Полная версия
Современная музыка и танцевальное искусство стран Великого шёлкового пути. Том 2
Изначальную нубу также называли мукамом. Её структура очень проста: в каждой части используется только одна мелодия. Если в тексте всего три куплета, одна и та же мелодия повторяется трижды. Если куплетов больше пяти, мелодия изменяется в четвёртом куплете. Эта ме лодия называется «тара». Начиная с пятого куплета снова повторяется исходная мелодия.
Нуба состоит из двух частей: вокальной музыки и инструментальной музыки, первая из которых является её основной частью. Существует две формы исполнения нубы: соло и унисон. Все тексты песен представляют собой классические арабские стихи, а их темы – это «Жизнь», «Любовь», «Природа», «Радость», «Печаль» и др. Партия инструментальной музыки составляет небольшую долю, а применяемые музыкальные инструменты бывают четырёх видов: струнные, щипковые, духовые и ударные. Струнные инструменты – это, главным образом, лебаб, который теперь заменён скрипкой. Щипковые инструменты – это карон и уд. Духовые инструменты – это в основном арабская свирель (най), а ударные музыкальные инструменты – бубен, тамбурин и глиняные литавры. При исполнении нубы музыкальная группа становится в шеренгу: слева направо идут сначала духовые инструменты, затем щипковые, струнные и в конце – ударные. Позади музыкантов стоят певцы-актёры, слева – актëры, справа – актрисы.
6. Влияние музыки Северной Африки
Североафриканские арабы и берберы сыграли важную роль в становлении и совершенствовании андалузского музыкального стиля, а также в обеспечении его дальнейшего существования за пределами Пиренейского полуострова. Также они приняли активное участие в долгосрочном процессе исламизации африканского общества к югу от Сахары.
Прибытие первых переселенцев из Персии и Аравии на побережье Восточной Африки восходит к VI–VII вв. н. э.
На протяжении веков взаимодействие между Африкой и Аравией способствовало росту новой цивилизации, известной как Суахили, название которой происходит от арабского слова «савахила» («народа побережья»). Примерно в то же время ислам распространился в Восточной и Западной Африке. В Западной Африке эта религия проникла внутрь региона, но в Восточной Африке она ограничилась лишь некоторыми прибрежными странами.
Мусульмане, принявшие ислам в Африке, даже после того, как они познакомились с арабской музыкой, не отказались полностью от своей традиционной национальной музыки. Хотя влияние арабской культуры и велико, особенно это заметно при чтении Корана или пении азана, потому что и то, и другое осуществляется на арабском языке, но всё же африканское наследие чувствуется даже в этом. Правильное чтение Корана (называемое таджвидом) крайне важно. Другими словами, таджвид – это разработанная система стандартизированных принципов декламации текстов Корана. И хотя африканские мусульмане стараются соблюдать правила таджвида, очень немногие из них могут понять особенности тембра, интонации, мелодики, лексики, артикуляции и ударения, которые необходимо учитывать. Их декламация Корана и азана всё же частично сохранила некий африканский стиль.
Кроме чтения Корана, интересными к рассмотрению также являются мистические ритуалы различных братств, которые сопровождают такие праздники, как праздник Мавлид (празднование дня рождения пророка Мухаммеда). Учёные, изучающие исламскую ритуальную музыку Африки, указывают, что регионы и социальные классы создали музыку в разных местных стилях. Эти стили также имеют очевидный африканский след. Музыкальный талант африканцев проявляется в пении панегириков и антифонов со сложной мелодией, этот музыкальный талант также во всей полноте демонстрируется при чтении религиозных стихов в районах, заселённых арабоязычным населением.
Глава 4. Понятие «музыка» в арабском языке
Понятие «музыка» имеет разные коннотации в суждениях по причине разных ценностных позиций субъекта. Музыка никогда не является изолированной формой культуры, она обычно интегрируется в родственные культурные системы. Разные страны и народы имеют разный культурный фон, и естественно, что понятие музыки у них тоже очень отличается. Дисциплинарная задача и объект исследования музыкальной эстетики – интерпретировать и анализировать связанные музыкальные концепции в разных культурах. Американский «Словарь Уэбстера» определяет музыку следующим образом: «Музыка – это искусство и наука пения или инструментального звука, образованного различными мелодиями, гармониями, ритмами и тембрами; это произведения, которые содержат полную структуру и достаточны для выражения эмоций». Однако это определение больше подходит для стран c западной музыкой как основной музыкальной культурой. В арабских же странах нет определения и понятия, эквивалентного слову «музыка», но зато в исламской культуре есть много существительных, связанных с музыкой. Наиболее часто упоминаемые родственные существительные: «гина», «сама», «мусики», «соут», «нашид» и т. д. Хотя эти слова часто прямо переводятся как «музыка», всё же их коннотация и употребление расходятся с западным понятием музыки.
В арабской музыкальной культуре нет понятия, которое можно было бы приравнять к понятию «музыка». Хотя многие существительные имеют некоторое сходство с музыкой в коннотации, их недостаточно для полного описания значения слова «музыка». Так, гина – это изысканная городская художественная музыка, возникшая после зарождения ислама. Слово «мусики» в основном используется в теоретических исследованиях, а понятие священной религиозной музыки в основном выражается широким термином «сама». Музыка как вид художественной культуры неизбежно подвержена влиянию различных культур, а её интерпретация, понимание и определение различны из-за суждения об основной её культурной концепции. Автор считает, что при изучении и анализе музыкальной культуры очень важно глубоко рассмотреть и исследовать само понятие «музыка». В процессе исследования исламской музыкальной культуры, чтобы лучше понять её внутренний смысл, мы должны сначала иметь определённое понимание её музыкальной концепции.
Глава 5. Религиозная музыка в арабских странах
В арабских странах существует несколько видов религиозной музыки, в том числе декламация Корана, азан и др., которые занимают очень важное место в религиозной жизни мусульман. Все мусульманские группы по всему миру используют эту религиозную музыку, её виды, как правило, одинаковы по содержанию, но иногда имеют региональные особенности, которые выражаются в форме и тональности.
1. Декламация Корана
Всего в Коране 114 сур (глав), разделённых на 30 джуз (частей), в каждую входит более 6 000 слов. Для мусульман Коран является сводом критериев морального поведения и руководством для их социальной и духовной жизни. Способ чтения Корана всегда передавался из уст в уста. Различные регионы и этнические группы с учётом фонетических правил арабского языка в разной степени впитали и интегрировали основные элементы местной музыки, образовав региональные способы декламации Корана с уникальными характеристиками различных регионов, его правильное и внимательное чтение очень важно. С тех пор, как был основан ислам, изучение и установление норм чтения Корана стало актуальной задачей. Термин «таджвид» (искусство декламации) является отраслью науки, направленной на изучение Корана. Таджвид – это удивительная система с точки зрения звучания, правильного выбора слов и обработки Священных Писаний, которая используется для стандартизации чтения Корана.
2. Азан
Азан – призыв к молитве – был основан пророком Мухаммедом между 622 и 624 гг. н. э.
В самом начале возникновения ислама о начале молитвы люди узнавали по расположению солнца, но со временем призыв на молитву превратился в великолепную и трогательную форму пения пять раз в день с минарета. Для мусульман азан священен, так как воплощает собой отделение времени осуществления молитвы от светской жизни, олицетворяет преданность людей вере и символизирует существование Аллаха. Именно из-за такой священности азана требуется точное и правильное произношение при его декламации.
Нет чётких правил по выбору тональности азана. Обычно его декламируют в соответствии с местными установленными обычаями. Где-то используется только высокий тон для декламации от начала до конца; кто-то использует относительно небольшой диапазон, охватывая основной высокий тон декламации; некоторые используют более широкий диапазон и очень мелодичную структуру или даже богатое декоративное пение. Можно сказать, что при выборе мелодии исполнители подсознательно стремятся к естественной эстетике.
Во всём мире азаны произносятся на арабском языке. Арабский язык – это язык Корана, поэтому также имеет определённую священность. Содержание азанов фиксировано и обычно состоит из семи предложений. В хадисах упоминаются че тыре основных метода произнесения азана. Первый метод – это азан, который читал Биляль во времена пророка. Это всего пятнадцать предложений, где первое предложение повторяется четыре раза, 2–6 предложений повторяются дважды, а последнее повторяется единожды. Второй метод – это чтение по методу Абу Майхару, с 19 предложениями, включая четыре такбира и два повторения шахады. Третий метод – это тоже чтение по методу Абу Майхару, при котором слова азана практически идентичны предыдущему методу, за исключением того, что первый такбир повторяется лишь дважды, всего 17 предложений. Последний метод основан на хадисе, переданном Ибн Умаром, кроме последнего предложения, все остальные повторяются дважды, всего 13 предложений. Мусульмане во всём мире обычно следуют вышеупомянутым методам декламации азана, но иногда всё же встречаются некоторые отличия. Например, при декламации азана иранские шииты часто добавляют фразу «Хайя ала хайр аль-амаль» («каждый должен делать добро») между пятым и шестым предложениями.
ЧАСТЬ VI. Музыка и танец в Западной Азии
Глава 1. Музыка и танцы Ирана
Иран расположен на Иранском нагорье в юго-западной Азии. Это древняя цивилизация с многовековой историей. Персидская музыка оказала большое влияние на формирование и развитие исламской музыки. Позже, хотя она и относилась к разряду исламской музыки, она всё же сохраняла свои отличительные национальные особенности.
Согласно записям древнегреческого историка Геродота, в период Персидской империи (550–330 до н. э.) персы часто пели гимны на религиозных церемониях. Греческий писатель Ксенофонт упоминал, что персы пели героические оды во время войны с ассирийцами. Таким образом, можно сделать вывод, что древняя персидская музыка играла определённую роль в религиозных церемониях и общественной жизни (фото 6-1).
Фото 6-1
Период Сасанидов (224–651 гг.) был периодом расцвета древнеперсидской культуры. Музыка тогда играла важную роль в жизни придворной знати. Поскольку при дворе придавали большое значение музыке, в этот период появилось много известных музыкантов, таких как Рамтин, Азад, Ширин, Барбад и т. д. Барбард создал музыкальную систему, соответствующую сасанидскому календарю, состоящую из семи «царских ладов», тридцати производных ладов и 360 мелодий. На рельефе в Так-е Бостан и резных изделиях из серебра Сасанидов чётко изображены музыкальные инструменты, которыми пользовались персы в период государства Сасанидов, такие как персидская вертикальная изогнутая арфа, барбат (лютня с коротким грифом), рубабу (двойная резонансная лютня), флейта най, зурна и бубен (фото 6-2).
Фото 6-2
Сегодняшние персы – это в основном потомки арийцев, пришедшие в Персию из Северной Индии 3000 лет назад, и иностранных завоевателей, таких как монголы, тюрки и арабы.
Кир Великий основал Персидскую империю в 550 г. до н. э. После смерти Кира в 521 г. до н. э. Дарий основал династию Архименов, которая была завоëвана Империей Александра в 323 г. до н. э.
Александра очень восхищала персидская культура, поэтому в то время непрестанно совершались обмены культурным достоянием между Грецией и Персидской империей. Уровень развития культур обоих регионов был на высоком уровне. Вскоре они были покорены кочевыми парфянами, которые основали Парфянскую династию, однако парфяне снова были ассимилированы персами.
Классическая музыка
После того, как арабы оккупировали Персию, арабская музыка получила широ кое распространение в Персии и оказала большое влияние на персидскую музыку. Например, 12 дестгяхов, обладающих персидской спецификой, сформированы и стилизованы на основе арабского мукама. В каждом цикле дестгяха в начале и в конце используется один и тот же вид мукама, и название дестгяха также совпадает с ним, например, нава, раст, баят и т. д. Различные стилизованные мелодии «гуше», исполняемые в середине музыкального произведения, могут применять и другие лады мукама.
Традиционный персидский метод пения уникален. В пении метод под названием «тахриэль» часто используется попеременно между «истинной» и «ложной» персидской классической музыкой. Для персидской музыки характерен свободный ритм инструментального исполнения.
Древний персидский звукоряд был основан на открытых струнах струнных инструментов и тетратоне, исполняемом тремя пальцами. В системе темперации использовались девять, семнадцать темпераций, а в настоящее время обычно используются 24 равномерные темперации. Древняя музыка в Иране похожа на капеллу без аккомпанемента Древней Греции, но более формальные выступления также включают в себя инструментальные соло, дуэт и ударные инструменты. Эта форма исполнения также довольно распространена. Основа персидской классической музыки – радиф. Это мелодия из Древней Персии, она передаётся из поколения в поколение от мастеров к ученикам. Мастера улучшили мелодии своих предшественников и присвоили им свои собственные названия. Такая передача радифа непосредственно зависела от способностей мастера, а обучение чаще всего проходило в устной форме. Многие годы прилежных практик мастеров с их учениками непрерывно совершенствовали радиф, что привело к тому, что в различное время он оставался лучшим.
Поскольку традиционная иранская музыка распространялась только в устной форме, возникло множество различных течений, которые были упорядочены лишь чуть более ста лет назад иранскими музыкантами. Многие виды мелодий с разными функциями (фиксированные мелодии) часто объединяются в одном произведении и заносятся в одну группу. Радиф – это кодекс классической музыки. Согласно классификации, он эквивалентен базе данных персидской классической музыки. Всего в наиболее часто использу емом радифе имеется 12 ладов, которые на персидском языке называют дестгяхами, каждый имеет своё собственное имя (заглавие) и т. д.
Концепция такта в Иране родом из древнеперсидской поэзии. Существует три вида такта: 1) симметричный фиксированный такт; 2) асимметричный такт; 3) свободный такт. Такт должен определяться в соответствии с выразительностью стихотворения. Поэтому, если один и тот же радиф положить на разные стихи, будут получаться разные ритмы. Другими словами, иранский вокалист или инструменталист должен быть хорошо знаком с радифом, уметь сочинять, аранжировать и импровизировать, а также знать древние персидские стихи. Исполнители в Иране также являются композиторами и интерпретаторами лучших древних стихов.
Фото 6-3
Фото 6-4
Дестгях, как форма исполнения и музыкальный жанр, также имеет 12 циклов. Дестгях является ярким примером импровизации. Обычно для исполнения одного цикла требуется от 30 до 45 минут, иногда даже до одного часа, а может быть и сокращён до 10 минут. Независимо от длины, каждый цикл дестгяха должен включать в себя четыре части: вначале – свободная прелюдия «даламад», за ней следует «асли-аваз», затем «таланиф», и, наконец, заключительная часть – «ланге». Каждый цикл дестгяха использует один и тот же лад в начале и в конце, и название этого лада становится названием самого цикла музыкальных произведений, например: «Нава-дестгях», «Шуль-дестгях» и т. д.
Связь между различными частями состоит из различных стилизованных мелодий гуше. Гуше может использовать и другие лады. Например, в «Шуль-дестгях», когда исполняется гуше, fa может быть изменён на восходящий fa, что приводит к изменению лада. Гуше может быть длинным или коротким, иногда его именуют названием региона, например «Гебр-гу ше», «Лаванди-гуше». Иногда его также называют именем человека, например, «Хумаюн-гуше» и «Мани-гуше». Все гуше, используемые в 12 цихлах дестгяха, вместе именуются «Ладив». Чтобы научиться исполнять гуше, нужно обладать особым мастерством и духом новаторства. Традиционный иранский метод пения достаточно необычный. В пении часто используется попеременный метод пения истинной и ложной персидской классической музыки под названием «Тахрир». Иранская музыка похожа на китайско-уйгурскую, узбекскую и таджикскую музыку во многих аспектах, таких как структура музыки и развитие мелодий.
Можно сказать, что таких ладов в дестгяхе и мукаме в Западной Азии бес численное множество. Почему же их так много? Нейтральные интервалы с целыми тонами и полутонами плюс различные акценты, а также комбинации этих тонов уже дают огромное множество ладов, затем каждый добавляет к себе различные наименования, такие как раст, дуга, сига, чахарга, панджига. Основные лады были классифицированы по большим группам в древние времена на основе чисел, связанных с календарём и искусством гадания, таких как семь, двенадцать и двадцать четыре. Существует также множество вторичных ладов, которые являются производными от вышеупомянутых основных ладов и классифицируются как второстепенные лады.
Фото 6-5
Фото 6-6
Фото 6-7
2. Форма аваз
Несмотря на то, что иранские музыканты обычно ставят перед собой партитуры, они не особо следуют им. В Иране музыкальное исполнение изначально подразумевает импровизацию. Потому что публика не хочет, чтобы исполнитель просто воспроизводил музыку, созданную композитором, а каждый раз с нетерпением ждёт услышать новую уникальную музыку самого исполнителя. Конечно же, никто не хочет слышать внезапные звуки, совершенно непривычные, однако же все слушатели ждут новую музыку на основе традиционного стиля. Развитие музыки не происходит бессвязно, а следует принципам определённой формы. Импровизации аваз, исполняемые свободно и непринуждённо, являются типичной формой, их структура представляет собой идеальный тип цикла из семи частей. Для лучшего понимания такой цикл можно представить как симфонию, мессу, кантату или полную сюиту, состоящие из нескольких частей. Просто сюиты Западной Азии нельзя считать неполными, если они не исполняются каждый раз целиком. Также возможно объединить несколько частей вместе, как большой цикл танцевальной музыки. Некоторые части могут извлекаться из основной структуры аваза и исполняться отдельно, если исполнитель это считает допустимым. Центральная часть – это персидские стихи, исполняемые речитативом.
Фото 6-8
Фото 6-9
Аваз из лада сига
Тексты песен аваза представляют собой классические стихи, написанные на персидском языке. Первоначально аваз был формой исполнительского искусства, которое начиналось с декламации стихов. Прочтение стихотворений было основой. Использование лада сига для пения стихов также означает, что это два газала известного поэта 14 века Хафиза. Газал изначально был формой арабской поэзии. Это дистих (бейнт) с одинаковым сопряжённым стилем (ритмом) и рифмованием от 5 до 15 пар. Первая пара строк рифмуется как в первой половине строки, так и во второй. После второй пары строк рифмуется только вторая половина строки. Особенностью последней пары строк является то, что в них воспевается имя самого поэта (этот приём называется «дахалос»). Основная тематика – это любовь (в том числе любовь к богу в мистицизме), она считается представителем лирической поэзии в исламском мире.
О связи между мелодией аваза и текстами песен
Основная часть, как и импровизационный ахваз, не ограничивается только пением часто предписываемых стихов. Например, куплет, который очень хорошо подходит к мелодическому стилю дестгяха, а затем сочетание гаджала или маснави (в форме стихов), которое зависит от характера и содержания должного стиля, певец выбирает на своё усмотрение. Так что здесь основными выступают литературная и художественная поэзия, а музыка занимает второстепенную роль. И напротив, поскольку таснифу (баллада) – это заранее сочинённая баллада, поэтому естественно, что музыка и тексты фиксированы. Однако здесь преобладает музыка, а поэзия стала второстепенной.
Иранская музыка не имеет понятия об абсолютно высоком звуке. Из-за разницы тонов на нотоносце есть разные обозначения. Например, на следующей диаграмме показана шкала, начинающаяся со звука F. Структура этой шкалы имеет отличительные особенности. Для нас, жителей Восточной Азии, это совершенно неподходящая и невероятная гамма, состоящая из целых тонов и трëх четвертей без полутонов. Но центы за «три четверти» (нейтральная секунда) являются приблизительными.
Иран – хорошо известная древняя цивилизация в Западной Азии. Его классическая музыка имеет большое влияние во всём мире. Иранская классическая музыка – это в основном музыка элегантная и простая камерная, которая представляет собой соло, сочетание сольного и барабанного исполнения. «Дестгях» – это название формы музыкального жанра. Мелодия иранской музыки часто содержит организованные микротоны, а гаммы в основном состоят из гептахордов. В конце XIX в. Мирза Абудора установил двенадцать систем мелодий, основанных на традиционной музыке, унаследованной с давних времён. В первой половине 20 в. Алинаки Василий отстаивал 8-ступенчатую теорию на 24 равных делениях. С тех пор многие музыканты пытались восстановить иранскую классическую музыку, основываясь на собственном еë понимании. Иранская классическая музыка – это однотонная музыка. Её мелодическая система называется «дестгях», что эквивалентно мукаму в Аравии и Турции. Это понятие также имеет множество значений, таких как гамма ладов, нормы и импровизации, и сюиты.
Согласно «Метрике» Форсата Силаза: «Новое название было реорганизовано учёными в 1882 году, а старое было реорганизовано и стандартизировано в форме семи наборов дестгяхов. Это показывает, что существует только семь дестгяхов после персидской музыкальной нормы XIX в. Использование нейтральных интервалов в персидской гамме сформировало уникальный стиль исламской музыки.
Фото 6-11
Фото 6-11
Исполнение дестгяха очень импровизационное. Обычно на то, чтобы сыграть цикл дестгяха, уходит от получаса до трёх четвертей часа. Дестгях может длиться до одного часа, а может быть сокращён до десяти минут. Независимо от длины, каждый набор дестгяха должен включать в себя четыре части начиная с прелюдии «Даламад», затем «Аслер Ахваз», «Таланифу» и, наконец, «Лунг». Каждый цикл дестгяха использует один и тот же лад в начале и в конце, название которого становится названием этого цикла, например «Навардастгарх», «Шурдастгарх» и т. д.
Связь между различными частями состоит из различных стилизованных мелодий гуше, а гуше может использовать другие лады. Гуше может быть длинной или короткой, иногда её называют в соответствии с наименованием региона в котором она возникла. Все гуше, используемые в двенадцати циклах дестгяха, собирательно именуются «Дадифф». Чтобы научиться исполнять гуше, нужны особые навыки и мастерство новатора. Традиционный иранский метод пения очень особенный, при котором обычно используется метод чередования «истинных» и «ложных» голосов, называемый «тахриэль».
2. Народная музыка
Иран также интересен народной музыкой, туркменской музыкой в центральноазиатском стиле, спортивной музыкой и т. д. Самая особенная – спортивная музыка. В Иране военному искусству придаётся первостепенное значение, верховая езда, стрельба и борьба являются любимыми занятиями иранцев. Было необходимо, чтобы хороший спортивный руководитель в Иране был также профессиональным музыкантом. Начиная с VII в. в Иране были широко распространены спортивные комплексы. Церемонии их открытия и спортивные соревнования в них дополнялись музыкой, что усиливало чувство азарта. Танцы, сопутствующие соревнованиям и вдохновляющие зрителей, были уникальны. Спортивная музыка – это главным образом громкая музыка, воздействующая на основные чувства слушателей. Стихи, которые она сопровождала, восхваляли героизм.