Полная версия
Страна, которую придумал я. Или которая придумала меня
– Возьми отпуск, съезди к родителям. Побудь с собой наедине, подумай хорошенько. Чего ты хочешь от жизни – не от других, а от себя самой. В чем твоя суть, твое предназначение. Займись тем, к чему душа лежит. И постепенно, день за днем – меняйся. Внутренне расти, наполняйся. Тогда и в жизни все образуется. Просто поверь – и отпусти, не держись за старое.
И льются у нее слезы ручьем – горючие, непритворные. Плачет и будто разом сбрасывает этот панцирь деловой, эту броню успешности. Оттаивает, размякает – и проступает сквозь трещины настоящая Мария. Усталая, надломленная – но живая, неравнодушная.
– Веришь, до сих пор детский смех по ночам снится, – шепчет сквозь всхлипы. – Представляю, как бы дочку одевала, косички заплетала. В садик за ручку вела, в школу провожала. А потом – на танцы, на свидания. Просила бы: доченька, будь счастлива! Не повторяй ошибок мамы, слушай сердце свое. Да только поздно теперь, упущен момент. Не вернуть, не наверстать…
– Ерунда это все! – перебиваю ее я. – Ты же сама ушла, сама выбор сделала! Значит – не все потеряно, не все мосты сожжены. Успокойся, возьми отпуск. Съезди к родителям, с мыслями собраться. Может, с Максом поговорить, объясниться? Если любовь была – она никуда не делась. Подождет твоего прозрения, поймет и простит.
Маша сидит притихшая, в растрепанных чувствах. Видно – бурлит в ней, клокочет. То ли прорвется к свету, то ли захлестнет темнотой. А потом улыбается – криво, жалко, но искренне:
– Спасибо тебе. Я ведь и правда чуть не сломалась, чуть не пошла по кругу. Все колебалась – а вдруг поздно, вдруг моя судьба упущена? А ты прав – никогда не поздно начать заново. Душу почистить, расставить приоритеты. И идти к главному – к любви, к гармонии. Как бы ни было трудно, как бы ни тянуло назад.
…Прощались мы с Машей вывернутые наизнанку. Но в глазах ее плясали знакомые смешинки, и на щеках играл румянец. Будто и не было этих тяжких лет, будто вернулась прежняя девчонка – наивная, чистая, полная надежд.
К мужу Мария так и не вернулась. Не смогла преодолеть накопившиеся обиды и непонимание. Поняла, что слишком глубокая пропасть пролегла между ними за эти годы – в ценностях, устремлениях, самом отношении к жизни.
Измотанная и больная, Мария решила начать все с нуля. Уехала в столицу, устроилась на спокойную работу, не требующую самоотдачи на износ. По вечерам читала, рисовала, гуляла в парке. Постепенно приходила в себя, училась жить в новом ритме.
Здоровье ее сильно пошатнулось – сказались стрессы и недосып прошлых лет. Обострились старые болячки, прибавились новые. Сильно болела и до беременности, и после. Но Маша не сдавалась – лечилась, берегла себя. И все мечтала о ребенке – теперь уже не для галочки, а для души.
Забеременеть в ее состоянии было непросто. Но она верила и надеялась. Молилась по ночам, просила послать ей это счастье. И Бог услышал – на исходе второго года ее новой жизни случилось чудо. Маленькая жизнь зародилась под ее сердцем, наполнила смыслом и радостью.
Беременность далась Марии нелегко. Токсикоз, отеки, скачки давления. Она лежала на сохранении, глотала таблетки пригоршнями. Но ни на миг не усомнилась в своем выборе. Знала – ради этого стоило пройти весь ад, перетерпеть любые муки.
И вот – долгожданный миг, крик младенца! Маленький розовый комочек, ее плоть и кровь. Сыночек, богатырь – 4200 и 57 сантиметров! Назвала Александром – в честь деда, защитника и твердыни.
Сейчас Сашке три годика. Непоседливый, любознательный, вылитая мама. Тот же яркий свет в глазах, та же неуемная жажда жизни. Мария возится с ним, не чуя ног. И будто заново открывает мир – через первое "мама", первый шаг, первый зуб.
…Такие вот дела, друзья. История простая, житейская. О том, как важно вовремя понять – к чему душа лежит, о чем мечты. И не побояться все бросить, начать заново. Даже если кругом – хаос и тлен, даже если поздно и страшно.
Глава 29. Красноярье
Красноярск встретил меня солнечным утром. Я уже не раз бывал здесь по делам, но в этот раз все казалось иным, свежим, волнующим. Словно город открывался заново, показывая сокровенные черты, маня загадками и легендами.
С высоты птичьего полета Красноярск поражает размахом, простором. Город-миллионник, мегаполис, центр края. А вокруг – горы, лес до небес, Енисей – могучий, величавый. Контрасты такие, что дух захватывает. Вот она, Сибирь – дикая, первозданная красота!
Таксист попался словоохотливый – всю дорогу байки травил, о городе рассказывал. Мол, Красноярск – это вам не хухры-мухры, это целая вселенная! Со своей историей, характером, укладом. Сплав несочетаемого – купеческого размаха и советской индустрии, сибирской широты и интеллигентской утонченности. А еще – с легендами, преданиями, мистическими историями.
– Вы про Столбы наши слыхали? – прищурился таксист, лихо крутанув баранку. – Заповедник знаменитый, визитная карточка края. Горы там – загляденье! Скалы причудливые, острые пики. А меж ними – тайга дремучая, речки быстрые. И красота такая, что сердце замирает. Недаром Столбы эти – место силы считаются. Еще от прадедов слышано – мол, духи там живут могучие, своенравные. Не всякого к себе подпускают, не всякому открываются. Но если уж признают, если полюбят – тайны великие доверят, силой наделят богатырской. Только ты гляди – не оплошай, не сробей! Духам этим – уважение нужно, почтение. А кто осмелится, кто характер покажет – тому они и горы свернуть помогут, и через пропасть пройти, и с ветрами совладать.
Слушал я таксиста – и проникался невольно. И правда ведь – места здесь особенные, намоленные. Недаром столько легенд ходит, столько преданий. Взять хоть историю о Белой Шаманке – скале таинственной, неприступной. Говорят, была она когда-то девушкой красоты неземной. Полюбила охотника молодого да бедного. А отец ее – богач и гордец – противился тому, жениха со свету сжить грозился. Вот и сбежали влюбленные в тайгу, в горы далекие. Только не судьба им счастья была – погоня нагнала, стрелами жениха утыкала. Умирая, взмолился он к духам здешним – мол, сохраните любимую, от бед укройте. Услышали духи, внемлили. Заключили девушку в скалу каменную – от мира людского, от горя-печали. С тех пор и стоит Белая Шаманка – высокая, стройная. Ветрами овеянная, туманами укутанная. И в лунные ночи будто слышен голос ее – тоскливый, прозрачный. О любви той поет, о доле несчастной.
А другая легенда – про Черную сопку, про озеро в ней бездонное. Много веков назад, гласит предание, поселилось зло в озере том. То ли монстр какой, то ли демон подводный. И стал он требовать жертв человеческих – юношей да девушек. Краса и гордость ведь племени – молодость. Вот и являлся он старейшинам во снах – грозил карами страшными, если ослушаются. Делать нечего – отдавали ему молодых, слезы глотали. Только нашлась вдруг смельчачка одна – красавица местная. Вызвалась сама к озеру тому идти, с монстром сражаться. Испугались старейшины, отговаривать стали. Да разве ж удержишь – коли любовь в сердце пылает, коль за народ свой радеешь! Вот и пошла девушка – с песней на устах, с отвагой в груди. А как вернулась – рассказала чудо дивное. Будто превратилась она, в озере том купаясь, в птицу огромную, огненную. И сразилась с монстром подводным, и победу одержала. С тех пор и нет зла в Черной сопке, с тех пор и спит озеро то сном безмятежным.
Вот такие легенды, вот такие истории! А сколько их еще – не счесть, не упомнить. Про шаманов великих, про воинов доблестных. Про любовь, что и горы свернет, и судьбу изменит. Живут они в народе – из уст в уста, из поколения в поколение. И каждый здесь с малых лет впитывает их, сердцем постигает. Потому как в них – мудрость веков, сила несгибаемая. Завет прадедов, благословение потомкам.
Оттого и народ в Красноярье – особый, с характером. Крепкий, цельный – под стать горам здешним, тайге дремучей. В радости – песни поет, пляшет. В горе – не сгибается, не ломается. Всякую напасть – достойно встретит, переборет.
И молодежь местная – тоже с огоньком, с искрой неугасимой. Любят край свой, гордятся им. А жизненный выбор – каждый сам делает, себе меру знает. Одни – в городе остаются, малую родину крепят-прославляют. Другие – в столицы подаются, ветра странствий ищут. Но даже если и уезжают – в сердце Красноярье носят. Тоскуют по нему, силы из него черпают.
Взять хоть Андрея – таксистова племянника. В Питере он сейчас, программистом работает. А как о Красноярске вспомнит – аж светлеет лицом, теплотой душа наполняется. О Столбах говорит, о Енисее-батюшке. О том, как в детстве с дедом в тайгу ходил – дух ее вольный вдыхал, уму-разуму учился. И ведь не зарекается – мол, вернусь еще, корни здесь мои. Пусть не сейчас, пусть попозже – но будет Красноярск домом, пристанью сердечной.
Или Лизка вот – соседки дочка. Художница она теперь, в Москве выставляется. А сколько в полотнах ее – Сибири, Красноярья! То просторы таежные, то заснеженные пики. То лица сибирские – открытые, ясные. И не устает признаваться – мол, здесь, в краю этом, – исток ее, начало начал. Здесь мастерство набирала, здесь призвание нашла. И тянет ее обратно, не отпускает. Снится по ночам – зовет-заманивает.
Потому и край этот – особый, заповедный. Душу западает, сердце метит. Раз побывав – не забудешь, не отринешь. Будешь мысленно возвращаться – в синь небес его, в зелень лесов. Будешь помнить – свет его негасимый, высоту поднебесную.
И дивные места здешние, и легенды старинные – навек в тебе останутся. Как оберег, как напутствие. Смотри только – не растеряй, не промотай! Помни о корнях своих, о истоке своем. Тогда и в столицах место найдешь, и судьбу не промахнешь.
А Красноярск – он всегда с тобой будет. Позовет – и вернешься, крылья расправишь. И тогда уже – не важно, где ты. В дальних ли странствиях, в краю ли чужом. Красноярье – оно всегда с тобой.
Глава 30. Целый потаенный мир
Знаете, друзья, в каждом городе есть своя мистика, своя легенда. Вот и в нашем Красноярске – тоже. Причем, не где-нибудь, а прямо посреди обычной, повседневной жизни. Идешь так по улице, никого не трогаешь – и вдруг бац! – прямо тебе в лицо какой-нибудь миф или загадка местная.
Вот, помню, прогуливался я как-то по набережной. Ну, знаете, там, где Енисей, кораблики, чайки, романтика. И тут смотрю – на парапете мужик сидит. Ну, такой, бомжеватого вида – в драной куртке, в потрепанных штанах. Сидит, значит, на парапете и что-то бормочет себе под нос.
Я, конечно, сначала шарахнулся слегка. Мало ли, думаю, вдруг буйный или там не в себе. Но потом любопытство взяло верх – дай, думаю, подойду, послушаю, что он там бубнит.
Подхожу ближе – и обалдеваю просто. Потому что мужик этот не просто бормочет, а прям поет. Да так складно, так проникновенно – будто сказитель древний или бард заезжий. И поет, представляете, про Красноярск. Про то, какой он древний, загадочный, про то, сколько тайн в себе хранит.
Я, конечно, заслушался. Стою, рот раскрыв, внимаю. А мужик этот прям проникся, глаза горят, голос крепнет. И такую историю рассказывает – закачаешься.
Мол, стоит в Красноярске гора одна, Караульная называется. И будто бы в недрах этой горы – целый город скрыт. Город древний, тайный – со своими жителями, со своими законами. И будто бы жители эти – потомки первых поселенцев, казаков-первопроходцев. Живут они там испокон веков, от мира отгородившись. И раз в сто лет, в особую лунную ночь, выходят они из своего подземелья. Выходят – и по городу идут, на звезды смотрят, песни поют. А как запоют – так сразу мороз по коже, сердце замирает. Потому как песни те – древние, таинственные, про судьбы людские, про века ушедшие.
Я, конечно, заслушался. Стою, завороженный, боюсь дыхнуть. А мужик, смотрю, уже закончил, замолчал. Сидит, улыбается загадочно. Я к нему – мол, откуда, отец, такое знаешь? Кто тебе поведал?
А он усмехнулся только – да кто ж его знает? Может, сам придумал, а может, люди сказывали. Так-то, в Красноярске, всяко говорят. Ты вот походи еще, послушай – авось и еще чего занятного услышишь.
Ну, я и пошел. Иду по городу, к разговорам прислушиваюсь. И ведь и правда – то тут, то там – какие-то байки, какие-то истории мифические. То про дом с привидениями на Взлетке, то про колдунью на Каче, то про клад в пещерах заповедника «Столбы». Я аж заслушался, загорелся весь. Думаю – вот это да, вот это город! Сколько всего таинственного, неизведанного!
Но самая жуть – это когда про Черную Сопку рассказывать начали. Ну, знаете, это которая гора на окраине, с телевышкой на вершине. Так вот, говорят, будто и не гора это вовсе. А древний, дремлющий вулкан. И будто иногда просыпается он, ворочается. И тогда идет из-под земли гул, дрожь, и огоньки над Сопкой пляшут – алые, зловещие. И будто в такие ночи пропадают люди – уходят на Сопку и не возвращаются. А наутро и следов нет – ни тел, ни крови. Только воронки в земле – будто провалился кто, сгинул бесследно.
Я как это услышал – аж мурашки по коже. Стою, озираюсь – не шутят ли? Может, разыгрывают провинциала? Но нет – лица у всех серьезные, сосредоточенные. Видно, и впрямь верят, и впрямь знают что-то.
Ну, думаю, ни фига себе городок! Это ж не просто мифы, не просто легенды. Это ж, можно сказать, целый мистический пласт, целый потаенный мир. Который – вот он, рядом, за гранью яви. Того и гляди – прорвется, хлынет в реальность.
И ведь главное что – люди-то об этом знают. Ну, то есть не то чтобы в открытую, не то чтобы на каждом углу. Но вот так, исподволь, намеками – дают понять, мол, не все тут просто, не все обыденно. Есть, мол, в Красноярске и другая сторона, и другое измерение. Потаенное, сокрытое.
И вот ходишь ты после этого по городу. Смотришь на дома, на улицы, на лица прохожих. И думаешь – а кто из них? Кто в курсе, кто хранит эти тайны? Кто живет на границе миров – привычного и мистического?
И сам будто другим становишься – зорким, чутким. Будто и впрямь начинаешь видеть знаки, улавливать намеки. Вот промелькнет в толпе лицо – странное, нездешнее. Вот дом попадется – с пустыми окнами, с заколоченной дверью. Вот надпись на стене: «Здесь был Кеша». А кто такой Кеша? И был ли вообще? Или это – знак, символ, метка тайного мира?
И уже не можешь, как раньше – безмятежно, беспечно. Уже втянулся в эту игру, в эту мистерию. Стал частью легенды, частью мифа.
Вот такие дела, друзья. Вот такие открытия. А вы говорите – Красноярск, обычный город. Как бы не так! Тут тебе и тайны, и загадки, и целый пласт неведомого, потустороннего.
Главное – быть открытым. Главное – уметь видеть, уметь слышать. И тогда – оно само найдет, само окликнет. Мистическое, легендарное, бредовое.
Так что ходите, друзья, по городу. Общайтесь, слушайте, впитывайте. И может, и вам повезет. Может, и вас коснется крылом эта красноярская мистика, этот миф наяву.
И станете вы тогда – как я. Заговоренными, отмеченными. Теми, кто знает и верит. Кто однажды увидел город – с изнанки, из-за грани.
И уже не сможет – по-другому, по-прежнему. Только так – приоткрывая тайну, распутывая загадку. Сопричастным, посвященным.
Ведь в том-то и соль, в том-то и смак. Не в обыденности – а в чуде, в волшебстве. Которое – вот оно, рядом. За облупленной стеной, за случайной встречей.
Такой вот он, Красноярск мистический. Красноярск легендарный. Ускользающий и манящий.
Ну что, друзья? Рискнете? Хлебнете колдовского варева?
Глава 31. Коснуться Великой Тайны
И вот – решено. Еду на Алтай! Красноярск, конечно, хорош, силён. Но слишком уж он, для меня, прямолинеен, индустриален. А душа просит – вольности, первозданности. Туда, где истоки – и рек, и духа народного. Туда, где небо – бездонное, а горы – исполинские. Туда, где люди – смотрят пристально, говорят – неспешно, но веско. Алтай зовёт!
Конечно, можно было бы долететь с ветерком, часа за полтора. Или на поезде домчать – любуясь пейзажами из окна. Но нет – решаю ехать на автомобиле. Почему? Да потому что ПУТЬ – он ведь тоже важен! Путь – это время подумать, прочувствовать, созреть. Да и опять же – приключение! 1091 километр, почти 16 часов в дороге. Не всякий решится. Но я – еду.
Выезжаю рано утром. Трасса пустынна, воздух – свеж и прозрачен. Предвкушаю долгую дорогу, интересные встречи, открытия. Где-то там, впереди – Алтай. Суровый и прекрасный, загадочный и притягательный.
Первые часы – легко и бодро. Потом – начинает клонить в сон. Останавливаюсь, разминаюсь, пью крепкий кофе. И – снова в путь. Пейзаж за окном меняется постепенно. Сначала – индустриальные окраины, потом – бескрайние поля, перелески. К вечеру – подступают горы. Ночь застаёт меня уже на территории Горного Алтая.
Устал. Надо передохнуть, выспаться. Останавливаюсь на ночлег в придорожной гостинице. Но перед сном – изучаю карту. И вдруг вижу – недалеко отсюда, в селе Сростки – Всероссийский мемориальный музей-заповедник Василия Шукшина. Это же великая удача – побывать на родине писателя, проникнуться его духом, историей! Решено – завтра еду туда.
…Село Сростки. Утро. Иду по улочкам, дышу здешним воздухом. Вот дом, где родился Шукшин. Простой, деревенский. У матери, Марии Сергеевны, Василий был старшим. "Жилось нам тогда, видно, туго", – вспоминал он потом. Отца репрессировали в 33-м. Мальчишкам рано пришлось стать мужчинами…
В школе будущий писатель учился неважно. Но много читал – "всегда у него под ремень в брюках была книга подоткнута". Книги отрывали его от босоногого детства, звали в иные миры. После семилетки Шукшин уехал в город, работал слесарем. Потом была служба на флоте. Именно там, в море, он начал писать рассказы…
Демобилизовавшись, вернулся на Алтай. Работал в школе, посещал вечернюю школу. В 25 лет, с третьего захода, поступил во ВГИК – и началась его головокружительная московская жизнь. Но в творчестве он всегда оставался верен малой родине. "Видами к Шукшину всё тот же острожеланный, волнующий душу край, где прошли его детство и юность", – писал он.
Шукшинская проза – та же алтайская земля. Неброская, без прикрас. Истинная. Рассказы его – простые и бесхитростные – цепляют узнаваемостью персонажей, неподдельной искренностью чувств. Недаром их так любили читатели. Собранные под обложкой, эти рассказы составляют удивительную книгу – энциклопедию русской души, русского характера.
В своих фильмах Шукшин тоже воспевал родные алтайские просторы, своих земляков. "Печкилавочки", "Калина красная"– без них уже невозможно представить советское кино. Как и без ролей самого Шукшина – таких пронзительных, берущих за душу.
Уезжаю из Сросток с тяжёлым сердцем. Так много передумано, прочувствовано! Проносятся в голове факты биографии Шукшина… Его интерес к истокам, к корням. Его бескомпромиссность, какая-то первобытная цельность. Стремление дойти во всём до самой сути. Бунтарство, жажда воли – и в то же время удивительная мягкость, душевность…
И понимаю: он – квинтэссенция Алтая, его выразитель и певец. В судьбе Шукшина – как в капле воды – отразился весь этот удивительный край. С его безмерными просторами и крутыми нравами, огромным творческим потенциалом. Через Шукшина, через его слово – Алтай сказал миру о себе. Предъявил свой особый, ни на что не похожий культурный код…
Эти мысли не отпускают меня, пока еду дальше. Серпантин дороги уводит в горы, в царство камня и ветра. Впереди – встреча с Белухой, с целебными источниками, с сакральными местами силы. Но сейчас, в эту минуту, я чувствую, что уже соприкоснулся с главной тайной, с сердцевиной Алтая. И имя ей – Шукшин.
И вот я на Алтае. Дух захватывает от этих просторов, от этой мощи первозданной! Горы-исполины, стремительные реки, леса дремучие. Воздух – звенящий, целебный. Небо – синее-синее, бездонное…
Алтай… Даже само название его – чарующее, магическое. С древних тюркских наречий переводится как "золотой". И впрямь – место золотое, благословенное. Каждый камень здесь – излучает свет, дышит теплом.
Начинаю постигать этот удивительный край с легенд и преданий. Говорят, создал Алтай сам Бог – как обитель покоя и счастья. Призвал верных помощников – Оленя, Сокола и Кедра. Велел облететь, обежать, корнями прошупать – и найти место, где всем троим вольготно будет…
И вот – нашли, обозначили. Там, где сошлись их пути – средь гор крутых, рек молодых, тайги глухой – и появился Алтай. Земля заповедная, для жизни благодатная. С тех пор Хранители эти – Олень, Сокол и Кедр – и оберегают край суровый, людям мудрость древнюю открывают…
Слушаю алтайцев – и дивлюсь. Какой народ! Душевный, цельный. Живут в ладу с природой, по совести. Хлеб-соль с гостем всегда разделят, в беде – подмогнут. А уж песни их, танцы! Заслушаешься, заглядишься…
Юрты войлочные, расшитые узорами. Костюмы традиционные – и повседневные, и праздничные. Утварь – вся резная, из кедра да березы. Ковры ручной работы, войлоки с орнаментами затейливыми…
Но не только ремесла дивные меня поразили. Главное – мироощущение здешнее, образ мыслей. Для алтайца ведь что юрта, что трубка резная – не просто вещи. Это – вместилище духа, оберег сакральный. В узорах – смыслы тайные, послания от предков.
Огонь в очаге – и вовсе святыня. Он и обогреет, и накормит, и от хвори убережёт. Ему первому – гостя дорогого приветить. Ведь огонь – живой. Он – страж домашний, хранитель очага.
Вникаю в эти премудрости – и проникаюсь всё больше. Любовью алтайцев к родной земле, их чутким отношеньем к природе. Каждая травинка для них – живая, одухотворённая. Каждый ключ, каждый утёс – особой силой наделён.
Потому и сам начинаешь смотреть на мир вокруг – новыми глазами. Сквозь призму вековых знаний, сакральных образов. И тогда Алтай открывается тебе – всей красотой своей неземной, первобытной, грозной.
Вот она, тайна алтайская! В единстве человека и стихии, плоти и духа, быта и бытия. Нет тут разделения, всё – одно, всё – взаимосвязано. Материя – пронизана светом, мысль – облечена в явь.
Прав был Шукшин, когда черпал вдохновение здесь, на малой родине. Ведь Алтай – это и колыбель его таланта, и источник творческой мощи. Эпический размах здешних просторов, мудрость народная, идущая из глубины веков – всё это не могло не отразиться в судьбе и слове писателя.
Как и сама натура алтайская – крепкая, несгибаемая. Устоять перед любыми ветрами, выдюжить любые бури. А всё – потому что корни здесь – глубоки, в самое сердце земли уходят. И ветви – в небо упираются, с космосом соединяют.
Познать Алтай – значит, и себя познать. Свою суть исконную, предназначение высокое. Ощутить себя – не песчинкой мимолётной, но частью мироздания, его созидательной силой.
Недаром тысячи людей едут сюда – за волшебством, за откровением. На зов Белухи таинственной, в край голубых озёр, к древним святыням. Чтобы хоть краешком глаза – заглянуть в Вечность.
Коснуться Великой Тайны.
Глава 32. Душа распахнутая
И вот я на Алтае. Дух захватывает от этих просторов, от этой мощи первозданной! Горы-исполины, стремительные реки, леса дремучие. Воздух – звенящий, целебный. Небо – синее-синее, бездонное…
Алтай… Даже само это слово – оно как заклинание, как мантра. Произносишь его – и уже веет чем-то волшебным, сказочным. Недаром ведь говорят, что Алтай – место силы, средоточие древних тайн и чудес.
А сколько легенд ходит об этом крае! Вот, к примеру, о том, как Алтай появился. Говорят, решил однажды Бог создать на земле обитель покоя и счастья. Призвал он трёх помощников – Оленя, Сокола и Кедра. Велел им облететь, обскакать, корнями землю прощупать – и найти место, где каждому вольготно будет. Где пути их сойдутся – там и быть Золотому краю.
Вот и летал Сокол, и резвился Олень, и тянулся к солнцу Кедр. Пока не сошлись в одном месте – среди гор высоких, рек стремительных, лесов дремучих. Там и появился Алтай – земля благословенная, заповедная.
А название-то какое – Золотые горы! По-монгольски "алтан"– это как раз золото и означает. Хотя есть и другая версия – мол, "ал-тай"с тюркского переводится как "высокие, скалистые горы". Тоже, кстати, в точку – Алтай и впрямь краем гор высоченных слывёт.
Но разве только горы здесь чудесами славятся? Взять хотя бы озёра алтайские – те же легенды ходячие! Вот озеро Ая, например. Название-то какое говорящее – Лунное! И ведь не просто так. Считается, что как-то надоел местным жителям злой дух Дельбегень – все пакостил им, житья не давал. Терпела-терпела Луна с небес безобразия эти, да не вытерпела. Спустилась на землю, вдавила нечисть в Катунь-реку богатырским телом своим. А где она к земле прикоснулась – там и возникло озеро, формой точь-в-точь как месяц растущий.