Полная версия
Современная музыка и танцевальное искусство стран Великого шёлкового пути. Том 2
Фото 6-29
Фото 6-30
Фото 6-31
В музыке турецкого мукама основное внимание уделяется мелодии, а в вокальном искусстве чаще всего доминируют декоративные звуки. Очень часто встречается повторение музыкальных фраз и мотивов. Музыка турецкого мукама – это гептахорд. Помимо А мажор, примечательной особенностью является также мажорная гамма D. Лад гаммы с тоникой D – отличительная черта турецкой музыки, нейтральный интервал появляется в одиннадцатой и двенадцатой гаммах, что является уникальным стилем исламской музыки. Одна из особых черт турецкой классической музыки – это импровизация или вокальное выступление. Иногда в музыке турецкого мукама встречается увеличенная секунда, это придаёт ей уникальный стиль.
2. Народная музыка
Турецкая народная музыка не только наследовала традиции коренных народов Анатолии, но также находилась под прямым влиянием арабо-персидской культуры; она также содержит определённые элементы южноевропейской культуры.
Наиболее распространённые жанры турецкой народной музыки сегодня:
турку – это повествовательная песня, основными темами которой является «Любовь» и «Проблемы повседневной жизни», а также это общий термин для различных песен;
бозлак – песня о любви в свободном ритме;
аэт – это своего рода погребальные песнопения;
зейбек – это 9-тактовая танцевальная музыка, составленная из 2 + 2 + 2 + 3, распространённая в Западной Турции, сопровождается танцем доблестных мужчин;
харай – музыкальное сопровождение танца-хоровода;
каршерама – танец, популярный на Балканах;
кашек-оюну – танец, сопровождаемый ударами деревянной ложки;
чифтай-терли – популярный в Стамбуле танец;
истанбул-тиркусу – популярная в Стамбуле песня.
3. Музыкальные инструменты
В Турции существует много видов музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты, используемые в классической и народной музыке, различаются. Основные инструменты, используемые в классической музыке, следующие:
щипковые инструменты: тамбур, удэ, канун и цимбалы;
струнные инструменты: яил-тамбур и каманча-руми;
духовые инструменты: сяонай с 7 отверстиями;
ударные инструменты: деве, мажар, кудим и бозир.
Османская военная музыка представляет собой сочетание турецкой классической музыки и народной музыки с использованием духовых инструментов, таких как зулна и бору. Барабаны – накара, керс, давур, дайра; инструменты-идиофоны – зир, дирижëрская палочка чаана.
Среди народных инструментов к струнным относятся сааз и каманча. Духовые инструменты представлены зулной, тулумом, кавалом, дидиком и мейем. Барабаны включают в себя такие инструменты, как далбука, дебрек, дафф и давур; инструменты-идиофоны – это кашек и др.
Среди турецких струнных народных музыкальных инструментов – саз, каманче, удэ, плукер, лебаб. К духовым инструментам относятся зурна, кавал, турум и дудук, а к мембранным инструментам – дререк, деф и дабле.
Саз изначально был общим термином для музыкальных инструментов в турецком языке, но сейчас этим словом чаще обозначают щипковые инструменты трёх форм: высокой, средней и низкой частоты. Высокий саз называется «кура», средний саз называется «балама», низкий саз – «диуан». Это щипковый инструмент с длинной шеей и тремя струнами, каждая из которых настроена на квинту и кварту. Его резонатор имеет грушевидную форму, с фиксированными ладами на грифе, на нём играют плектром. Этот музыкальный инструмент ещё называют «баглама».
Турки считают себя потомками кочевников Средней Азии, поэтому некоторые учёные отмечают, что турецкий саз имеет непосредственное отношение к инструментам Средней Азии и полагают, что саз, очевидно, является инструментом с центральноазиатскими корнями. Среди струнных также есть киргизский инструмент копуз, он обычно считается прямым «родственником» саза. Инструменты семейства саз обычно имеют три струны, но встречаются и восьмиструнные сазы. Независимо от количества струн, все сазы имеют по три набора струн. То есть у инструментов с более чем тремя струнами полифонические струны висят на грифе, аналогично мандолине, танбуру и уду. Роль полифонических струн очень важна в музыкально-поэтической культуре мусульманского мира, потому что только полифонические струны могут создавать звуковое поле с религиозным окрасом, унаследованное от музыкальной философии персидской культуры.
Фото 6-32
Фото 6-33
Кеменче – небольшой смычковый инструмент в форме длинного стержня с тремя струнами, настраивается на кварту, тембр хриплый. Танбур – щипковый инструмент с длинным и тонким грифом, круглым резонатором с восемью струнами, по две в группе. Общая длина инструмента – 125 см, он используется для соло и аккомпанемента. Танбур – один из важнейших традиционных инструментов турецкой классической музыки, в настоящее время его можно увидеть только в Стамбуле.
Танбур имеет изысканную форму. На тонком грифе расположено не менее 48 ладов, 4 стальные струны и 4 медные струны (струны танбура – это двойные струны, так что на самом деле их 4 группы), полусферический резонансный ящик также выглядит очень элегантно. Так что этот инструмент очень подходит для исполнения мукама.
Из-за особенностей структуры на этом типе танбура обычно можно играть только медленно, что также обеспечивает его глубокое и приглушённое звучание. Чтобы соответствовать высоким стандартам исполнения мукама (танбур очень тонкий), обычно его струны ослабляют, иначе он может легко деформироваться (его строение очень специфично)… Всё это привело к тому, что становится всё меньше и меньше умеющих играть на этом инструменте. Разница между османским тамбуром и другими танбурами заключается в том, что его можно использовать как щипковый инструмент или как смычковый. Это кажется чем-то уникальным для других мест. Османский смычковый тамбур называется яйли танбур, обычно на нём играют смычком из конского хвоста. К сожалению, смычковые тамбуры почти исчезли в XIX в., когда западная скрипка заменила почти все смычковые инструменты в Османской империи.
Лебаб – смычковый инструмент с резонатором в форме тыквы-горлянки с тремя струнами. В народе для струн используются кишки животных, а для смычка – конский хвост. В отличие от китайских уйгуров, у турков это щипковый инструмент.
Уд – щипковый струнный инструмент с изогнутым грифом. Он бывает двух типов: с длинным и коротким грифом. Уд также очень популярен на Ближнем Востоке.
Зурна (также сона) точно такая же, как сурна уйгуров Китая. Этот инструмент на юге Турции называют «аргур», или «кауар камиш».
Кауал – разновидность пастушьей флейты, на которой играют только с одного её конца. Он очень похож на такую же флейту, распространённую у китайских казахов, только немного короче. В основном используется пастухами, но сейчас этот инструмент постепенно замещается дудуком.
Тулум – это волынка. Мешковидный резонатор изготовляется из овечьей шкуры, в него вставляют трубку и дуют в неё, сжимая резонатор рукой, так образуется звук. Этот музыкальный инструмент широко используется в Восточной Турции.
Тили похож на китайский уйгурский баламан, представляет собой вертикальный духовой инструмент (аэрофон) с семью отверстиями для пальцев, двойной тростью. Он отличается «печальным» звучанием.
Фото 6-34
Фото 6-35 Фото 6-36
Тарбука – ударный инструмент на высокой ножке, сделанный из керамики или дерева, с барабаном, покрытым кожей. На нём играют двумя руками. Этот музыкальный инструмент широко используется также в арабском мире.
Деф очень похож на тамбурин, используемый уйгурами Китая и узбеками Центральной Азии, но отличается от «бубна-дапа». Этот тип барабана небольшой и имеет медное кольцо вокруг. Звук издаётся при ударе в него.
Кроме того, Турция широко использует «карон», этот инструмент также популярен на Ближнем Востоке.
Существует ударный инструмент накаре, который в точности идентичен нагаре китайских уйгуров. Это пара малых барабанов с односторонней обшивкой из кожи, по которым ударяют двумя колотушками. Большой барабан, обычно используемый в турецких фольклорных ансамблях, называется «табл», он покрыт кожей с обеих сторон, на нём также играют деревянными колотушками.
4. Турецкий танец
Турция с трёх сторон окружена морем, а в середине страны – высокие горы, поэтому её народный танец соединяет в себе особенности танцев народов, которые живут возле моря, и народов, которые живут у гор. У турков также потрясающие танцевальные костюмы для народных танцев. Мужчины обычно в шикарных головных уборах и при оружии. Женщины украшают головы драгоценностями, одежду – вышивкой и серебряными монетами, их наряды очень изысканны.
Фото 6-37
Фото 6-38
Холонский хоровод – это народный танец с характерными особенностями горных жителей Турции. Этот танец знаменит мужским строем. Для исполнения танца мужчины надевают традиционные жилеты, узкие брюки и высокие кожаные сапоги. Во время выступления встают в строй и вместе танцуют рука об руку. Во время танца немного движений приходится на верхние части тела и руки, но движения, выполняемые ступнями, сложны и переменчивы. Танцоры иногда подпрыгивают, иногда приседают, иногда раскачиваются. Независимо от того, насколько быстрый темп или какова амплитуда движения тела, исполнители всегда стоят неразделимо бок о бок, рука об руку, образуя круг, символизирующий единство.
Зейбекский танец – самый популярный среди турок танец с мечами. В Турции всегда ценились традиционные боевые искусства. Самая большая особенность этого танца – идеальное сочетание боевых искусств и танца. Его можно танцевать соло, в парах или большой группой людей. Танцоры обычно держат в руках кинжалы или длинные мечи и танцуют под аккомпанемент бубнов и зурны. Движения могут быть медленными или быстрыми. Когда танец достигает своего апогея, движения становятся особенно активными и быстрыми, позы этого танцы прекрасны, они напоминают то медленно плывущие облака, то быстро текущий ручей. Зрители обычно хлопают в ладоши в такт музыке и издают одобрительные возгласы.
Танец с деревянными ложками – обязательный танец на народных гуляниях или свадебных банкетах в Турции. Он был очень популярен в сельской местности на протяжении тысячелетий. В танце группы девушек, облачившихся в самые роскошные наряды, держат в руках изящные деревянные ложки и под звуки волынки и барабанные партии издают ритмичный и отчётливый звук, воодушевляя всех праздновать и веселиться. Танец наполнен радостной атмосферой, отражает национальный колорит, простой и отважный характер турок.
Танец харай – весёлый и интересный коллективный танец, а носовой платок – «изюминка» этого танца. Ведущий танцор держит платок, остальные выстраиваются в ряд позади него и танцуют в такт, задаваемый платком. Этот танец очень живой и является наиболее распространённым повседневным турецким танцем. Кроме того, в Турции очень популярен танец-потеха: танцоры исполняют движения, рассказывающие юмористические истории. Все участники забавного действа одеты в великолепные, преувеличенных размеров театральные костюмы, что очень веселит зрителей.
Фото 6-39
Фото 6-40
Фото 6-41
Во многих местах Турции очень распространён мистический танец-вращение. Такой танец возник в Конье, старой столице Османской империи, в Центральной Турции, также он известен как «коньянский танец-вращение». Это коллективный танец, в котором участвует около десяти человек. Танцоры в основном мужчины. Все одетые в чёрное, они выходят на сцену и занимают свои места. Как зазвучит музыка, танцоры снимают свою чёрную одежду и остаются в белом платье с чёрным поясом и высокой шляпе цвета хаки. Когда танец начинается, танцор вытягивает руки: ладонь его правой руки обращена к небу, ладонь левой руки обращена к земле, так он вращается без остановки на левой ноге. Танцор может вращаться на месте в течение десяти минут, не меняя выражения лица.
Зрителей обычно интересуют одни и те же вопросы: почему танцоры носят высокие шляпы и белые юбки? Почему вращаются так долго, но при этом голова у них не кружится? В чём особый смысл загадочных танцевальных движений? По этим вопросам мы специально проконсультировались с госпожой Фулия (преподаватель факультета турецкого языка и культуры Университета Анкары). Вот что она рассказала: «Танцоры перед исполнением танца должны пройти долгосрочную профессиональную подготовку, прежде чем они смогут так танцевать без остановки десять минут. Чёрные костюмы танцоров, когда они выходят на сцену, символизируют тленное в этом мире, снятие чёрной одежды означает избавление от обыденного. Чёрный пояс – символ плотского. Белые платья олицетворяют Аллаха. Высокая шляпа цвета хаки символизирует могилу. Танцевальные движения также имеют своё уникальное значение: правая рука танцора принимает священные благословения неба и передаёт их миру через левую руку. Вращение на левой ноге означает, что всё в мире бесконечно, времена года меняются, они цикличны. Непрерывное вращение означает, что танцор становится всё ближе и ближе к Богу. Танец-вращение разделён на семь частей, что указывает на семь дней, в течение которых был сотворён мир».
С XII в. ислам стал основной религией в Анатолии, и одна за другой начали возникать различные исламские секты, среди которых наиболее влиятельной стала секта, основанная Мевланой. Мевлана проживал в Конье и считается одним из величайших философов в истории Турции. Его мысли в области религии, философии и этики оказали большое влияние на последующие поколения. Религиозный танец основанной им секты – это и есть танец-вращение. Согласно историческим данным, в XII и XIII вв. исламские секты Анатолии использовали свою оригинальную религиозную музыку и танцы во время своей религиозной деятельности. Но сегодня остался только танец-вращение, который стал важным проектом для привлечения туристов в Турцию (фото 6-41).
Фото 6-42
Поражающий туристов турецкий танец живота также известен во всём мире. Если вы поищете информацию о турецком танце живота, вы сможете найти много соответствующей информации и красивых видео! Страстная турецкая танцевальная музыка, красивые и сексуальные танцовщицы, а также непредсказуемая мелодия и сложные технические движения делают этот турецкий танец просто потрясающим (фото 6-42)!
Родиной танца живота является не Турция, он возник в Древнем Египте и был придворным танцем. Танец живота – это танец, полный женственности, очень сексуальный, позволяющий исполнителю выражать себя по своему желанию. Люди на Ближнем Востоке называют это восточным танцем. Танец живота бывает двух форм: традиционный танец и исполнительский танец. Традиционный танец придаёт большое значение форме, обычаям, традициям и танцевальным стилям. Исполнительский танец – это личная подача и творчество, подходящие для выступления в танцевальном зале или баре, это исполнение свободное и безудержное. В Турции этот танец давно превратился в исполнительский танец.
С точки зрения специфики танцевальных движений и требований к танцорам танец живота более естественный, потому что движения в нём естественны и произвольны и не причиняют никакого вреда телу. Другие танцы необходимо начинать изучать и осваивать с детства, танцоры должны иметь длинные ноги, стройное тело и т. д. Однако танец живота совершенно не зависит от возраста и формы тела. Многие люди неправильно понимают танец живота. Танцоры используют живот для того, чтобы раскачивать ягодицы, живот и грудь, выглядит это очень сексуально и очаровательно. Однако танец живота на самом деле является разновидностью танца с своими культурными особенностями. Как и придворный танец династии Тан, когда-то он был популярным танцем среди правящего класса.
Турецкий традиционный танец возник на основе множества различных культур Анатолийского нагорья. Его основные темы – это «Имитация природных пейзажей, труда и работы», «Демонстрация любви людей к жизни», «Стремление к любви», «Религиозное благочестие» и «Выражение радостных эмоций на различных праздниках» (фото 6-44).
Фото 6-43 Фото 6-44
Традиционные турецкие танцы выразительны и красочны. Почти в каждом регионе имеются свои характерные традиционные танцы: живой танец Хелан в северной части Чёрного моря; лирический и медленный танец Зейбек в западном регионе Эгейского моря; подвижный и изящный танец Харадж; страстный фракийский танец на востоке и юго-востоке и героический танец Бар – все они имеют свои отличительные черты.
Движения в мужском турецком традиционном танце необузданные и дерзновенные, движения в женском танцеизящные и ловкие. Для танца характерно в основном прямое положение верхней части тела, а движения нижних конечностей и ступней, в частности, разнообразны. Групповые танцы чаще всего исполняются на сцене.
Количество мужчин и женщин не ограничено. Ведущие танцоры стоят в конце строя, держат в руках платок, танцуют и кричат: «Хауп», – чтобы сигнализировать об изменении движения и построения (фото 6-47).
Фото 6-45 Фото 6-46
Фото 6-47
Турецкий традиционный танец – один из незаменимых элементов общения. Во время крупных праздников, сбора урожаев, свадебных церемоний и даже собраний рабочих и крестьян, если найдётся кто-то, кто начинает бить в барабан тарбука и играть на сурнае, люди не могут устоять и начинают исполнять весёлый танец.
С XIX в. в Турцию начала проникать западная музыка, которая оказала большое влияние на традиционную турецкую музыку, но музыканты по-прежнему упорно трудились, чтобы сохранить свой традиционный музыкальный стиль и национальный колорит. Из-за использования техники гармонии строй должен был быть заменён на 12 равномерных темпераций. Среди многочисленных режимов осталось только несколько типов, связанных с мажорными и минорными тонами.
Современная популярная музыка широко распространяется через радио, её часто можно услышать в кафе. Она особенно популярна среди молодёжи. Современная турецкая музыка представляет собой смесь западной музыки и традиционной турецкой музыки, можно сказать, что она «сняла старый кафтан» и «переоделась в новую модную одежду».
Глава 3. Музыка и танцы Азербайджана
Население Азербайджанской Республики составляет более 8 млн человек, 80 % из которых – тюркоязычные азербайджанцы. Русские и армяне являются основными этническими меньшинствами. Поскольку предки азербайджанцев были выходцами из Средней Азии, включая гуннов и скифов, которые перебрались на запад, а также различных тюркоязычных племён, таких как угусы и бекси. Язык и культура азербайджанцев во многом похожи на китайскую. Например, многие истории и легенды, распространённые среди уйгуров, также бытуют в Азербайджане, эти две этнические группы также имеют в своей культуре много схожих традиционных музыкальных жанров и инструментов. Традиционная азербайджанская музыка включает в себя пять категорий: народные песни, инструментальная музыка, танцевальная музыка, песни-сказы и мукам (фото 6-48).
Фото 6-48 Фото 6-49
Как и многие другие этнические группы, азербайджанцы в древности занимались животноводством и земледелием, верили в шаманизм. Поэтому народные песни, передаваемые с древних времён, в основном связаны с сельскохозяйственным производством и шаманизмом и делятся на трудовые песни, обрядовые песни, песни о любви, дуэтные песни, детские песни и былины. Трудовые песни включают в себя песни пастуха, песни доярки, песни косильщика, песни молотильщика и др. Песни пастуха обычно свободного стиля, в то время как другие песни строго фиксированные. Свадебные песни и похоронные песни – главные типы обрядовых песен.
Многие песни выражают стремление к любви. Они очень распространены у горных народов и обычно также описывают горные пейзажи. Дуэтное пение – это особый жанр азербайджанских народных песен, обычно их исполняют на семейных вечерах гости и хозяева. Такие песни исполняются в трёхдольном размере как мужчинами, так и женщинами и носят шутливый характер. Детские песни включают в себя детские игровые песни и колыбельные. Среди азербайджанских былин много знаменитых произведений, таких как «Жизнеописание Угуса», «Силинь и Майджинонг» и т. д. Они отражают общественную жизнь древней Средней Азии и Азербайджана и являются важным материалом для фольклора и национальной истории (фото 6-50).
В Азербайджане есть много музыкальных инструментов, похожих на инструменты уйгуров Китая, с такими же названиями. Например, бубны называются «даб», флейты – «най», зурна – «сурнаи», а духовой инструмент с двумя язычками, сделанный из тростниковых труб, также называется «баламан». Два барабана с односторонней обшивкой, большой и маленький, на обоих языках называются «награ». Среди них большой барабан называется «джоан награ», а малый барабан – «кон награ», произношение и значение абсолютно совпадают. За исключением одноимённых инструментов, некоторые имеют разные названия, но похожую форму. Например, азербайджанская «кайманча» похожа на уйгурский «айек», оба являются четырёхструнными музыкальными инструментами. Азербайджанский тар по форме похож на уйгурский дутар, с той разницей, что у тара три струны, а у дутара – только две (фото 6-51).
Фото 6-50 Фото 6-51
Фото 6-52 Фото 6-53
В Азербайджане песни-сказы называются «дастаны» и исполняются профессиональными народными артистами «ашуками», которые ездят со своими выступлениями по разным деревням. Ашук – не только исполнитель сказов, но и народный поэт, он не только пересказывает старинные легенды и сказки, но и составляет новые произведения, если на это есть спрос. Ашуки также принимают участие в песенных состязаниях: они задают нараспев различные вопросы противникам, стараясь их завести в тупик, и пытаются не позволить другой стороне взять верх.
Дастан включает в себя более 60 различных мелодий, которые используются для выражения разных эмоций и рассказа разных историй. Ашук обычно сопровождает своё пение трёхструнным щипковым инструментом саз. В начале выступления обычно играют на баламане, а во время выступления добавляются танцы, чтобы «оживить атмосферу».
Хотя «мукам» – это арабское слово, его первоначальное значение – «местоположение». Первым, кто использовал это слово для обозначения лада и цикла, был азербайджанский музыкант XIII в. Софи Аладдин. Софи подробно изложил знания в области теории музыки о мелодиях, ладах, гаммах и т. д. И стандартизировал различные лады в своих произведениях, их он и называл мукамами. Позже циклы и сюиты, написанные в разных ладах, также стали называться мукамами.
Фото 6-54
Фото 6-55
Фото 6-56
Азербайджанский мукам – это цикл, состоящий из увертюры «балдашт», нескольких песен и инструментальной музыки. Существует 8 циклов: «Раст», «Ирак», «Науруз», «Исфахан», «Хеса», «Ушак», «Рахави» и «Зелаф-хан». Некоторые из названий мукамов являются названиями местности, например Раст, Ирак и Исфахан, а некоторые иллюстрируют особый мотив лада. Например, «Ушак» означает страсть. В азербайджанском мукаме обычно играют с бубном, нагрой, каманчей и таром (фото 6-54). Азербайджанский мукам – это строго структурированная традиционная музыка, которая очень подходит для импровизации. Мукам считается классической музыкой Азербайджана, вобравшей в себя мелодии, ритмы и исполнительское мастерство поэтов-музыкантов, восхваляющих героев нации. Исполнение мукама можно услышать по всей стране по разным поводам. Этот музыкальный жанр с декоративными звуками, он исполняется поэтами-музыкантами разного пола и сопровождается традиционными музыкальными инструментами, в частности, применяют тал (11-струнная лютня), каманчу (скрипка) и дафф (большой бубен).