bannerbanner
Современная музыка и танцевальное искусство стран Великого шёлкового пути. Том 2
Современная музыка и танцевальное искусство стран Великого шёлкового пути. Том 2

Полная версия

Современная музыка и танцевальное искусство стран Великого шёлкового пути. Том 2

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 7

Мукам не может распространяться в фиксированной форме, различные версии популярной музыки передаются разными мастерами. Они обучают своих учеников тонкому художественному мастерству и профессиональным навыкам импровизации, позволяющим использовать различные художественные элементы музыкального жанра. Благодаря чему этот жанр сохранился до сих пор.

Современные формы выражения мукама отражают сложную историю Азербайджана в разные периоды, особенно взаимоотношения с персами, армянами, грузинами и другими тюркоязычными народами. Азербайджанский мукам и иракский мукам, персидский дестгях и турецкий мукам имеют одинаковые художественные характеристики. В прошлом мукам исполняли в основном в двух случаях: на свадебных банкетах и частных семейных собраниях ценителей искусства.



Фото 6-57



Фото 6-58



Фото 6-59

Суфийские монахи и артисты религиозной драмы, известные как таз или шаби, также исполняют мукам. Некоторые официальные конкурсы или неформальные состязания, организованные частными лицами, часто помогают талантливым музыкантам стать престижными и популярными.

Музыкальное искусство азербайджанских поэтов-музыкантов – традиционное исполнительское искусство, сочетающее в себе чтецкое мастерство, танец, вокальную музыку и игру на музыкальных инструментах, – является культурным символом Азербайджана. Спектакль проходит под аккомпанемент своеобразного народного щипкового инструмента сааза. Классический репертуар включает в себя 200 песен, 150 музыкальных и литературных произведений дастанов (исторические рассказы, или баллады), почти 2 000 стихотворений в различных традиционных формах, отличающиеся своеобразными сюжетами (фото 6-58).

Региональные различия этого вида искусства могут проявляться в использовании разных музыкальных инструментов, объединяют их общий язык и история искусства. По всему Кавказу поэты-музыканты выступают на свадьбах, дружеских вечерах и фестивалях, выступают на концертных площадках, по радио и телевидению, а иногда сочетают классическую мелодию с современной, чтобы привнести что-то новое в свой репертуар. Их искусство считается символом национальной идентичности, они являются хранителями языка, литературы и музыки азербайджанцев. При этом поэты-музыканты также способствуют культурному обмену и диалогу.

Курды и другие этнические группы, проживающие в Азербайджане, также часто бывают поэтами-музыкантами, их стихи и песни пользуются широкой популярностью. Азербайджанцы выражают свои чувства с помощью различных художественных средств, таких как танец, музыка и пение.

Азербайджанский народ имеет свою древнюю культуру. С древних времён искусство азербайджанского танца развивалось вместе с другими видами искусства. Созданные народом танцы когда-то использовались правителями Азербайджана как способ отдыха и развлечения. В Средние века богатые феодалы Азербайджана содержали при своём дворе множество танцоров мужского и женского пола. Шуты при дворе часто исполняли танцы на пирах этих вельмож. Придворная обстановка, праздность и бессодержательность жизни способствовали появлению эротических элементов в выступлениях придворных актёров. Однако чистый народный танец, который тысячелетиями развивался в Азербайджане, сохранился до наших дней (фото 6-60).

Характерные особенности азербайджанского танца заключаются в том, что между мужским и женским танцами существуют огромные различия в природе и танцевальной сущности. В основе женского танца лежат движения рук, плеч и головы, и большинство этих движений представляют собой плавные движения и позы, полные достоинства.

В азербайджанском танце длинная юбка полностью закрывает движение ног. Всё внимание публики невольно приковано к верхней части тела исполнительницы, то есть к движениям рук, плеч и головы. В азербайджанском танце движения рук были усовершенствованы значительно. Без преувеличения можно сказать, что в азербайджанском танце руками выполняются самые мягкие и красивые движения.

Азербайджанский женский танец обычно состоит из трёх частей: сначала танец исполняется по кругу; затем идёт лирическая часть – «зейлан», в которой актриса практически не сходит с места, и всё её внимание сосредоточено на движениях рук, туловища и головы; затем снова выполняется движение по кругу, но на этот раз более эмоционально.

К самым популярным женским танцам в Азербайджане относятся инабе, узондала, зейлан, далак-яма и др.

Инабе – женский танец, основанный на плавных и грациозных движениях, часто с применением носовых платков. Также его могут выполнять две девушки сразу. Сначала одна из девушек изо всех сил пытается пригласить другую девушку участвовать в танце, но вторая сначала в шутку отказывается, а затем с радостью и энтузиазмом пускается в пляс.

Древний танец узондала, восходящий корнями к танцу невесты, зародился в горах Карабаха. В танце невеста прощается со своим девичеством и с грустью представляет себе тяжёлую судьбу, ожидающую замужнюю женщину в чужом доме. Теперь танец узондала уже не ритуал, он часто исполняется в народном стиле, став одним из самых популярных женских танцев в Азербайджане.

Танец зейлан назван в честь животного, обитающего в лугах Азербайджана. Зейлан – это разновидность антилопы. У неё изящное телосложение, она подвижна и робка. Движения этого танца были определены самой природой. Содержание танца – это результат богатого творческого воображения народа и народных поэтов, «превративших» юную девушку в робкую антилопу.

Очень популярный в Азербайджане танец далак-яма был создан кочевниками в степи. Этот танец отличается оживлённостью и величием, чувством свободы и безудержностью. Он может исполняться по-разному и иметь разные местные особенности в деталях, однако исполнение всегда пламенное и страстное. Танец далак-яма отличается от зейлан и инабе тем, что его могут выполнять не только женщины, но и мужчины. Когда женщины выступают, кажется, будто птицы расправляют крылья и медленно взлетают. Исполнители размахивают руками, максимально разводят их в стороны, гордо поднимают голову и резко двигаются вперёд по кругу. В мужских выступлениях техника танцевальных движений ещё сложнее.

Гауте Гауда – это женский групповой хоровод, в котором общие движения по кругу сочетаются с некоторыми юмористическими представлениями. Девушки ходят по круг одна за другой, используя жесты и мимику, иногда представляя злобных старушек, иногда молодых и смелых вдов, а иногда скромных и застенчивых незамужних девушек. Каждому персонажу свойствен соответствующий комический характер, а иногда и подлый, злобный. Характерной чертой этого танца является использование резких и дерзких движений вместо принятых медленных и плавных женских движений.

По сравнению с женским танцем, азербайджанский мужской танец основан на другом принципе: в мужском танце меньше движений туловища и рук, и всё внимание сосредоточено на движениях ног. В танцах можно встретить много видов движений ног, и некоторые из них очень сложные и искусные. Мужской танец исполняется в быстром темпе, это исполнение резкое, энергичное и страстное.

Одним из самых ярких примеров азербайджанского мужского танца является танец чаджи, что означает «сражение», «битва». Он представляет собой групповой танец в духе героизма. Актеры выстраиваются в шеренгу, сначала они бросают вызов противнику, а потом ловкими, мощными и отважными движениями ведут бой.

Другой мужской танец гачахео известен необычайной жизнерадостностью и живостью. Все его шаги и движения на месте должны быть аккуратными, точными и резкими, а также должны выполняться с быстротой и энтузиазмом.

Групповой танец яро очень популярен в Азербайджане и часто исполняется во время свадеб, фестивалей и народных гуляний. Участвовать в нём могут как мужчины, так и женщины. Ведущего танца называют «жалоу-баши» (баши – «проводник», или «вожак»). Ведущий выходит и становится в центр круга, машет шёлковым платком. Все желающие поучаствовать медленно собираются рядом с ним один за другим, становясь полукругом, соединяя свои мизинцы. Каждый должен следить за движениями «жалоу-баши» и его шёлковым платком. Размахивание шёлковым платком – это команда ведущего хоровода. Все танцоры должны следовать за ним по кругу, повторяя действие ведущего.

К новым танцам среди азербайджанских народных танцев относятся горигез и танец с платком, основной темой которых является отношения между юношами и девушками. Движения этих танцев пришли с народных танцев, поэтому в них сохранены все особенности азербайджанского национального танца.

На азербайджанской сцене также показывают народные танцевальные драмы на основе народного танца. Первая народная танцевальная драма «Гоз-галаси» основана на древней мифологии и описывает девушку, которая прыгнула с башни в море, потому что не хотела выходить замуж за того, кого не любила. Вторая танцевальная драма «Голисян» показывает трудолюбие азербайджанского народа. Часто сочетают азербайджанский народный танец и классический танец для создания новых танцев.

Азербайджанский народный танец гачахео

Мужской народный танец гачахео состоит из технически очень сложных движений. Артисты демонстрируют в танце свою ловкость, силу и навыки. Гачахео должен исполняться живо, энергично и страстно. Подростки выстраиваются в один ряд, и в серии вращений они чётко и последовательно на месте выполняют одинаковые движения. Перед завершением танца скорость увеличивается, но движения не меняются.

Народные танцы Азербайджана очень древние, похожи на танцы соседнего Кавказа и Ирана. Групповой танец – распространённая форма танца от Юго-Восточной Европы до Каспийского моря. При исполнении группового танца исполнители образуют полукруг или круг. Ведущий танцор обычно играет особую роль: он подаёт различные сигналы и команды, размахивая платком, зажатым в руке, чтобы направлять танцевальные шаги, движения и общее перемещение всей группы. В дополнение к твёрдо определённым шагам одиночный танец, который могут исполнять как мужчины, так и женщины, также имеет дополнительные движения.

Глава 4. Исламские танцы

После того, как Мухаммед основал ислам в 622 г. н. э., искусство танца вошло в длительный период забвения, танец стал лишь средством распространения ислама. Ранний исламский религиозный танец был танцем-вращением. Если присмотреться, то можно заметить, что руки танцора приподняты ладонями вверх, что, хотя и непреднамеренно, заставляет людей вообразить жест схватывания и отпускания. Такая сила может разрушить ограничения плоти и вселить в неё духов. Танец-вращение – это чистейшая форма почитания бога. Что касается веры, то этот танец олицетворяет фанатичную преданность; что касается танца, его техника вращения великолепна, поэтому представляет собой прекрасное зрелище. Слово «поворот» в арабском языке используется не только для описания быстрого вращения, но и для описания вихря (фото 6-61).

Танец-вращение – наследие первобытного человечества, и люди разных стран в древности продолжали его изменять и развивать. На Аравийском полуострове из-за фанатичного увлечения предков политеизмом этот вид безостановочного танца получил своё развитие. Способность исполнителя вращаться более получаса – результат многолетней практики. Арабы разработали этот вид танца как тип религиозного поклонения, он похож на танец Хусюань в Древнем Центральном регионе Якан. Ранние исламские религиозные танцы также повлияли на «безумные» религиозные танцы-вращения, которые преобладали в Средневековой Европе.

Историк мирового танца Курт после того, как лицезрел исламские танцы в Каире, описал танцы мусульман следующим образом: «Во дворе храма находится своеобразная постройка в виде восьмиугольной мечети, где и проводится церемония начала поклонения. Нижний этаж окружён арочными деревянными досками, представляющими собой круглый танцевальный зал. Верхний этаж представляет собой круглый балкон. Одна часть предназначена для мужчин, другая часть, завешанная плотными занавесками, – для женщин, третья – для музыкантов. Семнадцать монахов сидели в кругу, большинство из них пожилые, все в высоких фетровых шляпах.



Фото 6-61



Фото 6-62 Фото 6-63

На сцене пожилой монах Дегао произносил молитвы из Корана своим носовым голосом. Четверть часа спустя музыкант, игравший на най, сменил пение старого монаха красивой непрерывной импровизацией, к которой иногда подключалась вторая най и лабаб. Спустя четверть часа тела сидящих на корточках монахов начали совершать различные движения. Иногда музыка становилась более волнительной. Этой мелодии был присущ турецкий колорит. Даб и два барабана награ отбивали восторженный ритм. Затем тринадцать монахов встали с земли и медленно двинулись по кругу против часовой стрелки. Их ходьба была торжественной и благоговейной, и, пройдя так некоторое время, монахи впереди повернулись к монахам сзади и поклонились друг другу.

Четыре человека образовали маленький круг, а остальные шесть человек – большой круг. Когда они продолжали вращаться, самый старший из них в чёрной мантии оказался между двумя кругами. Он двигался медленно и без остановки против часовой стрелки. Пожилые люди раскрыли свои руки и полчаса вращались как волчки. Это было потрясающее и невероятное представление. Отсюда видно, что этот танец нарушил естественную связь человеческих жестов и действий. В обморочном состоянии танцоры потеряли чувство своего тела и ощущение себя, они могли преодолеть головокружение, только расслабив своё тело. Все эти монахи входили в состояние транса, когда танцевали. Первоначальное намерение этого танца, очевидно, состоит в том, чтобы изобразить небесные тела, звёзды, Луну, которые вращаются вокруг Солнца. В этом танце заметно влияние первобытного строя, он наследует традиции шаманизма, который был распространён в этих местах за тысячи лет до появления ислама».



Фото 6-64



Фото 6-65

Суфизм – мистическая секта в исламском мире, представители которой положительно относятся к музыке и танцам. В дополнение к выражению любви к Аллаху в форме стихов это учение также допускает использование танцев и музыки в качестве средства поклонения. Все религиозные церемонии в основном сводятся к молитве о мире, здоровье и снисхождении Аллаха и обычно делятся на две части. Вначале все закрывают глаза и молятся молча, читая стихи молитвы. Затем подключаются барабаны. После музыкальной импровизации практикующие идут к главному учителю, чтобы выразить своё почтение, и лишь после получения его разрешения они могут начать танцевать. Перед танцем практикующие скрещивают руки и трижды обходят по кругу место представления, затем начинают вращения, повторяя «Аллах, Аллах», следуя ритму своего сердца. Когда музыка ускоряется, вращение тоже ускоряется, и танцоры открывают руки и вытягивают их. Ладонь правой руки обращена к небу, чтобы принять благодать, данную Богом, ладонь левой руки обращена к земле, чтобы передать благодать земле, при этом голова слегка наклонена вправо.

Вся церемония завершается импровизированным исполнением музыки и пением Корана. Музыкальная часть состоит из двух частей: пения стихов и игры на музыкальных инструментах. Статус музыкальной группы в сирийской суфийской мусульманской музыке очень высок. Ведущим певцом обычно выступает мулла (старейшина среди исламских монахов), который является мастером традиционного суфийского пения. Его исполнение придаёт действию ещё большей ритуальности, он редко импровизирует. Это одна из основных характеристик танца-вращения. При том чаще всего используется най, ему уделяется особое внимание, потому что его звук помогает войти в транс. Кроме того, сам корпус най представляет собой человеческое тело, а выдувание исполнителя символизирует приток дыхания Аллаха в человеческое тело, то есть вселение в тело человека его души.

Практикующие танец-вращение бесконечно близки к Аллаху, и эта близость обеспечивается ритуалами и звуками. Все движения и содержание танца соблюдаются очень строго. По сути, эта форма музыки или танца не является развлекательной, это напоминает чтение Корана, которое в действительности не является пением. Иностранным слушателям оно напоминает музыку. Когда ритуал или традиционное искусство становится привычным, его эстетическая ценность не замечается, по крайней мере, она не привлекает особого внимания. Этот танец-вращение широко распространён в Арабских странах, в Иране, Турции и Азербайджане, также популярен в Средней Азии.

Исламский танец, на который указал Курт, до сих пор существует в Кашгаре (Синьцзян, Китай). Этот танец-вращение в исламе позже стал традиционным в арабском мире. Во времена династии Омейядов территория Арабской империи не ограничивалась полуостровом, но также расширялась до Индии и Испании. После переноса столицы в Дамаск у неё были тесные контакты с Персией и Византией. С распространением ислама мусульмане побывали в Индии, Испании, Персии и Византии. Культура и искусство этих разных регионов также, в свою очередь, повлияли на исламский танец, что сделало его ещё более богатым на средства выразительности.



Фото 6-65

ЧАСТЬ III. Музыка и танец в Южной Азии

Глава 1. Индийская музыка и танцы

Индия – одна из древнейших цивилизаций в мире, с долгой историей и великолепной культурой. Ещё более чем за 2 тыс. лет до н. э. у коренных жителей Индии, дравидов, была развитая городская цивилизация. Примерно в XII в. до н. э. кочевые арийцы в Центральной Азии вошли в Индию с северо-запада и вытеснили дравидов на юг.

Спустя более чем тысячу лет были созданы произведения индийской цивилизации «Ведическая эра», «Эпическая эра» и было выпущено произведение «Собрание Самаведы» (также известное как «Собрание пения и смеха»). Эти тексты использовались для жертвоприношений. В VI в. до н. э. персидская империя Кира завоевала реки Инд и Кабу, и в Индии начала распространяться западно-азиатская культура.

В IV в. до н. э. Александр Македонский двинулся на восток и оккупировал Северную Индию. Около 200 г. до н. э. люди дауэ (первоначально жившие в Дуньхуане и Цилиане, Китай) вошли в Северо-Западную Индию и основали династию Гуйшуан, которая способствовала развитию Китая.

Культурный обмен Китая и Индии (фото 7-1).

С 1206 по 1526 гг. в Индии сменилось множество мусульманских династий, а ислам распространился в Центральной и Южной Индии. К XVI в. шестой внук Тимура, потомок Чагатай-хана из Монголии, вождя Кабула Бабера, в 1526 г. основал в Индии династию Моголов и почти объединил всю Индию. В 1857 г. британские экспансионистские силы уничтожили Империю Великих Моголов.

Раги в Индии

Музыку в Индии называют «санджит». В традиционной индийской культуре санджит является общим термином для пения, инструментальной музыки, танца и других искусств. Эта интеграция музыки и танцевального искусства согласуется с китайским уйгурским мукамом. В индийской музыке исторически сложились две основные региональные музыкальные традиции раги: северно-индийская – тхаат в Индостане и южно-индийская – мелакарта в Карнатаке. Имея общие черты, северная и южная музыкальные традиции существенно различаются как по форме, так и по содержанию. Под влиянием исламской музыки в Северной Индии мелодии стали певучи, широки, а ритм изменчив. Южная музыка имеет красивую мелодию, великолепную технику и в большей степени сохраняет традиционный стиль местной индийской музыки (фото 7-3).



Фото 7-2



Фото 7-3 Фото 7-4

Индийская музыка состоит из раги и талы. Рага в широком смысле – это музыкально-эстетическая и этическая концепция, закон построения крупной музыкальной формы в рамках индийской классической музыки. В узком смысле рага – это развёрнутая мелодическая композиция. Теория раги тесно связана с другой теорией – тала. Тала относится к ритму и имеет ту же строгую формулу, что и рага.

Слово «рага» происходит от санскритского корня «рандж». В произведении «О музыке и танцах», написанном во II в. н. э., слово «тхати» ещё не появилось, но «джати» используется для обозначения типа мелодии. «Рагас» – это ядро индийской музыки, индийская школа классической музыки была создана на основе раг; – это мелодия, в основе которой лежат многие традиционно признанные раги. Эти законы увеличили великолепие музыки благодаря импровизационным изменениям в практических выступлениях и таким образом получили развитие. У каждого типа раг есть своя уникальная гамма, интервал и особая мелодия (фото 7-4).

1. Определение, виды и источники раг

Рага – это транслитерация слова «раг» (из-за различий в индийских языках север называется раг, а юг – рагам. Оно происходит от корня санскрита Древней Индии «рандж». Его первоначальное значение – «окраска», «краснота», в переносном смысле – «страсть». Раги – это обрамление мелодии, у них много видов. Каждый вид раги имеет особую шкалу, интервал и определённые фрагменты мелодии и выражает определённый вид эмоций. «Таким образом, рага кажется фиксированной мелодической структурой, выражающей определённые эмоции, можно сказать, что он похож на купай в китайской оперной музыке. Но есть и отличия. Раги лишь создают основу для мелодии. В индийской классической музыке (особенно в Северной Индии) импровизация очень важна. Раги в исполнении выдающихся певцов могут составлять импровизационную часть до 50 % всей песни, что похоже на импровизацию в нашей народной инструментальной музыке.

2. Источники раг

Существует множество различных систем классификации раг. Некоторые из них происходят из местных песен и народной музыки, некоторые – из жертвенной и церемониальной музыки, иные являются творениями известных поэтов и музыкантов. На развитие северо-индийской музыки в XIV в. оказал сильное влияние средневековый поэт и музыкант Амир Хусро, который объединил персидский мархам с индуистской рагой из Индии. Он всё ещё используется в настоящее время. Названия раг также очень сложны: слово «бхайрав» связано с благочестием и почтением, «шри» – это имя индийского бога, некоторые названия раг также относятся к определённым конкретным вещам: например, слово «хиндол» означает качели, а «мерх» – сезон дождей.



Фото 7-4



Фото 7-5

3. Структура раг

Все раги являются производными от семинотных (сампурна) звукорядов. В структуре раги есть определённая формула: она состоит из алапа, джала, джора (друта), гата. Алап – слоган, в котором певец поёт в очень медленном темпе, без сопровождения музыкальных инструментов. Музыкант на этом этапе как бы готовит слушателя к дальнейшему развитию. «Джала» – раздел, добавляемый только при исполнении раги на струнных музыкальных инструментах, имеющих дополнительные струны, например, на ситаре. Когда дело доходит до джора (друта), ритм постепенно возрастает, показывая основную часть мелодии, а исполнение становится богато аранжированным. Гат – это основная часть раги, в которой используются различные «декоративные» звуки для изменения темпа. Алап – завершающая часть с ускоряющимся ритмом. Хотя индийская рага состоит из четырёх частей, обычно используемая рага состоит только из двух частей, а именно из алапа и джора (друта). В общем, индийские раги – это мелодическая программа, которая имеет фиксированную музыкальную структуру и жёсткие временные рамки для выступлений. Ещё одна особенность раги – импровизационное исполнение или пение. Мелодия часто развивается в результате импровизационных выступлений, которые делают её более красочной.

4. Шкала индийских раг

Индийская рага была первой, в которой использовалось пять или шесть тонов, а с развитием общества стала применяться семитональная шкала. В дополнение к этим семи естественным звукам существует пять вариаций. Эти семь естественных звуков и пять звуков вариации образуют «семь тонов и пять изменений».

Однако индийская рага не использует все двенадцать тонов. Обычно используются пятитональный тип (удава), шеститональный (шадава) и семитональный (сампурна). Одна из основных причин уникальности стиля раги заключается в том, что индийская гамма состоит из двадцати двух микрохроматических ступеней (шрути). Эта звуковая единица называется «шрути», что соответствует двадцати двум октавам. Октава – это не двадцать две одинаковые ступени (шрути), а сумма интервалов расстояний между семью диатоническими гаммами, включёнными в группу, одна за другой.

На страницу:
6 из 7