bannerbanner
Цитадели в пустыне – 2. Как я копал в Казахстане и провел в Турции. 2. Алматы – Джетыасар – Стамбул
Цитадели в пустыне – 2. Как я копал в Казахстане и провел в Турции. 2. Алматы – Джетыасар – Стамбул

Полная версия

Цитадели в пустыне – 2. Как я копал в Казахстане и провел в Турции. 2. Алматы – Джетыасар – Стамбул

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 4

464 Вокзал Кызылорды


Определенный толчок развитию дало временное назначение столицей. А потом хлынул поток переселенцев и заключенных. К концу советского периода город достиг населения в 150 тысяч жителей. Однако к этому времени все «пришельцы» уже исчезли, и в настоящее время 95% населения – казахи.

Только с 2009 до 2015 годы, всего десять лет назад, население скакнуло со 160 тысяч (оно не менялось на протяжении двадцати лет, а точнее, «иностранцы» были замещены казахами) до 270 тысяч – почти на 80%! И это были в основном казахи. Каким-то образом все эти приезжие все-таки расселились в Кызылорде. Мистика.

Задним числом автор поражен, как при такой демографии в Кызылорде многие еще понимают русский язык (например таксисты). Ведь он им не нужен. Многие (например, обслуга гостницы) уже и не понимали. Вот это сначала казалось странным, но теперь-то понятно.


465 Статуя батыра


Пока автор гулял по территории, Профессор лично изготовил завтрак (462). Это была довольно спартанская еда, но вегетарианская. Надо понимать, полезная.

Железнодорожный вокзал Кызылорды

После завтрака, молодежь была отправлена в пешее путешествие по Кызылорде, а начальство занялось экспедиционными делами – нужно было подготовить машину к путешествию и сделать кое-какие закупки и административные телодвижения.


466 Вокзал Кызылорды


Мы поймали первую остановившуюся машину на улице. В отличие от продвинутой цифровизированной Алматы, тут не было ерунды типа «яндекс такси», а машины останавливались прямо на улице, как в старые добрые времена в Москве. И цены были вполне доступные.

Первым делом – к вокзалу. Если ехать назад в Алматы на буханке, то неизвестно, когда приедешь. А нужно там быть за день до отлета. Лучше ехать на поезде, и начальство одобрило. Поэтому первым делом надо купить билет. Заодно и вокзал посмотрим!

Вокзалы вдоль магистрали Оренбург-Ташкент строились в начале XX века (1905 гож) в едином стиле, хотя и различаются по индивидуальным проектам. С точки зрения известного путешественника Варандея, самый роскошный вокзал – в Казлинске.


467 Вокзал Кызылорды


По сравнению с остальным в Кызылорде, и этот – дворец (465—467). Чистенький, недавно отреставрированный, с сохранившимся интерьером, он производил бларприятное впечатдение. Чтобы войти, нужно было проходить через рамку, и она звенела, но никто не парился из-за пары инострацев.

Кассы размещались в уютном зале, он же был, видимо, и ожидания (468). Легко купил место в спальном вагоне за какие-то копейки. Поразило, что поезда ходили по московскому времени, хотя местное отличалось.


468 Внутри вокзала


Купив билеты, вышли на площадь за вокзалом, она была большой и отлично благоустроенной. Чего не скажешь об окружающей архитектуре. Хотя Варандей находит ее аутентичной в отличие от того, что понастроили при советсткой власти (469—470).


469 Дореволюционная застройка вокруг вокзала


В центре площади стояла конная статуя батыра (казахского героя) (465). На этом месте сменилось много статуй. В советское время тут была статуя рабочего и дехканина, почти как на ВДНХ, затем еще какой-то деятель, а в 2014 поставили, в связи с юбилеем, статую Жанкожа-батыра. Это был герой казахского народа XIX века. Сначала он боролся с кокандскими и хивинскими оккупантами. Русских вначале воспринимал как союзников. Но в 1857 году возглавил восстание против них. Пытался взять Казалинск – форт №1. Был разгромлен, окружен своими же казахами в ауле, вышел из юрты, сел на камень и был застрелен джигитами султана Еликея. В общем, герой освободительной войны казахского народа против оккупантов всех рас и мастей.


470 Дореволюционная застройка вокруг вокзала


Вокруг вокзала стояли какие-то полуразвалюхи (469—471), но отличающиеся по стилю от того, что мы успели увидеть во время поездки на такси. Впоследствии оказалось, что тут есть несколько привокзальных гостиниц, и здания в основном дореволюционной постройки, остались от царского режима. Поэтому Варандей и находит их аутентичными.


471 Дореволюционная застройка вокруг вокзала


Мы снова взяли такси и поехали к базару. Кызылорда вполне вписывается в сложившуюся у автора концепцию городов третьего мира – при сравнительно небольшом населении, тут страшный трафик и большое количество народа на улицах. (Центр Алматы, кстати, не такой).


472 В центре Кызылорды


В Кызылорде есть довольно широкие проспекты, но застройка осталась старая, советская, хрущевские пятиэтажки (472—473) – совсем не помпезный столичный центр Алматы. Город неухоженный. Нет разрухи, какая встречается в латиноамерикансикх и центрально-американских городах, но нет и той пестроты.


473 Советская застройка Кызылорды


Базар оказался типичным базаром, таким же, как Алматинский Зеленый базар, но поменьше по размерам (474). Надписи на вывесках – до сих пор на русском – несмотря, как было сказано, на мизерный процент этого населения в городе. Для Студентки, которая вроде не успела побывать на алматинском базаре, это было, наверно, поучительное зрелище.


474 Рынок Кызылорды


На базаре мы наткнулись на столовую. Это был не ресторан, а именно столовая для рабочих рынка. Тут вообще все было по-советски, и обслуживали ее советские тетки чуть не в белых наколках. Упросил Студентку дать поесть настоящей еды – самсы – после профессорского завтрака. Это было не совсем комильфо, есть мясо перед вегетарианкой, но зато она смогла осмотреть аутентичную столовую и ее посетителей. Заодно она могла окунуться в аутентичную амбиентную атмосферу. Ей это еще пригодится в грядущих боях.

Рядом с базаром расположена одна из главных достопримечтальностей Кызылорды – храм Казанской иконы Божьей матери. Это единственный действующий православный храм в Кызылординок области (477). Немудрено, при таком проценте православного населения.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Так как это фикционализированный отчет о поездке, то есть, художественный текст, все имена в нем изменены, чтобы не ассоциироваться с реальными людьми.

2

В «Нэшнл Джеографик» даже была недавно статья, посвященная этому вопросу. Ответ, как и положено для византинизма, витиеват, но, похоже, что «да»

3

Авторство: Original uploader was Adaykz at ru. wikipedia. Transferred from ru. wikipedia; transfer was stated to be made by User: Adaykz., викимедия

4

Здесь автор руководствовался русской википедией

5

Советская физическая карта

6

www.maps-of-the-world.net/maps/maps-of-asia/ maps-of-kyrgyzstan/ large-scale-detailed-physical-map-of-kyrgyzstan-with-all-roads-cities-and-other-marks.jpg

7

www.maps-of-the-world.net/maps/ maps-of-asia/maps-of-kyrgyzstan/ large-scale-detailed-physical-map-of-kyrgyzstan-with-all-roads-cities-and-other-marks.jpg

8

Источник указан на карте

9

Авторство: Издание переселенческого управления Главного управления Землеустройства и Земледелия. Издание переселенческого управления Главного управления Землеустройства и Земледелия, Общественное достояние, викимедия

10

Авторство: Yakov Fedorov. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/ index.php? curid=94394759

11

Авторство: Yakov Fedorov. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, викимедия

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
4 из 4