bannerbanner
Путь осмысленной и счастливой жизни
Путь осмысленной и счастливой жизни

Полная версия

Путь осмысленной и счастливой жизни

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 7

Итак, в нас заложены три инстинкта:

1. Инстинкт самосохранения – движущая сила, которая побуждает потреблять и накапливать еду, избегать опасности (большинство непроизвольно побежит, встретив в лесу медведя), исследовать новое (с целью поиска пропитания и убежищ).

Инстинкт самосохранения достаточно сильный, поэтому так тяжело совершить самоубийство, и многие попытки заканчиваются неуспешно. А экстремальные виды спорта и развлечений (как например, прыжки с парашютом или тарзанка), существующие чтобы привнести адреналин в размеренный быт, просчитаны и относительно безопасны (во всяком случае те, кто ими занимается, не имеют желания свести счёты с жизнью).

Инстинкты вплетаются в нашу обычную жизнь, приобретая порой интересные скрытые формы. Так важнейшая задача организма, самосохранение, обуславливает предпочтение знакомое неизвестному, ассоциируя последнее с риском. Именно поэтому некоторые (особенно дети) боятся темноты. В результате эволюции сознания мы приобрели страх смерти. Млекопитающим, к которым относится хомо сапиенс, знакома только боязнь опасности. Но человек, находясь в комфорте и достатке, может задумываться о том, что ждёт его после жизни, и страшиться этого, так как его пугает неизвестность.

По причине изменения условий существования и отсутствия «внешнего давления» человек сталкивается с негативными проявлениями, аналогичными описанным в опыте «Вселенная 25». При отсутствии контроля «животные мотивы» могут привести к гипертрофированным формам поведения: например, перееданию, чрезмерному потреблению (вещизму) и их отрицательным последствиям. Многими движет скрытый страх перед будущей возможной нуждой. Он проявляется в накопительстве на чёрный день, что порой приобретает форму скупердяйства (напомню историю про самого богатого человека своего времени, Жана Пола Гетти, который отказался платить выкуп за похищенного внука, что было рассказано в фильме Ридли Скотта «Все деньги мира»). А тяга к исследованию нового и «потреблению информации» с текущим её избытком приводит к «передозировке» с негативными последствиями, о которых будет рассказано далее.

2. Инстинкт продолжения рода (половой) толкает мужчин и женщин на взаимоотношения, что в естественной среде приводит к появлению потомства. В природе только выжившие, лучше приспособленные к окружающему миру, а также прошедшие «половой отбор» получают возможность передать генетический материал последующим поколениям. Этот закон действует и в наше время.

3. Социальный инстинкт взаимодействия с себе подобными появился в результате эволюции организмов. Он даёт конкурентные преимущества в выживании. Так гоминиды, сотрудничая, не только охотились на зверей, защищались от хищников, но и изменяли окружающую среду под свои нужды.

В результате наблюдений за приматами было выявлено, что «социальные черты» свойственны не только людям. В подтверждение приведу выдержки из книги Франса де Вааля «Истоки морали. В поисках человеческого у приматов». Я это сделаю и для того, чтобы подчеркнуть необходимость изживания в себе эгоизма, гордыни и пафоса, а также пристыдить некоторых представителей человеческого общества, которым бы следовало брать пример с наших «братьев» в их лучших качествах: ведь обезьянам присущи нравственные начала, как например, дружелюбие. «Известны случаи, когда самки шимпанзе буквально тащили упирающихся самцов навстречу друг другу, чтобы примирить их после ожесточённой схватки, и одновременно вырывали оружие из их лап. Более того, высокоранговые самцы регулярно выступают в роли беспристрастных арбитров, разрешая споры в сообществе. Для меня эти намеки на заботу об общественных интересах служат знаком того, что строительные кирпичики нравственности старше человечества…»

Лидерство, харизма, смекалка и управленческие навыки – отнюдь не уникальные человеческие качества. «В молодости Финеас был альфа-самцом, но ближе к 40 годам стал относиться к лидерству спокойнее. Он обожал играть с подростками, заниматься грумингом с самками и следить за порядком. Едва заслышав шум ссоры, Финеас спешил на место событий и принимал угрожающую позу – да так, что вся шерсть у него вставала дыбом, – чтобы прекратить скандал. Он готов был стоять между спорщиками до тех пор, пока не прекращались вопли и визг. Такая “контролирующая функция” хорошо известна и у диких шимпанзе. Примечательно, что самцы в этой роли никогда не принимают чьей бы то ни было стороны: они защищают более слабого участника ссоры, даже если вторая сторона – их лучший приятель. Я часто удивлялся подобной беспристрастности, ведь она идёт вразрез со многими другими обычаями шимпанзе. Однако роль контролёра заставляет самца отказаться от своих социальных пристрастий и тем самым реально работает на благо сообщества.

Нам с Джессикой Флэк удалось показать, как полезно для группы такое поведение. Для этого мы временно удалили из вольера тех самцов, которые обычно исполняли в ссорах роль арбитров. В результате обезьянье сообщество буквально расползлось по швам. Заметно вырос уровень агрессии, а примирения, напротив, стали реже. Но стоило вернуть самцов в группу, и порядок сразу восстановился. Однако остаётся вопрос: почему они это делают? Какую пользу для себя извлекают? Основная идея здесь в том, что высокоранговые самцы, вступаясь за слабых и неудачливых, зарабатывают себе этим уважение и популярность в сообществе. Но если для молодых самцов такая стратегия годится, то для Финеаса – вряд ли. К концу жизни этот спокойный старый самец очевидно ослабел и, судя по всему, отказался от всяких амбиций. Тем не менее он усердно отслеживал случаи раздора и вражды в группе. Его стремление к всеобщему согласию, безусловно, шло на пользу всем, кроме, может быть, его самого. Неужели и шимпанзе великодушнее, чем полагалось бы по геноцентрической теории?» [Франс де Вааль, 2018].

Мы очень близки к шимпанзе по генам и характеру. И основы человеческой морали и организации социума были заложены природой. Так Франс де Вааль в своих книгах приводит свидетельства контроля негативных для общества качеств. «Эффективность самцов с большим рангом в контролировании агрессии стала ясной через пару лет, когда мы попытались держать самцов и самок раздельно в двух больших зимних залах. Мы полагали, что это приведёт к снижению напряжённости в колонии, поскольку у самцов не будет самок, за которых можно конкурировать, а самки и их потомство будут избавлены от частых демонстраций среди самцов. Через несколько недель самцы в своём зале чувствовали себя отлично, однако среди самок мы стали замечать всё больше драк. Однажды разразился такой конфликт, приведший к серьезным укусам, что нам пришлось послать самцов, когда самки не стали отвечать на наши крики. Самцы, следившие за стычками на слух, бросились в зал самок и раскидали дерущихся в стороны. Тот же маневр нам пришлось повторить и через несколько дней – с тем же результатом. Я никогда не видел, чтобы самки шимпанзе так относились друг к другу. В целях предотвращения новых травм мы решили содержать колонию вместе» [Франс де Вааль, 2022]. Этот отрывок также свидетельство того, что в природе есть гармония мироустройства, и насильственное вмешательство извне приводит к её разрушению.

Франс де Вааль приводит примеры дружбы и бескорыстной помощи среди человекообразных обезьян («Истоки морали. В поисках человеческого у приматов»): «Для шимпанзе помощь сородичам, не связанным с ними кровным родством, достаточно обычное дело. В качестве примера можно привести Уошо – первого в мире шимпанзе, обученного американскому языку жестов. Услышав однажды крик едва знакомой ему самки и увидев, как она упала в воду, Уошо преодолел две электрические изгороди, добрался до неё и вытащил на безопасное место. Другой случай произошел в Фонголи (Сенегал) с дикой самкой по имени Тиа, у которой браконьеры унесли маленького детёныша. К счастью, учёные сумели отнять малыша и решили вернуть его в группу. Джилл Пруэтц описывает, как подросток Майк, не состоящий с Тиа в родстве и слишком молодой, чтобы быть отцом малыша, взял младенца с того места, где его оставили исследователи, и отнёс прямо к матери. Очевидно, он знал, чей это малыш, и к тому же заметил, вероятно, как трудно Тиа двигаться после того, как её порвали собаки браконьеров. В течение двух дней Майк носил малыша во время всех групповых переходов, а Тиа потихоньку хромала следом.

Среди приматов встречаются даже самые “затратные вложения” – усыновления не родных по крови детей. Причем делают это не только самки, от которых, в принципе, можно было бы ожидать подобных поступков. В недавно опубликованном докладе Кристофа Боша из Кот-д’Ивуара перечислены по крайней мере 10 случаев за 30 лет, когда самцы шимпанзе, живущие в дикой природе, усыновляли подростков, потерявших своих матерей. В 2012 г. компания Disneynature выпустила научно-популярный фильм “Шимпанзе”, в котором Фредди, альфа-самец группы, берёт под свое крыло подростка Оскара. Фильм основан на реальных событиях из жизни приматов. Когда мать Оскара внезапно умерла, съёмочная группа фильма случайно оказалась в нужном месте в нужное время и продолжила съёмки, хотя перспективы маленького Оскара казались более чем сомнительными. Фредди действовал так же, как действуют в подобных ситуациях другие самцы-усыновители: он делился с малышом пищей, позволял тому спать в своём ночном гнезде, защищал от опасностей и старательно искал, когда тот терялся. Некоторые самцы заботятся о приёмных детях больше года, а один самец делал это больше пяти лет (шимпанзе достигают зрелости не раньше 12-летнего возраста).

Если не считать грудного вскармливания, эти приёмные отцы брали на себя все те обязанности, которые выполняют матери по отношению к своим детям, и резко увеличивали тем самым шансы сирот на выживание. Судя по результатам ДНК-анализа, приёмные отцы не всегда связаны с воспитанниками кровным родством».

«…Человеческий, и животный альтруизм объединяет отсутствие каких бы то ни было далекоидущих мотивов. Мало того, иногда человеку трудно подавить в себе альтруистический импульс. Джеймс Риллинг, мой коллега по работе в Университете Эмори, при помощи экспериментов по нейровизуализации пришел к выводу, что для человека характерна “эмоциональная склонность к сотрудничеству, преодолеть которую можно только при помощи сознательного когнитивного усилия”. Подумайте: это означает, что первый порыв человека – довериться и помочь; лишь во вторую очередь мы начинаем взвешивать возможность не делать этого, и для такого решения нам нужна причина. Только одна категория людей лишена этого естественного импульса, вот почему на лекциях я обычно саркастически замечаю, что “теория лакировки” прекрасно описывает сознание психопатов. Риллинг показал также, что, когда нормальный человек помогает другим, в его мозгу активируются зоны, связанные с наградой. Делать добро приятно». Есть те, кто отстаивают позицию, что животными и человеком движет удовольствие, и любые действия сознательно и бессознательно оцениваются с точки зрения личной выгоды. Кроме того, долгое время считалось, что мораль, религия, законы есть сдерживающий «намордник» на лице человеческого эгоизма. Однако исследования приматологов показывают, что обезьянам также свойственны моральные качества и альтруизм, и именно они являются связующими факторами общества.

Социальный инстинкт толкает нас на взаимодействие с себе подобными. Нам тяжело или даже невозможно жить без общения с другими людьми (здесь мы не рассматриваем индивидов с генетическими, психическими отклонениями, как например, аутистов). Поэтому Робинзон был рад найти Пятницу на необитаемом острове, а любой человек, который окажется на долгое время в изоляции, будет постоянно мысленно общаться с образами в своей голове и с окружающими предметами. Сотрудничество даёт множество преимуществ. Поэтому, по моему мнению, восточная культура, построенная на тесном социальном взаимодействии, близка к природе и в долгосрочной перспективе имеет больше положительных сторон по сравнению с западной, с ценностями индивидуализма и жёсткой конкуренции.

Современные тенденции развития цивилизации привносят определённые коррективы в изначальное устройство общества. Раньше мы проводили дни в трудах в коллективе, вечера в семейном кругу или с товарищами. Были различные варианты совместного времяпрепровождения: пение, чтение, игры, обсуждение вопросов, новостей и так далее. Чувство единения было привычно. В последние сто лет прогресс создал множество благ, но, как и многие творения, они имеют и «обратную сторону»: телевидение, интернет, социальные сети, компьютерные игры заменяют общение с людьми. Современные средства коммуникации и подмены реальности настолько прочно вошли в нашу жизнь, что мы не мыслим своё существование без них. Вспоминаю 2000 год, когда сгорела Останкинская телебашня. Это стало для многих жителей столицы России шоком и трагедией. Телевещание не работало 2 месяца (в зависимости от района Москвы его восстановление шло с разными сроками), а интернет ещё не был развит по причине низкой доступности и невысокой скорости. Первоначальное состояние напоминало «наркотическую ломку»: и действительно был изменён привычный уклад жизни с просмотром любимых передач и сериалов в определённое время суток. Похожее чувство я испытал, когда в 1987 году приехал в Африку (моего отца направили в командировку в Ливию). Я лишился привычного общения и игр с товарищами в сквере напротив нашего дома. У нас долгое время не было телевизора, телефона и возможности самостоятельно выйти на улицу или куда-либо еще. Общение с другими людьми было ограничено временем занятий в школе и игр в футбол, волейбол в клубе при Посольстве. Может поэтому я так полюбил книги…

Технические средства занимают всё больше времени и модифицируют социальные и семейные связи. Западная пропаганда индивидуализма также вносит свою лепту. Разделение социума на определённые роли с разными обязанностями претерпевает значительные изменения, которые в некоторых случаях можно считать деградацией. К примеру, вожак, в прошлом самый сильный или умный, пользовавшийся почётом и уважением, ныне теряет их, как и прежние рычаги власти, что сказывается на управляемости организационных систем. Отмечу, что в социальном устройстве немаловажную роль (помимо альтруизма, дружелюбия, сотрудничества, сопереживания, сочувствия, принесения себя в жертву ради пользы общества) играют такие качества как доминирование и подчинение – без них невозможно было бы построить эффективные структуры. Доминирование проявляется в желании забраться наверх иерархии для получения различных благ в виде еды и «доступа к противоположному полу» (хотя в природе положение лидера предполагает и немалую ответственность). В первую очередь, оно свойственно мужчинам, но не чуждо и женщинам (что показали наблюдения за животными). Перед лицом же старшего по иерархии в действие вступает функция подчинения. Инстинкты и мотиваторы имеют в природе прямую целесообразность, направленную на выживание вида. В человеческом же обществе механизм нередко даёт сбои, что приводит к различным «отклонениям», к паталогическому желанию выделиться, стать первым и признанным любым способом, даже преступным, как поступок Герострата, который ради памяти в веках сжёг прекрасный храм Артемиды, или глупым, хотя сам субъект это таковым не считает27. И есть множество вариантов, чтобы продемонстрировать «высокий» статус и потешить эго: дорогие украшения, брендовая одежда, автомобили, техника (смартфоны, планшеты и другие). Можно создать мнимый образ «успеха и величия» через социальные сети и получить определённые «дивиденды», один из которых удовлетворение социального инстинкта через «лайки» и комментарии.

Помимо инстинктов поведением человека «руководят» гормоны, важные для жизнедеятельности химические вещества, вырабатываемые железами эндокринной системы. В организме всё взаимосвязано. И при неправильном питании, образе жизни (что часто происходит в городском мироустройстве), в некоторых других случаях происходит изменение или нарушение соответствующего уровня тех или иных гормонов. В результате это сказывается на настроении, самочувствии, состоянии здоровья, ощущении удовлетворённости. Для желающих более подробно узнать о влиянии гормонов на жизнь рекомендую книгу Роберта Сапольски «Игры тестостерона и другие вопросы биологии поведения».

Формирование личности под воздействием внешней среды

В целом можно представить, что человек появляется на свет в виде «заготовки» (набора определённых физических, психических и умственных характеристик, что определяется генами) и в дальнейшем формируется под воздействием внешней среды (пренатальной и постнатальной среды, воспитания, окружения, жизненного опыта) в уникальную личность. И какая она получится зависит от множества факторов. Так выдающийся итальянский скульптор Возрождения Микеланджело Буонарроти взял мраморную глыбу, ни на что негодную по оценкам современников, потому что она была «безнадёжно» испорчена предыдущим мастером. Он разглядел в ней прекрасный образ Давида и высек статую, которая и поныне восхищает человечество. Очень красивая, по моему мнению, аллегория. Индивид может быть сформирован средой, обстоятельствами и кругом общения. Но он способен меняться и стать тем выдающимся творцом своей личности, который путём каждодневной работы превратит себя в чудесное создание по имени «Человек» с большой буквы. Такие случаи имели место в истории. Из художественных героев в моей душе отрадно отзываются трансформации Жана Вальжана из романа Виктора Гюго «Отверженные» и старца Зоси́мы из книги Фёдора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы».

На жизненном пути усваиваются знания и вырабатываются динамические стереотипы поведения в процессе следующих активностей.

1. Наблюдение за внешним миром.

2. Опыт и получение ответной реакции на собственные действия или бездействие. Так, если ребёнка в детстве укусит собака, то он будет испытывать страх перед псами, ожидая агрессию с их стороны. А если тебя обманул лучший друг, когда ты ему доверился и открылся, то возможно формирование опасения повтора ситуации и при последующих отношениях.

3. Обучение. Человек обладает возможностью получения знаний от родителей, учителей, окружения, а также из литературы, интернета, СМИ, где есть как полезная, так и «вредная» информация. Индивид впитывает (и в некотором роде ему в той или иной степени насильно насаждают, прививают) культуру, религию, законы, идеологию.

Под воздействием вышеуказанных факторов (инстинктов, воспитания, опыта, окружения, правил и обычаев) формируются мировоззрение, ценности, принципы, определённые мотивы (доминанты), привычки, шаблоны поведения (в терминах психологии – паттерны или динамические стереотипы). Так неприученный к самостоятельности ребёнок, которого постоянно и во всём оберегали или контролировали родители, может остаться «безответственным дитём» и во взрослой жизни. При этом выработанные схемы мышления и поведения даже те, что приносят неприятности их носителям, тяжело исправить. Отчасти это связано с тем, что они обладают свойством «самоподтверждения»: конкретное действие рождает соответствующую ответную реакцию окружающих людей и закрепляет шаблон. К примеру, с детства Вы слышали, якобы «мужчинам нужно от женщин только одно», и все они рады воспользоваться любой представившейся возможностью «сходить налево» (похожее мнение о женщинах хоть и менее распространено, но также существует). В результате у убеждённых в этом всегда присутствует ревность и подозрительность к партнёру (далее этим словом буду называть любимого и любимую). Улыбка и доброжелательное отношение к противоположному полу расценивается как флирт и попытка измены. Это порождает в мозгу защитную реакцию с агрессией, которая выливается в конфликты. В худшем случае это портит жизнь настолько, что партнёр, устав от склок и скандалов, находит утешение на стороне и таким образом подтверждает существующую «парадигму». Даже если измена не вскрывается или её нет, женщина (мужчина) не видит причину разрыва в своей ревности и предвзятом восприятии фактов, но подводит обоснование, что во всём виноват партнёр, который «ещё не нагулялся», «ветреный, неготовый к крепким семейным узам». И с большой вероятностью всё повторится и в следующих отношениях. Подобных «шаблонов мышления» множество: «меня никто не любит», «меня хотят только использовать», «все такие агрессивные», «вокруг одни эгоисты» и так далее. Если не разорвать порочный круг, что действительно непросто, то он будет беспокоить и приносить негативные эмоции всю жизнь.

До зрелого возраста человек активно впитывает информацию, формирует мировоззрение, постепенно «обрастает костным мышлением», суевериями, шаблонами, которые словно известняк слой за слоем покрывают раковину менталитета (совокупности умственных, эмоциональных, культурных стереотипов, а также ценностей), и порой её невозможно пробить никакими научными доводами и примерами. Уверенные в своей правоте находят обоснования, подбирая с помощью логики «удобные» факты, отбрасывая «противоречащие», «подстраивая реальность» под своё мировоззрение. Так живут теории заговора, не исчезают суеверия. В век продвинутых технологий и науки каждый четвёртый житель нашей родины верит в колдовство и способность некоторых людей наводить порчу, каждый седьмой (15%) – в астрологические прогнозы. А доля россиян, которые не верят звёздам, в колдовство, предсказания, спиритизм, составляет всего 30% [ВЦИОМ, 2022]. Вера в сверхъестественное является следствием некоторых особенностей функционирования сознания: склонности к упрощению и облегчению восприятия действительности, к объяснению подобным образом всего непонятного (из-за страха перед неизвестным), к перекладыванию ответственности на потусторонние силы и судьбу.

Некоторые особенности работы мозга и сознания

Необходимо обратить внимание на ряд закономерностей работы мозга и сознания для того, чтобы разобраться с человеческим мировосприятием и поведением. Серое вещество по функциональности недалеко ушло от таковой наших древних предков, жизнь которых заключалась в добыче еды, защите от диких зверей, поиске укрытий, социальном взаимодействии, выращивании потомства, создании простых орудий. Таким образом, его специализацией является обрабатывание «несложной» текущей информации, планирование и осуществление действий с целью выжить и продолжить род. И мозг «не поспевает» за стремительными изменениями окружающего мира (технологическими, информационными, бытовыми). Поэтому часто сложно понять, почему не складывается жизнь, присутствует неудовлетворенность.

Человеческим поведением управляют бессознательные механизмы, когда внешнее воздействие вызывает автоматические реакции, и условно сознательные. Некоторые неприятные, порой травмирующие эмоции, побуждения, события «прячутся» и вытесняются в бессознательное, с целью повышения приспособленности к внешней среде. В качестве примера можно привести подавленную сексуальность. Всё, что находится в бессознательном, разобрать и проработать без помощи специалиста очень непросто, поэтому мы не будем подробно рассматривать данный вопрос. Замечу лишь, что если у Вас есть серьёзные проблемы во взаимоотношениях или внутренние конфликты, негативные ощущения, которые Вы не можете понять и объяснить, то рекомендую обратиться за помощью к психотерапевту или психологу.

Согласно нейропсихологу Майклу Газзанигу, сделав бессознательный выбор, впоследствии мы придумываем обоснование своему поступку. При этом большинство не признается даже самим себе, что действие было неосознанным и подчас нелогичным. И нам свойственна предвзятость под влиянием предубеждений. Вне зависимости от того, как было принято решение (бессознательно; бессознательно-сознательно; сознательно), мы будем оправдывать своё поведение, если оно может подвергнуться осуждению со стороны других членов общества. Оправдание – один из инструментов самозащиты психики, следствие инстинкта самосохранения. Если человек, не обладающий высокими моральными принципами, полагает, что сможет избежать ответственности, он будет творить всё, что ему заблагорассудится (вспомните поведение некоторых цивилизованных европейцев на перформансе Марины Абрамович, грабежи магазинов и частной собственности во время беспорядков или стихийных бедствий, а также другие случаи). Мозг же всегда придумает оправдание, чтобы не мучиться. Ведь людям неприятно чувство вины. Часто ли Вы «встречали» кающихся палачей? Если их спрашивали об их ужасном прошлом, они всегда давали оправдывающий их поступки ответ. Либо «мне приказывали, и я не мог не подчиниться», либо «время было такое», на «моём месте так поступил бы всякий» и так далее. Человеку свойственно перекладывать ответственность на начальство, время, общество, обстоятельства. Он готов возложить вину на кого или что угодно, если его прижмут к стенке. Если не прижмут, то с совестью он всегда договорится. И вообще, всё, что не нравится, можно забыть благодаря ещё одной защитной функции мозга. А после того как «амнезия» сделала своё дело, в работу вступает механизм «реконструкции воспоминаний», когда серое вещество воссоздаёт события удобным для него образом.

На страницу:
5 из 7