Полная версия
Музыка и танцевальное искусство времён расцвета Великого шёлкового пути. Том 1
Начиная с периода Гемдта-Нассаля (2800–2700 гг. до н. э.) на печатях и рельефах появилось изображение лиры. Резонансная коробка в форме быка стала характерной чертой шумерской лиры. На протяжении сотен лет она оставалась относительно неизменной по форме и структуре, изменилась только за счёт увеличения количества струн. Примерно в 3000 г. до н. э. на перекладине впервые появился весьма характерный усилитель звука. Очевидно, что струнные инструменты играют первостепенную роль в шумерской музыкальной культуре. Доказательства свидетельствуют о том, что определённые типы аэрофонов, мембранофонов и идиофонов существовали уже тогда.
Имеется также керамическая флейта в форме сосуда периода поздней эпохи Урука. У этого музыкального инструмента есть отверстие для рта (которое повредилось со временем), а также два отверстия для пальцев. Она похожа на другой подобный инструмент (из Билс-Нимруда близ Вавилона), который был известен людям долгое время, но больше не существует. По крайней мере, изображения могут доказать, что флейта также является шумерским инструментом.
Серебряные фрагменты труб с отверстиями для пальцев были также обнаружены в гробницах царя Ура. Некоторые учёные считают, что это двухтрубный духовой инструмент типа гобоя, по форме такой же, как тот, что изображён на обратной стороне надгробия шумерского царя Ур-Намму. Шумерскими оригинальными материалами также подтверждается существование духовых инструментов. Например, на фрагменте каменной колонны периода Месилима, найденном в Хафадже, изображён бородатый музыкант с духовым инструментом, а в клинописном документе содержится описание того, как шумеры использовали рожки для оглашения объявлений.
Фото 1-28
Фото 1-29
Мембранные музыкальные инструменты в Междуречье представлены небольшими рамочными барабанами, датируемыми началом 3000 г. до н. э. Самым древним изображением является роспись на керамике, найденная на руинах кургана Аглабидов. Определено, что эта керамика относится к переходному периоду от Гемдта-Нассаля к Месилиму (первый период древней династии).
Глава 7 Музыкальная практика в Месопотамии
Изображение поздней эпохи Урука демонстрирует трёх обнаженных танцующих женщин, которые держат музыкальный инструмент в левой руке на уровне головы и бьют по ним палочками. По окончании периода Месилима на шумерских каменных колоннах и на рельефных каменных сосудах стали появляться большие вырезанные барабаны, в которые били вдвоём. Этот инструмент высотой в человеческий рост стоит (находится в вертикальном положении), и внимательный наблюдатель может заметить, что барабанная мембрана крепится к корпусу барабана с помощью гвоздей или деревянных колышков. Поскольку по такому барабану бьют обеими руками, можно предположить, что это двухсторонний барабан. В шумерскую эпоху идиофоны были представлены барабанными палочками, тарелками для ударных, медными тарелками и свистками.
Во время правления аккадцев впервые появились лютни с длинными стержневидными шейками и очень маленькими динамиками, а также усовершенствованные лиры нового типа и керамические свистки в форме животных. До этого некоторые музыкальные инструменты давно уже были реформированы и улучшены, что подтверждается документально. Пока не имеется соответствующей оценки истории развития музыки в аккадский период. Существующих археологических открытий едва ли достаточно, чтобы обрисовать полную картину достижений аккадцев в музыке и танцах (фото 1-30).
Фото 1-30
Фото 1-31
Археологические данные ясно демонстрируют, что Месопотамия – это колыбель струнных инструментов, самые ранние свидетельства происходят от аккадского правления. Лютня возникла не случайно: без арфы и лиры, созданных там ранее, было бы трудно представить появление лютни.
В вавилонский период (примерно в 1950–1530 гг. до н. э.) появилась новая форма арфы: треугольная. Есть два типа этой арфы, их различие заключается не только в разных позах исполнителя во время игры, но и в технике исполнения, а также в структуре. В 2000 г. до н. э. этот вид треугольной арфы получил широкое распространение. Во время правления Аменофиса II (1450–1425 гг. до н. э.) треугольная арфа впервые появилась в Египте и затем стала популярным и модным инструментом в период 11-й династии (около 1050 г. до н. э.). Было подтверждено, что в вавилонский период впервые появились новые типы свистков, а также барабанов в форме котелков с ножками и опорными тарелками. В дополнение к вышеупомянутым нововведениям музыкальные инструменты 2000 г. до н. э. непрерывно развивались. Все музыкальные инструменты в Междуречье начиная с этого периода внезапно претерпели изменения. Однако касситы, захватившие власть над вавилонянами примерно в середине 2000 г. до н. э., оставили «мало следов» в этой сфере. В вавилонский период они постепенно превратились в переселенцев, живущих в гармонии с местными жителями. Придя из горных районов на востоке Месопотамии в Междуречье, в основном поселились в среднем течении реки Евфрат и были в значительной степени ассимилированы. Они переняли не только вавилонский язык, но и вавилонскую культуру.
Фото 1-32
Фото 1-33
Наши знания об ассирийских музыкальных инструментах главным образом основаны на рельефных изображениях на стенах, которые были обнаружены при раскопках дворцов ассирийских царей среднего и позднего периода Ассирийского царства. Помимо барабанов с округлой рамой в Древнем царстве Ассирии также были барабаны с прямоугольной рамой, они относились к военным музыкальным инструментам.
Что касается идиофонов, можно утверждать, что ассирийцы помимо различных (бронзовых) медных колокольчиков разных размеров и форм использовали два типа больших тарелок и керамические свистки в форме животных. Ассирийские изображения также подтвердили, что существовали аэрофоны, такие как флейты, рожки, двухтрубные гобои и т. д. Среди струнных музыкальных инструментов редко встречались лютни; арфы и лиры же, наоборот, встречались часто. Как и в Вавилоне, в Ассирии имелось два типа арф: горизонтальные треугольные арфы и вертикальные треугольные арфы.
Ассирийская арфа отличается крепким устройством, увеличенной формой и большим количеством струн. Вертикальная арфа имеет от 15 до 22 струн, а горизонтальная арфа, для игры на которой используется плектр, имеет от 8 до 20 струн.
На ассирийской лире играют, держа её в горизонтальном или наклонном положении, с использованием плектра или без него. Лиры, изображения которых дошли до нас, разных форм и размеров, этот инструмент имеет от 5 до 7 струн. При более внимательном рассмотрении образов, выгравированных на ассирийских рельефах, исходя из различий в их внешности, причёске, одежде и других показателях, можно определить, что среди жителей Месопотамии были представители разных племён и национальностей. Кроме того, имелись военнопленные и ссыльные из соседних или далёких стран. Все эти люди пришли в Ассирийское царство с музыкальными инструментами и продолжали ими пользоваться (фото 1-34).
Фото 1-34
Вавилон позднего периода, ознаменованный правлением Шарделя и последним процветанием Вавилонского царства, оставил после себя лишь несколько изображений музыкальных инструментов, которые ничем существенным не отличались от своих предшественников. Месопотамия имела прямые контакты с греками и римлянами, эти три культуры часто пересекались и дополняли друг друга. Так, греческая пастушья флейта появлялась на рельефах того времени; помимо лиры важное место, несомненно, занимал двухтрубный гобой Афродиты. Объекты, обнаруженные в Хатре, передают нам довольно полную картину месопотамских музыкальных инструментов времён правления парфян (фото 1-35).
Фото 1-35
С конца 1000 г. до н. э. многие древние города Месопотамии стали приходить в упадок и постепенно исчезли, в то время как великолепные культурные достижения различных этнических групп Междуречья продолжили своё существование. Знания, которые люди тех времён приобрели во многих областях науки за тысячи лет, а также изделия их мастеров и творчески одарённых людей получили распространение в далёких странах, таких как Египет, и даже через Средиземноморье попали в Европу. Знания и артефакты в сферах музыкальной практики, музыкальных инструментов, теории музыки и её восприятия также были распространены в Западной Азии, Центральной Азии и Южной Азии. Месопотамия – центр развития музыки и танцевального искусства человечества.
ЧАСТЬ II Древнеегипетские музыка и танец
Глава 1 Искусство танца в период Древнего царства в Египте
(2700 г. до н. э. – 2200 г. до н. э.)
Около 2700 г. до н. э. берëт своë начало эпоха Древнего Царства, которая продлилась 500 лет. Египет – арена мира и регион процветания. Сформировавшаяся социальная система представляла собой чёткую пирамиду, на вершине которой стоял фараон, обладавший абсолютной властью и считавшийся богом. Фараон был самодержавным владыкой Египта, верховным собственником земли и всего, что на ней обитало и произрастало. Культ фараона приобрёл исключительный характер.
Все формы искусства используются для выражения одной идеи. Искусство было ориентировано на потустороннюю жизнь. Египтяне верили в продолжение жизни после смерти, если будет сохранено тело. В основном скульптуры в то время использовались как составная часть заупокойного ритуала. Абсолютное большинство скульптур Древнего Египта статичны. Эти работы, будь то оригиналы, копии или модели, вечны (фото 2-2).
Фото 2-1
Фото 2-2
В эпоху фараонов главенствующее положение во всех областях искусства занимала пирамидальная архитектура. Широко использовались каменные материалы, в частности в качестве крышки королевских гробниц. Имотепа, архитектор царя Тереха (Третья династия), построил первую шестиуровневую пирамиду на высотах Саккара. Во времена Четвёртой династии внешний вид пирамиды достиг совершенства.
Фрагменты фресок в гробнице главы «коммуны», обнаруженные Ла Комполисом, являются старейшими фресками Египта. Фигура 33 сантиметра в высоту, раскрашена в багряные и чёрно-белые цвета. На картине изображено несколько белых кораблей дугообразной формы с двумя каютами, окруженными танцующими, сражающимися и охотящимися фигурами. Есть также олени, скачущие по пустыне, замки. Фигуры людей, которые бьют пленных дубинками. На верхней лодке плачет женщина. Эти фрески можно рассматривать как картину, изображающую обычаи того времени (фото 2-4).
Фото 2-3
Фото 2-4
Шедевром скульптуры в период культуры Амлы является танцующая женская фигура. Талия шоколадного цвета, что указывает на обнажённую кожу, слегка приподнятая грудь. Нижняя часть тела белая, похоже, что она в юбке. Лицо в форме птичьей головы, без бровей и волос. Её взмах руками и наклон создают ощущение движения. В целом статуя красива, её форма демонстрирует богатство воображения автора.
Эта каменная стела была найдена возле пирамиды фараона Ковопаса, в горах Гизы. Его подвижная часть изображена в светлых оттенках. Танцовщица, сидящая на скамье, у ног быка, одетая в шкуру леопарда, с украшениями на руках и шее, – это Неффитапе, сестра или дочь фараона Ковопаса. Рельефы Древнего Египта всегда представлены фронтально: лицо персонажа – это сторона, на которой виден только один глаз, верхняя часть тела, а руки расположены близко к телу. Нижняя часть тела – это ноги в положении при ходьбе, если смотреть сбоку. Этот принцип позитивного танцевального моделирования, помогающий сочетать наблюдения за природой с правильными геометрическими формами, соответствует идеалу спокойствия и грации, воплощаемому в египетских танцах, и поэтому применяется на протяжении всего развития египетского искусства (фото 2-6).
Фото 2-5 Фото 2-6
Этот стилизованный принцип лепки был усовершенствован в эпоху древнего царства. Египетские танцевальные скульптуры эпохи Древнего Царства обладают ярко выраженными чертами реализма. Мастера этого периода смогли более реалистично воспроизводить фигуры и физические формы танцоров. Материалы, используемые для танцевальных скульптур в период Древнего царства, – это камень, дерево, слоновая кость, медь, глина и др. Скульпторы Египта могли изготовлять работы любого размера: от небольшой деревянной резьбы до огромных сфинксов. При изготовлении крупномасштабных скульптур чаще всего использовали гранит, диорит, базальт и др. Для резьбы – известняк или песчаник, а для мелкой резьбы – дерево и медь. Почти все статуи раскрашены красками: охристо-красные использовали для скульптур, изображающих мужчин, и светло-жёлтые – женщин.
Глава 2 Искусство танца в период Среднего царства в Египте
(2033 г. до н. э. – 1710 г. до н. э.)
К концу эпохи Древнего царства статус фараона начал понижаться. Во-первых, возник кризис веры. Начиная примерно с Пятой династии фараон, который первоначально объединял в себе человека и бога, в это время был отделён от власти. Фараон был только физическим сыном бога солнца, и он больше не приравнивался к богу солнца Ра (фото 2-7).
Эта ситуация усилилась во время Шестой династии и в конечном итоге переросла в доминирование местной власти. Частые гражданские войны и неспокойная обстановка длились почти 200 лет. За этим последовал политический кризис. Примерно в 2134 г. до н. э. Южный Египет был воссоединён с Фивами (в качестве центра), и была основана Одиннадцатая династия. С тех пор египетская история вошла в период Среднего царства. Среднее царство включает в себя Одиннадцатую и Двенадцатую династии со столицей в Фивах (фото 2-8).
Фото 2-7
Фото 2-8
После двухсот лет потрясений Египет был воссоединён фараоном Мантутепом III из Фив. В этот период было построено всего несколько храмов и алтарей. Причиной тому был экономический застой и отсутствие финансовых средств. Династия могла использовать только известняк, иногда глиняные кирпичи и дешёвые или лёгкие строительные материалы. Вторая причина заключается в том, что фараоны новой династии часто сносили предыдущие постройки и строили себе храмы на руинах (фото 2-9).
Однако искусство Среднего царства, особенно искусство танца и скульптуры, процветало. «Танцующая трёхмерная скульптура» была широко известным изобретением того времени. Из-за отсутствия указаний центрального правительства художники из других провинций имели большую свободу, создав более прямой и всеобъемлющий способ художественного самовыражения, чем раньше. Несмотря на то, что большинство произведений всё ещё несут на себе следы ортодоксального строя, они стали рассматриваться публикой как средство передачи автором «послания» (фото 2-10).
В то время новым правителям повсюду устраивали роскошные похороны. Резьба по дереву периода Среднего царства, обнаруженная в Аксиу, тому подтверждение.
«Женщина, видящая жертву»
Это элегантная юная танцовщица. Подобные фигуры были вырезаны на стенах гробницы. Такой способ ношения вещей на голове всё ещё можно увидеть в сельских районах Египта. Танцующая статуя, грациозная и стройная, – шедевр той эпохи. Женщина выходит из гробницы, её символическое действие очевидно – давать пищу мёртвым (фото 2-11).
Фото 2-9 Фото 2-10 Фото 2-11
В этот период скульптуры новой танцевальной формы, причём размера меньшего, чем в натуральную величину, создавались в большом количестве. Эта танцующая скульптура демонстрирует изящную голову и ступни, другие же части тела обозначаются очертаниями, вырезанными на камне или покрытыми фартуками. На этом камне обычно высекают иероглифы. Скульптура была создана до времён Нового царства.
Глава 3 Искусство танца в эпоху Нового царства в Египте
(приблизительно 1550 г. до н. э. – 1069 г. до н. э.)
В начале восемнадцатой династии Египет проводил политику агрессивной экспансии и аннексировал Ливию с её золотыми рудниками. В 1500 г. до н. э. египтяне расширились на запад до Ливии, на восток до Азии и иногда совершали экспедиции к реке Евфрат. Новое царство открыло самый процветающий и блистательный период египетской культуры. Фараон изгнал захватчиков с Ближнего Востока и добился национального единства. В то же время искусство танцевальной скульптуры и живописи достигло беспрецедентного уровня изысканности. Стройная фигура, идеальная внешность и однин тон были отличительными чертами самого безупречного стиля того времени.
«Сенефи и пара Хатису» (фото 2-12)
Эта пара танцующих фигур, размеры которой чуть меньше реального человека. Вероятно, впервые она использовалась для принесения жертв на алтари гробниц. Двое танцующих с красивыми лицами жаждут вечности. Парики и украшения выглядят очень реалистично благодаря цветам, а простая белая одежда оттеняет выпирающую грудь. Вся статуя элегантна и изящна и является образцом статуарного искусства в первые дни Нового царства.
«Пудреница в форме ложки для купающихся девушек» (фото 2-13)
Фото 2-12
Фото 2-13
Во времена фараона Аменофи III было много описаний хрупкого и нежного комплекта в форме ложки. Обнажённая женщина с водоплавающей птицей придают этим резным комплектам очаровательный вид. Это гораздо больше, чем просто аксессуары для красоты или макияжа, это жертвоприношения или принадлежности для поклонения. Некоторые думают, что сама форма представляет собой загадку. Мягкая плавающая девушка – богиня Нут, жена бога земли.
«Голова принцессы» (фото 2-14)
Эта танцующая статуя изготовлена на высочайшем уровне. Молодое и красивое лицо отражает нежную сторону искусства Амаль. Густые волосы знатной женщины упали набок. Танцовщица – принцесса.
Она, возможно, дочь фараона Акнадона. «Тело Нафити» (фото 2-15)
Под мокрой прозрачной плиссированной юбкой можно увидеть полностью развитое тело танцовщицы. Пропорциональная грудь резко контрастирует с толстым животом и ногами. В экспрессионистском искусстве эпохи Аменофи IV не уделялось особого внимания симметрии размеров. Эта танцующая статуя долгое время считалась красивой женой фараона Нафити.
«Бог Аменг и Тутанхам» (фото 2-16)
Фото 2-14 Фото 2-15 Фото 2-16
Акнатон нарушил общественный порядок во время своего кратковременного правления, и миссия возрождения общества легла на плечи мальчика по имени Тутанхам. В 1922 году во время случайных раскопок была обнаружена статуя Тутанхама. Сделанная из диорита, она представляет его как фараона, охраняемого святым покровителем Аменгом. Громоздкое тело и линии танцующей статуи имеют очевидные постамарские художественные характеристики. Его статуя была позже разрушена генералом Оранжем.
В этот период появился музыкальный инструмент тиотекин с изогнутой шейкой (пипа). Вначале это был овальный резонансный ящик с длинной шейкой (фото 2-17).
В это же время был обнаружен тиотрон с длинной шейкой (пипа) и с круглым корпусом. Мы не знаем, сколько струн было на нём в то время, но что это самый примитивный инструмент, очевидно (фото 2-18).
«Привратник дворца Пиай» (фото 2-19)
Статуи постамарского периода элегантны и изящны. Эта статуя танцовщицы ши очень тонка и сложна в изготовлении; она отражает стиль периода Азинадона. Под нежными складками платья угадываются пышная грудь и упругий живот. Женственное лицо под тяжёлым париком источает удивительную нежность. Текст, выгравированный на обратной стороне этой жертвенной танцевальной статуи, гласил, что она родом из региона Мангфит.
«Фараон Саиди I посвятил себя богине Маа» (фото 2-20).
Фото 2-17
Фото 2-18
Фото 2-19
Саиди I считается истинным основателем девятнадцатой династии. Его сын Хаммерс II – наследник, правил 67 лет и запомнился как победитель в знаменитой битве при Кадеке. Это сражение и победа в нём в дальнейшем отмечались в главных храмах Египта. Танцевальное искусство в то время было окрашено в цвета войны, танцевальное мастерство достигло совершенства.
Серебряные материалы в Египте используются редко. Это же отлитая из серебра (частично позолоченная) танцевальная скульптура. Она представляет собой жертву фараона (вероятно, фараона Саиди I) – богине истины и справедливости Маа, которая обычно появляется во время суда над мёртвыми. Поднятая вверх рука фараона указывает на то, что он участвовал в религиозных церемониях, стоя в маленькой лодке.
«Богиня Хадор и фараон Саиди I» (фото 2-21)
Фото 2-20 Фото 2-21
Фото 2-22
Богиня Хадор с рогами, солнечным диском и коброй на голове приветствовала фараона Саиди I. Здесь она не богиня радости, танца и любви, а Дева мёртвых и хозяйка Фивского кладбища. На лбу фараона также была кобра. Он взял цепочку для талисмана, которую богиня дала ему для защиты. Несмотря на множество реставраций, безупречное мастерство танцевального рельефа по-прежнему впечатляет. Художник показывает стройный силуэт танцующей богини, роскошные костюмы и изысканные парики.
Другой фрагмент фрески в той же гробнице изображает сцену пения и танцев. Музыканты носили ароматные конические украшения из пряностей (особый орнамент сохранился на фресках того времени), а также ожерелья, браслеты и украшения, инкрустированные драгоценными камнями. Вьющиеся волосы представлены зигзагообразными линиями. Девушка-музыкант играет на флейте, остальные хлопают в ладоши. На стене выгравированы слова песни «Сладкий цветок».
Два обнажённых танцора изящно двигаются под звуки флейты, с точной координацией, бодро и грациозно. Они танцуют и отбивают ритм. Позы на фреске запечатлены в боковом ракурсе (больше используется традиционное сочетание передних и боковых поз). Четыре девушки сидят в свободной позе. Их лица, руки и глаза обращены к зрителю, их ноги и даже ступни обращены наружу и покрыты тенями. Тонкие лица обращены вперёд, глаза смотрят на зрителя. Создаётся впечатление, что художник пытается избавиться от ограничений традиционных форм и желает использовать новые методы самовыражения.
«Слепой музыкант, играющий на гуцине» – это рельеф, обнаруженный в могиле Саккарабата Нехаба. Рельеф передаёт живую манеру исполнения. Образ слепого музыканта, выгравированного на стене, изображён очень ярко, что соответствует духу лирики той эпохи: «О! Счастливый день прошёл, впереди музыка и песни. Отбрось все заботы, просто думай о радости, пока не наступит тот день, когда ты пришвартуешь свою лодку к мирному берегу».
В гробнице Нахта в Фивах сохранились самые красивые фрески Египта. Особенное внимание привлекают сцены, изображающие праздники. На стенах гробницы изображены три известные девушки-музыканты. Их изящная осанка и манеры достойны восхищения. Пожалуй, это самые гламурные изображения на египетских картинах. Затем ещё трое: рядом со старым и рассудительным человеком находится второй, очаровательной внешности, он читает стихотворение и оглядывается на того, кто стоит позади; третий играет на флейте.