bannerbanner
Цитадели в пустыне – 2. Как я копал в Казахстане и провел в Турции. 2. Алматы – Джетыасар – Стамбул
Цитадели в пустыне – 2. Как я копал в Казахстане и провел в Турции. 2. Алматы – Джетыасар – Стамбул

Полная версия

Цитадели в пустыне – 2. Как я копал в Казахстане и провел в Турции. 2. Алматы – Джетыасар – Стамбул

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 4

Шымкент был захвачен во время натиска русских на Кокандское и Бухарское ханства. Он был населен тогда в основном оседлыми «сартами», «киргизы» же – казахи – приезжали сюда только во время базаров. Это типично для степных городов того времени. Тем не менее, Сталин его, в отличие от Ташкента, отдал казахам. Теперь тут большинство казахи, и казахское население стремительно растет.


441 Руины Отрара10.


Чимкент известен одновременно как «город садов» – тут их много, так как много арыков, а также как экологический ад. Несмотря на закрытие многих советских производств, воздух в городе, лежащем в котловине, весьма загрязнен.

Ничего этого тогда увидеть не удалось. Мы через миллионик не поехали. Мы обогнули его по трассе и выехали напрямую на север – теперь впереди лежала только пустыня, горы остались позади, на юге. И где-то слева текла великая река. Дорога была вдалеке от нее – и это не случайно. Река так часто меняет русло, что вести дорогу вдоль нее опасно и бессмысленно.


442 Закат над Туркестаном


Как уже говорилось, в Великой степи было мало городов, так как кочевникам они не нужны. Это, конечно, преувеличение. Не только верховные вожди племен со временем приходили к мысли, что им нужно какое-то постоянное место, в виде крепости, но и Великий шелковый путь, проходивший через степь почти две тысячи лет, нуждался в стационарных точках – не случайно упоминается, что вокруг Тараза было примерно тридцать таких поселений, где останавливались караваны. Этакие трак-стопы древности.

Как правило, такие города возникали в природных оазисах, где была гарантирована вода.


443 Новостройки Туркестана


Во второй половине XIX века, сразу после завоевания Средней Азии Россией, Гейнц, один из современных мемуаристов, пишет в путевых заметках о Чимкенте, что основное занятие типичного горожанина-сарта (то есть, оседлого узбека) – это торговля, содержание склада и торговые операции с товарами. И это тогда, когда Шелковый путь уже практичеи исчез, но торговые связи между Россией и Сибирью осуществлялись караванами.

Местные жители говорили Гейнцу, что в старые времена, когда Шелковый путь был в расцвете, в этих краях процветал урбанизм такой, что «кошка могла бы пробежать по крышам домов от Шымкента до Арала, не спускаясь». Символично.

Вместе с тем, из современных городов, только четыре существовали до XIX века – Туркестан, Чимкент, Тараз и еще Уральск, основанный в XVI веке казаками. Все остальное возникло уже в XIX веке, в основном, как русские форты и поселения (за исключением Кызылорды – ее основали кокандцы). Все остальные города, существовашие ранее, к этому времени были уже заброшены.


444 Строительство новой мечети в Туркестане


Города в пустыне были, и, временами, они играли роль не просто перевалочных баз или крепостей вокруг ханских дворцов, а центров цивилизации и ремесел. Особенно часто они возникали там, где близко была вода – то есть, вдоль течения Сырдарьи и Амударьи.

Мы как раз свернули на этот маршрут, нижнюю половину течения Сыр-дарьи (карта 455). Впереди, примерно в 150 километрах от Шымкента, были руины великого средневекового города Отрара.


445 Маршрут от Шимкента до Кызылорды с указанием важнейших исторических городов (яндекс)

Отрар

Отрар, он же Фараб (отсюда, кстати, имя Аль-Фараби) расположен примерно в десяти километрах к западу от железной дороги, от станции Тимур, то есть, ближе к современному руслу Сырдарьи, примерно в 120 км от Шымкента и 60 км к югу от Туркестана, около села Талапты (карты 440, 445). Неподалеку в Сырдарью впадает ее последний приток – река Арысь.


446 Спутниковый вид Саурана (гугломап)


Когда-то Отрар был одним из крупнейших городов Средней Азии. В нем жило до 200 тысяч человек (441). В том числе, философы и ученые, поэты (вроде Аль-Фараби). Его построили кангюи – племя, господствовавшее в те времена, после саков, в этой местности, в первом веке н. э. Название (Фараб) иногда возводится к персидскому Параб – «орошаемые земли», и, возможно, он уже существовал до н.э. при Ахеменидах.


447 Руины Саурана11


В VI – VII веке эти земли захватили тюрки, а потом арабская оккупация. Фараб-Отрар стал частью исламской цивилизации. Здесь правили Караханиды и Отрар даже чеканил собственную монету.

Отрар был типичным степным городом, с цитаделью на холме и шахристаном вокруг него, а также рабадом в общей площадью в два квадратных километра (441) Вокруг было множество поселков-спутников.

В XII веке он попал в сферу влияния Хорезмского ханства и там правил дядя Хорезм-шаха. Благодаря этому Отрар сыграл одну из ключевых ролей в мировой истории.

В 1218 году Чингис-хан послал торговый караван из почти пятисот купцов и послов, прибывший в Отрар. Дядя шаха обвинил их в том, что они – монгольские шпионы и казнил весь караван. Судя по всему, мера экстраординарная. Такие были нравы. Вероятно, тюрки мало тогда знали о монголах. Племя было молодое.

Удалось сбежать только одному погонщику. Чингиз-хан послал трех послов к начальству дяди, Хорезм-шаху, с жалобой на правителя Отрара. Но тот казнил главного посла, а другим сбрил бороды. Переоценил свои силы и значение.

Отрар представил Чингис-хану очевидный casus belli, хотя данный правитель не особо-то в нем и нуждался. В 1219 году войско Чингиза-хана осадило Отрар. Тот пять месяцев сопротивлялся, а потом один предатель открыл ворота. Чингиз-хан казнил всех жителей. На закуску, казнили предателя. Отрар был разрушен. Чингиз-хан прошелся огнем и мечем по остальным среднеазиатским городам. Включая Хорезм. Прежняя цивилизация погибла и никогда уже не возродилась.


448 Этнический ресторан на шоссе


Но это был важнейший транспортный узел и вскоре город возродился. Ему суждено было сыграть вторую ключевую роль в монгольском нашествии – Тимур, Тамерлан, посетил его в 1405 году и умер там, предположительно от простуды, в одном из своих дворцов. Благодаря этому Европа оказалась спасена от монгольского нашествия. Один великий монгольский правитель уничтожил город, другой великий монгол нашел в нем смерть. Не всякий город может таким похвастаться. Интересно, существует ли сюда монгольский туризм?


449 Местная столовка


После смерти Тимура среди его потомков начались последовали междоусобные войны. Отрар переходил из рук в руки. Наконец, сформировался казахский этнос, а в XVI – XVII веках появилось казахское ханство. Казахи оприходовали Отрар. Но в XVIII веке начались войны казахов с вторгшимися джунгарами. В это время Шелковый путь давно утратил свое значение, стало значительно меньше караванов, в Отраре перестали поддерживать систему орошения, и земли пришли в упадок. Уже к концу XVIII века здесь оставалось не более 40 семейств – город превратился в деревню. А потом земля совсем пересохла и город был оставлен.

Его раскопки начались только в 1960-х годах. В 2001 году он попал в список культурного наследия ЮНЕСКО, и его начали восстанавливать и консервировать. После завершения программы ЮНЕСКО, его, судя по всему, просто реконструировали, надеясь создать археологичсекий заповедник и привлечь туристов.


450 Ужин под Сыгнаком


Мы не могли отклоняться на Отрар, увы. Что Отрар. Мы не остановились и в Туркестане, бывшем Ясе, через который проезжали уже в сумерках (443—444), см. карту (445).

Туркестан

Туркестан во, зник позднее Отрара, примерно в v веке, и долгое время оставался в его тени, набирая значение по мере того, как Отрар ее терял. Значение же Ясы (Шавката), как назывался тогда город, росло. Неподалеку от мавзолея Ходжи Ахмеда Яснави было обнаружено городище Культобе, возникшее, как и Отрар, в кангюйский период. Сначала это была только цитадель, потом присоединился шахристан.

Яса входил в один из тюркских каганатов. В XI веке тут жил известный суфийский шейх Ясави. Это и обеспечило славу Туркестану (получившему это название в XVI веке, когда он уже входил в казахский ханат). В XIV веке Тамерлан приказал начать строить мавзолей шейха, законченный много позже.

Это – один из крупнейших мавзолеев. Мавзолей ходжи Яснави – туристичекий якорь Туркестана. «Этот город известен в исламском мире как место, где расположена гробница суфийского проповедника, мистика и „апостола истины“, основателя одного из распространенных суфийских тарикатов Ходжа Ахмеда Ясави. Тем и приметен в настоящее время на туристической карте Казахстана. Мавзолей-ханака Ходжа Ахмеда в Туркестане, пожалуй, самый посещаемый в стране туристический объект», по словам одного из руководителей архелогических раскопок в Туркестане.

Мы проезжали Туркестан в начинавшихся сумерках (443—444). Прямо на въезде поразила обращенная на юг шеренга многоэтажек, как будто из урбанистического фильма-дистопии о будущем. Их было штук двадцать. Во всем Туркестане живет порядка 150 тысяч человек – зачем тут многоэтажки?! Это меньше, кстати, чем было в Отраре на пике могущества.

– Это Назарбаев понастроил, такой у него был проект, – заметил Профессор. – Туркестан радикально изменился буквально за три года. Теперь это совсем другой город.

Построили развлекательный район Караван-сарая, типа Венеции с каналами. Международный аэропорт. И все это – на одном мавзолее суфийского шейха, больше же практически ничего нет. Неужели же сюда едет больше туристов, чем во всеь остальной Казахстан с его озерами, пустынями, Аралом и горами? Получается, так. После того, как Шымкент перешел под непосредственное управление центра, Туркестан получил статус областного центра и область была переименована в туркестанскую.

Мы проехали еще с полчаса, совсем стемнело. Начальство решило сделать перерыв и поесть. Мы остановились на каком-то постоялом дворе, это не был даже трак-стоп (448—450). Потом только понял, что мы были совсем рядом с развалинами Саурана – еще одного значительного города на Шелковом пути.

Сауран

Как и большинство городов Шелкового пути, он был основан еще кангюйями или усунями, в начале н.э., и впоследствии принадлежал тюркским каганатам. В то время тут были огузы – кипчаки селились к севереу от Арала. Его развалины так и остались там, как и городище Каратобе в трех километрах юго-восточнее нынешнего городища Сауран.

В начале монгольского нашествия, Сауран был, как водится, сожжен и возродился уже на новом месте. В XIV веке он был столицей Белой орды (Ак-орда) и насчитывал до 15 тысяч жителей. Тимур использовал Сауран как укрепление борьбе с Золотой ордой, а потом были многочисленные войны Казахского ханата с Шейбанидами (в районе Узбекистана). В XVIII веке город был уже заброшен. Несмотря на то, что строительный материал был растащен местными жителями, Сауран сохранил городские стены, и теперь еще и восстановлен мост через ров.

Сыгнак

Следущий памятник через несколько десятков километров, еще ближе к Кызылорде – это Сыгнак. Так как он расположен к востоку от Сырдарьи, его называли сухопутным портом. От Сырдарьи к нему был проведен 20-километровый канал.

Утверждают, что за день через базар Сыгнака проходило до 500 нагруженных верблюдов, и все товары бывали проданы. В то же время, население собственно города было невелико – порядка 5—10 тысяч человек. далеко до Отрара.

Сыгнак знаменит тем, что он еще в XII веке стал столицей кыпчаков (эта территория уже принадлежала им, а не огузам). (Не забудем, что южнее почти все города в то время населялись сартами, то есть узбеками). Когда пришли монголы в, Джучи отправил посла с предложением сдаться. Горожане ответили отказом и убили посла. Город был взят штуромом, сожжен и все население вырезано. Такие были времена. Как утверждает один блогер, Варандей, еще пятнадцать лет назад земля около города была успына костями, но в 2021 году он уж ничего такого там не нагшел.

Ондако, как и Туркестан, Сыгнак возродился и стал ставкой сначала Золотой орды, а потом Белой орды. Здесь было критическим наличие воды. Оазисы, где была вода, всегда имели урбанистическую перспективу.

После ослабления монголов в результате междуусобной борьбы между Золотой ордой и Тимуридами, в конце XV века город надолго стал столицей кыпчаков – то есть, Казахского ханата. В XVII веке город пришел в упадок, и его территория использовалась под кладбище.


451 Мы в Кызылорде!


Сейчас его руины находятся неподалеку от села Санаката. Сохранились частично стены шахристана, тянущиеся на 400—500 метров, и башни. Частично сохранилась жилая застройка. С середины 2000-х, началась, как и в Отраре, реконструкция города как туристического объекта. То есть, фактически, его окончательное разрушение и постройка новодела.


452 Спальня в номере «Дарии»


Хотя было еще не поздно, уже далеко не все рестораны на постоялом дворе работали. Но Профессор, судя по всему, тут бывал. Он уверенно направился к одному из окошек, и заказал еду. Ему вполне удалось объясниться на русском и его поняли на той стороне окошка. Пока мы толковались, из открытой двери кухни-дома вышел маленнький мальчик – увы, фото не передает его загадочного лица Будды (449).


453 Номер в «Дарие»


Мы расположились в позе лотоса под балдахином вокруг достархана (448). Восточная экзотика (450)!

Прибытие в Кызылорду

Предстоял последний рывок в 200 километров до Кызылорды. Была уже ночь. Удивительно, как наш Инженер выдержал это. Фантастический человек! Мы помчались вперед.

Около двух ночи мы въехали в Кызылорду (451). Последовала небольшая перепалка впереди, «где же эта улица где этот дом», где был забронирован отель. Инженер забронировал его накануне по телефону.


454 Кухня в «Дарье»


Проблема заключалась в том, что за время с прошлого раза горисполком поменял название улиц, и навигатор не находил новую улицу, где был отель. А точку на телефоне не поставишь. Вспомнили, где он примерно находилмся, и, доехав до угла улицы, спросили каких-то таксистов, и они нам показали, куда повернуть.


455 Интерьер номера в Дарье


В отеле нас ждали. Нам отвели огромный номер с четырьмя кроватями и гостиной. Тут можно было роту разместить! Но спальня была всего одна. Такие тут нравы. В итоге, Студентку мы устроили спать в гостиной, а сами разместились в спальне. Есть уже не стали. Впереди было утро и день в Кызылорде.

3.4 Кызылорда

Отель «Дария» оказался огромным особняком с четырьмя или пятью большими квартирами, которые сдавались как гостиница (456). Адрес у нее был пер. Бакирова, 2, Кызылорда (457). Вокруг был целый хоздвор с постройками и гостевой домик для персонала. Кто и как так строится, и для кого, под какой коллектив это все рассчитано – это загадка. Вполне возможно, впрочем, что все эти номера – просто двухкомнатные квартиры. Где поставили в спальни по четыре одиночных кровати вместо огромного ложа. Только и всего. И рассчитан он был на большую многопоколенную семью, с родителями, взрослыми детьми живущими в своих квартирах.


456 Отель Дария


Впрочем, там могло быть еще несколько домов. Но, разумеется. это была не «индустриальная» гостиница. Но и на эйрбнб это не очень тянуло.

Днем выяснилось, что интерьер квартиры удивительно помпезный. Какие-то панно со львами с оптическими обманами (458). Невероятные потолки и тяжелые атласные шторы, какие бывают только в театре (459—460). Невозможно представить себе такой интерьер в гостинице. Кажется, это имеет даже название – то ли казахский шик, то ли алматинский шик. Но тут была Кызылорда.

Может, это был частный богатый дом, но его конфисковали, продали с торгов, или еще что-то, и решили сделать гостиницу? Непонятно.


457 Карта Кызылорды с указанием важнейших пунктов (яндекс)


Предназначался для ночевок большими группами или семьями. Цены были дешевые.


458 Украшения в номере


Обошел территорию. Она большая, но странно устроенная. Стал выяснять, где тут базар и центр города у дамы на ресепшене. Она еще говорила по-русски, но остальной обслуживающий персонал – уже нет. Что-то такое было уже в Алматы, в «Шелковом Пути», но не в таких масштабах.


459 Салон в номере Дарьи


Только потом стало ясно. В Кызылорде только 5% населения русских. Из 350 тысяч, это примерно 15 тыщ. И так было всегда. Удивительно, что они тут вообще еще помнят русский.


460 Роскошные шторы в Дарие

Краткая история Кызылорды

Читатель, возможно, помнит, что старых городов в Казахстане всего четыре, остальные основаны в конце XVIII – XIX веков русскими. Но не все! Кызылорда как раз основана русскими, а их противниками – кокандцами, то есть, армией Кокандского ханства, с которым Россия в то время воевала.

История степных народов полна турбулентности. И если в силу отсутствия письменных свидетельств мы слабо представляем себе, что творилось в степи до начала второго тысячелетия нашей эры, то после того, как ослабла и начала распадаться империя Орды, мы более-менее это представляем.

Когда монголы ослабели в результате внутренних розней, местные тюркские племена воспряли и тут же стали возникать ханства. В районе Каратау (хребет к востоку от Сырдарьи) возникло Казахское ханство, а на юго-западе, в бывшем Мавераннахре, возник Бухарский ханат. Однако не прошло и двухсот лет, как и он начал рушится под внутренними распрями, и тогда на его окраине возникло кокандское ханство, с центром в Коканде. Его этническую основу составили тюркские племена, впоследствии записанные в состав узбеков.

Хотя Шелковый путь давно потерял свою актуальность, кокандцы активно распространялись вдоль маршрута Сырдарьи и на север. Именно они составляли большинство населения существовавших уже тогда Чимкента, Тараза и Туркестана. Казахи, так и оставшиеся кочевниками, городами не слишком интересовались, они приходили в них в основном, чтобы торговать. Поэтому кокандцы не встречали с их стороны большого сопротивления.

Но на их беду, в это время начала экспансию в Туркестан Российская империя. Российские войска шли на юго-восток, создавая опорные точки – форты – и населяя их в основном казаками.

Казахский ханат (ханство), образовавшийся формально в XV веке, при ослаблении Золотой орды, и набравший значительную силу в XVI веке (когда ему подчинялся даже Иван Грозный – были и такие времена!), в XVII веке начал разваливаться из-за междоусобной борьбы. В XVIII веке казахи столкнулись с агрессией джунгаров (калмыков, ойратов). Казахский ханат состоял из трех больших племенных объединений, жузов, и они один за другим пошли под руку русской империи. Империя, как водится, принимала их сначала как автономные единицы с самоуправлением, но потом брала все под контроль. В начале XIX века, в 1821 году, автономное управление казахов было ликвидировано. Так же поступили тогда и с грузинами, а до них с украинцами.

Какие-то племена, однако, остались под властью кокандцев. Кокандцы продвинулись на северо-восток, захватили Туркестан, и, желая оказать сопротивление русским, основали в 1820 к северу от него собственный форт – Ак-Мечеть, Белая мечеть, на месте одного из древних поселений на Сырдарье. Это-то и было начало Кызылорды. Кокандцы вели борьбу на два фронта – против бухарцев и против русских.


461 Хозяйственные постройки в Дарие


Оставшиеся под властью кокандцев племена казахов начали переходить под подданство России. Это обычно объясняется тем, что русские были хоть как-то предсказуемы в своих требованиях, а кокандцы были беспредельщиками.

Генералы Перовский и Хрулев в 1852 году, со второй попытки, взяли Ак-Мечеть. Сначала Перовский назвал ее «Фортом №3» (первые два были – считая от Арала на восток – нынешний Казалинск и Жузалы) и населил гарнизоном казаков. Вообще все первые «русские» жители в Казахстане были на самом деле казаки. Как отмечал потом один из путешественников в конце XIX века, их удар по окружающей среде был сокрушительным. Они, например, вырубали деревья, которые не рубили кочевые казахи, прекрасно понимавшие, что произойдет со степью, когда будут вырублены деревья. Но казакам было наплевать на экологию. Как и Хрущеву потом.

В 1853 форт №3 переименовали в Перовский, и только после революции на некоторые время ему вернули имя Ак-Мечеть.

Тут последовали сложные события в государственной принадлежности этой земли. Исторически так сложилось, что в Российской империи казахи вначале не воспринимались как отдельный народ, а являлись частью «киргиз-кайсацкой орды», то есть, считались «киргизами». Это смешение современных племен повелось еще с джунгар и передалось русским, и объясняется тем, что в степи не было статических границ, кочевья были близки, национальной идентичности в нынешнем ее понимании не было. То есть, отдельный встреченный кочевник на вопрос, кто он по национальности, не отвечал «я казах» или «я киргиз», а называл свой жуз или племя.


462 Завтрак в Дарие


После революции, власти пошли сначала по имперскому пути и создали «автономную Туркестанскую АССР» в составе РСФСР. Затем территорию будущего Казахстана назвали Киргизской АССР в составе Российской Федерации. Этого потребовали возникшие уже к первой революции, 1905 года, национальные силы казахов. Тогда в Киргизскую АССР входила и Оренбургская область. А столицей КАСС был назначен Оренбург. Будущую же Киргизию назвали Горно-Киргизской или Кара-Киргизской АССР.

Однако в 1925 году произошли подвижки. Оренбургскую область присоединили к Южному Уралу, а Киргизской АССР придали несколько других областей, и переименовали в Казахскую (а Кара-Киргизскую в Киргизскую).


463 Вокзальная площадь Кызылорды


Столицей назначили Ак-Мечеть, переименованную в 1925 году в Кызылорду. Вопреки ощущениям обычных школьников, Орда тут – не «орда», как хаотическая группа людей, или монголов, а «ставка» или «столица». В Кызылорду – «Красную Столицу» – перенесли столицу АССР. Но уже через два года перенесли столицу уже Казахской АССР в составе России в Алматы. Киргизской же СССР назвали территорию каракиргизов. И только в 1936 году Казахстану дали статус союзной республики. Запутанная история!

Судьбу Кызылорды решило то, что в 1905 году тут оказалась станция железной дороги Оренбург-Ташкент. Это была важнейшая магистраль, БАМ того времени, соединивший Россию, Урал с новоприобретенными колониями. Алматы в то время осталась далеко в стороне. Ключевое значение транспортных узлов имели Кызылорда, Туркестан и Чимкент.

На страницу:
3 из 4