Полная версия
Музыка и танцевальное искусство времён расцвета Великого шёлкового пути. Том 1
Цзинбао Чжоу
Музыка и танцевальное искусство времён расцвета Великого шёлкового пути. Том 1
От издателя: содержательная часть данного издания воспроизводится в соответствии с предоставленным китайской стороной готовым текстом перевода, с сохранением всех лексических, синтаксических, стилистических и фактологических особенностей. Вопросы, замечания и предложения просим адресовать издательству «Modern Press Co. Ltd» и агентству по правам «Beijing Lewen Cultural Media Co. Ltd».
ЧАСТЬ I Музыка и танец Месопотамии
Искусство музыки и танца в Междуречье в основном воспринималось как привилегия и использовалось как инструмент религиозной пропаганды. Из-за частой смены власти у правящего класса и священнослужителей не сложились единые стандарты для различных искусств. Изобразительные средства были достаточно гибкими, благодаря чему они легко интегрировались в различные типы культур. Таким образом, элементы культур Междуречья часто заимствовались последующими поколениями.
Искусство в период Раннего царства ранней династии в основном имело довольно характерный художественный стиль; хеттские же народы, происходящие из Анатолии, создавали произведения искусства иного типа. Более поздние художественные образцы относятся к Ассирийской и Нововавилонской эпохам. Междуречное искусство изображения танца в скульптуре имело большое влияние на культуру стран, расположенных вдоль Шёлкового пути.
Глава 1 Искусство танца в регионе Междуречья
Во II в. до н. э. греческий историк Полибий назвал территорию между реками Тигр и Евфрат «регионом Междуречья, или Месопотамией». Данный регион располагался на территории нынешнего Ирака и части Сирии и отличался обильной плодородностью земель благодаря орошению двумя реками. Что касается усилий, предпринятых для возделывания земель в этой местности, в Священных писаниях этот регион указывался как первый земной рай, Эдемский сад на востоке.
Фото 1-1 Фото 1-2
Женский идол неолитической эпохи, найденный в гробнице, в среднем течении реки Тигр, представляет собой скульптуру, датируемую 6 000 г. до н. э. (фото 1-1).
Статуя изображает женщину, что свидетельствует о популярности в регионе Месопотамии верований, связанных с плодородием женщин и урожайностью земель. Небольшие глиняные скульптуры танцоров появились в Междуречье ещё в первобытный период. Маленькая глиняная статуэтка, обнаруженная в Террасшаване и находящаяся сейчас в Национальном Музее Ирака, датируется также 6 000 г. до н. э. (фото 1-2).
Среди этих маленьких фигурок высотой чуть более десяти сантиметров есть фигуры мужчин и женщин в одежде, а также обнажённые фигуры, сидящие или стоящие. У них преувеличенно большие глаза (глазницы обведены чёрным цветом), высокая переносица, шарообразное тело и вздымающаяся грудь, что является типичным способом изображения людей тех времён.
Алебастровая женская статуя, найденная в гробнице, в среднем течении реки Тигр, представляет собой скульптуру, датируемую 5 500 г. до н. э. (фото 1-3).
Очевидно, обнажённые тела женщин были распространённой темой скульптур в те времена. В Багдадском музее сейчас можно найти женскую керамическую статую, созданную между 6 000 г. до н. э. и 5 100 г. до н. э. (фото 1-4).
Фото 1-3 Фото 1-4 Фото 1-5
Пышные груди и ягодицы, бёдра этой скульптуры, изображающей женщину, преувеличены, в то время как руки упрощены до тонких и длинных полос, голова же совсем невыразительна. Эта статуя танцующей женщины отражает культуру поклонения первобытных людей, связанную с продолжением рода.
Эта богиня почиталась в Анатолии вплоть до римского периода. Иногда её изображали как человека с двумя телами.
Также можно встретить статуи танцующей супружеской пары, они либо боги, либо обычные люди. Стоит отметить, что мужчины обычно изображаются меньше и стройнее женщины. Такое изображение, возможно, также связано с доисторическими вероучениями. Примером этому может послужить «Статуя стоящего на коленях обнажённого мужчины», обнаруженная в Самарии, в среднем течении реки Тигр. Это также скульптура, датируемая 5 500 г. до н. э. (фото 1-5).
Другой пример. «Статуя обнажённого молящегося», обнаруженная в Восьмом храме Ниту в Кахафадже.
Так же, как на обрядах погребения и церемониях поминовения предков, женщины обладали определённым привилегированным статусом в искусстве того времени.
Статуя шумера (фото 1-7).
С 3 000 г. до н. э. и почти до 2 000 г. до н. э. регион Мепотами был разделён на множество городов-государств. Чтобы завоевать уважение народа, правители и вельможи городов-государств часто собирались вместе и совершали поклонение богам (танцевали).
Вотативная статуэтка, обнаруженная при раскопках в Телль Асмаре (шумер) (фото 1-8).
Фото 1-6 Фото 1-7 Фото 1-8
Шумер запечатлён в скульптуре следующим образом: простая форма тела, выступающий нос, длинные косы, декоративная борода, нижняя часть тела представляет собой набедренную повязку, плотно сплетённую из верёвок, что соответствует должности священнослужителя.
Глава 2 Искусство города-государства Мари
В 3000 г. до н. э. город-государство Мари было основано в бассейне реки Евфрат, на границе Сирии и Месопотамии. Оно распространило шумерскую культуру на юг. С середины 3000 г. до н. э. и до 1750 г. до н. э. это государство сыграло важную роль в истории Месопотамии, и позже было разрушено Вавилонским царством.
Алебастровая статуэтка «Смотритель города Мари Эбих-иль», найденная в Мари (фото1-9).
На обратной стороне этой статуи в позе молящегося выгравированы знаки, которые гласят: «Смотритель Эбих-иль преподносится храму Иштар». Голова смотрителя обрита по обычаю того времени, аккуратно подстрижена волнистая борода. Инкрустация на бровях утрачена, но глаза из ракушек и лазурита, закреплённые на смоле, выразительны.
Вотативная статуэтка из Эшнунны, из храма Абу, бога плодородия, 2900–2600 гг. до н. э. (фото 1-10).
В подвале храма Абу в древнем городе Эшнунна хорошо сохранилась группа скульптур, которые являются важными объектами для понимания ранней шумерской культуры в Междуречье. Эти каменные статуи принадлежат к произведениям первобытной эпохи, пропорции их тела не соблюдены, что указывает на неразвитый уровень изготовления скульптур в небольших городах тех времён. При создании этих статуй художника вдохновляли цилиндры и конусы. Вотативная статуэтка шумера (фото 1-11).
Фото 1-9 Фото 1-10 Фото 1-11
Фото 1-12
Статуя в позе молящегося стоя, которую мы видим на изображении, не передаёт движения, выражение лица стандартное, глаза широко раскрыты (кажется, что они вообще отсутствуют). Взгляд мужчины честный, бесхитростный.
Скульпторы, специализирующиеся на создании статуй, в северной части Шумерского царства отказались от традиций, которым следовали южные скульпторы. Их статуи молящихся принимают сидячие позы, а не стоячие. В Мали было обнаружено много таких сидячих статуй. Хотя у таких статуй руки по-прежнему прижаты к груди, они больше похожи на правителей, чем на молящихся. Белоснежная алебастровая статуя не украшена красками. Только брови и глаза, чтобы выделить их, инкрустированы чёрным камнем, и этот эффект действительно придаёт выразительности скульптуре (фото 1-9, 12).
Глава 3 Искусство танца шумеро-аккадского периода
Шумеры – одни из старейших жителей Месопотамии. Согласно историческим данным, около 2500 г. до н. э. в регионе двух рек в основном проживали два народа: шумеры и семиты. Шумеры жили на Вавилонской равнине, на юге, а семиты – в северном регионе с центром в городе Киш. Если проследить историю развития этих двух народов, то можно обнаружить, что история шумеров более продолжительная.
Монумент «Победа Нарам-Сина» (фото 1-13).
Фото 1-13
Этот монумент является бесспорным художественным шедевром аккадского периода, она ознаменовывает победу четвёртого царя аккадской династии над восстанием горных племён луллубеев. Скульптор использовал редкий драматический эффект танца, чтобы изобразить сцену восхождения царя к победе. Высокий ростом царь находится посередине, заняв командную позицию. Поднимаясь на вершину горы, в руках он держит лук и стрелы. Созвездие на вершине монумента означает милость господню. Этот монумент был использован царём в те времена как орудие пропаганды.
Все аккадские воины готовы сражаться, их головы высоко подняты, и благоговейные взгляды направлены на царя, что делает Нарам-Сина центром всего рельефного изображения. Шлем Нарам-Сина украшен рогами, которые представляют собой головной убор в форме короны, символизирующий бога, также являющийся символом царской власти. Фактически это первое сочетание персонажей и пейзажа в истории искусства: образы ясны и просты, композиция лаконична. Нарам-Син сражается в первых рядах, он взмахивает рукой и убивает врага, что является намёком на скорую победу в войне. Аккадийцы, возглавляемые царём, атакуют противника со всех сторон. Падшие иноплеменники и стоящие на коленях сдавшиеся, изображённые в правой части монумента, ещё больше заостряют внимание на теме войны. Вся танцевальная композиция сбалансирована в этой сцене сражения враждующих сторон. Подобные каменные рельефные монументы с изображением сцен танца не были обнаружены в последующие 1500 лет.
Глава 4 Исходные материалы о музыке Месопотамии
Для изучения музыки и искусства Месопотамии нам доступны только изображения и библиографические данные, то есть данные из вторых рук. Музыка и танцы уже исчезли навсегда, потому что передавались устно. Особую материальную ценность представляет большое количество обнаруженных и сохранившихся музыкальных инструментов при раскопках Ура, Киша и Нимруда. К сожалению, музыкальные инструменты пережили тысячи лет не в самых подходящих условиях. В этом плане Месопотамия намного уступает Египту, в Египте даже предметы, сделанные из недолговечных материалов, таких как дерево, ткань и папирус, могут хорошо сохраниться благодаря сухому песку пустыни и герметическим гробницам. Влажная же почва Междуречья стала причиной того, что деревянные и бамбуковые трубы, которые преимущественно использовались для производства музыкальных инструментов, шкуры животных, служившие для перетяжки барабанов, и бараньи кишки, которые применялись для производства струн, и т. д. полностью разложились и исчезли со временем.
Фото 1-15
Фото 1-16
Большое количество изображений музыкальных представлений можно рассматривать как важнейший материал для изучения месопотамской музыки и танцевальной культуры. Начиная с 4000 г. до н. э. сохранились изображения музыкальных представлений различных исторических периодов Месопотамии, в которых задействованы почти все виды и разновидности изобразительного искусства. Самые ранние изображения музыкальных инструментов встречаются на обычных и цилиндрических печатях, которые датируются примерно тем же периодом, что и изобретение месопотамской письменности, – около 3000 г. до н. э. Эти печати использовались владельцем для опечатывания своих вещей (фото 1-15).
И наконец, особенно поражает рельеф на стене ашурского дворца. Он очень подробно и реалистично изображает различную деятельность царя в серии изображений: военные сцены, триумфальные ритуалы, царская охота, религиозное поклонение. Также вся эта информация имеется в летописных письменных источниках. На некоторых рельефах таких гигантских камней имеются следы красок, из чего можно сделать вывод, что эти изображения ранее были расписаны (фото 1-16).
Фото 1-16
В начале 2000 г. до н. э. керамические статуэтки, изготовленные в наборах, и керамические рельефы с человеческими фигурами также использовались для изображения исполнителей музыки и танцев. Помимо терракотовых рельефов, выполненных в простом стиле, постепенно появились округлые резные керамические статуэтки.
Имеется также самое древнее изображение шумерского музыканта, в описании к портрету можно найти его имя. Оно обнаружено на плоском рельефе в Лагасе и датируется примерно 2600 годом до н. э. Одна статуэтка из серии керамических фигурок, обнаруженных в регионе Мали, принадлежит к первой династии Ура (2500– 2350 гг. до н. э). На обратной стороне этой керамической фигурки имеется надпись, из текста которой можно сделать вывод, что профессия человека, изображённого в сидячей позе, – музыкант или певец. Что касается того, кто именно изображён: мужчина или женщина, – сложно уточнить. Часть руки и грудь керамической статуэтки повреждены, что ясно свидетельствует о том, что изображённый музыкант (или женщина-музыкант) изначально играл(-а) на арфе (фото 1-17).
В дополнение к описанию музыкантов клинописи передали нам информацию о названиях многих музыкальных инструментов и их моделях. Справочные списки как на шумерском, так и аккадском языках иногда также включают в себя названия музыкальных инструментов и передают нам соответствующие наименования музыкальных инструментов шумеров и аккадцев. На изображении видно, что этот тип инструмента имеет длинную стержневидную шейку и небольшой акустический резонатор. Их много в шумерских источниках конца 3000 г. до н. э. Инструмент царя Шульги, который был у власти около 2000 г. до н. э., был новым и неизвестным инструментом, а ведь царь мог иметь и большинство других инструментов.
Это свидетельствует о том, что лютня была чем-то новым для шумеров и не считалась традиционным музыкальным инструментом. Тот факт, что название лиры пошло из шумерского языка, был недавно подкреплён убедительными аргументами. Самым распространённым, очевидно, является шумерское наименование «zami». Также оно встречается в аккадском письме как заимствованное слово «sammu». Лира, как следует из названия, представляет собой музыкальный инструмент для восхваления и относится к классу музыкальных инструментов (струнных), изготовленных из дерева.
Глава 5 Профессиональные музыканты в Месопотамии
Обычно считается, что два очень часто встречаемых названия профессии «gala (kala)» и «nar» указывают на людей, получивших профессиональную музыкальную подготовку. Очевидная разница между ними заключается в функциях этих двух групп профессий. В обязанности первых входит, главным образом, исполнение специальных песен во время погребальных церемоний и траурных песен в храмах. Таким образом они пытаются успокоить разгневанных богов. Тогда как задача группы «nar» – воздавать хвалу богам или благословлять правителя с помощью весёлой музыки и прославляющего пения. Обычно первое наименование переводится как «ритуальный певец», а второе – просто как «певец». В Позднеассирийском царстве разница между двумя группами профессий заключалась в следующем: «gala» пела песни на шумерском языке, а «nar» – на аккадском.
За исключением жриц, которые занимаются музыкой как своей основной профессией, женщины также упоминаются в некоторых письменных источниках. Их привлекают для участия в жертвоприношениях только при определённых особых обстоятельствах. Сфера их участия, очевидно, – это пение в хоре. Кроме того, они занимаются некоторыми другими видами деятельности. По крайней мере, существуют свидетельства, что в эпоху Исина один и тот же человек мог одновременно занимать несколько должностей, связанных с музыкой. Эти должности часто передавались от отца к сыну в семье, и их можно было также купить, заплатив определённую сумму денег (фото 1-18).
Фото 1-17
Фото 1-18
Недавние исследования некоторых клинописных глиняных табличек первой половины XIV в. до н. э., принадлежащие Нуцци, подтвердили гипотезу о том, что большинство придворных певиц и женщин-музыкантов принадлежали к гарему. Например, в отчёте о раздаче зерна для гарема упоминаются имена женщин, которые в других письменных источниках имели точное подтверждение, что они певицы.
Музыка и танцы занимают видное место в важных праздничных мероприятиях (например, церемония закладки фундамента и церемония открытия). Многие материалы, упоминающие музыку и танцы, найденные в Месопотамии, можно рассматривать и интерпретировать как связанные с церемониальными мероприятиями. К ним относятся изображения исполнителей на арфах и лирах и аккомпанирующих им барабанщиков с большими барабанами и тарелками. Все они сопровождают сцены банкета, а также многочисленные танцевальные сцены (фото 1-19).
Фото 1-19
Другие связанные с музыкой изображения в месопотамском изобразительном искусстве встречаются в основном на рельефах ассирийской эпохи, посвящённых военной музыке. Образы барабанщиков и тарелочников изображены в колонне марширующих воинов, встречаются также изображения людей, исполняющих музыку в казармах.
Выбор из большого количества различных музыкальных стилей исполнения зависит от множества причин. Кто-то составил каталог гимнов, в котором отмечается, когда следует исполнять перечисленные песни. Каталог содержит три вида гимнов, перечислено около 200 их наименований. Как указано в этом каталоге, в нём упоминается только часть всех церемониальных песен. Положения, специальные правила этикета, содержащие описание церемонии, в которых хвалебные песни «kald» (священников) должны петься до и во время утрени. Большинство религиозных стихов в шумерской литературе декламируется или поётся с инструментальным сопровождением. Шумеры отмечали характер этих стихотворений указанными внизу знаками, которые отчасти похожи на музыкальные ноты. Они не только указывали название категории определённого музыкального инструмента, но и содержали названия компонентов песни, что позволяло провести различие между ними.
Так как хвалебные песни передавались в устной форме, те священники, которые проводили религиозные церемонии, должны были предельно точно запомнить их и никоим образом не изменять во время пения, не импровизировать и ничего не добавлять. Стандартизация храмовых хвалебных песен и гимнов, запись устно передаваемых гимнов привели к формированию музыкальной закономерности. В результате была разработана система прекрасной гаммы мелодий.
Статуя богини Иштар (фото 1-23).
Из изображений ассирийского периода мы можем увидеть, что помимо небольших групп, состоящих из четырёх или пяти музыкантов, уже появились и многочисленные группы. В этих больших группах струнные инструменты играют важную роль при хоровом исполнении. Например, существует изображение под названием «Придворные музыканты Элама». Всего группа насчитывает одиннадцать музыкантов, семь из них держат вертикальные треугольные арфы, один – горизонтальную треугольную арфу, два – двухтрубные гобои, и ещё один – барабан. За ними следует группа певцов, некоторые из них – дети, другие – взрослые, они поют и хлопают в ладоши.
Из изображений арф и лир видно, что струны, как правило, перебираются обеими руками. Можно предположить, что помимо унисонного или октавного исполнения также применяется инструментальный ансамбль (возможно, комбинация мелодии и монотонного баса). Из присутствия двухтрубного гобоя в вышеупомянутой группе также можно сделать вывод о том, что исполнение музыкальной группы обладает характеристиками полифонии. В дополнение к ансамблевому и интервальному контрасту голосовая орнаментика и монотонный бас также имели место в месопотамской музыке. Как демонстрирует изображение, некоторые музыканты сидят или стоят, а другие исполняют музыку в движении. Неоднократное изображение музыкантов в танцевальной позе также свидетельствует о практике музыкального исполнения.
Шумерский царь Гильгамеш (поэма «Легенда о Гильгамеше») (фото 1-25).
Фото 1-20 Фото 1-21 Фото 1-22
Глава 6 Теория музыки в Месопотамии
Математическая теория греческого учёного Пифагора позже сыграла важную роль в музыке, корни его учения, очевидно, восходят к Вавилону. Как и все науки, математика в Месопотамии считалась восходящей к богам. Вавилоняне также использовали взаимосвязь между четырьмя временами года, чтобы проиллюстрировать музыкальный интервал. Например, взаимодействие весны и осени – это кварта, весна и зима составляют квинту, а весна и лето – это октава. Жаль, что пока найдено лишь несколько письменных источников, содержащих в себе теорию музыки и лишь некоторую информацию о структуре звуковой системы (мелодики) и настройке струнных инструментов.
Повторяющееся использование словесного знака «sa» (струна) указывает на то, что письменный источник имеет отношение к музыке, он состоит из 24 строк и разделён на три абзаца. В первом абзаце время от времени упоминаются две струны девятиструнного инструмента, на самом деле в этом инструменте используется только семь струн; во втором абзаце содержатся две последовательные строки, которые, очевидно, представляют собой описание уровней интервалов; некоторые символы в третьем абзаце интерпретируются как названия интервалов. Эти названия переводятся следующим образом: первая струна, вторая струна, третья струна, четвёртая струна, пятая струна, четвёртая обратная струна, третья обратная струна, вторая обратная струна, последняя струна. То есть считается только до пятой струны, а затем начинается обратный отсчёт. Как сказано выше, в первом письменном источнике упоминалось, что использовались только семь струн из девяти. Разумно полагать, что музыка Месопотамии была основана на гептахордовой звуковой системе, по крайней мере, начиная с 1000 г. до н. э., а восьмая струна составляет октаву с первой струной, что соответствует описанию различных ладов в гептахорде.
Фото 1-23 Фото 1-24 Фото 1-25
Музыкальные инструменты, обнаруженные в гробницах царя Ура, можно считать самой сенсационной археологической находкой в инструментоведении. Хотя это не самые ранние музыкальные инструменты, относящиеся к музыкальной культуре Месопотамии, можно сказать, что это самые важные музыкальные инструменты, сохранившиеся с 3000 г. до н. э. В этих гробницах были обнаружены остатки девяти лир, пять из которых подлежат восстановлению, а также арфы, духовые инструменты и пара тарелок. Особенно высокий уровень струнных инструментов даёт возможность предположить, что эти инструменты прошли достаточно долгую стадию развития. Роскошные и великолепные формы лир и арф, с одной стороны, демонстрируют богатство тех, кто заказал эти инструменты, с другой стороны, это показывает потрясающе высокий уровень мастерства тех, кто создал эти инструменты. Чтобы изготавливать украшение в виде головы быка из золота, серебра и бронзы, канву из цветного камня, а также чрезвычайно сложную лиру с использованием технологии художественной инкрустации, мастер по изготовлению инструментов должен владеть навыками обработки дерева, металла и драгоценных камней и т. д., а также должен быть творчески одарённым человеком. В частности, необходимо обладать обширными знаниями в области музыки и акустики, чтобы знать, как справиться со всевозможными сложностями, связанными со настройкой звука (фото 1-28).
Фото 1-26
Фото 1-27
Форма арфы выполнена довольно точно и соответствует той, что изображена на штамповой доске и жертвенной доске триста или четыреста лет спустя. Этот вид музыкального инструмента можно назвать асимметричной, параболически изогнутой арфой, во время игры она находилась в вертикальном положении. Встречается двух видов: большая вертикальная и небольшая, которую можно носить с собой. Сначала у неё было от 3 до 4 струн, а во времена первой династии Ура стало от 11 до 15.