К той заветной вершине, что у каждого зовется по-своему – но суть имеет одну. Бог, Аллах, Абсолют, Дао, Брахман… Дело не в имени, а в устремлении. В том самом огне, что издревле согревал сердца и возносил души.


Закатное солнце медленно тонет в водах Казанки. Сумерки стирают очертания домов, сглаживают все углы и линии. Я стою на обзорной площадке, вглядываюсь в россыпь огней. И думаю – веками люди возносили с этих улиц, из-под сводов разных храмов, один и тот же зов. Искали ответа на одни и те же вопросы. И молили об одном – о мире, о любви, о благодати…


Понять это – уже полдела, уже полпути. Узреть за внешним – вековечное единство духа. И сделаться хоть чуточку добрее, мудрее, терпимее. Увидеть в чужой вере – не помеху своей, но еще один лик все той же Истины. Еще один луч единого Солнца…


Вот о чем думается мне здесь, в этом удивительном городе. Думается – и верится. Что настанет день, и весь мир уподобится Казани. Станет дивным садом, где каждый самобытен – но все вместе сплетаются в единую гармонию.


Разноголосицу мира венчают сейчас древние стены Кремля, стрелы минаретов и кресты церквей. Разные ипостаси – но единая Суть. Имя которой есть Любовь.


Вот только устоит ли эта Любовь, выживет ли Вера – перед натиском дня сегодняшнего? Тревожно, ей-богу…


Мир сходит с ума – на наших глазах. Традиции предков брошены в грязь, идеалы осмеяны, святыни растоптаны. На месте духовности – зияющая пустота. И новые поколения – заложники этой пустоты, дети общества потребления…


Что им вера, что им небо – когда кругом сверкают онлайн витрины, вопят о новинках гаджетов и распродажах? Зачем утруждать душу вечными вопросами – если можно "словить кайф", обновить айфон, забить в сеть селфи из модных тусовок?


Нет, я не ханжа. Не брюзжу, мол, "вот в наше время"… В любые времена хватало и праздных, и равнодушных. Но никогда прежде бездуховность не возводилась в культ! Никогда еще растление умов не ставилось на поток – с такой наглостью и размахом.


Вот и получается: исконные ценности – семья, любовь, самопожертвование – лишь повод для насмешек. Романтика, целомудрие, верность – анахронизм, удел убогих и недалеких. А вокруг – культ наслаждения, гедонизм как высший принцип. Лови момент, живи для себя, бери от жизни все!


И ладно бы только слова – так ведь действия говорят о том же.

Содомские "браки", выставленный напоказ разврат, извращения всех мастей… И как апофеоз – торжество индустрии "смены пола". Человек, венец Божьего творения – низведен до уровня конструктора "собери сам". Как в насмешку, как в кощунственной пародии на замысел Творца!


Больно это видеть. Больно и страшно – потому что расплата неминуема. Всякий раз, когда человечество отвергало веру, гналось за златым тельцом – следовали катастрофы. Содом пожран огнем, Вавилон разрушен, Рим пал под мечами варваров… Но разве учит История?

Разве не повторяем мы раз за разом ее скорбные уроки?

Глава 43. Компас души

Нижний Новгород… Вот куда влекло меня сердце после Казани. Снова в путь, снова в дорогу – навстречу новым впечатлениям, новым открытиям. Но на сей раз – водою, стихией издревле любимой нашими предками.


Взошел я на борт теплохода "Капитан Пушкарев", и сразу повеяло стариной, былиной. Палуба резная, каюты светлые, музыка плывет не спеша – то ли вальс сквозь време, то ли романс в современной обработке. А кругом – простор речной, красоты волжские. Куда ни кинь взгляд – леса дремучие, луга цв

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
14 из 14