Полная версия
Музыка и танцевальное искусство времён расцвета Великого шёлкового пути. Том 1
В гробнице Наншефтка – в гробнице Саккара, принадлежащей Пятой династии (2563 г. до н. э. – 2423 г. до н. э.), обнаружена музыкальная и танцевальная картина. Изображение разделено на три слоя: средний слой представляет собой небольшую группу, состоящую из флейтиста, кларнетиста, музыканта, играющего на вертикальной трубе, и четырёх других музыкантов с теми же жестами. Один из четырёх поёт. На этом изображении, собранном в Каирском музее, запечатлена флейта Древнего царства, которая также является «девой» египетской народной и художественной музыки. Инструменты можно идентифицировать просто по изображению: этот древний музыкальный инструмент был сделан из бамбука: кларнет, собранный из двух труб одинаковой длины и с одинаковыми просверленными отверстиями, точно такой же, как гобой «Зумара», популярный в Египте и Ираке.
Вертикальная арфа воспроизведена очень точно: отчётливо видны натяжение и фиксация струн на верхнем конце грифа. На нижнем конце струна обёрнута вокруг деревянного стержня, который может двигаться вверх и вниз. Таким образом создаётся устройство транспозиции: при нажатии на палку натяжение всех струн может быть увеличено одновременно, тем самым увеличивается звук. По положению руки арфиста мы можем видеть, какие тоны или интервалы используются на изображённом инструменте. Кроме того, можно понять, что египетские музыканты были знакомы с различными техниками вертикального исполнения, такими как смягчение звучания отдельных струн и создание расширенного обертонного декоративного звука.
Древнее царство в классический период египетской музыки создало восхитительные вертикальные, с кольцевой формой духовые инструменты, такие как флейта и двухтрубный кларнет. Их изображения позволили исследователям понять основные характеристики музыкальных инструментов того периода и, более того, познакомиться с музыкальной жизнью фараона. После этого примерно в 2000 г. до н. э. началось так называемое Среднее царство. Тогда в Египте появились два новых музыкальных инструмента: большой бочонок и лира с двумя шкурами. Первый инструмент, похоже, был импортирован из Африки, которая до сих пор считается континентом, известным своими барабанами. Самый старый хорошо сохранившийся бочкообразный барабан в Египте того времени был обнаружен в гробнице в Бени-Хасане, в Центральном Египте. Как и сегодня, этот район тогда находился под влиянием Замбии.
Лира появилась на фреске и также была обнаружена в Бени-Хасане. Это единственный материал, оставшийся от периода Среднего царства в Египте, и до сих пор это единственное свидетельство игры на лире. По волосам и бороде человека, играющего на этом инструменте, можно понять, что он имеет черты азиата или бедуина из пустынной Азии. Период Нового Царства начался с Восемнадцатой династии, когда на изображениях, представляющих музыкальную деятельность, появилось много новых музыкальных инструментов. На изображениях, обнаруженных в гробницах Фив, запечатлены два инструмента, которые ранее не встречались: лютня и басовый лук.
Вместе с ними в Египет были привезены новые музыкальные инструменты и, возможно, иностранная музыка. С другой стороны, египетские художники в то время также посещали зарубежные страны. Многие новые музыкальные инструменты, появляющиеся в гробницах на изображениях, отражают эту взаимосвязь. Некоторые являются дальнейшим развитием оригинальных египетских музыкальных инструментов, а некоторые явно импортированы из-за границы. В период Нового царства помимо различных новых форм лиры, лютни, асимметричной лиры, отдельной гигантской лиры, двухтрубного гобоя, рожка, различных форм барабанов и пары странной формы появились ударная доска и тарелки из раковин. Тяжёлая гигантская лира, на которой обычно играют два музыканта, должно быть, возникла на Ближнем Востоке. Она стоит на небольшом столе, в отличие от лиры, используемой в Египте. Этот инструмент имеет сходство с гигантской лирой Шумера и Вавилона, верхняя часть инструмента также украшена головой быка. Струны на верхней перекладине не только скручиваются, как обычно, но и фиксируются с помощью небольших деревянных палочек. Это также указывает на то, что истоки этого инструмента можно найти в Древней Азии, а также на соответствие с инструментом Пакистана, который до сих пор используется в Эфиопии.
Изображение круглого барабана было впервые обнаружено в период Тутмоса II (1504–1450 гг. до н. э.). По изображению нельзя сделать вывод, какой это тип барабана – односторонний или двусторонний. Однако, судя по немногим сохранившимся музыкальным инструментам, по крайней мере, в поздний период Древнего Египта и правления Птолемея, эти музыкальные инструменты были покрыты двумя шкурами. Музыкальные инструменты, хранящиеся в Лувре (Париж), показывают, что оба барабана аккуратно прикреплены к круглой раме барабана.
Фото 2-41
Фото 2-42
В музее Луо есть только два расписных барабана, которые, очевидно, принадлежат одному барабану. Также известно изображение богини Исиды и её жриц. Они играют на барабанах перед богиней, как если бы она пела под аккомпанемент барабанов.
Хотя круглый барабан с обручем имеет две барабанные перепонки, на нём всегда играют с одной стороны. На фоне изображения Храма Филы запечатлён бог Бет, который держит правой рукой барабан, кроме большого пальца, остальные четыре могут слегка ударять по барабанной перепонке. Левая рука делает глубокий, тяжёлый удар. В Египте до сих пор используются барабаны с обручем. Таким же образом играли на тамбуринах, завезённых из Турции и Аравии в Средние века в Египет.
Неудивительно, что образ бога танца часто изображают с обручем и барабаном. Однако стоит отметить, что на древних изображениях мы также обнаруживаем, что люди держат треугольную арфу, которая является тяжёлым и громоздким музыкальным инструментом. Однако на одном из рельефов сохранилось изображение бога Бета, танцующего с треугольником. Поэтому можно предположить, что помимо таких больших музыкальных инструментов, хранящихся в музеях Каира и Парижа, была ещё маленькая треугольная арфа.
Влияние Греции на Египет становилось всё более очевидным в период Птолемеев. Появились новые «эхолоты»– маленькие колокольчики и ротанговые корзиночные рожки. Основные новые музыкальные инструменты – это свирели, гидравлические органы, новая лира и ранние формы волынки. После смерти царицы Клеопатры (51–30 гг. до н. э.) Египет стал провинцией Рима. В то время, помимо флейты (которая, возможно, появилась в период Птолемея), использовались также в военных целях такие духовые инструменты, как туба и буцина.
До того, как египетская музыка и музыкальные инструменты были окончательно преобразованы исламом, существовали некоторые особые формы «эхолотов» и древних музыкальных инструментов: ручные кастаньеты из дерева и слоновой кости для религиозных ритуалов, новый колокольчик, вилки, костяная флейта, которая ранее была неизвестна, и резная лютня. С тех пор как арабы завоевали Египет (в 640 г. н. э.), ситуация изменилась; городская музыкальная жизнь претерпела значительные изменения, но не оказала фундаментального влияния на музыку сельских жителей, фермеров, лодочников Нила.
ЧАСТЬ III Искусство музыки и танца в Древней Индии
Глава 1 Танцевальное искусство ранней цивилизации на реке Инд
Период расцвета цивилизации, существовавшей в долине реки Инд, составляет от 2500 до 1500 г. до н. э. Благодаря открытию цивилизации Инд история индийской цивилизации может быть прослежена до 3000 г. до н. э. Цивилизация Инд относится к одной из самых древних в мире.
Среди археологических памятников этой древней цивилизации было обнаружено большое количество небольших керамических статуэток, таких как Богиня-мать реки Инд, а также большое количество хорошо сохранившихся конических каменных колонн и каменных колец (абстрактные образы мужских и женских половых органов). Всё это свидетельствует о том, что коренные народы реки Инд поддерживают репродуктивный культ. Культ воспроизводства – это традиционный образ мышления человечества и широко распространённое колдовство, которое особенно глубоко укоренилось в культуре земледелия коренных народов реки Инд.
«Богиня-мать реки Инд» (фото 3-1)
Керамические куклы богини реки Инд, высотой около 10 см, простые по форме, они выглядят напыщенно, гротескно, стиль их исполнения не спутаешь ни с каким другим. В них прослеживаются черты первобытного народного творчества. Своеобразный головной убор имеет веерообразную форму, он возвышается, возможно, изображая пучки зерна. Богиня-мать в основном обнажена, с пышными грудями и ягодицами, носит драгоценные украшения: серьги, ожерелья, браслеты и ремни. Широкое разнообразие богатых драгоценностей – отличительные черты богини Инда и всех богинь танцев более поздних времён. Это отражает эстетический вкус индийцев, которые любят сложные украшения, а также означает, что богиня танцев плодовита.
«Танцующий мужской стан» (фото 3-2)
Фото 3-1
Каменные мужские фигурки, обнаруженные в древнем городе цивилизации Инда, были идолами поклонения мужскому воспроизводству. Скульптура из тёмно-серого известняка «Танцующий мужской стан», обнаруженная на раскопках древнего города Хараппа, возможно, один из идолов репродуктивного поклонения. Статуэтки Хараппа обычно бывают сборные: лепятся отдельно головы, туловища и конечности, а затем собираются вместе. У этой танцующей фигурки остались только туловище, шея, плечи и верхняя часть ног, на шее и плечах имеются выемки. Археологи предполагают, что отверстия в паху были сделаны для выпирающих мужских органов. Всё туловище поддерживается правой ногой, наклонённые плечи, слегка втянутая грудная клетка и живот, а также приподнятая левая нога – всё это застывший фрагмент динамичного танца. Основываясь на таких элементах, как танцевальная поза и демонстрация мужских органов, учёные в настоящее время предполагают, что эта статуэтка может быть прототипом бога танца, великого бога, который правил воспроизводством и разрушением в последующих верованиях индуизма.
«Мужской стан» (фото 3-3)
Другая танцевальная скульптура из красновато-коричневого песчаника «Мужской торс», найденная в руинах третьего-четвёртого этажей амбара Харапа, также является идолом репродуктивного поклонения. Оставшийся торс танцевальной фигурки имеет гнёзда на шее и плечах, а круглые углубления перед плечами имеют неизвестное назначение. Вертикальная форма спереди мускулистая, пухлая, с широкой грудью и выступающим животом. Утончённо изображённые рельефы и реалистичная текстура кожи сравнимы с элементами древнегреческого реалистичного искусства.
«Танцующая девушка» (фото 3-4)
Фото 3-2 Фото 3-3 Фото 3-4
Одна из бронзовых статуэток «Танцовщица», найденная в Мохенжо-Даро, является одним из доказательств того, что цивилизация долины реки Инд вступила в бронзовый век. Эта обнажённая танцовщица с медными глазами, с более плоским носом, с выступом челюсти, толстыми нижними губами является типичным изображением представительницы местного населения. Её волосы завязаны узлом, на шее – ожерелье, на правой руке – небольшое число браслетов, на левой – браслет. Голова её слегка наклонена, правая рука согнута и опущена, левая держит барабан как инструмент (возможно, чашу), правая нога немного согнута, левая поднята, как будто под звуки чисто звенящего браслета или музыкального инструмента она танцует легко и красиво. Предполагается, что эта обнажённая танцовщица в третьем тысячелетии до нашей эры, возможно, была танцовщицей, проводившей обряд богослужения, её предок, скорее всего, был связан с индуистским храмом.
Глава 2 Танцевальное искусство ранней индийской династии
1. Танцы во времена
династии Маурьев
Династия Маурьев (примерно с 321 по 185 гг. до н. э.) создала первую обширную объединённую империю в истории Индии. Архитектура и скульптуры династии Маурьев унаследовали традиции местной индийской культуры, впитали в себя влияние персидского искусства и создали беспрецедентные великолепные шедевры.
Скульптуры танцующих фигур империи Маурьев в основном состоят из скульптур Якша и Якшини, обе вырезаны из песчаника, у некоторых скульптур на поверхности есть «Полировка Маурьев». Если скульптуры животных на каменных столбах Ашоки представляют систему придворного искусства династии Маурьев, то танцующие статуи Якши и Якшини отражают традицию народного искусства Индии даже в большей степени, чем каменные столбы. Танцевальные статуи из песчаника рождались из резьбы по дереву, следы этого очевидны. Танцевальная статуя Якшини династии Маурьев имеет характеристики типичного древнего танцевального искусства. Форма древняя, простая, она строго поддерживает прямую фронтальную позу. Статуя Якшини обычно обнажена, на верхней части тела подчёркнуто обозначен большой живот (что указывает на пранаяму йоги или позу бога богатства); нижняя часть тела обёрнута поясной тканью, причём оба конца пояса свисают между ног.
«Якшини» (фото 3-5)
Фото 3-5
Это вертикальная статуя, запечатлевшая фрагмент танца Якши. Поверхность не отполирована, поэтому значительно выветрилась, поза передаёт силу и мощь, она полна героического духа фехтовальщика. Этот вид танца Якши в стиле Вуфу похож на прототип самых ранних статуй Будды в Матхуре. Статуя Якшини, созданная в период династии Маурьев, также представляет собой архаичный стиль, а преувеличенная форма и богатый декор – уникальные характеристики индийского искусства. Статуя Якшини, как правило, обнажена, с круглой, высокой, выпуклой грудью, необычно пухлыми ягодицами, прозрачной марлевой юбкой на талии и различными украшениями по всему телу.
«Якшини из Дидарганджа» (фото 3-6)
Эта танцевальная статуя создана немного позже и считается сокровищницей танцевальных скульптур эпохи династии Маурьев. Возможно, она использовалась в качестве статуи божества-хранителя у ворот дворца. Якшини приняла вертикальную позу, её обнажённая верхняя часть тела слегка наклонена вперёд, а правая рука держит длинный венчик. У неё пухлое, величавое лицо, загадочная улыбка в уголке рта, огромная бусина на лбу и густые длинные волосы, собранные в изящный пучок за головой. Форма всего тела проста, торжественна, полна, пропорции преувеличены: круглая полусферическая грудь, необычайно тонкая талия, очень пухлые ягодицы и бёдра образуют женственный изгиб. Поверхность песчаника Чунар сильно отполирована, создаётся впечатление, что всё тело было покрыто слоем яркого масла, добавляющего гладкости мясистой поверхности статуи. Ювелирные аксессуары, такие как головные уборы, серьги, ожерелья, заклёпки, ремни, контрастируют с пухлостью тела, рук и ног. В этой статуе женского танца Дхаганджи Яоча воплощена форма красоты женского тела, соответствующая зарождающемуся индийскому художественному стандарту.
2. Танцы во времена династии
Сунданес
По сравнению с придворным искусством династии Маурьев, танцевальное искусство сунданской эпохи в большей степени является исконным народным искусством Индии. Самобытность и народность – две основные характеристики сунданского искусства. И хотя искусство танца павлина, например, находится под сильным влиянием иностранного искусства, такого как персидское или эллинистическое, искусство сунданского танца, в целом также смешано с некоторыми элементами искусства других стран, всё-таки в большей степени унаследовало местные традиции со времён цивилизации Инда и основано на культуре коренных жителей.
Фото 3-6
На поверхности углового столба (высота столба около 2,15 метра), где ворота, блокирующие волны Бархута, соединяются с забором, высечены рельефные статуи божеств-хранителей такого же размера, большинство, из которых – это Якши и Якшини (в соответствии с индийскими народными репродуктивными верованиями). Эти репродуктивные духи были помещены на столбы ворот башни, чтобы защитить буддийское святилище, сделать его процветающим и благословить добрых мужчин и женщин, которые вошли в ограду ворот башни для паломничества. Форма этих статуй из красного песчаника (II в. до н. э.) выполнена в типичном индийском древнем стиле, подчёркивающем типичность лица, миндалевидные большие глаза, цилиндрическое, вертикальное и лишённое динамики тело.
«Стоящая статуя Якши» (фото 3-7)
Это типичная индийская статуя древнего танца. Форма танцующих статуй проста и наивна, как народная резьба по дереву. Тело плоское, цилиндрическое, конечности тупо повёрнутые, с острыми краями и углами. Выражение лица невыразительное, большие миндалевидные глаза открыты. Платок имеет изысканный узор и в верхней части свёрнут в шар (этот вид платка с мячом обычно используется для всех мужских фигур, вырезанных в Бархуте. Серьги, воротники, нарукавники, браслеты и ремни также тонко выполнены. Складки поясной ткани образуют сплошной узор. Скульптор не видел перспективу, поэтому неестественно прижал руки к груди, при этом ступни были разведены в стороны. Якши стоит на спине слонёнка, олицетворяющего естественную способность к воспроизводству. Всё указывает на то, что это дух Шангди, который поклоняется воспроизводству.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.